РП-Речь-и-альтернативная-коммуникация-_8.4_

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Отдел образования администрации ГО Карпинск
МАОУ СОШ № 24

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 24
Протокол № 1от 30.08. 2024 г.

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 24
______ О.А. Глухова
Приказ от 30.08 2024 г. № 238-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1 доп.- 4 классов
с расстройствами аутистического спектра
(Вариант программы 8.4.)

ГО Карпинск
2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»,
составлена с учетом нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
2.Федеральный закон от 31 июля 2020 г № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерством образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014.
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4).
4. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении Санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
7.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8.Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями).
9.Постановление Правительства Свердловской области от 23апреля 2015 г. №
270ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской
области».
10.Устав МАОУ СОШ № 24.
11.Локальные акты образовательной организации.
Программа учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности и
особые образовательные потребности обучающегося с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4).
Цель реализации программы: формирование коммуникативных и речевых
навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Достижение цели планируется через реализацию следующих задач:
-развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка;

-понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов;
-овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения;
-умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач;
-умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
-понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
-умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях (вербально или невербально);
-обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
-формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв.
-умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях (вербально или невербально);
-обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
-формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв.
Формы и периодичность контроля
Контроль достижения обучающимися уровня знаний и сформированности
программного материала осуществляется в виде текущего и итогового контроля в
следующих формах: устный опрос (индивидуальный), беседа, практические работы
(создание материального продукта, демонстрация действий и операций).
Система оценки достижения результатов освоения программы
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий и соотносится с баллами (отметками):
-«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной), «узнает объект» - «отлично» (5 баллов),
-«выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «не всегда узнает объект» - «хорошо» - (4 балла),
-«выполняет действие со значительной физической помощью», «не всегда узнает
объект» - «удовлетворительно» - (3 балла),
-«действие не выполняет», «не узнает объект» - «неудовлетворительно» - (2 балла).
Отметка (2 балла) в журнал не выставляется.
В 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в
четверть) их продуктивной деятельности.

Систематический и регулярный опрос обучающихся, является обязательным видом
работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развѐрнутые объяснения, что
содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания,
к самоконтролю.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в
рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит
от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой
моторики.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную
область «Язык и речевая практика» учебного плана МАОУ СОШ № 24, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы. Рабочая программа по
учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникации» рассчитана в 1доп* классе на
3 часа в неделю, 99 часов в год; 1доп** классе на 4 часа в неделю, 132 часа в год; в 1
классе 4 часа в неделю, 132 часа в год; во 2 классе на 4 часа в неделю, 136 часов в год; в 3
классе на 4 часа в неделю, 136 часов в год, в 4 классе на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета.
Программно-методический
материал
представлен
двумя
разделами:
«Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной
коммуникации».
Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков
установления, поддержания и завершения контакта. При составлении программы
обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка,
подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок
не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства
коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с
использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной
коммуникации осуществляется индивидуально, а навык использования освоенных средств
формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация».
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
включает формирование импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию
импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в
форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по
развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе
общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания,
писать отдельные буквы и слова.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В
случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над
пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе,
осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются
коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной
коммуникации.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
-Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения.
-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствую их возрасту житейских
задач.
-Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
-Использование доступных жестов для передачи сообщения.
-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
-Умение
использовать усвоенный словарный и
фразовый
материал
в коммуникативных ситуациях.
-Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
-Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и включаться в деятельность по инструкции;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты.
1.Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на задание):
-фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
-фиксирует взгляд на яркой игрушке;
-фиксирует взгляд на движущей игрушке;
-переключает взгляд с одного предмета на другой;
-фиксирует взгляд на лице педагога;
-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; -фиксирует
взгляд на изображении;
-фиксирует взгляд на экране монитора.
2.Умение выполнять инструкции педагога: -понимает
жестовую инструкцию;
-понимает инструкцию по пиктограммам;

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником
на данном этапе обучения).
3. Использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандаша,
мела.
4. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию: выполняет
действие способом рука-в-руке; подражает действиям, выполняемым педагогом;
последовательно выполняет
отдельные операции действия по образцу педагога.
5.Формирование умения выполнять задание:
-в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное
внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
-от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен
выполнить посильное задание от начала до конца.
Содержание учебного предмета 1 доп* класс
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника жестом, звуком
(словом). Привлечение к себе внимания жестом, звуком.
Выражение своих желаний жестом, звуком. Выражение согласия (несогласия) жестом,
звуком. Выражение благодарности жестом, звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
Выражение мимикой, жестами согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики, жестов.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на
вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражения интереса к совместному рассматриванию изображений светофора, проезжей
части, пешеходных перехода по теме «Безопасная дорога» и «обсуждению».
Развитие речи, импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на
собственное имя. Узнавание (различение) имѐн учащихся класса, педагогов. Понимание слов,
обозначающих предмет посуда (чашка, ложка, кружка), мебель (шкаф, диван, стол, стул), игрушки
(машинка, юла, кукла), одежда (куртка, кофта, штаны, шапка), обувь (сандалии, ботинки,
кроссовки, сапоги), животные (кошка, собака, заяц, лиса), овощи (помидор, лук, огурец), фрукты
(банан, яблоко, апельсин), бытовые приборы (пылесос, утюг), школьные принадлежности
(карандаш, альбом), еда (каша, суп, котлета, макароны),
транспорт (машина, автобус), птицы (голубь, ворона).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет (красный,
желтый, синий, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круглый, квадратный).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, хорошо, плохо,
весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. Понимание простых
предложений.

Развитие речи, экспрессивная речь
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний.

1 доп** класс
Развитие речи, импрессивная речь.
Прощание с собеседником жестом, звуком. Установление контакта с собеседником:
установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника жестом, звуком. Привлечение к себе
внимания жестом, звуком. Выражение своих желаний жестом, звуком. Обращение с просьбой о
помощи, выражая еѐ жестом. Выражение согласия (несогласия). Выражение благодарности
жестом, звуком. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия
(неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на
вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Развитие речи, экспрессивная речь.
Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание
зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Указание взглядом на объект при
выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение
жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний;
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание),
ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Чтение и письмо.
Узнавание и показ себя (части тела) в зеркале, подражая взрослому. Подражание
движениям взрослого в зеркале: хмуриться, улыбаться, обнимать себя руками, гладить и др.
Графические действия с использованием элементов графем: совместное рисование. Письменные
упражнения («письмо» точек, линий (прямые с наклоном), без наклона (горизонтальные,
вертикальные), извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.

1 класс
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении,
закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх.
Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого.
Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные
возможности.
Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные
возможности.
Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом.
Учить вербально отказываться, выражать несогласие, согласие.
Коммуникация с использованием невербальных средств.

