Смысловое чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Отдел образования администрации ГО Карпинск
МАОУ СОШ № 24

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 24
Протокол № 1от 30.08. 2023 г.

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 24
______ О.А. Глухова
Приказ от 01.09 2023 г. № 205-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 893225)
учебного предмета «Смысловое чтение»
для обучающихся 1-3 классов

ГО Карпинск
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Смысловое чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее
соответственно – программа по литературному чтению на родном (русском)
языке,

литературное

чтение

на

родном

(русском) языке)

включает

пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по литературному чтению на родном (русском) языке.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению на родном (русском) языке включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по смысловому чтению (литературному чтению) на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке
разработана на основе федеральной рабочей программы по литературному
чтению
на родном (русском) языке для организаций, реализующих
программы начального общего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке
направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном
языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в
сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и
художественной литературы родного народа в создании культурного,
морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской
Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания
потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения
культурной самоидентификации. В основу содержания программы по

литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что
русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их
сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература
устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся.
Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке
являются:
 воспитание ценностного отношения к русской литературе и
русскому языку как существенной части родной культуры;
 включение обучающихся в культурно-языковое пространство
своего народа и приобщение к его культурному наследию и
современности, к традициям своего народа;
 осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение русской культуры;
 развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
 формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России,

осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества;
 воспитание ценностного отношения к историко-культурному
опыту русского народа, введение обучающегося в культурноязыковое

пространство

своего

народа,

формирование

у

обучающегося интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

 формирование

представлений

об

основных

нравственно-

этических ценностях, значимых для национального русского
сознания и отражённых в родной литературе;
 обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях
русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
 формирование потребности в постоянном чтении для развития
личности, для речевого самосовершенствования;
 совершенствование читательских умений понимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении;
 развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта
создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
В программе по литературному чтению на родном (русском) языке
представлено

содержание,

изучение

которого

позволит

раскрыть

национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь
русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и
духовной культурой русского народа. Литературное чтение на родном
(русском) языке направлено на расширение литературного и культурного
кругозора обучающихся, произведения фольклора и русской классики,
современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения
обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми
для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные
обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы
отражают

разные

актуализируют

стороны

вечные

духовной

ценности

культуры

(добро,

милосердие, совесть, правда, любовь и другие).

русского

сострадание,

народа,

великодушие,

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения смыслового
чтения– 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1
час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При определении содержания литературного чтения на родном
(русском) языке в центре внимания находятся:
важные для национального сознания концепты, существующие в
культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до
современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости,
совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале
доступных для восприятия обучающихся на уровне начального общего
образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших
национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с
этими

произведениями

помогает

обучающимся

понять

ценности

национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры;
интересы обучающегося: главными героями значительного количества
произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие
обучающиеся открывают для себя представленные в программе по
литературному чтению на родном (русском) языке культурно-исторические
понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке
включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи,
показывают

пути

взросления,

становления

характера,

формирования

нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся
глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические
периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке
представлено значительное количество произведений современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской
литературы,

эти

произведения

близки

и

понятны

современному

обучающемуся.
произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых
национально-специфических

явлений

образы

и

мотивы,

отражённые

средствами

других

видов

искусства,

что

позволяет

представить

обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном
(русском) языке» содержание обучения для каждого класса включает два
основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя».
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке
предусматривает

выбор

произведений

из

предложенного

списка

в

соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный
компонент содержания,

разработка

которого в рабочих программах

предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления
национально-специфического и общего в произведениях, близких по
тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя
могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом
национально-культурной специфики региона.
1 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
1. Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
 С.А. Баруздин «Самое простое дело».
 Л.В. Куклин «Как я научился читать» (фрагмент).
 Н.Н. Носов

«Тайна

«Волшебные сказки»).
2. Я взрослею.
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.

на

дне

колодца»

(фрагмент

главы

Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
 Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».
 И.А. Мазнин

«Давайте

будем

дружить

друг

с

другом»

(фрагмент).
 С.Л. Прокофьева «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности
как нравственном ориентире. Например:
 В.А. Осеева «Почему?».
 Л.Н. Толстой «Лгун».
3. Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии
окружающего мира. Например:
 С.А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент).
 В.В. Лунин «Я видела чудо».
 М.М. Пришвин «Осинкам холодно».
 В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
1. Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения,

отражающие

многогранность

Например:
 Ф.П. Савинов «Родное» (фрагмент).
 П.А. Синявский «Рисунок».
 К.Д. Ушинский «Наше Отечество».

