РП-окружающий-социальный-мир-_8.4_

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Отдел образования администрации ГО Карпинск
МАОУ СОШ № 24

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 24
Протокол № 1от 30.08. 2024 г.

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 24
______ О.А. Глухова
Приказ от 30.08 2024 г. № 238-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для обучающихся 1 доп.- 4 классов
с расстройствами аутистического спектра
(Вариант программы 8.4.)

ГО Карпинск
2024

1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовые документы
Рабочая программа для 1 доп.- 4 классов по учебному предмету «Окружающий
социальный мир», составлена с учетом нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
2.Федеральный закон от 31 июля 2020 г № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Министерством образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014.
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
4. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении Санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
7.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области».
8.Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями).
9.Постановление Правительства Свердловской области от 23апреля 2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области».
10.Устав МАОУ СОШ № 24.
Цель изучения учебного предмета: формирование представлений о человеке и окружающем
его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила
поведения в социальной среде.
Основные задачи: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире,
созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов,
действия с ними).
1.2 Формы и периодичность контроля
Контроль достижения обучающимися уровня знаний и сформированности
программного материала осуществляется в виде текущего и итогового контроля в
следующих формах: практические работы (демонстрация действий и операций).

1.3.Система оценки достижения результатов освоения программы
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с РАС адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования осуществляется образовательным
учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной
основной общеобразовательной программы общего образования для обучающихся с РАС
(вариант 8.4.) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной
общеобразовательной программы.
Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения
обучающимся специальной индивидуальной общеобразовательной программы, отражающую
взаимодействие следующих компонентов образования:
•
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
•
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
•
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребѐнка рекомендуется
применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет
представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно
контактирующих с ребѐнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его
личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам
группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы. В 1
классе безотметочное обучение. Оно призвано способствовать гуманизации обучения,
индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности учащихся. Уровень обученности определяется в процессе выполнения
диагностических работ (мониторинг за уровнем развития). Актуальный уровень выполнения
деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный
психолого-медико - педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной
программы для ребенка, а также для написания итоговой характеристики. Для оценки
степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной
деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными
обозначениями.
1.4.Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» включен в образовательную
область «Окружающий мир» учебного плана МАОУ СОШ № 24, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» для обучающихся с РАС
(Вариант программы 8.4.) В учебном плане школы на изучение предмета «Окружающий
социальный мир» всего отводится в 1 классах по 33 часа, во 2 - 4 классах по 68 часов в год.
Программа рассчитана на 6 лет обучения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные
отношения.
В
силу
различных
особенностей
физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с РАС испытывают трудности в
осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета

«Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное
восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь
общества.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные
человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном
городе, в котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни.
Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о
социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми
нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать
риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и
осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная
целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно
сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в
общественном транспорте, покупок в магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой
формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная
деятельность», «Домоводство», «Профильный труд» и др. Так знания, полученные
ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях
по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в
том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования
(парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город, знакомится с
различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за
деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым
нормам поведения. В рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно
использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые
нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
3. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы по предмету «Окружающий социальный мир»
направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требования
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ. В
структуру планируемых результатов входят личностные и предметные результаты, а
также базовые учебные действия (БУД). (Личностные результаты представлены в разделе
«Личностные учебные действия»).
Базовые учебные действия
Личностные учебные Коммуникативные
действия
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

Познавательные
учебные действия

Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением,занятиями
, как члена семьи,
одноклассника, друга
Способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места
в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей
Положительное
отношение
к
окружающей
действительности,
готовность
к
восприятию

Вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель–
ученик,
ученик – ученик,
ученик – класс,
учитель-класс

Входить
выходить
учебного
помещения
условному
сигналу

Использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем

Ориентироваться в
пространстве класса
(зала, учебного
помещения)

Устанавливать
видородовые
отношения
предметов

Обращаться
за
помощью
и
принимать помощь

Пользоваться
учебной мебелью

Делать простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале

Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природной и
социальной частей

Слушать и
понимать инструкцию
к учебному заданию в
разных
видах
деятельности и быту

Адекватно
соблюдать ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и выходить
из-за парты и т.д.)

Пользоваться
знаками,
символами,
предметамизаместителями

Самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
договоренностей

Сотрудничать
со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях

Работать с
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать
рабочее место

и
из
по

Выделять некоторые
существенные,
общие и
отличительные
свойства предметов

Читать,
писать,
выполнять
арифметическ
ие действия

Понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений о
этических нормах и
правилах поведения в
современном обществе

Доброжелательно
Принимать цели и
относиться
к произвольно
включаться в
сопереживать,
следовать
конструктивно
предложенному
взаимодействовать с
плану и работать в
ними
общем темпе

Готовность к
и Договариваться
безопасному природе
поведение в
и обществе
соответствии
мнением
большинства

и Активно
с участвовать в
в деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и
действия
одноклассников

Соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою
деятельность с
учетом
выявленных
недочетов
Передвигаться по
школе, находить
свой класс, другие
необходимые
помещения

Наблюдать под
руководством
взрослого за
предметами и
явлениями
окружающей
действительности

Работать с
информацией
(понимать
изображение,
текст,
устное высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные
на бумажных и
электронных
и
других носителях)

