МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Отдел образования администрации ГО Карпинск МАОУ СОШ № 24 Согласовано Педагогическим советом МАОУ СОШ № 24 Протокол № 1от 30.08. 2024 г. Утверждено Директор МАОУ СОШ № 24 ______ О.А. Глухова Приказ от 30.08 2024 г. № 238-д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся 1 доп.- 4 классов с расстройствами аутистического спектра (Вариант программы 8.4.) ГО Карпинск 2024 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно – правовые документы Рабочая программа для 1 доп.- 4 классов по учебному предмету «Окружающий социальный мир», составлена с учетом нормативно-правовых документов: 1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 2.Федеральный закон от 31 июля 2020 г № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014. 3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). 4. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 7.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8.Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями). 9.Постановление Правительства Свердловской области от 23апреля 2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области». 10.Устав МАОУ СОШ № 24. Цель изучения учебного предмета: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Основные задачи: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). 1.2 Формы и периодичность контроля Контроль достижения обучающимися уровня знаний и сформированности программного материала осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: практические работы (демонстрация действий и операций). 1.3.Система оценки достижения результатов освоения программы Итоговая оценка качества освоения обучающимися с РАС адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной общеобразовательной программы. Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной общеобразовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования: • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, • что из полученных знаний и умений он применяет на практике, • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребѐнка рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребѐнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы. В 1 классе безотметочное обучение. Оно призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Уровень обученности определяется в процессе выполнения диагностических работ (мониторинг за уровнем развития). Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный психолого-медико - педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а также для написания итоговой характеристики. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями. 1.4.Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Окружающий социальный мир» включен в образовательную область «Окружающий мир» учебного плана МАОУ СОШ № 24, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» для обучающихся с РАС (Вариант программы 8.4.) В учебном плане школы на изучение предмета «Окружающий социальный мир» всего отводится в 1 классах по 33 часа, во 2 - 4 классах по 68 часов в год. Программа рассчитана на 6 лет обучения. 2. Общая характеристика учебного предмета Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с РАС испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Профильный труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. В рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. 3. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Освоение обучающимися программы по предмету «Окружающий социальный мир» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ. В структуру планируемых результатов входят личностные и предметные результаты, а также базовые учебные действия (БУД). (Личностные результаты представлены в разделе «Личностные учебные действия»). Базовые учебные действия Личностные учебные Коммуникативные действия учебные действия Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,занятиями , как члена семьи, одноклассника, друга Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к восприятию Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель– ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс Входить выходить учебного помещения условному сигналу Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Устанавливать видородовые отношения предметов Обращаться за помощью и принимать помощь Пользоваться учебной мебелью Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Работать с (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место и из по Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства предметов Читать, писать, выполнять арифметическ ие действия Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе Доброжелательно Принимать цели и относиться к произвольно включаться в сопереживать, следовать конструктивно предложенному взаимодействовать с плану и работать в ними общем темпе Готовность к и Договариваться безопасному природе поведение в и обществе соответствии мнением большинства и Активно с участвовать в в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности Работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях) Предметные результаты. 1) Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, созданным человеком. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. Развитие межличностных и групповых отношений. Представление о дружбе, товарищах, сверстниках. Умение находить друзей на основе личностных предпочтений. Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание. • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов. 