МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Отдел образования администрации МО Карпинск
МАОУ СОШ № 24
Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 24
Протокол № 1от 29.08.2025 г.
Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 24
______ О.А. Глухова
Приказ от 01.09.2025 г. № 247-д
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009F9E6C0D8EA39EDC71AEE375B6518E86
Владелец: Глухова Ольга Анатольевна
Действителен: с 03.12.2024 до 26.02.2026
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 893225)
учебного предмета «Смысловое чтение»
для обучающихся 1-3 классов
МО Карпинск
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Смысловое чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») (далее соответственно – программа по
литературному чтению на родном (русском) языке, литературное чтение на родном
(русском) языке) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по литературному чтению на родном (русском) языке.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (русском) языке включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по смысловому чтению на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
рабочей программе воспитания.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается
понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель
смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все
детали
и
практически
осмыслить
извлеченную
информацию.
Когда
ребенок
действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может
активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает
соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет
смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень
развития, речь письменная.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами
понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их
самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к
чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать
произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты,
работать с различной информацией);
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений
работать с различными видами текстов, ориентироваться в
книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной
литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый
вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства
выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить
сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные
художественные произведения на основе прочитанных);
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических
ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа
положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного
эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения смыслового чтения– 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34
часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При определении содержания Смыслового чтения в центре внимания находятся:
важные для национального сознания концепты, существующие в культурном
пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например,
доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими ключевыми
понятиями происходит на материале доступных для восприятия обучающихся на уровне
начального общего образования произведений русских писателей, наиболее ярко
воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с
этими
произведениями
помогает
обучающимся
понять
ценности
национальной
культурной традиции, ключевые понятия русской культуры;
интересы
обучающегося:
главными
героями
значительного
количества
произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие обучающиеся
открывают для себя представленные в программе по литературному чтению на родном
(русском) языке культурно-исторические понятия. В программу включены произведения,
которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления,
становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений
позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные
исторические
периоды.
В
программе
представлено
значительное
количество
произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные
традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному
обучающемуся.
произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов
искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском)
языке» содержание обучения для каждого класса включает два основных раздела: «Мир
детства» и «Россия – Родина моя».
Программа по смысловому чтению предусматривает выбор произведений из
предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также
вариативный компонент содержания, разработка которого в рабочих программах
предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национальноспецифического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по
своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
1 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1.
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С.А. Баруздин «Самое простое дело».
Л.В. Куклин «Как я научился читать» (фрагмент).
Н.Н. Носов «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
2. Я взрослею.
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».
И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С.Л. Прокофьева «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как
нравственном ориентире. Например:
В.А. Осеева «Почему?».
Л.Н. Толстой «Лгун».
3. Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего
мира. Например:
С.А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент).
В.В. Лунин «Я видела чудо».
М.М. Пришвин «Осинкам холодно».
В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Что мы Родиной зовём.
1.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:
Ф.П. Савинов «Родное» (фрагмент).
П.А. Синявский «Рисунок».
К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
2. О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках,
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И.А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной…».
С.В. Востоков «Два яблока».
В.М. Катанов «Жар-птица».
А.Н. Толстой «Петушки».
2 КЛАСС
Содержание обучения во 2 классе.
Раздел 1. Мир детства.
1.
Я и книги.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок,
стихов. Например:
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
2. Я взрослею.
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим
людям. Например:
В.В. Бианки «Сова».
Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как
нравственном ориентире. Например:
С.П. Алексеев «Медаль».
В.В. Голявкин «Этот мальчик».
3.Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях.
Например:
С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
М.В. Дружинина «Очень полезный подарок».
Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
4. Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах.
Например:
Н.К. Абрамцева «Заветное желание».
Е.В. Григорьева «Мечта».
Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа.
Например:
В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о
В.И. Дале» (фрагмент).
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года.
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём.
Например:
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В.А. Жуковский «Жаворонок».
А.С. Пушкин «Птичка».
О родной природе.
К зелёным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах,
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например:
Русские народные загадки о поле.
Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
М.С. Пляцковский «Колокольчик».
В.А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Е.А. Благинина «Журавушка».
3 КЛАСС
Содержание обучения в 3 классе.
Раздел 1. Мир детства.
1. Я и книги.
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например:
В.И. Воробьев «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
2. Я взрослею.