Формировать умение показывать взглядом, закреплять это умение в действиях,
повседневной жизни, играх.
Учить выражать мимикой удовольствие, неудовольствия, давать ответную реакцию
на обращение взрослого, возникшую ситуацию.
Учить привлекать внимание звучащим предметом.
Учить использовать указательный жест, связывая со словами приветствия,
прощания, просьбы.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов.
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих:
- части тела: руки. ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы.
- игрушки: кукла, мишка, мяч, машина и др.
- мебель: стол, стул, кровать, шкаф
- посуда: чашка, тарелка. ложка, вилка, кастрюля
- еда: хлеб, каша, суп, чай\молоко, яблоко, банан, йогурт и др.
- одежда: брюки/джинсы, кофта, платье, колготки, куртка. шапка, трусы и др. обувь: туфли, кроссовки, сапоги, тапки,
- животные: кошка, собака, корова. лошадь и др.
Понимание слов, обозначающих действия: сидеть, бегать, стоять, есть, пить,
играть, рисовать, спать и др.
Экспрессивная речь.
Имитация неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар)
Называние простых по звуковому составу слов.
Называние на собственного имени
Называние имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Называние слов, обозначающих:
- части тела: руки. ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы. игрушки,
посуду, мебель, еду;
- игрушки: кукла, мишка, мяч, машина и др.
- мебель: стол, стул, кровать, шкаф
- посуда: чашка, тарелка. ложка, вилка, кастрюля
- еда: хлеб, каша, суп, чай\молоко, яблоко, банан, йогурт и др.
- одежда: брюки/джинсы, кофта, платье, колготки, куртка. шапка, трусы и др. обувь: туфли, кроссовки, сапоги, тапки,
- животные: кошка, собака, корова. лошадь и др.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Учить сообщать жестом просьбы, желания, потребности: нет/да, не хочу/хочу,
дай/на и др.
Учить сообщать собственное имя (себя) с помощью фотографии.

Учить использовать фотографии при обозначении членов семьи, педагогов,
учащихся класса.
Учить обозначать и использовать картинные изображения, доступные для
понимания: частей тела, игрушек, посуды, мебели, еды, одежды, животных.
Учить обозначать и использовать картинные изображения, доступные для
понимания, действий: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть, рисовать, спать и др.
Чтение и письмо
"Чтение"
Учить узнавать и показывать себя (части тела) в зеркале, подражая взрослому.
Учить подражать движениям взрослого в зеркале: хмуриться, улыбаться, обнимать
себя руками, гладить и др.
Учить раскладывать в ряд различный материал (дидактический, карточки и т.д.),
сначала одинаковый по характеристикам, потом чередуя его по одному отличающимися
признаку (цвету, форме, величине).
Учить соотносить одинаковые предметы.
Учить соотносить одинаковые игрушки.
Учить соотносить игрушку с ее изображением на картинке. "Письмо"
Учить проводить линии пальцем (пальцами), тупым концом толстого карандаша
различной по фактуре сыпучей поверхности: манке, песке на подносе.
Учить проводить линии мокрой губкой по поверхности доски.
Учить проводить линии всей ладошкой по стеклу.
Учить проводить линии толстой кистью по поверхности листа (А-3) бумаги,
оставляя следы краски.

2 класс
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении,
закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх.
Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого.
Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные
возможности.
Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные
возможности.
Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом.
Учить вербально отказываться, выражать несогласие, согласие.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Формировать умение показывать взглядом, закреплять это умение в действиях,
повседневной жизни, играх.
Учить выражать мимикой удовольствие, неудовольствия, давать ответную реакцию
на обращение взрослого, возникшую ситуацию.
Учить привлекать внимание звучащим предметом.

Учить использовать указательный жест, связывая со словами приветствия,
прощания, просьбы.
Учить выражать желания и потребности, обращаться за помощью, отвечать на
вопросы, используя предметы, изобразительные средства (фотографии, картинки,
пиктограммы).
Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов.
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих:
- части тела: руки. ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы.
- игрушки: кукла, мишка, мяч, машина и др.
- мебель: стол, стул, кровать, шкаф
- посуда: чашка, тарелка. ложка, вилка, кастрюля
- еда: хлеб, каша, суп, чай\молоко, яблоко, банан, йогурт и др.
- одежда: брюки/джинсы, кофта, платье, колготки, куртка. шапка, трусы и др. обувь: туфли, кроссовки, сапоги, тапки,
- животные: кошка, собака, корова. лошадь и др.
Понимание слов, обозначающих действия: сидеть, бегать, стоять, есть, пить,
играть, рисовать, спать и др.
Экспрессивная речь.
Имитация неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит
комар)
Называние простых по звуковому составу слов.
Называние на собственного имени
Называние имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Называние слов, обозначающих:
- части тела: руки. ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы. игрушки,
посуду, мебель, еду;
- игрушки: кукла, мишка, мяч, машина и др.
- мебель: стол, стул, кровать, шкаф
- посуда: чашка, тарелка. ложка, вилка, кастрюля
- еда: хлеб, каша, суп, чай\молоко, яблоко, банан, йогурт и др.
- одежда: брюки/джинсы, кофта, платье, колготки, куртка. шапка, трусы и др. обувь: туфли, кроссовки, сапоги, тапки,
- животные: кошка, собака, корова. лошадь и др.
Называние слов, обозначающих действия: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть,
рисовать, спать и др.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Учить сообщать жестом просьбы, желания, потребности: нет/да, не хочу/хочу,
дай/на и др.

Учить сообщать собственное имя (себя) с помощью фотографии.
Учить использовать фотографии при обозначении членов семьи, педагогов,
учащихся класса.
Учить обозначать и использовать картинные изображения, доступные для
понимания: частей тела, игрушек, посуды, мебели, еды, одежды, животных.
Учить обозначать и использовать картинные изображения, доступные для
понимания, действий: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть, рисовать, спать и др.
Чтение и письмо
-считывать с таблички и записывать собственное имя,
-выражать свои желания с использованием табличек «я хочу -не хочу», мне», «я
могу - не могу».
-выражать согласие и несогласие при помощи табличек «да», «нет», «верно»,
«неверно», «можно», «нельзя».
-выражать благодарность с опорой на таблички «спасибо», «благодарю».
-отвечать на вопросы по табличкам «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?», «Кто
это?», «Что это?»
-задавать вопросы «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?», «Кто это?», «Что
это?»
-Узнавание и различение образов графем (букв).
3 класс
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении,
закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх.
Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого.
Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные
возможности.
Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные
возможности.
Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом.
Учить вербально отказываться, выражать несогласие, согласие.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Формировать умение показывать взглядом, закреплять это умение в действиях,
повседневной жизни, играх.
Учить выражать мимикой удовольствие, неудовольствия, давать ответную реакцию
на обращение взрослого, возникшую ситуацию.
Учить привлекать внимание звучащим предметом.
Учить использовать указательный жест, связывая со словами приветствия,
прощания, просьбы.
Учить выражать желания и потребности, обращаться за помощью, отвечать на
вопросы, используя предметы, изобразительные средства (фотографии, картинки,
пиктограммы).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов.
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих:
- части тела: руки. ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы.
- игрушки: кукла, мишка, мяч, машина и др.
- мебель: стол, стул, кровать, шкаф
- посуда: чашка, тарелка. ложка, вилка, кастрюля
- еда: хлеб, каша, суп, чай\молоко, яблоко, банан, йогурт и др.
- одежда: брюки/джинсы, кофта, платье, колготки, куртка. шапка, трусы и др. обувь: туфли, кроссовки, сапоги, тапки,
- животные: кошка, собака, корова. лошадь и др.
Понимание слов, обозначающих действия: сидеть, бегать, стоять, есть, пить,
играть, рисовать, спать и др.
Экспрессивная речь
Имитация неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит
комар)
Называние простых по звуковому составу слов.
Называние на собственного имени
Называние имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Называние слов, обозначающих:
- части тела: руки. ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы. игрушки,
посуду, мебель, еду;
- игрушки: кукла, мишка, мяч, машина и др.
- мебель: стол, стул, кровать, шкаф
- посуда: чашка, тарелка. ложка, вилка, кастрюля
- еда: хлеб, каша, суп, чай\молоко, яблоко, банан, йогурт и др.
- одежда: брюки/джинсы, кофта, платье, колготки, куртка. шапка, трусы и др. обувь: туфли, кроссовки, сапоги, тапки,
- животные: кошка, собака, корова. лошадь и др.
Называние слов, обозначающих действия: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть,
рисовать, спать и др.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Учить сообщать жестом просьбы, желания, потребности: нет/да, не хочу/хочу,
дай/на и др.
Учить сообщать собственное имя (себя) с помощью фотографии.
Учить использовать фотографии при обозначении членов семьи, педагогов,
учащихся класса.
Учить обозначать и использовать картинные изображения, доступные для
понимания: частей тела, игрушек, посуды, мебели, еды, одежды, животных.