Предметные результаты.
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
•
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
2)
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями
о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
•
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
повар, врач, водитель и т.д.).
•
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
•
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
•
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
Развитие межличностных и групповых отношений.
Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личностных предпочтений.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
•
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
•
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4)
Накопление положительного
опыта сотрудничества
и
участия
в
общественной жизни.
•
Представление
о
праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них.
•
Использование
простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде,
на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
•
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5)
Представления об обязанностях и правах ребенка.
•
Представления
о
праве на
жизнь, на
образование, на
труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.
•
Представления
об
обязанностях обучающегося,
сына/дочери,
внука/внучки, гражданина и др.
6)
Представление о стране проживания Россия.
•
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте
проживания.
•
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
3)
•
•
•

4.Содержание учебного предмета
Школа.
Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей.
Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня.
Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях
(школьная доска, парта, мел, рюкзак, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка,
резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о
дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование
правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми
и сверстниками.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в
помещениях своего дома. Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажные,
каменные/деревянные. Представление о местах общего пользования в доме: подъезд,
лестничная площадка, лифт. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната,
кухня, ванная комната, туалет, балкон. Представление об убранстве дома. Представление о
предметах мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод, др.
Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола: тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож и для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож, др. Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический
чайник, фен. Представление о часах. Представление об электронных устройствах: телефон,
компьютер, планшет. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.
Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания
ковров, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе. Представление о
благоустройстве квартиры: отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение.
Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света,
воды и т.д.).
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др.
Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов:
стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д.
Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода.
Город.
Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города.
Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в
городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места.
Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях.
Соблюдение правил
поведения в
общественных
местах.
Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.
Транспорт.

Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения.
Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте.
Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей,
работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение
правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном
транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном
транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний,
последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.
Страна.
Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах
и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических
событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах
мира. Представление о выдающихся людях мира.
Содержание предмета по классам.
1 дополнительный класс.
Школа.
Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе. Школьные принадлежности
(ознакомление, назначение) (школьная доска, парта, мел, рюкзак, учебник, тетрадь,
дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка,
пластилин и т.д.).
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Предметы вокруг нас (созданы человеком). Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики).
Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные) Одежда. Мебель ( назначение, виды).
Я и моя семья.
Члены семьи. Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"
Квартира, дом, двор.
Мой дом (квартира). Назначение комнат. Мебель (диван, стул, стол). Посуда
(Тарелка, чашка, ложка). Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос,
чайник). Игровые действия: стирка, чаепитие.
Город
Двор. Игровая и спортивная площадки. Уличное движение. Светофор.
Транспорт.
Виды и значение транспорта. Автобус. Трамвай.
Мир людей.
Профессии. Водитель (шофер). Игровые действия. Врач. Игровые действия.
Продавец. Игровые действия. Повар. Игровые действия. Поступки людей. Что такое
"хорошо" и что такое "плохо"?

1 класс
Школа.
Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей.
Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня.
Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях
(школьная доска, парта, мел, рюкзак, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе
как обучающемся в коллективе одноклассников. Соблюдение правил учебного поведения.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в
помещениях своего дома. Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажные,
каменные/деревянные. Представление о местах общего пользования в доме: подъезд,
лестничная площадка, лифт. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната,
кухня, ванная комната, туалет, балкон.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др.
Предметы, изготовленные из этих материалов.
Город.
Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в городе: умение
находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места.
Транспорт.
Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний
учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Страна.
Представление о государстве Россия.
2

класс.

Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с
взрослыми и сверстниками.
Квартира, дом, двор.
Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели: стол, стул, диван,
шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод, др. Представление о предметах посуды,
предназначенных для сервировки стола: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож и для
приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож, др.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов:
стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д.
Город.
Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города.
Транспорт.

Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования
общественным транспортом. Представление о профессиях людей, работающих на
общественном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день
рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Страна
Представление
о
государстве Россия и
государственной
символике.
Представление о правах и обязанностях гражданина России.
3 класс
Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного
поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых
норм поведения с взрослыми и сверстниками.
Квартира, дом, двор.
Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер,
электрический чайник, фен. Представление о часах. Представление об электронных
устройствах: телефон, компьютер, планшет. Использование предметов домашнего
обихода в повседневной жизни.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них
предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и
т.д.
Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода.
Город.
Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях.
Соблюдение правил поведения в общественных местах.
Транспорт.
Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей,
работающих на специальном транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.
Страна.
Представление
о
некоторых значимых
исторических
событиях
России.
Представление о выдающихся людях России.
4класс
Школа.
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о
дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование
правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и
сверстниками.
Квартира, дом, двор.

Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания
ковров, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе. Представление о
благоустройстве квартиры: отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение.
Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов:
стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представления
о
применении различных
материалов в предметах
быта,
обихода.
Город.
Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.
Транспорт.
Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте.
Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих
на транспорте.
Традиции, обычаи.
Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.
Страна.
Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира.

5.Календарно-тематическоепланирование.
1 дополнительный класс
Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Количество
часов

Школа.
Я
-ученик.
Правила Формирование представлений о себе, как
поведения на уроке, в об
ученике. Формирование
школе.
представлений о правилах поведения на
уроке и в школе. Режим дня.

Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения. Взаимодействовать с
одноклассниками и учителем. Знать и использовать
эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд
на лице педагога, слушать и спрашивать.
Моя школа. Мой класс. Формирование представлений о школе, о Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
Моя парта.
классе
и
парте.
Формирование Ориентироваться в школе, знать расположение
представлений о правилах поведения на необходимых помещений. Использовать основные
уроке и в школе. Режим дня.
правила поведения в школе. Передвигается по
школе в нужном направлении. Находить нужное
помещение; соблюдать элементарные правила
безопасного поведения в школе; ориентироваться в
режиме дня. Ориентироваться в пространстве
класса; пользоваться учебной мебелью. Находить
свой класс, входить и выходить из класса после
звонка по разрешению учителя. Организовывать
свое рабочее место.

