МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Отдел образования администрации ГО Карпинск МАОУ СОШ № 24 Согласовано Педагогическим советом МАОУ СОШ № 24 Протокол № 1от 30.08. 2024 г. Утверждено Директор МАОУ СОШ № 24 ______ О.А. Глухова Приказ от 30.08 2024 г. № 238-д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Самообслуживание» для обучающихся 1 доп.- 4 классов с расстройствами аутистического спектра (Вариант программы 8.4.) ГО Карпинск 2024 Рабочая программа по учебному предмету «Самообслуживание», составлена с учетом нормативно-правовых документов: 1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 2.Федеральный закон от 31 июля 2020 г № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014. 3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). 4. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 7.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8.Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями). 9.Постановление Правительства Свердловской области от 23апреля 2015 г. № 270ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области». 10.Устав МАОУ СОШ № 24. 11.Локальные акты образовательной организации. Программа учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающегося с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). Работа по самообслуживанию простой, доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей с умеренной умственной отсталостью, готовит их к самостоятельности в быту. На занятиях по самообслуживанию учащиеся учатся планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определенных действий. На уроках детально отрабатываются все трудовые операция. Для этого урок должен быть оборудован: пособиями (специально изготовленные полотна для обучения шнурованию, застегиванию пуговиц и т. д, картины, таблицы). Основной целью обучения по предмету «Самообслуживание», является достижение максимально возможных положительных результатов самообслуживании себя, для обеспечения бытовой независимости. Исходя из основной цели, задачами обучения по предмету «Самообслуживание» являются: формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности. Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Формы и периодичность контроля Контроль достижения обучающимися уровня знаний и сформированности программного материала осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный), беседа, практические работы (демонстрация действий и операций). Система оценки достижения результатов освоения программы Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий и соотносится с баллами (отметками): -«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «узнает объект» - «отлично» (5 баллов), -«выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «не всегда узнает объект» - «хорошо» - (4 балла), -«выполняет действие со значительной физической помощью», «не всегда узнает объект» - «удовлетворительно» - (3 балла), -«действие не выполняет», «не узнает объект» - «неудовлетворительно» - (2 балла). Отметка (2 балла) в журнал не выставляется. Систематический и регулярный опрос обучающихся, является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развѐрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Самообслуживание» входит в образовательную область «Окружающий мир» учебного плана МАОУ СОШ № 24. Рабочая программа по предмету «Самообслуживание», рассчитана в 1доп* классе на 2 часа в неделю, 66 часов в год; 1доп** классе на 2 часа в неделю, 66 часов в год; в 1 классе на 2 часа в неделю, 66 часов год; во 2 классе на 1 час в неделю, 34 часа в год; в 3 классе на 1 час в неделю, 34 часа в год, в 4 классе на 1 час в неделю, 34 часа в год. Общая характеристика учебного предмета Программа по Самообслуживанию включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Уход за одеждой и обувью», «Хозяйственно-бытовой труд». Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами. Обучающиеся, поступившие в 1 класс, слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к педагогам. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам относятся: 1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. 2. Вступать в контакт и работать в коллективе. 3. Обращаться за помощью и принимать помощь. 4. Слушать и понимать инструкцию. 5. Конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми. 6. Использовать социально-приемлемые формы поведения. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению. К предметным результатам относятся: Учащиеся должны знать и уметь: По возможности уметь самостоятельно ухаживать за собой; Знать части тела; Знать предметы санитарии и гигиены. Самостоятельно выполнять все этапы утреннего и вечернего туалета. Развешивать одежду на вешалках. Раскладывать вещи на спинке стула перед уроком физкультуры. Ухаживать за обувью и одеждой. Уметь пользоваться столовыми приборами. Названия частей тела: (голова, глаза, волосы, туловище, ноги, руки); Предметы санитарии и гигиены; Названия предметов одежды и обуви; Название столовых приборов; Пользоваться предметами гигиены; Следить за чистотой своей одежды и обуви; - Пользоваться столовыми приборами; - Ухаживать за обувью и одеждой. Уметь одеваться и раздеваться, складывать и развешивать вещи. - Содержание учебного предмета 1 доп* класс Личная гигиена Формировать умение различать и называть: части тела (голова, руки, ноги, туловище, пальцы), предметы санитарии и гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок). Уход за одеждой и обувью. Закреплять навыки одевания, раздевания и обувания под присмотром взрослого. Знать, как складывать и куда класть или вешать снятую одежду. Хозяйственно-бытовой труд. Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, салфетка и т.д.). Закреплять навыки: мытье рук перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться. Убирать за собой посуду. 1 доп** класс Личная гигиена Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, чистить, протирать, причесываться. Уход за одеждой и обувью. Знать, как складывать и куда класть или вешать снятую одежду. Обучать шнуровке и застегиванию пряжек и молнии. Хозяйственно-бытовой труд. Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению взрослого. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не мусорить. 1 класс Личная гигиена Формировать умение различать и называть: части тела (голова, руки, ноги, туловище, пальцы), предметы санитарии и гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок). Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, чистить, протирать, причесываться. Уход за одеждой и обувью. Закреплять навыки одевания, раздевания и обувания под присмотром взрослого. Знать, как складывать и куда класть или вешать снятую одежду. Обучать шнуровке и застегиванию пряжек и молнии. Хозяйственно-бытовой труд. Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, салфетка и т.д.). Закреплять навыки: мытье рук перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться. Убирать за собой посуду. Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению взрослого. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не мусорить. Не мешать окружающим криком, шумом. Содержание учебного предмета 2 класс Личная гигиена Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми. Соблюдать последовательность при мытье рук. Мыть руки после туалета и перед едой. Пользоваться носовым платком. Называть, показывать части тела и лица. Оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него. Пользоваться зубной щеткой. Пользоваться расческой. Уход за одеждой и обувью. Аккуратно складывать и развешивать одежду. Ставить обувь на место. Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви. Самостоятельно одеваться, раздеваться. Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки. Хозяйственно-бытовой труд. Уметь аккуратно есть. Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. Правильно вести себя за столом. Вытирать пыль. Мыть стены. Содержание учебного предмета 3 класс Личная гигиена Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми. Соблюдать последовательность при мытье рук. Мыть руки после туалета и перед едой. Пользоваться носовым платком. Называть, показывать части тела и лица. Оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него. Пользоваться зубной щеткой. Пользоваться расческой. Уход за одеждой и обувью. Аккуратно складывать и развешивать одежду. Ставить обувь на место. Чистить одежду щеткой. Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви. Самостоятельно одеваться, раздеваться. Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки. Хозяйственно-бытовой труд. Уметь аккуратно есть. Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. Правильно вести себя за столом. Вытирать пыль. Мыть стены. 4 класс Личная гигиена Пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми и одетыми. Соблюдать последовательность при мытье рук. Мыть руки после туалета и перед едой. Пользоваться носовым платком. Называть, показывать части тела и лица. Оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него. Пользоваться зубной щеткой. Пользоваться расческой. Уход за одеждой и обувью. Аккуратно складывать и развешивать одежду. Ставить обувь на место. Чистить одежду щеткой. Рассказывать о стирке одежды, чистке обуви. Самостоятельно одеваться, раздеваться. Застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, Завязывать шнурки. Хозяйственно-бытовой труд. Уметь аккуратно есть. Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. Правильно вести себя за столом. Вытирать пыль. Протирать листья комнатных растений. Мыть стены. липучки. Учебно-тематическое планирование 1 доп* класс № Раздел програ ммы 1 2 3 Личная гигиена Уход за одеждой и обувью Хозяйст веннобытовой труд Количество часов по четвертям Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса Предмет Базовые учебные действия Личност ный ный Познават Регулятив Коммуник ельные ные ативные 6 5 6 5 5 5 6 6 Учащиес я должны знать и уметь: 5 5 6 6 По возможн ости уметь Осознан но и произвол ьно строить речевое высказыв ание в входить и выходить из учебного помещения со звонком ориентиро ваться в вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик ученик, ученик класс, Осознание себя как ученика, заинтересо ванного посещение м школы, обучением. Виды деятель ности обучаю щихся Знакомс тво с видами деятельн ости. Осмысл ивают, запомин самосто ятельно ухажива ть за собой; Знать части тела; Знать предмет ы санитар ии и гигиены. Самосто ятельно выполня ть все этапы утреннег ои вечернег о туалета. Развеши вать одежду на вешалка х. Расклад ывать вещи на спинке стула перед уроком физкуль туры. Ухажива ть за обувью и одеждой . Уметь пользова ться столовы ми прибора ми. устной форме. Самостоя тельно создавать алгоритм ы деятельн ости при решении проблем творческ ого и поисково го характер а. Осущест влять анализ объектов с выделени ем существе нных и несущест венных признако в. Использо вать схемы, рисунки для решения поставле нных задач. пространст