Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 п. Сосновка структурное подразделение детский сад УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СОШ № 24 _____________ О.А. Глухова Приказ от 30.08.2024г.№ 238-д Принято с пролонгацией: педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА освоения детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования ГО Карпинск, 2024 г. 1 № п/п 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.2 1.3 2. 2.1 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Содержание Стр. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации рабочей программы Принципы и подходы к формированию рабочей программы Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики Планируемые результаты (целевые ориентиры) реализации рабочей программы Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Вариативные формы, способы, методы и средства рабочей программы Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы Режим и распорядок дня в группе Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Учебно-методическое обеспечение рабочей программы Федеральный календарный план воспитательной работы 2 3 3 3 4 5 7 8 9 9 9 10 11 12 13 14 17 23 28 28 30 33 35 37 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373); - Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028); - Основной образовательной программой дошкольного образования МАОУ СОШ № 24. - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2. - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28. Рабочая программа направлена на реализацию обязательной части основной образовательной программы ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений. 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Цель: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Задачи: - обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей 6-7 лет к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 3 - построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 6-7 лет; - создание условий для равного доступа к образованию для детей 6-7 лет с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия; - обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; - достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на следующих принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей 6-7 лет, а также педагогических работников(далее вместе - взрослые); 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Основными подходами к формированию рабочей программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ; - интегративный подход, ориентирующий на интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостный образовательный процесс в интересах развития ребенка; 4 - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку; - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей; - cредовый подход,ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка. 1.1.3.Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики При разработке рабочей программы учитывались следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей. Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: в подавляющем составе русские. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Весь контингент воспитанников проживает в условиях поселка. Реализация принципа учета этнокультурной ситуации развития детей осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями уральского края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты. Проектно-исследовательская деятельность воспитанников от 6 до 7 лет реализуется через участие в работе лаборатории школьного агропарка, где дети проводят экспериментирование с растениями, видят взаимозависимость природы и человека. Данный проект реализуется в режимных моментах. Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. В режим дня группы ежедневно включены утренняя гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, зарядка после сна. В холодное время года пребывание детей на открытом воздухе проводится, учитывая температурный режим. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня). 5 Характеристика контингента обучающихся 6 -7 лет Ребенок 6-7 лет демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха; В этом возрасте проявляет во время занятий физической деятельностью выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, уверенно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений; Ребенок проявляет необходимый самоконтроль и самооценку, способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; В 6-7 лет владеет основными способами укрепления здоровья, правилами безопасного поведения в двигательной деятельности, мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих его людей; Настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада; Ребенок владеет приемами объединения сверстников на совместную деятельность: определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений, регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям; В 6-7 лет проявляет доброжелательность в общении со сверстниками, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности, способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления; Ребенок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; В 6-7 лет испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; Владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице; 6 На седьмом году жизни проявляет познавательную активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы; проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра. 1.2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) реализации рабочей программы На этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы (к концу дошкольного возраста): у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристических пеших прогулках, осваивает простейшие туристические навыки, ориентируется на местности; проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; проявляет морально-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять самооценку своей двигательной деятельности; имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может заботливо относится к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку заболевшим людям. ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии; у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие); ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; 7 ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в различных деятельностях; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и т.п.; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте; ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, проявлять эстетическое и эмоциональнонравственное отношение к окружающему миру; ребенок владеет художественными умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению. 1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов Оценивание качества образовательной деятельности по Программе осуществляется в форме педагогической диагностики. 