Учить обозначать и использовать картинные изображения, доступные для
понимания, действий: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть, рисовать, спать и др.
Чтение и письмо
-считывать с таблички и записывать собственное имя,
-считывать с табличек и записывать имена товарищей и педагогов,
-считывать и записывать собственную фамилию,
-считывать с табличек и записывать слова приветствия,
-считывать и записать слова «пока», «до свидания», «до встречи», «до завтра», «до
понедельника»,
-выражать согласие и несогласие при помощи табличек «да», «нет», «верно»,
«неверно», «можно», «нельзя».
-выражать благодарность с опорой на таблички «спасибо», «благодарю».
-отвечать на вопросы по табличкам «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?», «Кто
это?», «Что это?»
-Узнавание и различение образов графем (букв)
4 класс
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении,
закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх.
Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого.
Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные
возможности.
Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные
возможности.
Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом.
Учить вербально отказываться, выражать несогласие, согласие.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Формировать умение показывать взглядом, закреплять это умение в действиях,
повседневной жизни, играх.
Учить выражать мимикой удовольствие, неудовольствия, давать ответную реакцию
на обращение взрослого, возникшую ситуацию.
Учить привлекать внимание звучащим предметом.
Учить использовать указательный жест, связывая со словами приветствия,
прощания, просьбы.
Учить выражать желания и потребности, обращаться за помощью, отвечать на
вопросы, используя предметы, изобразительные средства (фотографии, картинки,
пиктограммы).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов.
Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение) имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих:
- части тела: руки. ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы.
- игрушки: кукла, мишка, мяч, машина и др.
- мебель: стол, стул, кровать, шкаф
- посуда: чашка, тарелка. ложка, вилка, кастрюля
- еда: хлеб, каша, суп, чай\молоко, яблоко, банан, йогурт и др.
- одежда: брюки/джинсы, кофта, платье, колготки, куртка. шапка, трусы и др. обувь: туфли, кроссовки, сапоги, тапки,
- животные: кошка, собака, корова. лошадь и др.
Понимание слов, обозначающих действия: сидеть, бегать, стоять, есть, пить,
играть, рисовать, спать и др.
Экспрессивная речь.
Имитация неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит
комар)
Называние простых по звуковому составу слов.
Называние на собственного имени
Называние имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Называние слов, обозначающих:
- части тела: руки. ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы. игрушки,
посуду, мебель, еду;
- игрушки: кукла, мишка, мяч, машина и др. - мебель: стол, стул, кровать, шкаф
- посуда: чашка, тарелка. ложка, вилка, кастрюля
- еда: хлеб, каша, суп, чай\молоко, яблоко, банан, йогурт и др.
- одежда: брюки/джинсы, кофта, платье, колготки, куртка. шапка, трусы и др. обувь: туфли, кроссовки, сапоги, тапки,
- животные: кошка, собака, корова. лошадь и др.
Называние слов, обозначающих действия: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть,
рисовать, спать и др.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Учить сообщать жестом просьбы, желания, потребности: нет/да, не хочу/хочу,
дай/на и др.
Учить сообщать собственное имя (себя) с помощью фотографии.
Учить использовать фотографии при обозначении членов семьи, педагогов,
учащихся класса.
Учить обозначать и использовать картинные изображения, доступные для
понимания: частей тела, игрушек, посуды, мебели, еды, одежды, животных.
Учить обозначать и использовать картинные изображения, доступные для
понимания, действий: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть, рисовать, спать и др.
Чтение и письмо
-считывать с таблички и записывать собственное имя,
-считывать с табличек и записывать имена товарищей и педагогов,

-считывать и записывать собственную фамилию,
-считывать с табличек и записывать слова приветствия,
-считывать и записать слова «пока», «до свидания», «до встречи», «до завтра», «до
понедельника»,
-выражать свои желания с использованием табличек «я хочу -не хочу»,
мне», «я могу - не могу».
-выражать согласие и несогласие при помощи табличек «да», «нет», «верно»,
«неверно», «можно», «нельзя».
-выражать благодарность с опорой на таблички «спасибо», «благодарю»,
-отвечать на вопросы по табличкам «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?», «Кто
это?», «Что это?»
-задавать вопросы «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?», «Кто это?», «Что
это?» -Узнавание и различение образов графем (букв).
-Копирование с образца отдельных букв.
Учебно-тематическое планирование 1 доп* класс
№ Раздел

Количество
часов по
четвертям

програ
ммы

1

1

2

2

3

5
4
Комму 8
никац
ия с
исполь
зовани
ем
вербал
ьных и
неверб
альны
х
средст
в
Развит 10 11 11
ие
речи,
импре
ссивна
я речь

4

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы учебного курса
Предме
Базовые учебные действия
Личност
тные
ные
Познава Регулятив Коммуник
ные
ативные
тельные

4 Пониман
ие простых
предложе
ний.
Умение
употребл
ять
отдельны е
зв
уки,
звукопод
ражания,
звуковые
6
комплекс
ы
в
соответст
вии
с
коммуни

умением
пользова
ться
указател
ьным
жестом,
подража
нием
движени
ям
и
действия
м
взрослог
о,
умением
включат
ься
в
совместн
ую
деятельн

входить и
выходить
из
учебного
помещения
со звонком;
ориентиров
аться в
пространст
ве класса
(зала,
учебного
помещения
);
пользовать
ся учебной
мебелью;
адекватно
использова
ть ритуалы

Виды
деятельн
ости
обучающ
ихся

слушать и
персонал Слушани
ьная
понимать
е
идентичн объяснен
речь
ость
в ий
других;
вступать в
осознани учителя.
контакт и
и себя
Наблюден
работать в
как "Я",
ие за
коллективе
демонстр
(учитель –
способно ациями
ученик)
сть
к учителя.
использоват совместн Работа с
ь принятые
раздаточн
ой
ритуалы
ым
деятельн
социальног
ости на материал
о
доступно ом.
взаимодейс м
для Выполне
твия с
учащегос ние
одноклассн я уровне
фронталь
иками и
ных
с
учителем;
взрослым работ.

3

Развит
ие
речи,
экспре
ссивна
я речь

6

7

14

13 кативной
ситуацие
й.
Пониман
ие простых
по
звучанию
слов:
«мама»,
«папа»,
«дядя» и
др.
Пониман
ие
существи
тельных:
имена
членов
семьи,
педагогов
,
учащихся
класса.
Пониман
ие
существи
тельных:

ость
с
взрослы
м,
показом
себя на
фотогра
фии, в
зеркале,
знанием
и
называн
ием
своего
имени,
показом
знакомы
х
изображ
ений на
фотогра
фии,
картинка
х
по
темам "Я
-Маша",
"Мои
игрушки
", "Мой
дом",
"Что
я
ем",
"Любим
ые

школьного
поведения
(поднимать
руку,
вставать
выходить
из-за парты
и т. д.);
работать с
учебными
принадлеж
ностями и
организовы
вать
рабочее
место;
передвигат
ься по
школе,
находить
свой класс,
другие
необходим
ые
помещения
;
принима
ть цели и
произвол
ьно
включать
ся в
деятельн

обращаться
за помощью
и
принимать
помощь;
слушать и
понимать
инструкцию
к учебному
заданию.