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. • Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. 5) Представления об обязанностях и правах ребенка. • Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. • Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. 6) Представление о стране проживания Россия. • Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. • Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. 3) • • • 4.Содержание учебного предмета Школа. Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, рюкзак, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками. Квартира, дом, двор. Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажные, каменные/деревянные. Представление о местах общего пользования в доме: подъезд, лестничная площадка, лифт. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод, др. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож и для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож, др. Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен. Представление о часах. Представление об электронных устройствах: телефон, компьютер, планшет. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры: отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Предметы и материалы, изготовленные человеком. Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода. Город. Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города. Транспорт. Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте. Традиции, обычаи. Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках. Страна. Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира. Содержание предмета по классам. 1 дополнительный класс. Школа. Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе. Школьные принадлежности (ознакомление, назначение) (школьная доска, парта, мел, рюкзак, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Предметы и материалы, изготовленные человеком. Предметы вокруг нас (созданы человеком). Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные) Одежда. Мебель ( назначение, виды). Я и моя семья. Члены семьи. Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери" Квартира, дом, двор. Мой дом (квартира). Назначение комнат. Мебель (диван, стул, стол). Посуда (Тарелка, чашка, ложка). Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник). Игровые действия: стирка, чаепитие. Город Двор. Игровая и спортивная площадки. Уличное движение. Светофор. Транспорт. Виды и значение транспорта. Автобус. Трамвай. Мир людей. Профессии. Водитель (шофер). Игровые действия. Врач. Игровые действия. Продавец. Игровые действия. Повар. Игровые действия. Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? 1 класс Школа. Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, рюкзак, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Соблюдение правил учебного поведения. Квартира, дом, двор. Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажные, каменные/деревянные. Представление о местах общего пользования в доме: подъезд, лестничная площадка, лифт. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Предметы, изготовленные из этих материалов. Город. Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Транспорт. Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Традиции, обычаи. Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Страна. Представление о государстве Россия. 2 класс. Школа. Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками. Квартира, дом, двор. Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод, др. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож и для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож, др. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Город. Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Транспорт. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о профессиях людей, работающих на общественном транспорте. Традиции, обычаи. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Страна Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. 3 класс Школа. Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками. Квартира, дом, двор. Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен. Представление о часах. Представление об электронных устройствах: телефон, компьютер, планшет. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода. Город. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Транспорт. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте. Традиции, обычаи. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках. Страна. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. 4класс Школа. Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками. Квартира, дом, двор. Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры: отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода. Город. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города. Транспорт. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Традиции, обычаи. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках. Страна. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира. 5.Календарно-тематическоепланирование. 1 дополнительный класс Тема Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Количество часов Школа. Я -ученик. Правила Формирование представлений о себе, как поведения на уроке, в об ученике. Формирование школе. представлений о правилах поведения на уроке и в школе. Режим дня. Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Знать и использовать эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд на лице педагога, слушать и спрашивать. Моя школа. Мой класс. Формирование представлений о школе, о Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Моя парта. классе и парте. Формирование Ориентироваться в школе, знать расположение представлений о правилах поведения на необходимых помещений. Использовать основные уроке и в школе. Режим дня. правила поведения в школе. Передвигается по школе в нужном направлении. Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе; ориентироваться в режиме дня. Ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью. Находить свой класс, входить и выходить из класса после звонка по разрешению учителя. Организовывать свое рабочее место. 2 2 13 Школьные принадлежности (ознакомление, назначение): школьная доска, парта, мел. Формирование представлений о школьных принадлежностях. Узнавание/различение, назначение школьных принадлежностей. Школьные принадлежности:рюкзак, учебник, тетрадь, дневник, карандаш. Проявляет эстетические чувства и ответственность за сохранность вещей, принимает оценку своей деятельности. Проявляет интерес к школьным принадлежностям, адекватно использует их. Дифференцирует игрушки и школьные принадлежности; умеет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради). Знает назначение школьной доски, парта, мел. Формирование представлений о Дифференцирует игрушки и школьные принадлежности; умеет ориентироваться на школьных принадлежностях. Узнавание/различение, назначение ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради). Знает назначение школьных принадлежностей. рюкзака, учебника, тетради, дневника, карандаша. 1 1 Школьные принадлежности: пенал, точилка, резинка, фломастер. Формирование представлений о Узнает и различает школьные принадлежности: пенал, точилка, резинка, фломастер. Знает их школьных принадлежностях. Узнавание/различение, назначение назначение. школьных принадлежностей. 1 Школьные принадлежности: ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин. Формирование представлений о Узнает и различает школьные принадлежности: ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин. Знает школьных принадлежностях. Узнавание/различение, назначение их назначение. школьных принадлежностей. 1 Предметы и материалы, изготовленные человеком. Предметы вокруг (созданы человеком). нас Формирование представлений предметах созданных человеком. о Исследуют предметы окружающего мира. Узнают и различают предметы созданные человеком. 1 14 Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Узнавание и Их назначение. Свойства игрушек Формирование представлений (мягкие-твердые; свойствах игрушек музыкальные). Одежда. Мебель виды). (назначение, Исследуют предметы окружающего мира. Фиксируют взгляд на игрушке, вступают в предметно-игровое сотрудничество. Переключают взгляд с одного предмета на другой, подражают действиям педагога. Узнают и различают игрушки. Знают их назначение. 1 о Исследуют предметы окружающего мира. Фиксируют взгляд на игрушке, вступают в предметно-игровое сотрудничество. Узнают и различают игрушки. Знают их назначение. Определяют свойства игрушек 1 различение игрушек. Формирование представлений об одежде. Исследуют предметы окружающего мира. Предметы одежды. Фиксируют взгляд на одежде. Узнают и различают предметы одежды. Знают их назначение. 1 Формирование представлений о мебели. Исследуют предметы окружающего мира. Ее виды и назначение. Фиксируют взгляд на предмете мебели. Узнают и различают предметы мебели. Знают их назначение. 1 Я и моя семья. 15 Члены семьи. Сюжетно-ролевая "Дочки-матери". Формирование представлений о членах семьи. Узнавание и различение членов семьи. Имена членов семьи. Свое имя, половая принадлежность и место в семье. Соотносить себя со своим именем. Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); осознание себя как ребенка, члена семьи; осознание своей принадлежности к определенному полу. Участвовать в субъектнообъектных отношениях; проявлять уважительное отношение к родным и близким. Взаимодействовать в группе (развитие межличностных отношений). Умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми. игра Формирование представлений о членах Участвует в сюжетно-ролевой игре "Дочки- матери". семьи. Родственные отношения. Социальная роль членов семьи. 1 1 Квартира, дом, двор. Мой дом (квартира). Формирование представлений (квартире). Назначение комнат. Назначение комнат. о доме Узнают и различают дом и квартиру, комнаты по их назначению. 1 Мебель (диван, стул, стол и Формирование представлений о мебели. Узнают и различают, называют предметы мебели. т.д.). Узнавание/различение предметов мебели, Знают их назначение. их назначение. 1 Посуда (тарелка, ложка и т.д.). чашка, Формирование представлений о посуде. Узнавание/различение предметов посуды, их назначение. Помощники в доме Формирование представлений о бытовых (бытовые приборы: утюг, приборах. Узнавание/различение бытовых пылесос, чайник и т.д.). приборов, их назначение. Узнают и различают, называют предметы посуды. Знают их назначение. 1 Узнают и различают, называют бытовые приборы. Знают их назначение. 2 Ролевая игра «Стирка». Участвует в сюжетно-ролевой игре «Стирка». 2 Формирование представлений о стирке. 16 Ролевая игра «Чаепитие». Формирование чаепитии. представлений о Участвует в сюжетно-ролевой игре «Чаепитие». 