МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Отдел образования администрации ГО Карпинск МАОУ СОШ № 24 Согласовано Педагогическим советом МАОУ СОШ № 24 Протокол № 1от 30.08. 2024 г. Утверждено Директор МАОУ СОШ № 24 ______ О.А. Глухова Приказ от 30.08 2024 г. № 238-д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающихся 1 доп.- 4 классов с расстройствами аутистического спектра (Вариант программы 8.4.) ГО Карпинск 2024 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно – правовые документы Рабочая программа для 1 доп.- 4 классов по учебному предмету «Окружающий природный мир», составлена с учетом нормативно-правовых документов: 1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 2.Федеральный закон от 31 июля 2020 г № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014. 3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). 4. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 7.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8.Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями). 9.Постановление Правительства Свердловской области от 23апреля 2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области». 10.Устав МАОУ СОШ № 24. 11.Локальные акты образовательной организации. Цель изучения учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Задачи: - формировать первичные представления о себе, о ближайшем социальном окружении, мире; - вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, явлениям природы); - устанавливать простые родственные отношения; - создавать условия для возникновения речевой активности и использования условного речевого материала в быту, на уроках – занятия, в игре, в повседневной жизни; - обеспечить необходимую мотивацию речи посредствам создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению; - воспитывать отношения к сверстнику, как объекту взаимодействия, развивать субъектно – объектные отношения; - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта. 1.2 Формы и периодичность контроля Контроль достижения обучающимися уровня знаний и сформированности программного материала осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: практические работы (демонстрация действий и операций). 1.3.Система оценки достижения результатов освоения программы Итоговая оценка качества освоения обучающимися с РАС адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной общеобразовательной программы. Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной общеобразовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования: • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, • что из полученных знаний и умений он применяет на практике, • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребѐнка рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребѐнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы. В 1 классе безотметочное обучение. Оно призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Уровень обученности определяется в процессе выполнения диагностических работ (мониторинг за уровнем развития). Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный психолого-медико - педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а также для написания итоговой характеристики. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями. 1.4.Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Окружающий природный мир» включен в образовательную область «Окружающий мир» учебного плана МАОУ СОШ № 24, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» для обучающихся с РАС (Вариант программы 8.4.) В учебном плане школы на изучение предмета «Окружающий природный мир» всего отводится 400 часов, в 1 доп. - 2 классах по 66 часов, в 3 и 4 классах по 68 часов в год. Программа рассчитана на 6 лет обучения. 2. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Окружающий природный мир» включен в образовательную область «Окружающий мир» . Программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Формирование представлений происходить по принципу «от частного к общему». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. 3. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения АООП образования для обучающихся с РАС включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. В структуру планируемых результатов входят личностные и предметные результаты, а также базовые учебные действия (БУД). (Личностные результаты представлены в разделе «Личностные учебные действия»). Личностные учебные действия Коммуникативные учебные действия Регулятивные учебные действия Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, Вступать в контакт и Входить и выходить работать в коллективе из учебного помещения по (учитель –ученик, условному сигналу ученик – ученик, Познавательные учебные действия Выделять некоторые существенные общие и отличительные свойства предметов обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга ученик – класс, учитель- класс) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Ориентироваться в Устанавливать видопространстве класса родовые отношения предметов (зала, учебного помещения) Обращаться за Пользоваться Помощью и принимать учебной мебелью помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Сотрудничать со Самостоятельность в выполнении взрослыми и учебных заданий, сверстниками поручений, разных договоренностей социальных ситуациях Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Работать с учебными в принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями Читать, писать, выполнять арифметические действия Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе Доброжелательно Относиться к людям, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с ними Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Договариваться и с Активно изменять свое участвовать в поведение в деятельности, соответствии контролировать и объективным мнением оценивать свои действия и действия большинства в одноклассников конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения Предметные результаты: Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности Работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях) 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям . • Интерес к объектам и явлениям неживой природы. • Расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. • Интерес к объектам живой природы. • Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). 