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Ю.А. Буковский «О Доброте – злой и доброй».
Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка».
«Живи по совести.»
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
П.В. Засодимский «Гришина милостыня».
Н.Г. Волкова «Дреби-Дон».
3. Я и моя семья.
«В дружной семье и в холод тепло.»
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях
(лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:
В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
А.Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
О.Ф. Кургузов «Душа нараспашку».
4. Я фантазирую и мечтаю.
Детские фантазии.
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления,
взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В.П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л.К. Чуковская «Мой отец – Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
1. Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Н.М. Коняев «Правнуки богатырей» (фрагмент).
В.А. Бахревский «Семён Дежнёв» (фрагмент).
О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
А.Н. Майков «Ломоносов» (фрагмент).
2. От праздника к празднику.
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Например:
Е.В. Григорьева «Радость».
А.И. Куприн «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный «Пасхальный визит» (фрагмент).
3. О родной природе.
Неразгаданная тайна – в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о реке.
И.С. Никитин «Лес».
К.Г. Паустовский «Клад».
В.Г. Распутин «Горные речки».
И.П. Токмакова «Туман».
В.П. Астафьев «Зорькина песня» (фрагмент).
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи, умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным
орфоэпических
темпом
норм
чтения,
чтения.
позволяющим
Передача
особенностей разных по виду и типу текстов.
с
осознать
помощью
текст).
интонирования
Соблюдение
смысловых
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст
как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение
текстов
художественных
произведений,
отражающих
нравственно-
этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в
культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру,
справедливость, совесть, сострадание и другие Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и другие Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и другие. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками, осознание себя как носителя и продолжателя русских
традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний, обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
другие), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение
информационных
текстов:
историко-культурный
комментарий
к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения).
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с использованием текста,
высказывания, отражающих специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного
запаса.
Воспроизведение
услышанного
или
прочитанного
текста
с
использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к тексту
(подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
обучающихся.
Письмо (культура письменной речи).
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура.
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с использованием списка
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Литературоведческая пропедевтика.
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь, художественный вымысел, сюжет, тема, герой произведения, портрет, пейзаж, ритм,
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений).
Интерпретация
литературного
произведения
в
творческой
деятельности
обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной
задачи (для разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению, на
репродукции картин русских художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-3 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
Планируемые результаты освоения программы по смысловому чтению.
Результаты изучения предмета «Смыслового чтения» в составе предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к
результатам освоения федеральной образовательной программы начального общего
образования, сформулированным в ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Смысловое чтение» на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты,
представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе
через изучение художественных произведений, отражающих историю и
культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
признание
индивидуальности
каждого
человека
с
использованием
собственного жизненного и читательского опыта;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств, для выражения своего состояния и
чувств, проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
неприятие
любых
форм
поведения,
направленных
на
причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием
примеров художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
уважительное
отношение
и
интерес
к
художественной
культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление
к
самовыражению
в
разных
видах
художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации;
бережное
отношение
к
физическому
и
психическому
здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в
том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при
выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения смыслового чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
находить
в
текстах
закономерности
и
противоречия
на
основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм
действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции
при анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать
выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
с
помощью
учителя
формулировать
цель,
планировать
изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
несложное
миниисследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового
материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник
для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать
информацию,
зафиксированную
в
виде
таблиц,
схем,
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и
ошибок, связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
анализу текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать
результаты
своей
деятельности
и
деятельности
других
обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Смысловое чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
Изучение учебного предмета «Смысловое чтение» в течение трёх лет обучения
должно обеспечить:
понимание родной русской литературы как национально-культурной
ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
осознание значимости чтения родной русской литературы для личного
развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для
культурной
самоидентификации,
для
приобретения
потребности
в
систематическом чтении русской литературы;
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение
поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной
оценки поступков героев;
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов;
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов);
применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/
прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение
ссылками
на
текст,
передавать
содержание
прочитанного
или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или
краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть
стихотворные произведения);
самостоятельный
выбор
интересующей
литературы,
обогащение
собственного круга чтения;
использование справочных источников для получения дополнительной
информации.
