Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка Принято с пролонгацией Педагогическим советом Протокол № 1 от 01.09.2023 УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СОШ № 24 _________О.А. Глухова Приказ от 01.09.2023 № 219-д Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности «Физическое самосовершенствование» Возраст обучающихся: 15-17 лет Срок реализации 1 год Автор – составитель: Кожевников Евгений Александрович педагог дополнительного образования ГО Карпинск 2023 г. Содержание Раздел №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» ............................................................................................................................ 3 1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................................... 3 1.2. Направленность ............................................................................................................................................... 4 1.3. Актуальность.................................................................................................................................................... 4 1.4. Отличительные особенности .......................................................................................................................... 5 1.5. Инновационность программы ........................................................................................................................ 6 1.6. Адресат программы ......................................................................................................................................... 6 1.7. Форма обучения ............................................................................................................................................... 6 1.8. Особенности организации образовательного процесса ............................................................................... 6 Раздел № 2 Цели и задачи программы ................................................................................................................. 6 Раздел № 3 Содержание программы ..................................................................................................................... 7 3.1. Учебный план................................................................................................................................................... 7 3.2. Содержание учебного плана ........................................................................................................................... 8 Раздел № 4 Планируемые результаты................................................................................................................ 14 Раздел № 5 Комплекс организационно – педагогических условий............................................................... 15 5.1. Календарный учебный график ..................................................................................................................... 15 5.2. Условия реализации программы .................................................................................................................. 18 5.3. Формы контроля и оценочные материалы .................................................................................................. 19 5.4. Оценочные материалы .................................................................................................................................. 20 5.5. Методические материалы ............................................................................................................................. 21 Список рекомендуемой литературы ................................................................................................................... 22 2 Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1. Пояснительная записка Программа «Физическое самосовершенствование» составлена в соответствии с нормативно-правовыми основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей. 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным 3 программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 1.2. Направленность: физкультурно-спортивная. 1.3. Актуальность данной программы заключается в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и работоспособности, воспитании гармонично развитого человека. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека. Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, 4 научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой. 1.4. Отличительными особенностями программы по общей физической подготовке является: направленность на реализацию принципа вариантности, включающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастнополовыми особенностями воспитанников, материально-технической оснащенностью учебное процесса (спортивный зал, спортивные площадки и т.