2

2

13

Школьные
принадлежности
(ознакомление,
назначение): школьная
доска, парта, мел.

Формирование
представлений
о
школьных
принадлежностях.
Узнавание/различение,
назначение
школьных принадлежностей.

Школьные
принадлежности:рюкзак,
учебник,
тетрадь,
дневник, карандаш.

Проявляет эстетические чувства и ответственность
за сохранность вещей, принимает оценку своей
деятельности. Проявляет интерес к школьным
принадлежностям, адекватно использует их.
Дифференцирует игрушки
и
школьные
принадлежности; умеет ориентироваться на
ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная

доска, страница тетради). Знает назначение
школьной доски, парта, мел.
Формирование
представлений
о Дифференцирует
игрушки
и
школьные
принадлежности; умеет ориентироваться на
школьных принадлежностях.
Узнавание/различение,
назначение ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная
доска, страница тетради). Знает назначение
школьных принадлежностей.
рюкзака, учебника, тетради, дневника, карандаша.

1

1

Школьные
принадлежности: пенал,
точилка,
резинка,
фломастер.

Формирование
представлений
о Узнает и различает школьные принадлежности:
пенал, точилка, резинка, фломастер. Знает их
школьных принадлежностях.
Узнавание/различение,
назначение назначение.
школьных принадлежностей.

1

Школьные
принадлежности: ручка,
линейка,
краски,
кисточка, пластилин.

Формирование
представлений
о Узнает и различает школьные принадлежности:
ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин. Знает
школьных принадлежностях.
Узнавание/различение,
назначение их назначение.
школьных принадлежностей.

1

Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Предметы
вокруг
(созданы человеком).

нас Формирование
представлений
предметах созданных человеком.

о Исследуют предметы окружающего мира. Узнают и
различают предметы созданные человеком.

1

14

Игрушки
(мяч, кукла,
машинка, кубики).

Узнавание и
Их назначение.

Свойства
игрушек Формирование
представлений
(мягкие-твердые;
свойствах игрушек
музыкальные).

Одежда.

Мебель
виды).

(назначение,

Исследуют
предметы
окружающего
мира.
Фиксируют взгляд на игрушке, вступают в
предметно-игровое сотрудничество. Переключают
взгляд с одного предмета на другой, подражают
действиям педагога. Узнают и различают игрушки.
Знают их назначение.

1

о Исследуют
предметы
окружающего
мира.
Фиксируют взгляд на игрушке, вступают в
предметно-игровое сотрудничество. Узнают и
различают игрушки. Знают их назначение.
Определяют свойства игрушек

1

различение игрушек.

Формирование представлений об одежде. Исследуют предметы
окружающего мира.
Предметы одежды.
Фиксируют взгляд на одежде. Узнают и различают
предметы
одежды.
Знают их
назначение.

1

Формирование представлений о мебели. Исследуют предметы
окружающего мира.
Ее виды и назначение.
Фиксируют взгляд на предмете мебели. Узнают и
различают предметы мебели. Знают их назначение.

1

Я и моя семья.

15

Члены семьи.

Сюжетно-ролевая
"Дочки-матери".

Формирование представлений о членах
семьи. Узнавание и различение членов
семьи. Имена членов семьи. Свое имя,
половая принадлежность и место в семье.

Соотносить себя со своим именем. Участвовать в
субъектно- объектных отношениях (совместно с
педагогом); осознание себя как ребенка, члена
семьи; осознание своей принадлежности к
определенному полу. Участвовать в субъектнообъектных отношениях; проявлять уважительное
отношение
к
родным
и
близким.
Взаимодействовать
в
группе
(развитие
межличностных отношений). Умение
устанавливать простейшие родственные отношения
между людьми.
игра Формирование представлений о членах Участвует в
сюжетно-ролевой игре
"Дочки- матери".
семьи. Родственные отношения.
Социальная роль членов семьи.

1

1

Квартира, дом, двор.
Мой
дом (квартира). Формирование представлений
(квартире). Назначение комнат.
Назначение комнат.

о

доме Узнают и различают дом и квартиру, комнаты по их
назначению.

1

Мебель (диван, стул, стол и Формирование представлений о мебели. Узнают и различают, называют предметы мебели.
т.д.).
Узнавание/различение предметов мебели, Знают их назначение.
их назначение.

1

Посуда (тарелка,
ложка и т.д.).

чашка, Формирование представлений о посуде.
Узнавание/различение
предметов
посуды, их назначение.
Помощники
в
доме Формирование представлений о бытовых
(бытовые приборы: утюг, приборах. Узнавание/различение бытовых
пылесос, чайник и т.д.).
приборов, их назначение.

Узнают и различают, называют предметы посуды.
Знают их назначение.

1

Узнают и различают, называют бытовые приборы.
Знают их назначение.

2

Ролевая игра «Стирка».

Участвует в сюжетно-ролевой игре «Стирка».

2

Формирование представлений о стирке.

16

Ролевая игра «Чаепитие».

Формирование
чаепитии.

представлений

о Участвует в сюжетно-ролевой игре «Чаепитие».

1

Город.
Двор.
Игровая
спортивная площадки.