понятия

«Родина».

2. О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах,
облаках, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
 И.А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной…».
 С.В. Востоков «Два яблока».
 В.М. Катанов «Жар-птица».
 А.Н. Толстой «Петушки».
2 КЛАСС
Содержание обучения во 2 классе.
Раздел 1. Мир детства.
1. Я и книги.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения,

отражающие

детское

восприятие

услышанных

рассказов, сказок, стихов. Например:
 Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины
сказки»).
 Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
2. Я взрослею.
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения,

отражающие

традиционные

отношении к другим людям. Например:
 В.В. Бианки «Сова».
 Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.

представления

об

Произведения,

отражающие

представление

о

трудолюбии

как

нравственно-этической ценности, значимой для национального русского
сознания. Например:
 Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
 Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости
как нравственном ориентире. Например:
 С.П. Алексеев «Медаль».
 В.В. Голявкин «Этот мальчик».
3.Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных
ценностях. Например:
 С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
 В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
 М.В. Дружинина «Очень полезный подарок».
 Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
4. Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских
мечтах. Например:
 Н.К. Абрамцева «Заветное желание».
 Е.В. Григорьева «Мечта».
 Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.

Художественные биографии выдающихся представителей русского
народа. Например:
 В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
 М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова…
Повесть о В.И. Дале» (фрагмент).
 М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь»
(фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года.
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным
календарём. Например:
 И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
 Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
 В.А. Жуковский «Жаворонок».
 А.С. Пушкин «Птичка».
О родной природе.
К зелёным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и
цветах, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле.
 Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
 И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
 М.С. Пляцковский «Колокольчик».
 В.А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
 Е.А. Благинина «Журавушка».

3 КЛАСС
Содержание обучения в 3 классе.
Раздел 1. Мир детства.
1. Я и книги.
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например:
 В.И. Воробьев «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
 В.П. Крапивин

«Сказки

Севки

Глущенко»

(глава

«День

рождения»).
2. Я взрослею.
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
 Ю.А. Буковский «О Доброте – злой и доброй».
 Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка».
«Живи по совести.»
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
 П.В. Засодимский «Гришина милостыня».
 Н.Г. Волкова «Дреби-Дон».
3. Я и моя семья.
«В дружной семье и в холод тепло.»

Произведения, отражающие традиционные представления о семейных
ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к
старшим). Например:
 В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках»
(фрагмент).
 А.Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
 О.Ф. Кургузов «Душа нараспашку».
4. Я фантазирую и мечтаю.
Детские фантазии.
Произведения,

отражающие

значение

мечты

и

фантазии

для

взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического.
Например:
 В.П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная
грива»).
 Л.К. Чуковская «Мой отец – Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
1. Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения

о

выдающихся

представителях

русского

народа.

Например:
 Н.М. Коняев «Правнуки богатырей» (фрагмент).
 В.А. Бахревский «Семён Дежнёв» (фрагмент).
 О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
 А.Н. Майков «Ломоносов» (фрагмент).
2. От праздника к празднику.
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры:
Рождестве, Пасхе. Например:
 Е.В. Григорьева «Радость».

 А.И. Куприн «Пасхальные колокола» (фрагмент).
 С. Чёрный «Пасхальный визит» (фрагмент).
3. О родной природе.
Неразгаданная тайна – в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане,
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Например:
 Русские народные загадки о реке.
 И.С. Никитин «Лес».
 К.Г. Паустовский «Клад».
 В.Г. Распутин «Горные речки».
 И.П. Токмакова «Туман».
 В.П. Астафьев «Зорькина песня» (фрагмент).
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается
следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух и понимание художественных произведений,
отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи,
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать
текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объёму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Чтение

произведений

устного

народного

творчества:

русский

фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение

текстов

художественных

произведений,

отражающих

нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального
сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении
многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и
другие Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и другие Русские национальные традиции:
единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и другие. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир

русского

детства:

взросление,

особенность

отношений

с

окружающим миром, взрослыми и сверстниками, осознание себя как
носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная
оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего
мира героя, его переживаний, обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле,
лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и другие), отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением
человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий
к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения).