и
сверстни
ками,
навыки и
умения
доступно
й
коммуник
ации
и
общения,
способно
сть
вступать
в диалог,
находить
ся
в
диалоге в
условиях
социальн
ого
взаимоде
йствия.

Беседа.
Работа
с
различны
ми
предмета
ми.
Совместн
ая
практичес
кая
деятельно
сть
учащегос
я
и
учителя.

объекты,
явления.
Пониман
ие
простых
предложе
ний
(бытовые
и
учебные
инструкц
ии).
Умение
употребл
ять
простые
по
звуковом
у составу
слов
(мама,
папа,
дядя
и
др.),
собствен
ное имя,
называни
е
имѐн
членов
семьи
(учащихс
я класса,
педагогов
класса),
называни
е
(употребл
ение)
слов,
обознача
ющих
предмет.
Коммуни
кация:
дети,
взрослые,
смотреть,
говорить,
здоровать
ся,
прощатьс
я,
просить
помощи,

животны ость.
е",
"Одежда
", "Что я
делаю",
умением
соотноси
ть
одинаков
ые
предмет
ы,
картинки
,
умением
соотноси
ть
предмет
с
его
изображ
ением на
картинке
,
называн
ием
знакомы
х
изображ
ений на
фотогра
фии,
картинка
х
по
темам
"ЯМаша",
"Мои
игрушки
", "Мой
дом",
"Что
я
ем",
"Любим
ые
животны
е",
"Одежда
", "Что я
делаю",
умением
обратить
ся
за
помощь
ю
вербальн
о,
умение
обратить
ся
за

слушать,

помощь
ю
с
помощь
ю

ждать,
показыва
ть,
спрашива
ть,
вежливос
ть,
здравству
й,
до
свидания,
привет,
пока,
спасибо,
пожалуйс
та,
да
, нет.
Графомот
орные
навыки:
точка,
линия,
прямая
линия,
кривая
линия,
обводить,
закрашив
ать,
штрихова
ть.

Уметь
различа
ть
и
писать
буквы
Аа, Уу,
Оо, Мм,
Сс, Хх.

карточки
,
пиктогра
ммы
умением
приветст
вовать
вербальн
о,
умением
приветст
вовать с
помощь
ю
карточки
,
пиктогра
ммы,
умением
сказать о
своем
желании,
выразить
потребн
ость,
умением
выразить
свое
желание,
потребн
ость с
помощь
ю
карточки
,
пиктогра
ммы,
умением
совместн
о
со
взрослы
м
расклад
ывать
предмет
ы,
карточки
слева на
право,
умением
совместн
о
со
взрослы
м
проводит
ь линии в
разных
направле
ниях

Итого 24 23 29 23
:
Учебно-тематическое планирование 1 доп** класс
№ Раздел

Количество
часов по
четвертям

програ
ммы

1

2

Развит
ие
речи,
импре
ссивна
я речь.
Развит
ие
речи,
экспре
ссивна
я речь

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы учебного курса
Предме
Базовые учебные действия
Личност
тные
ные
Познава Регулятив Коммуник
ные
ативные
тельные

1

2

3

4

11

7

6

13

14

14

6 Пониман
ие простых
предложе
ний.
Умение
употребл
8 ять
отдельны е
зв
уки,
звукопод

умением
пользова
ться
указател
ьным
жестом,
подража
нием
движени
ям
и
действия
м
взрослог

входить и
выходить
из
учебного
помещения
со звонком;
ориентиров
аться в
пространст
ве класса
(зала,
учебного
помещения

Виды
деятельн
ости
обучающ
ихся

слушать и
персонал Слушани
ьная
понимать
е
идентичн объяснен
речь
ость
в ий
других;
вступать в
осознани учителя.
контакт и
и себя
Наблюден
работать в
как "Я",
ие за
коллективе
демонстр
(учитель –
способно ациями
ученик)
сть
к учителя.
использоват совместн Работа с
ь принятые
раздаточн
ой
ритуалы
ым
деятельн

3

Чтени
еи
письм
о

8

10

17

17 ражания,
звуковые
комплекс
ы
в
соответст
вии
с
коммуни
кативной
ситуацие
й.
Пониман
ие простых
по
звучанию
слов:
«мама»,
«папа»,
«дядя» и
др.
Пониман
ие
существи
тельных:
имена
членов
семьи,
педагогов
,
учащихся
класса.
Пониман
ие
существи
тельных:

о,
умением
включат
ься
в
совместн
ую
деятельн
ость
с
взрослы
м,
показом
себя на
фотогра
фии, в
зеркале,
знанием
и
называн
ием
своего
имени,
показом
знакомы
х
изображ
ений на
фотогра
фии,
картинка
х
по
темам "Я
-Маша",
"Мои
игрушки
", "Мой
дом",
"Что
я
ем",
"Любим
ые

);
пользовать
ся учебной
мебелью;
адекватно
использова
ть ритуалы
школьного
поведения
(поднимать
руку,
вставать
выходить
из-за парты
и т. д.);
работать с
учебными
принадлеж
ностями и
организовы
вать
рабочее
место;
передвигат
ься по
школе,
находить
свой класс,
другие
необходим
ые
помещения
;
принима
ть цели и
произвол
ьно
включать
ся в
деятельн

социальног
ости на
доступно
о
взаимодейс м
для
твия с
учащегос
одноклассн я уровне
иками и
с
учителем;
взрослым
обращаться и
за помощью сверстни
и
ками,
принимать
навыки и
помощь;
умения
слушать и
доступно
понимать
й
инструкцию коммуник
к учебному
ации
и
заданию.
общения,
способно
сть
вступать
в диалог,
находить
ся
в
диалоге в
условиях
социальн
ого
взаимоде
йствия.

материал
ом.
Выполне
ние
фронталь
ных
работ.
Беседа.
Работа
с
различны
ми
предмета
ми.
Совместн
ая
практичес
кая
деятельно
сть
учащегос
я
и
учителя.

объекты,
явления.
Пониман
ие
простых
предложе
ний
(бытовые
и
учебные
инструкц
ии).
Умение
употребл
ять
простые
по
звуковом
у составу
слов
(мама,
папа,
дядя
и
др.),
собствен
ное имя,
называни
е
имѐн
членов
семьи
(учащихс
я класса,
педагогов
класса),
называни
е
(употребл
ение)
слов,
обознача
ющих
предмет.
Коммуни
кация:
дети,
взрослые,
смотреть,
говорить,
здоровать
ся,
прощатьс
я,
просить
помощи,

животны ость.
е",
"Одежда
", "Что я
делаю",
умением
соотноси
ть
одинаков
ые
предмет
ы,
картинки
,
умением
соотноси
ть
предмет
с
его
изображ
ением на
картинке
,
называн
ием
знакомы
х
изображ
ений на
фотогра
фии,
картинка
х
по
темам
"ЯМаша",
"Мои
игрушки
", "Мой
дом",
"Что
я
ем",
"Любим
ые
животны
е",
"Одежда
", "Что я
делаю",
умением
обратить
ся
за
помощь
ю
вербальн
о,
умение
обратить
ся
за

слушать,

помощь
ю
с
помощь
ю

ждать,
показыва
ть,
спрашива
ть,
вежливос
ть,
здравству
й,
до
свидания,
привет,
пока,
спасибо,
пожалуйс
та,
да
, нет.
Графомот
орные
навыки:
точка,
линия,
прямая
линия,
кривая
линия,
обводить,
закрашив
ать,
штрихова
ть.

