Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка Принято с пролонгацией: Педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 24 Протокол № _____ от «___» ______2020 г. О.А.Глухова Приказ от _____ 2020 г. № Основная образовательная программа среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ФГОС СОО «РОССИЯ В МИРЕ» 11класс ГО Карпинск 2020 г. I Планируемые результаты изучения учебного предмета «Россия в мире» В результате изучения учебного предмета «Россия в мире» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом; использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинноследственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности; раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене; сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития; излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки; раскрывать историко-культурное основополагающих общероссийских многообразие символов, народов России, культурных, содержание религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность; использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества; характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира; знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира; знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории; применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений; анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации; раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебноисследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.; применять приемы самообразования в области общественно-научного (социальногуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования; использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта Освоение школьниками учебного курса «Россия в мире» по данной программе обеспечивает достижение важнейших личностных, метапредметных и предметных результатов на стадии среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО. Личностные результаты: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов; гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты Реализация системно-деятельностного подхода при изучении школьниками курса «Россия в мире» позволит достичь метапредметных результатов, обозначенных во ФГОС СОО. К указанным результатам относятся: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.; сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности; сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего; сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире; сформированность умений использования широкого спектра социальноэкономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего; сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды; сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения; сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире; сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России. II Содержание предмета «Россия в мире» (11 класс) Базовый уровень. Введение Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории от мифологии. Тема I. От первобытности к древним цивилизациям Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности. Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Западной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайскоконфуцианская цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное Причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и распространение христианства. Тема II. Средневековое общество в VI—X вв. Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций. Поздняя Римская империя и мир варваров. Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточнохристианская цивилизация. Судьба славянских народов.Христианская церковь на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье. Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран. Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природногеографические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда. Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература. Архитектура и живопись. Бытовая культура. Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в. Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы. Западноевропейский феодализм. Кризис традиционного аграрного общества. Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества. Взаимодействие средневековых цивилизаций. Западноевропейская, восточнохристианская и мусульманская цивилизации в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социальнополитические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля. Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь. Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды. Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем культуры после нашествия Батыя. Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости. Великие живописцы. Тема IV. Мир в начале Нового времени Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская этика и капитализм. Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации власти. «Москва — Третий Рим». Экономический подъем. Страны Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII вв. Английская революция XVII в. Кризис государства и общества в России. Смутное время. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения. Становление самодержавия Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества. Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины. Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры. Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне. Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещенный абсолютизм». Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и завершение Великой французской революции. Власть и общество в России в XVIII в. Необходимость преобразований. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие Петра. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант. Социально-экономическое развитие России. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. Золотой век дворянства. Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи. Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Тема VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн. Империя Наполеона I. Русскофранцузские отношения. Отечественная война 1812 года. Завершение эпохи Наполеоновских войн. Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота. Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе. Революции и реформы. Революции середины XIX в. Во Франции. Революционное движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании. Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение европейской колонизации в Африке и Азии. Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры и новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии во второй половине XIX в. Тема VII. Россия на пути модернизации Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые явления в социально-экономической сфере. Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей «русского социализма». Реформы 1860—1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования 1860—1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика Александра III (1881—1894). Общественное движение в России во второй половине XIX в. Рост общественной активности. Консерватизм. Русский либеализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии в России. Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к России в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи. Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в. Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военно-политические союзы. Новые тенденции в развитии индустриального общества. Страны Запада. Процессы глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало модернизации в странах Востока. Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора. Возникновение революционных организаций и партий. Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905 г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая Государственная дума в условиях спада революции. Итоги и последствия революции. Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны. Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные направления художественной культуры. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет. Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный век. Тенденции культурного синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. III Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Россия в мире». 11 класс. Базовый уровень. 70часов. Тема, урок Количество Материа Требования к уровню часов лы подготовки учебник а Введение 1 Введение Тема I. От первобытности к древним цивилизациям (4 ч) Древнейшее человечество и 2 § 1—2 Характеризовать основные цивилизации Древнего Востока этапы истории Ближнего Востока в период древности "ранняя древность", "поздняя древность"; Раскрывать сущность понятия "восточный деспотизм"; Анализировать тексты исторических источников, созданные на Ближнем Востоке в период древности (законы Хаммурапи, Путешествие Синухета); Сопоставлять развитие и особенности цивилизаций Ближнего Востока Месопотамии, Египта, Персии. Античные цивилизации 1 §3 Определять основные черты Средиземноморья античной греческой цивилизации; Характеризовать этапы истории Древней Греции; Раскрывать сущность понятий "античность", "полис"; Определять причинноследственные связи, объясняющие развитие греческой цивилизации. Повторительно-обобщающий 1 Глава I урок по теме I Тема II. Средневековое общество в VI—X вв. (9 ч) Становление 2 § 4—5 Характеризовать основные западноевропейской и этапы истории Западной восточнохристианской Европы в период цивилизаций средневековья; Раскрывать сущность понятий "феодализм", "сеньория", "цех", "гильдия" и др.; Интерпретировать средневековые нарративные тексты; Определять характерные черты западной средневековой цивилизации. Средневековые цивилизации 1 §6 Определять характерные Востока черты византийской цивилизации; Сопоставлять основные черты византийской и западноевропейской цивилизаций. Народы и государства 1 §7 Объяснять специфику Восточной Европы в раннее развития средневековых Средневековье цивилизаций Востока; Определять причинноследственные связи истории средневековых цивилизаций Востока. Возникновение Древнерусского 1 §8 Объяснять причины государства. Крещение Руси образования Древнерусского государства; Характеризовать этапы истории Древней Руси; Раскрывать сущность понятий "дружина", "вече", "холопы" и пр.; Объяснять эволюцию древнерусского государства и общества; Анализировать специфику древнерусских исторических источников; Сопоставлять Древнерусское государство, общество и культуру с западноевропейской и византийской цивилизациями. Древнерусское государство и 1 §9 Характеризовать эволюцию общество русских земель в XIV - XV вв.; Объяснять причины создания единого Российского государства; Раскрывать сущность понятий "черносошные крестьяне", "поместье", "кормление" и др.. Характеризовать основные черты культуры и быта Культура и быт населения 1 § 10 Древней Руси Самостоятельная работа и 1 проектная деятельность учащихся Повторительно-обобщающий 1 Глава II урок по теме II Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в. (8 ч) Экономическое, социальное и 1 § 11 Характеризовать политическое развитие Западной экономическое, социальное и Европы политическое развитие Западной Европы Уметь: анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его. Взаимодействие средневековых 1 § 12 Знать: значение термина цивилизаций «Средние века» в современной исторической науке; особенности перехода от античности к Средневековью в различных регионах Европы; историческое значение Карла Великого и созданной им империю. Уметь: анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его; давать характеристику отношениям сеньоров и крестьян. Политическая раздробленность 1 § 13 Знать: своеобразие Руси новгородской государственности, Владимиро-Суздальского княжества; роль боярства в разных землях; влияние ордынского владычества на характер политического развития русских земель; особенности общественного и государственного строя Русские княжества и Золотая Орда 1 § 14 Москва во главе объединения русских земель 1 § 15 Москва во главе объединения русских земель 1 § 16 Литовского государства. Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение; анализировать документ; устанавливать причинноследственные связи, работать со схемой, с картой; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы Характеризовать отношения между Русскими княжествами и Золотой Ордой Знать понятия «ярлык», «баскак», «хан» Уметь: анализировать события, высказывания; устанавливать причинноследственные связи; высказывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями, работать со схемой, с картой Знать: какие преимущества давало Москве приобретение той или иной территории; почему сотрудничество с православной церковью стало одним из важнейших принципов политики московских князей; причины наступления московских князей на общинно-вечевые институты. Уметь: анализировать события, высказывания; устанавливать причинноследственные связи; высказывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями Знать: тенденции политического развития Московского государства во второй половине XV-начале XVI в.; изменения в центральных и местных органах власти, в организации армии; альтернативы развития страны в период правления Ивана IV, социальные силы, заинтересованные в проведении реформ. Уметь: сравнивать устройство Русского государства в конце XVначале XVI в.; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой Самостоятельная работа и 1 проектная деятельность учащихся Повторительно-обобщающий 1 Глава III урок по теме III Тема IV. Мир в начале Нового времени (9 ч) Европа меняет себя и мир 1 § 17 Знать: хронологические рамки Нового времени; последствия Великих географических открытий; значение революции цен для модернизации; значение Возрождения в изменении духовной сферы жизни общества. Уметь: устанавливать связь понятий; определять отличие централизованных мануфактур от рассеянных; сравнивать учения Лютера и Кальвина Формирование Российского 1 § 18 Знать: основные государства предпосылки перехода к Новому времени в России; определяющие черты экономического строя России в XVII в.; причины усложнения социальной структуры российского общества; причины усложнения социальной структуры российского общества. Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; давать характеристику историческим событиям; устанавливать причинноследственные связи. Страны Западной Европы в XVII 1 § 19 Восприятие и анализ в. информации, Кризис государства и общества в России. Смутное время 1 § 20 Становление Романовых 1 § 21 самодержавия представленной учителем. Анализ социальноэкономических предпосылок промышленного переворота в Англии. Составление планаперечисления технических новшеств, способствовавших промышленному перевороту. Выявление проблем общественного развития, связанных с промышленным переворотом. Оценка влияния промышленного переворота на общество Определение предпосылок и причин Смуты. Сравнительная характеристика правления Бо риса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского. Работа с картой: определение направлений походов основных участников Смуты. Составление хронологии вторжения иностранных войск на территорию России. Высказывание оценочных суждений о деятельности Семибоярщины. Систематизация информациио деятельности народных ополчений 1611–1612 гг. в форме таблицы. Объяснение причин избрания М. Романова на престол. Оценка последствий Смуты Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление тезисного плана характеристики внутренней и внешней политики Михаила Фёдоровича. Анализ текста Соборного Уложения 1649 г., оценка его исторического значения. Определение цели Начало формирования многонационального Российского государства 1 § 22 Русская культура XV—XVII в. середины 1 § 23 работа и деятельность 1 - Самостоятельная проектная церковной реформы. Оценка её результатов. Объяснение сути противостояния патриарха Никона и Алексея Михайловича. Составление развёрнутого плана характеристики внешней политики Алексея Михайловича. Определение причин и оценка результатов народных волнений 1660–1670-х гг Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; давать характеристику историческим событиям; Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие различные области культуры России в середины XV— XVII в.Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем учащихся Повторительно-обобщающий 1 Глава IV урок по теме IV Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения (8 ч) Эпоха Просвещения 1 § 24 Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Сравнительный анализ идей и теорий просветителей. Определение сущности феномена просвещённого абсолютизма. Характеристика политики просвещённого абсолютизма в Австрии и Пруссии. Оценка результатов реформ Марии Терезии, Иосифа II и Фридриха II Революции XVIII столетия 2 § 25-§ 26 Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Характеристика политического и социальноэкономического развития Франции накануне революции. Определение причин начала революции. Систематизация информации о ходе Французской революции в наглядно-символической форме (таблица, опорный конспект). Оценка значения принятия ≪Декларации человекаи гражданина≫. Высказывание оценочных суждений о политике якобинцев. Объяснение причин возвышения Наполеона Бонапарта. Формулирование вывода о характере и историческом значении Французской революции Власть и общество в России в 1 § 27 Выполнение заданий, XVIII в. направленных на диагностику и контроль Социально-экономическое развитие России 1 § 28 Расширение территории Российской империи 1 § 29 знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение особенностей и факторов развития российской экономики во второй половине XVIII в. Составление развёрнутого плана характеристики развития сельского хозяйства и промышленности в данное время. Формулирование выводов о проблемах и характере развития сельского хозяйства и промышленности в России во второй половине XVIII в. Оценка финансовой политики правительства Екатерины II. Характеристика особенностей хозяйственной деятельности народов России Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение особенностей и факторов развития российской экономики во второй половине XVIII в. Составление развёрнутого плана характеристики развития сельского хозяйства и промышленности в данное время. Формулирование выводов о проблемах и характере развития сельского хозяйства и промышленности в России во второй половине XVIII в. Оценка финансовой политики правительства Екатерины II. Характеристика особенностей хозяйственной деятельности народов России Характеризовать Северную войну и территориальные приобретения России. Расширение западных Образование, наука и культура 1 § 30 границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие различные области российской культуры в ХVIII в. Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем Повторительно-обобщающий 1 Глава V урок по теме V Тема VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. (7 ч) Западная Европа и Россия в 1 § 31 Анализировать положение во эпоху Наполеоновских войн Франции после свержения якобинской диктатуры и причины, которые способствовали приходу Наполеона Бонапарта к власти. Определять результаты побед антифранцузской коалиции и значение наполеоновских войн. Промышленный переворот и 1 § 32 Раскрывать сущность и становление индустриального значение промышленного Запада переворота в странах Запада, выявлять совокупность причин начала промышленного переворота в Западной Европе конца XVIII-начала XIX в. Идейные течения политические партии и 1 § 33 Революции и реформы 1 § 34 Колониальные империи 1 § 35 Модернизационные процессы в мире великих держав 1 § 36 Анализировать социальные последствия промышленного переворота. Подводить итоги и делать выводы о последствиях промышленного переворота в становлении индустриального капиталистического общества в XIX веке, определив основные черты этого общества Характеризовать экономические, политические и социальные предпосылки формирования новых общественнополитических течений в Западной Европе XIX в. Сравнивать основные течения: либеральное, консервативное и социалистическое. Сравнивать революции первой половины XIX века во Франции, Германии, Австрийской империи, Италии по задачам, которые ими ставились, и достигнутым результатам. Раскрывать влияние победы Севера над Югом в Гражданской войне в США на политическое и экономическое развитие страны. Выявлять особенности политического развития Великобритании в XIX .веке Прослеживать процесс формирования колониальных империй: Португалии, Испании, Голландии и Англии в XVI-XVIII веков. Анализировать общее и различия в колониальной политике европейских держав в период колониальных захватов. Характеризовать завершающий этап развития капитализма классического западноевропейского образца, отметив черты нового этапа развития капитализма, получившего название «империализм». Обосновывать изменения в общественных отношениях во втор. Пол. XIX века как этап значительного влияния либеральной идеологии на политическое развитие стран Запада. Повторительно-обобщающий 1 Глава VI урок по теме VI Тема VII. Россия на пути модернизации (9 ч) Российское государство в первой 1 § 37 Развивать навыки и умения. половине XIX в. Рассказывать об исторических событиях, их участниках. Искать необходимую информацию по одному или нескольким историческим источникам. Показывать последовательности возникновения и развития исторических явлений. Общественная жизнь России в 1 § 38 Развивать навыки и умения первой половине XIX в. рассказа об исторических событиях и их участниках. Искать необходимую информацию по историческим источникам. Составлять биографические справки и характеристики деятельности, важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок. Определять и объяснять свое отношение к данным подходам Реформы 1860—1870 гг. в 2 § 39 - § Выявлять России 40 внутриполитические и внешнеполитические факторы, повлиявшие на власть при Александре II, раскрывать основные положения реформы по Общественное движение в России во второй половине XIX в. 1 § 41 Россия — многонациональная империя 1 § 42 Россия в международных 18151878 гг. 1 § 43 системе отношений. отмене крепостного права, отметив ее противоречивый характер. Анализировать сущность и характер либеральных реформ в области органов местного самоуправления, судебной системы, образования. Показывать влияние либеральных реформ 1860-1870-х гг. на экономическое развитие Российской империи в пореформенный период Определять на основе сравнительной характеристики особенности русского либерализма, его отличительные черты от либеральной западноевропейской идеологии XIX века. Анализировать социалистическую доктрину народничества. Характеризовать основные направления в народничестве: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое. Определять пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке: добровольное вхождение, завоевание, присоединение в результате войн с другими государствами. Характеризовать Российскую империю в XIX веке. Анализировать изменения этнического состава населения Российской империи в конце XIX века в сравнении с периодом первой половины XVIII в. Характеризовать специфику России в системе международных отношений. Анализировать роль России в систме международных отношений 1815-178 гг Самостоятельная работа и 1 проектная деятельность учащихся Повторительно-обобщающий 1 Глава урок по теме VII VII Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в. (7 ч) Внешняя политика России в 1 § 44 Характеризовать специфику начале XX в. внешней политики в начале XX в. Новые тенденции в развитии 1 § 45 Характеризовать влияния индустриального общества особенностей территории и населения Российской империи на развитие страны. Выделять особенности развития сельского хозяйства и значения аграрного сектора в экономике страны. Дискуссия о роли и месте России в мировой экономике начала XX в. Российская империя: 1 § 46 Характеризовать основные самодержавие и общество на черты социальнорубеже веков экономического положения и политического строя Российской империи; Сопоставлять развитие России и стран Запада на рубеже XIX - XX вв.; Первая российская революция 1 § 47 Определять внутреннюю политику правительства в начале XX в. Сравнивать взгляд. С. Ю. Витте и В. К. Плеве на пути развития России. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать историческую информацию Думская монархия и 1 § 48 Раскрывать термин столыпинские реформы «третьеиюньская монархия». Дискутировать о значении реформ П. А. Столыпина Самостоятельная работа и 1 проектная деятельность учащихся Повторительно-обобщающий 1 Глава урок по теме VIII VIII Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. (7 ч) Развитие мировой научной 1 § 49 Характеризовать изменения мысли в научных взглядах на строение живой и неживой Мировая литература художественная культура 1 § 50 Культура России в XIX в. 1 § 51 Развитие российской культуры в начале ХХ в. 1 § 52 Самостоятельная 2 - работа и и природы в XIX веке. Знать основные научнотехнические достижения в XIX веке западноевропейского общества и их влияние на жизнь общества. Показывать влияние образования и средств массовой информации на духовную и материальную жизнь западноевропейского общества в изучаемый исторический период. Характеризовать культурный переворот, произошедший в европейской истории XIX века. Раскрывать признаки основных направлений художественной культуры в странах Запада. Анализировать отражение политических и социальных изменений в западноевропейском обществе в литературнохудожественных произведениях XIX века. Определять и раскрывать основные направления художественной культуры XIX века. Анализировать причины значительного влияния литературы на общественную жизнь России в XIX веке. Показывать значительные достижения культуры России. Рассматривать вклад культуры России «Золотого века» в мировую культуру. Раскрывать сущность понятий "модернизм", "авангардизм" и др. Характеризовать основные направления развития культуры на рубеже XIX XX вв. проектная деятельность учащихся Повторительно-обобщающий урок по теме IX Итоговый урок ВСЕГО 1 1 70 Глава IX Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)