РП-Изобразительная-деятельность-_8.4_

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Отдел образования администрации ГО Карпинск
МАОУ СОШ № 24

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 24
Протокол № 1от 30.08. 2024 г.

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 24
______ О.А. Глухова
Приказ от 30.08 2024 г. № 238-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительная деятельность»
для обучающихся 1 доп.- 4 классов
с расстройствами аутистического спектра
(Вариант программы 8.4.)

ГО Карпинск
2024

1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовые документы
Рабочая программа для 1 доп.- 4 классов по учебному предмету «Изобразительная
деятельность», составлена с учетом нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
2.Федеральный закон от 31 июля 2020 г № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Министерством образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014.
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
4. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении Санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
7.Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
8.Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими
изменениями и дополнениями).
9.Постановление Правительства Свердловской области от 23апреля 2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области».
10.Устав МАОУ СОШ № 24.
11.Локальные акты образовательной организации.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
-развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться
инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение
изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих
способностей.

1.2 Формы и периодичность контроля
Контроль достижения обучающимися уровня знаний и сформированности программного
материала осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах:
практические работы (демонстрация действий и операций).

1.3.Система оценки достижения результатов освоения программы
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с РАС адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования осуществляется образовательным
учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.4.)
должно
быть
достижение
результатов
освоения
специальной
индивидуальной
общеобразовательной программы.
Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения
обучающимся специальной индивидуальной общеобразовательной программы, отражающую
взаимодействие следующих компонентов образования:
•
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
•
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
•
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребѐнка рекомендуется
применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет
представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно
контактирующих с ребѐнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является
выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненных компетенций. Основой
служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его личности. Результаты
анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки,
характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
1.4.Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «» включен в образовательную область «Искусство» учебного плана
МАОУ СОШ № 24, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
для обучающихся с РАС (Вариант программы 8.4.) В учебном плане школы на изучение
предмета «Изобразительная деятельность» отводится 3 часа в неделю: в 1 доп. - 1 классах по 99
часов, во 2, 3 и 4 классах по 102 часа в год. Программа рассчитана на 6 лет обучения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с РАС. Вместе с
формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается
эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительнодвигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют
возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету
изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет
включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых
техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много
положительных эмоций
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у
ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его
творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному
отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах.
Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим
людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации,
формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной
деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности,

например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик,
календарей, блокнотов и др. Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу,
по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению,
воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного
искусства.
3. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Личностные результаты:
•
• формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски,
кисточка, тампоны и трафареты)
•
формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные
режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
•
проявлять интерес к изобразительному искусству
•
развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески •
развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и
окружающему миру
Регулятивные УД:
•
Учить понимать учебную задачу
•
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
•
Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под
руководством учителя
•
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
•
Проверять работу, сверяясь с образцом
Познавательные УД:
•
Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
•
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
•
Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя
•
Группировать предметы на основе существенных признаков (1-2) с помощью учителя
•
Формировать приемы pa6oты с различными графическими материалами
•
Наблюдать за природой и природными явлениями

•
Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
Коммуникативные УД:
•
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
•
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях
(красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
•
Оформлять свои мысли в устной речи
•
Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
•
Слушать и понимать речь других
•
Уметь работать в паре
•
Умение отвечать на вопросы различного характера
Предметные результаты
1-й уровень (базовый)
•
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
•
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
•
Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов,
подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
•
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково
•
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
•
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
•
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
•
узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого
объекта
•
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
•
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
•
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки
вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
•
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление
штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
•
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
•
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с
известными геометрическими формами с помощью учителя;
•
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
•
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений,
известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
2-й уровень (минимально необходимый):
•
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке
и аппликации
•
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
•
применение приемов лепки

•
•

следование при выполнении работы инструкциям учителя
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
•
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
•
применение разных способов лепки;
•
рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
•
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
•
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки
вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
•
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
•
закрашивать рисунок цветными карандашами, мелками, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
•
различать и называть цвета солнечного спектра;
•
передавать в рисунках основную форму предметов;
•
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство»,
относятся:
•
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее
результату;
•
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
•
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных
путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения,
переживаний, эмоций;
•
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на
воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
•
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области
изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной
деятельности;
•
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной
гигиены и безопасного труда;
•
умение выражать своѐ отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта
существование различных мнений;
•
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
•
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической
деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
•
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и
накоплению общекультурного опыта;
•
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной
области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
РАС,
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы.
Минимальный уровень:
- знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных работ;
знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений
- живописи, декоративно-прикладного искусства;
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета
и др.;
- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на
столе, держать карандаш, кисть и др.;
- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно
организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы
несложной формы и конструкции;
- передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с
темой; умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью
- передачи фактуры предмета;
- умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или
- группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять
насыщенность
- цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.
Достаточный уровень:
- знание отличительных признаков видов изобразительного искусства; форм
произведений изобразительного искусства;
- знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном
искусстве;
- знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных средств
изобразительного искусства;
- знание законов и правил цветоведения; светотени; перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.; - знание названия крупнейших музеев
страны;

- умение находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- умение
оценивать
результаты собственной художественно-творческой
деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и
адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и
обществу.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Развитие жизненной компетенции
•
овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в
межличностном общении простую фразу из 3-4 слов;
•
осмысление роли ученика;
•
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
•
развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
•
формирование интереса. к новизне, к пониманию значения собственной активности;
•
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
разного социального статуса.

4.Содержание учебного предмета
1.
Подготовительный период обучения
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила
поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места;
материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их
хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и
обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке
цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции
нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в
нужной точке, направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании): Приемы лепки:
•
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
•
размазывание по картону;
•
скатывание; раскатывание, сплющивание;

•

примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта
при подготовке детей к рисованию:
•
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
•
совмещение
аппликационного изображения объекта
с
контурным
рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
•
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
•
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости
листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
•
приемы работы с ножницами;
•
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от...,
посередине;
•
приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью
пластилина;
•
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью
клея.
Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): •
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным
точкам предметов несложной формы по образцу);
•
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по
образцу):
•
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на
карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по
образцу);
•
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная
штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
•
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы
работы красками:
•
приемы рисование руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
•
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой и т.п.;
•
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой
кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
•
правила обведения шаблонов;
•
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
2.
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи
изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр

композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа
вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое,
большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение
равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию.
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем,
пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры.
Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в
пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в
рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и
целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги;
вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по
опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное
рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый,
сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д.
принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение
элементов по краю, углам, в центре и т.п.)
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные
цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.)
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном

звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись
(лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры
или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
5.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие
материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали
произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А.
Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян,
П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки
этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе
как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, Городецкая, гжельская, жостовская
роспись и т.д.).
Содержание программы 1 доп -1 класс Раздел: «Обучение композиционной
деятельности»
Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое вырезанное изображение)
на изобразительной плоскости. В связи с этим - работа над понятиями "середина листа", "край
листа".
Формирование умения учитывать:
горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания
рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;
размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При объяснении учитываются
рациональные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы.
Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.
Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся ритма
при составлении узора). Использование в этой работе вырезанных силуэтных изображен
Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.
Примерные задания.
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и
груши на тарелке", Трибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки аквариуме",
"Листопад" - по выбору учителя).
Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для
игрушек").

Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на
пеньке" и т.п. Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и
т.п. - по выбору учителя.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции и конструкцию»
Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в строении
(конструкции) объектов изображения, признаков их формы (обследованию предметов с целью их
изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо расчленѐнных предметов с
выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей
умению выделять признаки предметов (особенности формы, величину, пропорции частей,
конструкцию предметов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составление
изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под
диктовку с демонстрацией этапов изображения на доске), 4) самостоятельное изображение
предмета сходного с натурой или образцом, равного по величине и рядом - большего и меньшего
по величине.
Формирование графического образа дерева (представления и способа изображения).
Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания детей на
утончение ствола к верхушке, сучьев и веток - к их концу.
Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение
частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей фигуры человека в рисунке, лепке
и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги
соединены вместе, расставлены на ширину плеч).
Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное
расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании видов работ: аппликация,
рисунок - "графический диктант", возможно использование точек; самостоятельное
изображение).
Примерные задания
Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы, кувшин.
Лепка игрушек: русская матрешка, утенок.
Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек;
барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").
Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной
бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (с дорисовыванием окон и др. карандашом,
фломастером).
Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки квадратные и
прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных опорных точек); воздушный
шар, мяч, колесо велосипеда.
Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных
изображений); рисование выполненных аппликаций ("Дом", "Снеговик" и т.п. - по выбору
учителя).
Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в запоминании) с
использованием игровой формы проведения занятия ("Кто лучше запомнил?").
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников,
в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения; называть изображенные действия,
признаки предметов.
Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена, В. Ван Гога
("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И. Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь",
"Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.

Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
переливать его в живописи»
Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами.
Формирование умений работав красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей
с приемами, используемыми в народной росписи Дымкова и Городца (точки, дужки, штрихи,
"тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти.
Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах
солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и
упражнение в узнавании и назывании локального цвета предметов.
Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления
от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью - "Радуга".
Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (овощи, фрукты с ровной
окраской; листья в осенней окраске).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или
ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по глине). Вариант работы: роспись
силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги.
Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в современной
Городецкой росписи; изображение ягод: "тычком".
Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромашка", "василек", "одуванчик"
и т.п. (способом "примакивание") - "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашью);
изображение фризом - травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п.
Речевой материал
Слова, словосочетания, фразы: карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода,
тряпочка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон; рисунок, аппликация,
лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник, картина; рисовать, стирать (ластиком); идет,
стоит; лепить, размять, оторвать, вымыть, вытереть; красный, синий, желтый, зеленый,
оранжевый, фиолетовый; черный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький
(не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине) туловище, голова, руки, ноги,
шея (части тела человека); ствол, ветки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома).
(На предыдущем занятии, на котором учитель постает задачу изучить детей различать и
изображать форму предметов, они нарисовали контуры перечисленных объектов.
Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства,
повторяет и закрепляет его, пополняя новыми словами, словосочетаниями и фразами на
протяжении обучения детей (1-1V класс).
Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине
листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.
Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо рисовать. Какая форма? На
что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется?
Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи
кисть — вот так (вертикально) - демонстрация приемов. Скачала нарисую..., потом нарисую...
Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка. Слепи
голову... и т.д.
Содержание программы 2 класс Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных
изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями
"середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый).

Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или
вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого
предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой
работе правильные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы); наряду со
словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность,
подчеркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение.
Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединение
предметов в группы по смыслу.
Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги,
сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и
чередованием формы и цвета элементов узора.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над
аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.
Примерные задания.
Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из
наклеенных на общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке").
Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной",
(гуашью на соответствующем фоне).
Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в
полосе из листьев и цветов" - "Красивый коврик";
Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию».
Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки
волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала.
Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и
способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).
Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в
статической позе (человек стоит).
Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с
использованием приема сравнения). Примерные задания.
Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длинной юбке, кофте,
фартуке, в головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки
"Котенок"; "Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка".
Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого
изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих
определенной форме части тела изображаемого объекта).
Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и ломаных, зигзагообразных
линий карандашом в здании "Сломанный телевизор" (рисуются полосы разных видов на экранах
телевизоров); "Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовывание ломанными
линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по
форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и
простокваши) - работа простым карандашом или фломастером.

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Женщина" или "Мама");
зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору
учителя).
Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) - по выбору
учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по
выбору учащихся.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи»
Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого,
оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть
локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью).
Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре,
покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.).
Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по
воде".
Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы:
роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама в
новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя.
Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев
несложной формы (акации, клевера и т.п. - на тонированной бумаге).
Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" -"Серая туча, идет дождь"
- сопоставление радостных и мрачных цветов (графический диктант гуашью по тонированной
голубым цветом и серым цветом бумаге).
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Беседа по плану:
1.
Кто написал картину.
2.
Чем написал художник картину, на чем.
3.
Что художник изобразил на картине.
4.
Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая
осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю.
Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию
учащихся.
Речевой материал
Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.
Новые слова, словосочетания, фразы: гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда;
кончик кисти; смешивать краски; круглый, квадратный, треугольный.
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года?
Почему?
Содержание программы 3 класс Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости, учитывать
протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы
изображаемого предмета; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера
рисунка и величины листа бумаги.

Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...",
"около...", "рядом...", "с.", "далеко от...", "посередине", "справа от...", "слева от...".
Формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины
пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием
загораживания одних предметов другими, уменьшения величины удаленных предметов по
сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в
вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре
повторением и чередованием формы и цвета его элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность
(лепка, работу над аппликацией, рисование).
Примерные задания.
Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снеговика"; "Скворечник на
березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". Иллюстрирование сказки "Колобок":
"Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке".
Выполнение аппликаций: "Закладка для книг" (узор из растительных форм). "Разная
посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые
дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора - растительные
формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью учителя).
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»
Формирование навыков обследования предметов с целью их изображения; использование
метода сравнения в этой работе, определенной последовательности в видах работ: сначала лепка,
а затем составление аппликации и рисование.
Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими
фигурам {кругом, овалом, квадратом и др.).
Формирование представлений о строении тела животных и способах изображения
некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на образы дымковских игрушек:
"Лошадка", "Гусь" или др.).
Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру,
развивающийся на ветру флаг).
Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и асимметрии в
природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза,
жук), конструктивных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).
Обучение приемам изображения элементов декора Городецких игрушек (листья, цветы,
бутоны). Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи.
Обучению приему составления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.
Примерные задания.
Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пирамида из шаров, круглых
лепешек, вылепленных в сериации по величине из пластилина; "Человек стоит - идет - бежит"
(преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Аппликация: "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое; дорисовывание
фломастером); "Узор в квадрате из листьев";
Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя;
рисование с натуры разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гуашь, кисть, шариковая
ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".

Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики (стоит, идет,
бежит).
Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в
квадрате: "Коробочка".
Развитие: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений
передавать его в живописи»
Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные"
("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно
составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения
смешанных цветов на палитре.
Обучение приемам просветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением
белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски.
Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном
рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Примерные задания
Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета.
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить
составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.)
Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светлосерый), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты
и т.п.).
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы,
например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы).
Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят снеговика", "Скворечник на
березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний
учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении
кеба, земли, стволов деревьев).
Развитие: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений
рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
1.
Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.
2.
Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать другие.
3.
Как художник изображает деревья в разные времена года.
4.
Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Примерный материал к урокам:
Произведения живописи: И. Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Березовая
роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи
прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый
снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия
Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.
Речевой материал.
Закрепление речевого материала I и II класса.
Новые слова, словосочетания, фразы: художник, природа, красота; белила, палитра; ритм (в
узоре); фон; украшение, движение; загораживать, украшать, изображать, рассматривать,

сравнивать; уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать; идет, бежит,
стоит; развевается (флаг на ветру); приманивать, высыхать (о краске); светлый (светло-синий), и
т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко; форма предмета,
кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь,
народ, русский и другие народности; приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже
(одинаково); рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку
в воде; в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал;
сначала нарисую ствол, потом ветки... Машина загораживает дом.
Содержание программы 4 класс Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины
удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание
одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование
макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения
домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием
симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на
изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьихножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками,
похожими на руки и т.п.).
Примерные задания:
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа);
"Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы,
уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать
умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к
деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения,
"графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную
погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека),
формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком
кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление
узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы
и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам
каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору
учащихся;

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и
больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и
овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев
дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой,
несложной по сюжету дерево на ветру);
- передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими,
уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "помокрому".
Изучение изобразительного искусства в начальной школе представляет собой продолжение
начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным
неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

5.Календарно-тематическое планирование.

№
п/п

Раздел
учебного
курса
1Подготови
тельный
период
обучения

Ко-во часов на
изучение раздела
1д- 2кл.
1кл.

32

22

Зкл.

4кл.

22

10

Характеристика видов деятельности обучающихся
Изображать в объѐме способами вдавливания и
размазывания.
Изображать характерные особенности осеннего
леса, овладевать живописными навыками работы
акварелью, в технике бумагопластики, в лепке.
Использовать трафарет простой формы для создания
более сложной формы.
Овладевать первичными навыками изображения в
объѐме.
Овладевать первичными навыками
конструирования из бумаги.
Овладевать приѐмами работы с пластилином.
Овладевать приѐмами свободной кистевой росписи.
Овладевать техникой аппликации, создавать и
изображать на плоскости средствами аппликации и
графическими средствами.
Понимать выразительные возможности цветной
бумаги, используя в технике бумагопластики,
осваивать приѐмы аппликации.
Понимать,
что
такое
шаблон,
овладевать
живописными навыками работы фломастерами и
мелками, изображать предмет, максимально
копируя форму.
Работать графическими материалами. Создавать
изображение на основе простых и сложных
форм.
Усвоить понятие «рисование по-сырому», «мазок».
Усвоить, чем краска акварель отличается от гуаши.
знать правила работы с гуашью и акварелью.

2Развитие у
учащихся
умений
восприним
ать и
изображат
ь форму
предметов,
пропорции
,
конструкц
ию

20

23

23

25

Анализировать предметы с точки зрения строения их
формы.
Анализировать
форму
частей,
соблюдать пропорции.
Видеть пластику предмета.
Видеть характер формы декоративных элементов.
Изображать предмет, максимально используя
форму, созданную природой. понимать простые
основы симметрии.
Наблюдать постройки, сделанные человеком
анализировать их форму, пропорции, овладевать
первичными навыками конструирования с помощью
лепки работать по образцу.
Объяснять особенности конструкции деревенского
деревянного дома и назначение его отдельных
элементов.
Овладевать навыками изображения фигуры
человека, создавать композицию рисунка
самостоятельно.
Понимать основы геометрии, симметрию.
Понимать, что такое простая и сложная форма.
Развивать навык работы в технике рисунка и лепки.
Различать
средства
художественной
выразительности в творчестве художников –
иллюстраторов – мастеров книжной графики.
Различать фрукты и овощи, понимать, что такое
натюрморт, изображать фрукты и овощи,
овладевать живописными навыками работы
цветными
мелками,
навыками
работы
с
трафаретом. Рассматривать и сравнивать реальные
здания разных форм.
Сравниваем форму листа с другими формами,
находить природные узоры и более мелкие формы.

3Обучение
композици
онной
деятельности

15

32

32

32

4Развитие у
учащихся
восприятия
цвета
предметов

13

13

13

12

Анализировать последовательность изображения
головы, лиц героев композиции выразительности в
творчестве мастеров книжной графики и других
видов искусства.
Выполнять многофигурную композицию согласно
условиям, выделять характерные черты в
поведении и внешности людей.
Закреплять умение определять главное в рисунке
цветом и размером.
Изображать характерные особенности деревьев
весной, тщательно прорисовывать все детали
рисунка.
Использовать линию, точку, пятно как основу
изобразительного образа, создавать изображение на
основе линии, точки, пятна.
Определять центр композиции и характер
расположения растительных орнаментов, связь
декора с формой украшаемого предмета.
Ориентироваться на плоскости листа.
Передавать в изображении характер и настроение
праздника, осваивать приѐмы создания орнамента.
Познакомиться с видами орнаментов, выполнить
орнаментальную композицию.
Понимать основы геометрии, симметрию.
Понимать, что картина – это особый мир,
созданный художником, наполненный его
мыслями, чувствами, переживаниями
Развивать навыки
работы
в
технике бумагопластики, конструировать из
бумаги. Рассматривать орнаменты, находить в них
природные и геометрические мотивы. Составлять
и конструировать из простых геометрических
форм в технике аппликации. Уметь находить
центр композиции, создавать предметы, состоящие
из нескольких частей.
Уметь правильно располагать объекты, выбранные
для рисования.
Изображать живописными средствами состояние
природы при различном освещении, изображать
природу родного края, овладевать живописными
навыками работы гуашью
Использовать выразительные средства живописи и

