Рабочая программа курса внеурочной деятельности Гончарное ремесло

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 п. Сосновка

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 24
Протокол № 1от 30.08.2024 г.

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 24
______ О.А. Глухова
Приказ от 30.08.2024 г. № 238-д

Основная образовательная программа
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Гончарное ремесло»
1 – 4 классы

ГО Карпинск
2024 г.

Программа курса внеурочной деятельности « Гончарное ремесло направлена на
эмоциональное и эстетическое развитие школьников, на развитие творческой
деятельности в области народного и декоративно прикладного искусства
(художественная обработка керамика – лепка, роспись, декорирование глиняных
изделий).
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке
через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и
взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной
пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и
декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нём дети
развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию,
художественные способности, эстетические чувства.
Программа «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства
глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития
художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать
определённые навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетическую
ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их
интересной работой.
Знакомство и приобщение школьников разных возрастов к народному творчеству
имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к
исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям,
передаваемым из поколения в поколение. Занятия в кружке «Гончарное ремесло»
способствуют формированию и развитию творческих способностей, самостоятельности и
трудолюбия учащихся.
Цель программы:
- формирование творчески мыслящей личности, обогащённой знанием народных традиций в
области декоративно-прикладного искусства, знанием основ скульптуры и умением
реализовать на практике свои художественные идеи.
Задачи:
Обучающие:
- обучить детей основным приёмам и навыкам работы с глиной;
- научить замечать красоту ;
- научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять пропорции
изображаемого объекта;
- научить при росписи работать со всей палитрой красок;
- способствовать приобретению детьми знаний в области проектной деятельности.
Развивающие:
- содействовать в развитии художественно-творческих способностей учащихся в области
лепки, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- развивать пространственные представления, образное мышление и творческое
воображение, активное эстетическое отношение к окружающему миру, искусству;
- развивать умения творчески взаимодействовать и проявлять навыки сотрудничества и
позитивного общения при работе в парах, группах, коллективе;
- сформировать элементарные навыки работы с глиной на гончарном круге;
- развивать навыки проектной деятельности;
- расширить знания учащихся в области применения различных материалов для лепки:
глина, шамот, фарфор и др.;
- познакомить детей с различными народными промыслами (керамика) России;
- познакомить с техникой безопасности при работе на гончарном круге;

- стимулировать творческую активность каждого учащегося, развить индивидуальные
задатки и способности.

Воспитательные:
- способствовать формированию духовной культуры детей, потребности общаться с
произведениями декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- способствовать воспитанию нравственных и патриотических чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, уважительное
отношение к труду других учащихся;
- формировать потребность в творческом развитии и самообразовании, умения адекватно и
объективно оценивать свои возможности.
Формы и методы работы:
Формы работы:
- беседа;
- практическая работа (лепка, роспись изделий, работа на гончарном круге).
Методы работы:
- практически все занятия имеют теоретическую и практическую часть. В конце учебного года,
проводится выставка работ учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
•
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
•
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•
устойчивого интереса к новым способам познания;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
•
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
•
планировать свои действия;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
различать способ и результат действия;
•
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
•
проявлять познавательную инициативу;
Познавательные:
Обучающийся научится:

•
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом нформационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
•
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих
задач и представления их результатов;
•
анализировать объекты, выделять главное;
•
осуществлять синтез (целое из частей);
•
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
•
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные:
Учащиеся смогут:
•
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•
владеть монологической и диалогической формой речи;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
Предметные результаты:
Ученик научится:
•
использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами;
•
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей
простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и
приспособлений, осуществлять целесообразный выбор инструментов;
•
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
•
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении,
формообразовании, сборке и отделке изделия;
•
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам,
эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
•
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов
соединения деталей (достраивание, переконструирование) с «далью придания новых свойств
изделию;
•
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие издания
обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь
руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Ученик получит возможность научиться:
•
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности
различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером
и задачами предметно-практической творческой деятельности;
•
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные
свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или
художественных задач;
•
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е.
могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали
эти вещи);
•
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые
исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в
декоре бытовых вещей).

