РП-Математические-представления-_8.4_

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Отдел образования администрации ГО Карпинск
МАОУ СОШ № 24

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 24
Протокол № 1от 30.08. 2024 г.

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 24
______ О.А. Глухова
Приказ от 30.08 2024 г. № 238-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математические представления»
для обучающихся 1 доп.- 4 классов
с расстройствами аутистического спектра
(Вариант программы 8.4.)

ГО Карпинск
2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления», составлена
с учетом нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
2.Федеральный закон от 31 июля 2020 г № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерством образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014.
3.Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4).
4. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении Санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
7.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8.Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями).
9.Постановление Правительства Свердловской области от 23апреля 2015 г. №
270ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской
области».
10.Устав МАОУ СОШ № 24.
11.Локальные акты образовательной организации.
Программа учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности и
особые образовательные потребности обучающегося с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4).
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми
и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него
использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно
поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением
интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без
специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети
непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным

приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для
решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на
котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать
необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1
ложка растительного масла) и т.п.
Основной целью обучения по предмету «Математические представления» является
формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в
повседневной жизни.
Исходя из основной цели, задачами обучения по предмету «Математические
представления» являются:
1. формирование представлений о форме, величине;
2. формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных
представлений;
3. формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность;
4. формирование способности пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним
подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание
программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и
упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Формы и периодичность контроля
Контроль достижения обучающимися уровня знаний и сформированности
программного материала осуществляется в виде текущего и итогового контроля в
следующих формах: устный опрос (индивидуальный), беседа, практические работы
(создание материального продукта, демонстрация действий и операций).
Система оценки достижения результатов освоения программы
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий и
соотносится с баллами (отметками):
-«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной), «узнает объект» - «отлично» (5 баллов),
-«выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «не всегда узнает объект» - «хорошо» - (4 балла),
-«выполняет действие со значительной физической помощью», «не всегда узнает
объект» - «удовлетворительно» - (3 балла),
-«действие не выполняет», «не узнает объект» - «неудовлетворительно» - (2 балла).
Отметка (2 балла) в журнал не выставляется.

В 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в
четверть) их продуктивной деятельности.
Систематический и регулярный опрос обучающихся, является обязательным видом
работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развѐрнутые объяснения, что
содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания,
к самоконтролю.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в
рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит
от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой
моторики.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в образовательную область
«Математика» учебного плана МАОУ СОШ № 24, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы. Рабочая программа по предмету
«Математические представления» рассчитана в 1доп* классе на 2 часа в неделю, 66 часов
в год; в 1доп** классе на 3 часа в неделю, 99 часов в год; в 1 классе на 3 часа в неделю, 99
часов в год; во 2 классе на 4 часа в неделю, 136 часов в год; в 3 классе на 4 часа в неделю,
136 часов в год, в 4 классе на 4 часа в неделю, 136 часов в год,
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета "Математические представления" представлена следующими
разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о
величине", " Пространственные представления", " Временные представления".
Образовательные задачи раздела "Количественные представления" направлены на
формирование умения различать, сравнивать и преобразовывать множества (один –
много).
Раздел "Представления о форме" предусматривает формирование умения представления
о геометрических формах.
Раздел "Представления о величине" направлен на формирование умения различать и
сравнивать предметы по форме, величине.
Раздел "Пространственные представления" предусматривает формирование умения
ориентации в пространстве.
Основной задачей раздела "Временные представления" является формирование умения
различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и
прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом
деятельности.
Предмет «Математические представления» интегрируется с различными учебными
предметами «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир»,
«Изобразительная деятельность», «Адаптивная физкультура», и направлениями
коррекционно-развивающей области.
В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию
личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых
ценностных установок.

Понижать уровень обучения нужно в случае крайней необходимости, только тогда, когда
учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально
личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
1. Осознание себя как
ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением.
2. Вступать в контакт и работать в коллективе.
3. Обращаться за помощью и принимать помощь.
4. Слушать и понимать инструкцию.
5. Конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
6. Использовать социально-приемлемые формы поведения.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной
предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
К предметным результатам относятся:
Учащиеся должны знать:
1. основные цвета красный и желтый;
2. формы квадрат, круг, куб, шар;
3. величины большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий,
толстый-тонкий, одинаковые, выше-ниже;
4. основные части тела, лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
5. понятия о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну;
6. части суток (утром, днем, вечером и ночью);
7. погодные явления (холодно, тепло, идет дождь, идет снег);
8. времена года: лето и зима, весна и осень;
9. понятия: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине,
дальше - ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед
– назад;
10. понятия: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине,
дальше - ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед
– назад; 11. цифры 1,2,3.
Учащиеся должны уметь:
1. осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по
подражанию, по образцу);
2. выделять солнце и луну в природе и по иллюстрациям;
3. выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (квадрат, круг), величины
(большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа
«Найди такой же...»), по образцу и по словесной инструкции;

осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, круг, шар) по подражанию
действиям педагога, образцу и по словесной инструкции;
5. производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты);
6. перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции
и самостоятельно;
7. показывать на себе и на кукле основные части тела, лица (руки, ноги, голова, глаза, нос,
уши и т. п.);
8. перемещать различные предметы вперед и назад по полу, но поверхности стола по
подражанию действий взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
9. соотносить цифры 1,2,3 с соответствующим количеством пальцев и предметов,
объемных и плоскостных моделей.
10. прорисовывать цифры по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепить из
пластилина, конструировать цифры из проволоки.
4.

К предметным результатам относятся:
Учащиеся должны знать:
1. количественные понятия: («один», «много», «мало», «пусто»);
2. цвет: красный, синий, жѐлтый, зелѐный;
3. отрезок числового ряда 1–3 (1–5, 0–5);
4. состав числа 2,3,4, …5 из двух слагаемых;
5. геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, точка, линия
(прямая, ломаная) отрезок;
6. величины
большой-маленький,
длинный-короткий,
высокий-низкий,
широкийузкий, толстый-тонкий, одинаковые, выше-ниже;
7. название времени года: лето, зима, весна, осень; (показ на картинке);
8. части суток (утро, ночь);
9. погодные явления (холодно, тепло, идет дождь, идет снег);
10. части тела человека;
11. понятия верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука
(нога);
12. понятия близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу).
Учащиеся должны уметь:
1. разъединять и объединять множества, сравнивать множества с пересчетом;
2. преобразовывать множества (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств);
3. пересчитывать предметы по единице;
4. узнавать цифры, соотносить количество предметов с числом, обозначать числа
цифрой, писать цифры;
5. определять место числа (от 0 до 5) в числовом ряду, считать в прямой (обратной)
последовательности;
6. производить сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5,
записывать арифметические примеры на увеличение (уменьшение) на одну
(несколько) единиц в пределах 5;
7. решать задачи на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5,
записывать решения задачи в виде арифметического примера; решать задачи на
уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5;
8. соотносить количество 1,2,3,4,5 с количеством пальцев;
9. соотносить формы предмета с геометрическими телами, фигурой;

10. различать предметы по цвету, форме, величине; (по подражанию);
11. выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объѐмными формами из
детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик»,
«крыша»); 12. складывать фигуры из счѐтных палочек по подражанию и по
показу;
13. складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или
горизонтали;
14. чертить прямую, волнистую линию по подражанию, самостоятельно;
15. понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми,
поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
16. сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из
строительного, природного и бросового материала;
17. штриховать, обводить по трафарету, контурной линией геометрические фигуры;
18. строить по точкам и рисовать геометрические фигуры;
19. ориентироваться в пространстве в заданном направлении, на плоскости, определять
месторасположение предметов в ряду.
К предметным результатам относятся:
Учащиеся должны знать:
1. количественные понятия: («один», «много», «мало», «пусто»);
2. цвет: красный, синий, жѐлтый, зелѐный, белый, черный;
3. отрезок числового ряда от 1–10, 0–10;
4. состав числа 2,3,4, …10 из двух слагаемых;
5. геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, точка, линия
(прямая, ломаная) отрезок;
6. величины большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкийузкий, толстый-тонкий, одинаковые, выше-ниже;
7. название времени года: лето, зима, весна, осень; (показ на картинке);
8. части суток (утро, день, вечер, ночь);
9. погодные явления (холодно, тепло, идет дождь, идет снег);
10. части тела человека;
11. понятия верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая)
рука (нога, сторона тела);
12. понятия близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу),
впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре.
Учащиеся должны уметь:
1. разъединять и объединять множества, сравнивать множества без пересчета, с
пересчетом;
2. преобразовывать множества (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств);
3. пересчитывать предметы по единице, вести счет равными числовыми группами
(по 2, по 3, по 5);
4. узнавать цифры, соотносить количество предметов с числом, обозначать числа
цифрой, писать цифры;
5. определять место числа (от 0 до 10) в числовом ряду, считать в прямой (обратной)
последовательности;