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по Смысловому чтению:
осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания
себя, мира, национальной истории и культуры;
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской
литературы;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
использовать словарь учебника для получения дополнительной информации
о значении слова;
2 КЛАСС
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по Смысловому чтению:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
прослушанного/прочитанного
текста,
в
доказывать
обсуждении
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с
впечатлениями от других видов искусства.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по Смысловому чтению:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность
народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
собственное
мнение
текста,
ссылками
на
доказывать
текст,
и
передавать
подтверждать
содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде
пересказа
(полного
или
краткого),
пересказывать
литературное
произведение от имени одного из действующих лиц;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Мир детства
1.1
Я и книги
3
1.2
Я взрослею
6
1.3
Я фантазирую и мечтаю
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Раздел 2. Россия – Родина моя
2.1
Что мы Родиной зовем
5
2.2
О родной природе
13
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
33
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
0
0
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Мир детства
1.1
Я и книги
3
1.2
Я взрослею
8
1.3
Семья крепка ладом
5
1.4.
Я фантазирую и мечтаю
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Раздел 2. Россия – Родина моя
2.1
Люди земли Русской
4
2.2
Народные праздники, связанные с
временами года
5
2.3
О родной природе
6
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
34
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Мир детства
1.1
Я и книги
5
1.2
Я взрослею
7
1.3
В дружной семье и в холод тепло
4
1.4
Я фантазирую и мечтаю
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Раздел 2. Россия – Родина моя
2.1
Люди земли Русской
4
2.2
От праздника к празднику
4
2.3
О родной природе
4
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
34
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
понимать
1.1
ценность
чтения
для
решения
учебных
задач
и
применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос
о важности чтения для личного развития
1.2
находить
в
художественных
произведениях
отражение
нравственных ценностей, традиций, быта разных народов
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение
целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без
1.3
пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия
и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в
минуту (без отметочного оценивания)
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
1.4
норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года
1.5
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь
различать
1.6
отдельные
жанры
фольклора
(устного
народного
творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы,
потешки,
сказки
(фольклорные
и
литературные),
рассказы,
стихотворения)
1.7
понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения:
отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного
(прочитанного)
1.8
событий
в
произведения:
произведении,
определять
последовательность
характеризовать
поступки
(положительные или отрицательные) героя, объяснять значение
незнакомого слова с использованием словаря
1.9
участвовать
в
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения,
использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой,
тема,
идея,
заголовок,
содержание
произведения),
подтверждать свой ответ примерами из текста
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением
1.10
последовательности событий, с использованием предложенных
ключевых слов, вопросов, рисунков, предложенного плана
1.11
1.12
1.13
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму
сочинять небольшие тексты по предложенному началу (не менее 3
предложений)
ориентироваться в книге (учебнике) по обложке, оглавлению,
1.14
иллюстрациям; выбирать книги для самостоятельного чтения по
совету взрослого и с учётом рекомендованного учителем списка,
рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму
1.15
обращаться
к
справочной
литературе
для
получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей
2 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
объяснять важность чтения для решения учебных задач и
применения в различных жизненных ситуациях: переходить от
1.1
чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей,
обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное)
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение
1.2
нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте
изученных произведений
1.3
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40
слов в минуту (без отметочного оценивания)
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
1.4
норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года
1.5
различать
и
стихотворную
речь:
называть
особенности стихотворного произведения (ритм, рифма)
различать
1.6
прозаическую
отдельные
жанры
фольклора
(считалки,
загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки,
сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной
литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни)
понимать
содержание,
смысл
прослушанного
(прочитанного)
произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому
1.7
содержанию произведения; владеть элементарными умениями
анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль,
воспроизводить последовательность событий в тексте произведения,
составлять план текста (вопросный, номинативный)
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения
(портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев
1.8
произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и
его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к
героям, его поступкам
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста
1.9
и словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом
и переносном значении
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор,
1.10
литературный
герой,
тема,
идея,
заголовок,
содержание
произведения, сравнение, эпитет)
участвовать
1.11
в
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения: понимать жанровую принадлежность произведения,
формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста
1.12
1.13
1.14
1.15
пересказывать
(устно)
содержание
произведения
подробно,
выборочно, от лица героя, от третьего лица
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения
составлять высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 5 предложений)
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки,
рассказы