1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. 2. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности(рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное),специальных диагностических ситуаций. 3. Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого).Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью). 8 4. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. 5. Педагогическая диагностика в ДОУ проводится два раза в год (вначале и конце учебного года). 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям Рабочая программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития). В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности для детей 6-7 лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. 2.1.1. Социально-коммуникативное развитие В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются: В сфере социальных отношений: поддерживать положительную и высокую самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником; обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социальнозначимой активности; обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации; развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах. В области формирования основ гражданственности и патриотизма: воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; 9 расширять представления детей о праздновании государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развитие чувства гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; знакомить с целями и доступными практиками волонтёрства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего; активное участие в празднование событий, связанных с его местом проживания. В сфере трудового воспитания: Развивать ценностное отношение к труду взрослых; формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий; формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов; развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи. В области формирования безопасного поведения: формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в интернет сети. 2.1.2. Познавательное развитие В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: развивать самостоятельность, творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность детских интересов; развивать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности; использовать счет, вычисление, измерение для познания и преобразования предметов окружающего мира; развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования; развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания; 10 воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем; обогащать представления о родном городе и стране; развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны. формировать представления детей о многообразии стран и народов мира; расширять и уточнять представления детей о многообразии природного мира на планете, о способах приспособления животных и растений к среде обитания, закреплять умения классифицировать объекты живой природы; обогащать представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком, о зависимости изменений в природе и жизни человека в разное время года, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней. 2.1.3. Речевое развитие В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются: Формирование словаря Обогащение словаря. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Продолжать учить использовать в речи синонимы, существительные с обобщающими значениями. Вводить в словарь детей антонимы, многозначные слова. Активизация словаря. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Звуковая культура речи Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп). Грамматический строй речи Закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Связная речь Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения у детей. Продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала. Закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки. Формировать умения строить разные типы высказывание 11 (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Подготовка детей к обучению грамоте Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Знакомить детей с буквами. Учить детей чтению слогов, слов, простых предложений из 2-3 слов, выкладывать слова из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава. Интерес к художественной литературе Формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений). Развивать интерес к изданиям познавательного и энциклопедического характера; знакомить с разнообразными по жанру и тематике художественными произведениями. Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем). Формировать представления о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, былина. Углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; развитие поэтического слуха). Поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики. Развивать образность речи и словесное творчество (составление сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов сказочного и реалистического характера, создание рифмованных строк). 2.1.4. Художественно-эстетическое развитие В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются: Изобразительная деятельность: Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. 12 Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественнотворческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать учить детей рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Модельно-конструктивная деятельность: Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Развитие интереса к конструктивной деятельности. Знакомство с различными видами конструкторов. Знакомство с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя и пр. Музыкальная деятельность: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать музыкально-эстетический вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями. Формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге. 2.1.5 Физическое развитие Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития: 13 - развивать умения: точно, скоординировано, выразительно, технично выполнять физические упражнения в соответствии с возрастом, осуществлять самоконтроль, самооценку, выполнения физических упражнений, замечать ошибки и неточности при выполнении движений, соблюдать правила в подвижных играх; - развивать двигательное творчество; - формировать осознанную потребность в двигательной активности; - воспитывать чувство патриотизма, гражданскую идентичность и нравственно-волевые качества в двигательной деятельности; - расширять и уточнять представления о здоровье, факторах, влияющих на здоровье, средствах его укрепления, активном отдыхе, физкультуре и спорте, спортивных достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок, - воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей. 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства рабочей программы Основание выбора форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы определяются в соответствии: - с задачами воспитания и обучения; - возрастными и индивидуальными особенностями детей; - спецификой их образовательных потребностей и интересов; - с учетом сформировавшейся практики воспитания и обучения детей; - с учетом результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к возрастной группе детей 5-6 лет. Вариативность форм, методов и средств реализации рабочей программы зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе. При выборе форм, методов, средств реализации рабочей программы учитываются субъектные проявления ребёнка в деятельности: - интерес к миру и культуре; - избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; - инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; - самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; - творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. Формы реализации рабочей программы Согласно ФГОС ДО при реализации рабочей программы используются различные формы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей 6-7 лет: - игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие); 14 - общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое); - речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); - познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; - изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; - двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие); - элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); - музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Методы обучения и воспитания Для достижения задач воспитания в ходе реализации рабочей программы используются следующие методы: - организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); - осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример); - мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы). При организации обучения следующие методы: - традиционные методы (словесные, наглядные, практические); - методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей: 1) информационно-рецептивный метод(предъявляется информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение); 2) репродуктивный метод (создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением - упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметносхематическую модель); 3) метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений); 4) частично-поисковый (эвристический метод) (проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)); 5) исследовательский метод(составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей 15 исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях. При выборе методов воспитания и обучения учитываются: - возрастные и личностные особенности детей, - педагогический потенциал каждого метода, - условия его применения, - реализуемые цели и задачи, - планируемые результаты. Для решения задач воспитания и обучения используется комплекс методов. Средства реализации рабочей программы При реализации рабочей программы используются различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: - демонстрационные и раздаточные; - визуальные, аудийные, аудиовизуальные; - естественные и искусственные; - реальные и виртуальные. Средства используются для развития следующих видов деятельности детей: - двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое); - предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое); - игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое); - коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое); - познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и оборудование для исследования и образносимволический материал, в т.ч. макеты, плакаты, модели, схемы и другое); - чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в т.ч. аудиокниги, иллюстративный материал); - трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); - продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); - музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое). При реализации рабочей программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения осуществляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. 16 Вариативность форм, методов, средств реализации рабочей программы Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации рабочей программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность. Вариативная часть программы представляет кружок «Волшебники мультипликации». Цель программы: творческая самореализация детей и развития основ технического мышления в процессе создание короткометражных мультфильмов. Данная программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Важными для успешной реализации являются следующие принципы: Наглядность; Научность; Последовательность; Отношение к ребенку как к полноценному участнику образовательного процесса; Поддержка инициативности и формирование навыков самоорганизации – педагог не учитель, а помощник. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. 2.3. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности Период /тема месяца Тема раздела по неделям Развернутое содержание Итоговые мероприятия Сентябрь 1. День знаний 1.Развивать познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Дать первоначальное представление о профессии учителя и о «профессии ученика». Тематическое развлечение «День Знаний» 2. Во саду ли в огороде, дары леса. 2.Формировать обобщенные представления об осени как времени года. Дать представления об овощах и фруктах, как результат труда людей в огороде и в саду, о дарах леса. Закрепить правила поведения в природе. Выставка детскородительских поделок на тему «Осень» 17 «Дары осени» 3.С/х профессии. 3. Расширить познавательный интерес к сельскохозяйственным профессиям; Учить уважать и ценить каждую из профессий; Формировать уважение к труду взрослых разных профессий на селе. 4.Животный и растительный мир 4.Приспособленности растений и животных, птиц к изменениям в природе, явлениях природы. осенью. Октябрь «Я в мире человек» 1. Я вырасту здоровым 2. Моя семья 3. Мой поселок 4. Земля – наш общий дом 1.Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни, важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Расширять представления детей о полезных продуктах и витаминах. Праздник «Здравствуй, осень золотая» Фотовыставка «Мой любимый питомец» Спортивное развлечение «Веселые старты» 2. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где Создание работают родители, как важен для общества их труд. альбома «Моя семья» 3. Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, флорой и фауной Урала. Воспитывать Коллективная любовь к «малой Родине». работа 4.Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных «Наш посёлок– Сосновка» стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Ноябрь «День народного 1. Моя страна Россия 1. Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране. Познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому 18 Изготовление лэпбука «Россия Родина моя» прошлому России. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, чувства гордости, восхищения красотой. единства» 2.Люди, прославившие Россию 3. Москва – столица России 2.Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Рассказать о людях прославивших Россию, родной посёлок. 3.Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. 4.День матери 4. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, любовь к матери. Сравнение: Родина – мать! Декабрь «Новый год» Праздник ко дню Матери «Мамина улыбка» 1. Зима, особенности зимней природы 1.Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Эксперименталь ная деятельность с водой и льдом 2. Зимы в разных широтах и в разных полушариях 2.Формировать представления об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли. Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики. Проект «Жизнь животных и птиц зимой» 3. Расширять представления детей о жизни диких животных и птиц зимой. Изготовление кормушек для птиц (с участием родителей) 2. Жизнь животных и птиц зимой 4. Новый год – встали дети в 4. Формировать представление о празднике, рассказать о традициях Нового года. Создать праздничную атмосферу в группе. Закладывать основы 19 Изготовление игрушек своими руками (с участием хоровод Январь «Зима» 1.В гостях у сказки 3. 2.Зимние забавы 3.Спорт.Зимние виды спорта Февраль «День защитника Отечества» 1. Наша Армия сильная праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. родителей) 1. Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к литературным произведениям. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и простые по содержанию сказки помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Викторина по сказкам. Драматизация сказки 2.Расширять представления детей о зимних забавах (катание на коньках, ледянках, лыжах, игра в хоккей, лепка снежной бабы). Воспитывать потребность в ЗОЖ, регулярных занятиях спортом. 3.Формировать и расширять знания детей о зимних видах спорта. Развивать речь детей, интерес к различным видам спорта, желание заниматься ими. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Формировать элементарные математические представления и творческие способности. 1.Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины. 2.Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые 20 Новогодний праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год» Спортивное развлечение на улице Зимняя олимпиада Выставка детского творчества 2 . Военная техника 3. Герои Отечества 4.Транспорт Март «Междунаро дный женский день 8-е Марта» войска), боевой техникой. Военными профессиями 3.Расширять и обогащать знания детей о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. 4.Закреплять знания о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный). Расширять знания о ПДД. Знакомить с профессиями людей, связанных с транспортом: водитель, летчик, машинист и т. д. Праздник «День защитника Отечества» Развлечение по ПДД «Юные пешеходы» 1. Женский день 8 марта 1. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Воспитывать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Воспитывать бережное и чуткое отношение к девочке, женщине. Утренник «8 –е Марта- день радости и красоты» 2. Народное творчество России 2.Знакомить с народными традициями и обычаями с декоративно прикладным искусством с русским народными творчеством песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов Выставка детского творчества 3.Народная игрушка 3.Расширять знания детей об истории русской деревянной матрешки (Городецкая, Богородская), формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образам народного декоративно-прикладного искусства. Веселая ярмарка предметов народного творчества. Музыкальное развлечение 21 «Весна-красна» Апрель «Весна» 4.«Морские обитатели» Коллективная 1. Расширять представления детей об обитателях морских глубин: чем питаются, работа где живут, какие растения и животные их окружают, строении их тела, способах передвижения. Овладение понятиями "морские животные", "рыбы", "моллюски". «Морские Показать взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. обитатели» 1. День юмора и смеха 1. Познакомить детей с праздником смеха, создать весёлое настроение в группе. Познакомить детей с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту, развивать навыки коммуникации. 2. «Космос» 2. Расширить знания детей о космосе, космонавтах. Расширять знания детей о космосе, о космических полетах, о планетах Солнечной системы. 3.Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, сезонных изменениях, о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; День смеха. Фотогазета «Нам живется лучше всех, потому что с нами смех…» Создание макета космического пространства. 3. « Весна. Перелётные птицы» 4.Сформировать интерес к разным видам искусства; научить видеть, замечать, 4. «Неделя искусства» понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства. Развивать творческие способности детей. Расширять представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и т.д.). Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда (картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства). Познакомить с жанрами изобразительного искусства. Учить различать и называть материалы для разных видов художественной деятельности. Знакомить детей с архитектурой. Привлекать 22 Создание музея детского творчества Май 1 День Победы «9 мая День Победы» 2. Труд людей весной 3. Мир природы 4. До свидания детский сад! Здравствуй школа! детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам, использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации. Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства(живопись, скульптура, мифы, легенды народов мира. Воспитывать желание приобщаться к искусству. 1.Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек. Рассказывать о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев ВОВ. Праздник «Мы помним те великие годы!» Выставка рисунков ко дню 2.Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде. Расширять Победы «Никто представления об орудиях труда. Закрепить знания о сезонных видах труда не забыт и ничто людей. не забыто» 3.Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных , насекомых и растений. 4. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу. Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему поступлению в 1-й класс. Выпускной бал «До свидания, детский сад!» 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и 23 традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и в несемейном образовании. Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей(законных представителей)по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи. Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, дефектолога и др.). Таким образом, Организации занимаются профилактикой и борются с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития. Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога. Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт. Педагоги, в свою очередь, так же должны делиться информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывании в Организации. Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к Организации, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы. В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством. Организация может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут привнести в жизнь Организации свои особые умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой 24 территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий ит. п. Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители(законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т.д., могут так же самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. Организацией поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями),возникновение социальных сетей и семейная самопомощь. Система взаимодействия с родителями включает: - ознакомление родителей с результатами работы детского сада на общих родительских собраниях; - ознакомление родителей с содержанием работы детского сада, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; - целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; - обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарахпрактикумах, консультациях и открытых занятиях. Семья для ребёнка дошкольного возраста — жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Родительская любовь обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту, психологический комфорт и жизненную опору. Данная программа ориентирует воспитателя на взаимодействие с семьёй. Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Эффективными методами работы с родителями являются активные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты проявляют инициативу и самостоятельность. Месяц Сентябрь Форма проведения Папки-передвижки Наглядная информация Консультации Беседа Содержание Возрастные особенности детей 6-7лет Как приучать ребёнка к труду Осень Правила поведения на дорогах Всё о развитии детской речи Всё о детском питании Воспитание аккуратности Детская агрессивность Как одевать ребёнка в холодное время года 25 Анкетирование Родительское собрание Выставка Октябрь Папки-передвижки Наглядная информация Игра, как средство воспитания дошкольников Памятка Профилактика плоскостопия Как провести выходные с ребёнком Сон ребенка Основные правила семейного воспитания Папки-передвижки Наглядная информация Консультации Памятка Декабрь Воспитание у детей культуры поведения за столом Консультации Буклет Анкетирование Ноябрь Какой вы родитель? Что должен знать ребёнок в 6-7лет Дары осени Правила дорожные детям знать положено Папки-передвижки Наглядная информация Консультации Трудовое воспитание Какие родители, такие и дети! Знаете ли вы своего ребёнка? День народного единства Наша родина Россия Чем занять ребенка дома Профилактика гриппа, ОРЗ и ОРВИ у детей Как воспитывать у детей чувство патриотизма Воспитание ответственности у детей Как воспитать ребенка счастливым Поливитамины для детей Грамотный пешеход Зима Интересные факты про Новый год Чем занять ребенка в новогодние праздники Безопасный новый год 26 Памятка Анкетирование Родительское собрание Январь Наглядная информация Папки-передвижки Консультации Февраль Буклет Памятка Наглядная информация Папки-передвижки Консультации Памятка Март Папки-передвижки Наглядная информация Консультации Памятка Анкетирование Как отвечать на детские вопросы? Состояние здоровья вашего ребёнка Условия здорового образа жизни в семье Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев Зимние игры 7полезных привычек для красивой осанки Зимние травмы Выбираем лыжи для ребенка Трудовое воспитание Как не заболеть гриппом День защитника Отчества Здоровый образ жизни семьи Компьютер спешит на помощь Один дома Роль отца в воспитании ребенка Основы нравственных отношений в семье Воспитание мальчиков и девочек 8 марта Масленица Весна Как одевать ребенка весной Роль родителей в возрождении русских традиций Прогулки-источник мысли Роль фольклора в развитии детей ПДД Откуда опасность? 27 Апрель Наглядная информация Буклет Папки-передвижки Наглядная информация День космонавтики День смеха Светлый праздник Пасхи Весенние игры Ошибки,которые совершать нельзя Индивидуальные особенности детей Вкуснейшее лекарство-шоколад Безопасная книга И значит нам нужна одна победа Что воспитывает детский сад Родительское собрание Как научить ребенка знакомиться и дружить Летние игры с водой Растём, играя Буклет История празднования дня Победы Папки-передвижки Консультации Май 28 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы Успешная реализация Федеральной программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника; обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе дошкольного и начального уровней образования (опора на опыт, накопленный на предыдущих этапах развития, плавное изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться); учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития); создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, способствующей эмоциональноценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и пр.; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга); оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных психологопедагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению дошкольного образования, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования; совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества; психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья; вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в Организации, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообществ; 29 взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности; использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации; предоставление информации о Федеральной программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; обеспечение возможностей для обсуждения Федеральной программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих ее реализацию, в том числе в информационной среде. Планирование образовательной деятельности Базовый вид деятельности Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Познавательное развитие Развитие речи рисование лепка аппликация Музыка ИТОГО: Периодичность 2 раза в неделю 1 раз в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 14 занятий в неделю Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Чтение художественной литературы Дежурства ежедневно ежедневно 30 Прогулки Конструктивно-модельная деятельность ежедневно 1 раз в неделю Самостоятельная деятельность детей Игра Самостоятельная деятельность детей в уголках развития ежедневно ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность ежедневно Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». 3.2.Режим и распорядок дня в группе Режим дня в подготовительной группе на зимний период Вид деятельности Приход детей в детский сад Самостоятельная деятельность. Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак, организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения за столом Самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям II – ой завтрак Организованная деятельность (НОД) Подготовка к прогулке, воспитание самостоятельности, самообслуживание. Прогулка, наблюдение, труд, двигательная активность, инд. работа Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения за столом, обед Подготовка ко сну, воспитание навыков самостоятельности, самообслуживании, сон 31 07:30 – 08:00 08:00 – 08:40 08:40 – 08:55 08:55 – 09:00 10:00 – 10:05 09:00 – 10:50 10:50 – 12:30 12:30 – 13:10 13:10 – 15:00 Подъем, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельная деятельность Полдник Самостоятельная деятельность Кружок Организованная деятельность Самостоятельная деятельность, прогулка, уход домой 15:00 – 15:25 15:25 – 15:35 15:35 – 15:50 15:50 - 16:20 16:20 – 16:50 16:50 – 17:00 Режим дня в подготовительной группе в летний период Вид деятельности Приход детей в детский сад Самостоятельная деятельность. Утренняя гимнастика на улице Подготовка к завтраку, завтрак, организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения за столом Самостоятельная деятельность (на улице) II – ой завтрак Подготовка к прогулке, воспитание самостоятельности, самообслуживание. Прогулка, наблюдение, труд, двигательная активность, инд. работа Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения за столом, обед Подготовка ко сну, воспитание навыков самостоятельности, самообслуживании, сон Подъем, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельная деятельность Полдник Организованная деятельность. Самостоятельная деятельность, прогулка, уход домой 07:30 – 08:00 08:00 – 08:40 08:40 – 08:55 08.50 – 09.00 10:00 – 10:05 09.00– 12:30 12:30 – 13:10 13:10 – 15:00 15:00 – 15:25 15:25 – 15:35 16:20 – 17:00 Физкультурно-оздоровительная работа В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении обеспечивается оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; дети находятся в помещении в облегченной одежде. Обеспечивается пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. 32 Обеспечивается оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования. Поощряется участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Следует развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Ежедневно проводится детьми утреннюю гимнастику. В теплый период – на свежем воздухе. Формы работы Виды занятий Физкультурные занятия в помещении 2 раза в неделю по 30 мин. Физкультурные занятия (на улице) 1 раз в неделю по 30 мин Физкультурнооздоровительная работа в режиме дня утренняя гимнастика Ежедневно10-12 мин Подвижные, спортивные, игры и упражнения на прогулке Ежедневно30мин. физкультминутки (в середине статического занятия) 1–2 ежедневно Физкультурный досуг 1 раз в месяц 30мин Физкультурный праздник 2 раза в год до 60 мин. День здоровья 1 раз в квартал Активный отдых Самостоятельная двигательная активность самостоятельное использование игрового оборудования физкультурного самостоятельные подвижные и спортивные игры и спортивно- ежедневно ежедневно Воспитательно-образовательный процесс: Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. 33 При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Образовательный процесс строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Физкультурный центр - Центр - природы Центр развивающих игр Центр - Расширение индивидуального двигательного Оборудование для ходьбы, бега, равновесия опыта в самостоятельной деятельности Для прыжков Для катания, бросания, ловли Для ползания и лазания Атрибуты к подвижным и спортивным играм Нетрадиционное физкультурное оборудование Расширение познавательного опыта, его Календарь природы использование в трудовой деятельности Макеты овощей, фруктов Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы Материал для проведения элементарных опытов Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности Расширение познавательного сенсорного Дидактический материал по сенсорному воспитанию опыта детей Дидактические игры Настольно-печатные игры Познавательный материал Проживание, преобразование Напольный строительный материал; 34 Центрзона игровая Центрбезопасности Нравственно патриотический центр Пластмассовые конструкторы Конструкторы с металлическими деталями Транспортные игрушки познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца строительная мастерская – Центр - книги Театрализованный -центр Центр -творческая мастерская Реализация ребенком полученных и Атрибутика для с-р игр («Семья», «Больница», имеющихся знаний об окружающем мире в «Магазин», «Парикмахерская», «Автомастерская» игре. Накопление жизненного опыта Предметы- заместители Расширение познавательного опыта, его Дидактические, настольные игры по профилактике использование в повседневной ДТП, по безопасности в быту, личная безопасность, деятельности безопасность в природе Дорожные знаки Литература о правилах дорожного движения, о безопасности в быту, о личной безопасности, о безопасности в природе Расширение патриотических Символика государственная представлений детей, накопление Предметы народно- прикладного искусства познавательного опыта Предметы русского быта Формирование умения самостоятельно Детская художественная литература в соответствии работать с книгой, «добывать» нужную с возрастом детей информацию. Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой Портрет поэтов, писателей Тематические выставки Развитие творческих способностей Элементы костюмов, маски ребенка, стремление проявить себя в Различные виды театров играх-драматизациях Проживание, преобразование Бумага разного формата, разной формы, разного тона познавательного опыта в продуктивной Достаточное количество цветных карандашей, деятельности. Развитие ручной умелости, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски творчества. Выработка позиции творца для лепки) Наличие цветной бумаги и картона 35 Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Альбомы- раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки 3.4. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы Образовательная область Программно - методическое обеспечение «Физическое развитие» 1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Конспекты занятий». М.Мозаика-Синтез, 2009 г.. 2. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 3-7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2009 г «Социальнокоммуникативное развитие» «Речевое развитие». «Познавательное развитие» 1. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990. 2. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. 3.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособие/О.Л. Князева, М.Д.Маханёва,СПб.: Детство – Пресс, 2000. 1. Гербова В. В. «Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет» М.: «Издательство Оникс 2006 г. 2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Подготовительная к школе группа.М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. 3. М.Д.Маханёва, Н.А.Гоголева, Л.В.Цыбирева «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2010 г. 1. И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» Подготовительная к школе группа., М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. 2. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Программа и конспекты занятий» 36 Подготовительная к школе группа., М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. 3.К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. 4.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. 5.Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М.: МозаикаСинтез, 2014 г. «Художественноэстетическое развитие» 1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. 2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. М.: Карапуз, 2017. 3. Куцакова - Конструирование и ручной труд в детском саду - Программа и методические рекомендации Для занятий с детьми 2–7 лет. 4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий. М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010 г. 5. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий. М.:МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2016 г. 6. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий. М.:МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014 г. 7. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. М.: ИД «Цветной мир», 2017 г. 8. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. ,– М.: ТЦ Сфера, 2007 г. 3.5. Федеральный календарный план воспитательной работы Все мероприятия проводятся с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО. Январь: 25 января: День российского студенчества 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Февраль: 2 февраля: день победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве 4 февраля: день рождения детской поэтессы, писательницы, киносценариста, радиоведущей Агнии Львовны Барто (1901 – 1981) 8 февраля: День российской науки 21 февраля: Международный день родного языка 23 февраля: День защитника Отечества 37 Март: 8 марта: Международный женский день 13 марта: день рождения писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР Сергея Владимировича Михалкова (1913 - 2009) 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра 28 марта: день рождения писателя Максима Горького (1968 - 1936) Апрель: 1 апреля: день рождения композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова (1873 - 1943) 12 апреля: День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, день рождения российского классика и драматурга Александра Николаевича Островского (1823 - 1886) 22 апреля: Всемирный день Земли 30 апреля: День пожарной охраны Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда 7 мая: день рождения русского композитора, педагога, дирижёра и музыкального критика Петра Ильича Чайковского (1840 - 1893) 9 мая: День Победы 13 мая: день основания Черноморского флота 15 мая: день рождения русского художника-живописца и архитектора Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) 18 мая: день основания Балтийского флота 19 мая: День детских общественных организаций России 24 мая: День славянской письменности и культуры Июнь: 1 июня: Международный день защиты детей 5 июня: День эколога 6 июня: день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), День русского языка 12 июня: День России 22 июня: День памяти и скорби 27 июня: День молодежи Третье воскресенье июня: День медицинского работника Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности 19 июля: день рождения поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893 - 1930) 30 июля: День Военно-морского флота 38 Август: 2 августа: День Воздушно-десантных войск 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации 23 августа: день победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году 27 августа: День российского кино Сентябрь: 1 сентября: День знаний 3 сентября: День окончания Второй мировой войны 7 сентября: День Бородинского сражения 8 сентября: Международный день распространения грамотности 9 сентября: день рождения великого русского писателя Льва Николаевича (1828 - 1910) 17 сентября: день рождения русского ученого, писателя Константина Эдуардовича Циолковского (1857 - 1935) 21 сентября: день рождения поэта и писателя Сергея Александровича Есенина (1895 – 1925) 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки 5 октября: День учителя 16 октября: День отца в России 25 октября: Международный день школьных библиотек 28 октября: Международный день анимации Ноябрь: 3 ноября: день рождения поэта, драматурга Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) 4 ноября: День народного единства 6 ноября: день рождения писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) 10 ноября: День сотрудника внутренних дел Российской федерации 27 ноября: День матери в России 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России 8 декабря: Международный день художника 9 декабря: День Героев Отечества 39 Толстого 12 декабря: День Конституции Российской Федерации, день рождения композитора, музыкального педагога Владимира Яковлевича Шаинского (1925 – 2017) 15 декабря: День мягкой игрушки 27 декабря: день рождения основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова (1832 - 1898) 31 декабря: Новый год Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами общеобразовательной организации, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования. 40