производить сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 10,
записывать арифметические примеры на увеличение (уменьшение) на одну
(несколько) единиц в пределах 10;
7. решать задачи на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10,
записывать решения задачи в виде арифметического примера; решать задачи на
уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10;
8. соотносить количество 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 с количеством пальцев;
9. соотносить формы предмета с геометрическими телами, фигурой;
10. различать предметы по цвету, форме, величине; (по подражанию);
11. имитировать действия, соответствующие действиям людей, животных и растений
в разные части суток (по подражанию действиям взрослых, по образу, а по
возможности, по словесной инструкции);
12. выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объѐмными формами из
детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик»,
«крыша»); 13. складывать фигуры из счѐтных палочек по подражанию и по
показу;
14. складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или
горизонтали;
15. чертить прямую, волнистую линию по подражанию, самостоятельно;
16. понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми,
поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
17. сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из
строительного, природного и бросового материала;
18. штриховать, обводить по трафарету, контурной линией геометрические фигуры;
19. строить по точкам и рисовать геометрические фигуры;
20. ориентироваться в пространстве в заданном направлении, на плоскости,
определять месторасположение предметов в ряду. К предметным результатам
относятся:
6.

Содержание учебного предмета 1 доп* класс
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств
(увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление
о числовой последовательности. Пересчет предметов.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение
предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по
убыванию,
по
возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение
предметов по длине.
Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых
геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»,
«призма», «параллелепипед»). Соотнесение объемного геометрического тела с
плоскостной геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма –
треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим
телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник»,
«квадрат», «прямоугольник», «круг»)
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, над, под, право, лево).
Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом»,
«далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в
пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо»,
«влево»).
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с
временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление
последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до
получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и
концом деятельности.

1 доп** класс
Количественные представления.
Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Графическое
изображение цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение
задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько
единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о
денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение
предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью
мерных инструментов.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых
геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»,
«призма», «параллелепипед»). Соотнесение объемного геометрического тела с
плоскостной геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма –
треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим
телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник»,
«квадрат», «прямоугольник», «круг»)
Пространственные представления.
Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая
сторона»). Конструирование предмета из двух и нескольких частей. Составление
разрезных картинок из 2-х и более частей. Составление ряда из предметов или
изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с
временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление
последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до
получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и
концом деятельности.

1 класс
Количественные представления.
Понимание понятия о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше,
поровну.
Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне),
ориентируясь на признак цвета (красный и желтый), формы (прямоугольник, треугольник,
квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов.
Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, прикладывая или
накладывая одно количество предметов или картинок на другое.
Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества.
Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с
пальцами, другими предметами без пересчета (педагог учит детей прикасаться к каждому
предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая детей к
последовательному пересчету количества предметов).
Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет
(один – много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, ориентируясь на
слово, названное учителем).
Выделение одного – множества предметов на основе тактильного обследования по
типу игры «Чудесный мешочек».
Узнавание и выделение цифр 1,2,3.
Соотнесение цифр 1,2,3 с соответствующим количеством пальцев и предметов,
объемных и плоскостных моделей.
Обучение прорисовыванию
цифры
по
трафарету, по
опорным
точкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из проволоки.
Представления о величине.
Понимание понятия о величине: большой – маленький, длинный – короткий,
высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длиннее – короче, одинаковые,
выше – ниже, шире – уже.
Определение величины большой – маленький, пользуясь приемами наложения и
приложения, проведение проверки правильности выполнения.
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью
совместных действий, действий по подражанию) изображения различной величины.
Представление о форме.
Знать геометрический материал: круг, квадрат, треугольник.
Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Игры с различными строительными наборами (например, «Цветные шары»,
«Цветные кубики», «Цвет и форма»).

Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу
и по словесной инструкции.
Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).
Соотнесение плоскостных и объемных фигур (игры «Где чей домик», «Коробка
форм»).
Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур.
Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно
со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно), называние и показ их.
Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно со взрослым или с
некоторой помощью взрослого).
Пространственные представления.
Знать понятия: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за,
посередине, дальше - ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди –
позади, вперед – назад.
Соотнесение предметов по количеству в пределе 3 без называния чисел (один к
одному) путем наложения и приложения.
Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая
интервалы.
Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной
инструкции и самостоятельно.
Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши).
Показ и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется
кукла крупных размеров, по мере формирования представлений педагог предлагает
учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кот, собака, медведь).
Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и
соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений
типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются».
Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на
изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку)
по подражанию действиям взрослого, по образу и по словесной инструкции.
Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по
подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
Временные представления.
Знать части суток (утро, ночь).
Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в
процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по
наблюдениям в природе, по изображениям на картинках), контрастных времен года: лето
и зима, весна и осень.
2 класс
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Сравнение множеств (с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5) .
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа
цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда (1–5) . Определение места
числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав
числа 2,3,4, …5 из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в
пределах 5. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну
(несколько) единиц в пределах 5. Решение задач на увеличение на одну (несколько)
единиц в пределах 5. Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение
задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по
величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления),
«на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных
предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Представление о форме.
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная) отрезок. Соотнесение геометрической
формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону
(трафарету, контурной линии).
Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, круг).
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке,
изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука
(нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу). Перемещение в
пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева,
верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа,
верхний (нижний) правый (левый) угол.
Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление ряда из предметов (изображений): слева- направо, снизу-вверх, сверху-вниз.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после,
за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Знать части суток (утро, ночь).
Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в
процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям
в природе, по изображениям на картинках), контрастных времен года: лето и зима, весна и
осень.
3 класс
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5) .
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа
цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1–3 (1–5, 1–10, 0–10) .
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности. Состав числа 2,3,4, …10 из двух слагаемых. Сложение (вычитание)
предметных множеств в пределах 5(10). Запись арифметического примера на увеличение
(уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) . Решение задач на увеличение
на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде
арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в
пределах 5 (10).
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по
величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления),
«на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных
предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов
по длине.
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение
предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
Представление о форме.
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная) отрезок. Соотнесение геометрической
формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону
(трафарету, контурной линии).
Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия
отрезок, круг). Измерение отрезка.

Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке,
изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука
(нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа,
слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо,
влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа,
слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть
листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.
Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление ряда из предметов (изображений): слева- направо, снизу-вверх, сверху-вниз.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после,
за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Знать части суток (утро, день).
Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в
процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям
в природе, по изображениям на картинках), контрастных времен года: лето и зима, весна и
осень.
4 класс
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5) .
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа
цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1–3 (1–5, 1–15, 0–15) .
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности. Состав числа 2,3,4, …10 из двух слагаемых. Сложение
(вычитание) предметных множеств в пределах 5(10). Запись арифметического примера
на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (15) . Решение
задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (15). Запись решения
задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну
(несколько) единиц в пределах (15).
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по
величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления),
«на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных
предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов
по длине.

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение
предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков,
длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме.
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная) отрезок. Соотнесение геометрической
формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону
(трафарету, контурной линии).
Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия
отрезок, круг). Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке,
изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука
(нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа,
слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо,
влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа,
слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть
листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.
Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Составление ряда из предметов (изображений): слева- направо, снизу-вверх, сверху-вниз.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после,
за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Знать части суток (утро, день, вечер, ночь).
Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в
процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям
в природе, по изображениям на картинках), контрастных времен года: лето и зима, весна и
осень.

Учебно-тематическое планирование
1 доп* класс
№

Раздел
программ
ы

Количество
часов по
четвертям

1 2 3 4

1

2
3
4

«Количест
венные
представле
ния»
«Представ
ления о
форме»
«Представ
ления о
величине».
«Простран
ственные
представле
ния»

4 4 5 4

3 3 3 3
4 3 4 3
4 5 5 4

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы учебного курса
Предметные
Базовые учебные действия
Личност
ные
Познав Регуляти
Коммуни
вные
кативные
ательны
е

Виды
деятель
ности
обучаю
щихся

Учащиеся
выделят
должны знать: ь

Знакомс
тво с
видами
деятель
ности.
Действи
яс
игрушк
ами
разной
формы.

основные
цвета красный,
синий,
зеленый,
желтый;
величины
большоймаленький,
длинныйкороткий,
высокийнизкий,

существ
енные,
общие и
отличит
ельные
свойств
а
предмет
ов.
делать
простей

входить и
выходить
из
учебного
помещени
я со
звонком

вступать в
контакт и
работать в
коллективе
(учитель ученик,
ученик ученик,
ориентиро ученик ваться в
класс,
пространс
учителькласс).
тве класса
(зала,
использова ть
учебного
принятые

Осознани
е себя как
ученика,
заинтерес
ованного
посещени
ем
школы,
обучение
м.
Вступать
в контакт
и

Осмысл
ивают,

5

«Временн
ые
представле
ния»

1 1 1 2

широкийузкий,
толстыйтонкий,
одинаковые,
выше-ниже;
основные
части
тела,
лица
(руки,
ноги, голова,
глаза,
нос,
уши и т. п.);
понятия
о
количестве: м
ного,
мало,
столько
же,
один, больше,
мень
ше,
поровну;
части
суток
(утро, ночь);
погодные
явления
(холодно,
тепло,
идет
дождь, идет
снег); времена
года: лето и
зима, весна и
осень;
понятия:
верхний
–
нижний,
правый
–
левый, рядом,
около, между,
за,
посередине,
дальше - ближе,
вверху – внизу,
выше

шие
обобще
ния.
пользов
аться
знаками
,
символа
ми,
предмет
ами
замести
телями.
наблюд
ать;
работат
ьс
информ
ацией
(понима
ть
изображ
ение,
текст,
устное
высказы
вание,
элемент
арное
схемати
ческое
изображ
ение,
таблицу
,
предъяв
ленные

помещени
я)
пользоват
ься
учебной
мебелью
адекватно
использов
ать
ритуалы
школьног
о
поведения
(поднимат
ь руку,
вставать и
выходить
из-за
парты и т.
д.)
работать с
учебными
принадле
жностями
(инструме
нтами,
спортивн
ым
инвентаре
м) и
организов
ывать
рабочее
место
принимат

ритуалы
социальног
о
взаимодей
ствия с
однокласс
никами и
учителем.
обращатьс
я за
помощью и
принимать
помощь.