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения
с использованием текста, высказывания, отражающих специфику русской
художественной

литературы.

Пополнение

словарного

запаса.

Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с использованием
речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к тексту (подробный,
краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых
формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого
этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору обучающихся.
Письмо (культура письменной речи).
Создание небольших по объёму письменных высказываний по
проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура.
Выбор

книг

использованием

по

обсуждаемой

списка

проблематике,

произведений

для

в

том

числе

внеклассного

с

чтения,

рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту
словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика.
Практическое

использование

при

анализе

текста

изученных

литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь, художественный вымысел, сюжет, тема,
герой

произведения,

портрет,

пейзаж,

ритм,

рифма.

Национальное

своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной речи.

Творческая

деятельность

обучающихся

(на

основе

изученных

литературных произведений).
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного
устного и письменного текста на основе художественного произведения с
учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием
серий иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских
художников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-3 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения программы по смысловому чтению.
Результаты изучения предмета «Смыслового чтения» в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют
образовательной

требованиям

к

программы

результатам

освоения

федеральной

начального

общего

образования,

сформулированным в ФГОС НОО.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по
основным направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, в
том числе через изучение художественных произведений,
отражающих историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности,
государственного

понимание
языка

роли

Российской

русского

языка

Федерации

и

как
языка

межнационального общения народов России;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций
при работе с художественными произведениями;

 уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из художественных произведений и
фольклора;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
межличностных

нормах

отношений,

в

поведения
том

и

числе

правилах

отражённых

в

человека

с

фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
 признание

индивидуальности

использованием

каждого

собственного жизненного

и читательского

опыта;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в
том числе с использованием языковых средств, для выражения
своего

состояния

нравственной

и

чувств,

отзывчивости,

проявление

понимания

и

эмоциональносопереживания

чувствам других людей;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
 сотрудничество

со

сверстниками,

умение

не

создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе

с

использованием

примеров

художественных

произведений.
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;

 стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова;
 физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной) при поиске дополнительной информации;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся

в выборе

приемлемых способов речевого

самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том
числе благодаря примерам из художественных произведений),
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из художественных произведений.
 Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
с текстами, неприятие действий, приносящих ей вред.
 Ценности научного познания:
 первоначальные
формируемые

представления
в

том

числе

о
в

научной

картине

мира,

процессе

усвоения

ряда

литературоведческих понятий;
 познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный

интерес

к

чтению

художественных

произведений, активность и самостоятельность при выборе круга
чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения смыслового чтения на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 сравнивать различные тексты, устанавливать основания для
сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
 объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации пословиц,
поговорок, фразеологизмов;
 находить в текстах закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать
алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе текстов;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста,
делать выводы.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:

 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить

по

миниисследование,

предложенному
выполнять

по

плану

несложное

предложенному

плану

проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого смыслового анализа текста,
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного текстового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь,
справочник для получения запрашиваемой информации, для
уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в Интернете;

 анализировать и создавать текстовую, графическую, видео,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем,
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
результатов работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 подготавливать

небольшие

результатах

и

наблюдения,

парной

публичные

групповой

выполненного

работы,

выступления

о

о

результатах

мини-исследования,

проектного

задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной
задачей по анализу текстов;
 находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других
обучающихся, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать

краткосрочные

и

долгосрочные

цели

(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенного образца.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Смысловое чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
Изучение учебного предмета «Смысловое чтение» в течение трёх
лет обучения должно обеспечить:
 понимание родной русской литературы как национальнокультурной ценности народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
 осознание значимости чтения родной русской литературы для
личного развития, для познания себя, мира, национальной
истории и культуры, для культурной самоидентификации, для
приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
 ориентировку

в

нравственном

содержании

прочитанного,

соотнесение поступков героев с нравственными нормами,
обоснование нравственной оценки поступков героев;
 овладение элементарными представлениями о национальном
своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
 совершенствование читательских умений (чтение вслух и про
себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа
и

преобразования

учебных текстов);

художественных,

научно-популярных

и

 применение опыта чтения произведений русской литературы для
речевого

самосовершенствования

(умения

участвовать

в

обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и
подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать
содержание

прочитанного

или

прослушанного

с

учётом

специфики текста в виде пересказа, полного или краткого,
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений
с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать
наизусть стихотворные произведения);
 самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение
собственного круга чтения;
 использование

справочных

источников

для

получения

дополнительной информации.

1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по Смысловому
чтению:
 осознавать значимость чтения родной русской литературы для
познания себя, мира, национальной истории и культуры;
 владеть элементарными приёмами интерпретации произведений
русской литературы;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
 использовать словарь учебника для получения дополнительной
информации о значении слова;
 читать наизусть стихотворные произведения по собственному
выбору.

2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по Смысловому
чтению:
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
 владеть

элементарными

представлениями

о

национальном

своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте
данные средства художественной выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть

элементарными

приёмами

интерпретации

художественных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
 обогащать собственный круг чтения;
 соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных
произведений с впечатлениями от других видов искусства.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по Смысловому
чтению:
 осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;

 осознавать родную литературу как национально-культурную
ценность

народа,

как

средство

сохранения

и

передачи

нравственных ценностей и традиций;
 давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в
виде

пересказа

(полного

или

краткого),

пересказывать

литературное произведение от имени одного из действующих
лиц;
 пользоваться справочными источниками для понимания текста и
получения дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Раздел 1. Систематический курс
2.1

Сказка народная (фольклорная) и
литературная (авторская)

3

2.2

Произведения о детях и для детей

9

2.3

Произведения о родной природе

6

2.4

Устное народное творчество — малые
фольклорные жанры

2

2.5

Произведения о братьях наших меньших

7

2.6

Произведения о маме

2

2.7

Фольклорные и авторские произведения о
чудесах и фантазии

3

2.8

Библиографическая культура (работа с
детской книгой)

1

Итого по разделу

33

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

О нашей Родине

1

4

О детях и дружбе

12

5

Мир сказок

5

7

О братьях наших меньших

5

8

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (весна и лето)

2

9

О наших близких, о семье

5

10

Зарубежная литература

2

11

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

2

Контрольные
работы

Резервное время

0

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

Практические
работы

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

О Родине и её истории

1

2

Фольклор (устное народное творчество)

1

3

Творчество И.А.Крылова

2

4

Творчество А.С.Пушкина

2

6

Творчество Л.Н.Толстого

2

7

Литературная сказка

2

9

Произведения о взаимоотношениях
человека и животных

5

10

Произведения о детях

5

11

Юмористические произведения

5

12

Зарубежная литература

5

13

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

4

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Резервное время

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1.

Составление рассказов по
сюжетным картинкам

1

2.

Выделение предложения из
речевого потока

1

3.

Моделирование состава
предложения

1

4.

Слушание литературного
произведения о Родине.
Произведение по выбору,
например, С.Д. Дрожжин
"Привет"

1

5.

Слушание литературного
произведения о Родине.
Произведение по выбору,
например, Е.В. Серова "Мой дом"

1

6.

Слушание литературного
произведения о родной природе.
Произведение по выбору,
например, М.Л. Михайлов
"Лесные хоромы"

1

7.

Слушание литературного

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК

произведения о детях.
Произведение по выбору,
например, А.Л.Барто "В школу"

https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

8.

Слушание литературного
произведения о детях.
Произведение по выбору,
например, В.К.Железников
"История с азбукой"

1

9.

Слушание литературного
произведения. Произведение по
выбору, например, В.Г.Сутеев
"Дядя Миша"

1

10.

Слушание литературного
произведения. Произведение по
выбору, например, В.В.Бианки
"Лесной Колобок - Колючий бок"

1

11.

Слушание стихотворений о
животных. Произведение по
выбору, например, А.А. Блок
"Зайчик"

1

12.

Слушание литературного
произведения о животных. По
выбору: Произведение по выбору,
например, М.М. Пришвин
"Лисичкин хлеб"

1

13.

Слушание литературного
произведения о детях.
Произведение по выбору,
например, Е.А.Пермяк "Пичугин

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

мост"

14.

Слушание литературного
произведения. Произведение по
выбору, например, С.Я.Маршак
"Тихая сказка"

1

15.

Отработка навыка чтения

1

16.

Слушание литературного
произведения. Произведение по
выбору, например, В.Г.Сутеев
"Ёлка"

1

17.