3) Элементарные представления о течении времени. • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. • Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д. 1 доп класс 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни; 2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3) освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных для обучающегося видов деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося). Достаточный уровень: сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; сохранные анализаторы; Минимальный уровень: ы и явления живой и неживой природы; 1 класс (2, 3 год обучения) узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы; • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу; • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; • осознавать свою неразрывную связь с природой; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; • определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора. 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - понимает инструкцию по инструкционным картам; - понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука – в - руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. 2 класс - представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времѐн года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звѐзды, вода, воздух, земля); - представления о временах года, характерных признаках времѐн года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека; - умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. - представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; - умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.); - элементарные представления о течении времени: - умение различать части суток, дни недели; - представления о течении времени: смена событий дня, суток. 3 класс 1. Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы; 2.Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; 3.Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу; 4.Осознавать свою неразрывную связь с природой; 5.Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; Базовые учебные действия Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с - учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Обучающиеся должны уметь: - называть времена года, сезоны, дни недели, объекты живой и неживой природы; -анализировать связи между объектами живой природы, их влияние на жизнь человека; - закреплять в практической деятельности полученные знания и умения; -делать выводы на основе наблюдения и практических действий; -использовать полученные результаты в дальнейшей учебной и практической деятельности. Обучающиеся должны знать: -названия и свойства природных явлений; - взаимосвязь между животным и растительным миром; - правила бережного отношения к природным объектам; - особенности природы нашего края; -редкие и охраняемые объекты живой природы. 4 класс Минимальный уровень: -уметь слушать вопросы и по возможности отвечать на них -уметь здороваться, прощаться, благодарить -слушать чтение рассказов, сказок, стихотворений -соотносить предмет с его изображением на картинке -выделять предмет по названию из группы разнородных - уметь показывать действия, совершаемые взрослыми, животными Достаточный уровень: -группировать предметы, объединенные общим признаком: овощи, фрукты, домашние животные -уметь выделять и называть детали некоторых предметов одежды, предметов обуви, посуды и т.д. -иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе; -уметь учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт); -иметь элементарные представления о течении времени; -уметь различать части суток; -иметь представления о течении времени: смена событий дня, суток 4.Содержание учебного предмета Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». Растительный мир. Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берѐза, дуб, клѐн, ель, осина, сосна, ива, каштан). Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква). Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, вешенка, подберѐзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка). Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион). Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята (мелисса, перечная)). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Различение растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др). Животный мир. Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах (акула, сельдь, камбала, рыба-ѐж, скат). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). Объекты природы. Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека. Временные представления. Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы). Содержание предмета по классам. 1 дополнительный класс. Золотая осень. Человек и природа. Осень, в гости просим! Беседа об осени, рассматривание осенних пейзажей. Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку. Что нам осень принесла? (овощи, фрукты, грибы). Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации). Явления природы: дождь, листопад. Составление гербария. Животный мир. Сравнение зверей и птиц. Домашние и дикие животные и птицы. Перелетные и неперелетные птицы. Занятия и труд людей осенью. Обобщающий урок по теме. "Здравствуй, зимушка-зима!" Зимние явления природы (снег, метель, лед). Одежда и обувь человека зимой. Зимние забавы. Что делают растения зимой? Елка. Новый год. Изготовление украшений на елку. Животный мир. Животные и птицы зимой. Дикие животные: заяц, волк. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, зайчонок). Домашние животные: кошка и собака. Уход. Детеныши домашних животных (котенок, щенок). Обобщающий урок по теме. Природа и человек. Природа и рукотворный мир. Из чего что сделано? Дерево. Ткань. Резина. Воздух и вода. Их значение для человека и животных. Весна, пришла! Явления природы: Солнце, ветер. Оживает все кругом! Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. Животные весной. В гости к Мухе-Цокотухе. В саду и в огороде. Труд людей весной. Одежда и обувь весной. Скоро лето Время года: лето. Растения летом. Животные и насекомые летом. В саду и в огороде. Труд людей летом. Одежда и обувь летом. Экскурсия в зоопарк. Временные представления. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. 1класс. Растительный мир. Представление о растениях (дерево, куст, трава, цветы). Представление о деревьях (берѐза, дуб, клѐн, ель, осина, сосна, ива, каштан). Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Животный мир. Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Объекты природы. Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Временные представления. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. 2 класс. Растительный мир. Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква). Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, вешенка, подберѐзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка). Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион. Животный мир. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Объекты природы. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Временные представления. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). 3 класс. Растительный мир. Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята (мелисса, перечная)). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Животный мир. Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (грач, скворец, голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах (акула, сельдь, камбала, рыба-ѐж, скат). Объекты природы. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. 4 класс. Растительный мир. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Различение растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.). Животный мир. Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). Объекты природы. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека. Временные представления. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы). 5.Календарно-тематическое планирование. 1 дополнительный класс Раздел/тема Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Количество часов Золотая осень. Человек и природа. Понятие «природа». Значение природы в жизни человека. Знакомятся с понятием «природа». Осень, в гости просим! Беседа об осени, рассматривание осенних пейзажей. Время года: осень. Признаки осени. Беседа. Знакомятся с временем года осенью. Рассматривают Рассматривание картин с осенними пейзажами. картины с осенними пейзажами. Различают признаки осени. 1 2 Описывают осеннюю погоду. Одежда и обувь человека осенью. Сезонная одежда и обувь. Игра «Одень куклу на Различают сезонную обувь. Одевают куклу на прогулку Одень куклу на прогулку. прогулку». осенью. 2 Что 2 нам осень принесла? Выставка «Дары природы». (овощи, фрукты, грибы). Какие бывают растения? Части дерева Экскурсия в парк. Виды растений: деревья, кусты, трава, цветы. Сходства и различия. (лист) Рисунок листа. Аппликация «Осенний лист». Участвуют в выставке «Дары природы». Сравнивают и различают овощи, фрукты, грибы. Наблюдают за растениями. Сравнивают различают деревья, кусты, траву, цветы. и 1 Рисуют осенний лист. Делают аппликацию. 2 (рисование, аппликации). Явления природы: дождь, листопад. Явления природы осенью. Наблюдают за явлениями природы: дождь, листопад, различают их. 1 Составление гербария. Экскурсия в парк. Составление гербария. Собирают листья для Составляют гербарий. 2 Занятия и труд людей осенью. Знакомство с сезонными работами в саду. Особенности уборки пришкольного участка в зависимости от времени года. Правила выполнения осенних видов работ на пришкольном участке. Выполняют осенние работы: - гербария. уборка листвы с газона, с площадки; 2 . перенос листвы перекопка почвы на клумбах; перекопка приствольных кругов под деревьями и кустарниками; 15 - побелка стволов деревьев. Животный мир. Сравнение зверей и птиц. Кто такие звери и птицы? Сходства и различия. Сравнивают зверей и птиц. 1 Домашние и дикие животные и птицы. Понятия «домашние и дикие животные и птицы». Знакомство с домашними и дикими животными и птицами. Знакомятся с домашними и дикими животными и птицами. Называют их. 2 Перелетные и неперелетные птицы. Знакомство с перелетными неперелетными птицами. Различают перелетных 2 и и неперелетных птиц. Наблюдают за птицами. ."Здравствуй, зимушка-зима!" Зимние явления (снег, метель, лед). природы Время года: зима. Признаки зимы: снег, метель, лед. Беседа. Рассматривание картин с зимними пейзажами. Знакомятся с временем года зимой. Рассматривают картины с зимними пейзажами. Различают признаки зимы. Описывают зимнюю погоду и явления природы (снег, метель, лед). 2 Одежда и обувь человека зимой. Сезонная одежда и обувь. Игра «Одень куклу на Различают сезонную обувь. Одевают куклу на прогулку прогулку». зимой. 1 Зимние забавы. Зимние забавы: катание на санках, лыжах, Называют зимние забавы. Играют на улице. Катаются коньках, игра в снежки, лепка снеговика и т.д. на санках, лыжах, коньках. 1 Что делают растения зимой? Жизнь растений зимой. 1 Елка. Новый год. История праздника Новый год. Ель, как символ Знакомятся с историей праздника Новый год. Нового года. Новогодние украшения. Изготавливают украшения на елку. Изготовление украшений на елку. Наблюдают за жизнью растений зимой. 1 2 16 Животный мир. Животные и птицы зимой. Дикие животные: заяц, волк. Жизнь животных и птиц зимой. Изменения в образе жизни. Внешний вид, строение, образ жизни, питание зайца. Внешний вид, строение, образ жизни, питание волка. Знакомство с детенышами диких Детеныши диких животных (волчонок, зайчонок). животных (волчонок, зайчонок). Наблюдают за жизнью птиц зимой. Развешивают кормушки для птиц. 1 Описывают и сравнивают зайца и волка. 2 Описывают и сравнивают волчонка и зайчонка. 2 17 ДомашниеОдежда животные: и обувь Увесной. кошка и собака. ход. Детеныши домашних животных (котенок, щенок). СезоннаяВнешний одеждавид, строение, и РазличаютОписывают сезонную и сравнивают обувь. образ Игра жизни, «Одень питани е обувь. Одевают кошку куклу ина собаку. куклукошки. Внешний вид, строение, на Наблюдают весной. за ними. Ухаживают за прогулку». образ жизни, питание собаки. Уход. прогулку Детеныши домашних животных ними. Описывают и сравнивают котенка и щенка. 12 2 (котенок, щенок). Природа и человек. Природа и рукотворный мир. Чем природа отличается от мира вещей. Различают и сравнивают мир природы и мир вещей. 1 Из чего что сделано? Дерево. Ткань. Резина. Дерево. Ткань. Резина. Рассматривают, различают и сравнивают дерево, ткань, резину и предметы, изготовленные из этих материалов. 2 Определяют значение воздуха и для человека и животных. 1 Воздух и вода. Их значение для человека и Значение воздуха и воды для человека и животных. животных. воды Весна, пришла! Явления природы: Солнце, ветер. Солнце, ветер. Значение Солнца для живой Наблюдают, сравнивают и различают явления природы: природы. Солнце, ветер. 1 Оживает все кругом! Растения весной. Время года: весна. Признаки весны. Беседа. Знакомятся с временем года весной. Рассматривают Рассматривание картин с весенними пейзажами. картины с весенними пейзажами. Различают признаки весны. Описывают весеннюю погоду. 1 Части растений (лист, ветки). Рисунок листа, ветки. 1 Комнатные растения. Уход. Комнатные растения в интерьере Знакомятся с комнатными растениями. Ухаживают за и общие правилах по уходу за ними. ними. Поливают растения. Опрыскивают растения. Моют поддоны. 1 Животные весной. Жизнь животных и птиц весной. Изменения в Наблюдают за жизнью птиц весной. Наблюдают за образе жизни. Появление потомства. появлением птенцов. 1 В гости к Мухе-Цокотухе. Жизнь насекомых. 1 Называют части растений. Рисуют лист, ветку. Наблюдают за жизнью насекомых. Называют, сравнивают и различают их. 18 В саду и в огороде. Труд людей весной. Весенние виды работ в саду и огороде. Особенности уборки пришкольного участка в зависимости от времени года. Правила выполнения весенних видов Выполняют весенние виды работ: 2 - подготовка и посев семян на рассаду; - высаживание рассады в открытый грунт; Скоро лето. Время года: лето. Признаки лета. Беседа. Рассматривание Знакомятся с временем года летом. Рассматривают картин с летними пейзажами. картины с летними пейзажами. Различают признаки лета. Описывают летнюю погоду. 1 Растения летом. Жизнь растений летом. Наблюдают за жизнью растений летом. 1 Жизнь животных, птиц и насекомых летом. Изменения в образе жизни. Взросление потомства. Летние виды работ в саду и огороде. Особенности уборки пришкольного участка в зависимости от времени года. Правила выполнения летних видов работ на пришкольном участке. Сезонная одежда и обувь. Игра «Одень куклу на прогулку». Экскурсия в зоопарк. Наблюдают за жизнью птиц и насекомых весной. Наблюдают за ростом птенцов. 1 Выполняют летние виды работ: 2 Животные летом. и насекомые В саду и в огороде. Труд людей летом. Одежда и обувь летом. Экскурсия в зоопарк. - прополка грядок; - полив растений; - обрезка сухих поломанных веток и поросли. Различают сезонную обувь. Одевают прогулку летом. Наблюдают за животными в зоопарке. куклу на 1 2 Временные представления. Узнавание (различение) Знакомство с частями суток. частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о Представление о сутках последовательности (утро, день, последовательности вечер, ночь). Соотнесение частей суток с Соотнесение частей суток с видами деятельности. деятельности. как видами Узнают (различают) части суток (утро, день, вечер, ночь). Определяют время суток по сюжетным картинкам. Рассказывают, что они сами, а также о члены их семьи делают в разное время суток; в какое время суток бывает завтрак, обед, ужин и т. д. 2 2 2 19 Итоговое повторение. 2 Итого: 66 ч. Календарно-тематическое планирование 1 класс Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Раздел/тема Количество часов Растительный мир. Повторение материала дополнительного класса. Представление о растениях (дерево, куст, трава, цветы). 1 Экскурсия в парк. Виды растений: деревья, кусты, трава, цветы. Внешние признаки. Сходства и различия. Представление о деревьях Знакомство с березой и дубом. Внешние признаки. Сходства и различия. (берѐза, дуб). Представление о деревьях Знакомство с кленом и осиной. Сходства и ( клѐн, осина). различия. Представление о деревьях Знакомство с елью и сосной. Внешние (ель, сосна). признаки. Сходства и различия. Представление о деревьях Знакомство с ивой и каштаном. Внешние (ива, каштан). признаки. Сходства и различия. Представление о (яблоко, слива). Представление о (вишня, банан). Представление о (лимон, апельсин). Представление о (груша, мандарин). фруктах Фрукты: яблоко, Внешние признаки. фруктах Фрукты: вишня, Внешние признаки. фруктах Фрукты: лимон, Внешние признаки. фруктах Фрукты: груша, Внешние признаки. слива. банан. апельсин. мандарин. Вспоминают материал, изученный в 1 доп. классе. Наблюдают за растениями. Называют, сравнивают и различают деревья, кусты, траву, цветы. Рассматривают деревья во время прогулки. Называют, сравнивают и различают березу и дуб. Рассматривают деревья во время прогулки. Называют, сравнивают и различают клен и осину. Рассматривают деревья во время прогулки. Называют, сравнивают и различают ель и сосну. Рассматривают деревья во время прогулки. Называют, сравнивают и различают иву и каштан. Называют, сравнивают и различают яблоко, сливу. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают вишню, банан. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают лимон, апельсин. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают грушу, мандарин. Определяют на вкус. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Представление о фруктах Фрукты: персик, абрикос, киви. Внешние признаки. Значение фруктов в жизни (персик, абрикос, киви). человека. Представление об овощах Овощи: помидор, огурец. Внешние признаки. (помидор, огурец). Представление об овощах Овощи: капуста, лук. Внешние признаки. ( капуста, лук). Представление об овощах Овощи: картофель, морковь. Внешние признаки. (картофель, морковь). Называют, сравнивают и различают абрикос, киви. Определяют на вкус. персик, 2 Называют, сравнивают и различают помидор, огурец. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают капусту, лук. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают картофель, морковь. Определяют на вкус. 2 2 2 18 Представление об (свекла, репа). Представление об (редис, тыква). Представление об (кабачок, перец). овощах Овощи: свекла, репа. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают свеклу, репу. Определяют на вкус. овощах Овощи: редис, тыква. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают редис, тыкву. Определяют на вкус. овощах Овощи: кабачок, перец. Значение овощей Называют, сравнивают и различают кабачок и в жизни человека. перец. Определяют на вкус. Знают значение овощей в жизни человека. 2 2 2 Животный мир. Представление о животном. Кто такие животные? Строение животного. Сходства и различия. Представление о домашних Понятия «домашние животные». Кот, животных (кот, собака). собака. Внешние признаки. Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Уход. Детеныши. Представление о домашних Корова, свинья. Внешние признаки. животных (корова, свинья). Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Уход. Детеныши. Идентифицируют животных. Знают их строение. Сравнивают животных. Находят сходства. Рассматривают картинки с домашними животными. Смотрят фильмы о домашних животных. Называют, идентифицируют домашних животных и их детенышей. Знают их внешние признаки. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности питания и ухода за животными. Определяют значение 1 1 2 21 Представление о домашних животных (лошадь, коза, овца (баран)). Представление о диких животных (лиса, заяц). Лошадь, коза, овца (баран). Внешние признаки. Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Уход. Детеныши. Понятие «дикие животные». Лиса, заяц. Внешние признаки. Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Детеныши. Представление о диких Волк, медведь. Внешние признаки. животных (волк, медведь). Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Детеныши. Представление о диких Лось, кабан. Внешние признаки. Сходства животных (лось, кабан). и различия. Образ жизни. Питание. Представление о Белка, еж. Внешние признаки. Сходства и диких животных (белка, различия. Образ жизни. Питание. еж). Детеныши. домашних животных в жизни человека. 2 Рассматривают картинки с животными. Смотрят фильмы о животных. Называют, идентифицируют животных и их детенышей. 2 Знают их внешние признаки. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни. 2 2 2 Экскурсия в зоопарк. Называют, идентифицируют животных и их детенышей. Наблюдают за животными при посещении зоопарка. 2 Называют, идентифицируют и сравнивают объекты природы: почву, воду и огонь. Определяют их значение в жизни человека. Наблюдают за объектами природы во время экскурсии. 1 Узнавание (различение) дней Понятие недели. Соотношение: неделя – Знакомятся с днями недели. Знают их недели. последовательность. Знают смену дней. семь суток. Название дней недели. Рассказывают, что они сами, а также члены их Представление о неделе как о Порядок дней недели. семьи делают в различные дни недели, делали последовательности 7 дней. вчера, сегодня и будут делать завтра. Различение выходных и Выходные и рабочие дни. Различают выходные и рабочие дни. рабочих дней. Соотнесение дней недели с Соотнесение дней недели с Соотносят свою деятельность и деятельность определенными видами определенными видами деятельности. членов их семей с днями недели. деятельности. Итоговое повторение. 2 Итого 66 Объекты природы. Представление о почве. Почва, как объект природы. Представление о воде. Вода, как объект природы. Представление об огне. Огонь, как объект природы. Экскурсия. Наблюдение за явлениями почва, вода и огонь. природы: 1 2 2 Временные представления. 2 2 2 2 23 Раздел/тема Календарно-тематическое планирование 2 класс Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Количество часов Растительный мир. Представление о (смородина, клубника). Представление о (малина, крыжовник). Представление о (земляника, черника). Представление о (ежевика, голубика). Представление о (брусника, клюква). ягодах Ягоды: смородина, клубника. Внешние признаки. ягодах Ягоды: малина, крыжовник. Внешние признаки. ягодах Ягоды: земляника, черника. Внешние признаки. ягодах Ягоды: ежевика, голубика. Внешние признаки. ягодах Ягоды: брусника, клюква. Внешние признаки. Значение ягод в жизни человека. грибах Съедобные грибы. Белый гриб. Внешние признаки. грибах Грибы: подосиновик, подберезовик. овик). Внешние признаки. Представление о (белый гриб). Представление о (подосиновик, подберез Представление о грибах Грибы: лисичка, опенок. Внешние признаки. (лисичка, опенок). Представление о грибах Грибы: шампиньон, вешенка. Внешние признаки. Значение грибов в жизни (шампиньон, вешенка). человека. Представление о грибах Ядовитые грибы: мухомор, поганка. Внешние признаки. (мухомор, поганка). Называют, сравнивают и различают смородину, клубнику. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают малину, крыжовник. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают землянику, чернику. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают ежевику, голубику. Определяют на вкус. Называют, сравнивают и различают бруснику, клюкву Определяют на вкус. Знают значение ягод в жизни человека. Отличают белый гриб. Сравнивают его с другими грибами. Называют, сравнивают и различают подосиновик, подберезовик. 2 Называют, сравнивают и различают лисичку, опенок. Называют, сравнивают и различают шампиньон, вешенку. Знают значение грибов в жизни человека. Называют, сравнивают и различают мухомор, поганку. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 Представление о травянистых Цветы: астра, гладиолус. растениях (цветах) (астра, Внешние признаки. гладиолус). Называют, сравнивают и астру, гладиолус. различают Представление о травянистых растениях (цветах) (тюльпан, нарцисс). Представление о травянистых растениях (цветах) (фиалка, роза). Представление о травянистых растениях (цветах) (лилия, пион). Животный мир. Цветы: тюльпан, нарцисс. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают тюльпан, нарцисс. 2 Цветы: фиалка, роза. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают фиалку, розу. 2 Цветы: лилия, пион. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают лилию, пион. Значение цветов в жизни человека. Знают значение цветов в жизни человека. 2 Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (олень, песец). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (тюлень, морж). Представление о животных, обитающих в природных Белый медведь. Внешний вид. Строение. Рассматривают картинки с изображением Образ жизни. Питание. Детеныши. животных. Смотрят фильмы о животных Называют, идентифицируют животных и их детенышей. Знают их строение. Сравнивают Олень, песец. Внешний вид. Строение. животных. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни. Наблюдают за Образ жизни. Питание. Детеныши. животными при посещении зоопарка. Сходства и различия. 1 Тюлень, морж. Образ жизни. Питание. Рассматривают картинки с изображением Детеныши. Сходства и различия. животных. Смотрят фильмы о животных Называют, идентифицируют животных и их детенышей. Знают их строение. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности Пингвин. Образ жизни. питания и образ жизни. Наблюдают за Питание. Птенцы. 2 2 2 2 25 зонах холодного пояса (пингвин). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, слон) Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (лев, жираф). животными при посещении зоопарка. верблюд, слон Образ жизни. Питание. Рассматривают картинки с изображением Детеныши. Сходства и различия. животных. Смотрят фильмы о животных Называют, идентифицируют животных и их детенышей. Знают их строение. Сравнивают Лев, жираф. Образ жизни. Питание. животных. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни. Наблюдают за Детеныши. Сходства и различия. животными при посещении зоопарка. 2 2 26 Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (зебра, носорог) Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (обезьяна, бегемот). Зебра, носорог. Образ жизни. Питание. Рассматривают картинки с изображением Детеныши. Сходства и различия. животных. Смотрят фильмы о животных Называют, идентифицируют животных и их детенышей. Знают их строение. Сравнивают Обезьяна, бегемот. Образ жизни. животных. Находят сходства. Знают особенности Питание. Детеныши. Сходства и питания и образ жизни. Наблюдают за животными при посещении зоопарка. различия. 2 Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (крокодил, черепаха). Представление о диких Крокодил, Питание. различия. черепаха. Образ жизни. Рассматривают картинки с изображением Детеныши. Сходства и животных. Смотрят фильмы о животных Называют, идентифицируют животных и их детенышей. Знают их строение. Сравнивают Питон. Образ жизни. Питание. животных. Находят сходства. Знают особенности животных, обитающих в Потомство. Сходства и различия. питания и образ жизни. Наблюдают за природных зонах жаркого пояса животными при посещении зоопарка. 2 Идентифицируют животных и их детенышей. Наблюдают за животными при посещении зоопарка. 2 Называют, идентифицируют и сравнивают объекты природы: воздух, землю, небо, реку и водоем. Определяют их значение в жизни 2 человека. Знакомятся с объектами природы во время экскурсии. 1 2 1 (питон). Экскурсия в зоопарк. Объекты природы. Представление о воздухе. Воздух, как объект природы. Представление о земле и небе. Земля и небо, как объекты природы. Представление о реке. Река, как объект природы. Представление о водоеме. Водоем (пруд, озеро), объект природы. как Экскурсия. 2 1 2 Временные представления. Узнавание месяцев. (различение) Понятие «месяц». Названия месяцев. Узнают и различают месяцы по их признакам, называют их, знают порядок следования месяцев 2 27 Представление о годе, как о последовательности 12 месяцев. Понятие «год», как последовательность в году. 12 месяцев. 2 28 Соотнесение месяцев Соотнесение месяцев с временами года. с временами года. Представление о временах Времена года (осень, зима, весна, лето). года (осень, зима, весна, лето). Итоговое повторение. Соотносят месяцы с временами года. 2 Различают времена года по их признакам, называют их, знают порядок следования сезонов в году. 2 2 Итого: 66 ч. Раздел/тема Календарно-тематическое планирование 3 класс Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Количество часов Растительный мир. Повторение материала 2 класса. Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп) Представление о пряных травянистых растениях (базилик, кориандр) Представление о пряных травянистых растениях (мелисса, мята перечная). Представление о комнатных растениях (герань, кактус), особенностях ухода за ними. редставление о комнатных растениях (фиалка, фикус), особенностях ухода за ними. Вспоминают материал, изученный во 2 классе. 2 Понятие «пряные травянистые растения». Называют, сравнивают и различают петрушку, Петрушка, укроп. Внешние признаки. укроп. Определяют на вкус. 2 Базилик, кориандр. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают базилик, кориандр. Определяют на вкус. 2 Мелисса, мята перечная. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают мелиссу, мяту перечную. 2 Комнатные растения. Герань, кактус. Внешние признаки. Особенности ухода за ними. Фиалка, фикус. Внешние признаки. Особенности ухода за ними. Называют, сравнивают и различают герань, кактус. Знают особенности ухода за ними. 2 Называют, сравнивают и различают фиалку, фикус. Знают особенности ухода за ними. 2 29 Значением комнатных Значением комнатных растений в жизни Определяют значение комнатных растений в жизни человека. человека. растений в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых Понятие «зерновые культуры». Пшеница, Называют, сравнивают и различают пшеницу, культурах (пшеница, просо) просо. Внешние признаки. просо. Представление о зерновых Ячмень, рожь. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают ячмень, рожь. культурах (ячмень, рожь) Представление о зерновых Кукуруза, горох. Внешние признаки. Называют, сравнивают и различают кукурузу, культурах (кукуруза, горох). горох Представление о зерновых Фасоль, бобы. Внешние признаки. Сравнивают и различают фасоль, бобы. культурах (фасоль, бобы). Представление о хлебе. Из чего пекут хлеб? Хлебобулочные Знакомятся с разными видами хлеба и изделия. хлебобулочных изделий. Сравнивают и различают их. Временные представления. 2 Представление о сезонных Сезонные явления природы (снег, ветер). явлениях природы (снег, ветер). Представление о погоде Погода текущего дня. текущего дня. Животный мир. Определяют сезонные явления природы (снег, ветер). Наблюдают их. 2 Наблюдают за погодой, описывают ее. 1 Представление о птице. Кто такие птицы? Внешние признаки. 2 Представление о домашних Домашняя птица. Курица (петух), индюк. Идентифицируют птиц. Знают их внешние признаки. Сравнивают птиц. Находят сходства и различия. Рассматривают картинки с изображением птиц. 2 2 2 2 2 2 30 птицах индюк). (курица (петух), Внешние признаки. Сходства и различия. Смотрят фильмы о птицах. Называют, Образ жизни. Питание. Уход. Птенцы. идентифицируют домашних птиц и их птенцов. Представление о домашних Утка, гусь. Внешние признаки. Сходства Знают их строение. Сравнивают птиц. Находят птицах (утка, гусь). и различия. Образ жизни. Питание. Уход. сходства и различия. Знают особенности питания и ухода за домашними птицами. Наблюдают за Птенцы. ними на птицеферме. Определяют значение домашних птиц в жизни человека. Представление о перелетных Перелетные птицы. Грач, скворец. Рассматривают картинки с изображением птицах (грач, скворец). Внешние признаки. Сходства и различия. зимующих птиц. Смотрят фильмы о зимующих птицах. Называют, идентифицируют зимующих Образ жизни. Питание. Птенцы. Представление о перелетных Аист, ласточка. Внешние признаки. птиц и их птенцов. Знают их внешние признаки. Сравнивают птиц. Находят сходства. Знают птицах ( аист, ласточка). Сходства и различия. Образ жизни. особенности питания и образ жизни. Наблюдают Питание. Птенцы. Представление о зимующих Зимующие птицы. Голубь, воробей за птицами. птицах (голубь, воробей). Внешние признаки. Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Птенцы. Представление о зимующих Синица, ворона. Внешние признаки. птицах (синица, ворона). Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Птенцы. Представление о зимующих Дятел, снегирь, сова. Внешние признаки. птицах (дятел, снегирь, сова). Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Птенцы. 2 2 2 2 2 2 31 Представление водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). о Водоплавающие птицы. Лебедь, утка, гусь Внешние признаки. Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Птенцы. Рассматривают картинки с изображением водоплавающих птиц. Смотрят фильмы о водоплавающих птицах. Называют, идентифицируют водоплавающих птиц и их птенцов. Знают их внешние признаки. Сравнивают птиц. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни. Наблюдают за водоплавающими птицами. Представление о рыбе. Кто такая рыба? Строение рыбы. Идентифицируют рыбу. Знают ее строение. Внешние признаки. Потомство. Сравнивают рыбу. Находят сходства и различия. Представление о речных Речные рыбы (сом, окунь, щука). Рассматривают картинки с изображением рыб. рыбах (сом, окунь, щука). Внешние признаки. Сходства и различия. Смотрят фильмы о рыбах. Называют, Образ жизни. Питание. идентифицируют их. Знают их строение. 2 Представление о рыбах (акула, скат). 2 морских Морские рыбы (акула, скат). Внешние Сравнивают рыб. Находят сходства. признаки. Сходства и различия. Образ особенности питания и образ жизни. жизни. Питание. Представление о Сельдь, камбала, рыба-ѐж. Внешние морских рыбах (сельдь, признаки. Сходства и различия. Образ камбала, рыба- ѐж). жизни. Питание. Объекты природы. Представление о лесе. Лес, как объект природы. Знают Рассматривают картинки. Называют, идентифицируют и сравнивают объекты Представление о луге. Луг, как объект природы. природы: луг и лес. Определяют их значение в жизни человека. Знакомятся с объектами природы во время экскурсии. Представление о формах Формы земной поверхности (равнины, Рассматривают картинки с формами земной земной поверхности. горы, холмы, овраги). поверхности (равнина, горы, холмы, овраги). Определяют формы земной поверхности во время экскурсии. 2 2 2 2 2 2 32 Представление об Изображение земной поверхности на изображении земной карте. поверхности на карте. Временные представления. Рассматривают изображение земной поверхности на карте. 2 Представление о сезонных Сезонные явления природы явлениях природы (дождь, (дождь, гроза, радуга). гроза, радуга). Представление о сезонных Сезонные явления природы (туман). явлениях природы (туман). Представление о погоде Погода текущего дня. текущего дня. Итоговое повторение. Определяют сезонные явления природы (дождь, гроза, радуга). Наблюдают их. 2 Определяют сезонные явления природы (туман). Наблюдают их. Наблюдают за погодой, описывают ее. 2 Итого: 1 2 68 ч. 33 Календарно-тематическое планирование 4 класс Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Раздел/тема Количество часов Растительный мир. Повторение материала 3 класса. Различение растений Растения природных зон холодного пояса природных зон холодного (мох, карликовая береза). Внешние пояса (мох, карликовая признаки. береза). Различение растений Растения природных зон жаркого пояса природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка). Внешние (кактус, верблюжья колючка). признаки. Различение растений Пальма, лиана, бамбук. природных зон жаркого пояса Внешние признаки. (пальма, лиана, бамбук). растений в жизни человека: Представление о значении Значение растений в жизни человека: сбор урожая. сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов. Способы переработки овощей Способы переработки овощей (варка, (варка, жарка, засол и др.). жарка, засол и др.). Способы переработки Способы переработки фруктов, ягод фруктов, ягод (изготовление (изготовление сока, варенья, джема). сока, варенья, джема). Способы переработки грибов Способы переработки грибов (варка, (варка, жарка, засол и др.). жарка, засол и др.). Животный мир. Вспоминают материал, изученный в 3 классе о растительном мире. Называют, сравнивают и различают мох, карликовую березу. 2 Называют, сравнивают и различают кактус, верблюжья колючка. 2 Называют, сравнивают и различают пальму, лиану, бамбук. 2 Определяют значение растений в жизни человека. Имеют представление о сборе урожая. Идентифицируют и дифференцируют овощи, фрукты, ягоды и грибы. Знакомятся со способами переработки овощей. 2 Знакомятся со способами переработки фруктов, ягод. 2 Знакомятся со способами переработки грибов. 2 Повторение материала класса. Вспоминают материал, изученный в 3 классе о мире животных. 2 3 2 2 Представление о насекомом. Формирование представлений насекомых. Строение насекомых. Внешние признаки. о Идентифицируют насекомых. Знают их строение. Сравнивают насекомых. Находят сходства и различия. 2 28 Представление о насекомых Бабочка, пчела. Внешние признаки. (бабочка, пчела). Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Представление о насекомых Стрекоза, муравей. Внешние признаки. (стрекоза, муравей). Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Представление о насекомых Кузнечик, жук. Внешние признаки. (кузнечик, жук). Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Представление о насекомых Муха, комар, таракан. Внешние (муха, комар, таракан). признаки. Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Представление о морских Кто такие морские обитатели? Кит, обитателях (кит, дельфин). дельфин. Внешние признаки. Сходства и различия. Образ жизни. Питание. Представление о морских Морская звезда, медуза. Внешние обитателях (морская звезда, признаки. Сходства и различия. Образ медуза). жизни. Питание. Представление о морских Морской конек, осьминог, креветка. обитателях (морской конек, Внешние признаки. Сходства и различия. осьминог, креветка). Образ жизни. Питание. Представление о значении Значение животных в жизни человека. животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). Рассматривают картинки с изображением насекомых. Смотрят фильмы о жизни насекомых. Называют, идентифицируют насекомых. Знают их внешние признаки. Сравнивают насекомых. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни насекомых. Наблюдают за 2 насекомыми на прогулках. 2 2 2 Рассматривают картинки с изображением морских обитателей. Смотрят фильмы о морских обитателях. Называют, идентифицируют их. Знают их строение. Сравнивают. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни морских обитателей. 2 2 2 Определяют значение животных в жизни человека. Знакомятся с продуктами, полученными из молока, и вещами, сделанными из шерсти и шкуры животных. 2 35 Объекты природы. Повторение материала 3 класса. Представление о полезных Что такое полезные ископаемые? Уголь. ископаемых (уголь). Свойства. Как добывают. Использование человеком. Свойства. Как добывают. Представление о полезных Нефть. ископаемых (нефть). Использование человеком. Вспоминают материал, изученный в 3 классе об объектах природы. Определяют полезные ископаемые по их свойствам, сравнивают и различают их. Рассматривают картинки или образцы полезных ископаемых. Знакомятся со способами добычи полезных ископаемых. 2 2 2 Свойства. Как добывают. Представление о полезных Газ. ископаемых (газ). Использование человеком. Представление о полезных Известняк. Свойства. Как добывают. ископаемых (известняк). Использование человеком. Представление о полезных Гранит. Свойства Использование ископаемых (гранит). человеком. Представление о Золото. Свойства. Как добывают. полезных ископаемых Использование человеком. (золото). Представление о Серебро. Свойства. Как добывают. полезных ископаемых Использование человеком. (серебро). Представление о значении Значение объектов природы в жизни Определяют значение объектов природы в жизни объектов природы в жизни человека. человека. человека. Временные представления. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разную погоду. Измерение времени (календарь). Измерение времени (часы). Итоговое повторение. Итого: Деятельность человека в разное время года. Знакомятся с деятельностью человека в разное время года. Различают ее. Наблюдают за деятельностью человека в разное время года. Деятельность человека в разную погоду. Знакомятся с деятельностью человека в разную погоду. Различают ее. Наблюдают за деятельностью человека в разную погоду. Календарь. Определение времени Определяют время по календарю (день недели, по календарю. число, месяц, год). Часы. Определение времени по часам Определяют время по часам (целого часа, с (целого часа, с точностью до получаса, точностью до получаса, четверть часа, с четверть часа, с точностью до 5 минут). точностью до 5 минут). 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 68 ч. 37 30 6.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 1.Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий). 2.Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными. 3.Различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал. 4.Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе. 5. Аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др. Дидактически методические пособия для педагога: 1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). 2. «Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма». Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Григорян О.О. Методическое пособие. 3. «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей», Сборник упражнений для специалистов и родителей. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л.: Издательство БелАПДИ – «Открытые двери», Минск 1997г. 4. Е. Ф. Бортникова. Серия «Рабочие тетради» различного направления для разных возрастных категорий: Издательство «ЛИТУР», 2018 г. 5. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О. Ярочкина И.А. Мир природы и человека. Учебник для 1 класса образовательных учреждений. Реализующих адаптивные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2018 г.