Результат деятельности:
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
– развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление,
конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
– познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями
применения;
– познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
– использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
– познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями
уже известных инструментов;
– создавать полезные и практичные изделия;
– совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Место курса в учебном плане:
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных
стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный
(образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит
из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную
деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного
процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей,
способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеурочная
деятельность ребёнка приобретает статус образовательной деятельности и является
необходимым компонентом процесса получения образования.
Данная программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов.
Срок реализации – 1 год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Примерные темы теоретического раздела
1.

История гончарства.

2.

Рабочее место гончара (инструменты, уход за ними, рабочаяодежда).

3.

Разнообразие глиняных масс, подготовка глины к работе.

4.

Общие принципы работы с глиняной массой, сушка изделий.

5.

Способы орнаментирования изделия.

6.

Метод вытягивания изделия из цельного куска глины.

7.

Метод штамповки изделий.

8.

Метод литья изделий

9.

Метод формовки на гипсовой модели.

10.

Способы создания ажурных изделий.

11.

Метод кругового налепа.

12.

Знакомство с гончарным кругом.

13.

Техника безопасности при работе на гончарном круге.
Методические рекомендации к освоению теоретического раздела. Основной
принцип—дозированность информации. Теоретические знания нужны для
успешной реализации конкретной практическойзадачи. Основная форма
подачи материала—инструктаж в начале занятия и по ходу действий.
Примерные темы практического раздела

1.

Мелкая пластика: животные, народная игрушка, украшения.

2.

Декоративное панно.

3.

Изготовление сувениров в различных техниках.

4.

Изготовление посуды в различных техниках.

5.

Работа на гончарном круге.
Методические рекомендации к освоению практического раздела.
Приведённые выше темы включают в себя несколько занятий.
Результатом одного практического занятия является конкретное изделие,
изготовленное определённым способом, которое поступает в сушку,
обжиг и роспись (при необходимости). В связи с этим, в учебный план
включены часы на подготовку изделий к обжигу и на последующее
декорирование.

Календарно - тематическое планирование
№
№

Тема

1

Вводное
занятие

2

Мелкая
пластика

Кол
-во
час
ов
2

Название
занятия

Цели и
задачи

«В гостях у
гончара»

Знакомство
с историей
гончарства;
знакомство
с
инструмент
ами и
оборудован
ием в
гончарной
мастерской;
знакомство
с
пластически
ми массами.

2

«Лепим
животное»

Изготовлен
ие фигурки
животного
методом
вытягивани
я из единого
куска,

Необходим
ые
теоретическ
ие знания
Открытие
керамики,
инструмент
ы для
работы
Свойства
глины,
правила
сушки
изделия.

Практически
едействия

Материалы,
оборудование

Итоговое
изделие

Подготовка
рабочего
места,
подготовка
глиняного
теста,
лепка на
свободну
ютему,
уборка
рабочего
места

Защитное
покрытие на
стол, ёмкость с
глиной, ёмкости
(0,5 л х 2 шт.) с
водой, стеки,
кисть пони №7

Произвольное

Подготовка
керамическ
ой массы к
работе,
основные
принципы
работы с
глиной,

Подготовка
рабочего
места,
вымешива
ние,
формовка
фигурки,
проработка
деталей,

Те же

Фигурка
животного

7

3

2

знакомство с
народной
игрушкой
(Дымковско
й,
Пензенской)
«Лепим
Изучаем
украшения» многобразие
форм,
размеров,
принципов
орнаментац
ии.

4

2

«Лепим
магнитик»

Изготовление
плоского
изделия по
гипсовой
форме
методом
штамповки.

работа с
мелкими
деталями.

уборка
рабочего
места.

Работа с
мелкими
деталями,
способ
орнаментац
ии.

Работа с
гипсом.
Гипсовая
форма.

Изготовление
бусин
разнообразной
формы и
размера,
орнаментирова
нные
различными
способами.
Изготовление
пластилиновой
модели,
отливка
гипсовой
формы,
изготовление
декоративной
подвески.

То же
+ штампы,
зубочистки,
соль.

