Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 п. Сосновка Принято с пролонгацией: Педагогическим советом Протокол № ___1___ от 30.08.2021г. УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СОШ № 24 _____________ О.А. Глухова Приказ от 31.08.2021г.№ 174-д Основная образовательная программа основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Гончарное ремесло» 5 – 8 классы ГО Карпинск 2021 г. 1 Программа курса внеурочной деятельности « Гончарное ремесло направлена на эмоциональное и эстетическое развитие школьников, на развитие творческой деятельности в области народного и декоративно прикладного искусства (художественная обработка керамика – лепка, роспись, декорирование глиняных изделий). Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нём дети развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства. Программа «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетическую ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их интересной работой. Знакомство и приобщение школьников разных возрастов к народному творчеству имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. Занятия в кружке «Гончарное ремесло» способствуют формированию и развитию творческих способностей, самостоятельности и трудолюбия учащихся. В процессе обучения учащиеся проходят начальный курс скульптуры. Знакомятся как с круглой скульптурой, так и с различными формами рельефа. Учатся работать как в объёме, так и на плоскости. Осваивают гончарный промысел. Цель программы: - формирование творчески мыслящей личности, обогащённой знанием народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, знанием основ скульптуры и умением реализовать на практике свои художественные идеи. Задачи: Обучающие: - обучение детей основным приёмам и навыкам работы с глиной; - познакомить детей с различными народными промыслами (керамика) России; - познакомить детей с различными материалами для лепки (глина, шамот, фарфор и т.д.), и техникой работы с ними; - научить замечать красоту ; - научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять пропорции изображаемого объекта; - научить при росписи работать со всей палитрой красок; - научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое; Воспитывающие: - воспитание аккуратности и самостоятельности; Развивающие: - развитие наблюдательности; 2 - развитие мелкой моторики рук и пространственного воображения учащихся; - приобщение детей к искусству, в том числе и к народному; - развитие интереса к самостоятельной деятельности; - стимулировать творческую активность каждого ребёнка, развить индивидуальные задатки и способности; - создать условия для самореализации детей. Формы и методы работы: Формы работы: - беседа; - практическая работа (лепка, роспись изделий, работа на гончарном круге). Методы работы: - практически все занятия имеют теоретическую и практическую часть. В ходе уроков проводятся конкурсы, викторины, анкеты, тесты. В конце каждого учебного года, проводится выставка работ учащихся. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; • устойчивого интереса к новым способам познания; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Метапредметные результаты: Регулятивные: Обучающийся научится: • принимать и сохранять учебно-творческую задачу; • планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Обучающийся получит возможность научиться: • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи; • проявлять познавательную инициативу; Познавательные: Обучающийся научится: • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом нформационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; 3 • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); • устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные: Учащиеся смогут: • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться, приходить к общему решению; • соблюдать корректность в высказываниях; • задавать вопросы по существу; Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • владеть монологической и диалогической формой речи; • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Предметные результаты: Ученик научится: • использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами; • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений, осуществлять целесообразный выбор инструментов; • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать; • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия; • изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям; • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с «далью придания новых свойств изделию; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие издания обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности. 4 Ученик получит возможность научиться: • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности; • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач; • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи); • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей). Результат деятельности: В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: – развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; – познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; – познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; – использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; – познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; – создавать полезные и практичные изделия; – совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную. Место курса в учебном плане: Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность ребёнка приобретает статус образовательной деятельности и являнтся необходимым компонентом процесса получения образования. Данная программа рассчитана на учащихся 5-8 классов. Срок реализации – 2 года (68 занятий). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «История гончарного ремесла».(2ч) Вводная беседа о керамике в историческом аспекте. Понятия «глина», «керамика», «ручная лепка», «гончарный круг». Классификация приемов формования предметов из глины. Знакомство с основными и дополнительными приемами работы с глиной. Жгут и пласт, формование из комка, формование из комка на круге. Приобретение навыков отминки глины. 5 Практические работы: подготовка глины к работе, раскатывание жгутов и шариков (упражнение «Улитка».) Тема: «Пласт».(4ч) Понятие «Пласт». Приобретение навыков раскатывания глины в пласты, формирование цилиндра, конуса. Практические работы: выполнение упражнений, связанных с организацией глинянной массы в пространстве. Тема: «Пласты и жгуты.(4ч) понятия «пласт», «жгут». Объединение двух техник формования керамических предметов Практические работы: синтезирование конкретной формы кружки или вазы с двумя рукоятками. Тема: «Декоративные приемы».(4ч) Знакомство с приемами декорирования: «ангоб», «глазурь», «резерв». Особенности работы данными приемами. Практические работы: Окрашивание ранее изготовленного изделия с помощью специальных красок. Тема: «Формование из комка».(4ч) Понятие «отминка», «закручивание». Выполнение заданий на создание полых шаров и половинок шаров. Тема: «Портрет».(4ч) Тема: Развитие ассоциативного мышления в развивающих играх. Создание портрета друга или родственника с опорой на ранее полученные знания о работе с глиной Тема: «Горизонтальный промин глины».(2ч) Постановка конечностей при подготовке глины к работе на гончарном круге. Правильное формирование куска глины до постановки на круг. «Улитка», «закручивание», «завоздушивание», «отбивка шара». Тема: «Посадка за кругом».(2ч) Понятие «осанка, посадка». Расположение тела человека при посадке за гончарным кругом. Положение правой и левой руки относительно куска глины. Практические работы: выполнение отминки глины и постановка ее на круг. Тема: «Вертикальный промин глины».(4ч) Дальнейшее знакомство с гончарным кругом. Вертикальный подъем глиняного куска, формирование плоского, симметричного цилиндра. Практические работы: центрование глинянного куска. Тема: «Отведение плоскости дна».(4ч) Понятие «толщина стенки», «равномерность стенки гончарного изделия». Разрезание выкрученных цилиндров, равномерность давления пальцев на стенки будущего сосуда Практические работы: выполнение цилиндров на круге высотой 3-4 см. Тема: «Цилиндр и конус».(14ч) Понятие «открытая и закрытая форма». Многообразие форм гончарных изделий. Практические работы: создание стаканов и пиал. Тема: «Создание традиционных гончарных форм».(18ч) Работа с круглой стенкой, выпуклые и вдавленные поверхности, знакомство с народной, традиционной керамикой. Практические работы: создание традиционных форм - глечиков, щанок, корчаг. Тема: «Комбинаторика в гончарном деле» .(2ч) Работа со всеми выразительными средствами, комбинирование, склеивание друг с другом различных открытых и закрытых форм. Практические работы: создание чайника, квасника. 6 Календарно - тематическое планирование № п/п Содержание урока Кол-во часов 1 2 Тема: «История гончарного ремесла». Упражнение «Улитка» Тема: «Пласт». Упражнение «Пласт» 2 4 3 Тема: «Пласты и жгуты». Упражнение «Пласт и жгут» 4 4 Тема: «Декоративные приемы». Упражнение «Декоративные приемы» 4 5 Тема: «Формование из комка». Упражнение «Комковая керамика» 4 6 Тема: «Портрет». Упражнение «Портрет» 4 7 Тема: «Горизонтальный промин глины». Упражнение «Горизонтальный промин» 2 8 Тема: «Посадка за кругом». Упражнение «Посадка» 2 9 Тема: «Вертикальный промин глины». Упражнение «Вертикальный промин» 4 10 Тема: «Отведение плоскости дна». Упражнение «Отведение дна» 4 11 Тема: «Цилиндр и конус» 14 12 Упражнение «Цилиндр» Упражнение «Открытый конус» Упражнение «Закрытый конус» Тема: «Создание традиционных гончарных форм» 6 4 4 18 Упражнение «Корчага» Упражнение «Глечик» Упражнение «Щанки» Упражнение «Крынка» Упражнение «Ручка» Упражнение «Носик» Упражнение «Крышка» Упражнение «Тор» Тема: «Комбинаторика в гончарном деле». Упражнение «Сборка чайника» 2 2 2 4 2 2 2 2 2 13 ВСЕГО 68 7