Уметь
различа
ть
и
писать
буквы
Аа, Уу,
Оо, Мм,
Сс, Хх.

карточки
,
пиктогра
ммы
умением
приветст
вовать
вербальн
о,
умением
приветст
вовать с
помощь
ю
карточки
,
пиктогра
ммы,
умением
сказать о
своем
желании,
выразить
потребн
ость,
умением
выразить
свое
желание,
потребн
ость с
помощь
ю
карточки
,
пиктогра
ммы,
умением
совместн
о
со
взрослы
м
расклад
ывать
предмет
ы,
карточки
слева на
право,
умением
совместн
о
со
взрослы
м
проводит
ь линии в
разных
направле
ниях

Итого 32 31 37 31
:
Учебно-тематическое планирование 1 класс
Раздел
программ
ы

«Коммуни
кация»
«Развитие
речи
средствам
и
вербально
йи
невербаль
ной
коммуник
ации»

Количество
часов по
четвертям

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы учебного курса
Предмет
Базовые учебные действия
Личност
ные
ные
Познава Регулятив Коммуника
ные
тивные
тельные

1

2

3

4

1
1

7

6

6 Понимание

1
3

1
4

1
4

умением
пользова
простых
ться
8 предложен
указател
ий.
ьным
Умение
жестом,
употреблят подража
ь
нием
движени
отдельные
ям
и
звуки,
звукоподра действия
м
жания,
взрослог

входить и
выходить
из учебного
помещения
со звонком;
ориентиров
аться в
пространст
ве класса
(зала,
учебного
помещения
);

Виды
деятельн
ости
обучающ
ихся

слушать и
персонал
Слушание
ьная
понимать
объяснен
речь других; идентичн ий
ость
в учителя.
вступать в
контакт и
осознани
Наблюден
и себя
работать в
ие за
коллективе
как "Я",
демонстр
(учитель –
ациями
ученик)
учителя.
способно
использоват сть
к Работа с
ь принятые
раздаточн
совместн
ритуалы
ым
ой
социального
материало

«Чтение и
письмо».

8

1
0

1
7

1 звуковые
7 комплексы

о,
умением
включать
в
ся
в
соответств
совместн
ии
с
ую
коммуника
деятельн
тивной
ость
с
ситуацией.
взрослы
Понимание м,
простых по показом
себя на
звучанию
фотогра
слов:
фии,
в
«мама»,
зеркале,
«папа»,
знанием
«дядя» и
и
называни
др.
Понимание ем
своего
существите
имени,
льных:
показом
имена
знакомы
членов
х
семьи,
изображе
педагогов,
ний на
фотогра
учащихся
фии,
класса.
Понимание картинка
х
по
существите
темам "Я
льных:
-Маша",
объекты,
"Мои
явления.
игрушки
Понимание ",
"
простых
Мой
предложен
дом",
ий
"Что
я
(бытовые и
ем",
"Любим
ые

пользоватьс
я учебной
мебелью;
адекватно
использова
ть ритуалы
школьного
поведения
(поднимать
руку,
вставать
выходить
из-за парты
и т. д.);
работать с
учебными
принадлеж
ностями и
организовы
вать
рабочее
место;
передвигат
ься по
школе,
находить
свой класс,
другие
необходим
ые
помещения;
принимат
ь цели и
произвол
ьно
включать
ся в
деятельн
ость.

взаимодейст деятельно
вия с
сти
на
одноклассни доступно
ками и
м
для
учителем;
учащегос
обращаться
я уровне с
за помощью взрослым
и принимать и
помощь;
сверстник
слушать и
ами,
понимать
навыки и
инструкцию умения
к учебному
доступно
заданию.
й
коммуник
ации и
общения,
способно
сть
вступать
в диалог,
находитьс
я
в
диалоге в
условиях
социальн
ого
взаимоде
йствия.

м.
Выполнен
ие
фронталь
ных
работ.
Беседа.
Работа
с
различны
ми
предмета
ми.
Совместн
ая
практичес
кая
деятельно
сть
учащегос
я
и
учителя.

учебные
инструкции
).
Умение
употреблят
ь
про
стые по
звуковому
составу
слов (мама,
папа, дядя и
др.)
,
собственно
е
имя,
называние
имѐн
членов
семьи
(учащихся
класса,
педагогов
класса),
называние
(употребле
ние)
сло
в,
обозначаю
щих
предмет.
Коммуника
ция:
дет
и, взрослые,
смотреть,
говорить,
здороватьс
я,
прощаться,
просить
помощи,
слушать,
ждать,
показывать
,
спрашивать
,
вежливость
,
здравствуй,
до

животны
е",
"Одежда ",
"Что я
делаю",
умением
соотноси
ть
одинаков ые
предмет
ы,
картинки
,
умением
соотноси
ть
предмет
с
его
изображе
нием на
картинке
,
называни ем
знакомы
х
изображе
ний на
фотогра фии,
картинка
х
по
темам "ЯМаша", "Мои
игрушки ",
"Мой
дом",
"Что
я
ем",
"Любим ые
животны
е",
"Одежда ",
"Что я
делаю",
умением
обратить
ся
за
помощь ю
вербальн о,
умение
обратить
ся
за
помощь
ю
с
помощь ю

свидания,
привет,
пока,
спасибо,
пожалуйста
, да, нет.
Графомото

рные
навыки:
точка,
линия,
прямая
линия,
кривая
линия,
обводить,
закрашиват
ь,
штриховать
.

карточки
,
пиктогра
ммы
умением
приветст
вовать
вербальн
о,
умением
приветст
вовать с
помощь
ю
карточки
Уметь
различать ,
пиктогра
и писать
ммы,
буквы Аа, умением
Уу, Оо, сказать о
Мм, Сс, своем
желании,
Хх.
выразить
потребно
сть,
умением
выразить
свое
желание,
потребно
сть
с
помощь
ю
карточки
,
пиктогра
ммы,
умением
совместн
о
со
взрослы
м
расклады
вать
предмет
ы,
карточки
слева на
право,
умением
совместн
о
со
взрослы
м
проводит
ь линии в
разных
направле

ниях

Итого:

3
2

3
1

3
7

3
1

Учебно-тематическое планирование 2 класс
№ Разде

Количество
часов по
четвертям

л
прогр
аммы

1

2

1

2

3

4

«Ком 11
муник
ация»
«Разв 13
итие
речи
средст
вами
верба
льной
и
невер
бальн
ой
комму
никац
ии»

7

7

6

14

17

8

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы учебного курса
Вид
Предмет
Базовые учебные действия
Личнос деятельно
сти
ные
тные
Познават Регуляти Коммуник
обучающи
ельные
вные
ативные
хся
Знать и
называт
ь слова,
символ
ыи
жесты:
«здравс
твуйте»,
«до
свидани
я»,«спас
ибо»,«п
ожалуйс
та»,«да»
,
«нет»,«т
уалет»,
«мыть
руки»,«

умением
пользоват
ься
указатель
ным
жестом,
подражан
ием
движения
м
и
действиям
взрослого,
умением
включатьс
яв
совместну
ю
деятельно

входить и
выходить
из
учебного
помещени
я со
звонком;
ориентиро
ваться в
пространс
тве класса
(зала,
учебного
помещени
я);
пользоват
ься
учебной

Понимать
речь
других;
вступать в
контакт и
работать в
коллективе
(учитель –
ученик)
использоват
ь принятые
ритуалы
социальног
о
взаимодейс
твия с
одноклассн
иками и

Персона
льная
идентич
ность в
осознан
ии себя
как "Я",
Способн
ость
понимат
ьи
реагиров
ать на
эмоцион
альное
состояни
е
окружаю

Слушание
объяснения
Наблюдение за
дем
Работа с
Раздаточным
материалом.
Выполнение
фронтальная
беседа.
Работа с
различными
видами
деятельности
учащегося

3

«Чтен
ие и
письм
о».

8

10

17

17

хорошо
»,«плох
о»,«мам
а»,
«папа»,
«бабуш
ка»,«я»,
«ты»,
Уметь
определ
ять
источни
к звука
с
опорой
на
практич
еские
действи
я (не
более
пяти
источни
ков).
Уметь
определ
ять
направл
ение
звука,
исходя
щего из
разных
источни
ков;

сть
с
взрослым,
показом
себя
на
фотограф
ии,
в
зеркале,
знанием и
называние
м своего
имени,
показом
знакомых
изображен
ий
на
фотограф
ии,
картинках
по темам
"Я
Маша",
"Мои
игрушки",
"Мой
дом", "Что
я ем",
"Любимы
е
животные
",
"Одежда",
"Что
я
делаю",
умением
соотносит
ь

мебелью;
адекватно
использов
ать
ритуалы
школьног
о
поведения
(поднимат
ь руку,
вставать
выходить
из-за
парты и т.
д.);
работать с
учебными
принадле
жностями
и
организов
ывать
рабочее
место;
передвига
ться по
школе,
находить
свой
класс,
другие
необходи
мые
помещени
я;
приним

учителем;
обращаться
за помощью
и
принимать
помощь;
слушать и
понимать
инструкцию
к учебному
заданию.

щих его
людей,
Способн
ость
к
целенап
равленн
ым
действия
м
и
активнос
ти,
Способн
ость
психиче
ской
саморегу
ляции
собствен
ных
действи
й,
Способн
ость
к
совмест
ной
деятельн
ости на
доступн
ом для
учащего
ся
уровне с
взрослы
м
и
сверстни
ками,

Уметь
имитир
овать
неречев
ые
звуки
речевы
ми
(наприм
ер, ш –
шипит
гусь, з –
звенит
комар).
Уметь
различа
ть и
писать
буквы
Аа, Уу,
Оо, Мм,
Сс, Хх,
Пп,
Шш, Рр,
Ии, Сс,
Тт, Кк,
Лл, Мм,
Нн, ы.
Уметь
условно
–
графиче
ски
фиксир
овать
23слова с
последу
ющим
«чтение
м» их
вразбив
ку.
Уметь
условно
–
графиче
ски
фиксир
овать
заданны
е
предло
жения
с
последу
ющим
«чтение
м»;
Уметь
подбира
ть одно
из двух
близких

одинаков
ые
предметы,
картинки,
умением
соотносит
ь предмет с
его
изображен
ием
на
картинке,
называние
м
знакомых
изображен
ий
на
фотограф
ии,
картинках
по темам
"ЯМаша",
"Мои
игрушки",
"Мой
дом", "Что
я ем",
"Любимы
е
животные
",
"Одежда",
"Что
я
делаю",
умением
обратитьс
я
за
помощью
вербально
,
умение
обратитьс
я
за
помощью
с
помощью
карточки,
пиктограм
мы
умением
приветств
овать
вербально
,
умением
приветств
овать
с
помощью
карточки,
пиктограм
мы,
умением
сказать о

ать цели
и
произво
льно
включат
ься в
деятель
ность,
следова
ть
предлож
енному
плану и
работат
ьв
общем
темпе;
активно
участвова
ть в
деятельно
сти,
контролир
овать и
оценивать
свои
действия
и
действия
однокласс
ников;
соотносит
ь свои
действия
и их
результат
ыс
заданным
и.

Навыки
и
умения
доступн
ой
коммуни
кации и
общения
,
Способн
ость
вступать
в диалог,
находит
ься
в
диалоге
в
условия
х
социаль
ного
взаимод
ействия.

п

о своем
содержажелании, нию выразить предлопотребнос жение к
ть,
заданноумением й выразить
картинксвое е с желание, последупотребнос ющим ть с
«чтениепомощью м» карточки, предлопиктограм жения
мы,
по умением условносовместно
-со
графичевзрослым скому раскладыв изображать ению;
предметы, Уметь карточки делить слева
на
предлоправо, жение, умением
состоящсовместно
ее из со двух взрослым слов, проводить
условнолинии в
-разных графиченаправлен
ски иях
фиксирпальцем, овать и ладонью, «читатькистью.
» его; толстым Уметь карандаш составлом, губкой ять
предло жения по схеме – Кто? Что делает? – по
сюжетн ым картинк ам.
Уметь делить слова (2 слога) на слоги.
Уметь обводит
ь
фигуры

п

о шаблон
ам, трафаре там с последу ющим закраши ванием, дорисов
ывание м до какоголибо предмет
а.
Уметь обводит
ь
фигуры по контуру (пункти рным линиям
_( - - -)
Уметь ориенти роватьс я в
рабочей строке (верхня я линия, нижняя линия), (начало,
середин а, конец). Узнавать вертика льные линии в
предмет
ах, на картинк ах. Уметь рисоват
ь

произво льные вертика льные линии, линии по начальн ой
и конечно й точкам в
альбоме

,в
строке узнават ь
горизон тальные линии в предмет
ах, на картинк ах. Уметь рисоват
ь
произво льные горизон тальные линии, линии по начальн
ой и конечно й точкам
в
альбоме
,в
строке узнават
ь
наклонн ые линии в предмет
ах, на картинк ах. Уметь рисоват ь
произво льные наклонн ые линии, линии по начальн ой и
конечно й точкам
в
альбоме
,в
строке уметь рисоват
ь

бордюр
из
наклонн
ых
линий
разной
длины
по
опорны
м
точкам;
Уметь
рисоват
ь

компози
ции из
вертика
льных
горизон
тальных
,
наклонн
ых
линий
вне
строки
ив
строке
по
образцу.

Итог 31 29 41 31
о:

Учебно-тематическое планирование 3 класс
№ Разде

Количество часов по
четвертям

л
прогр
аммы

1

2

«Ком
муник
ация»
«Разв
итие
речи
средст
вами
верба
льной
и
невер
бальн
ой
комму
никац
ии»

1

2

3

4

11

7

7

6

13

14

17

8

Планируемые результаты освоения обучающимися Ви
программы учебного курса
ды
Предм
Базовые учебные действия
Лично дея
етные
стные тел
Познавате Регуляти Коммуни
ьно
льные
вные
кативные
сти
обу
ча
ющ
ихс
я
Знать
и
назы
вать
слов
а,
симв
олы
и
жест
ы:
«здр
авст
вуйт
е»,
«до
свид
ания
»,«с

умением
пользоватьс
я
указательн
ым жестом,
подражание
м
движениям
и
действиям
взрослого,
умением
включаться
в
совместную
деятельност
ь
с
взрослым,

входить и
выходить
из
учебного
помещени
я со
звонком;
ориентиро
ваться в
пространс
тве класса
(зала,
учебного
помещени
я);
пользоват
ься
учебной

Понимать
речь
других;
вступать в
контакт и
работать в
коллектив
е (учитель
– ученик)
использов
ать
принятые
ритуалы
социально
го
взаимодей
ствия с
однокласс

Слу
шан
ие
объ
ясн
ени
й
учи
тел
я.
Наб
люд
ени
е за
дем
и реагир онс
тра
овать
ция
на
Персон
альная
иденти
чность
в
осозна
нии
себя
как
"Я",
Способ
ность
поним
ать

3

«Чтен
ие и
письм
о».

8

10

17

17

паси
бо»,
«пож
алуй
ста»,
«да»,
«нет
»,«ту
алет
»,
«мы
ть
руки
»,«х
оро
шо»,
«пло
хо»,
«мам
а»,
«пап
а»,«б
абуш
ка»,«
я»,
«ты»
,
Уметь
опре
деля
ть
исто

показом
себя
на
фотографии
, в зеркале,
знанием
и
называнием
своего
имени,
показом
знакомых
изображени
й
на
фотографии
, картинках
по темам "Я
-Маша",
"Мои
игрушки",
"Мой дом",
"Что я ем",
"Любимые
животные",
"Одежда",
"Что
я
делаю",
умением
соотносить
одинаковые
предметы,
картинки,
умением
соотносить
предмет
с

мебелью;
адекватно
использов
ать
ритуалы
школьног
о
поведения
(поднимат
ь руку,
вставать
выходить
из-за
парты и т.
д.);
работать с
учебными
принадле
жностями
и
организов
ывать
рабочее
место;
передвига
ться по
школе,
находить
свой
класс,
другие
необходи
мые

никами и
учителем;
обращатьс
я за
помощью
и
принимат
ь помощь;
слушать и
понимать
инструкци
юк
учебному
заданию.

эмоцио
нально
е
состоя
ние
окружа
ющих
его
людей,
Способ
ность к
целена
правле
нным
действ
иям
и
активн
ости,
Способ
ность
психич
еской
саморе
гуляци
и
собств
енных
действ
ий,
Способ
ность к
совмес
тной
деятел

ми
учи
тел
я.
Раб
ота
с
раз
дат
очн
ым
мат
ери
ало
м.
Вы
пол
нен
ие
фро
нта
льн
ых
раб
от.
Бес
еда.
Раб
ота
с
раз
лич

чник
звук
ас
опор
ой
на
прак
тиче
ские
дейс
твия
(не
боле
е
пяти
исто
чник
ов).
Уметь
опре
деля
ть
напр
авле
ние
звук
а,
исхо
дяще
го из
разн
ых
исто
чник
ов;
Уметь
имит
иров
ать
нере
чевы
е
звук
и
рече
вым
и
(нап
риме
р, ш
–
шип
ит
гусь,
з–
звен
ит
кома
р).
Уметь
разл

его
изображени
ем
на
картинке,
называнием
знакомых
изображени
й
на
фотографии
, картинках
по темам
"Я-Маша",
"Мои
игрушки",
"Мой дом",
"Что я ем",
"Любимые
животные",
"Одежда",
"Что
я
делаю",
умением
обратиться
за помощью
вербально,
умение
обратиться
за помощью
с помощью
карточки,
пиктограмм
ы умением
приветствов
ать
вербально,
умением
приветствов
ать
с
помощью
карточки,
пиктограмм
ы,
умением
сказать о
своем
желании,
выразить
потребност
ь,
умением
выразить
свое
желание,
потребност
ь
с
помощью
карточки,
пиктограмм
ы,

помещени
я;
приним
ать цели
и
произво
льно
включат
ься в
деятель
ность,
следова
ть
предлож
енному
плану и
работат
ьв
общем
темпе;
активно
участвова
ть в
деятельно
сти,
контролир
овать и
оценивать
свои
действия
и
действия
однокласс
ников;
соотносит
ь свои
действия
и их
результат
ыс
заданным
и.

ьности
на
доступ
ном
для
учащег
ося
уровне
с
взросл
ым и
сверст
никами
,
Навык
и
и
умения
доступ
ной
комму
никаци
и

ны
ми
пре
дме
там
и.
Сов
мес
тна
я
пра
кти
чес
кая
дея
тел
ьно
сть
уча
щег
ося
и
учи
тел
и общен я.
ия,
Способ
ность
вступа
ть
в
диалог,
находи
ться в
диалог
е
в
услови
ях
социал
ьного
взаимо
действ
ия.

ичат
ьи

умением
совместно
со

п

исавзрослым ть раскладыва буквть ы предметы,
Аа, карточки
Уу, слева
на
Оо, право,
Мм, умением
Сс, совместно
Хх, со
Пп, взрослым
Шш, проводить
Рр, линии в
Ии, разных
Сс, направлени
Тт, ях пальцем, Кк, ладонью, Лл, кистью.
Мм, толстым Нн, карандашом ы, , губкой
Чч,
Зз,
Бб,
Гг,
Дд,
Юю,
Яя,
Жж.
Уметь усло вно –
граф ичес ки фикс иров ать 23сло ва с посл едую щим «чте нием
» их враз бивк
у.
Уметь усло вно –
граф ичес ки фикс иров

ать зада нные пред ложе ния с посл едую щим
«чте нием

»;
Уметь подб ират
ь одно из двух близ ких по соде ржан ию пред
ложе ние к зада нной карт инке
с посл едую щим «чте нием

» пред ложе ния по усло внограф ичес кому
изоб раже нию; Уметь дели ть пред ложе ние,
сост ояще е из двух слов, усло внограф ичес ки
фикс
иров ать и
«чит
ать» его;
Уметь
сост
авля ть
по схем
пред
ложе ния

е – Кто? Что дела ет? – по сюж етны м карт инка
м.
Уметь дели
ть слов а (2 слог
а) на слог
и.
Уметь обво дить фигу ры по шабл онам

, траф арет ам с посл едую щим закр аши вани
ем, дори совы вани ем до како голибо пред мета
.

Уметь обво дить фигу ры по конт уру (пун ктир
ным лини ям_(
- - -)
Уметь орие нтир оват ься
в рабо чей стро ке (вер хняя лини
я, ниж няя лини
я),
(нач ало, сере дина
, коне
ц).
Узнава ть верт икал ьные лини и в пред мета х,
на карт инка
х.

Уметь рисо вать прои звол ьные
верт икал ьные
лини

и, лини и по нача льно й и коне чной точк ам в
альб оме, в стро ке узна вать гори зонт альн ые
лини
и в пред мета х, на карт инка
х.
Уметь рисо вать прои звол ьные гори зонт альн
ые лини и, лини и по нача льно й и коне чной
точк ам в альб оме, в стро ке узна

вать
накл
онн
ые
лини
ив
пред
мета
х, на
карт
инка
х.
Уметь
рисо
вать
прои
звол
ьные
накл
онн
ые
лини
и,
лини
и по
нача
льно
йи
коне
чной
точк
ам в
альб
оме,
в
стро
ке
умет
ь
рисо
вать
борд
юр
из
накл
онн
ых
лини
й
разн
ой
длин
ы

Итог
о:

32

31

41

31

Учебно-тематическое планирование 4 класс

№ Разде

л
прогр
аммы

1

2

Количество часов по
четвертям

1

2

3

4

«Ком 11
муник
ация»
«Разв 13
итие
речи
средст
вами
верба
льной
и
невер
бальн
ой
комму
никац
ии»

7

7

6

14

17

8

Планируемые результаты
Виды деятельности
освоения обучающимися
обучающихся
программы
учебного
курса
Предм
Базовые учебные действия
Личностн
етные
ые
Познават Регулят Коммуникат
ельные
ивные
ивные
Знать
и
назы
вать
слов
а,
симв
олы
и
жест
ы:
«здр
авст
вуйт
е»,
«до
свид
ания
»,«с

умением
пользоват
ься
указатель
ным
жестом,
подражан
ием
движения
м
и
действиям
взрослого,
умением
включатьс
я
в
совместну
ю
деятельно

входить
и
выходит
ь из
учебног
о
помещен
ия со
звонком;
ориенти
роваться
в
простра
нстве
класса
(зала,
учебног
о

Понимать
речь других;
вступать в
контакт и
работать в
коллективе
(учитель –
ученик)
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодейств
ия с
одноклассник
ами и
учителем;
обращаться

Персональ
ная
идентично
сть
в
осознании
себя
как
"Я",
Способно
сть
понимать
и
реагирова
ть
на
эмоциона
льное
состояние
окружаю
щих
его

Слуша
ние
объясн
ений
учител
я.
Наблю
дение
за
демонс
трация
ми
учител
я.
Работа
с
раздат
очным

3

«Чтен
ие и
письм
о».

