Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 п. Сосновка
Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 24
Протокол № 1от 30.08.2024 г.
Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 24
______ О.А. Глухова
Приказ от 30.08.2024 г. № 238-д
Основная образовательная программа
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В мире музыкальных звуков»
1 – 4 классы
ГО Карпинск
2024 г.
1
Пояснительная записка
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и призвана приобщать
современных детей к сокровищницам музыкальной фольклорной культуры и
предусматривает обучение игре на ложках и других шумовых инструментах.
Нормативной основой в составлении программы являются:
Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями),
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»,
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»,
Устав Образовательного учреждения
Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительных
образовательных общеразвивающих программ в МАОУ СОШ № 24.
Время, в зависимости от социальной ситуации, выдвигает свои требования к
воспитанию молодежи. Сегодня изменения в обществе вынуждают вернуться к пониманию
воспитательного процесса в контексте общечеловеческой культуры. Поэтому и в практике
сегодня такой популярностью пользуются народные праздники, фольклор, традиционные
народные промыслы.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа помогает обеспечить дополнительные возможности для духовного,
интеллектуального развития обучающихся, привитие любви к народному музыкальному
творчеству, приобретение ребятами необходимых навыков игре на музыкальных
инструментах.
Национальное воспитание, национальное самосознание социально значимо и в
настоящее время. Народное творчество, или фольклор, необъятный бездонный клад
тысячелетней мудрости и красоты.
Знание фольклора осознается современным обществом как непременная
составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к
национальной культуре и истории народа. В решении задач нравственного и эстетического
воспитания,
развития
творческих
способностей
подрастающего
поколения
художественному народному творчеству отводится все более заметное место.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир
музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных
инструментов.
В последние десятилетия идет заметный рост детских народно-хоровых и
ансамблевых коллективов. Они создаются как в общеобразовательных и музыкальных
школах, так и в учреждениях дополнительного образования.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира
человека, возрождения и расцвета культурных традиций русского народа. Эту задачу по
развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности занятия
школьников в фольклорных объединениях.
Программа кружка «В мире музыкальных звуков» является модифицированной.
2
Потребность в написании данной программы возникла в связи с тем, что типовой
программы по обучению детей игре на ложках и других шумовых инструментах нет.
Обращение к сокровищнице русского фольклора плодотворно влияет на развитие
интеллекта, обогащает нравственно, способствует формированию сознания и
национального самосознания личности ребенка, побуждает его осознать себя хранителем и
носителем русской культуры. Конечно, всё заимствованное из фольклора взрослых,
адаптируется к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики. С другой
стороны, в детском фольклоре четко прослеживаются педагогические функции,
следовательно, он теснейшим образом связан с народной педагогикой. Отсюда вытекают
педагогические задачи.
Цели программы.
Обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных
инструментах.
Воспитание интереса к истории и культуре родного народа, чувства патриотизма.
Задачи программы.
Обучающие:
- обучение основам техники игры на ложках, формирование необходимых умений и
навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
- дать знания по народной культуре;
- научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, передавая характер
музыкального произведения.
Развивающие:
- развивать музыкальный слух;
- развивать чувство ритма;
- развивать музыкальную память и внимание.
Воспитывающие:
- воспитывать собранность и дисциплину;
- формировать умения и навыки выступления на сцене;
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать стремление к саморазвитию;
-воспитывать любовь к народному музыкальному творчеству;
- воспитывать патриотические чувства на основе любви к народной культуре,
народному музыкальному творчеству.
Направления работы.
Знакомство с русскими народными инструментами
Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах.
Развитие творческих способностей.
Принципы.
Творческой направленности.
Игрового познания.
Максимальной самореализации с учетом индивидуальных особенностей.
Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является: дети не
только обучаются игре на ложках, приобретают музыкальные навыки, но и вместе с
педагогом создают ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные
композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки. Коллективные творческие
проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Формы работы:
беседа;
слушание народных музыкальных произведений;
3
знакомство с русским народным костюмом, с народными промыслами;
репетиции;
концерты;
участие в школьных и городских мероприятиях.
Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства.
1 ступень – подготовительный этап (1 год обучения)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими
приемами звукоизвлечения, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации
движений.
Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.
Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику
игры на ложках.
2 ступень – совершенствование техники исполнения.( 2 год обучения)
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой
ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники
игры на 2-х ложках. Проявление творческой инициативы.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг
друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения.
Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через
движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речитативом,
приговором и др.