д.) объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности очерчивается ценностными ориентациями индивидуально-ориентированную физическую соответственно учебного этому основу подготовку предмета на общую и воспитанников, и составляет содержание физкультурной деятельности с оздоровительно-корригирующей направленностью; учебное содержание программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному), и от частного к конкретному (специализированному), что задает определенную логику в освоении воспитанниками учебного предмета и обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения; учебный материал по общей физической подготовке структурирован по признаку целостности, т.е. каждая система физических упражнений представлена в единстве учебных знаний и соответствующих физических упражнений. В зависимости от материально-технической оснащенности, интересов самих воспитанников, школьным методическим совет определяет в качестве учебного материала ту или иную систему физических упражнений Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности. 5 1.5. Инновационность программы Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях. 1.6. Адресат программы. Программа рассчитана на 9 часов в неделю, на обучение в течение одного года. Общий объём – 333 часов. Средний возраст учащихся 15-17 лет. 1.7. Форма обучения - очная 1.8. Особенности организации образовательного процесса Программа рассчитана на детей от 15 до 17 лет. Группы формируются разновозрастные и разноуровневые общеобразовательной школе, без с учетом увлеченности предварительного отбора детей по в степени подготовленности. Продолжительность реализации программы - 1 год. Работа проводится систематически по программе 1.10 Режим занятий – Общий объём – 333 часов. 9 учебных часа в неделю (4 занятия по 2 часа, 1 занятие по 1 часу) 1.11 Уровень реализуемой программы- базовый Раздел № 2 Цели и задачи программы Цель: создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений. В соответствии с целью формируются следующие задачи: Образовательные: – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности; 6 – формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры; – формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности. Воспитательные: – воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры; – воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи; – воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости. Раздел № 3 Содержание программы 3.1 Учебный план № Наименование разделов, тем Количество часов I 1 Основы знаний Травматизм в спорте, причины. всего 3 1 2 Форма аттестации/ контроля теория 3 1 практика - Гигиена, предупреждение травм, 1 врачебный контроль Правила соревнований, места 1 занятий, оборудование, инвентарь 1 - 1 - Общая физическая подготовка 150 (ОФП) Строевые упражнения. 25 12 138 8 25 - 38 3 Общеразвивающие упражнения 38 (ОРУ). Дыхательная гимнастика. 3 - 3 4 Корригирующая гимнастика. 17 - 17 5 Оздоровительная гимнастика. 20 1 19 6 Оздоровительный бег. 27 - 27 3 II 1 2 беседа, инструктаж беседа беседа, контрольное тестирование выполнение упражнений выполнение упражнений выполнение упражнений выполнение упражнений выполнение упражнений выполнение контрольных упражнений 7 3 19 15 155 1 Упражнения на развитие общей 20 выносливости, ловкости, силы и быстроты. Специальная физическая 170 подготовка (СФП) Основы видов спорта. 30 7 23 2 Подвижные игры. 33 - 33 3 - 36 4 Упражнения на гибкость, ловкость, 36 выносливость. Спортивные игры. 35 7 28 5 Соревнования и конкурсы 20 - 20 6 Двухсторонние игры 16 1 15 IV Контрольные испытания 10 - 10 V Итого часов 333 30 303 7 III выполнение контрольных упражнений беседа, выполнение тестов выполнение контрольных упражнений, спортивные праздники выполнение упражнений выполнение контрольных упражнений, спортивные праздники праздники «Здоровья» выполнение контрольных упражнений выполнение контрольных упражнений и тестов 3.2 Содержание учебного плана Раздел 1. Основы знаний. (3 часа) Тема № 1. Травматизм в спорте, причины. (1 час) Теория. Виды травм в спорте (поверхностные незначительные повреждения гематомы и ушибы, повреждение или растяжение связок, переломы) Причины получения травм: - Недостатки в организации и методике проведения соревнований или тренировок - Плохое состояние места проведения тренировочного процесса, оборудования, инвентаря или экипировки спортсмена. - Плохие погодные условия при проведении тренировок или соревнований - Грубое нарушение правил контроля со стороны врача - Нарушение дисциплины или правил проведения тренировок 8 Практика. Ожидаемый результат. Знание и соблюдение правил Техники Безопасности по ОФП. Формы контроля: беседа, инструктаж. Тема № 2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль (2 часа) Теория. Гигиенические Закаливание. Основные правила причины занятий физическими травматизма. упражнениями. Признаки заболевания. Самоконтроль. Врачебный контроль. Практика. Ожидаемый результат. Знание правил личной гигиены, соблюдение режима дня. Формы контроля: беседа. Тема № 3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь (1 час) Теория. Правила поведения в спортивном зале и спортивной площадке. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в группах общей физической подготовки. Практика. Ожидаемый результат. Соблюдение правил поведения в спортивном зале и спортивной площадке, знание правил соревнований, умение правильно использовать спортивные оборудование и инвентарь на занятиях в группах ОФП. Формы контроля: беседа, контрольное тестирование. Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП). (150 часов) 1. Строевые упражнения. (25 часов) Теория. Практика. Выполнение строевых упражнений: «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!», «Налево!», «Кругом!». Разновидности ходьбы. ОРУ в строю. Ожидаемый результат. Четкое выполнение строевых приемов, умение выполнять коллективные действия. Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 9 2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ). (38 часов) Теория. Практика. Комплекс ОРУ без предмета. Комплекс ОРУ с предметами. Комплекс ОРУ с мячами. Разучивание подводящих упражнений по акробатики. Комплекс ОРУ на месте. Ожидаемый результат. Овладение элементами акробатики, развитие ловкости и быстроты в подвижных играх, умение выполнять коллективные действия, воспитание чувства взаимопомощи и поддержки, терпимого отношения друг к другу. Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 3. Дыхательная гимнастика. (3 часа) Теория. Практика. Измерение объема легких при помощи «воздушного шара». Дыхательное упражнение «ладошки». Дыхательное упражнение «насос». Дыхательное упражнение «кошка». Комплекс Дыхательных упражнений. Ожидаемый результат. Научить детей правильно вдыхать через нос. Добиваться активной вентиляции легких детей. Воспитать ценностное отношение к ЗОЖ. Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 4.Корригирующая гимнастика. (17 часов) Теория. Практика. Гимнастическая полоса препятствий. Напоминания о «правилах» дыхания. комплекс упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки (с гимнастическими палками). Общеразвивающие упражнения в положении сидя. Совершенствование комплекса упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия. Ожидаемый результат. Научить детей навыкам правильной осанки. Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 5. Оздоровительная гимнастика. (20 часов) Теория. Позвоночник – основа здоровья. Причины неправильной осанки и болезней позвоночника. Правила стретчинга. 10 Практика. Комплексы упражнений на растяжку. (Стретчинг для спины, растяжка мышц спины и живота, стретчинг для тазобедренных суставов и мышц ног, стретчинг для позвоночника). Ожидаемый результат. Знание и правильное выполнение комплексов лечебной физической культуры. Форма контроля: беседа, выполнение контрольный упражнений. 6. Оздоровительный бег. (27 часов) Теория. Практика. Бег. Беговые упражнения. Длительный бег. Бег на короткие и длинные дистанции. Ожидаемый результат. Овладение навыками бега на короткие и длинные дистанции. Форма контроля: выполнение контрольный упражнений. 7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты. (20 часов) Теория. Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. Практика. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки. Скоростно-силовые упражнения: прыжки, много скок и, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. Ожидаемый результат. Развить навык взаимодействия учащихся, ловкость, внимание, координацию движений. Форма контроля: выполнение контрольных упражнений Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП). (170 часов) 1.Основы видов спорта (30 часов) Теория. Основы видов спорта. Практика. Волейбол. Баскетбол. Футбол. Легкая атлетика. Ожидаемый результат. Развить физические качества: быстроту, ловкость. Сформировать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки в командных играх. 