1 Город. Двор. Игровая спортивная площадки. и Урок-прогулка. Формирование Исследуют предметы окружающего мира. Узнают и представлений о дворе дома, оигровой и различают, называют объекты во дворе. Знают их спортивной площадке. Их назначение. назначение. Формирование Исследуют предметы движение. Урок-прогулка. окружающего мира. Участвуют в уличном движении. Узнают и представлений об уличном движении. различают пешеходов и транспорт. Пешеходы и транспорт. Светофор. Знают назначение светофора. 1 Уличное Светофор. 2 Транспорт. Виды и значение Урок-прогулка. Формирование представлений об уличном движении. транспорта. Автобус. Формирование представлений о видах Трамвай. транспорта. Исследуют предметы окружающего мира. Участвуют в уличном движении. Узнают и различают пешеходов и транспорт, виды транспорта. 2 Мир людей. Профессии. (шофер). ролевая игра. Водитель Формирование представлений Сюжетно- профессии водителя. о Рассматривают, узнают, различают картинки с изображением водителя. Участвует в сюжетноролевой игре. 1 Врач. Сюжетноролевая игра. Формирование профессии врача. представлений о Рассматривают, узнают, различают картинки с изображением врача. Участвует в сюжетноролевой игре. 1 Продавец. Сюжетноролевая игра. Формирование представлений профессии продавца. о Рассматривают, узнают, различают картинки с изображением продавца. Участвует в сюжетноролевой игре. 1 17 Повар. Сюжетно-ролевая игра. Формирование представлений профессии повара. о Рассматривают, узнают, различают картинки с изображением повара. Участвует в сюжетноролевой игре. 1 Поступки людей. Что Формирование представлений такое "хорошо" и что поступках людей. такое "плохо"? о Называют хорошие и плохие поступки людей, различают их. 1 Итого: 33 ч. 1 класс Тема Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Количество часов Школа. 18 Я -ученик. Правила Формирование представлений о себе, как поведения на уроке, в об обучающемся в коллективе школе. одноклассников. Формирование представлений о правилах поведения на уроке и в школе. Режим дня. Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Знать и использовать эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд на лице педагога, слушать и спрашивать. Ориентироваться в режиме дня. Ориентация в классе, его Формирование представлений о классе, Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. зонах, в местах его зонах, о местах расположения Ориентироваться в режиме дня. Ориентироваться в расположения учебных учебных принадлежностей.Обучение пространстве класса; пользоваться учебной принадлежностей. ориентации в классе. мебелью. Находить свой класс, входить и выходить из класса после звонка по разрешению учителя. Организовывать свое рабочее место. 1 Ориентация в Формирование представлений о школе, о помещениях школы, на помещениях школы, о школьной школьной территории. территории. Обучение ориентации в школе и на школьной территории. 2 Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Ориентироваться в школе, знать расположение необходимых помещений. Использовать основные правила поведения в школе. Передвигается по школе в нужном направлении. Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе; ориентироваться в режиме дня. Ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью. Находить 2 свой класс, входить и выходить из класса после звонка по разрешению учителя. Организовывать свое рабочее место. 19 Ориентация в распорядке Формирование представлений о Ориентироваться в распорядке школьного дня. школьного дня. распорядке школьного дня. Ориентация в распорядке школьного дня. 2 Школьные принадлежности (ознакомление, назначение): школьная доска, парта, мел. Проявляет эстетические чувства и ответственность за сохранность вещей, принимает оценку своей деятельности. Проявляет интерес к школьным принадлежностям, адекватно использует их. Дифференцирует игрушки и школьные принадлежности; умеет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради). Знает назначение школьной доски, парта, мел. Формирование представлений о Дифференцирует игрушки и школьные принадлежности; умеет ориентироваться на школьных принадлежностях. Узнавание/различение, назначение ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради). Знает назначение школьных принадлежностей. рюкзака, учебника, тетради, дневника, карандаша. 1 Школьные принадлежности: пенал, точилка, резинка, фломастер. Формирование представлений о школьных Узнает и различает школьные принадлежности: пенал, точилка, резинка, фломастер. Знает их принадлежностях. Узнавание/различение, назначение назначение. школьных принадлежностей. 1 Школьные принадлежности: ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин. Формирование представлений о школьных Узнает и различает школьные принадлежности: ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин. Знает принадлежностях. Узнавание/различение, назначение их назначение. школьных принадлежностей. 1 Школьные принадлежности:рюкзак, учебник, тетрадь, дневник, карандаш. Формирование представлений о школьных принадлежностях. Узнавание/различение, назначение школьных принадлежностей. 1 20 Профессии работающих (учитель). людей, Формирование представлений профессии учителя. шко о Рассматривают, узнают, различают картинки с изображением учителя. Участвует в сюжетноролевой игре. 1 Профессии людей, Формирование представлений профессии повара и охранника. работающих в школе (повар, охранник). о Рассматривают, узнают, различают картинки с изображением повара и охранника. Участвует в сюжетно-ролевой игре. 1 Представление о частях Формирование представлений о частях Узнает и различает стены, крышу, окно, дверь, дома: стена, крыша, окно, дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, потолок, пол. Знает их назначение. дверь, потолок, пол. пол. 1 Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажн ые, каменные/деревянные. 