Программа по Чтению с увлечением ООП ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Отдел образования администрации ГО Карпинск
МАОУ СОШ № 24

Рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение с увлечением»
для обучающихся 5 класса

ГО Карпинск

2023
Пояснительная записка
Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному
предмету «Чтение с увлечением» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам
воспитания обучающихся»;
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении
изменений

в

Стратегию

государственной

национальной

политики

Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом
Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
Приказ

Министерства

образования

и

науки

РФ

от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Общая характеристика учебного предмета «Чтение с увлечением»
Программа по «Чтению с увлечением» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований ФГОС ООО к результатам
освоения

основной

образовательной

программы

образования по учебному предмету «Родная

основного

общего

(русская) литература»,

входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а
также рабочей программы воспитания с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций
гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
обучающихся, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям
и

культурно-историческому

опыту

человечества.

В

поликультурной

языковой среде родная (русская) литература изучается на основе диалога
культур.

Гуманистический

потенциал

русской

литературы

позволяет

рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство
воспитания обучающихся в духе уважительного отношения к языку и
культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература»
программа по «Чтению с увлечением» тесно связана с предметом «Родной
(русский) язык». Изучение родной (русской) литературы способствует
обогащению

речи

обучающихся,

развитию

их

речевой

культуры,

коммуникативной и межкультурной компетенций.
Специфика курса «Чтение с увлечением» обусловлена:
отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко
выражено их национально-культурное своеобразие;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи
создания изучаемых литературных произведений.
Содержание программы по «Чтению с увлечением» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении русской литературы
как особого, эстетического, средства познания русской национальной
культуры и самореализации в ней.

Содержание программы по «Чтению с увлечением» не включает
произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача –
расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их
знакомства

с

дополнительными

произведениями

фольклора,

русской

классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими
национальные особенности русской культуры.
В содержании курса «Чтение с увлечением» в программе
выделяются три содержательные линии (проблемно-тематических блока):
«Россия – Родина моя»;
«Русские традиции»;
«Русский характер – русская душа».
Программа по «Чтению с увлечением» ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в
образовательную область «Русский язык и литература».
Цели изучения предмета «Чтение с увлечением»
Изучение «Чтение с увлечением» обеспечивает достижение
следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной (русской) литературы и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием
и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование

познавательного

интереса

к

родной

(русской)

литературе, воспитание ценностного отношения к историко-культурному
опыту русского народа, приобщение обучающегося к культурному наследию
народа;
формирование причастности к свершениям и традициям народа и
ответственности за сохранение русской культуры;
развитие

у

обучающихся

интеллектуальных

и

творческих

способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности.

Программа по «Чтению с увлечением» направлена на решение
следующих задач:
осознание роли родной (русской) литературы;
выявление взаимосвязи родной (русской) литературы с отечественной
историей, формирование представлений о многообразии национальноспецифичных форм художественного отражения материальной и духовной
культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной (русской) литературе как о развивающемся
явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной
(русской) литературе, создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной (русской)
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной (русской) литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений
родной (русской) литературы;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление
поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет и другие.
Место учебного предмета «Чтение с увлечением» в учебном плане
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса «Чтение с
увлечением» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые образовательные результаты
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в
произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами
поведения
и
способствуют
процессам
самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
 активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,





своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание
на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
 активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);










осознание
последствий
и
неприятие
вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.

Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе
при изучении произведений русского фольклора и литературы;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;







повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного литературного образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
 в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;














в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный
и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося
универсальные учебные действия.

формируются

следующие

Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
 устанавливать
существенный
признак
классификации
и
классифицировать литературные объекты по существенному
признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых литературных фактах и
наблюдениях над текстом;
 предлагать
критерии для выявления закономерностей и
противоречий с учётом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
 владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из


источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
 оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и
смягчать конфликты, вести переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:

использовать преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
 участниками взаимодействия на литературных занятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:


выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
 ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
школьном литературном образовании; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
 объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, анализируя примеры из художественной
литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя
над взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности
литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между
народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный
текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
 определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные
представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
элементарные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи;
 понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и
учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные
жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть,
стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет,
композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика
персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
 сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
 сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно
прочитанные произведения фольклора и художественной литературы
с произведениями других видов искусства (с учётом возраста,
литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к
произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных
особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного
развития обучающихся);

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально
изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания мира,
формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение,
расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной
литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под
руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с
учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники,
в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя
электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая
правила информационной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ С
УВЛЕЧЕНИЕМ» (34ч.)
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч)
Преданья старины глубокой (6ч)
 Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
 Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
 К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской (4ч)
 А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
 М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
 Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
 А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы (2ч)
 И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
 А. В. Кольцов. «Лес».
 В. А. Рождественский. «Берёза».
 В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (12 ч)
Праздники русского мира (9ч)
 Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
 В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
 А. И. Куприн. «Бедный принц».
 И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома (3ч)
 И. А. Крылов. «Дерево».

 И. А. Бунин. «Снежный бык».
 В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (10 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2ч)
 Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
 Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души (3ч)
 К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская
сказка).
 Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках (3ч)
 К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
 А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана (2ч)
 И. А. Бунин. «Слово».
 В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(5 класс 34ч.)
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Малые жанры фольклора:
Пословицы и поговорки о Родине, России,
русском народе.
Русские народные и литературные
Преданья старины глубокой сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная
сказка)
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»
Москва в произведениях русских
писателей:
А. С. Пушкин. «На тихих берегах
Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!..
Города земли русской
люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота»
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной
площади»
Русский лес:
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес»
А. В. Кольцов. «Лес»
Родные просторы
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без
перерыва…»
В. А. Рождественский. «Берёза»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Рождество:
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда»
(фрагмент)
Праздники русского мира
В.Д. Берестов. «Перед Рождеством»
А. И. Куприн. «Бедный принц»
И. А. Ильин. «Рождественское письмо»
Семейные ценности:
И. А. Крылов. «Дерево»
Тепло родного дома
И. А. Бунин. «Снежный бык»
В. И. Белов «Скворцы»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Отечественная война 1812 года:
Родина
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь»
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)
Загадки русской души

Чувства добрые:
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-

Количество
часов
12

6

4

2

12

9

3
10
2

3

О ваших ровесниках

Лишь слову жизнь дана

носорога» (солдатская сказка)
Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова»
Школьные контрольные:
К. И. Чуковский. «Серебряный герб»
(фрагменты)
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант»
Родной язык, родная речь:
И. А. Бунин. «Слово»
В. Г. Гордейчев. «Родная речь»

3

2

Список нормативных документов и научно-методической литературы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в

Российской

Федерации»

[Электронный

ресурс].

URL:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/ (дата обращения: 09.09.2020).
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении
изменений

в

Стратегию

государственной

национальной

политики

Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом
Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 09.09.2020).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. № 1577) [Электронный ресурс]. URL:
https://fgos.ru/ (дата обращения: 09.09.2020).
Примерная программа воспитания (одобрена решением ФУМО,
протокол от 2 июня 2020 г. №2/20) [Электронный ресурс]. URL:
https://fgosreestr.ru/registry/primernaja-programma-vospitanija/ (дата обращения:
09.09.2020).
Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред.
П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019.
История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит.
(Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н.
Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука.
Ленингр. отделение, 1980—1983.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл.
ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.

Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет
«Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник
образования России. 2020. №14. С. 55-63.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный
русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский
Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская
литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены
тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает
классику и современную литературу для детей и подростков, а также
коллекцию диафильмов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».