и Урок-прогулка.
Формирование Исследуют предметы окружающего мира. Узнают и
представлений о дворе дома, оигровой и различают, называют объекты во дворе. Знают их
спортивной площадке. Их назначение.
назначение.
Формирование Исследуют предметы
движение. Урок-прогулка.
окружающего мира.
Участвуют
в
уличном
движении.
Узнают и
представлений об уличном движении.
различают пешеходов и
транспорт.
Пешеходы и транспорт. Светофор.
Знают назначение светофора.

1

Уличное
Светофор.

2

Транспорт.
Виды
и
значение Урок-прогулка.
Формирование
представлений об уличном движении.
транспорта. Автобус.
Формирование представлений о видах
Трамвай.
транспорта.

Исследуют предметы
окружающего мира.
Участвуют в уличном движении. Узнают и
различают пешеходов и
транспорт,
виды транспорта.

2

Мир людей.
Профессии.
(шофер).
ролевая игра.

Водитель Формирование
представлений
Сюжетно- профессии водителя.

о Рассматривают, узнают, различают картинки с
изображением водителя. Участвует в сюжетноролевой игре.

1

Врач.
Сюжетноролевая игра.

Формирование
профессии врача.

представлений

о Рассматривают, узнают, различают картинки с
изображением врача. Участвует в сюжетноролевой игре.

1

Продавец. Сюжетноролевая игра.

Формирование
представлений
профессии продавца.

о Рассматривают, узнают, различают картинки с
изображением продавца. Участвует в сюжетноролевой игре.

1

17

Повар. Сюжетно-ролевая
игра.

Формирование
представлений
профессии повара.

о Рассматривают, узнают, различают картинки с
изображением повара. Участвует в сюжетноролевой игре.

1

Поступки людей. Что Формирование
представлений
такое "хорошо" и что поступках людей.
такое "плохо"?

о Называют хорошие и плохие поступки людей,
различают их.

1

Итого:

33 ч.

1 класс
Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Количество
часов

Школа.

18

Я
-ученик.
Правила Формирование представлений о себе, как
поведения на уроке, в об
обучающемся
в
коллективе
школе.
одноклассников.
Формирование
представлений о правилах поведения на
уроке и в школе. Режим дня.

Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения. Взаимодействовать с
одноклассниками и учителем. Знать и использовать
эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд
на лице педагога, слушать и спрашивать.
Ориентироваться в режиме дня.
Ориентация в классе, его Формирование представлений о классе, Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
зонах,
в
местах его зонах, о местах расположения Ориентироваться в режиме дня. Ориентироваться в
расположения
учебных учебных
принадлежностей.Обучение пространстве класса; пользоваться учебной
принадлежностей.
ориентации в классе.
мебелью. Находить свой класс, входить и выходить
из класса после звонка по разрешению учителя.
Организовывать свое рабочее место.

1

Ориентация
в Формирование представлений о школе, о
помещениях школы, на помещениях
школы,
о
школьной
школьной территории.
территории. Обучение ориентации в
школе и на школьной территории.

2

Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
Ориентироваться в школе, знать расположение
необходимых помещений. Использовать основные
правила поведения в школе. Передвигается по
школе в нужном направлении. Находить нужное
помещение; соблюдать элементарные правила
безопасного поведения в школе; ориентироваться в
режиме дня. Ориентироваться в пространстве
класса; пользоваться учебной мебелью. Находить

2

свой класс, входить и выходить из класса после
звонка по разрешению учителя. Организовывать
свое рабочее место.

19

Ориентация в распорядке Формирование
представлений о Ориентироваться в распорядке школьного дня.
школьного дня.
распорядке школьного дня. Ориентация в
распорядке школьного дня.

2

Школьные
принадлежности
(ознакомление,
назначение):
школьная доска,
парта, мел.

Проявляет эстетические чувства и ответственность
за сохранность вещей, принимает оценку своей
деятельности. Проявляет интерес к школьным
принадлежностям, адекватно использует их.
Дифференцирует
игрушки
и
школьные
принадлежности; умеет ориентироваться на
ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная
доска, страница тетради). Знает назначение
школьной доски, парта, мел.
Формирование
представлений
о Дифференцирует
игрушки
и
школьные
принадлежности;
умеет
ориентироваться
на
школьных принадлежностях.
Узнавание/различение,
назначение ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная
доска, страница тетради). Знает назначение
школьных принадлежностей.
рюкзака, учебника, тетради, дневника, карандаша.

1

Школьные
принадлежности:
пенал,
точилка,
резинка,
фломастер.

Формирование представлений о школьных Узнает и различает школьные принадлежности:
пенал, точилка, резинка, фломастер. Знает их
принадлежностях.
Узнавание/различение,
назначение назначение.
школьных принадлежностей.

1

Школьные
принадлежности:
ручка,
линейка,
краски,
кисточка, пластилин.

Формирование представлений о школьных Узнает и различает школьные принадлежности:
ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин. Знает
принадлежностях.
Узнавание/различение,
назначение их назначение.
школьных принадлежностей.

1

Школьные
принадлежности:рюкзак,
учебник,
тетрадь,
дневник, карандаш.

Формирование
представлений
о
школьных принадлежностях.
Узнавание/различение,
назначение
школьных принадлежностей.

1

20

Профессии
работающих
(учитель).

людей, Формирование
представлений
профессии учителя.
шко

о Рассматривают, узнают, различают картинки с
изображением учителя. Участвует в сюжетноролевой игре.

1

Профессии
людей, Формирование
представлений
профессии повара и охранника.
работающих в школе
(повар, охранник).

