Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка Принято с пролонгацией: Педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 24 Протокол № 1 . от « 28 » августа 2020 г. О.А.Глухова Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д Основная образовательная программа основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» 5 – 9 классы ГО Карпинск 2020 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» составлена и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 ― Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010 г. N 189, в редакции изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменение №2 утв.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, далее СанПиН 2.4.2. 2821-10), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Актуальность ведения курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» в том, что образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся всестороннего развития, поэтому знания пожарной безопасности, пожарно-профилактическую подготовку и тактикотехническую подготовку необходимо изучать с начальной школы. Цели программы – обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; – повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских добровольных пожарных дружин. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественноэстетическом развитии; обеспечение духовно-нравственного воспитание учащихся; выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития; формирование общей культуры учащихся обучение основам музыкальной культуры, совершенствование вокального мастерства; развитие творческой активности детей; содействие формированию здорового образа жизни; формирование пожарно-профилактической подготовки. Для достижения цели и решения поставленных задач используют следующие средства, методы и формы работы: наглядные (показ, слуховые и зрительные ориентиры, помощь педагога, наглядные пособия); словесные (объяснение, рассказ, беседа, вопросы); практические (многократное самостоятельное выполнение движений, игровые упражнения, подвижные игры, игры-соревнования, эстафеты, строевые действия); проекта (исследовательские, организация опроса, презентации, рисунки). Формы работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, игровые. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие знаний пожарной безопасности. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе занятий дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Объединение «Дружина юных пожарных» учитывает возрастные особенности детей и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры и викторины разной тематики. Некоторые занятия могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Ценностными ориентирами содержания объединения являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия, – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Срок освоения курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10-15 лет, срок обучения 2 года. По 34 часа в год с проведением занятий 1 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Нормативный срок освоения программы 68 часов. Направленность объединения «Дружина юных пожарных» - социальная 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 год обучения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Введение ( 2 ч.) теория Вводное занятие. Анализ работы, 2 проделанной в прошлом году Определение целей и задач работы объединения на предстоящий период. Страницы истории (4 ч.) Пожарное дело в царской России. 2 Пожарная охрана нашей страны. 2 Пожарная безопасность (28 ч.) Пожароопасные вещества и 2 материалы. Пожарная опасность жидкостей, 2 газов. Твердые пожароопасные 2 вещества. Причины пожаров 2 Противопожарный режим в сельской местности. Противопожарный режим при печном отоплении. Экскурсия в ПЧ. 1.Средства пожаротушения, правила их применения. 2.Пожарные оповещатели. 3.Работа службы «01». Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов. Противопожарный режим в детском помещении. практика - - - 2 - 2 - - 4 2 - 2 2 Требования к содержанию 2 территорий, зданий, помещений. Школьные лаборатории и 2 мастерские. Практическое занятие. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным». Практическое занятие. «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ». 2 год обучения Безопасность при пожаре (8 ч.) Что делать в случае пожара в 2 квартире? Что делать в случае пожара на 2 даче? Что делать, если на тебе 2 загорелась одежда? Практическое занятие «Безопасность при пожаре» Правила поведения при пожаре (6 ч. ) Вызов пожарную охраны 2 Правила поведения при пожаре в 2 местах массового скопления людей - 2 25. Практическое занятие «правила поведения при пожаре» Действия при пожаре (12 ч.) Практическое занятие «Как вызвать пожарную охрану?». Если загорелись электроприборы. 2 26. Пожар в высотном доме. 2 - 27. Несчастные случаи в отсутствии родителей. Советы по оказанию первой медицинской помощи. 2 - 2 - 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23 24. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Практическое занятие «Действия при пожаре» Агитационная работа (8 ч.) Творческая мастерская для начальных классов Игра для начальных классов «Твои действия при пожаре» Игра – соревнование «Остров безопасности» по ППБ. Выступление в детском саду агитбригады «ООН» 1 1 - 2 - 2 - 2 2 - 2 - 2 - 2 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ» 1-2 год обучения 1. Вводное занятие. Определение целей и задач работы объединения. 2. Страницы истории. Ознакомление обучающихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Практическая работа: Встреча с работниками пожарной охраны. 3. Пожарная безопасность Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнѐм. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнѐм; недопустимость игр детей с огнѐм. Практическая работа: Безопасность на уроках 4. Безопасность при пожаре. Правила пожарной безопасности в школе и в быту. Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. Практическая работа: Изготовление и изучение планов эвакуации. 5. Правила поведения при пожаре. Поведение в нештатных ситуациях. Паника. Способы борьбы с паникой. Практическая работа: Поведение во время пожара. 6. Действия при пожаре. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Практическая работа: Изготовление памяток «Действия в нештатных ситуациях» Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе. VIII. Средства пожаротушения. Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приѐмов тушения возгораний. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о истории создания и развития пожарной охраны, о научно-технических достижениях в области предупреждения и тушения пожаров, о направлениях деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, о первой медицинской помощи, о пожарно-спасательных работах, о строевых упражнениях, о правилах групповой и командной работы, об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения самоконтроля. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду и спорту, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт активной деятельности; опыт публичного выступления; опыт технически правильного выполнения двигательных действий, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В процессе обучения и воспитания: собственных установок, потребностей в значимой мотивации на развитие и приобретение навыков безопасного поведения и двигательных навыков, соблюдение норм и правил противопожарной безопасности у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Занятия объединения способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей, партнѐров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнѐра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Программа предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностными результатами курса «Дружина юных пожарных» являются следующие умения: формирование основ российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами курса «Дружина юных пожарных» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий во время занятия; – учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: – умение делать выводы в результате совместной работы; Коммуникативные УУД: – умение оформлять свои мысли в устной форме; – слушать и понимать речь других; – учиться работать в паре, группе; – выполнять различные роли (лидера исполнителя). 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Контроль и оценка результатов освоения общеразвивающей программы «Дружина юных пожарных» зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, ролевые игры. 6. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - столы; - стулья; - доска; - компьютер; - проектор; - альбомы; - краски; - огнетушитель. Список рекомендуемой учебно-методической литературы: Методические рекомендации и примерная программа по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы, М., Просвещение, 2010 г. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. - М., 2002. Подготовка спасателей-пожарных.- М., 2004. Пожарная тактика в примерах. - М., 2006. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. - М., 2006. Пожарно-техническая подготовка. - М., 2005. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. - М„ 2003. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учеб. пособие.-М., 2005. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)