работать
в
коллектив
е.
Обращать
ся за
помощью
и
принимат
ь помощь.
Слушать
и
понимать
инструкц
ию.
Конструк
тивно
взаимодей
ствовать с
окружаю
щими
людьми.
Использо
вать
социально
приемлем
ые формы
поведения
.

запомин
ают.
Работа
ют с
трафаре
тами.
Раскра
шивают
, делают
штрихо
вку.
Работа с
трафаре
тами.
Работа с
наглядн
ым
материа
лом.
Работа в
тетради.

–
ниже,
справа – слева,
впереди –
позади, вперед
– назад;
понятия:
верхний –
нижний,
правый –
левый, рядом,
около, между,
за,
посередине,
дальше - ближе,
вверху
–
внизу,
выше – ниже,
справа – слева,
впереди –
позади, вперед
– назад; цифры
1,2,3.

на
бумажн
ых и
электро
нных и
других
носител
ях)

ь цели и
произволь
но
включатьс
яв
деятельно
сть,
следовать
предложе
нному
плану и
работать в
общем
темпе
активно
участвова
ть в
деятельно
сти
соотносит
ь свои
действия и
их
результат
ыс
заданным
и
образцами
,
корректир
овать свою
деятельно
сть с
учетом
выявленн
ых
недочетов
передвига
ться по
школе,
находить
свой класс,
другие
необходи
мые
помещени
я.

Итого:

16 16 18 16

Учебно-тематическое планирование

1 доп** класс
№

Виды
Раздел Количество
Планируемые результаты освоения обучающимися
деятель
программ часов по
программы учебного курса
ы
четвертям Предметные
Базовые учебные действия
Личност ности
обучаю
ные
Познав Регуляти
Коммуни
1 2 3 4
щихся
вные
кативные
ательны
е

1

«Количест
венные
представле
ния»
«Представ
ления о
форме»
«Представ
ления о
величине».
«Простран
ственные
представле
ния»

2
3
4

6 6 7 6

4 5 5 5
6 5 5 5
7 6 7 6

выделят
ь
существ
енные,
основные цвета
красный, синий,
общие и
зеленый, желтый;
отличит
величины
ельные
большоймаленький, свойств
длинныйкороткий,
а
высокийнизкий,
предмет
широкийов.
Учащиеся должны
знать:

узкий,
толстыйтонкий,
одинаковые, вышениже;
основные

входить и
выходить
из
учебного
помещени
я со
звонком

вступать в
контакт и
работать в
коллективе
(учитель ученик,
ученик ученик,
ориентиро ученик ваться в
класс,
пространс
учителькласс).
тве класса
(зала,
делать
использова ть
простей учебного принятые

Осознани
е себя как
ученика,
заинтерес
ованного
посещени
ем
школы,
обучение
м.
Вступать
в контакт
и

Знакомс
тво с
видами
деятель
ности.
Действи
яс
игрушк
ами
разной
формы.
Осмысл
ивают,

5

«Временн
ые
представле
ния»

1 1 1 2

части тела, лица
(руки,
ноги,
голова, глаза, нос,
уши и т. п.);
понятия
о
количестве:
м
ного,
мало,
столько же, один,
больше, мень ше,
поровну;
части
суток (утро, ночь);
погодные явления
(холодно,
тепло,
идет дождь, идет
снег);
времена
года: лето и зима,
весна и осень;
понятия: верхний –
нижний, правый –
левый,
рядом,
около, между,
за,
посередине, дальше
- ближе, вверху –
внизу, выше

шие
обобще
ния.
пользов
аться
знаками
,
символа
ми,
предмет
ами
замести
телями.
наблюд
ать;
работат
ьс
информ
ацией
(понима
ть
изображ
ение,
текст,
устное
высказы
вание,
элемент
арное
схемати
ческое
изображ
ение,
таблицу
,
предъяв
ленные

помещени ритуалы
социальног
я)
о
пользоват взаимодей
ься
ствия с
учебной
однокласс
мебелью
никами и
учителем.
адекватно
использов обращатьс
ать
я за
ритуалы
помощью и
школьног принимать
о
помощь.
поведения
(поднимат
ь руку,
вставать и
выходить
из-за
парты и т.
д.)
работать с
учебными
принадле
жностями
(инструме
нтами,
спортивн
ым
инвентаре
м) и
организов
ывать
рабочее
место
принимат

работать
в
коллектив
е.
Обращать
ся за
помощью
и
принимат
ь помощь.
Слушать
и
понимать
инструкц
ию.
Конструк
тивно
взаимодей
ствовать с
окружаю
щими
людьми.
Использо
вать
социально
приемлем
ые формы
поведения
.