Программа рассчитана на учащихся 7–10 лет. Продолжительность обучения по
данной программе 2 года. Общий объём материала рассчитан на 68 часа (1-й год обучения
34 часов , 2-й год обучения-34 часов) . Недельная учебная нагрузка на учащихся 1-го года
обучения 1 час (1 раз в неделю по 40 мин.), недельная нагрузка на учащихся 2-го года
обучения 1 час (1 раз в неделю по 40 мин).
Основная форма учебных занятий – групповая. Наполняемость учебных групп 8–
12 человек.
Наряду с групповой формой занятий используется индивидуальная форма работы с
учащимися с целью подготовки к концертам, а также с детьми, имеющими нарушения
мелкой моторики рук.
Ожидаемый результат.
По окончании курса обучения учащиеся должны:
иметь представление о русской национальной культуре;
знать историю русских народных инструментов;
улучшить координацию рук, корпуса, ног, головы, что должно способствовать
развитию внимания, памяти, укреплению физических возможностей учащегося;
владеть разными приёмами игры на ложках;
играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
слышать и понимать музыкальные произведения;
петь чисто, интонируя мелодию;
уметь исполнять произведение на ложках под аккомпанемент концертмейстера и
звукозапись;
овладеть такими понятиями, как ритм, пульс, чувство формы, характер, развитие
музыкального образа;
умение играть, действовать в ансамбле.
Работа с родителями.
Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в форме отчетного
концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского
мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные
консультации с родителями, чьи дети нуждаются в них.
4
Форма подведения итогов.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной
программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри
коллектива, праздничные мероприятия, фольклорные праздники («Кузьминки», «От зари до
зари веселятся ложкари»), развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки»), отчетные
концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Методы обучения, применяемые в работе с учащимися.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются
следующие методы обучения:
-словесный (рассказ, беседа, объяснение);
-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков, работа над
художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение преподавателем
пьес с использованием многообразных вариантов показа);
-объяснительно-иллюстративный (преподаватель играет произведение и попутно
объясняет);
-репродуктивный метод (повторение учащимися игровых приемов по образцу
преподавателя);
- метод проблемного изложения (преподаватель ставит и сам решает проблему,
показывая при этом учащемуся разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Виды контроля: концертные выступления, участия в конкурсах.
Формы занятий - теоретические и практические занятия.
Занятия, применяемые в работе по реализации программы: практические занятия,
беседы, посещение концертов, игровые программы, зачетные занятия. Занятия проводятся
всем составом и индивидуально-групповые.
Учебный план
N п/п
1
Название раздела, темы
Всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вводное занятие.
Вводный инструктаж
Знакомство с видами и
жанрами народного
творчества.
История развития
искусства игры на ложках
Вокально-хоровая работа
I способ игры на ложках.
Основные приемы.
Работа над музыкальными
пьесами
Подготовка к концертным
выступлениям
Контрольные и итоговые
занятия
Итого
1
года обучения
Количество часов
Теория
1
Практика
5
2
4
3
1
2
4
8
1
1
3
6
9
1
8
2
-
2
2
-
2
34
7
27
5
Содержание программы
I год обучения
Цель: развить интерес к народной музыке; приобщить детей к народной культуре,
народному творчеству.
Задачи:
Обучающие:
- дать начальные знания по истории развития искусства игры на ложках;
- познакомить с видами и жанрами народного творчества;
- обучить начальным навыкам игры на ложках 1 -го способа.
Развивающие:
- выработать начальные навыки ансамблевой игры;
- воспитывать трудолюбие и усидчивость;
-развивать память и внимание;
- развивать музыкальные способности.
Воспитывающие:
- создать коллектив и воспитывать чувство коллективизма.
1. Вводное занятие ( 1 ч.)
Знакомство с детьми. Введение в программу. Диагностика детей (музыкальный слух,
чувство ритма). Вводный инструктаж.
2. Знакомство с видами и жанрами народного творчества (5 ч.)
Потешный фольклор: потешки, прибаутки, дразнилки, скороговорки, считалки.
Детские игры:
а)
подвижные
игры,
развивающие
у
ребенка
ловкость,
сноровку,
сообразительность, физические данные;
б) хороводные, музыкальные: соединение игры, песни, ритмики, пластики движений;
в) театрализованные игры, развивающие индивидуальные способности ребенка,
возможности импровизаций.
Сказки: разновидности сказок (волшебные, бытовые, новеллистические, сказки о
животных).
Загадки. Историческая справка. Разновидности загадок: о животных, о человеке, о
природных явлениях.
