Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 п. Сосновка структурное подразделение детский сад Принято с пролонгацией: педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 24 _____________ О.А. Глухова Приказ от 30. 08.2024 г.№ _238-д_ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА освоения детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования ГО Карпинск, 2024 г. 1 № п/п 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.2 1.3 2. 2.1 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Содержание Стр. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации рабочей программы Принципы и подходы к формированию рабочей программы Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики Планируемые результаты (целевые ориентиры) реализации рабочей программы Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Вариативные формы, способы, методы и средства рабочей программы Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы Режим и распорядок дня в группе Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Учебно-методическое обеспечение рабочей программы Федеральный календарный план воспитательной работы 2 3 3 3 4 5 7 8 9 9 9 10 10 12 13 14 17 23 28 28 31 33 36 37 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373); - Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028); - Основной образовательной программой дошкольного образования МАОУ СОШ № 24. - Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2. - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28. Рабочая программа направлена на реализацию обязательной части основной образовательной программы ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений. 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Цель: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Задачи: - обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей 5-6 лет к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, 3 единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; - построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 5-6 лет; - создание условий для равного доступа к образованию для детей 5-6 лет с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия; - обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; - достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на следующих принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей 5-6 лет, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые); 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Основными подходами к формированию рабочей программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ; 4 включающей такие компоненты как - интегративный подход, ориентирующий на интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостный образовательный процесс в интересах развития ребенка; - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку; - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей; - cредовый подход,ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка. 1.1.3.Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики При разработке рабочей программы учитывались следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей. Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: в подавляющем составе русские. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Весь контингент воспитанников проживает в условиях поселка. Реализация принципа учета этнокультурной ситуации развития детей осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями уральского края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты. Проектно-исследовательская деятельность воспитанников от 5 до 6 лет реализуется через участие в работе лаборатории школьного агропарка, где дети проводят экспериментирование с растениями, видят взаимозависимость природы и человека. Данный проект реализуется в режимных моментах. Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. В режим дня группы ежедневно включены утренняя гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, зарядка после сна. В холодное время года пребывание детей на открытом воздухе проводится, учитывая температурный режим. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня). 5 Характеристика контингента обучающихся 5-6 лет Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Усложняется игровое пространство. Более совершенной становится крупная моторика. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Словарь активно пополняется. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики. Строят игровые и деловые диалоги. Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. 6 Происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное. Конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. 1.2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) реализации рабочей программы К шести годам: ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха; ребенок проявляет во время занятий физической деятельностью выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, уверенно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений; ребенок проявляет необходимый самоконтроль и самооценку, способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; ребенок владеет основными способами укрепления здоровья, правилами безопасного поведения в двигательной деятельности, мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих его людей; ребенок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада; ребенок владеет приемами объединения сверстников на совместную деятельность: определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений, регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям; ребенок проявляет доброжелательность в общении со сверстниками, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности, способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления; 7 ребенок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; ребенок испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребенок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице; ребенок проявляет познавательную активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы; проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра. принимать собственные решения и проявлять инициативу; ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению. 1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов Оценивание качества образовательной деятельности по Программе осуществляется в форме педагогической диагностики. 1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. 2. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. 3. Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью). 8 4. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. 5. Педагогическая диагностика в ДОУ проводится два раза в год (вначале и конце учебного года). 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям Рабочая программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития). В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности для детей 6-7 лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. 2.1.1. Социально-коммуникативное развитие В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются: В сфере социальных отношений: - обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО; - содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых; - поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности; - обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил; - расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе; В области формирования основ гражданственности и патриотизма: - воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию; - знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны; - поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы; 9 В сфере трудового воспитания: - формировать представления о профессиях и трудовых процессах; - воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда; развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе; - знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности; В области формирования безопасного поведения: - формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; - знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования. 2.1.2. Познавательное развитие В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: 1) развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях; 2) формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования; 3) развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени; 4) развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности; 5) расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях; продолжать учить группировать объекты живой природы; 6) продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств; 7) продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться. 2.1.3. Речевое развитие В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются: Формирование словаря - обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии (каменщик, тракторист, швея); названия техники (экскаватор, комбайн); прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду 10 (старательно, бережно); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы); - активизация словаря: закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением (строитель, хлебороб). Звуковая культура речи - закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, жз); определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи - совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов; • познакомить с разными способами образования слов. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь - совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по разному (кратко и распространенно). Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов. Продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых. Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом. Подготовка детей к обучению грамоте - формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный 11 гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. Интерес к художественной литературе - обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения); - развивать интерес к произведениям познавательного характера; формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем); - формировать избирательное отношение к известным произведениям фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу детей в выборе произведений для совместного слушания (в том числе и повторное); - формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение; - углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению); - совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту); - развивать образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке). 2.1.4. Художественно-эстетическое развитие В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются: Изобразительная деятельность: - продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; - развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности; - обогащать у детей сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; - закреплять у детей знания об основных формах предметов и объектов природы; - развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту окружающего мира; - в процессе восприятия предметов и явлений развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение; 12 - формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; - совершенствовать у детей изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности; - развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций; - поддерживать у детей стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей; - инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в ДОО, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, группа на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов); - продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городецкая роспись, Полховско-майданская роспись, Гжельская роспись), расширять представления о народных игрушках (городецкая игрушка, богородская игрушка, матрешка, бирюльки); - развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное); - поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; - поддерживать личностное творческое начало; - формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок; Модельно-конструктивная деятельность: - продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции; - поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие; Музыкальная деятельность: - продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш); - развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты; - формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; накапливать представления о жизни и творчестве композиторов; - продолжать развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее; - продолжать развивать у детей музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; - развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности; 13 - способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей; - развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности; 2.1.5 Физическое развитие Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития: - обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные туристские навыки; - развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде; - воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха; • продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов; - укреплять здоровье ребёнка, формировать правильную осанку, укреплять опорно - двигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания; - расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха; - воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий. 