1 в ле Квартира, дом, двор. Формирование представлений о типах Узнает и различает домов: одноэтажные/многоэтажные, домов(одноэтажные/многоэтажные, каменные/деревянные. каменные/деревянные). Представление о местах Формирование представлений о местах общего пользования в доме. общего пользования в доме: подъезд, лестничная площадка, лифт. Представление о Формирование представлений помещениях квартиры: о помещениях квартиры: прихожая, комната, прихожая, комната, кухня. кухня. типы Узнает и различает места общего пользования в доме. Знает их назначение. 1 Узнает и различает прихожая, комната, кухня. Знает их назначение. 1 21 Представление о помещениях квартиры: ванная комната, туалет, балкон. Ориентация в помещениях своего дома (квартиры). Формирование представлений о помещениях квартиры: ванная комната, туалет, балкон. Обучение ориентации своего дома (квартиры). в Узнает и различает ванная комната, туалет, балкон. Знает их назначение. помещениях Ориентируется в своей квартире (доме). 1 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком. Представление о керамике, стекле.Предметы, изготовленные из этих материалов. Представление о резине, металле. Предметы, изготовленные из этих материалов. Формирование представлений окерамике, Узнает, различает и называет стекле ипредметах, изготовленных из изготовленные из глины и стекла. этих материалов. предметы, 1 Формирование представлений о резине, Узнает, различает и называет металле ипредметах, изготовленных из изготовленные из резины и металла. этих материалов. предметы, 1 Представление о ткани, бумаге. Предметы, изготовленные из этих материалов. Представление о пластмассе и дереве. Предметы, изготовленные из этих материалов. Формирование представлений о ткани, Узнает, различает и называет бумаге ипредметах, изготовленных из этих изготовленные из ткани и бумаги. материалов. предметы, 1 Формирование представлений о Узнает, различает и называет пластмассе и дереве ипредметах, изготовленные из пластмассы и дерева. изготовленных из этих материалов. предметы, 1 22 Город. Улицы, на которых Экскурсия. Формирование представлений Умеет находить дом и школу. Знает дорогу от дома расположена школа, дом. об улицах, на которых расположена до школы и обратно. школа, дом. 1 Ориентация в городе. 2 Экскурсия. городе. Обучение ориентации в Умеет находить остановки транспорта, магазины и др. места. общественного Транспорт. Наземный транспорт Формирование представлений о наземном Узнает, различает и называет виды наземного транспорте. Виды наземного транспорта. транспорта. (машины, автобусы, трамваи, мотоциклы, поезда). Соблюдение правил Формирование представлений о Знает и соблюдает правила дорожного движения. дорожного движения. важности соблюдения правил дорожного движения. 1 2 Традиции, обычаи. Праздники: Новый год, 23 Формирование представлений о Узнает, различает и называет праздники. февраля, 8 марта, день праздниках. рождения. Школьные традиции. Формирование представлений о Узнает, различает и называет школьные традиции. школьных традициях: День знаний, Участвует в школьных мероприятиях. последний учебный день, день рождения школы, школьные мероприятия. 1 1 Страна. 23 Наша страна Россия. Формирование представлений о нашем государстве. Имеет представление о стране, в которой мы живем. Знает название нашего государства. Итого: 1 33 ч. 1 класс Тема Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Количество часов Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Знать и использовать эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд на лице педагога, слушать и спрашивать. Ориентироваться в режиме дня. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Знать и использовать эталоны дружеских взаимоотношений. 1 Школа. Я -ученик. Правила Формирование представлений о себе, как поведения на уроке, в об обучающемся в коллективе школе. одноклассников. Формирование представлений о правилах поведения на уроке и в школе. Режим дня. Представление дружеских взаимоотношениях. о Формирование представлений о дружеских взаимоотношениях. Следование правилам Формирование представлений о Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. общения, игры, труда. правилах общения в процессе игры, Знать и использовать правила общения в процессе труда. игры, труда. 2 2 24 Соблюдение Формирование представлений общепринятых норм общепринятых нормах поведения со взрослыми и поведения взрослыми и сверстниками. сверстниками. об Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. со Знать и использовать общепринятые нормы поведения со взрослыми и сверстниками. 2 об Имеет представление об убранстве дома. 2 Квартира, дом, двор. Представление убранстве дома. об Формирование убранстве дома. представлений Предметы мебели: стол, Формирование представлений стул, диван, шкаф. предметах мебели. Предметы мебели: полка, кресло, кровать, табурет, комод. Предметы посуды, предназначенные для сервировки стола. о Узнает, различает и называет предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф. Знает их назначение. 2 о Узнает, различает и называет предметы мебели: полка, кресло, кровать, табурет, комод. Знает их назначение. Формирование представлений о Узнает, различает и называет предметы посуды, предметах посуды, предназначенных предназначенные для сервировки стола:тарелка, для сервировки стола. стакан, кружка, ложка, вилка, нож. Знает их назначение. 