Набор бус для
дальнейшего
составления
украшений.

Гипс,
пластиковые
бутылки,
пластилин,
глина, кисть.

Небольшие
модели из
глины, которые
можно
использовать в
качестве
сувениров.

8

5

2

Подготовка
изделий к
обжигу

Подготовка
изделий к
обжигу:
проверка
правильност
и сушки
изделий,
доработка
лощением,
устранение
дефектов.

6

2

Роспись
изделий

2

«Глиняная
картина»

7

Декоратив
ное панно

Процесс
обжига,
ликвидация
трещин на
изделии,
лощение.

Осмотр уже
высушенны
хизделий,
доработка
лощением,
ликвидация
трещин при
необходимости.

Готовые
изделия, глина,
вода, кисть,
зубная щётка.

Подготовленны
е к обжигу
изделия мелкой
пластики.

Работа с
Придание
Роспись
акриловыми изделий.
изделию
окончательн красками.
ого вида.

Акриловые
краски.

Готовые
изделия после
просушки или
вторичного
обжига.

Изготовлен Работа с
ие
мелкими
декоративно деталями.
го панно.

Бумага,
карандаш,
ластик.
Деревянные
дощечки,
скалка, ветошь.
Глина, вода,

Глиняное
панно
разнообразной
тематики.

Разработка
эскиза
панно,
выполнение
замысла в
глине.

9

8,

Литьё по

9

гипсовой

4

«Колокольч
ик методом
литья»

Изготовлен
ие
объёмного
изделия
методом
литья по
гипсовой
форме.

Изготовлен
ие
двухсторон
ней
гипсовой
формы,
шликерное
литьё.

Разработка
модели
колокольчика,
изготовление
формы,
получение
отливок,
орнаментация
изделия.

4

«Ёлочная
игрушка»

Изготовлени
е объёмного
изделия
методом
литья по
гипсовой
форме.

Изготовлен
ие
двухсторон
ней
гипсовой
формы,
шликерное
литьё.

Разработка
модели
игрушки,
изготовление
формы,
получение
отливок,
орнаментация
изделия.

2

Роспись
изделий

2

«Лепим
шкатулку»

модели

10,
11

12,
13

14

Изготовле
ние
предметов
быта

Работа с
Придание
Роспись
акриловыми изделий.
изделию
окончательн красками.
ого вида.
Изготовлен
ие
объёмного
изделия из

Основные
принципы
работы с
глиной.

Формовка и
орнаментация
изделия.

стеки.
Гипс,
пластилин,
опалубка,
шликер,
стеки,
глина.

То же самое

Акриловые
краски.

Глина,кисти,
ветошь, стеки,
щтампы.

Колокольчик

Объёмная
полая
тонкостенная
игрушка.

Готовые изделия
послепросушки
иливторичного
обжига.
Шкатулка
произвольной
формы.
10

единого
куска
методом
вырезания
«Лепим
Моделиров
декоративну ание на
ю тарелку» болванке.

15

2

16

2

17

2

Виды
болванок,
Способы
работы на
болванках
«Полёт на
Моделиров Варианты
воздушном ание на
болванок и
шарике»
воздушном особенност
шарике.
и работы с
ними.
Подготовка Подготовка Процесс
к обжигу
изделий к
обжига,
обжигу:
ликвидация
проверка
трещин на
правильност изделии.
и сушки
изделий,
доработка
лощением,
устранение
дефектов.

18

2

Роспись
изделий

Придание
изделию

Формовка
тарелки на
гипсовой или
иной болванке,
орнаментация
Формовка
изделия на
воздушном
шарике.

Осмотр уже
высушенных
изделий,
доработка
лощением,
ликвидация л
трещин при о
необходимосщ
е
ти.
н
и
е
.
Работа с
Роспись
акриловыми изделий.

Глина,кисти,
ветошь, стеки,
щтампы.

Декоративная
тарелка.

Шарики,
глина,кисти,
ветошь, стеки,
щтампы.

Декоративная
миска.

Готовые изделия, Подготовленные
глина,вода, кисть, к обжигу изделия
зубная щётка.
мелкойпластики.

Акриловые
краски.