ве класса (зала, учебного помещения ) пользовать ся учебной мебелью адекватно использова ть ритуалы школьного поведения (поднимат ь руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлеж ностями (инструме нтами, спортивны м инвентаре м) и организов ывать рабочее место активно участвоват ьв деятельнос ти соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректир овать свою деятельнос ть с учетом выявленны х недочетов учителькласс). Вступать в контакт и работать в использоват ь коллективе . принятые ритуалы социальног Обращатьс о я за помощью взаимодейс и принимать помощь. твия с одноклассн Слушать и понимать иками и инструкци ю. учителем. обращаться за помощью и принимать помощь. Конструкт ивно взаимодейс твовать с окружающ ими людьми. Использова ть социальноприемлемы е формы поведения. ают. Работа с наглядн ым материа лом. передвигат ься по школе, находить свой класс, другие необходим ые помещения . Итого: 1 1 1 1 6 5 8 7 Учебно-тематическое планирование 1 доп** класс № Раздел Количество Планируемые результаты освоения обучающимися программы програ часов по учебного курса ммы четвертям Предмет Базовые учебные действия Личност ный ный Познават Регулятив Коммуник ельные ные ативные 1 Личная 6 5 6 5 Учащиес 2 3 гигиена Уход за одеждой и обувью Хозяйст веннобытовой труд 5 5 6 6 5 5 6 6 я должны знать и уметь: По возможн ости уметь входить и Осознан выходить из но и произвол учебного помещения ьно строить со звонком речевое высказыв ориентиро ваться в ание в пространст устной вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик ученик, ученик класс, Виды деятель ности обучаю щихся Осознание себя как ученика, заинтересо ванного посещение м школы, обучением. Знакомс тво с видами деятельн ости. Вступать в контакт и работать в коллективе Осмысл ивают, запомин самосто ятельно ухажива ть за собой; Знать части тела; Знать предмет ы санитар ии и гигиены. Самосто ятельно выполня ть все этапы утреннег ои вечернег о туалета. Развеши вать одежду на вешалка х. Расклад ывать вещи на спинке стула перед уроком физкуль туры. Ухажива ть за обувью и форме. Самостоя тельно создавать алгоритм ы деятельн ости при решении проблем творческ ого и поисково го характер а. Осущест влять анализ объектов с выделени ем существе нных и несущест венных признако в. Использо вать схемы, рисунки для решения поставле нных задач. ве класса (зала, учебного помещения ) пользовать ся учебной мебелью адекватно использова ть ритуалы школьного поведения (поднимат ь руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлеж ностями (инструме нтами, спортивны м инвентаре м) и организов ывать рабочее место активно участвоват ьв деятельнос учителькласс). . использоват ь принятые ритуалы социальног о взаимодейс твия с одноклассн иками и учителем. обращаться за помощью и принимать помощь. ают. Обращатьс Работа с я за помощью и наглядн ым принимать помощь. материа Слушать и понимать лом. инструкци ю. Конструкт ивно взаимодейс твовать с окружающ ими людьми. Использова ть социальноприемлемы е формы поведения. одеждой . Уметь пользова ться столовы ми прибора ми. ти соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректир овать свою деятельнос ть с учетом выявленны х недочетов передвигат ься по школе, находить свой класс, другие необходим ые помещения . Итого: 1 6 1 5 1 1 8 7 Учебно-тематическое планирование 1 класс № Раздел программы Количество часов по четвертям 1 Личная гигиена 6 5 6 5 2 Уход за одеждой и обувью 5 5 6 6 3 Хозяйственнобытовой 5 5 труд 6 6 Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса Предметный Учащиеся должны знать и уметь: По возможности уметь самостоятельно ухаживать за собой; Знать части тела; Знать предметы санитарии и гигиены. Самостоятельно выполнять все этапы утреннего и вечернего туалета. Развешивать одежду на вешалках. Раскладывать вещи на спинке стула перед уроком физкультуры. Ухаживать за обувью и одеждой. Уметь пользоваться столовыми приборами. Базовые учебные действия Познавательные Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Использовать схемы, рисунки для решения поставленных задач. Регулятивные входить и выходить из учебного помещения со звонком ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Личностный Виды деятельности обучающихся Коммуникативные вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик класс, учителькласс). Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. Вступать в контакт и работать в коллективе. использовать принятые ритуалы Обращаться за социального помощью и взаимодействия с принимать помощь. одноклассниками и учителем. Слушать и понимать обращаться за инструкцию. помощью и принимать помощь. Конструктивно взаимодействовать с окружающим и людьми. Использовать социальноприемлемые формы поведения. Знакомство с видами деятельности. Осмысливают, запоминают. Работа с наглядным материалом. Учебноактивно участвовать в деятельности соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Итого: 16 15 18 17 тематическое планирование 2 класс № Раздел программы Количество Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса Виды часов по четвертям 1 2 Личная гигиена Уход за одеждой и обувью 3 4 3 Учащиеся должны знать и уметь: 3 3 Хозяйственнобытовой 1 труд 3 Предметный 3 2 4 2 3 3 Названия частей тела: (голова, глаза, волосы, туловище, ноги, руки); Названия предметов одежды и обуви; Название столовых приборов; Пользоваться предметами гигиены; Следить за чистотой своей одежды и обуви; Пользоваться столовыми