3. История развития искусства игры на ложках (3ч.)
Первые
сведения
о
ложках
как
музыкальных
инструментах.
Первые
профессиональные исполнители на народных инструментах. «Государева потешная
палата» - первое на Руси учреждение музыкально-театрального искусства. Создание на
Руси ансамблей ложкарей.
4. Вокально-хоровая работа (4 ч.)
1. Певческая установка:
-положение корпуса и головы;
-правила при пении сидя и стоя;
-упражнения на правильную постановку корпуса, осанки.
2. Звукообразование. Работа над народной манерой звукообразования.
Работа над точным и естественным звучанием унисона.
3.
Дыхание. Виды дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное и брюшное.
Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Взаимосвязь
звука и дыхания. Работа над развитием цепного дыхания.
Разучивание распевок.
4. Дикция и артикуляция. Скороговорки из русского фольклора.
Пение упражнений для активной дикции и артикуляции. Формирование четкой
взаимосвязи между дикцией и ритмом.
5. Способы и приемы игры на ложках (8 ч)
Что такое способ и прием игры? Разные способы положения ложек. Первый способ игры
на ложках. Приемы игры первого способа:
6
удар (хлопок), хлопушка, большое тремоло, малое тремоло, скольжение,
большая дробь, малая дробь.
Работа над качеством извлекаемых звуков, их чистотой. Овладение элементарными
техническими навыками.
6. Работа над музыкальными пьесами ( 9 ч.)
Показ музыкальной пьесы педагогом. Характер музыки, ее настроение, ритм.
Количество игровых куплетов. Игровые приемы, используемые в пьесе
(показ педагога). Разбор игровых колен. Обыгрывание: исполнение пьесы в
медленном темпе, разучивание по подгруппам, индивидуальная работа. Работа над
техникой исполнения и качеством звукоизвлечения. Работа над выразительным
исполнением. Отработка манеры исполнения.
7. Подготовка к концертным выступлениям ( 2) ч.
Репетиции на сцене. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха.
Первоначальный навык активности исполнения, преодоления сценического волнения.
8. Итоговое занятие ( 2 ч.)
Концертное выступление перед детьми и родителями. Показ первичных навыков
ансамблевой игры.
Учебный план
N п/п
2
года обучения
Название раздела, темы
Всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вводное занятие.
Вводный инструктаж
II способ игры на ложках
Основные приемы II
способа
Музыкальная грамота.
Вокально-хоровая работа
Развитие чувства ритма
Работа над музыкальными
пьесами
Подготовка к концертным
выступлениям
Зачетные и итоговые
занятия
Итого
1
Количество часов
Теория
1
Практика
6
1
5
3
3
1
15
1
1
1
2
2
1
14
4
1
3
1
-
1
34
7
27
II год обучения
Цель: пропагандировать русскую народную музыку и народные инструменты на фоне
увеличивающейся концертной деятельности; дальнейшее формирование ансамблевого
коллектива и репертуара.
Задачи:
Обучающие:
- обучить приемам игры на ложках 2-го способа
-совершенствовать технику исполнения на ложках и других народных шумовых
инструментах
- дать основные сведения о народных праздниках и обрядах
- совершенствовать навыки ансамблевой игры
- учить анализировать свою работу на занятии и в концертных выступлениях
Развивающие:
-развивать эмоциональность при исполнении музыкальных произведений
-развивать музыкальные способности детей
7
-продолжать
работу по
совершенствованию
навыков
Воспитывающие:
- воспитывать волю к занятиям
- воспитывать самоконтроль в поведении на занятиях
- воспитывать патриотические чувства на основе репертуара
ансамблевой
игры.
1.
Вводное занятие ( 1 ч.)
Знакомство с программой 2-го года обучения. Вводный инструктаж.
2. II способ игры на ложках Основные приемы II способа (6ч)
Второй способ игры на ложках. Приемы игры второго способа: двойной хлопок,
встречный удар, двойная хлопушка, двойное скольжение, двойное тремоло (большое),
двойная дробь (большая). Работа над качеством извлекаемых звуков, их чистотой.
Совершенствование технических навыков.
3. Музыкальная грамота (3 ч.)
Понятие о минорном и мажорном ладе. Определение в песнях фразы, куплетные песни
и в них запев и припев. Динамические и тембровые обозначения: крещендо, диминуэндо,
Р, тР, mf , f, ff, аллегро, модерато, анданте, как основные средства музыкальной
выразительности.