2 Формирование представлений предметах мебели. Предметы посуды для Формирование представлений приготовления пищи. предметах посуды для приготовления пищи. 2 о Узнает, различает и называет предметы посуды для приготовления пищи:кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож, др..Знает их назначение. 2 Основные свойства Формирование представлений об Называет свойства керамики и стекла, предметы, стекла, керамики и основных свойствах стекла, керамики изготовленные из этих материалов. изготовленных из них и изготовленных из них предметов. предметов. 1 Предметы и материалы, изготовленные человеком. 25 Основные свойства Формирование представлений об Называет свойства бумаги и ткани, предметы, бумаги иткани, и основных свойствах бумаги иткани, и изготовленные из этих материалов. изготовленных из них изготовленных из них предметов. предметов. 1 Основные свойства Формирование представлений об Называет свойства резины и металла, предметы, резины и металла, и основных свойствах резины и металла, изготовленные из этих материалов. изготовленных из них и изготовленных из них предметов. предметов. 1 Основные свойства пластмассы и дерева, и изготовленных из них предметов. 1 Формирование представлений об Называет свойства пластмассы и дерева, предметы, основных свойствах пластмассы и дерева, изготовленные из этих материалов. и изготовленных из них предметов. Город. Представление о районах, Урок-экскурсия. Формирование Узнает, различает и называет район и улицу, где улицах, площадях, представлений о районах, улицах, расположены его дом и школа, площади и зданиях родного города. площадях, зданиях родного города. некоторые здания родного города. 2 Транспорт. Представление общественном транспорте. Соблюдение пользования общественным транспортом. об Урок-экскурсия. представлений транспорте. об Формирование Узнает, различает и называет виды общественного общественном транспорта: метро, автобус, трамвай, троллейбус, такси, электричка. правил Урок-экскурсия. Обучение правилам Знает и соблюдает правила пользования общественным транспортом. общественным транспортом. пользования 2 2 26 Профессии людей, работающих на общественном транспорте: водитель, контролер, машинист. Традиции, обычаи. Формирование представлений о Узнает, различает и называет профессии людей, профессиях людей, работающих на работающих на общественном транспорте: общественном транспорте: водитель, водитель, контролер, машинист. контролер, машинист. 2 Школьные традиции. Формирование представлений о Узнает, различает и называет школьные традиции. школьных традициях: День знаний, Участвует в школьных мероприятиях. последний учебный день, день рождения школы, школьные мероприятия. 1 Страна. Представление государстве Россия. о Формирование представлений о нашем государстве. Представление о государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Итого: Имеет представление о стране, в которой мы живем. Знает название нашего государства. 2 Формирование представлений о флаге, Имеет представление о флаге, гербе и гимне России. гербе и гимне России. 2 Формирование представлений о правах и Имеет представление о правах и обязанностях обязанностях гражданина России. гражданина России. 2 33 ч. 2 класс Тема Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Количество часов 27 Школа. Я -ученик. Правила Формирование представлений о себе, как поведения на уроке, в об обучающемся в коллективе школе. одноклассников. Формирование представлений о правилах поведения на уроке и в школе. Режим дня. Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Знать и использовать эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд на лице педагога, слушать и спрашивать. Ориентироваться в режиме дня. Представление о Формирование представлений Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. о дружеских взаимоотношениях. Знать и использовать эталоны дружеских дружеских взаимоотношений. взаимоотношениях. Следование правилам Формирование представлений Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. общения, игры, труда. о правилах общения в процессе Знать и использовать правила общения в процессе игры, труда. игры, труда. Соблюдение Формирование представлений об Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. общепринятых норм общепринятых нормах поведения со Знать и использовать общепринятые нормы поведения со взрослыми и взрослыми и сверстниками. поведения со взрослыми и сверстниками. сверстниками. 2 2 2 2 Квартира, дом, двор. Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа. Формирование представлений о Узнает, различает и называет телевизор, утюг, телевизор, утюг, лампа. Обучение лампу. Умеет пользоваться ими в повседневной пользованию электроприборами. жизни. 3 Представление об электроприборах: вентилятор, обогреватель. Формирование представлений о Узнает, различает и называет вентилятор, вентилятор, обогреватель. Обучение обогреватель. Умеет пользоваться ими в пользованию электроприборами. повседневной жизни. 3 28 Представление об электроприборах: магнитофон, видеоплеер. Формирование представлений о Узнает, различает и называет магнитофон, магнитофон, видеоплеер. Обучение видеоплеер. Умеет пользоваться ими в пользованию электроприборами. повседневной жизни. 3 Представление об электроприборах: микроволновая печь, тостер. Представление об электроприборах: блендер, электрический чайник, фен. Формирование представлений Узнает, различает и называет микроволновую печь, омикроволновая печь, тостер. Обучение тостер. Умеет пользоваться ими в повседневной пользованию электроприборами. жизни. 