8

10

17

17

паси
бо»,
«пож
алуй
ста»,
«да»,
«нет
»,«ту
алет
»,
«мы
ть
руки
»,«х
оро
шо»,
«пло
хо»,
«мам
а»,
«пап
а»,«б
абуш
ка»,«
я»,
«ты»
,
Уметь
опре
деля
ть
исто
чник
звук
ас
опор

сть
с
взрослым,
показом
себя
на
фотограф
ии,
в
зеркале,
знанием и
называние
м своего
имени,
показом
знакомых
изображен
ий
на
фотограф
ии,
картинках
по темам
"Я
Маша",
"Мои
игрушки",
"Мой
дом", "Что
я ем",
"Любимы
е
животные
",
"Одежда",
"Что
я
делаю",
умением
соотносит
ь
одинаков

помещен
ия);
пользова
ться
учебной
мебелью
;
адекватн
о
использо
вать
ритуалы
школьно
го
поведен
ия
(подним
ать руку,
вставать
выходит
ь из-за
парты и
т. д.);
работать
с
учебным
и
принадл
ежностя
ми и
организо
вывать
рабочее
место;
передвиг
аться по
школе,

за помощью
и принимать
помощь;
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному
заданию.

людей,
Способно
сть
к
целенапра
вленным
действиям
и
активност
и,
Способно
сть
психическ
ой
саморегул
яции
собственн
ых
действий,
Способно
сть
к
совместно
й
деятельно
сти
на
доступно
м
для
учащегося
уровне с
взрослым
и
сверстник
ами,
Навыки и
умения
доступной
коммуник
ации
и

матери
алом.
Выпол
нение
фронта
льных
работ.
Беседа.
Работа
с
различ
ными
предме
тами.
Совмес
тная
практи
ческая
деятел
ьность
учащег
ося
и учител
я.

ой
на
прак
тиче
ские
дейс
твия
(не
боле
е
пяти
исто
чник
ов).
Уметь
опре
деля
ть
напр
авле
ние
звук
а,
исхо
дяще
го из
разн
ых
исто
чник
ов;
Уметь
имит
иров
ать
нере
чевы
е
звук
и
рече
вым
и
(нап
риме
р, ш
–
шип
ит
гусь,
з–
звен
ит
кома
р).
Уметь
разл
ичат
ьи
писа
ть

ые
предметы,
картинки,
умением
соотносит
ь предмет
с
ег
о
изображен
ием
на
картинке,
называние
м
знакомых
изображен
ий
на
фотограф
ии,
картинках
по темам
"ЯМаша",
"Мои
игрушки",
"Мой
дом", "Что
я
е
м",
"Любимы
е
животные
",
"Одежда",
"Что
я
делаю",
умением
обратитьс
я
за
помощью
вербально
,
умение
обратитьс
я
за
помощью
с
помощью
карточки,
пиктограм
мы
умением
приветств
овать
вербально
,
умением
приветств
овать
с

находит
ь свой
класс,
другие
необход
имые
помещен
ия;
прини
мать
цели и
произв
ольно
включ
аться в
деятел
ьность
,
следов
ать
предл
оженн
ому
плану
и
работа
ть в
общем
темпе;
активно
участвов
ать в
деятельн
ости,
контрол
ировать
и
оценива
ть свои
действия
и
действия
однокла
ссников;
соотнос
ить свои
действия
и их
результа
ты с
заданны
ми.

общения,
Способно
сть
вступать в
диалог,
находитьс
я
в
диалоге в
условиях
социально
го
взаимодей
ствия.

букв
ы

помощью
карточки,
пиктограм
мы,
умением
сказать о
своем

с

трожелании, чные выразить и потребнос печать,
тныеумением . выразить Уметь свое
усложелание,
вно потребнос
– ть
с
графпомощью ическарточки, ки пиктограм
фиксмы, ировумением
ать совместно
2-со
3словзрослым
ва
с
раскладыв
послать
едуюпредметы, щим карточки «чтеслева на
ниемправо, » их умением вразсовместно
бивксо
у. взрослым Уметь проводить услолинии в вно
разных – направлен графиях
ичеспальцем,
ки
ладонью,
фикскистью.
ировтолстым ать карандаш задаом, губкой нные
пред ложе ния с
посл едую щим «чте нием
»;
Уметь подб ират ь

одно из двух близ ких по соде ржан ию пред
ложе ние к зада нной карт инке
с посл едую щим «чте нием
»
пред
ложе
ния по
усло
внограф
ичес
кому изоб
раже
нию;
Уметь
дели
ть
пред
ложе
ние,
сост
ояще
е
из
двух
слов, усло
внограф
ичес
ки
фикс
иров
ать
и
«чит
ать»
его;
Уметь
сост
авля
ть
пред
ложе
ния по
схем

е – Кто? Что дела ет? – по сюж етны м карт инка
м.
Уметь дели

ть слов а (2 слог
а) на слог
и.
Уметь обво дить фигу ры по шабл онам
, траф арет ам с посл едую щим закр аши вани
ем, дори совы вани ем до како голибо пред мета
.
Уметь обво дить фигу ры по конт уру (пун ктир
ным лини ям_(
- - -)

Уметь орие нтир оват ься
в рабо чей стро ке (вер хняя лини

я, ниж няя лини
я),
(нач ало, сере дина
, коне
ц).
Узнава ть верт икал ьные лини
и в пред мета х, на карт инка
х.
Уметь рисо вать прои звол ьные
верт икал ьные

лини и, лини и по нача льно й и коне чной точк
ам в альб оме, в стро ке узна вать гори зонт альн
ые лини

и в пред мета х, на карт инка
х.
Уметь рисо вать прои звол ьные гори зонт альн
ые лини
и, лини и по нача льно й и коне чной точк ам в
альб оме, в стро ке узна вать накл онн ые лини
и в пред мета х, на карт инка
х.
Уметь рисо вать прои звол ьные накл онн ые
лини
и,

лини
и по
нача
льно
йи
коне
чной
точк
ам в
альб
оме,
в
стро
ке
умет
ь
рисо
вать
борд
юр
из
накл
онн
ых
лини
й
разн
ой
длин
ы по
опор
ным
точк
ам;
Уметь
рисо
вать
комп
озиц
ии
из
верт
икал
ьных
гори
зонт
альн
ых,
накл
онн
ых
лини
й.

Итог
о:

32

31

41

31

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебные пособия:
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития: программно-методические материалы
Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
2. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжѐлой умственной
отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011)
3. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
4. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей
с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
1.

Методические пособия:
1.
Аксѐнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. Программа по русскому языку для
0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.
2.
Аксѐнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Пропись для 1 класса специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида. Часть 1,2,3. - М.: Просвещение СПб, 2007г.
3.
Аксѐнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Дидактический материал.
Добукварный период. 1 класс специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2009г.
4.
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические
рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2009г.
Наглядные средства:
-различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
-наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
- наборы предметных картинок;
- образцы начертания рукописных букв;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров.
-пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
-материал с различными заданиями для раскрашивания, вырезания,
Наклеивания.
Интернет ресурсы:
1. Российский образовательный портал www.school.edu.ru.
2.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».