ориентироваться в книге и (или) учебнике по обложке, оглавлению,
аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
1.16
выбирать
книги
для
самостоятельного
чтения
с
учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге
1.17
использовать
справочную
литературу
для
получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей
3 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного
творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
1.1
литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических
понятиях
в
контексте
изученных
произведений
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух
1.2
целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без
отметочного оценивания)
1.3
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений
1.4
различать художественные произведения и познавательные тексты
различать
1.5
прозаическую
и
стихотворную
речь:
называть
особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа),
отличать лирическое произведение от эпического
понимать
жанровую
прослушанного
принадлежность,
(прочитанного)
содержание,
произведения:
смысл
отвечать
и
формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать
1.6
отдельные
жанры
фольклора
(считалки,
загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки,
сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной
литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни),
приводить примеры произведений фольклора разных народов
России
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
формулировать
1.7
тему
и
главную
мысль,
определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный)
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку
поступкам
героев,
составлять
портретные
характеристики
персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
1.8
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по
аналогии или по контрасту); отличать автора произведения от героя
и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям,
поступкам, описанной картине, находить в тексте средства
изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста
1.9
и словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом
и переносном значении, средств художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение)
1.10
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение)
участвовать
в
произведения:
1.11
обсуждении
строить
прослушанного
монологическое
(прочитанного)
и
диалогическое
высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в
беседе изученные литературные понятия
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато
1.12
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
1.13
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики
учебного и художественного текстов
1.14
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения
составлять
устные
и
письменные
высказывания
на
основе
прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по
1.15
содержанию
произведения
(не
менее
8
предложений),
корректировать собственный письменный текст; составлять краткий
отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму
1.16
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать
продолжение прочитанного произведения
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, обложка,
титульный
1.17
лист,
оглавление,
предисловие,
аннотация,
иллюстрации); выбирать книги для самостоятельного чтения с
учётом
рекомендательного
списка,
используя
картотеки,
рассказывать о прочитанной книге
использовать справочные издания, в том числе верифицированные
1.18
электронные
образовательные
и
включённые в федеральный перечень
информационные
ресурсы,
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1 КЛАСС
Код
1
1.1
Проверяемый элемент содержания
Сказка фольклорная (народная) о животных и литературная (авторская) (не
менее четырёх произведений)
Народные сказки о животных, например, «Лисица и тетерев», «Лиса и рак»
и другие
Литературные (авторские) сказки, например, К.Д. Ушинского «Петух и
1.2
собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по
выбору)
Произведения о детях разных жанров: рассказ, стихотворение (на примере
не менее шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.А.
Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и других). К.Д.
2
Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой
«Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик», В.А. Осеева «Три
товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и
другие (по выбору)
Произведения о родной природе (на примере трёх-четырёх доступных
3
произведений А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, С.Я.
Маршака и другие)
4
Малые фольклорные жанры: потешка, загадка, пословица (не менее шести
произведений)
Произведения о братьях наших меньших В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, М.М.
5
Пришвина, Н.И. Сладкова и другие (три-четыре автора по выбору). В.В.
Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин
«Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие
Произведения о маме (не менее одного автора по выбору, на примере
6
произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и других). Е.А.
Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я
люблю маму» и другие (по выбору)
7
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее
трёх произведений по выбору). Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел
чудо», Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и
другие (по выбору)
Сведения по теории и истории литературы. Автор, писатель. Произведение.
Жанры (стихотворение, рассказ); жанры фольклора малые (потешка,
пословица, загадка). Фольклорная и литературная сказки. Идея. Тема.
8
Заголовок. Литературный герой. Ритм. Рифма. Содержание произведения.
Прозаическая (нестихотворная) и стихотворная речь
2 КЛАСС
Код
Проверяемый элемент содержания
Произведения о нашей Родине (на примере не менее трёх произведений
1
И.С. Никитина, Ф.П. Савинова, А.А. Прокофьева и других). И.С.
Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» и
другие (по выбору)
2
2.1
2.2
Фольклор (устное народное творчество)
Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы,
скороговорки, небылицы, загадки (по выбору)
Народные песни, их особенности
Сказки о животных, бытовые, волшебные. Русские народные сказки:
2.3
«Каша из топора», «У страха глаза велики», «Зимовье зверей»,
«Снегурочка»; сказки народов России (1 – 2 произведения) и другие
Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень, зима,
весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти
авторов). А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи
3
нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается
наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре
художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится»,
И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима –
аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие
Произведения о детях и дружбе (не менее четырёх произведений). Л.Н.
4
Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев
«Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке»,
«Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю.
Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору)
Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие»
сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Народная сказка
5
«Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная
сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль
«Девочка Снегурочка» и другие
Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки,
6
сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не
менее пяти авторов)
6.1
Отражение образов животных в фольклоре: русские народные песни,
загадки, сказки
Дружба людей и животных – тема литературы. М.М. Пришвин «Ребята и
утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок»,
6.2
В.В. Бианки «Музыкант»,
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и
другие (по выбору)
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные
6.3
басни И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь» и
другие (по выбору)
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве
писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Л.Н. Толстой
7
«Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева
«Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» и
другие (по выбору)
Зарубежная литература: литературная (авторская) сказка (не менее двух
8
произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К.
Андерсен и другие). Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро
из одного стручка» и другие (по выбору)
Сведения
по
теории
и
истории
литературы
Автор,
писатель.
Произведение. Жанры (стихотворение, рассказ); жанры фольклора малые
9
(потешка, считалка, небылица, пословица, загадка). Фольклорная сказка
(сказка о животных, бытовая, волшебная) и литературная сказка. Идея.
Тема. Заголовок. Литературный герой, характер. Портрет героя. Ритм.
Рифма.
Содержание
произведения,
сюжет.
Композиция.
Эпизод.
Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). Проза и
поэзия
3 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Произведения о Родине и её истории (произведения одного-двух авторов по
выбору). К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина»,
С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица»
(отрывки) и другие (по выбору)
2
Фольклор (устное народное творчество)
Малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы,
2.1
скороговорки, загадки, по выбору). Виды загадок. Пословицы народов
России
2.2
Книги и словари, созданные В.И. Далем
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и
2.3
нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные), их
художественные особенности. Русская народная сказка «Иван-царевич и
серый волк» и другие (по выбору)
2.4
2.5
3
3.1
Народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание
картин природы как способ рассказать в песне о родной земле
Былина как народный песенный сказ. Фольклорные особенности жанра
былин. Былина об Илье Муромце и другие (по выбору)
Творчество А.С. Пушкина
Лирические произведения А.С. Пушкина. Стихотворения «В тот год
осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору)
Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка
3.2
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
4
Басни И.А. Крылова (не менее двух) Басни: «Ворона и Лисица», «Лисица и
виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору)
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ вв.
5
(произведения не менее пяти авторов по выбору). Ф.И. Тютчев «Есть в
осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама!
Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А.
Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин
«Первый снег» и другие (по выбору)
Произведения Л.Н. Толстого, их жанровое многообразие: сказки, рассказы,
6
басни, быль (не менее трёх произведений). Л.Н. Толстой «Лебеди»,
«Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие
Литературная сказка (не менее двух сказок русских писателей) В.М. Гаршин
7
«Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М.
Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору)
Произведения о взаимоотношениях человека и животных (по выбору, не
8
менее четырёх произведений). Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г.
Паустовский
«Барсучий
нос»,
«Кот-ворюга»,
Д.Н.
Мамин-Сибиряк
«Приёмыш» и другие (по выбору)
Произведения о детях (темы: «Разные детские судьбы», «Дети на войне»). Л.
9
Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л.
Кассиль и другие (по выбору)
Юмористические произведения (не менее двух произведений): М.М.
10
Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и другие (по выбору). В.Ю.
Драгунский «Денискины рассказы» (1 – 2 произведения), Н.Н. Носов
«Весёлая семейка» и другие (по выбору)
11
Зарубежная литература
Литературные
11.1
сказки
Ш.
Перро,
Х.-К.
Андерсена,
Р.
Киплинга
(произведения двух-трёх авторов по выбору). Х.-К. Андерсен «Гадкий
утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору)
11.2
11.3
Рассказы зарубежных писателей о животных
Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, К.И.
Чуковский, Б.В. Заходер
Сведения по теории и истории литературы. Автор, писатель. Произведение.
Жанры (стихотворение, басня, рассказ, повесть); жанры фольклора малые
(потешка, считалка, небылица, пословица, загадка, народная песня, былина
12
и другие). Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая, волшебная) и
литературная сказка. Идея. Тема. Заголовок. Образ художественный.
Литературный герой, персонаж, характер. Рассказчик. Портрет героя. Ритм.
Рифма. Строфа. Содержание произведения, сюжет. Композиция. Эпизод,
смысловые части. Средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, эпитет). Проза и поэзия
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1.
С.А. Баруздин. Самое простое
дело
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
2.
Л.В.Куклин. Как я научился
читать
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
3.
4.
Н.Н.Носов. Волшебные сказки
С.Л.Прокофьева. Самый большой
друг
М.Л. Михайлов. Лесные хоромы
5.
6.
И.А.Мазнин. Давайте будем
дружить друг с другом.
7.
Н.К. Абрамцева. Цветы и зеркало
8.
Л.Н.Толстой. Лгун. Враль
(русская народная сказка)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
9.
В.А. Осеева. Почему?
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
10.
11.
А.С.Пушкин «…Воротился
старик ко старухе…» Р.С. Сеф.
Чудо.
В.В.Лунин. Я видела чудо
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
12.
С.А. Иванов. Снежный
заповедник
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
13.
М.М. Пришвин. Закат солнца.
Осинкам холодно
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
14.
М.С. Харитонов. Учитель вранья
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
15.
В.Ф.Тендряков. Весенние
перевертыши
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
16.
В.А.Осеева. Колыбельная песенка
17.
П.А.Синявский. Рисунок.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
18.
С.А.Махотин. Этот дом со
скрипучим крыльцом
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
19.
Ф.П. Савинов. Родное.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
20.
К.Д.Ушинский. Наше Отечество
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
21.
Загадки о солнце. А.Н.Толстой.
Петушки
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
22.
С.В.Сахарнов. Мезень
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
23.
Е.В.Григорьева. Осенью
рыжей…
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
24.
В.М. Катанов. Жар-птица
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
25.
Русские народные загадки о
луне, звездах, облаках И.А.
Бунин. «Серп луны под тучкой
длинной…»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
26.
В.П. Крапивин. Сказки Севки
Глущенко
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
27.
Ю.И.Коваль. Поздним вечером
ранней весной.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
28.
С.В.Востоков. Месяц
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
29.
Е.В.Липатова. Луна похожа на
ежа Г.М.Кружков. Звезды
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
30.
Я.П.Полонский. «По горам две
хмурых тучи…»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
31.
Г.В.Сапгир. Тучи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
32.
С.В.Востоков. Два яблока
Г.М. Кружков. Зеркала
Д.Шуб. Облачные великаны
1
33.
Повторение
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема урока
Не торопись отвечать, торопись
слушать.
Е. Н. Егорова «Нянины сказки»
Т. А. Луговская «Как знаю, как
помню, как умею»
Л.К.Чуковская. «Памяти детства.
Мой отец Корней Чуковский»
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы.
Л. И. Кузьмин «Дом с
колокольчиком»
Всего
1
1
1
Практические
работы
Дата
изучения
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
Библиотека ЦОК
1
1
В. В. Бианки «Сова».
6.
Контрольные
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
Библиотека ЦОК
1
7.
Воля и труд дивные всходы дают. Б.
В. Шергин «Плотник думает
топором»
1
8.
Е. А. Пермяк «Маркел-самодел и его
дети».
1
9.
Кто идёт вперёд, того страх не
берёт.
В. В. Голявкин «Этот мальчик».
1
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
10.
11.
12.
13.
14.
С. П. Алексеев «Медаль».
Пословицы
Семья крепка ладом.
Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»
М.В.Дружинина «Очень полезный
подарок»
С. Г. Георгиев. «Стрекот
кузнечика».
1
1
16.
1
1
1
18.
19.
20.
21.
Абрамцева «Заветное желание»
Е. В. Григорьева «Мечта»
Л. Н. Толстой «Воспоминания»
Люди земли Русской. В. А.
Бахревский «Рябово»
М. А. Булатов, В. И.
Порудоминский «Собирал человек
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
Библиотека ЦОК
1
Мечты, зовущие ввысь. Н. К.
17.
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
Пословицы
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа»
15.
Библиотека ЦОК
1
1
1
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
слова»
22.
М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский
приходит на помощь»
23.
И.К.Языкова «Преподобный Сергий
Радонежский»
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
24.
Хорош праздник после трудов
праведных.
И. С. Шмелёв «Масленица»
1
25.
«Песни – веснянки»
1
26.
27.
