Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 24п. Сосновка
СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №24
Протокол №3 от 25.03.2025г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 24
_________О.А.Глухова
Приказ №66-д от 25.03.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
для организаций отдыха детей и их оздоровления

МО Карпинск
2025 г.

4

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

4

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

9

1.1. Цель и задачи воспитания
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
1.3. Основные направления воспитания

9
10
12

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности

13

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15

2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»

15

2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД»

20

2.3. Модуль «Самоуправление»

23

2.4. Модуль «Дополнительное образование»

24

2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»

25

2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

26

2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»

27

2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

26

2.9. Модуль «Работа с родителями»

29

2.10. Модуль «Профориентация»

30

2.11. Модуль «Детское медиа-пространство»

31

2.12. Модуль «Цифровая среда воспитания»

32

2.13. Модуль «Социальное партнерство»

32

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

34

5

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности

31

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов
воспитания

34

Приложение

38

6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их
оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена
МАОУ СОШ №24 п. Сосновка на основе Примерной рабочей программы
воспитания
Федеральным

для

общеобразовательных

государственным

организаций,

бюджетным

научным

разработанной
учреждением

«Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным
голосованием

12.12.1993,

с

изменениями,

одобренными

в

ходе

общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной
политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской
Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС
основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

7

- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена

Постановлением

Правительства

Российской

Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее –
детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационноправовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и
(или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием,
оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей:
организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного
действия,

лагеря,

организованные

образовательными

организациями,

осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в
каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские
лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские
специализированные

(профильные)

тематической направленности.

лагеря,

детские

лагеря

различной

8

Программа является методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в
детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в
области образования и воспитания.
Программа

создана

с

целью

организации

непрерывного

воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с
общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей
программой воспитания для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе
духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического
направления воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна
реализовываться программа:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и
готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской
идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за
будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических
событий и искажения исторической правды, на основе развития программ
воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания, развитие у
подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб,

9

флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам
Отечества.
«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности
ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному
окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский
коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации, позволяет сформировать
в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства.
Детский

коллектив

объединяет

детей

с

разными

интересами,

потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать
работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми
для каждого ребенка.
«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его
окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки.
Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка.
Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно
через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских
общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО
«Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Общероссийское
общественно-государственное движение детей и молодежи
«Движение

Первых»,

Российское

общество

«Знание»,

Российское

историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по
душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые
проекты организаций.

1

Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники
получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны,
формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и
справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.
Программа

включает

три

раздела:

целевой;

содержательный;

организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.

1

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском
лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия
российского

общества

ценностно-целевые

основы

воспитания

детей

включают духовно-нравственные ценности культуры народов России,
традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента
содержания

воспитания,

реализуемого

на

добровольной

основе,

в

соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и
потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних
детей.
Воспитательная

деятельность

в

детском

лагере

реализуется

в

соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный,
принимающий

судьбу

творческий,
Отечества

компетентный
как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В
соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами

12

Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание
условий для личностного развития, самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи
когнитивной,

воспитания

определены

эмоционально-оценочной,

с

учетом

интеллектуально-

деятельностно-практической

составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-

приобретение

социально

значимых

знаний,

формирование

отношения к традиционным базовым российским ценностям.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
Методологической

основой

Программы

воспитания

являются

антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный
подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на
следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок
имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его
достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

13

- принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей

и

смыслов

воспитания,

разделяемых

всеми

участниками

образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность
следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной

деятельности

ребенка и

взрослого.

Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную
деятельность и события.
Уклад

–

общественный

договор

участников

образовательных

отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий
традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения
сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и
социокультурный контекст.

14

Воспитывающая

среда

–

это

особая

форма

организации

образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными

характеристиками

воспитывающей

среды

являются

ее

насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский
коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал
временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и
закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих
ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в
детском лагере – «Дети-Вожатый».
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод
и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на
основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных

15

религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
-

экологическое

воспитание:

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение

выдающихся

результатов

в

труде,

профессиональной

деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа
жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового
образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ
организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается
роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного
дела);

16

- создание условий для приобретения детьми нового социального
опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом
конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной
активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности
временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий,
секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к
детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную,

посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается
в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность

–

короткий

период

лагерной

смены,

характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой
ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального
окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует
созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным
опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего
окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

17

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках
всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом
ежегодно на предстоящий с учетом направлений воспитательной работы,
установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии
Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию,
формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
1.