о Рассматривают, узнают, различают картинки с
изображением повара и охранника. Участвует в
сюжетно-ролевой игре.

1

Представление о частях Формирование представлений о частях Узнает и различает стены, крышу, окно, дверь,
дома: стена, крыша, окно, дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, потолок, пол. Знает их назначение.
дверь, потолок, пол.
пол.

1

Представление о типах
домов:
одноэтажные/многоэтажн
ые,
каменные/деревянные.

1

в
ле

Квартира, дом, двор.

Формирование представлений о типах Узнает
и
различает
домов:
одноэтажные/многоэтажные, домов(одноэтажные/многоэтажные,
каменные/деревянные.
каменные/деревянные).

Представление о местах Формирование представлений о местах
общего пользования в доме.
общего пользования в
доме: подъезд,
лестничная площадка,
лифт.
Представление
о Формирование
представлений
помещениях
квартиры:
о помещениях
квартиры:
прихожая,
комната,
прихожая, комната, кухня.
кухня.

типы

Узнает и различает места общего пользования в
доме. Знает их назначение.

1

Узнает и различает прихожая, комната, кухня. Знает
их назначение.

1

21

Представление
о
помещениях квартиры:
ванная комната, туалет,
балкон.
Ориентация в
помещениях своего дома
(квартиры).

Формирование
представлений
о помещениях квартиры: ванная
комната, туалет, балкон.
Обучение ориентации
своего дома (квартиры).

в

Узнает и различает ванная комната, туалет, балкон.
Знает их назначение.

помещениях Ориентируется в своей квартире (доме).

1

2

Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление
о
керамике,
стекле.Предметы,
изготовленные
из
этих материалов.
Представление о резине,
металле.
Предметы,
изготовленные
из
этих материалов.

Формирование представлений окерамике, Узнает,
различает
и
называет
стекле ипредметах, изготовленных из изготовленные из глины и стекла.
этих материалов.

предметы,

1

Формирование представлений о резине, Узнает,
различает
и
называет
металле ипредметах, изготовленных из изготовленные из резины и металла.
этих материалов.

предметы,

1

Представление о ткани,
бумаге.
Предметы,
изготовленные
из
этих материалов.
Представление
о
пластмассе
и
дереве.
Предметы, изготовленные
из этих материалов.

Формирование представлений о ткани, Узнает,
различает
и
называет
бумаге ипредметах, изготовленных из этих изготовленные из ткани и бумаги.
материалов.

предметы,

1

Формирование
представлений
о Узнает,
различает
и
называет
пластмассе
и
дереве
ипредметах, изготовленные из пластмассы и дерева.
изготовленных из этих материалов.

предметы,

1

22

Город.
Улицы,
на
которых Экскурсия. Формирование представлений Умеет находить дом и школу. Знает дорогу от дома
расположена школа, дом. об улицах, на которых расположена до школы и обратно.
школа, дом.

1

Ориентация в городе.

2

Экскурсия.
городе.

Обучение

ориентации в Умеет
находить
остановки
транспорта, магазины и др. места.

общественного

Транспорт.
Наземный
транспорт Формирование представлений о наземном Узнает,
различает и называет виды наземного
транспорте.
Виды
наземного
транспорта.
транспорта.
(машины,
автобусы,
трамваи,
мотоциклы,
поезда).
Соблюдение
правил Формирование
представлений
о Знает и соблюдает правила дорожного движения.
дорожного движения.
важности соблюдения правил дорожного
движения.

1

2

Традиции, обычаи.
Праздники: Новый год, 23 Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет праздники.
февраля, 8 марта, день праздниках.
рождения.
Школьные традиции.
Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет школьные традиции.
школьных традициях: День знаний, Участвует в школьных мероприятиях.
последний учебный день, день рождения
школы, школьные мероприятия.

1

1

Страна.

23

Наша страна Россия.

Формирование представлений о нашем
государстве.

Имеет представление о стране, в которой мы живем.
Знает название нашего государства.

Итого:

1
33 ч.

1 класс
Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Количество
часов

Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения. Взаимодействовать с
одноклассниками и учителем. Знать и использовать
эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд
на лице педагога, слушать и спрашивать.
Ориентироваться в режиме дня.
Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
Знать и использовать эталоны дружеских
взаимоотношений.

1

Школа.
Я
-ученик.
Правила Формирование представлений о себе, как
поведения на уроке, в об
обучающемся
в
коллективе
школе.
одноклассников.
Формирование
представлений о правилах поведения на
уроке и в школе. Режим дня.

Представление
дружеских
взаимоотношениях.

о Формирование
представлений
о дружеских взаимоотношениях.

Следование
правилам Формирование
представлений
о Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
общения, игры, труда.
правилах общения в процессе
игры,
Знать и использовать правила общения в процессе
труда.
игры, труда.

2

2

24

Соблюдение
Формирование
представлений
общепринятых
норм
общепринятых
нормах
поведения со взрослыми и
поведения взрослыми и
сверстниками.
сверстниками.

об Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
со Знать и использовать общепринятые нормы
поведения со взрослыми и сверстниками.

2

об Имеет представление об убранстве дома.

2

Квартира, дом, двор.
Представление
убранстве дома.

об

Формирование
убранстве дома.

представлений

Предметы мебели: стол, Формирование
представлений
стул, диван, шкаф.
предметах мебели.
Предметы мебели: полка,
кресло, кровать, табурет,
комод.
Предметы
посуды,
предназначенные
для
сервировки стола.

о

Узнает, различает и называет предметы мебели:
стол, стул, диван, шкаф. Знает их назначение.