3 Формирование представлений о блендер, электрический чайник, фен. Обучение пользованию электроприборами. 3 Представление о часах. Формирование представлений о часах. Узнает, различает и называет часы. Обучение пользованию часами. пользоваться ими в повседневной жизни. Представление об электронных устройствах: телефон, компьютер, планшет. Формирование представлений о телефон, компьютер, планшет. Обучение пользованию электронными устройствами. Узнает, различает и называет блендер, электрический чайник, фен. Умеет пользоваться ими в повседневной жизни. Умеет 3 Узнает, различает и называет телефон, компьютер, планшет. Умеет пользоваться ими в повседневной жизни. 3 Основные свойства Формирование представлений об Называет свойства керамики и стекла, предметы, стекла, керамики и основных свойствах стекла, керамики изготовленные из этих материалов. изготовленных из них и изготовленных из них предметов. предметов. 1 Предметы и материалы, изготовленные человеком. 29 Основные свойства Формирование представлений об Называет свойства бумаги иткани, бумаги иткани, и основных свойствах бумаги иткани, и изготовленные из этих материалов.. изготовленных из них изготовленных из них предметов. предметов. предметы, 1 Основные свойства Формирование представлений об Называет свойства резины и металла, предметы, резины и металла, и основных свойствах резины и металла, изготовленные из этих материалов. изготовленных из них и изготовленных из них предметов. предметов. 2 Основные свойства пластмассы и дерева, и изготовленных из них предметов. 2 Формирование представлений об Называет свойства пластмассы и дерева, предметы, основных свойствах пластмассы и дерева, изготовленные из этих материалов.. и изготовленных из них предметов. Применение различных Формирование представлений материалов в предметах о применении различных быта, обихода. материалов в предметах быта, обихода. Имеет представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода. 2 Формирование представлений о Узнает, различает и называет профессии людей, профессиях людей, работающих в работающих в городских учреждениях (социальный городских учреждениях (социальный работник, врач, медсестра, работник банка, почты, работник, врач, медсестра, работник службы занятости, МФЦ и т.д.). банка, почты и т.д.). Соблюдение правил Урок - экскурсия. Обучение правилам Знают и соблюдают правила поведения в поведения в поведения в общественных местах. общественных местах. общественных местах. Транспорт. 4 Город. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. 3 30 Специальный транспорт. Формирование представлений о специальном транспорте (машина скорой помощи, пожарная , полицейская машина Профессии людей, Формирование представлений о работающих на профессиях людей, работающих на специальном транспорте. специальном транспорте (врач, пожарник, полицейский и т.д.). Традиции, обычаи. Узнает, различает и называет виды спецтранспорта (машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и т.д.). Узнает, различает и называет профессии людей, работающих на специальном транспорте (врач, пожарник, полицейский и т.д.). 3 3 Национальные традиции, Формирование представлений о Узнает, различает и называет праздники. национальных традициях, праздниках. национальные традиции, праздники. Религиозные атрибуты, Формирование представлений о Узнает, различает и называет религиозные традиции, праздники. религиозных атрибутах, традициях, атрибуты, традиции, праздники. праздниках. Страна. 4 Значимые исторические Формирование представлений о значимых события России. исторических событиях России. Выдающиеся люди Формирование представлений о выдающихся людях России. России. 5 Узнает, различает и исторические события России. называетзначимые Узнает, различает и называет выдающихся людей России. Итого: 4 5 68 ч. 3 класс 4 Тема Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Количество часов Школа. 31 Я -ученик. Правила Формирование представлений о себе, как поведения на уроке, в об обучающемся в коллективе школе. одноклассников. Формирование представлений о правилах поведения на уроке и в школе. Режим дня. Представление о Формирование представлений о дружеских взаимоотношениях. дружеских взаимоотношениях. Следование правилам Формирование представлений общения, игры, труда. о правилах общения в процессе игры, труда. Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Знать и использовать эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд на лице педагога, слушать и спрашивать. Ориентироваться в режиме дня. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Знать и использовать эталоны дружеских взаимоотношений. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. Знать и использовать правила общения в процессе игры, труда. Соблюдение Формирование представлений об Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. общепринятых норм общепринятых нормах поведения со Знать и использовать общепринятые нормы поведения со взрослыми и взрослыми и сверстниками. поведения со взрослыми и сверстниками. сверстниками. 1 2 2 2 Квартира, дом, двор. Представление о территории двора: место для отдыха, газон, игровая площадка. Территория двора: спортивная площадка, место для парковки автомобилей. Формирование предст авлений территории двора. Формирование территории двора. о Узнает, различает и называет место для отдыха, газон, игровую площадку. Знает их назначение. представлений Узнает, различает и называет спортивную площадку, место для парковки автомобилей. Знает их назначение. 