запомин
ают.
Работа
ют с
трафаре
тами.
Раскра
шивают
, делают
штрихо
вку.
Работа с
трафаре
тами.
Работа с
наглядн
ым
материа
лом.
Работа в
тетради.

–
ниже,
справа – слева,
впереди –
позади, вперед
– назад;
понятия:
верхний –
нижний,
правый –
левый, рядом,
около, между,
за,
посередине,
дальше - ближе,
вверху
–
внизу,
выше – ниже,
справа – слева,
впереди –
позади, вперед
– назад; цифры
1,2,3.

на
бумажн
ых и
электро
нных и
других
носител
ях)

ь цели и
произволь
но
включатьс
яв
деятельно
сть,
следовать
предложе
нному
плану и
работать в
общем
темпе
активно
участвова
ть в
деятельно
сти
соотносит
ь свои
действия
и их
результат
ыс
заданным
и
образцами
,
корректир
овать
свою
деятельно
сть с
учетом
выявленн
ых
недочетов
передвига
ться по
школе,
находить
свой
класс,
другие
необходи
мые
помещени
я.

Итого:

2 2 2 2
4 3 5 4

Учебно-тематическое планирование 1 класс
№

1
2
3
4
5

Раздел
программы

«Количественные
представления»
«Представления о
форме»
«Представления о
величине».
«Пространственны
е представления»
«Временные
представления»

Количество
часов по
четвертям

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметные

1

2

3

4

6

6

7

6

4

5

5

5

6

5

5

5

7

6

7

6

1

1

1

2

Базовые учебные действия
Познавательные

Учащиеся должны
знать:
основные
цвета
красный,
синий,
зеленый,
желтый;
величины
большоймаленький, длинныйкороткий,
высокийнизкий,
широкийузкий, толстый-тонкий,
одинаковые,
вышениже; основные части
тела, лица (руки, ноги,
голова, глаза, нос, уши
и т. п.); понятия о
количестве:
много,
мало, столько же, один,
больше, меньше,
поровну;
части суток (утро,
ночь); погодные
явления (холодно,
тепло, идет дождь, идет
снег); времена года:
лето и зима, весна и
осень; понятия:
верхний – нижний,
правый – левый, рядом,
около, между, за,
посередине, дальше ближе, вверху – внизу,
выше – ниже, справа –
слева, впереди –
позади, вперед – назад;
понятия: верхний –

выделять
существенные ,
общие и
отличительны е
свойства
предметов.
делать
простейшие
обобщения.
пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями
.
наблюдать;
работать с
информацией
(понимать
изображение,
текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленны
е на
бумажных
и
электронных и
других

Регулятивные
входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком
ориентироваться в
пространстве
класса (зала,
учебного
помещения)
пользоваться
учебной мебелью
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и
выходить из-за
парты и т. д.)
работать с
учебными
принадлежностям
и
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать
рабочее место

Личностные

Коммуникативны
е

Виды
деятельности
обучающихс
я

вступать в контакт
и работать в
коллективе
(учитель - ученик,
ученик - ученик,
ученик - класс,
учитель-класс).

Осознание себя
как
ученика,
заинтересованног
о
посещени
ем школы,
обучением.

Знакомство с
видами
деятельности.
Действия с
игрушками
разной
формы.

использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.

Вступать в
контакт и
работать в
коллективе.

Осмысливают,
запоминают.

обращаться за
помощью и
принимать помощь.

Обращаться за
помощью и
принимать
помощь.
Слушать и
понимать
инструкцию.
Конструктивно
взаимодействоват
ь с окружающими
людьми.
Использовать
социально
приемлемые
формы
поведения.

Работают с
трафаретами.
Раскрашивают
, делают
штриховку.
Работа с
трафаретами.
Работа с
наглядным
материалом.
Работа в
тетради.

нижний, правый –
левый, рядом, около,
между, за, посередине,
дальше -

ближе, вверху – внизу,
выше – ниже, справа –
слева, впереди –
позади, вперед – назад;
цифры 1,2,3.

носителях)

принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе
активно
участвовать в
деятельности
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
корректировать
свою деятельность
с учетом
выявленных
недочетов
передвигаться по
школе, находить
свой класс, другие
необходимые
помещения.