2

о Узнает, различает и называет предметы мебели:
полка, кресло, кровать, табурет, комод. Знает их
назначение.
Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет предметы посуды,
предметах посуды,
предназначенных предназначенные для сервировки стола:тарелка,
для сервировки стола.
стакан, кружка, ложка, вилка, нож. Знает их
назначение.

2

Формирование
представлений
предметах мебели.

Предметы посуды для Формирование
представлений
приготовления пищи.
предметах посуды для приготовления
пищи.

2

о Узнает, различает и называет предметы посуды для
приготовления пищи:кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож, др..Знает их назначение.

2

Основные
свойства Формирование
представлений
об Называет свойства керамики и стекла, предметы,
стекла,
керамики и основных свойствах стекла, керамики изготовленные из этих материалов.
изготовленных из них и изготовленных из них предметов.
предметов.

1

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

25

Основные
свойства Формирование
представлений
об Называет свойства бумаги и ткани, предметы,
бумаги
иткани, и основных свойствах бумаги иткани, и изготовленные из этих материалов.
изготовленных из них изготовленных из них предметов.
предметов.

1

Основные
свойства Формирование
представлений
об Называет свойства резины и металла, предметы,
резины и металла, и основных свойствах резины и металла, изготовленные из этих материалов.
изготовленных из них и изготовленных из них предметов.
предметов.

1

Основные свойства
пластмассы и дерева, и
изготовленных
из
них предметов.

1

Формирование
представлений
об Называет свойства пластмассы и дерева, предметы,
основных свойствах пластмассы и дерева, изготовленные из этих материалов.
и изготовленных из них предметов.

Город.
Представление о районах, Урок-экскурсия.
Формирование Узнает, различает и называет район и улицу, где
улицах,
площадях, представлений о районах, улицах, расположены его дом и школа, площади и
зданиях родного города.
площадях, зданиях родного города.
некоторые здания родного города.

2

Транспорт.
Представление
общественном
транспорте.
Соблюдение
пользования
общественным
транспортом.

об Урок-экскурсия.
представлений
транспорте.

об

Формирование Узнает, различает и называет виды общественного
общественном транспорта: метро, автобус, трамвай, троллейбус,
такси, электричка.

правил Урок-экскурсия. Обучение правилам Знает
и
соблюдает
правила
пользования общественным транспортом. общественным транспортом.

пользования

2

2

26

Профессии
людей,
работающих на
общественном транспорте:
водитель,
контролер, машинист.
Традиции, обычаи.

Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет профессии людей,
профессиях людей, работающих на работающих
на
общественном
транспорте:
общественном транспорте: водитель, водитель, контролер, машинист.
контролер, машинист.

2

Школьные традиции.

Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет школьные традиции.
школьных традициях: День знаний, Участвует в школьных мероприятиях.
последний учебный день, день рождения
школы, школьные мероприятия.

1

Страна.
Представление
государстве Россия.

о Формирование представлений о нашем
государстве.

Представление
о
государственной
символике.
Представление о правах и
обязанностях гражданина
России.
Итого:

Имеет представление о стране, в которой мы живем.
Знает название нашего государства.

2

Формирование представлений о флаге, Имеет представление о флаге, гербе и гимне России.
гербе и гимне России.

2

Формирование представлений о правах и Имеет представление о правах и обязанностях
обязанностях гражданина России.
гражданина России.

2

33 ч.

2 класс
Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Количество
часов

27

Школа.
Я
-ученик.
Правила Формирование представлений о себе, как
поведения на уроке, в об
обучающемся
в
коллективе
школе.
одноклассников.
Формирование
представлений о правилах поведения на
уроке и в школе. Режим дня.

Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения. Взаимодействовать с
одноклассниками и учителем. Знать и использовать
эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд
на лице педагога, слушать и спрашивать.
Ориентироваться в режиме дня.
Представление
о Формирование
представлений
Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
о дружеских взаимоотношениях.
Знать и использовать эталоны дружеских
дружеских
взаимоотношений.
взаимоотношениях.
Следование
правилам Формирование
представлений
Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
общения, игры, труда.
о правилах общения в процессе
Знать и использовать правила общения в процессе
игры, труда.
игры, труда.
Соблюдение
Формирование
представлений
об Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
общепринятых
норм общепринятых нормах поведения со Знать и использовать общепринятые нормы
поведения со взрослыми и взрослыми и сверстниками.
поведения со взрослыми и сверстниками.
сверстниками.

2

2

2

2

Квартира, дом, двор.
Представление
об
электроприборах:
телевизор, утюг, лампа.

Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет телевизор, утюг,
телевизор, утюг, лампа. Обучение лампу. Умеет пользоваться ими в повседневной
пользованию электроприборами.
жизни.

3

Представление
об
электроприборах:
вентилятор, обогреватель.

Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет вентилятор,
вентилятор, обогреватель. Обучение обогреватель. Умеет пользоваться ими в
пользованию электроприборами.
повседневной жизни.

3

28

Представление
об
электроприборах:
магнитофон, видеоплеер.

Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет магнитофон,
магнитофон,
видеоплеер.
Обучение видеоплеер.
Умеет
пользоваться
ими
в
пользованию электроприборами.
повседневной жизни.

3

Представление
об
электроприборах:
микроволновая
печь,
тостер.
Представление
об
электроприборах: блендер,
электрический
чайник, фен.

Формирование
представлений Узнает, различает и называет микроволновую печь,
омикроволновая печь, тостер. Обучение тостер. Умеет пользоваться ими в повседневной
пользованию электроприборами.
жизни.

3

Формирование
представлений
о блендер, электрический
чайник, фен. Обучение
пользованию
электроприборами.

3

Представление о часах.

Формирование представлений о часах. Узнает, различает и называет часы.
Обучение пользованию часами.
пользоваться ими в повседневной жизни.

Представление
об
электронных устройствах:
телефон,
компьютер,
планшет.

Формирование представлений о телефон,
компьютер, планшет.
Обучение
пользованию электронными
устройствами.

Узнает,
различает
и
называет
блендер,
электрический чайник, фен. Умеет пользоваться
ими в повседневной жизни.
Умеет

3

Узнает, различает и называет телефон, компьютер,
планшет. Умеет пользоваться ими в повседневной
жизни.

3

Основные
свойства Формирование
представлений
об Называет свойства керамики и стекла, предметы,
стекла,
керамики и основных свойствах стекла, керамики изготовленные из этих материалов.
изготовленных из них и изготовленных из них предметов.
предметов.

1

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

29

Основные
свойства Формирование
представлений
об Называет свойства бумаги иткани,
бумаги
иткани,
и основных свойствах бумаги иткани, и изготовленные из этих материалов..
изготовленных из них изготовленных из них предметов.
предметов.

предметы,

1

Основные
свойства Формирование
представлений
об Называет свойства резины и металла, предметы,
резины и металла, и основных свойствах резины и металла, изготовленные из этих материалов.
изготовленных из них и изготовленных из них предметов.
предметов.

2

Основные
свойства
пластмассы и дерева, и
изготовленных
из
них предметов.

2

Формирование
представлений
об Называет свойства пластмассы и дерева, предметы,
основных свойствах пластмассы и дерева, изготовленные из этих материалов..
и изготовленных из них предметов.

Применение различных Формирование
представлений
материалов в предметах
о применении различных
быта, обихода.
материалов в предметах быта, обихода.

Имеет представления о применении различных
материалов в предметах быта, обихода.

2

Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет профессии людей,
профессиях
людей,
работающих
в работающих в городских учреждениях (социальный
городских учреждениях (социальный работник, врач, медсестра, работник банка, почты,
работник, врач, медсестра, работник службы занятости, МФЦ и т.д.).
банка, почты и т.д.).
Соблюдение
правил Урок - экскурсия. Обучение правилам Знают и соблюдают правила поведения в
поведения
в поведения в общественных местах.
общественных местах.
общественных местах.
Транспорт.

4

Город.

Представление
о профессиях
людей, работающих
в городских учреждениях.

3

30

Специальный транспорт.

Формирование
представлений
о
специальном транспорте (машина скорой
помощи, пожарная , полицейская машина
Профессии
людей, Формирование
представлений
о
работающих
на профессиях людей, работающих на
специальном транспорте. специальном транспорте (врач, пожарник,
полицейский и т.д.).
Традиции, обычаи.

Узнает, различает и называет виды спецтранспорта
(машина скорой помощи, пожарная машина,
полицейская машина и т.д.).
Узнает, различает и называет профессии людей,
работающих на специальном транспорте (врач,
пожарник, полицейский и т.д.).

3

3

Национальные традиции, Формирование
представлений
о Узнает,
различает
и называет
праздники.
национальных традициях, праздниках.
национальные традиции, праздники.
Религиозные
атрибуты, Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет религиозные
традиции, праздники.
религиозных
атрибутах,
традициях, атрибуты, традиции, праздники.
праздниках.
Страна.

4

Значимые
исторические Формирование представлений о значимых
события России.
исторических событиях
России.
Выдающиеся
люди Формирование
представлений
о
выдающихся людях России.
России.

5

Узнает,
различает
и
исторические события России.

называетзначимые

Узнает, различает и называет выдающихся людей
России.

Итого:

4

5

68 ч.

3 класс
4 Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Количество
часов

Школа.

31

Я
-ученик.
Правила Формирование представлений о себе, как
поведения на уроке, в об
обучающемся
в
коллективе
школе.
одноклассников.
Формирование
представлений о правилах поведения на
уроке и в школе. Режим дня.

Представление
о Формирование
представлений
о дружеских взаимоотношениях.
дружеских
взаимоотношениях.
Следование
правилам Формирование
представлений
общения, игры, труда.
о правилах общения в процессе
игры, труда.

Реагировать на имя; проявлять интерес. Принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения. Взаимодействовать с
одноклассниками и учителем. Знать и использовать
эталоны школьного поведения. Фиксировать взгляд
на лице педагога, слушать и спрашивать.
Ориентироваться в режиме дня.
Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
Знать и использовать эталоны дружеских
взаимоотношений.
Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
Знать и использовать правила общения в процессе
игры, труда.

Соблюдение
Формирование
представлений
об Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.
общепринятых
норм общепринятых нормах поведения со Знать и использовать общепринятые нормы
поведения со взрослыми и взрослыми и сверстниками.
поведения со взрослыми и сверстниками.
сверстниками.

1

2

2

2

Квартира, дом, двор.
Представление
о
территории двора: место
для отдыха, газон, игровая
площадка.
Территория
двора:
спортивная
площадка,
место
для
парковки
автомобилей.

Формирование
предст авлений
территории двора.

Формирование
территории двора.

о Узнает, различает и называет место для отдыха,
газон, игровую площадку. Знает их назначение.

представлений Узнает, различает и называет спортивную
площадку, место для парковки автомобилей. Знает
их назначение.

3

3

32

Территория двора: место Формирование
представлений
для сушки белья, место территории двора.
для выбивания ковров,
место для контейнеров с
мусором.
Ориентация во дворе.
Формирование умений ориентироваться
во дворе.
Представление
о
благоустройстве
квартиры: отопление,
электроснабжение.
Представление
о
благоустройстве
квартиры: канализация,
водоснабжение.
Умение вести себя в
случаях
чрезвычайной
ситуации
(отсутствие
света, воды и т.д.).

Узнает, различает и называет место для сушки
белья, место для выбивания ковров, место для
контейнеров с мусором. Знает их назначение.

3

Ориентируется в своем дворе.

3

Формирование
представлений
благоустройстве квартиры.

о Узнает, различает и называет инженерные
коммуникации: отопление, электроснабжение.
Знает их назначение.

3

Формирование
представлений
благоустройстве квартиры.

о Узнает, различает и называет инженерные
коммуникации: канализация, водоснабжение. Знает
их назначение.

3

Формирование умений вести
случаях чрезвычайной ситуации
(отсутствие света, воды и т.д.).

себя

в Знает и умеет вести себя в случаях чрезвычайной
ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

3

33

Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Основные
свойства
стекла, керамики и
изготовленных из них
предметов.
Основные
свойства
бумаги иткани,
и
изготовленных из них
предметов.
Основные
свойства
резины и металла, и
изготовленных из них
предметов.
Основные
свойства
пластмассы и дерева, и
изготовленных
из
них предметов.

Формирование
представлений
об Называет свойства керамики и стекла, предметы,
основных свойствах стекла, керамики изготовленные из этих материалов.
и изготовленных из них предметов.

1

Формирование
представлений
об Называет свойства бумаги иткани,
основных свойствах бумаги иткани, и изготовленные из этих материалов..
изготовленных из них предметов.

предметы,

1

Формирование
представлений
об Называет свойства резины и металла, предметы,
основных свойствах резины и металла, изготовленные из этих материалов.
и изготовленных из них предметов.

1

Формирование
представлений
об Называет свойства пластмассы и дерева, предметы,
основных свойствах пластмассы и дерева, изготовленные из этих материалов..
и изготовленных из них предметов.

1

Применение различных Формирование
представлений
материалов в предметах
о применении различных
быта, обихода.
материалов в предметах быта, обихода.

Имеет представления о применении различных
материалов в предметах быта, обихода.

1

Знает и умеет вести себя на улице.

3

Имеет представления об основных исторических
событиях на территории Москвы и Московского
региона.

4

Город.
Правила
поведения
на улице.
Представление
об
истории Москвы.

Формирование представлений о правилах
поведения на улице.
Формирование
представлений
об истории Москвы и области.

Транспорт.
34

Представление
о Формирование
представлений
воздушном транспорте.
о воздушном транспорте.

Узнает, различает и называет виды воздушного
транспорта (самолет, вертолет).

3

35

Представление о водном
транспорте.

Формирование представлений о водном
транспорте.

Представление
о Формирование
представлений
космическом транспорте. космическом транспорте.
Представление
о Формирование
представлений
профессиях
людей, профессиях людей, работающих
работающих
на транспорте.
транспорте.
Традиции, обычаи.
Национальные традиции,
праздники.

Формирование
представлений
национальных традициях, праздниках.

Узнает, различает и называет
транспорта (лодка, катер, корабль)

виды

водного

3

о Узнает,
различает
и называет космический
транспорт (космическая ракета).

2

о Узнает, различает и называет профессиях людей,
на работающих на транспорте (водитель, контролер,
машинист, летчик, стюардесса, капитан, матрос,
космонавт).

4

о Узнает,
различает
и называет
национальные традиции, праздники.

Религиозные
атрибуты, Формирование
представлений
о Узнает, различает и называет
традиции, праздники.
религиозных
атрибутах,
традициях, атрибуты, традиции, праздники.
праздниках.

3

религиозные

3

Представление о странах
мира.

Формирование представлений о ведущих Узнает, различает и называет ведущие страны мира
странах мира (США, Англия, Франция, (США, Англия, Франция, Япония, Китай и т.д.).
Япония, Китай и т.д.).

5

Выдающиеся людимира.

Формирование
представлений
выдающихся людях мира.

5

Страна.

Итого:

о Узнает, различает и называет выдающихся людей
мира.

68 ч.
36

6.Материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты,
муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением
объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того,
используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных
местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального
мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие
компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных
социальных представлений. По возможности, используются технические и
транспортные средства.
Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются:
компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по
возможности с подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не
передвигающимся самостоятельно детям) выезжать в город для участия в занятиях и на
экскурсию.
Литература для учителя
Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое
планирование к учебнику «Мир природы и человека» 1 дополнительный класс. Для
общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.- М.: Гуманитарный издательский
центр "ВЛАДОС", 2017.

1.

Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое
планирование к учебнику «Мир природы и человека» 1 класс. Для общеобразовательных
организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.- М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС",
2017.

2.

Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое
планирование к
учебнику «Мир природы и человека» 2 класс. Для
общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС и АООП образования
обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.- М.: Гуманитарный издательский

3.

Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое
планирование к учебнику «Мир природы и человека» 3 класс. Для общеобразовательных
организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.- М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС",
2017.

4.

5. Кудрина С. В. Методическое пособие , программа и тематическое
планирование к учебнику «Мир природы и человека» 4 класс. Для общеобразовательных
организаций, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с
интеллектуальными


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».