Церемония

подъема

(спуска)

Государственного

флага

Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской
Федерации.
Использование

Государственного

флага

и

исполнение

Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии
подъема

(спуска)

Государственного

флага

Российской

Федерации

регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании
государственных

символов

Российской

Федерации

при

обучении

и

воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также
организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия
(спуска)

Государственного

флага

Российской

Федерации»

(Письмо

Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06).
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага

18

Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия)
смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.
2.

Дни

единых

действий,

которые

обязательно

включаются

в

календарный план воспитательной работы и проводятся по единым
федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня – День защиты детей;
6 июня – День русского языка/225 лет со дня
рождения А.С. Пушкина;
12 июня – День России;
22 июня – День памяти и скорби;
3. «Движение Первых»
С целью формирования у обучающихся представления о назначении
Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи
«Движение Первых», о его месте и роли в достижении приоритетных национальных
целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую
деятельность предусмотрены следующие форматы:
- День РДДМ «Движение Первых» (проводится каждую смену).
- Марафон РДДМ «Движение Первых» (3-5 дневный образовательный
модуль по тематике смены).
- Форматы мероприятий, акций от РДДМ в рамках Дней единых
действий (указанных в п.1 данного модуля).
4. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в
воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной
природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные
проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений,
которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый
обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России
прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные
исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также
памятники культуры.
В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных
людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники

19

культуры Отечества.
Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития
каждого гражданина России предусматривает:
- Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности,
которая происходила на благо России.
- Знакомство с наследием народов России в области искусства,
литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра,
балета, кинематографа, мультипликации.
- Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного
пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного
пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги
односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение
культурного наследия своего региона, страны.
5. Просветительский проект «Без срока давности».
Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков,
направлен на формирование их приверженности традиционным российским
духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию,
состраданию, взаимопомощи, чувству долга.
Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта –
показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над
врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их
моральном превосходстве. Предполагаемые форматы участия в проекте:
- Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков
необходимо показать обучающимся важность сохранения памяти о подвигах
наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской
агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов,
которые не имеют срока давности.
- Вовлечение обучающихся старших классов в проект «Без срока
давности»

с

помощью

образовательных

проектов,

в

том

числе

исследовательских.
-

Посещение

мемориальных

комплексов

и

памятных

мест,

20

посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук
нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
6. «Содружество Орлят России».
Цель программы «Содружество Орлят России» (для проведения в
детских лагерях): развитие социально-активной личности ребёнка на основе
духовно-нравственных

ценностей

и

культурных

традиций

многонационального народа Российской Федерации.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия
младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной
активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул.
Программа разработана с учётом:
- возрастных и психофизиологических особенностей младших
школьников;
- ведущих видов деятельности в данном возрасте: игровой и учебной;
- ключевых мотивов поведения младших школьников (интерес к
новым видам деятельности, важность личных достижений, признания,
самоутверждения, сориентированность на взрослого).
7. «Ключевые мероприятия»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия
детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы).
- Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
- Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.

2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД»
Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с
детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда.
Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных

21

в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала
отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского
коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка
времени; максимальный период не превышает14 дней.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были
знакомы ранее.
- Автономность существования: влияние

внешних факторов

уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи,
класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место
жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в
совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до
завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития
временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики
развития лагерной смены.
Реализация

воспитательного

потенциала

отрядной

работы

предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной
среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными
потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и
общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков,

22

исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства,
визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание
периодов развития временного детского коллектива – этапов развития
межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по
выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине
и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым
они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза,
эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому
конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,
выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и др.;
- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода,
огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая
форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное
обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций
и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное
общение, сугубо отрядная форма работы;
- коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы,
направленная

на

создание

нового

продукта

(творческого

продукта)

разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от

23

планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка,
получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как
старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и
общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности:
трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые,
спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность
определенным видом общественного ценного опыта.
2.3. Модуль «Самоуправление»
Реализация

воспитательного

потенциала

системы

детского

самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности,
основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной
деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на
развитие

коммуникативной

ответственности,

формирование

культуры
навыков

детей,

инициативности

общения

и

и

сотрудничества,

поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в
организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным
органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа
творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно
действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет
командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом
самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются
основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят
выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг

24

и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при
взаимодействии с администрацией детского лагеря.
При

формировании

структуры

отрядного

самоуправления

эффективным может оказаться применение метода чередования творческих
поручений (ЧТП).
2.4. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним
из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам,
студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная;
естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурноспортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования
предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной,
отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического
здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение
способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного
отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.

25

Основными составляющими здорового образа жизни являются:
оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,
соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения,
позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью
окружающих, включает:
-

физкультурно-спортивных

мероприятия:

зарядка,

спортивные

соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем
воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными (интересными) людьми - общественными
деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.

2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского
лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды
предусматривает:
- тематическое

оформление интерьера помещений детского лагеря;

- озеленение

территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей,

оборудование

отрядных

мест, оздоровительно-рекреационных зон,

позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого
отдыха;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свою фантазию

26

и

творческие

способности.

жизнедеятельности

Отрядный

отряда,

уголок

–

форма

отражения

постоянно действующая,

информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и
стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает
участие

весь

отряд,

вожатый

является

организатором

и

идейным

вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий
(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и
т.п.);
-

оформление

образовательной,

досуговой

и

спортивной

инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы
костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по
благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка
растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного
оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио
сообщения

(информация,

музыка)

позитивной

духовно-нравственной,

гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение
гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,
фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.

27

2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития
личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных
жизненных

ситуаций

и

влияющих

на

повышение

устойчивости

к

неблагоприятным факторам;
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых
условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по
созданию

в

обеспечения

детском

лагере

безопасности

эффективной

профилактической

жизнедеятельности

как

условия

среды

успешной

воспитательной деятельности;
-

разработку

воспитательных

и

реализацию

мероприятий:

разных

форм

антиалкогольные,

профилактических
против

курения,

безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в
социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения,
культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная
безопасность,

гражданская

оборона,

антитеррористическая,

антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля,

устойчивости

к негативному

воздействию,

групповому

давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления
безопасности

жизнедеятельности

правонарушений,

в

детском

лагере,

профилактики

девиаций, организация деятельности, альтернативной

девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы,
спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе

28

профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и
др.).
2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в
детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным
участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их
компетентности, профессиональной готовности,

увлеченности зависит,

насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью
сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с
вожатого,

раскрывается

через

вожатого.

Все

нормы

и

ценности

актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
-

родительские

возрастных

гостиные,

особенностей

детей,

на

которых

формы

и

обсуждаются

способы

вопросы

доверительного

взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;
- родительские дни (дни посещения родителей), во время которых
родители могут посещать детский лагерь для получения представления о
деятельности детского лагеря;
- творческий отчетный концерт для родителей;
- родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на
которых

обсуждаются

интересующие

родителей

вопросы,

а

осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:

также

29

- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
-

индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.10. Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация»
включает

в

себя

консультирование

профессиональное
по

проблемам

просвещение;
профориентации,

диагностику

и

организацию

профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических
работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную,

но

и

внепрофессиональную

составляющие

такой

деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области
профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы
людей, представляющих эти профессии;
- организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в
работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где

30

ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно- тренировочных
задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.
2.11. Модуль «Детское медиапространство»
Цель детского медиапространства (создание и распространение
текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского
медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых,
целью которого является освещение (через детскую газету, детское радио или
телевидение) наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа

информационно-технической

поддержки

мероприятий,

осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке
интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях
с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю,
информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими
работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для
лагеря вопросы;
- детская киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы,
осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных,
художественных

фильмов,

с

акцентом

на

этическое,

эстетическое,

31

патриотическое просвещение аудитории;
- участие детей в региональных или всероссийских конкурсах детских
медиа.
2.12. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и
значимости очных воспитательных мероприятий для детей.
Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации
воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий,
электронных

информационных

ресурсов,

цифрового

контента

и

технологических средств.
Цифровая среда воспитания предполагает следующее:
- телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;
-

формирование

культуры

информационной

безопасности,

информационной грамотности, противодействие распространению идеологии
терроризма;
- онлайн-мероприятия в официальных группах детского лагеря в
социальных сетях;
- освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в
социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.
2.13. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие
организациями

с

культуры

другими
и

спорта,

образовательными

организациями,

общественными

объединениями,

традиционными религиозными организациями народов России (православие,
ислам, буддизм, иудаизм), разделяющими в своей деятельности цель и задачи
воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых

32

дверей,

государственные,

региональные,

тематические

праздники,

торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций
воспитательной

направленности

при

соблюдении

требований

законодательства Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
детьми,

педагогами

экологической,

с

организациями-партнерами

патриотической,

трудовой

и

благотворительной,

т.д.

направленности,

ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

33

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа

воспитания

реализуется

посредством

формирования

социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания

уклада,

отражающего

готовность

всех

участников

образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и
регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды
совместной деятельности.
Программа, рассчитанная на долгосрочную реализацию, была разработана
с целью совершенствования организации оздоровления, воспитания и
образования детей и подростков в условиях МАОУ СОШ №24.
представляет

собой

модель

деятельности,

раскрывающую

Она

данное

учреждение как систему, адекватную современным требованиям стратегии
развития и воспитания детей в Российской Федерации, способную решать
проблемы

организации

оздоровительно-воспитательного

процесса

с

сохранением всех его функций детского оздоровительного лагеря.
В основе концепции программы МАОУ СОШ №24 лежит осознание
понятия «Детство» как концепта общей культуры человека и общества,
являющего собой общекультурный феномен, который, благодаря наличию
концентрированной и гармонизированной сущности нравственности,
представляет собой духовную ценность.
Программа направлена на создание условий, оказывающих позитивное
воздействие

на

развитие

ребенка

как

личности,

способствующих

формированию духовного и физического развития, идеалов добра и
красоты, этических и нравственных норм, эстетического вкуса, правил
поведения.
Она объединяет в себе различные виды отдыха, оздоровления и воспитания,
способствующие физическому и психическому развитию, поддержанию
творческого и спортивного потенциала, совершенствованию и реализации
творческих способностей путем вовлечения детей, и подростков в
различные формы деятельности с учетом их возрастных особенностей,

34

интересов и потребностей.
Программа учитывает значение личностно значимой деятельности для
социальной самоидентификации детей и предлагает разнообразные формы
и виды направленной деятельности.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ
по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском
демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в
выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми
и взрослыми;
- опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня
развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять
воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в
условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в
которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря:
Уклад лагеря удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания,
отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и её
репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Лагерь располагается в школе, история школы начинается с 1949 года.
Новая школа в п. Сосновке была открыта 1 сентября 2021 года.
В настоящее время обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням
образования: начальное общее образование, основное общее образование,
среднее общее образование. Наша школа - это сельская школа, удаленная от
культурных центров, спортивных школ и школ искусств и т.п. Данные факторы
не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием

35

этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе,
сохраняется бережное отношение к Родине и природе. Круг общения детей
здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием
окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше
формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к
людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в
нашем поселке, учились в этой школе, теперь преподают в ней. Знают
особенности, бытовые условия жизни школьников, что способствует
установлению доброжелательных и доверительных отношений.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления
межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в
общем деле. У нас все на виду, что стимулирует активность учащихся и
учителей. Нет резкой обособленности между детьми разного возраста.
Лагерь удален от города, культурных Центров, но использует в воспитании
цифровые возможности, электронные образовательные платформы. Таким
образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей,
учитываются особенности сельской местности.
Кадровое обеспечение воспитательной деятельности
№
п/п

1.

2.

Функциональные направления деятельности при проведении работ

Должность

Воспитател
ьская
деятельнос
ть

Воспитатель

Организац
ия
физкультур
нооздоровите
льной
работы

Учитель
физкультуры

Функциональные обязанности

Планирование и организация досуговых
мероприятий, культурнопросветительская работа, проведение
лекториев, викторин, интеллектуальных
мероприятий, выполнение режимных
моментов
Планирование и организация спортивной
работы, соревнований по видам спорта,
проведение ежедневных спорт часов.

36

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере
является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую
смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения,
совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
-

принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между детьми и взрослыми;
-

принцип

ориентирующий

развивающего
экспертов

совершенствования

на

характера

осуществляемого

использование

воспитательной

его

деятельности

анализа,

результатов

для

педагогических

работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но в
условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы
и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде
целевых ориентиров:

37

- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-

приобретение

социально

значимых

знаний,

формирование

отношения к традиционным базовым российским ценностям.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает
им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения,
наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью
разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень
важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом
дневнике.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности
детей и взрослых.
Показателем эффективности воспитательной работы является наличие
в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание
сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при
проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений,
экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
-

педагогические:

тестирование,

собеседование,

педагогическое

наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод
самооценки.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.

Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2025 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью
конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого
пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной
работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет
уровни проведения мероприятий.
Год защитника Отечества.
Год посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и борьбе с
нацизмом.
№
п/п

Наименование
мероприятия

1.

День защиты детей;

2 июня

+

2.

6 июня

+

3.

День русского языка/225 лет со
дня рождения А.С. Пушкина
День России

11 июня

+

4.

День памяти и скорби;

20 июня

+

5.

День эколога

5 июня

+

7.

Конкурс – игра «Мир сказок»

8.

Выставка рисунков и викторина
«Любимые герои отечественных
мультфильмов» (к юбилею
киностудии
«Союзмультфильм»)
Игра-путешествие
«Экологический калейдоскоп»

16 июня

+

5 июня

+

День медицинского работника

6 июня

+

9
10

Срок
Уровень проведения
проведен Всероссийск Детский
Отряд
ия
ий/
лагерь
региональн
ый
Модуль «Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»

+

11.

Программа развития
социальной активности
обучающихся начальной
классов «Орлята России»

В течение
смены

+

Модуль «Ключевые мероприятия детского
лагеря»
1.

Торжественное открытие смены

2 июня

+

2.

Литературно-музыкальная
композиция «У Лукоморья»

6 июня

+

4.

Торжественная церемония
подъема государственного
флага Российской Федерации

Важные
ключевые
мероприятия

+

5.

Праздник «Русь, Россия, Родина
моя…»

11 июня

+

23 июня

+

В течение
смены

+

В течение
смены

+

6.

7.

8.

Торжественное закрытие смены
Командная игра «За Победу»

Эстафета «Веселые старты»

Модуль «Отрядная работа»

1.

Проведение огоньков
(знакомства, огонек–анализ дня,
отрядная «свеча», огонек
прощания, тематический
огонек)

В течение
смены

+

Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

1.

2.

3.

Открытие лагеря.
Организационное
мероприятие «Знакомство»
(рассказы детей о себе,
создание отрядов).
Творческая мастерская
(Изготовление отрядных
газет).
Распределение обязанностей в
отрядах, выбор названия,
девиза, отрядной речёвки,
эмблемы.
Работа творческих мастерских

2 июня

+

2 июня

+

В течении
смены

+

4.

5.

Театральная мастерская
«Победа в сердце каждого
живет»
КТД «Азбука безопасного
поведения»

15 июня
23 июня

Модуль «Самоуправление»

1.

Заседания Совета лагеря

По
понедельникам

+

Модуль «Дополнительное образование»

2.

Современные
агробиотехнологии
Центр «Точка роста»

3.

ДЮСШ г. Карпинска

1.

В течение
смены
В течение
смены
В течение
смены

+
+
+

Модуль «Здоровый образ жизни»
1.

Утренняя зарядка. Игры на
свежем воздухе

Ежедневно

+

2.

Плановое обследование
состояния детей

2 июня, 23
июня.

+

В течение
смены

+

3.

Цикл профилактических бесед
«Здоровый образ жизни»

Модуль «Организация предметно-эстетической
среды»
1.

Оформление отрядных
помещений

2.

Разработка и подготовка
дизайна лагерной смены,
атрибутов

Перед сменой

+

2 июня

+

Оформление отрядных уголков

В течение
смены

+

4.

Оформление информационных
стендов

В течение
смены

+

5.

Оформление пространства
проведения событий

В течение
смены

+

6.

Размещение экспозиций
творческих работ детей,
фотоотчетов об интересных
событиях детском лагере

В течение
смены

+

3.

7.

Акция по уборке территории
школьного двора «Чистый
двор»

В течение
смены

+

Модуль «Профилактика и безопасность»
1.

2.

3.

Минутки безопасности
Инструктажи по технике
безопасности, профилактике
детского дорожнотранспортного травматизма,
пожарной безопасности
Плановая тренировочная
эвакуация

Ежедневно

+

В течение
смены

+

Дата
согласование

+

4.

Индивидуальные беседы

По мере
необходимости

5.

Педагогический совет лагеря

В течение
смены

+

+

Модуль «Работа с родителями»

1.

2.

Родительское собрание
«Организация деятельности в
пришкольном летнем лагере
Индивидуальные консультации

май

+

В течение
смены

+

Модуль «Профориентация»
1.

Беседа «Профессии моих
родителей»

09.06.

+

2.

Конкурс рисунков «Когда я
вырасту, я буду работать... »

11.06.

+

Модуль «Социальное партнерство»

1.

Участие представителей
организаций-партнеров в
проведении отдельных
мероприятий

+
В течение
смены

+


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».