Итого:

2
4

2
3

2
5

2
4

Учебно-тематическое планирование 2 класс

№ Раздел программы

1
2
3
4
5

«Количественные
представления»
«Представления о
форме»
«Представления о
величине».
«Пространственные
представления»
«Временные
представления»

Количество
часов по
четвертям

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметные

Познавательные

1

2

3

4

8

8

10

8 количественные

7

7

9

7 («один»,

8

7

9

7

7

7

9

7

2

2

4

понятия:

3

Базовые учебные действия

«много», «мало»,
«пусто»);
цвет:
красный,
синий, жѐлтый,
зелѐный;
отрезок
числового ряда
1–5; состав
числа 2,3,4, …5
из двух
слагаемых;
геометрические
фигуры: круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник,
точка, линия
(прямая,
ломаная)
отрезок;
величины
большоймаленький,
длинныйкороткий,
высокий-низкий,
широкий-узкий,
толстый-тонкий,
одинаковые,

выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов.
делать
простейшие
обобщения.
пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями.
наблюдать;
работать с
информацией
(понимать
изображение,
текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные
на бумажных и
электронных и
других

Регулятивные
входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком
ориентироваться в
пространстве
класса (зала,
учебного
помещения)
пользоваться
учебной мебелью
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и
выходить из-за
парты и т. д.)
работать с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать

Личностные

Виды
деятельности
обучающихся

Коммуникативные
вступать в контакт и
работать в
коллективе (учитель
- ученик, ученик ученик, ученик класс, учителькласс).
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.
обращаться
помощью
принимать
помощь.

за
и

Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением.

Знакомство с
видами
деятельности.
Действия с
игрушками
разной формы.

Вступать в
контакт и работать
в коллективе.

Осмысливают,
запоминают.

Обращаться за
помощью и
принимать
помощь.
Слушать и
понимать
инструкцию.
Конструктивно
взаимодействовать
с окружающими
людьми.
Использовать
социально
приемлемые
формы поведения.

Работают с
трафаретами.
Раскрашивают,
делают
штриховку.
Работа с
трафаретами.
Работа с
наглядным
материалом.
Работа в
тетради.

выше-ниже;
название
времени года:
лето, зима, весна,
осень; (показ на
картинке);
части суток
(утро, ночь);
погодные
явления
(холодно, тепло,
идет дождь, идет
снег);
части тела
человека;
понятия верх
(вверху), низ
(внизу), перед
(спереди), зад
(сзади), правая
(левая) рука
(нога); понятия
близко (около,
рядом, здесь),
далеко (там),
сверху
(вверху), снизу
(внизу), впереди,
сзади, справа,
слева.

Итого:

носителях)

рабочее место
принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе
активно
участвовать в
деятельности
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
корректировать
свою деятельность
с учетом
выявленных
недочетов
передвигаться по
школе, находить
свой класс, другие
необходимые
помещения.

32 31 41 32

Учебно-тематическое планирование 3 класс

№ Раздел программы

1
2
3
4
5

«Количественные
представления»
«Представления о
форме»
«Представления о
величине».
«Пространственные
представления»
«Временные
представления»

Количество
часов по
четвертям

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметные

Познавательные

1

2

3

4

8

8

10

8 количественные

7

7

9

7

8

7

9

7

7

7

9

7

2

2

4

3

Базовые учебные действия

понятия:
(«один»,
«много», «мало»,
«пусто»);
цвет:
красный,
синий, жѐлтый,
зелѐный;
отрезок
числового ряда
1–10;
состав
числа
2,3,4,
…10 из двух
слагаемых;
геометрические
фигуры: круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник,
точка, линия
(прямая,
ломаная)
отрезок;
величины
большоймаленький,
длинныйкороткий,
высокий-низкий,
широкий-узкий,
толстый-тонкий,
одинаковые,

выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов.
делать
простейшие
обобщения.
пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями.
наблюдать;
работать с
информацией
(понимать
изображение,
текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные
на бумажных и
электронных и
других

Регулятивные
входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком
ориентироваться в
пространстве
класса (зала,
учебного
помещения)
пользоваться
учебной мебелью
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и
выходить из-за
парты и т. д.)
работать с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать

Личностные

Виды
деятельности
обучающихся

Коммуникативные
вступать в контакт и
работать в
коллективе (учитель
- ученик, ученик ученик, ученик класс, учителькласс).
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.
обращаться за
помощью и
принимать помощь.

Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением.

Знакомство с
видами
деятельности.
Действия с
игрушками
разной формы.

Вступать в
контакт и работать
в коллективе.

Осмысливают,
запоминают.

Обращаться за
помощью и
принимать
помощь.
Слушать и
понимать
инструкцию.
Конструктивно
взаимодействовать
с окружающими
людьми.
Использовать
социально
приемлемые
формы поведения.

