Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 п. Сосновка структурное подразделение детский сад Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 24 Протокол от 30.08.2024г. № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 24 _____________ О.А. Глухова Приказ от 30.08.2024г.№ 238-д Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага» Возраст воспитанников: 3-5 лет ГО Карпинск, 2024 Содержание 1. Целевой раздел…………………………………………. 3 1.1. Пояснительная записка, цели и задачи………. 1.2. Планируемые результаты, мониторинг………… 2. Содержательный раздел………………………………… 5 2.1. Описание форм, способов, методов и средств, принципов программы……………………………………………….… 3. Организационный раздел……………………………… 7 3.1. Особенности осуществления образовательного процесса 3.2. Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала………………………… 3.3. Перспективный план работы кружка «В стране оригами» с детьми средней группы………………………… Список использованной литературы………………………. 2 10 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка «ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ЛАДОШКЕ , ТЕМ УМНЕЕ РЕБЕНОК ». СУХОМЛИНСКИЙ В.А. Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: 3 ОБУЧАЮЩИЕ: Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д . и базовыми формами оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Обучать различным приемам работы с бумагой. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать пространственное воображение. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к искусству оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. 1.2. Планируемые результаты освоения программы: «В стране оригами» Научатся различным приемам работы с бумагой. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами. Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами 4 Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение. Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию. Познакомятся с искусством оригами. Овладеют навыками культуры труда. Особенности проведения педагогического мониторинга Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач: индивидуализации образования / в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития/; оптимизации работы с группой детей; не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений; позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений; 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «В стране оригами» Занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа. 5 Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций. Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ. Принципы построения программы Принцип наглядности. соответствующей Предполагает изучаемому широкое представление наглядности: иллюстрации, последовательности. Предполагает материалу образцы, схемы. Принцип систематичности и планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала от простого к сложному. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Методы, используемые на занятиях кружка: Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Показ образца выполнения последовательности работы. Формы проведения итогов реализации программы кружка 6 «В стране оригами» Составление альбома лучших работ. Проведение выставок детских работ. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами 1. Владение ножницами. 2. Обработка квадрата. 3. Аппликативное оформление оригами. 4. Составление творческих композиций. Решение образовательных задач Рабочей программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками. Одной из основных образовательных задач Рабочей программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в Рабочей программе уделяется: поддержке интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках; ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Особенности осуществления образовательного процесса Режим занятий: 7 Программа «В стране оригами» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут, 3.2. Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка. 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. 2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 3. Не держи ножницы лезвиями вверх. 4. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями. 5. Не размахивай ножницами, не играй ими. 6. Передавай закрытые ножницы кольцами вперед. 3.3. Перспективный план работы кружка «В стране оригами» с детьми средней группы Учебно-тематический план. Средняя группа. № П/П Название темы Кол-во Занятий 1 Знакомство с разными видами бумаги 2 Сказки квадрата (Сгибание бумаги 1 различными 2 способами) 3 Моя книжечка 1 4 Косынка для куклы 2 5 Наливное яблочко 1 6 Гриб 1 8 7 Домик 8 Собачка 9 Флажки 1 10 Волк 1 11 Рыбка 1 12 Елочка 1 13 Снеговик 1 14 Новогодняя игрушка 1 15 Елочный шар 1 16 Зайчик 1 17 Грузовая машина 1 18 Щенок 1 19 Лисичка 1 20 Автобус 1 21 Самолет 1 22 Кораблик 1 23 Открытка для папы 1 24 Пирамидка 1 25 Мишка 1 26 Солнышко 2 27 Тюльпаны для мамы 1 28 Подснежники 1 29 Птицы 1 30 Листик 1 31 Лягушка 1 32 Гусеница 1 33 Бабочка 1 34 Голубь мира 1 35 Итоговое 1 1 9 ИТОГО 34 Список используемой литературы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. Издательство: "Питер" , 2013 Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1. Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: ДетствоПресс, 2016 г Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Клссик, 2006. 10 11