Рабочая программа курса внеурочной деятельности Дружина юных пожарных

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1 .
от « 28 » августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Дружина юных пожарных»
5 – 9 классы

ГО Карпинск
2020 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»
составлена и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), Концепцией развития
дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от
04.09.2014 №1726), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №
1008 от 29.08.2013 ― Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с
требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10»
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 г. N 189, в
редакции изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.06.2011 №85, изменение №2 утв.Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, далее СанПиН 2.4.2. 2821-10),
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего
образования.
Актуальность ведения курса внеурочной деятельности «Дружина юных
пожарных» в том, что образовательный процесс в современной школе постоянно
усложняется, и это требует от учащихся всестороннего развития, поэтому знания
пожарной
безопасности,
пожарно-профилактическую подготовку и тактикотехническую подготовку необходимо изучать с начальной школы.
Цели программы
– обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
– повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка
юношеских добровольных пожарных дружин.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
 формирование и развитие творческих способностей учащихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественноэстетическом развитии;
 обеспечение духовно-нравственного воспитание учащихся;
 выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
 формирование общей культуры учащихся
 обучение основам музыкальной культуры, совершенствование вокального
мастерства;
 развитие творческой активности детей;
 содействие формированию здорового образа жизни;
 формирование пожарно-профилактической подготовки.
Для достижения цели и решения поставленных задач используют следующие средства,
методы и формы работы:
 наглядные (показ, слуховые и зрительные ориентиры, помощь педагога, наглядные
пособия);
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, вопросы);
 практические (многократное самостоятельное выполнение движений, игровые
упражнения, подвижные игры, игры-соревнования, эстафеты, строевые действия);
 проекта (исследовательские, организация опроса, презентации, рисунки).
Формы работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, игровые.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование
коммуникативных, двигательных навыков, развитие знаний пожарной безопасности. Это
способствует появлению желания общению с другими людьми, формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе занятий дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий,
игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Объединение «Дружина юных
пожарных» учитывает возрастные особенности детей и поэтому предусматривает

организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной
работе. С этой целью включены подвижные игры и викторины разной тематики.
Некоторые занятия могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания объединения являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором
алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях. Срок освоения курса внеурочной деятельности «Дружина юных
пожарных»
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10-15 лет, срок обучения 2 года.
По 34 часа в год с проведением занятий 1 раза в неделю, продолжительность занятия
40 минут. Нормативный срок освоения программы 68 часов.
Направленность объединения «Дружина юных пожарных» - социальная
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 год обучения

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.

Введение ( 2 ч.)
теория
Вводное занятие. Анализ работы,
2
проделанной в прошлом году
Определение целей и задач работы
объединения на предстоящий период.
Страницы истории (4 ч.)
Пожарное дело в царской России.
2
Пожарная охрана нашей страны.

2

Пожарная безопасность (28 ч.)
Пожароопасные вещества и
2
материалы.
Пожарная опасность жидкостей,
2
газов.
Твердые пожароопасные
2
вещества.
Причины пожаров
2
Противопожарный режим в
сельской местности.
Противопожарный режим при
печном отоплении.
Экскурсия в ПЧ.
1.Средства пожаротушения,
правила их применения.
2.Пожарные оповещатели.
3.Работа службы «01».
Требования пожарной безопасности
при эксплуатации электрических
сетей и приборов.
Противопожарный режим в
детском помещении.

практика
-

-

-

2

-

2

-

-

4

2

-

2

2

Требования к содержанию
2
территорий, зданий, помещений.
Школьные лаборатории и
2
мастерские.
Практическое занятие. Будь
самостоятельным, но осторожным и
внимательным».
Практическое занятие.
«ПОЖАРНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ».
2 год обучения
Безопасность при пожаре (8 ч.)
Что делать в случае пожара в
2
квартире?
Что делать в случае пожара на
2
даче?
Что делать, если на тебе
2
загорелась одежда?
Практическое занятие
«Безопасность при пожаре»
Правила поведения при пожаре (6 ч. )
Вызов пожарную охраны
2
Правила поведения при пожаре в
2
местах массового скопления людей

-

2

25.