Работают с
трафаретами.
Раскрашивают,
делают
штриховку.
Работа с
трафаретами.
Работа с
наглядным
материалом.
Работа в
тетради.

выше-ниже;
название
времени года:
лето, зима, весна,
осень; (показ на
картинке);
части суток
(утро, день);
погодные
явления
(холодно, тепло,
идет дождь, идет
снег);
части тела
человека;
понятия верх
(вверху), низ
(внизу), перед
(спереди), зад
(сзади), правая
(левая) рука
(нога); понятия
близко (около,
рядом, здесь),
далеко (там),
сверху
(вверху), снизу
(внизу), впереди,
сзади, справа,
слева.

Итого:

носителях)

рабочее место
принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе
активно
участвовать в
деятельности
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
корректировать
свою деятельность
с учетом
выявленных
недочетов
передвигаться по
школе, находить
свой класс, другие
необходимые
помещения.

32 31 41 32

Учебно-тематическое планирование 4 класс

№ Раздел программы

1

2
3
4

«Количественные
представления»

«Представления о
форме»
«Представления о
величине».
«Пространственные
представления»

Количество
часов по
четвертям

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметные

Познавательные

1

2

3

4

8

8

10

8 количественные

7

7

9

7

8

7

9

7

7

7

9

7

Базовые учебные действия

понятия:
(«один»,
«много», «мало»,
«пусто»);
цвет:
красный,
синий, жѐлтый,
зелѐный;
отрезок
числового ряда
1–15;
состав
числа
2,3,4,
…15 из двух
слагаемых;
геометрические
фигуры: круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник,

выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов.
делать
простейшие
обобщения.
пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями.
наблюдать;
работать с
информацией
(понимать

Регулятивные
входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком
ориентироваться в
пространстве
класса (зала,
учебного
помещения)
пользоваться
учебной мебелью
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку,

Личностные

Виды
деятельности
обучающихся

Коммуникативные
вступать в контакт и
работать в
коллективе (учитель
- ученик, ученик ученик, ученик класс, учителькласс).
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.
обращаться за
помощью и
принимать помощь.

Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением.

Знакомство с
видами
деятельности.
Действия с
игрушками
разной формы.

Вступать в
контакт и работать
в коллективе.

Осмысливают,
запоминают.

Обращаться за
помощью и
принимать
помощь.
Слушать и
понимать
инструкцию.

Работают с
трафаретами.
Раскрашивают,
делают
штриховку.
Работа с
трафаретами.

5

«Временные
представления»

2

2

4

3 точка, линия

(прямая,
ломаная)
отрезок;
величины
большоймаленький,
длинныйкороткий,
высокий-низкий,
широкий-узкий,
толстый-тонкий,
одинаковые,

изображение,
текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные
на бумажных и
электронных и
других

вставать и
выходить из-за
парты и т. д.)
работать с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать

Конструктивно
взаимодействовать
с окружающими
людьми.
Использовать
социально
приемлемые
формы поведения.

Работа с
наглядным
материалом.
Работа в
тетради.

выше-ниже;
название
времени года:
лето, зима,
весна, осень;
(показ на
картинке); части
суток (утро,
день, вечер,
ночь);
погодные
явления
(холодно, тепло,
идет дождь, идет
снег);
части тела
человека;
понятия верх
(вверху), низ
(внизу), перед
(спереди), зад
(сзади), правая
(левая) рука
(нога); понятия
близко (около,
рядом, здесь),
далеко (там),
сверху
(вверху), снизу
(внизу), впереди,
сзади, справа,
слева.

Итого:

32 31 41 32

носителях)

рабочее место
принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе
активно
участвовать в
деятельности
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
корректировать
свою деятельность
с учетом
выявленных
недочетов
передвигаться по
школе, находить
свой класс, другие
необходимые
помещения.

Материально-техническое обеспечение6 образовательной деятельности
Учебные пособия:
1. «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение»,
1984г.;
2. Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
А.А. Хилько, Б.Л. Мершон. М, «Просвещение», 1987г.;
3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Математика. 1 класс. В 2-х частях.
4. Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
Методические пособия:
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью»
под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
2. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».
Маллер
А.Р., Цикото
Г.В. М.,
«Академия», 2003 год. 3. Методика
преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М.,
«Владос», 2001.
4.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2007г .
5.
«Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» авторсоставитель Т.М. Головкина г. Переяславль, 2007 г.
Наглядные средства:
-различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
-наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
- наборы предметных картинок;
- образцы начертания рукописных цифр;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- - классная доска с набором креплений для картинок, постеров.
-материал с различными заданиями для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
-счеты, счетные палочки, раздаточный материал; -математические веера.
Интернет ресурсы:
1. Российский образовательный портал www.school.edu.ru.
2.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».