Чтение произведений о буквах
алфавита. С.Я.Маршак "Ты эти
буквы заучи"

1

18.

Совершенствование навыка
чтения. А.А. Шибаев
"Беспокойные соседки",
"Познакомились"

1

19.

Слушание литературных
(авторских) сказок. Сказка
К.Чуковского "Муха-Цокотуха"

1

20.

Определение темы произведения:
о животных. На примере
произведений Е.И. Чарушина

1

21.

Чтение небольших произведений
о животных Н.И. Сладкова

1

22.

Чтение рассказов о животных.
Ответы на вопросы по

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

содержанию произведения

23.

Слушание литературных
(авторских) сказок. Русская
народная сказка "Лисичкасестричка и волк"

1

24.

Чтение небольших произведений
Л.Н. Толстого о детях

1

25.

Чтение произведений о детях Н.Н.
Носова

1

26.

Чтение рассказов о детях. Ответы
на вопросы по содержанию
произведения

1

27.

Выделение главной мысли (идеи)
произведения. На примере
рассказов К.Д.Ушинского и
других на выбор

1

28.

Определение темы произведения:
о взаимоотношениях человека и
животных

1

29.

Выделение главной мысли (идеи)
в произведениях о братьях наших
меньших: бережное отношение к
животным

30.

Работа с текстом произведения:
характеристика героя, его
внешности, действий. На примере
произведения Е.И. Чарушина
«Про Томку» и других на выбор

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c

31.

Ориентировка в книге: обложка,
иллюстрация, оглавление. Выбор
книг в библиотеке

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

33

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1.

Анализ заголовка стихотворения
А.А. Прокофьева "Родина" и
соотнесение его с главной мыслью
произведения

1

2.

Отражение темы Родины в
изобразительном искусстве

1

3.

Шуточные фольклорные
произведения: игра со словом.
Небылица как «перевёртыш
событий»

1

4.

Пословицы как жанр фольклора

1

5.

Особенности сказок о животных.
На примере русской народной
сказки «Петушок и бобовое
зёрнышко»

1

6.

Бытовые сказки: особенности
построения и язык. Диалоги героев
в русской народной сказке «Каша
из топора»

1

7.

Сказка – выражение народной
мудрости, нравственная идея

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe

фольклорных сказок

https://m.edsoo.ru/8bc4875c

8.

Особенности сказок разного вида
(о животных, бытовые,
волшебные)

1

9.

Описание картин осеннего леса в
произведениях писателей.
Произведения по выбору

1

10.

Сравнение стихотворений об
осени. На примере произведений
А.А. Плещеева «Осень» и А.К.
Толстого «Осень. Обсыпается весь
наш бедный сад…»

1

11.

Резервный урок.Работа с детскими
книгами: «Произведения
писателей о родной природе»

1

12.

Отражение понятия взаимопомощь
в произведениях А.Л. Барто
«Катя», Ю.И. Ермолаева «Два
пирожных» и других на выбор

1

13.

Главный герой: общее
представление. Рассказ на выбор,
например, С.А. Баруздин «Как
Алёшке учиться надоело»

1

14.

Оценка поступков и поведения
главного героя. Произведения на
выбор, например, А.Е.Пермяк
«Смородинка»

1

15.

Сравнение героев рассказов Н.Н.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe

Носова «На горке» и «Заплатка»

https://m.edsoo.ru/8bc4875c

16.

Тема дружбы в рассказе Е.А.
Пермяка «Две пословицы» и
других на выбор

1

17.

Характеристика главного героя
рассказа Л.Н.Толстого
«Филиппок»

1

18.

Фольклорная основа литературной
(авторской) сказки В.Ф.
Одоевского «Мороз Иванович»

1

19.

Составление плана сказки: части
текста, их главные темы

1

20.

Иллюстрации, их назначение в
раскрытии содержания
произведения

1

21.

Сравнение сказки А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» с
фольклорными (народными)
сказками

1

22.

Особенности сказок о животных.
На примере русской народной
сказки «Зимовье зверей» и других
на выбор

1

23.

Фольклорные произведения
народов России. Произведения по
выбору, например, осетинская
народная сказка «Человек и ёж»

1

https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c

24.

Сравнение описания героев-

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

Библиотека ЦОК

животных в фольклорных
(народных) и литературных
произведениях. На примере
произведений К.Д.Ушинского и
других на выбор

https://m.edsoo.ru/8bc48892

25.