и
формирование
умений
передавать
его в
живописи

5Обучение
восприяти ю
произведен
ий искусства

10

12

12

возможности аппликации для создания образов.
Научиться правильно смешивать краски.
Овладевать живописными навыками работы
акварелью, навыками работы в технике лепки.
Передавать с помощью цвета характер героя.
Понимать роль цвета в создании аппликации.
Развивать
декоративное
чувство
при
рассматривании
цвета,
при
совмещении
материалов.
Развивать декоративное
чувство
при рассматривании цвета, при совмещении
материалов, овладеть навыками работы в
аппликации, понимать роль цвета в создании
аппликации. Развивать навыки работы гуашью.
Уметь находить центр композиции, уметь создавать
предметы, состоящие из 2-3 частей.
Усвоить понятия главные и составные цвета.
13 Воспринимать и эстетически оценивать красоту
русского зодчества.
Выражать своѐ отношение к архитектуре
деревянного деревенского дома.
Высказывать своѐ мнение о средствах
художественной выразительности.
Знакомиться с разнообразием русских народных
промыслов. Учиться различать изделия, сделанные
в Гжели.
Знать имена художников, отвечать на вопросы по
картине.
Иметь представление, что картина – это особый
мир, созданный художником, наполненный его
мыслями, чувствами, переживаниями. Объяснять
значение одежды для человека. Познакомиться с
каргопольской игрушкой, промыслом.
Познакомиться с профессией гончара.
Понимать, что такое тематическое рисование.
Рассматривать и сравнивать картины различных
жанров, рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передаѐт цветом.
Рассматривать и сравнивать картины разных
художников, усвоить понятие «пейзаж».
Рассматривать иллюстрации в книгах. Сравнивать
изображения добрых и злых героев.
Рассматривать картину художника, рассказывать о
настроении, которое художник передаѐт цветом.
Создавать рассказ по рисунку.
Усвоить понятия: роспись, орнамент, Пасха.
Характеризовать красоту природы. образ осени в
картинах Левитана, Коровина, Ф. Васильева.
Характеризовать художественные изделия посуду, выполненную народными умельцами.

Всего:

99

102

102

102

6.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература
1.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 0-4 классы. Авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство» под
редакцией И. М. Бгажноковой М.: «Просвещение», 2011 год.
2.
И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. - 208 с. И.А.
Грошенков.
3.
Учебник: ФГОС ОВЗ Рау М.Ю., Зыкова М, А. «Изобразительное искусство». 1
класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII
вид) М.: Просвещение, 2018г.
4.
Учебник: ФГОС ОВЗ Рау М.Ю., Зыкова М, А. «Изобразительное искусство». 2
класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII
вид) М.: Просвещение, 2018г.
5.
Учебник: ФГОС ОВЗ Рау М.Ю., Зыкова М. А. «Изобразительное искусство». 3
класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII
вид) М.: Просвещение, 2018г.
6.
Учебник: ФГОС ОВЗ Рау М.Ю., Зыкова М. А. «Изобразительное искусство». 4
класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII
вид) М.: Просвещение, 2018г.
Печатные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству.
6. Альбомы с демонстрационным материалом.
7. Дидактический раздаточный материал.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие
программы по предмету.
2. Электронные библиотеки по искусству.
. Технические средства обучения.
1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
2. Экспозиционный экран.
3. Персональный компьютер.
4. Образовательные ресурсы (диски).
5. Учебно-практическое оборудование.
Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.
10. Клей.
11. Ножницы.

Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарии.
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
4. Гипсовые геометрические тела.
5. Керамические изделия.
6. Предметы быта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».