Практическое занятие
«правила поведения при
пожаре»
Действия при пожаре (12 ч.)
Практическое занятие «Как
вызвать пожарную охрану?».
Если загорелись электроприборы.
2

26.

Пожар в высотном доме.

2

-

27.

Несчастные случаи в отсутствии
родителей.
Советы по оказанию первой
медицинской помощи.

2

-

2

-

13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.

21.
22.

23

24.

28.
29.

30.
31.
32.
33.

Практическое занятие «Действия при пожаре»
Агитационная работа (8 ч.)
Творческая мастерская для начальных
классов
Игра для начальных классов «Твои
действия при пожаре»
Игра – соревнование «Остров
безопасности» по ППБ.
Выступление в детском саду
агитбригады «ООН»

1

1

-

2

-

2
-

2

2

-

2

-

2

-

2

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДРУЖИНА
ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
1-2 год обучения

1. Вводное занятие.
Определение целей и задач работы объединения.

2. Страницы истории.
Ознакомление обучающихся с историей создания и развития пожарной охраны.
Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие
пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические
достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления
деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: Встреча с работниками пожарной охраны.
3. Пожарная безопасность
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и
источников зажигания. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь
человеку; как человек научился управлять огнѐм. Последствия пожаров в жилых домах и
других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в
обращении с огнѐм; недопустимость игр детей с огнѐм.
Практическая работа: Безопасность на уроках
4. Безопасность при пожаре.
Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и
культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений,
виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования
к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: Изготовление и изучение планов эвакуации.
5. Правила поведения при пожаре.
Поведение в нештатных ситуациях. Паника. Способы борьбы с паникой.
Практическая работа: Поведение во время пожара.
6. Действия при пожаре.
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых
характерных пожарах.
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров.
Практическая работа: Изготовление памяток «Действия в нештатных ситуациях»
Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о
некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной
печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
VIII. Средства пожаротушения.
Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила
действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приѐмов тушения
возгораний. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных
средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ.

Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей,
область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов.
Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний о истории создания и развития пожарной охраны, о научно-технических
достижениях в области предупреждения и тушения пожаров, о направлениях
деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, о первой
медицинской помощи, о пожарно-спасательных работах, о строевых упражнениях, о
правилах групповой и командной работы, об основах разработки социальных проектов и
организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного
поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения самоконтроля.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре,
труду и спорту, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт активной деятельности; опыт
публичного выступления; опыт технически правильного выполнения двигательных
действий, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми.
В процессе обучения и воспитания: собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на развитие и приобретение навыков безопасного поведения и
двигательных навыков, соблюдение норм и правил противопожарной безопасности у
обучающихся
формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Занятия
объединения
способствуют
формированию
коммуникативных
универсальных учебных действий, обеспечивают социальную компетентность и учѐт
позиции других людей, партнѐров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнѐра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные, метапредметные и предметные.
Личностными результатами курса
«Дружина юных пожарных»
являются следующие умения:
 формирование основ российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных

ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
 ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами курса «Дружина юных пожарных»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий во время занятия;
– учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
– умение делать выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные УУД:
– умение оформлять свои мысли в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– учиться работать в паре, группе;
– выполнять различные роли (лидера исполнителя).
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль и оценка результатов освоения общеразвивающей программы
«Дружина юных пожарных» зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
викторины, ролевые игры.
6. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- столы; - стулья; - доска;
- компьютер;
- проектор;
- альбомы;
- краски;
- огнетушитель.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

 Методические рекомендации и примерная программа по организации внеурочной
деятельности учащихся начальной школы, М., Просвещение, 2010 г.
 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. - М., 2002.
 Подготовка спасателей-пожарных.- М., 2004.
 Пожарная тактика в примерах. - М., 2006.
 Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. - М., 2006.
 Пожарно-техническая подготовка. - М., 2005.
 Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. - М„ 2003.
 Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учеб. пособие.-М., 2005.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».