Музыкальные штрихи. Тембры инструментов.
4. Вокально-хоровая работа (3ч.)
1. Музыкально-исполнительская работа.
Упражнения
на
развитие
навыков
уверенного
пения
в
различных
музыкальных штрихах.
Отработка динамических оттенков и штрихов в упражнениях, распевках и
репертуарных произведениях.
2. Хоровой ансамбль
Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формированием
совместного хорового звучания. Подлинный ансамбль - согласованность всех
певцов. Разновидности хорового ансамбля.
5. Развитие чувства ритма (1ч)
Упражнения, построенные на основе наиболее трудно исполняемых фрагментов из
пьес, составляющих репертуар. Использование хлопков, ударов, притопов. Понятие «слабая
доля», пунктирный ритм, размеры 3/4. Игра ритмических колен со счетом вслух.
6. Работа над музыкальными пьесами (15ч)
Обработка РНП «Светит месяц»
Обработка РНП «На горе-то калика»
Обработка РНП «Ах, вы, сени»
Создание отдельных игровых колен на основе уже известных и хорошо
освоенных всеми участниками игровых приемов.
Отработка манеры исполнения: манеры сидеть, занимать определенную позу,
направление взгляда, движения рук, ног.
7. Подготовка к концертным выступлениям и конкурсам ( 4 ч)
Репетиции на сцене. Сценический этикет. Значение сценического костюма. Навыки
ансамблевой игры на сцене. Работа над выходом. Поклоном, уходом со сцены. Воспитание
ответственности не только за себя, но и за коллектив.
8. Итоговое занятие ( 1ч)
Концертное выступление перед детьми и родителями. Исполнение программного
репертуара на отчетном концерте. Участие в конкурсах. Обсуждение концерта в
коллективе. Анализ выступления.
Ожидаемые результаты реализации программы .
1- й год обучения
По окончании 1-го года обучения дети должны знать:
8
- основные сведения о ложках как о музыкальном инструменте и других шумовых
инструментах, историю создания ансамбля ложкарей;
- терминологию приемов игры: удар, хлопушка, большое тремоло, малое тремоло,
скольжение, большая и малая дроби;
- виды и жанры народного творчества
должны уметь:
- пользоваться основными приемами игры на ложках I способа;
- исполнять простейшие ритмические рисунки игры на бубне, трещотках;
- слушать музыкальные пьесы, определять жанр и характер произведения;
- петь естественным голосом без напряжения, протяжно;
- исполнять некоторые простые произведения в составе ансамбля;
- слышать ошибки в исполнении игры на ложках и исправлять их.
- выступать на сцене.
2- й год обучения
По окончании 2-го года обучения дети должны знать:
- основные сведения о народных праздниках, обрядах;
- динамические и темповые обозначения;
- терминологию приемов игры 2-го способа: двойной хлопок, встречный удар, двойная
хлопушка, двойное скольжение, двойное тремоло (большое), двойная дробь (большая).
должны уметь:
- пользоваться основными приемами игры на ложках II способа;
- исполнять
ритмические рисунки игры на бубне, трещотках, колокольцах,
треугольнике;
- владеть вокально-певческими навыками;
- чисто интонировать;
- делать простой анализ музыкального произведения;
- слышать ошибки в исполнении игры на ложках и исправлять их;
- уверенно и эмоционально исполнять весь репертуар ансамбля;
- выступать на сцене.
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной (общеразвивающей)
программы.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В процессе обучения учащийся должен усвоить значение термина «ансамбль» – как
слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему
художественному замыслу.
Учащийся должен уметь:
- применять в ансамбле практические навыки игры на ложках.
- слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, вариации,
исполняемые концертмейстером;
- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке произведения;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Формы контроля усвоения учебного материала:
- концертные выступление;
- конкурсы, фестивали.
В течение всего периода обучения проводится текущий и промежуточный контроль, в
конце каждого года и по окончанию реализации программы проводится аттестация по
итогам обучения по теоретическим знаниям (тестирование, контроль теоретических знаний
и практических умений). Практические знания определяются участием в концертах и
конкурсах. В конце каждого года обучения проводятся итоговые зачетные занятия.
Критерии оценки выступления на концерте, конкурсе.
1. Качество исполнения музыкальных произведений:
- точность текста;
9
- фразировка;
- метроритм;
2. Исполнительские данные:
- психофизические возможности;
- музыкальные способности;
- эстрадно-исполнительские качества (культура исполнения, поведения на сцене,
ощущение свободы).
3. Владение навыками игры в ансамбле:
- синхронность звучания партий ансамбля;
- единство трактовки художественного образа музыкального произведения.
4. Осмысленность исполнения.
Материальное оснащение, необходимое для реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
Для успешной реализации данной программы созданы следующие материальнотехнические условия:
- учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям
по площади и уровню освещения, температурному режиму;
- музыкальные инструменты –фортепиано, набор элементарных детских шумовых
инструментов;
- пюпитр для нот;
- стулья различной высоты, соответствующие росту учеников;
- аудио- и видеоаппаратура.
Дидактический материал:
- научная и специальная литература;
- репертуарные сборники, нотные сборники;
- таблицы музыкальных терминов;
- видеозаписи, аудиозаписи
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной
последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Постепенно, от занятия к занятию усложняется музыкальный материал. Поначалу
необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только
потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и
навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах,
овладения основами техники на занятиях используются:
пальчиковые игры;
дидактические игры;
игры с палочками;
ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки,
песенки, частушки);
соревнования между подгруппами;
создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Репертуар для исполнения
1- й год обучения
Потешный фольклор: «Сорока-сорока», «Андрей-воробей», «Сударыня-барыня».
Детские игры: «Дровосек», «Горелки», «А мы просо сеяли».
Шуточные: «Как у бабушки козел», «Как у Васьки», «Где ж ты
был, мой черный баран», «У Федорки на задворках»
Хороводные: «Ой по Дону-дону», «Как у наших у ворот»
Строевая: «А как наши вот крестьяне»
Свадебные: «Ой сад во дворе», «Вянули цветики»
Русский народный танец «Барыня», «Камаринская»
10
В ансамбле ложкарей используются такие обработки РНП:
«Выйду ль я на реченьку»
«Во саду ли во городе»
«Озорные наигрыши»,
2- й год обучения
Колядки: «Сею-вею», «Ой, коляда-коляда», «Уж как шла коляда» Масленичные: «А мы
масленицу дожидали», «Блины» Веснянки: «Весна-красна», «Жоворонушки» РНП
«Посмотрите, как у нас-то в мастерской» В ансамбле ложкарей используются такие
обработки РНП: «Светит месяц» «На горе то калина» «Ах, вы, сени»
Литература для учащихся.
1. Энциклопедия «Я познаю мир. Музыка», М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство АСТ», 2022.
2. Жабинский К.А., Энциклопедический музыкальный словарь. - Ростов н/Д: Феникс,
2019.
3. Кошмина И.В. Музыкальный букварь. - М.: Библиотека Ильи Резника, Издательство
ЭКСМО, 2022.
4. Музыкальная литература зарубежных стран. -М.: «Музыка», 2021.
5. Детская Энциклопедия. -М.: «Просвещение», 2017
6. А.М.Новикова, С.И.Пушкина. Традиционные бытовые песни Тульской области. Тула. Приокское книжное издательство, 2019.
Литература для учителя.
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
2. Журналы «Искусство в школе» (электронное издание)
3. Свистунова Е.Г. «Здоровьесберегающие технологии на уроках эстетического цикла в
рамках ФГОС второго поколения: сборник учебно-методических материалов».-Тула:
ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2022.
4. Библиотека учителя музыки «Спутник учителя музыки». М.: «Просвещение» 2023.
5. Ивановский Ю.А. «Занимательная музыка»-Ростов н/Д.: «Феникс».2022.
6. Е.А.Смолина «Современный урок музыки: творческие приемы и задания.»Ярославль: Академия развития,2021.
7. И.Д.Агеева. «Занимательные материалы по музыке, театру, кино»-ТЦ «Сфера» 2023.
Электронные пособия.
1. DVD. «Уроки музыки. Музыкальный класс».
2. DVD-фильмы:
-Русский фольклор.
-Русские традиции:
–«Зимние праздники»(Рождество, Святки, Крещение).
–«Весенние праздники»(Масленица, Пасха, Егорьевы игрища).
–«Летние праздники»(Семик, Троица, Иванов день).
–«Осенние праздники»(Свадебные обряды, Венчание, Духовные праздники).
3. Авторская презентация «100 лет хору им. Пятницкого».
4. CD:
–Русские композиторы. Классика для детей.
11
Интернет- ресурсы
1. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.festival.1september.ru
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
4. Общероссийский проект «Школа цифрового века».
5. Видеофрагменты из мультфильмов, художественных фильмов, телепередач о жизни
и творчестве композиторов, исполнителей.
12