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства рабочей программы Основание выбора форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы определяются в соответствии: - с задачами воспитания и обучения; - возрастными и индивидуальными особенностями детей; - спецификой их образовательных потребностей и интересов; - с учетом сформировавшейся практики воспитания и обучения детей; - с учетом результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к возрастной группе детей 5-6 лет. Вариативность форм, методов и средств реализации рабочей программы зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе. При выборе форм, методов, средств реализации рабочей программы учитываются субъектные проявления ребёнка в деятельности: 14 - интерес к миру и культуре; - избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; - инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; - самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; - творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. Формы реализации рабочей программы Согласно ФГОС ДО при реализации рабочей программы используются различные формы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей 5-6 лет: - игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие); - общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое); - речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); - познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; - изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; - двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие); - элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); - музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Методы обучения и воспитания Для достижения задач воспитания в ходе реализации рабочей программы используются следующие методы: - организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); - осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример); - мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы). При организации обучения следующие методы: - традиционные методы (словесные, наглядные, практические); - методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей: 1) информационно-рецептивный метод (предъявляется информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы 15 педагога или детей, чтение); 2) репродуктивный метод (создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением - упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметносхематическую модель); 3) метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений); 4) частично-поисковый (эвристический метод) (проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)); 5) исследовательский метод (составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях. При выборе методов воспитания и обучения учитываются: - возрастные и личностные особенности детей, - педагогический потенциал каждого метода, - условия его применения, - реализуемые цели и задачи, - планируемые результаты. Для решения задач воспитания и обучения используется комплекс методов. Средства реализации рабочей программы При реализации рабочей программы используются различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: - демонстрационные и раздаточные; - визуальные, аудийные, аудиовизуальные; - естественные и искусственные; - реальные и виртуальные. Средства используются для развития следующих видов деятельности детей: - двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое); - предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое); - игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое); - коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое); - познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и оборудование для исследования и образносимволический материал, в т.ч. макеты, плакаты, модели, схемы и другое); - чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в т.ч. аудиокниги, иллюстративный материал); 16 - трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); - продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); - музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое). При реализации рабочей программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения осуществляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. Вариативность форм, методов, средств реализации рабочей программы Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации рабочей программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность. Вариативная часть программы представляет кружок «Волшебники мультипликации». Цель программы: творческая самореализация детей и развития основ технического мышления в процессе создание короткометражных мультфильмов. Данная программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Важными для успешной реализации являются следующие принципы: Наглядность; Научность; Последовательность; Отношение к ребенку как к полноценному участнику образовательного процесса; Поддержка инициативности и формирование навыков самоорганизации – педагог не учитель, а помощник. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непосредственную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки длительностью 1–3 минуты. 2.3. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности Период /тема месяца Тема раздела по неделям Развернутое содержание Итоговые мероприятия Сентябрь 1. День знаний 1.Развивать познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Дать первоначальное Тематическое развлечение 17 представление о профессии учителя и о «профессии ученика». «День Знаний» 2. Во саду ли в огороде, дары леса. 2.Формировать обобщенные представления об осени как времени года. Дать представления об овощах и фруктах, как результат труда людей в огороде и в саду, о дарах леса. Закрепить правила поведения в природе. Выставка детскородительских поделок на тему «Дары осени» 3.С/х профессии. 3. Расширить познавательный интерес к сельскохозяйственным профессиям; Учить уважать и ценить каждую из профессий; Формировать уважение к труду взрослых разных профессий на селе. Праздник «Здравствуй, осень золотая» «Осень» 4.Животный и растительный мир 4.Приспособленности растений и животных, птиц к изменениям в природе, явлениях природы. осенью. Октябрь «Я в мире человек» 1. Я вырасту здоровым 2. Моя семья 3. Мой поселок 4. Земля – наш 1.Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни, важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Расширять представления детей о полезных продуктах и витаминах. Фотовыставка «Мой любимый питомец» Спортивное развлечение «Веселые старты» 2. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где Создание работают родители, как важен для общества их труд. альбома «Моя семья» 3. Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, флорой и фауной Урала. Воспитывать Коллективная любовь к «малой Родине». работа 4.Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных «Наш посёлок– 18 общий дом Ноябрь «День народного единства» 1. Моя страна Россия 2.Люди, прославившие Россию 3. Москва – столица России Декабрь «Новый год» стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. 1. Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране. Познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому России. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, чувства гордости, восхищения красотой. Сосновка» Изготовление лэпбука «Россия Родина моя» 2.Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Рассказать о людях прославивших Россию, родной посёлок. 3.Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Праздник ко дню Матери «Мамина улыбка» 4.День матери 4. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, любовь к матери. Сравнение: Родина – мать! 1. Зима, особенности зимней природы 1.Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Эксперименталь ная деятельность с водой и льдом 2. Зимы в разных широтах и в разных полушариях 2.Формировать представления об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли. Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики. Проект «Жизнь животных и птиц зимой» Изготовление кормушек для птиц (с 19 2. Жизнь животных и птиц зимой 4. Новый год – встали дети в хоровод Январь «Зима» 1.В гостях у сказки 3. 2.Зимние забавы 3.Спорт.Зимние виды спорта 3. Расширять представления детей о жизни диких животных и птиц зимой. 4. Формировать представление о празднике, рассказать о традициях Нового года. Создать праздничную атмосферу в группе. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. 1. Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к литературным произведениям. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и простые по содержанию сказки помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. 2.Расширять представления детей о зимних забавах (катание на коньках, ледянках, лыжах, игра в хоккей, лепка снежной бабы). Воспитывать потребность в ЗОЖ, регулярных занятиях спортом. 3.Формировать и расширять знания детей о зимних видах спорта. Развивать речь детей, интерес к различным видам спорта, желание заниматься ими. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Формировать элементарные математические представления и творческие способности. 20 участием родителей) Изготовление игрушек своими руками (с участием родителей) Новогодний праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год» Викторина по сказкам. Драматизация сказки Спортивное развлечение на улице Зимняя олимпиада Февраль «День защитника Отечества» 1. Наша Армия сильная 1.Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины. 2 . Военная техника 2.Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Военными профессиями 3. Герои Отечества 3.Расширять и обогащать знания детей о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Праздник «День защитника Отечества» 4.Закреплять знания о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный). Расширять знания о ПДД. Знакомить с профессиями людей, связанных с транспортом: водитель, летчик, машинист и т. д. Развлечение по ПДД «Юные пешеходы» 1. Женский день 8 марта 1. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Воспитывать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Воспитывать бережное и чуткое отношение к девочке, женщине. Утренник «8 –е Марта- день радости и красоты» 2. Народное творчество России 2.Знакомить с народными традициями и обычаями с декоративно прикладным искусством с русским народными творчеством песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов Выставка детского творчества 4.Транспорт Март «Междунаро дный женский день 8-е Марта» 3.Расширять знания детей об истории русской деревянной матрешки 21 Выставка детского творчества Веселая ярмарка предметов 3.Народная игрушка (Городецкая, Богородская), формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образам народного декоративно-прикладного искусства. народного творчества. Музыкальное развлечение «Весна-красна» 4.«Морские обитатели» Апрель «Весна» 1. День юмора и смеха 2. «Космос» 1. Расширять представления детей об обитателях морских глубин: чем питаются, Коллективная где живут, какие растения и животные их окружают, строении их тела, способах работа передвижения. Овладение понятиями "морские животные", "рыбы", "моллюски". «Морские Показать взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. обитатели» 1. Познакомить детей с праздником смеха, создать весёлое настроение в группе. Познакомить детей с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту, развивать навыки коммуникации. 2. Расширить знания детей о космосе, космонавтах. Расширять знания детей о космосе, о космических полетах, о планетах Солнечной системы. 3.Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, сезонных изменениях, о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; 3. « Весна. Перелётные птицы» 4.Сформировать интерес к разным видам искусства; научить видеть, замечать, 4. «Неделя понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства. Развивать творческие способности детей. Расширять представления о сферах человеческой деятельности (наука, 22 День смеха. Фотогазета «Нам живется лучше всех, потому что с нами смех…» Создание макета космического пространства. искусства» Май 1 День Победы «9 мая День Победы» 2. Труд людей весной 3. Мир природы 4. Скоро лето! искусство, производство и т.д.). Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда (картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства). Познакомить с жанрами изобразительного искусства. Учить различать и называть материалы для разных видов художественной деятельности. Знакомить детей с архитектурой. Привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам, использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации. Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства(живопись, скульптура, мифы, легенды народов мира. Воспитывать желание приобщаться к искусству. 