3 3 32 Территория двора: место Формирование представлений для сушки белья, место территории двора. для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором. Ориентация во дворе. Формирование умений ориентироваться во дворе. Представление о благоустройстве квартиры: отопление, электроснабжение. Представление о благоустройстве квартиры: канализация, водоснабжение. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Узнает, различает и называет место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором. Знает их назначение. 3 Ориентируется в своем дворе. 3 Формирование представлений благоустройстве квартиры. о Узнает, различает и называет инженерные коммуникации: отопление, электроснабжение. Знает их назначение. 3 Формирование представлений благоустройстве квартиры. о Узнает, различает и называет инженерные коммуникации: канализация, водоснабжение. Знает их назначение. 3 Формирование умений вести случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). себя в Знает и умеет вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). 3 33 Предметы и материалы, изготовленные человеком. Основные свойства стекла, керамики и изготовленных из них предметов. Основные свойства бумаги иткани, и изготовленных из них предметов. Основные свойства резины и металла, и изготовленных из них предметов. Основные свойства пластмассы и дерева, и изготовленных из них предметов. Формирование представлений об Называет свойства керамики и стекла, предметы, основных свойствах стекла, керамики изготовленные из этих материалов. и изготовленных из них предметов. 1 Формирование представлений об Называет свойства бумаги иткани, основных свойствах бумаги иткани, и изготовленные из этих материалов.. изготовленных из них предметов. предметы, 1 Формирование представлений об Называет свойства резины и металла, предметы, основных свойствах резины и металла, изготовленные из этих материалов. и изготовленных из них предметов. 1 Формирование представлений об Называет свойства пластмассы и дерева, предметы, основных свойствах пластмассы и дерева, изготовленные из этих материалов.. и изготовленных из них предметов. 1 Применение различных Формирование представлений материалов в предметах о применении различных быта, обихода. материалов в предметах быта, обихода. Имеет представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода. 1 Знает и умеет вести себя на улице. 3 Имеет представления об основных исторических событиях на территории Москвы и Московского региона. 4 Город. Правила поведения на улице. Представление об истории Москвы. Формирование представлений о правилах поведения на улице. Формирование представлений об истории Москвы и области. Транспорт. 34 Представление о Формирование представлений воздушном транспорте. о воздушном транспорте. Узнает, различает и называет виды воздушного транспорта (самолет, вертолет). 3 35 Представление о водном транспорте. Формирование представлений о водном транспорте. Представление о Формирование представлений космическом транспорте. космическом транспорте. Представление о Формирование представлений профессиях людей, профессиях людей, работающих работающих на транспорте. транспорте. Традиции, обычаи. Национальные традиции, праздники. Формирование представлений национальных традициях, праздниках. Узнает, различает и называет транспорта (лодка, катер, корабль) виды водного 3 о Узнает, различает и называет космический транспорт (космическая ракета). 2 о Узнает, различает и называет профессиях людей, на работающих на транспорте (водитель, контролер, машинист, летчик, стюардесса, капитан, матрос, космонавт). 4 о Узнает, различает и называет национальные традиции, праздники. Религиозные атрибуты, Формирование представлений о Узнает, различает и называет традиции, праздники. религиозных атрибутах, традициях, атрибуты, традиции, праздники. праздниках. 3 религиозные 3 Представление о странах мира. Формирование представлений о ведущих Узнает, различает и называет ведущие страны мира странах мира (США, Англия, Франция, (США, Англия, Франция, Япония, Китай и т.д.). Япония, Китай и т.д.). 5 Выдающиеся людимира. Формирование представлений выдающихся людях мира. 5 Страна. Итого: о Узнает, различает и называет выдающихся людей мира. 68 ч. 36 6.Материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не передвигающимся самостоятельно детям) выезжать в город для участия в занятиях и на экскурсию. Литература для учителя Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое планирование к учебнику «Мир природы и человека» 1 дополнительный класс. Для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.- М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2017. 1. Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое планирование к учебнику «Мир природы и человека» 1 класс. Для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.- М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2017. 2. Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое планирование к учебнику «Мир природы и человека» 2 класс. Для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.- М.: Гуманитарный издательский 3. Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое планирование к учебнику «Мир природы и человека» 3 класс. Для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.- М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2017. 4. 5. Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое планирование к учебнику «Мир природы и человека» 4 класс. Для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными