Положение о школьной библиотеке МАОУ СОШ №24

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ СОШ № 24
_____________О.А. Глухова
Приказ № 196\1-д
«01» сентября 2020 года
м.п.

Положение
о библиотеке муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 24

г. Карпинск

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Библиотека является непосредственным участником
образовательного
деятельности МАОУ СОШ № 24, в целях обеспечения права участников образовательных
отношений на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Деятельность библиотеки МАОУ СОШ № 24 (далее - библиотека) отражается в
Уставе. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
1.3. Цели библиотеки соотносятся с целями МАОУ СОШ № 24: формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
Свердловской области, Уставом МАОУ СОШ № 24, настоящим положением о библиотеке,
утвержденном директором общеобразовательного учреждения.
1.5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением о библиотеке МАОУ СОШ № 24 и
Правилами пользования библиотекой МАОУ СОШ № 24.
1.6. МАОУ СОШ № 24 несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.7. Организация обслуживания участников образовательных отношений
производится в соответствии с правилами безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательной деятельности - обучающимся,
педагогическим работникам, родителям, (иным законным представителям) обучающихся
(далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических
изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения:

2

комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;

пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;

аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном
учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения,
лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:

организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки);

разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.)

обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:

создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности;

организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;

оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
г)
осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;

содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;

осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного
учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:

удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях
в библиотеку;

консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;

консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
3

4.1. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный
зал), включает также отделы учебников, информационно-библиографической работы;
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с планом работы школы,
программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых из местного, областного и федерального
бюджетов, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности имущества
библиотеки;
4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директора МАОУ СОШ № 24 в соответствии с уставом
учреждения.
4.6. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка МАОУ СОШ № 24. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится.
4.7. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с обучающимися библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с
библиотеками города.

5. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ

5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом МАОУ СОШ №16.
5.2.
Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор
МАОУ СОШ № 24.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором общеобразовательного
учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и Уставом МАОУ СОШ № 24.
5.4. Библиотекарь назначается директором МАОУ СОШ № 24, может являться
членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета МАОУ СОШ
№ 24.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает
методист по учебным фондам и школьным библиотекам Центра мониторинга.
5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору МАОУ СОШ № 24 на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке,
4

б) правила пользования библиотекой;
в) планово-отчетную документацию.
5.7. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения
регламентируется его Уставом.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации,
5.9. Заведующая библиотекой может осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется
заведующей библиотекой только на добровольной основе.
5.10. Трудовые отношения заведующей библиотекой и МАОУ СОШ № 24
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ

Заведующая библиотекой имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в Уставе МАОУ СОШ № 24 о библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой МАОУ СОШ №
24 и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
е) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке,
определяемом Уставом этого учреждения;
ж) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый
отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством
общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
з) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
и) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
Заведующая библиотекой обязана:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в)
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, .размещение и хранение;
г) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой общеобразовательного учреждения;
д)
отчитываться
в
установленном
порядке
перед
руководителем
общеобразовательного учреждения;
ж) повышать квалификацию.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
5

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к
директору
общеобразовательного учреждения.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц,
не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
- бщеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и
иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных
представителей) обучающихся – по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более
двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:

учебники, учебные пособия - учебный год;

научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

периодические издания, издания повышенного спроса -10-15 дней;
6

в)
пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со ороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».