Рабочая программа курса внеурочной деятельности гончарное ремесло

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом
Протокол № ___1___
от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 24
_____________ О.А. Глухова
Приказ от 31.08.2021г.№ 174-д

Основная образовательная программа
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Гончарное ремесло»
5 – 8 классы

ГО Карпинск
2021 г.
1

Программа курса внеурочной деятельности « Гончарное ремесло направлена
на эмоциональное и эстетическое развитие школьников, на развитие творческой
деятельности в области народного и декоративно прикладного искусства
(художественная обработка керамика – лепка, роспись, декорирование глиняных
изделий).
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре,
попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат
добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других
людей. Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров
декоративной пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями
познавательной и декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный
материал. На нём дети развивают мелкую моторику руки, творческое воображение,
мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства.
Программа «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства
глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития
художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать
определённые навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетическую
ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их
интересной работой.
Знакомство и приобщение школьников разных возрастов к народному творчеству
имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к
исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям,
передаваемым из поколения в поколение. Занятия в кружке «Гончарное ремесло»
способствуют формированию и развитию творческих способностей, самостоятельности и
трудолюбия учащихся.
В процессе обучения учащиеся проходят начальный курс скульптуры. Знакомятся как с
круглой скульптурой, так и с различными формами рельефа. Учатся работать как в
объёме, так и на плоскости. Осваивают гончарный промысел.
Цель программы:
- формирование творчески мыслящей личности, обогащённой знанием народных
традиций в области декоративно-прикладного искусства, знанием основ скульптуры и
умением реализовать на практике свои художественные идеи.
Задачи:
Обучающие:
- обучение детей основным приёмам и навыкам работы с глиной;
- познакомить детей с различными народными промыслами (керамика) России;
- познакомить детей с различными материалами для лепки (глина, шамот, фарфор и т.д.),
и техникой работы с ними;
- научить замечать красоту ;
- научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять пропорции
изображаемого объекта;
- научить при росписи работать со всей палитрой красок;
- научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое;
Воспитывающие:
- воспитание аккуратности и самостоятельности;
Развивающие:
- развитие наблюдательности;
2

- развитие мелкой моторики рук и пространственного воображения учащихся;
- приобщение детей к искусству, в том числе и к народному;
- развитие интереса к самостоятельной деятельности;
- стимулировать творческую активность каждого ребёнка, развить индивидуальные
задатки и способности;
- создать условия для самореализации детей.
Формы и методы работы:
Формы работы:
- беседа;
- практическая работа (лепка, роспись изделий, работа на гончарном круге).
Методы работы:
- практически все занятия имеют теоретическую и практическую часть. В ходе уроков
проводятся конкурсы, викторины, анкеты, тесты. В конце каждого учебного года, проводится
выставка работ учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
•
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
•
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•
устойчивого интереса к новым способам познания;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
•
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
•
планировать свои действия;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
различать способ и результат действия;
•
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
•
проявлять познавательную инициативу;
Познавательные:
Обучающийся научится:
•
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом нформационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
3

•
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
•
анализировать объекты, выделять главное;
•
осуществлять синтез (целое из частей);
•
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
•
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные:
Учащиеся смогут:
•
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•
владеть монологической и диалогической формой речи;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты:
Ученик научится:
•
использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами;
•
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения
деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих
инструментов и приспособлений, осуществлять целесообразный выбор инструментов;
•
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
•
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их
выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
•
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам,
эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
•
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов
соединения деталей (достраивание, переконструирование) с «далью придания новых свойств
изделию;
•
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
издания обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь
руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
4

Ученик получит возможность научиться:
•
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности
различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с
характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
•
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и
конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных
конструкторских или художественных задач;
•
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е.
могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали
эти вещи);
•
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые
исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки
в декоре бытовых вещей).

Результат деятельности:
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
– развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление,
конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
– познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
– познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
– использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
– познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
– создавать полезные и практичные изделия;
– совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Место курса в учебном плане:
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных
стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный
(образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который
состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную
деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного
процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей,
способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеурочная
деятельность ребёнка приобретает статус образовательной деятельности и являнтся
необходимым компонентом процесса получения образования.
Данная программа рассчитана на учащихся 5-8 классов.
Срок реализации – 2 года (68 занятий).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «История гончарного ремесла».(2ч)
Вводная беседа о керамике в историческом аспекте.
Понятия «глина», «керамика», «ручная лепка», «гончарный круг». Классификация приемов
формования предметов из глины. Знакомство с основными и дополнительными приемами
работы с глиной. Жгут и пласт, формование из комка, формование из комка на круге.
Приобретение навыков отминки глины.
5

Практические работы: подготовка глины к работе, раскатывание жгутов и шариков
(упражнение «Улитка».)
Тема: «Пласт».(4ч)
Понятие «Пласт». Приобретение навыков раскатывания глины в пласты, формирование
цилиндра, конуса.
Практические работы: выполнение упражнений, связанных с организацией глинянной
массы в пространстве.
Тема: «Пласты и жгуты.(4ч)
понятия «пласт», «жгут». Объединение двух техник формования керамических предметов
Практические работы: синтезирование конкретной формы кружки или вазы с двумя
рукоятками.
Тема: «Декоративные приемы».(4ч)
Знакомство с приемами декорирования: «ангоб», «глазурь», «резерв». Особенности работы
данными приемами.
Практические работы: Окрашивание ранее изготовленного изделия с помощью
специальных красок.
Тема: «Формование из комка».(4ч)
Понятие «отминка», «закручивание».
Выполнение заданий на создание полых шаров и половинок шаров.
Тема: «Портрет».(4ч)
Тема: Развитие ассоциативного мышления в развивающих играх. Создание портрета друга
или родственника с опорой на ранее полученные знания о работе с глиной
Тема: «Горизонтальный промин глины».(2ч)
Постановка конечностей при подготовке глины к работе на гончарном круге. Правильное
формирование куска глины до постановки на круг. «Улитка», «закручивание»,
«завоздушивание», «отбивка шара».
Тема: «Посадка за кругом».(2ч)
Понятие «осанка, посадка». Расположение тела человека при посадке за гончарным кругом.
Положение правой и левой руки относительно куска глины.
Практические работы: выполнение отминки глины и постановка ее на круг.
Тема: «Вертикальный промин глины».(4ч)
Дальнейшее знакомство с гончарным кругом. Вертикальный подъем глиняного куска,
формирование плоского, симметричного цилиндра.
Практические работы: центрование глинянного куска.
Тема: «Отведение плоскости дна».(4ч)
Понятие «толщина стенки», «равномерность стенки гончарного изделия». Разрезание
выкрученных цилиндров, равномерность давления пальцев на стенки будущего сосуда
Практические работы: выполнение цилиндров на круге высотой 3-4 см.
Тема: «Цилиндр и конус».(14ч)
Понятие «открытая и закрытая форма». Многообразие форм гончарных изделий.
Практические работы: создание стаканов и пиал.
Тема: «Создание традиционных гончарных форм».(18ч)
Работа с круглой стенкой, выпуклые и вдавленные поверхности, знакомство с народной,
традиционной керамикой.
Практические работы: создание традиционных форм - глечиков, щанок, корчаг.
Тема: «Комбинаторика в гончарном деле» .(2ч)
Работа со всеми выразительными средствами, комбинирование, склеивание друг с другом
различных открытых и закрытых форм.
Практические работы: создание чайника, квасника.

6

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Содержание урока

Кол-во
часов

1
2

Тема: «История гончарного ремесла». Упражнение «Улитка»
Тема: «Пласт». Упражнение «Пласт»

2
4

3

Тема: «Пласты и жгуты». Упражнение «Пласт и жгут»

4

4

Тема: «Декоративные приемы». Упражнение «Декоративные приемы»

4

5

Тема: «Формование из комка». Упражнение «Комковая керамика»

4

6

Тема: «Портрет». Упражнение «Портрет»

4

7

Тема: «Горизонтальный промин глины». Упражнение «Горизонтальный
промин»

2

8

Тема: «Посадка за кругом». Упражнение «Посадка»

2

9

Тема: «Вертикальный промин глины». Упражнение «Вертикальный
промин»

4

10

Тема: «Отведение плоскости дна». Упражнение «Отведение дна»

4

11

Тема: «Цилиндр и конус»

14

12

Упражнение «Цилиндр»
Упражнение «Открытый конус»
Упражнение «Закрытый конус»
Тема: «Создание традиционных гончарных форм»

6
4
4
18

Упражнение «Корчага»
Упражнение «Глечик»
Упражнение «Щанки»
Упражнение «Крынка»
Упражнение «Ручка»
Упражнение «Носик»
Упражнение «Крышка»
Упражнение «Тор»
Тема: «Комбинаторика в гончарном деле».
Упражнение «Сборка чайника»

2
2
2
4
2
2
2
2
2

13

ВСЕГО

68

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».