11 Форма контроля: беседа, выполнение контрольных упражнений 2. Подвижные игры. (33 часов) Теория. Практика. Подвижные игры в спортивном зале. Подвижные игры на свежем воздухе. Ожидаемый результат. Развить физические качества: быстроту, ловкость. Сформировать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки в командных играх. Форма контроля: выполнение контрольных упражнений 3. Упражнения на ловкость, гибкость, выносливость (36 часа) Теория. Практика. Упражнения на ловкость. Упражнения на координацию движений. Упражнения на гибкость. Упражнения на быстроту. Упражнения на выносливость. Ожидаемый результат. Развить физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость. Сформировать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки в командных играх. Форма контроля: выполнение контрольных упражнений 4. Спортивные игры (35 часов) Теория. Практика. Спортивные игры. Ожидаемый результат. Развить физические качества: быстроту, ловкость. Сформировать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки в командных играх. Форма контроля: выполнение контрольных упражнений, спортивные праздники 5. Соревнования и конкурсы (20 часов) Теория. Практика. Соревнования по ОФП, Соревнования по СФП, Соревнования — эстафеты, Соревнования «Веселые старты», Соревнования-поединки. 12 Ожидаемый результат. Развить физические качества: быстроту, ловкость. Сформировать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки в командных играх. Форма контроля: выполнение контрольных упражнений, праздники «Здоровья» Раздел 4. Двухсторонние игры. (16 часов) Теория. Объяснение правил игры. Практика. Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении (по пря мой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам. Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам. Мини-футбол (футбол): специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча (по прямой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов); удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу, после отскока мяча); остановка катящегося мяча; приземление летящего мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам. Ожидаемый результат. Развить физические качества: быстроту, ловкость. Сформировать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки в командных играх. Форма контроля: беседа, выполнение контрольных упражнений Раздел 5. Контрольные нормативы. (10 часа) Теория. Практика. Сдача нормативов. Ожидаемый результат. Высокий уровень физической подготовки учащихся. Форма контроля: беседа, выполнение контрольных упражнений 13 Раздел № 4. Планируемые результаты Ожидаемые результаты: - осознание влияния физических упражнений на организм человека и его развитие; - понимание вреда алкоголя и курения на организм человека; - повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма; - воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость – атлетическая подготовка) - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. Учащиеся должны знать: - историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов; - способы предупреждения травм и оказания первой помощи; - основы правильного питания; - правила спортивных игр; - разные виды лыжного хода; - правила организации соревнований; - правила самостоятельного выполнения упражнений. Уметь: - подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом; - группироваться; - использовать различные тактические действия; - владеть техникой игры перемещений во время игры; - использовать страховку и само страховку; - использовать самоконтроль за состоянием здоровья 14 Раздел № 5 Комплекс организационно- педагогических условий 5.1 Календарный учебный график Год Дата начала Дата Всего Количество Режим обучения обучения окончания учебных учебных занятий обучения недель часов 31.05.2023 37 33 2022-2023 01.09.2022 4 раза в неделю по 2 академических часа + 1 раз в неделю по 1 часу. Календарный учебный график № Тема занятия п/п Количест Форма Форма Дата Дата Причи во часов занятия контро планир фактич на ля уемая еская измене ния даты I 1 2 3 II 4-28 Раздел 1. Основы знаний (3 часа) комбиниро Травматизма в спорте, 1 ванная причины комбиниро Гигиена, 1 ванная предупреждение травм, врачебный контроль комбиниро Правила соревнований, 1 опрос ванная места занятий, оборудование, инвентарь Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП) (150 часов) комбиниро Строевые упражнения 25 ванная 13 комбиниро ванная 4254 Общеразвивающие упражнения без предметов Общеразвивающие упражнения с партнёром 13 комбиниро ванная 5566 Общеразвивающие упражнения 12 комбиниро ванная 2941 15 6769 7075 7678 7987 8893 94102 103108 109111 112114 115134 135137 138142 143147 148153 III 154156 157 158159 на гимнастических снарядах Дыхательная гимнастика 3 Акробатические 6 упражнения Преодоление полосы 3 препятствий Выполнение 9 гимнастических упражнений Оздоровит Медленный 6 ельный бег бег: Бег 9 на коротки е дистанци и Эстафетны 6 й бег Кросс 500 3 метров Кросс 1000 3 метров Оздоровительная 20 гимнастика Прыжки в длину с 3 разбега Прыжки в высоту с 5 разбега Метание гранаты в цель 5 на дальность Контрольные испытания, 6 соревнования по лёгкой атлетике Раздел 3. Специальная подготовка (СФП). (170 часов) Волейбол. Перемещение 3 из стойки. Передача мяча сверху двумя руками. Приём мяча снизу двумя руками. Приём мяча снизу двумя руками. Приём мяча снизу двумя руками. Отбивание мяча в 1 прыжке. Нижняя прямая подача. Нападающий удар. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебные игры. 2 Контрольные игры. комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная зачёт комбиниро ванная зачёт комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная комбиниро ванная зачёт физическая групповая групповая групповая 16 160162 163 164 165 166168 169 170 171 172177 178 Судейская практика Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой Штрафной бросок. Инструкторская практика. Перехват, вырывание, забивание мяча Выбор места. Целесообразное использование технических приёмов. Участие в соревнованиях Футбол. Удары на точность, силу, дальность. Остановки мяча. Ведение мяча. Финты. Отбор мяча Расстановка игроков. Тактика игры в нападении. Судейская практика Групповые и командные действия. Тактика игры в защите. Судейская практика Групповые и командные действия. Соревнования по футболу Настольный теннис. Чередование приёмов игры по заданным квадратам. Чередование и сочетание 2-3 различных приёмов игры по заданным квадратам Контрудары. Тактика парной игры. Варианты тактики парной игры 3 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 3 групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 6 групповая 1 групповая 17 179183 184216 217 218224 225230 231241 242252 253287 288290 291296 297299 300303 304307 308323 324333 Контрольные 5 соревнования по настольному теннису. Подвижные игры 33 групповая Упражнения на ловкость 1 Упражнения на 7 координацию движений Упражнения на гибкость 6 групповая Упражнения быстроту Упражнения выносливость Спортивные игры на 11 групповая на 11 групповая 35 групповая Соревнования по ОФП 3 групповая зачёт Соревнования по СФП 6 групповая зачёт Соревнования - эстафеты 3 групповая зачёт Соревнования «Веселые 4 старты» Соревнования-поединки 4 групповая зачёт групповая зачёт Двухсторонние игры 16 групповая Контроль ная игра Контрольные нормативы 10 комбини зачёт рованна я групповая групповая групповая 5.2 Условия реализации программы МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Место проведения: Спортивная площадка; Класс (для теоретических занятий); Спортивный зал. Инвентарь: Волейбольные мячи; Баскетбольные мячи; Скакалки; Теннисные мячи; 18 Малые мячи; Гимнастическая стенка; Гимнастические скамейки; Сетка волейбольная; Щиты с кольцами; Секундомер; Маты Кадровое обеспечение программы: педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее образование, пройти подготовку на курсах повышения квалификации по организации дистанционного обучения. Важным условием, необходимым для реализации программы является умение педагога осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную разрабатывать и эффективно образовательнуюприменять траекторию инновационные учащегося, образовательные технологии. 5.3 Формы контроля и оценочные материалы Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы: - практический (выполнение практических заданий); - наглядный (наблюдения, изучение явлений, происходящих в окружающей среде); - словесный (инструктажи, беседы, разъяснения); - работа с литературой (изучение, составление плана). Формы контроля: Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей: - подготовительной (ходьба, бег, обще развивающие упражнения), - основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок, подвижных и спортивных игр и т.д.), 19 - заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов). Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Важнейшим требованием к занятию ОФП является обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся. 5.4 Оценочные материалы № п/п 1. Возраст Наименование Бег 10 м (сек) 2. Бег 30 м (сек) 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. М. 1год д. 10.58.5 Челночный бег Зх 14.510 м(сек) 13.5 Прыжок с места 55-70 (см) Прыжки через скакалку(раз) Бросок набивного 117мяча, стоя из-за 185 головы, 1кг (см) Метание прав, 2.5мешочка лев. 5.5 150гр(м) 2.04.8 Подбрасывание и 5-10 ловля мяча(раз) 5-7 Отбивание мяча(раз) 1-1.5 Перебрасывание мяча в паре разными способами R,M. 10 Статическое равновесие (сек) Подъем туловища (раз) Наклон вперед, 1-2 ноги вместе (см) Бег на 300450 выносливость (м) 10.78.7 15.814.7 50-65 2 год М. д. 2.8-2.7 3.0-2.8 З год М. д. 2.52.62.1 2.2 8.98.47.7 7.6 12.013.211.2 12.2 8580105 100 3-15 3-20 4 год М. д. 2.52.32.1 2.0 8.08.77.4 7.8 11.212.09.9 10.5 10095125 120 7-21 15-45 9.27.9 13.212.2 70100 1-3 9.87.3 14.513.2 65-95 100178 187270 138221 221303 156256 242360 193331 2.45.2 1.83.7 5-10 3.97.5 1.83.7 15-25 3.55.9 2.54.5 15-25 4.49.8 3.25.9 26-40 3.38.3 3.05.7 26-40 6.013.9 5.010.8 45-60 5.511.8 4.68.0 45-60 5-7 7-10 7-10 10-15 10-15 10-20 10-20 1-1.5 1.5-2.5 1.5-2.5 3.04.0 3.04.0 3.05.0 3.05.0 10 12-20 15-28 25-35 30-40 35-42 45-60 11-17 10-15 12-25 11-20 15-30 14-28 3-6 6-9 4-7 7-10 5-8 8-12 2-3 200350 600750 2-5 450750 6801500 6501200 9002000 7001800 20 Бег на лыжах на выносливость 15. 