Готовые изделия
послепросушки
2

19

2

«Ажурное
чудо»

20

2

«Лепим
цветочный
горшок»

окончательн красками.
ого вида.
Формовка
Особенност
на мягком
и формовки
каркасе
на мягком
способом
каркасе,
погружения шликерная
в шликер
масса.

Моделирова Раскрой
ние из
изделия
пластин.
принцип
раскатыван
ия ровных
пластин,
принципы
соединения
пластин в
изделие.

Изготовление
ажурного
каркаса из
ткани или
вязаной
салфетки,
изготовление
изделия
способом
погружения в
шликер.
Составление
выкройки и
раскрой
изделия,
формовка
пластин и их
дальнейшее
соединение в
изделие.

Вязанная
салфетка или
ткань 20х20 см,
шликер, любая
болванка для
сущки изделия.

Глина, ветошь,
дощечки
(толщина 10-15
мм, длиной 200
мм), шликер,
кисти, стеки,
бумага,
карандаш,
ластик,
ножницы.

иливторичного
обжига.
Ажурное
изделие

Изделие из
пластин (к
примеру,
цветочный
горшок или
шкатулка).

3

22,
23,
24

2

«Историчес Круговой
кое
налеп.
моделирова
ние и
реконструкц
ия»

Представлен
ие о
историческо
й
реконструк
ции,
круговой
налеп.

25

2

Подготовка
к обжигу

Процесс
обжига,
ликвидация
трещин на
изделии.

Подготовка
изделий к
обжигу:
проверка
правильност
и сушки
изделий,
доработка
лощением,
устранение
дефектов.

Изготовление
изделия
способом
кругового
налепа
произвольно
или опираясь
на
археологически
е формы.
Осмотр уже
высушенных
изделий,
доработка
лощением,
ликвидация
трещин при
необходимос
ти.

Глина, ветошь,
лопатки
деревянные,
кисти, штампы,
рисунки
реконструирова
нных сосудов.

Горшок.

Готовые изделия, Подготовленные
глина,вода, кисть, к обжигу изделия
зубная щётка.
мелкойпластики.

4

26 Работа на
гончарном
круге.

27

4

«Лепим
декоративн
ую чашку»

Некоторые 2
способы
орнамента
ции
изделия

Инкрустаци
я изделия

Постановка
рук при
подготовке
глины к
работе на
гончарном
круге.
Правильное
формировани
е куска глины
до
постановки на
круг.
Инкрустац
ия

Изготовл
ение
изделия
на
гончарно
м круге.

Понятие
инкрустаци
и, основные
принципы.

Глина,вода,
Скатывание
ветошь.
шара,
сдавливание его
пальцами.
Оформление края
чашки,
сглаживание
поверхности у
чашки.

Изготовление
простого
изделия
(любым
способом),
инкрустирован
ие его.

Керамические
массы минимум
2х цветов, стеки
для вырезания,
ветошь.

Декоративная
чашка.

Изделие из
разноцветных
глин.

5

28

29,

Роспись
ангобами

Роспись
ангобами

4

Свободная
тема

Развитие
воображени
я,
закрепление
полученных
знаний и
умений,
развитие
творческого
потенциала.

2

Подготовка
к обжигу

Подготовка
изделий к
обжигу:
проверка
правильност
и сушки
изделий,
доработка

2

30

31

Понятие
ангоба,
изготовлени
е ангобов,
особенност
и работы с
ангобами.

Изготовление
простого
изделия
(любым
способом),
роспись его
ангобами.

Глина, белый
шликер, в
идеале набор
ангобов 4-5
цветов, кисти,
резиновые
груши.

Изделие,
орнаментирова
нное ангобами.

Изделия,
выполненные
впроизвольной
технике.

Процесс
обжига,
ликвидация
трещин на
изделии.

Осмотр уже
высушенных
изделий,
доработка
лощением,
ликвидация
трещин при
необходимос

Готовые изделия, Подготовленные
глина,вода, кисть, к обжигу изделия
зубная щётка.
мелкойпластики.

6

лощением,
устранение
дефектов.
32
33-

ти.

Подготовка
к выставке
Выставка

34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».