Соотнесение заголовка и главной
мысли рассказа Е.И. Чарушина
«Страшный рассказ»

1

26.

Осознание понятий друг, дружба
на примере произведений о
животных. Произведения по
выбору, например, удмуртская
народная сказка «Мышь и
воробей»

1

27.

Сравнение прозаической и
стихотворной басен И.А. Крылова
«Лебедь, Щука и Рак» и
Л.Н.Толстого «Лев и мышь»

1

28.

Оценка поступков и поведения
героя произведения Б.С. Житкова
«Храбрый утёнок»

1

29.

Отражение нравственно-этических
понятий (защита и забота о
животных) на примере рассказа
М.М. Пришвина «Ребята и утята»
и других на выбор

1

30.

Образы героев стихотворных и
прозаических произведений о
животных

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

31.

Выделение главной мысли (идеи)
сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из
одного стручка» и других его
сказок на выбор

1

32.

Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Зарубежные
писатели-сказочники»

1

33.

Работа с детскими книгами на
тему: «Зарубежные сказочники»:
соотнесение иллюстраций с
содержанием сказок

1

34.

Ориентировка в книге: обложка,
содержание, аннотация,
иллюстрация

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК

34

https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

1

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1.

Раскрытие главной идеи
произведения К.Д. Ушинского
«Наше отечество»: чувство любви к
Родине, сопричастность к прошлому
и настоящему своей страны

1

2.

Создание образа Родины в
произведениях писателей.
Произведения по выбору, например,
Т.В. Бокова «Родина»

1

3.

Отражение темы Родина в
произведении М.М. Пришвин «Моя
Родина»: роль и особенности
заголовка

1

4.

Загадка как жанр фольклора,
знакомство с видами загадок

1

5.

Пословицы народов России:
тематические группы

1

6.

Художественные особенности сказок
разного вида (о животных, бытовые,
волшебные)

1

7.

Отражение нравственных ценностей
и правил в фольклорной сказке.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe

Произведения по выбору, например,
русская народная сказка «Самое
дорогое»

https://m.edsoo.ru/8bc4875c

8.

Осознание понятия трудолюбие на
примере народных сказок.
Произведения по выбору, например,
русская народная сказка «Про
Ленивую и Радивую»

1

9.

Представление в сказке народного
быта и культуры. Произведения по
выбору, например, русская народная
сказка «Дочь-семилетка»

1

10.

Характеристика героя, волшебные
помощники. На примере русской
народной сказки «Иван-царевич и
серый волк»

1

11.

Иллюстрация как отражение сюжета
волшебной сказки: В.М. Васнецов
«Иван Царевич на Сером волке»

1

13.

Описание картин природы как
способ рассказать в песне о родной
земле. Темы народных песен

14.

Характеристика главного героя (где
жил, чем занимался, какими
качествами обладал). На примере
образа Ильи Муромца

1

15.

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Фольклор (устное
народное творчество)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc489a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48ab8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ae44

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8bc4b542
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bfb0
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c

1

16.

Осознание важности чтения
художественной литературы и
фольклора. Правила юного читателя

1

17.

И.А. Крылов - великий русский
баснописец. Иносказание в его
баснях

1

18.

Работа с басней И.А. Крылова
«Ворона и Лисица»: тема, мораль,
герои, особенности языка

1

19.

А.С. Пушкин - великий русский поэт

1

20.

Знакомство с литературной сказкой
А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»: и др.

3

21.

Составление устного рассказа «Мой
любимый детский писатель» на
примере изученных произведений

1

22.

Составление устного рассказа
«Дружба человека и животного» на
примере изученных произведений

1

23.

Работа с детскими книгами
«Зарубежные писатели – детям»:
написание отзыва

5

24.

Осознание важности читательской
деятельности. Работа со
стихотворением Б.Заходера «Что
такое стихи»

1

25.

Проверочная работа по итогам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6

1

Библиотека ЦОК

изученного в 3 классе

https://m.edsoo.ru/f29f4fda

26.

Работа с детской книгой и
справочной литературой

1

27.

Летнее чтение. Выбор книг на основе
рекомендательного списка и
тематического каталога

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072

2

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение (в 2 частях), 1 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Виноградская Л.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий
В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Виноградская
Л.А., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литературное чтение: 4-й класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».