10001500 7001200 15002000 12001500 2002500 5002000 20002500 20003000 5.5. Методические материалы Формы занятий: групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры; занятия оздоровительной направленности; эстафеты, домашние задания. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: Эффективность реализации программы: информационно-познавательные (беседы, показ); творческие (развивающие игры); методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). Организационно-методические рекомендации. Занятия проводятся 4 раза неделю по 2 часа и 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия в объединении позволяют: максимально поднять уровень физического здоровья среди детей младшего школьного возраста; развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой; развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость; сформировать мотивацию к занятиям физической культурой; подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом. Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП с игровыми элементами, ЛФК, участие детей в «весёлых стартах» и праздниках. 21 Список рекомендованной литературы для детей 1. Бердышев С.Н., Здоровье на «отлично». Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М., «Рипол классик»,2002. 2. Виммерт Й. Олимпийские игры – Зачем и почему./перевод с нем. Жирновой Ю. – М., «Мир книги»,2007 3. Володин В.А., Большая детская энциклопедия (том 20). Спорт.- М.,«АСТ», 2010. 4. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С., Начинайте день с зарядки. – М.,1981. 5. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003. 6. Ежи Талага, Энциклопедия физических упражнений. – М., «Физкультура и спорт», 1998. 7. Куприянчик Л.Л. Основы бодибилдинга – Секреты для мальчиков. – Киев, «Ранок», 2005. 8. Малов В.И. Тайны великих спортсменов. – М., «Оникс»,2010. 9. Шалаева Г.П., Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте. – М., «ЭКСПО». 2004. Список рекомендованной литературы для родителей 1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. (серия «Мир Вашего ребенка) – М., «Феникс»,2001. 2. Былеева А.В. Подвижные игры. – М., «Физкультура и спорт», 1982. 3. Голубев А. М. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. И.П.К. М.О. – М., 1994. 4. Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003. 5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма – М., «Детство-пресс», 2006. 6. Милосердова Г.А., Мастюгина Е.Г. Мой ребенок – победитель. – М., «Феникс».2008. 7. Подшибякин А.К. Закаливание – залог здоровья. - М., 1981 8. Сзетов А., Школьников Н. Физическая культура в семье. - М., 1973. 22 Список рекомендованной литературы для педагога 1. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Северное окружное управление Московского комитета образования. Составитель Карчина 3.Л. - М., 1999. 2. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. Центр творчества «Кузьминки» Составители Жиркова М.В. и др. - М.,1999. 3. Общая физическая подготовка. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий. Составитель Колтановский А.П. - М., 1986. 4. Программа Матвеева А.П. «Физическая культура, 5 – 11 классы». М. , «Просвещение», 2007. 5. Программа по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов образовательной школы. Андреева Н А. и др. Советская система физического воспитаниям. - М., 1975. 6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.,1980 7. Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010 8. Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. - М., 1979. 9. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких, С-П., 1997. 10. Шурухина В.К Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы. - М. ,1980. 11. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск, 1985. 12. Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом: материалы международной научно – практической конференции 25-26 марта 1999 г. – Томск: ТГПУ. 13. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2008. 14. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 23 15. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Кофмана Л.Б., Погадаева Г.И. - М.: Физкультура и спорт, 1998. 16. Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. – М.,1996 17. Семёнов Л.П. Советы тренерам. – М.: ФиС, 1980. 18. Сиваков В. И. О психоэмоциональном перенапряжении школьников. Журнал «Физическая культура в школе», 2004. – № 2. – с.74. 19. Чехунова Т. И. Программа по физической культуре для классов с ежедневными занятиями физической культурой.- Томск, 1999. 20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., «Академия», 2000. 24