1.Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек. Рассказывать о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев ВОВ. Создание музея детского творчества Праздник «Мы помним те великие годы!» Выставка рисунков ко дню 2.Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде. Расширять Победы «Никто представления об орудиях труда. Закрепить знания о сезонных видах труда не забыт и ничто людей. не забыто» 3.Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных , насекомых и растений. 4. Закрепить знания о временах года; дать представление о лете; познакомить с названиями летних месяцев; расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, люди легко одеты. Знакомить с летними видами спорта. 23 Выставка детского творчества. «Какого цвета лето». 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и в несемейном образовании. Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей(законных представителей)по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи. Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, дефектолога и др.). Таким образом, Организации занимаются профилактикой и борются с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития. Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога. Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт. Педагоги, в свою очередь, так же должны делиться информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о 24 поведении детей во время пребывании в Организации. Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к Организации, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы. В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством. Организация может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут привнести в жизнь Организации свои особые умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий ит. п. Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители(законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т.д., могут так же самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. Организацией поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями),возникновение социальных сетей и семейная самопомощь. Система взаимодействия с родителями включает: - ознакомление родителей с результатами работы детского сада на общих родительских собраниях; - ознакомление родителей с содержанием работы детского сада, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; - целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; - обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарахпрактикумах, консультациях и открытых занятиях. Семья для ребёнка дошкольного возраста — жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Родительская любовь обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту, психологический комфорт и жизненную опору. Данная программа ориентирует воспитателя на взаимодействие с семьёй. Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Эффективными методами работы с родителями являются активные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты проявляют инициативу и самостоятельность. 25 Месяц Сентябрь Форма проведения Папки-передвижки Наглядная информация Консультации Беседа Анкетирование Родительское собрание Выставка Октябрь Папки-передвижки Наглядная информация Воспитание у детей культуры поведения за столом Консультации Игра, как средство воспитания дошкольников Памятка Профилактика плоскостопия Как провести выходные с ребёнком Сон ребенка Основные правила семейного воспитания Буклет Анкетирование Ноябрь Содержание Возрастные особенности детей 5-6лет Как приучать ребёнка к труду Осень Правила поведения на дорогах Всё о развитии детской речи Всё о детском питании Воспитание аккуратности Детская агрессивность Как одевать ребёнка в холодное время года Какой вы родитель? Что должен знать ребёнок в 5-6лет Дары осени Правила дорожные детям знать положено Папки-передвижки Наглядная информация Консультации Трудовое воспитание Какие родители, такие и дети! Знаете ли вы своего ребёнка? День народного единства Наша родина Россия Чем занять ребенка дома Профилактика гриппа, ОРЗ и ОРВИ у детей 26 Как воспитывать у детей чувство патриотизма Наглядная информация Воспитание ответственности у детей Как воспитать ребенка счастливым Поливитамины для детей Грамотный пешеход Зима Интересные факты про Новый год Консультации Чем занять ребенка в новогодние праздники Памятка Декабрь Папки-передвижки Памятка Анкетирование Родительское собрание Январь Наглядная информация Папки-передвижки Консультации Февраль Буклет Памятка Наглядная информация Папки-передвижки Консультации Памятка Безопасный новый год Как отвечать на детские вопросы? Состояние здоровья вашего ребёнка Условия здорового образа жизни в семье Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев Зимние игры 7полезных привычек для красивой осанки Зимние травмы Выбираем лыжи для ребенка Трудовое воспитание Как не заболеть гриппом День защитника Отчества Здоровый образ жизни семьи Компьютер спешит на помощь Один дома Роль отца в воспитании ребенка Основы нравственных отношений в семье 27 Март Папки-передвижки Наглядная информация Консультации Апрель Памятка Анкетирование Наглядная информация Папки-передвижки Буклет Папки-передвижки Наглядная информация Весенние игры Ошибки,которые совершать нельзя Индивидуальные особенности детей Вкуснейшее лекарство-шоколад Безопасная книга И значит нам нужна одна победа Что воспитывает детский сад Родительское собрание Как научить ребенка знакомиться и дружить Летние игры с водой Растём, играя Буклет История празднования дня Победы Консультации Май Воспитание мальчиков и девочек 8 марта Масленица Весна Как одевать ребенка весной Роль родителей в возрождении русских традиций Прогулки-источник мысли Роль фольклора в развитии детей ПДД Откуда опасность? День космонавтики День смеха Светлый праздник Пасхи 28 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы Успешная реализация Федеральной программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника; обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе дошкольного и начального уровней образования (опора на опыт, накопленный на предыдущих этапах развития, плавное изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться); учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития); создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, способствующей эмоциональноценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и пр.; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга); оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных психологопедагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению дошкольного образования, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования; совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества; психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья; вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; 29 непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в Организации, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообществ; взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности; использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации; предоставление информации о Федеральной программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; обеспечение возможностей для обсуждения Федеральной программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих ее реализацию, в том числе в информационной среде. Планирование образовательной деятельности Базовый вид деятельности Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Познавательное развитие Развитие речи рисование лепка аппликация Музыка ИТОГО: Периодичность 2 раза в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 13 занятий в неделю Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно 30 Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно Чтение художественной литературы Дежурства Прогулки Конструктивно-модельная деятельность ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю Самостоятельная деятельность детей Игра Самостоятельная деятельность детей в уголках развития Познавательно-исследовательская деятельность ежедневно ежедневно ежедневно Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». 3.2.Режим и распорядок дня в группе Режим дня в подготовительной группе на зимний период Вид деятельности Приход детей в детский сад Самостоятельная деятельность. Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак, организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения за столом Самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям II – ой завтрак Организованная деятельность (НОД) Подготовка к прогулке, воспитание самостоятельности, самообслуживание. Прогулка, наблюдение, труд, 31 07:30 – 08:00 08:00 – 08:40 08:40 – 08:55 08:55 – 09:00 10:00 – 10:05 09:00 – 10:50 10:50 – 12:30 двигательная активность, инд. работа Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и 12:30 – 13:10 культуры поведения за столом, обед Подготовка ко сну, воспитание навыков самостоятельности, самообслуживании, сон 13:10 – 15:00 Подъем, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельная деятельность 15:00 – 15:25 Полдник 15:25 – 15:35 Самостоятельная деятельность 15:35 – 15:50 Кружок 15:50 - 16:20 Организованная деятельность 16:20 – 16:50 Самостоятельная деятельность, прогулка, уход домой 16:50 – 17:00 Режим дня в подготовительной группе в летний период Вид деятельности Приход детей в детский сад Самостоятельная деятельность. Утренняя гимнастика на улице Подготовка к завтраку, завтрак, организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения за столом Самостоятельная деятельность (на улице) II – ой завтрак Подготовка к прогулке, воспитание самостоятельности, самообслуживание. Прогулка, наблюдение, труд, двигательная активность, инд. работа Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения за столом, обед Подготовка ко сну, воспитание навыков самостоятельности, самообслуживании, сон Подъем, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельная деятельность Полдник Организованная деятельность. Самостоятельная деятельность, прогулка, уход домой 32 07:30 – 08:00 08:00 – 08:40 08:40 – 08:55 08.50 – 09.00 10:00 – 10:05 09.00– 12:30 12:30 – 13:10 13:10 – 15:00 15:00 – 15:25 15:25 – 15:35 16:20 – 17:00 Физкультурно-оздоровительная работа В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении обеспечивается оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; дети находятся в помещении в облегченной одежде. Обеспечивается пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. Обеспечивается оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования. Поощряется участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Следует развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Ежедневно проводится детьми утреннюю гимнастику. В теплый период – на свежем воздухе. Формы работы Виды занятий Физкультурные занятия в помещении 2 раза в неделю по 25 мин. Физкультурные занятия (на улице) 1 раз в неделю по 25 мин Физкультурнооздоровительная работа в режиме дня утренняя гимнастика Ежедневно10-12 мин Подвижные, спортивные, игры и упражнения на прогулке Ежедневно25 мин. физкультминутки (в середине статического занятия) 1–2 ежедневно Физкультурный досуг 1 раз в месяц 25мин Физкультурный праздник 2 раза в год до 50 мин. День здоровья 1 раз в квартал Активный отдых Самостоятельная двигательная активность самостоятельное использование игрового оборудования физкультурного 33 и спортивно- ежедневно самостоятельные подвижные и спортивные игры ежедневно Воспитательно-образовательный процесс: Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Образовательный процесс строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельностьи избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Физкультурный центр Центр - природы - Расширение индивидуального двигательного Оборудование для ходьбы, бега, равновесия опыта в самостоятельной деятельности Для прыжков Для катания, бросания, ловли Для ползания и лазания Атрибуты к подвижным и спортивным играм Нетрадиционное физкультурное оборудование Расширение познавательного опыта, его Календарь природы использование в трудовой деятельности Макеты овощей, фруктов Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы Материал для проведения элементарных опытов Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности 34 Центр развивающих игр Расширение опыта детей Центр строительная мастерская Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца Центрзона - игровая Центрбезопасности Нравственно патриотический центр Центр - книги Театрализованный – познавательного сенсорного Дидактический материал по сенсорному воспитанию Дидактические игры Настольно-печатные игры Познавательный материал Напольный строительный материал; Пластмассовые конструкторы Конструкторы с металлическими деталямиТранспортные игрушки Реализация ребенком полученных и Атрибутика для с-р игр («Семья», «Больница», имеющихся знаний об окружающем мире в «Магазин», «Парикмахерская», «Автомастерская» игре. Накопление жизненного опыта Предметы- заместители Расширение познавательного опыта, его Дидактические, настольные игры по профилактике использование в повседневной ДТП, по безопасности в быту, личная безопасность, деятельности безопасность в природе Дорожные знаки Литература о правилах дорожного движения, о безопасности в быту, о личной безопасности, о безопасности в природе Расширение патриотических Символика государственная представлений детей, накопление Предметы народно- прикладного искусства познавательного опыта Предметы русского быта Формирование умения самостоятельно Детская художественная литература в соответствии работать с книгой, «добывать» нужную с возрастом детей информацию. Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой Портрет поэтов, писателей Тематические выставки Развитие творческих способностей Элементы костюмов, маски ребенка, стремление проявить себя в Различные виды театров 35 -центр Центр -творческая мастерская играх-драматизациях Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца Бумага разного формата, разной формы, разного тона Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Наличие цветной бумаги и картона Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Альбомы- раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки 3.4. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы Образовательная область Программно - методическое обеспечение «Физическое развитие» 1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий». М.Мозаика-Синтез, 2009 г.. 2. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 3-7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2009 г «Социальнокоммуникативное развитие» 1. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990. 2. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. 3.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособие/О.Л. 36 Князева, М.Д.Маханёва,СПб.: Детство – Пресс, 2000. «Речевое развитие». 1. Гербова В. В. «Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет» М.: «Издательство Оникс 2006 г. 2. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в детском саду» старшая группа М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. «Познавательное развитие» 1. И.А.Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений» в старшей группе, Конспекты и планы занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. 2. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Программа и конспекты занятий» старшая группа, М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. 3.К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. «Художественноэстетическое развитие» 1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа М.: МозаикаСинтез, 2016 г. 2. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет) М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. 3. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. М.;ТЦ « Сфера», 2006 г. 3.5. Федеральный календарный план воспитательной работы Все мероприятия проводятся с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО. Январь: 25 января: День российского студенчества 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Февраль: 2 февраля: день победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве 4 февраля: день рождения детской поэтессы, писательницы, киносценариста, радиоведущей Агнии Львовны Барто (1901 – 1981) 8 февраля: День российской науки 37 21 февраля: Международный день родного языка 23 февраля: День защитника Отечества Март: 8 марта: Международный женский день 13 марта: день рождения писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР Сергея Владимировича Михалкова (1913 - 2009) 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра 28 марта: день рождения писателя Максима Горького (1968 - 1936) Апрель: 1 апреля: день рождения композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова (1873 - 1943) 12 апреля: День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, день рождения российского классика и драматурга Александра Николаевича Островского (1823 - 1886) 22 апреля: Всемирный день Земли 30 апреля: День пожарной охраны Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда 7 мая: день рождения русского композитора, педагога, дирижёра и музыкального критика Петра Ильича Чайковского (1840 - 1893) 9 мая: День Победы 13 мая: день основания Черноморского флота 15 мая: день рождения русского художника-живописца и архитектора Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) 18 мая: день основания Балтийского флота 19 мая: День детских общественных организаций России 24 мая: День славянской письменности и культуры Июнь: 1 июня: Международный день защиты детей 5 июня: День эколога 6 июня: день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), День русского языка 12 июня: День России 22 июня: День памяти и скорби 27 июня: День молодежи Третье воскресенье июня: День медицинского работника Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности 38 19 июля: день рождения поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893 - 1930) 30 июля: День Военно-морского флота Август: 2 августа: День Воздушно-десантных войск 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации 23 августа: день победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году 27 августа: День российского кино Сентябрь: 1 сентября: День знаний 3 сентября: День окончания Второй мировой войны 7 сентября: День Бородинского сражения 8 сентября: Международный день распространения грамотности 9 сентября: день рождения великого русского писателя Льва Николаевича (1828 - 1910) 17 сентября: день рождения русского ученого, писателя Константина Эдуардовича Циолковского (1857 - 1935) 21 сентября: день рождения поэта и писателя Сергея Александровича Есенина (1895 – 1925) 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки 5 октября: День учителя 16 октября: День отца в России 25 октября: Международный день школьных библиотек 28 октября: Международный день анимации Ноябрь: 3 ноября: день рождения поэта, драматурга Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) 4 ноября: День народного единства 6 ноября: день рождения писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) 10 ноября: День сотрудника внутренних дел Российской федерации 27 ноября: День матери в России 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России 8 декабря: Международный день художника 39 Толстого 9 декабря: День Героев Отечества 12 декабря: День Конституции Российской Федерации, день рождения композитора, музыкального педагога Владимира Яковлевича Шаинского (1925 – 2017) 15 декабря: День мягкой игрушки 27 декабря: день рождения основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова (1832 - 1898) 31 декабря: Новый год Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами общеобразовательной организации, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования. 40