28.
29.
Л. Ф. Воронкова «Праздник весны»
В. А. Жуковский «Жаворонок». А.
С. Пушкин «Птичка».
А.А.Коринфский «Август –
собериха», «Спожинки»
Уж ты нива моя, нивушка. И. С.
Никитин. «В чистом поле тень
шагает».
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
1
1
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
30.
Минутная краса полей.
Л.Ф.Воронкова «Подснежники»
1
Библиотека ЦОК
31.
Ю. И. Коваль «Фарфоровые
колокольчики»
1
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
32.
М. С. Пляцковский «Колокольчик».
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
33.
34.
Поляны муравы одели. В. А.
Солоухин «Трава»
Е.А.Благинина «Журавушка»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
1
1
34
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1.
2.
3.
Тема урока
Пишут не пером, а умом
В.И. Воробьев . Мой дневник.
И. Краева Письмописательное
искусство.
Всего
1
1
1
В.П. Крапивин. День рождение.
4.
5.
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
Библиотека ЦОК
1
Т.В. Толстая . Детство Лермонтова.
Контрольные
работы
Да
та
из
уч
ен
ия
1
6.
Жизнь дана на добрые дела. Л.Л.
Яхнин . Последняя рубашка.
7.
Л.Л. Яхнин . Последняя рубашка.
Пересказ.
1
8.
Ю.А. Буковский . О Доброте- злой
и доброй .
1
9.
Выразительное чтение . Ю.А.
1
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
Библиотека ЦОК
Буковский . О Доброте- злой и
доброй
https://m.edsoo.ru/8bc489a0
10.
Живи по совести. П.В. Засодимский
.Гришина милостыня.
1
11.
Н.Г. Волкова . Дреби- Дон. Чтение
и пересказ по плану.
1
12.
В.Н. Крупинин.Сушенная малина . .
Пословицы.
13.
В дружной семье и в холод и в
дождь. В.М. Шукшин. Как зайка
летал.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48ab8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ae44
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4b542
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
Библиотека ЦОК
1
14.
А.Л. Решетов Зернышки спелых
яблок. Выразительное чтение
1
15.
А.Л. Решетов Зернышки спелых
яблок. Характеристика героев.
1
16.
О.Ф. Кургузов. Душа нараспашку.
Чтение по ролям.
1
17.
Я фантазирую и мечтаю. В.П.
Крапивин.Зеленая Груша.
1
18.
Л.К. Чуковская . Памяти детства.
Выразительное чтение .
1
19.
В.П. Крапивин . Что такое стихия.
1
https://m.edsoo.ru/8bc4bfb0
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6
Библиотека ЦОК
Беседа по содержанию.
20.
21.
Г.А. Скребицкий .Чему. научила
сказка Составление плана.
Г.А. Скребицкий .Чему. научила
сказка. Пересказ по составленному
плану.
https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8
1
1
22.
Повторение и обобщение по
разделу « Мир детства»
1
23.
Люди земли русской. Н.М. Коняев
Правнуки богатырей.
1
24.
В.А. Бахревский . Семен Дежнев.
1
25.
О.М. Гурьян . Мальчик из
Холмогор.
1
26.
А.Н. Майков . Ломоносов .
выразительное чтение .
1
27.
28
29
Всякая душа празднику рада. В.А.
Никифоров- Волгин . Серебрянная
метель.
А.А.Коринфский . Христославы.
А.Н. Майков. Христос Воскрес!
Выразительное чтение.
А.И. Куприн . Пасхальные
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072
колокола.. Выразительное чтение .
30
31
32
33
34
Саша Черный . Пасхальный визит.
К.М. Фофанов. Под напев молитв
пасхальных…
Неразгаданная тайна — в чащах
леса…И.С. Никитин. Лес.
Выразительное чтение.
М.М. Пришвин. Река.В.Г.
Распутин. Горные
речки.Выразительное чтение.
Шел седой старик туман. И.П.
Токмакова .Туман .В.П.
Астафьев.Зорькина песня.
Повторение иобощение темы
«Россия –родина моя.»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение на родном русском языке 1 класс/ О.М. Александрова,
М.И.Кузнецова, и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литературное чтение на родном русском языке 2 класс/ О.М. Александрова,
М.И.Кузнецова, и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литературное чтение на родном русском языке 3 класс/ О.М. Александрова,
М.И.Кузнецова, и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d194