приборами; Ухаживать за обувью и одеждой. Самостоятельно выполнять все этапы утреннего и вечернего туалета. Уметь одеваться и раздеваться, складывать и развешивать вещи. Базовые учебные действия Познавательные Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Использовать схемы, рисунки для решения поставленных задач. Регулятивные входить и выходить из учебного помещения со звонком ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Личностный деятельности обучающихся Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. Знакомство с видами деятельности. Коммуникативные вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик класс, учителькласс). Вступать в контакт и работать в коллективе. использовать принятые ритуалы Обращаться за социального помощью и взаимодействия с одноклассниками и принимать помощь. учителем. Слушать и обращаться за понимать помощью и инструкцию. принимать помощь. Конструктивно взаимодействовать с окружающим и людьми. Использовать социальноприемлемые формы поведения. Осмысливают, запоминают. Работа с наглядным материалом. Учебноактивно участвовать в деятельности соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Итого: 8 7 10 9 тематическое планирование 3 класс № Раздел программы Количество часов по четвертям Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса Предметный Базовые учебные действия Познавательные 1 2 Личная гигиена 3 3 4 3 Учащиеся должны знать и уметь: Уход за одеждой и обувью 3 3 Хозяйственнобытовой 1 труд 3 2 4 2 3 3 Названия частей тела: (голова, глаза, волосы, туловище, ноги, руки); Названия предметов одежды и обуви; Название столовых приборов; Пользоваться предметами гигиены; Следить за чистотой своей одежды и обуви; Пользоваться столовыми приборами; Правильно вести себя в общественных местах. Ухаживать за Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Использовать схемы, рисунки для решения поставленных Регулятивные входить и выходить из учебного помещения со звонком ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и Виды Личностный деятельности обучающихся Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. Знакомство с видами деятельности. Коммуникативные вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик класс, учителькласс). использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. Вступать контакт и работа в коллективе. в ть Обращаться помощью принимать за помощь. и Слушать понимать инструкцию. обращаться за и помощью и Конструктивно принимать помощь. взаимодействовать с окружающими людьми. Использовать социальноприемлемые формы поведения. Осмысливают, запоминают. Работа с наглядным материалом. Учебнообувью и одеждой. Самостоятельно выполнять все этапы утреннего и вечернего туалета. Уметь одеваться и раздеваться, складывать и развешивать вещи. задач. организовывать рабочее место активно участвовать в деятельности соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Итого: 8 7 10 9 тематическое планирование 4 класс № Раздел программы Количество часов по четвертям Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса Предметный Базовые учебные действия Познавательные 1 Личная гигиена 2 Уход за одеждой и обувью 3 Хозяйственнобытовой труд 3 3 3 3 1 2 4 4 2 3 Учащиеся должны знать и уметь: 3 3 Названия частей тела: (голова, глаза, волосы, туловище, ноги, руки); Предметы санитарии и гигиены; Названия предметов одежды и обуви; Название столовых приборов; Пользоваться предметами гигиены; Следить за чистотой своей одежды и обуви; Пользоваться столовыми приборами; Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Использовать схемы, рисунки для решения Регулятивные входить и выходить из учебного помещения со звонком ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, Виды Личностный деятельности обучающихся Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. Знакомство с видами деятельности. Коммуникативные вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик класс, учителькласс). Вступать контакт и работа в коллективе. в ть использовать принятые ритуалы Обращаться помощью социального принимать помощь. за взаимодействия с и одноклассниками и Слушать понимать учителем. инструкцию. обращаться за Конструктивно и помощью и взаимодействовать с принимать помощь. окружающими людьми. Использовать социальноприемлемые Осмысливают, запоминают. Работа с наглядным материалом. УчебноПравильно вести себя в общественных местах. Ухаживать за обувью и одеждой. Самостоятельно выполнять все этапы утреннего и вечернего туалета. Уметь одеваться и раздеваться, складывать и развешивать вещи. поставленных задач. спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место активно участвовать в деятельности соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Итого: 8 7 10 9 формы поведения. Материально-технического обеспечения образовательной деятельности Методические пособия: 1. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. – «Социально-бытовая ориентировка в специальных коррекционных образовательных учреждениях 1 и 2 вида» Пособие для учителя. Москва – центр Владос 2003г. 2. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г). Наглядные средства: - наглядный материал (тематические таблицы, схемы, карточки); - альбомы; - цветная бумага; - карандаши; - клей; - салфетки; - мыло, шампунь, зубная щетка, зубная паста, расческа, носовые платки. Интернет ресурсы: 1. Российский образовательный портал www.school.edu.ru. 2.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru