Рабочая программа по России в мире

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № _____
от «___» ______2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от _____ 2020 г. №

Основная образовательная программа
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС СОО

«РОССИЯ В МИРЕ»
11класс

ГО Карпинск
2020 г.

I Планируемые результаты изучения учебного предмета «Россия в мире»
В результате изучения учебного предмета «Россия в мире» на уровне среднего

общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории
многонационального Российского государства и человечества в целом;
использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического
анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинноследственных

связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и

современности;
раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса
и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и
народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного
положения РФ на международной арене;
сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности их исторического развития;
излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке
их современные версии и трактовки;
раскрывать

историко-культурное

основополагающих

общероссийских

многообразие
символов,

народов

России,

культурных,

содержание
религиозных,

этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и
цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая
ее познавательную ценность;
использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в
дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
характеризовать

важнейшие

достижения

культуры

и

систему

ценностей,

сформировавшиеся в ходе исторического развития;
составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;

знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;
знать историю возникновения и развития основных философских, экономических,
политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания
места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и
процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых
системах;
использовать

принципы

структурно-функционального,

временнóго

и

пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать
содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической
действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки
исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом
материале, от заведомых искажений, фальсификации;
раскрывать

сущность

дискуссионных,

«трудных»

вопросов

истории

России,

определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам
исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о
достижениях историографии;
целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом
процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебноисследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении,
общественных обсуждениях и т.д.;
применять приемы самообразования в области общественно-научного (социальногуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;
использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с
учетом ее исторического опыта
Освоение школьниками учебного курса «Россия в мире» по данной программе
обеспечивает достижение важнейших личностных, метапредметных и предметных
результатов на стадии среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО.
Личностные результаты:
 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,

прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов;
 гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
 сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
Реализация системно-деятельностного подхода при изучении школьниками курса «Россия
в мире» позволит достичь метапредметных результатов, обозначенных во ФГОС СОО. К
указанным результатам относятся:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
 умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
 сформированность представлений о России в разные исторические периоды на
основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и
пр.;
 сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в
контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования
российской идентичности;
 сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России,
понимания ее прошлого и настоящего;
 сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального
российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;
 сформированность умений использования широкого спектра социальноэкономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого
и настоящего;
 сформированность умений сравнительного анализа исторических событий,
происходивших в один исторический период в разных социокультурных
общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные
хронологические периоды;
 сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на
фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального
подтверждения;
 сформированность представлений об особенностях современного глобального
общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической
и современной России в мире;
 сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на
основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической


информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов
дальнейшего развития России.

II Содержание предмета «Россия в мире» (11 класс)
Базовый уровень.

Введение
Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к
пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории
от мифологии.
Тема I. От первобытности к древним цивилизациям
Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности.
Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и
Западной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайскоконфуцианская цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия
и культура цивилизаций Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное
Причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и
распространение христианства.
Тема II. Средневековое общество в VI—X вв.
Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций. Поздняя
Римская империя и мир варваров. Рождение западноевропейской цивилизации. Византия
и восточнохристианская цивилизация. Судьба славянских народов.Христианская церковь
на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье.
Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее
Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение
мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран.
Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природногеографические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной
Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй
восточных славян.
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование
Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское
государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские
усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская
Правда.
Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература.
Архитектура и живопись. Бытовая культура.
Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в.
Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы.
Западноевропейский феодализм. Кризис традиционного аграрного общества.
Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества.
Взаимодействие
средневековых
цивилизаций.
Западноевропейская,
восточнохристианская и мусульманская цивилизации в раннее Средневековье. Крестовые
походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская
экспансия в Восточной Европе.
Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической
раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социальнополитические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество.
Новгородская земля.
Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и
Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь. Москва во главе объединения русских
земель. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское.

Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского.
Распад Золотой Орды.
Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем
культуры после нашествия Батыя. Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и
крепости. Великие живописцы.
Тема IV. Мир в начале Нового времени
Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в
социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия
и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская
этика и капитализм.
Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации
власти. «Москва — Третий Рим». Экономический подъем.
Страны Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое и политическое развитие
Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII
вв. Английская революция XVII в.
Кризис государства и общества в России. Смутное время. Опричнина. Итоги правления
Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная
интервенция и народные ополчения.
Становление
самодержавия
Романовых.
Ликвидация последствий
Смуты.
Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в
экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества.
Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая
карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение
Дикого поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.
Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры.
Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне.
Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные
идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии.
«Просвещенный абсолютизм».
Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и
североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией.
Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская
диктатура и завершение Великой французской революции.
Власть и общество в России в XVIII в. Необходимость преобразований. Внешняя
политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие
Петра. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант.
Социально-экономическое развитие России. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв.
Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы.
Сословный строй России. Золотой век дворянства.
Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные
приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в.
Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи.
Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в.
Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
Тема VI. Индустриальная цивилизация в XIX в.
Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн. Империя Наполеона I. Русскофранцузские отношения. Отечественная война 1812 года. Завершение эпохи
Наполеоновских войн.
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало
промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап
промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота.

Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм.
Социализм. Идеи национализма на Западе.
Революции и реформы. Революции середины XIX в. Во Франции. Революционное
движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании.
Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и
Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии.
Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое
расширение европейской колонизации в Африке и Азии.
Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы
модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры
и новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии
во второй половине XIX в.
Тема VII. Россия на пути модернизации
Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование
Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые
явления в социально-экономической сфере.
Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Общественные настроения в
начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и
славянофилы. Зарождение идей «русского социализма».
Реформы 1860—1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования
1860—1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского
хозяйства и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая
политика Александра III (1881—1894).
Общественное движение в России во второй половине XIX в. Рост общественной
активности. Консерватизм. Русский либеализм. Народничество. Возникновение рабочего
движения и зарождение социал-демократии в России.
Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к
России в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней
Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути
создания империи.
Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг.
Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и
Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в.
Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира.
Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские
военно-политические союзы.
Новые тенденции в развитии индустриального общества. Страны Запада. Процессы
глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России.
Начало модернизации в странах Востока.
Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные
процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора.
Возникновение революционных организаций и партий.
Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции.
Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в
конце 1905 г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая Государственная дума в
условиях спада революции. Итоги и последствия революции.
Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим.
Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой
войны.
Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в.

Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы.
Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации.
Научно-технический прогресс и общество.
Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные
направления художественной культуры. Изобразительное искусство. Музыкальное
искусство.
Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр.
Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.
Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный век. Тенденции культурного
синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард.

III Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Россия в мире». 11 класс.
Базовый уровень. 70часов.

Тема, урок

Количество Материа
Требования к уровню
часов
лы
подготовки
учебник
а
Введение
1
Введение
Тема I. От первобытности к древним цивилизациям (4 ч)
Древнейшее человечество и
2
§ 1—2
Характеризовать основные
цивилизации Древнего Востока
этапы истории Ближнего
Востока в период древности "ранняя древность", "поздняя
древность";
Раскрывать сущность
понятия "восточный
деспотизм";
Анализировать тексты
исторических источников,
созданные на Ближнем
Востоке в период древности
(законы Хаммурапи,
Путешествие Синухета);
Сопоставлять развитие и
особенности цивилизаций
Ближнего Востока Месопотамии, Египта,
Персии.
Античные
цивилизации
1
§3
Определять основные черты
Средиземноморья
античной
греческой
цивилизации;
Характеризовать
этапы
истории Древней Греции;
Раскрывать
сущность
понятий
"античность",
"полис";
Определять причинноследственные связи,
объясняющие развитие
греческой цивилизации.

Повторительно-обобщающий
1
Глава I
урок по теме I
Тема II. Средневековое общество в VI—X вв. (9 ч)
Становление
2
§ 4—5
Характеризовать основные
западноевропейской и
этапы истории Западной
восточнохристианской
Европы
в
период
цивилизаций
средневековья;
Раскрывать
сущность
понятий
"феодализм",
"сеньория", "цех", "гильдия"
и др.;
Интерпретировать
средневековые нарративные
тексты;
Определять характерные
черты западной
средневековой цивилизации.
Средневековые цивилизации
1
§6
Определять характерные
Востока
черты византийской
цивилизации;
Сопоставлять основные
черты византийской и
западноевропейской
цивилизаций.
Народы и государства
1
§7
Объяснять
специфику
Восточной Европы в раннее
развития
средневековых
Средневековье
цивилизаций Востока;
Определять причинноследственные связи истории
средневековых цивилизаций
Востока.
Возникновение Древнерусского
1
§8
Объяснять
причины
государства. Крещение Руси
образования Древнерусского
государства;
Характеризовать
этапы
истории Древней Руси;
Раскрывать
сущность
понятий "дружина", "вече",
"холопы" и пр.;
Объяснять
эволюцию
древнерусского государства
и общества;
Анализировать
специфику
древнерусских исторических
источников;
Сопоставлять Древнерусское
государство, общество и
культуру с
западноевропейской и
византийской
цивилизациями.
Древнерусское государство и
1
§9
Характеризовать эволюцию

общество

русских земель в XIV - XV
вв.;
Объяснять причины создания
единого
Российского
государства;
Раскрывать сущность
понятий "черносошные
крестьяне", "поместье",
"кормление" и др..
Характеризовать основные
черты культуры и быта

Культура и быт населения
1
§ 10
Древней Руси
Самостоятельная работа и
1
проектная деятельность
учащихся
Повторительно-обобщающий
1
Глава II
урок по теме II
Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в. (8 ч)
Экономическое, социальное и
1
§ 11
Характеризовать
политическое развитие Западной
экономическое, социальное и
Европы
политическое развитие
Западной Европы
Уметь: анализировать факты
и делать выводы;
высказывать свое мнение и
аргументировать его.
Взаимодействие средневековых
1
§ 12
Знать: значение термина
цивилизаций
«Средние века» в
современной исторической
науке; особенности перехода
от античности к
Средневековью в различных
регионах Европы;
историческое значение Карла
Великого и созданной им
империю.
Уметь: анализировать факты
и делать выводы;
высказывать свое мнение и
аргументировать его; давать
характеристику отношениям
сеньоров и крестьян.
Политическая раздробленность
1
§ 13
Знать: своеобразие
Руси
новгородской
государственности,
Владимиро-Суздальского
княжества; роль боярства в
разных землях; влияние
ордынского владычества на
характер политического
развития русских земель;
особенности общественного
и государственного строя

Русские княжества и Золотая
Орда

1

§ 14

Москва во главе объединения
русских земель

1

§ 15

Москва во главе объединения
русских земель

1

§ 16

Литовского государства.
Уметь: обсуждать
проблемные вопросы,
высказывать свое мнение;
анализировать документ;
устанавливать причинноследственные связи, работать
со схемой, с картой;
структурировать учебный
материал в виде схемы,
таблицы
Характеризовать отношения
между Русскими
княжествами и Золотой
Ордой
Знать понятия «ярлык»,
«баскак», «хан»
Уметь: анализировать
события, высказывания;
устанавливать причинноследственные связи;
высказывать свое мнение,
аргументируя его
историческими сведениями,
работать со схемой, с картой
Знать: какие преимущества
давало Москве приобретение
той или иной территории;
почему сотрудничество с
православной церковью
стало одним из важнейших
принципов политики
московских князей; причины
наступления московских
князей на общинно-вечевые
институты.
Уметь: анализировать
события, высказывания;
устанавливать причинноследственные связи;
высказывать свое мнение,
аргументируя его
историческими сведениями
Знать: тенденции
политического развития
Московского государства во
второй половине XV-начале
XVI в.; изменения в
центральных и местных
органах власти, в
организации армии;
альтернативы развития

страны в период правления
Ивана IV, социальные силы,
заинтересованные в
проведении реформ.
Уметь: сравнивать
устройство Русского
государства в конце XVначале XVI в.; устанавливать
причинно-следственные
связи; работать с картой

Самостоятельная
работа
и
1
проектная
деятельность
учащихся
Повторительно-обобщающий
1
Глава III
урок по теме III
Тема IV. Мир в начале Нового времени (9 ч)
Европа меняет себя и мир
1
§ 17
Знать: хронологические
рамки Нового времени;
последствия Великих
географических открытий;
значение революции цен для
модернизации; значение
Возрождения в изменении
духовной сферы жизни
общества.
Уметь: устанавливать связь
понятий; определять отличие
централизованных
мануфактур от рассеянных;
сравнивать учения Лютера и
Кальвина
Формирование
Российского
1
§ 18
Знать: основные
государства
предпосылки перехода к
Новому времени в России;
определяющие черты
экономического строя
России в XVII в.; причины
усложнения социальной
структуры российского
общества; причины
усложнения социальной
структуры российского
общества.
Уметь: работать с текстом
учебника; заполнять
таблицу; давать
характеристику
историческим событиям;
устанавливать причинноследственные связи.
Страны Западной Европы в XVII
1
§ 19
Восприятие
и
анализ
в.
информации,

Кризис государства и общества в
России. Смутное время

1

§ 20

Становление
Романовых

1

§ 21

самодержавия

представленной
учителем.
Анализ
социальноэкономических предпосылок
промышленного переворота
в Англии.
Составление
планаперечисления технических
новшеств, способствовавших
промышленному перевороту.
Выявление
проблем
общественного развития,
связанных с промышленным
переворотом.
Оценка
влияния
промышленного
переворота на общество
Определение
предпосылок и причин
Смуты. Сравнительная
характеристика правления Бо
риса Годунова, Лжедмитрия
I, Василия Шуйского. Работа
с картой: определение
направлений походов
основных участников Смуты.
Составление хронологии
вторжения иностранных
войск на территорию России.
Высказывание оценочных
суждений о деятельности
Семибоярщины.
Систематизация
информациио деятельности
народных ополчений
1611–1612 гг. в форме
таблицы. Объяснение причин
избрания М. Романова на
престол. Оценка последствий
Смуты
Выполнение заданий,
направленных на
диагностику и контроль
знаний, полученных на
предыдущем уроке.
Составление тезисного плана
характеристики внутренней
и внешней политики
Михаила Фёдоровича.
Анализ текста
Соборного Уложения 1649 г.,
оценка его исторического
значения. Определение цели

Начало
формирования
многонационального
Российского государства

1

§ 22

Русская
культура
XV—XVII в.

середины

1

§ 23

работа
и
деятельность

1

-

Самостоятельная
проектная

церковной реформы. Оценка
её результатов. Объяснение
сути противостояния
патриарха Никона
и Алексея Михайловича.
Составление развёрнутого
плана характеристики
внешней политики Алексея
Михайловича. Определение
причин и оценка
результатов народных
волнений 1660–1670-х гг
Выполнение заданий,
направленных на
диагностику и контроль
знаний, полученных на
предыдущем уроке. Уметь:
работать с текстом учебника;
заполнять таблицу; давать
характеристику
историческим событиям;
Определение цели, задач,
алгоритма учебной и
познавательной
деятельности.
Разделение класса на
группы, характеризующие различные
области культуры
России в середины XV—
XVII в.Распределение
функций
между членами каждой
группы. Выбор
формы, подбор материала и
составление
тезисного плана
выступления каждой
группы. Выступление
представителей
каждой группы перед
классом. Определение критериев оценки
деятельности
каждой группы. Выявление
затруднений
и ошибок в своей
деятельности, обсуждение способов их преодоления
в будущем

учащихся
Повторительно-обобщающий
1
Глава IV
урок по теме IV
Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения (8 ч)
Эпоха Просвещения
1
§ 24
Определение цели и задач
учебной и познавательной
деятельности.
Сравнительный
анализ идей и теорий
просветителей.
Определение сущности
феномена просвещённого
абсолютизма. Характеристика политики
просвещённого абсолютизма
в Австрии и Пруссии.
Оценка результатов реформ
Марии Терезии, Иосифа II и
Фридриха II
Революции XVIII столетия
2
§ 25-§ 26 Восприятие и анализ
информации,
представленной учителем.
Определение цели и задач
учебной и познавательной
деятельности.
Характеристика
политического и социальноэкономического развития
Франции накануне
революции. Определение
причин начала революции.
Систематизация информации
о ходе Французской
революции
в наглядно-символической
форме (таблица, опорный
конспект). Оценка значения
принятия ≪Декларации
человекаи гражданина≫.
Высказывание оценочных
суждений о политике
якобинцев.
Объяснение причин
возвышения Наполеона
Бонапарта. Формулирование
вывода о характере и
историческом
значении Французской
революции
Власть и общество в России в
1
§ 27
Выполнение заданий,
XVIII в.
направленных на
диагностику и контроль

Социально-экономическое
развитие России

1

§ 28

Расширение территории
Российской империи

1

§ 29

знаний, полученных на
предыдущем уроке.
Определение особенностей и
факторов развития
российской экономики во
второй половине XVIII в.
Составление развёрнутого
плана характеристики
развития сельского хозяйства
и промышленности в данное
время. Формулирование
выводов о проблемах и
характере развития сельского
хозяйства и
промышленности в России
во второй половине
XVIII в. Оценка финансовой
политики правительства
Екатерины II.
Характеристика
особенностей хозяйственной
деятельности народов России
Выполнение заданий,
направленных на
диагностику и контроль
знаний, полученных на
предыдущем уроке.
Определение особенностей и
факторов развития
российской экономики во
второй половине XVIII в.
Составление развёрнутого
плана характеристики
развития
сельского хозяйства и
промышленности в данное
время. Формулирование
выводов о проблемах и
характере развития сельского
хозяйства и
промышленности в России
во второй половине
XVIII в. Оценка финансовой
политики
правительства Екатерины II.
Характеристика
особенностей хозяйственной
деятельности народов России
Характеризовать Северную
войну и территориальные
приобретения России.
Расширение западных

Образование, наука и культура

1

§ 30

границ в последней трети
XVIII в. Продвижение на юг.
Восточные пограничья
Российской империи
Определение цели, задач,
алгоритма учебной и
познавательной
деятельности.
Разделение класса на
группы, характеризующие
различные области
российской
культуры в ХVIII в.
Распределение функций
между членами каждой
группы. Выбор формы,
подбор материала и
составление тезисного плана
выступления каждой группы.
Выступление представителей
каждой группы перед
классом. Определение
критериев оценки
деятельности
каждой группы. Выявление
затруднений
и ошибок в своей
деятельности, обсуждение
способов их преодоления в
будущем

Повторительно-обобщающий
1
Глава V
урок по теме V
Тема VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. (7 ч)
Западная Европа и Россия в
1
§ 31
Анализировать положение во
эпоху Наполеоновских войн
Франции после свержения
якобинской диктатуры и
причины, которые
способствовали приходу
Наполеона Бонапарта к
власти.
Определять результаты
побед антифранцузской
коалиции и значение
наполеоновских войн.
Промышленный переворот и
1
§ 32
Раскрывать сущность и
становление
индустриального
значение промышленного
Запада
переворота в странах Запада,
выявлять совокупность
причин начала
промышленного переворота
в Западной Европе конца
XVIII-начала XIX в.

Идейные
течения
политические партии

и

1

§ 33

Революции и реформы

1

§ 34

Колониальные империи

1

§ 35

Модернизационные процессы в
мире великих держав

1

§ 36

Анализировать социальные
последствия промышленного
переворота.
Подводить итоги и делать
выводы о последствиях
промышленного переворота
в становлении
индустриального
капиталистического
общества в XIX веке,
определив основные черты
этого общества
Характеризовать
экономические,
политические и социальные
предпосылки формирования
новых общественнополитических течений в
Западной Европе XIX в.
Сравнивать основные
течения: либеральное,
консервативное и
социалистическое.
Сравнивать революции
первой половины XIX века
во Франции, Германии,
Австрийской империи,
Италии по задачам, которые
ими ставились, и
достигнутым результатам.
Раскрывать влияние победы
Севера над Югом в
Гражданской войне в США
на политическое и
экономическое развитие
страны.
Выявлять особенности
политического развития
Великобритании в XIX .веке
Прослеживать процесс
формирования колониальных
империй: Португалии,
Испании, Голландии и
Англии в XVI-XVIII веков.
Анализировать общее и
различия в колониальной
политике европейских
держав в период
колониальных захватов.
Характеризовать
завершающий этап развития
капитализма классического

западноевропейского
образца, отметив черты
нового этапа развития
капитализма, получившего
название «империализм».
Обосновывать изменения в
общественных отношениях
во втор. Пол. XIX века как
этап значительного влияния
либеральной идеологии на
политическое развитие стран
Запада.

Повторительно-обобщающий
1
Глава VI
урок по теме VI
Тема VII. Россия на пути модернизации (9 ч)
Российское государство в первой
1
§ 37
Развивать навыки и умения.
половине XIX в.
Рассказывать об
исторических событиях, их
участниках. Искать
необходимую информацию
по одному или нескольким
историческим источникам.
Показывать
последовательности
возникновения и развития
исторических явлений.
Общественная жизнь России в
1
§ 38
Развивать навыки и умения
первой половине XIX в.
рассказа об исторических
событиях и их участниках.
Искать необходимую
информацию по
историческим источникам.
Составлять биографические
справки и характеристики
деятельности, важнейших
для рассматриваемых
вопросов исторических
личностей. Сравнивать
предлагаемые исторические
оценки, высказывать
суждения о подходах,
лежащих в основе отдельных
оценок. Определять и
объяснять свое отношение к
данным подходам
Реформы 1860—1870 гг. в
2
§ 39 - § Выявлять
России
40
внутриполитические и
внешнеполитические
факторы, повлиявшие на
власть при Александре II,
раскрывать основные
положения реформы по

Общественное
движение
в
России во второй половине XIX
в.

1

§ 41

Россия — многонациональная
империя

1

§ 42

Россия
в
международных
18151878 гг.

1

§ 43

системе
отношений.

отмене крепостного права,
отметив ее противоречивый
характер.
Анализировать сущность и
характер либеральных
реформ в области органов
местного самоуправления,
судебной системы,
образования. Показывать
влияние либеральных
реформ 1860-1870-х гг. на
экономическое развитие
Российской империи в
пореформенный период
Определять на основе
сравнительной
характеристики особенности
русского либерализма, его
отличительные черты от
либеральной
западноевропейской
идеологии XIX века.
Анализировать
социалистическую доктрину
народничества.
Характеризовать основные
направления в
народничестве: бунтарское,
пропагандистское,
заговорщическое.
Определять пути
присоединения к Российской
империи новых территорий в
XIX веке: добровольное
вхождение, завоевание,
присоединение в результате
войн с другими
государствами.
Характеризовать Российскую
империю в XIX веке.
Анализировать изменения
этнического состава
населения Российской
империи в конце XIX века в
сравнении с периодом
первой половины XVIII в.
Характеризовать специфику
России в системе
международных отношений.
Анализировать роль России в
систме международных

отношений 1815-178 гг
Самостоятельная
работа
и
1
проектная
деятельность
учащихся
Повторительно-обобщающий
1
Глава
урок по теме VII
VII
Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в. (7 ч)
Внешняя политика России в
1
§ 44
Характеризовать специфику
начале XX в.
внешней политики в начале
XX в.
Новые тенденции в развитии
1
§ 45
Характеризовать влияния
индустриального общества
особенностей территории и
населения Российской
империи на развитие страны.
Выделять особенности
развития сельского хозяйства
и значения аграрного сектора
в экономике страны.
Дискуссия о роли и месте
России в мировой экономике
начала XX в.
Российская
империя:
1
§ 46
Характеризовать основные
самодержавие и общество на
черты социальнорубеже веков
экономического положения и
политического строя
Российской империи;
Сопоставлять развитие
России и стран Запада на
рубеже XIX - XX вв.;
Первая российская революция
1
§ 47
Определять внутреннюю
политику правительства в
начале XX в. Сравнивать
взгляд. С. Ю. Витте и В. К.
Плеве на пути развития
России. Устанавливать причинно-следственные связи
между явлениями,
анализировать историческую
информацию
Думская
монархия
и
1
§ 48
Раскрывать термин
столыпинские реформы
«третьеиюньская монархия».
Дискутировать о значении
реформ П. А. Столыпина
Самостоятельная
работа
и
1
проектная
деятельность
учащихся
Повторительно-обобщающий
1
Глава
урок по теме VIII
VIII
Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. (7 ч)
Развитие
мировой
научной
1
§ 49
Характеризовать изменения
мысли
в научных взглядах на
строение живой и неживой

Мировая
литература
художественная культура

1

§ 50

Культура России в XIX в.

1

§ 51

Развитие российской культуры в
начале ХХ в.

1

§ 52

Самостоятельная

2

-

работа

и

и

природы в XIX веке.
Знать основные научнотехнические достижения в
XIX веке
западноевропейского
общества и их влияние на
жизнь общества.
Показывать влияние
образования и средств
массовой информации на
духовную и материальную
жизнь западноевропейского
общества в изучаемый
исторический период.
Характеризовать культурный
переворот, произошедший в
европейской истории XIX
века.
Раскрывать признаки
основных направлений
художественной культуры в
странах Запада.
Анализировать отражение
политических и социальных
изменений в
западноевропейском
обществе в литературнохудожественных
произведениях XIX века.
Определять и раскрывать
основные направления
художественной культуры
XIX века.
Анализировать причины
значительного влияния
литературы на
общественную жизнь России
в XIX веке.
Показывать значительные
достижения культуры
России.
Рассматривать вклад
культуры России «Золотого
века» в мировую культуру.
Раскрывать
сущность
понятий
"модернизм",
"авангардизм" и др.
Характеризовать основные
направления развития
культуры на рубеже XIX XX вв.

проектная
деятельность
учащихся
Повторительно-обобщающий
урок по теме IX
Итоговый урок
ВСЕГО

1
1
70

Глава IX

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».