РП Современные агробиотехнологии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка
Принята Педагогическом советом

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1

Директор МАОУ СОШ №24

от 30.08.2023 г.

_________О.А. Глухова
Приказ от 01.09.2023 № 219-д

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

«Современные агробиотехнологии»
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель
Прудникова М.Н.
педагог дополнительного
образования

п. Сосновка
2023 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современные
агробиотехнологии» для основного общего образования (далее - программа) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы среднего общего образования с учетом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических
явлений и закономерностей, расширения базовых знаний, развития практических умений и
навыков в современной биологии.
Программа «Современные агробиотехнологии» составлена в соответствии с
нормативными правовыми актами и государственными программными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ»;
2

12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Направленность (профиль) программы:
 естественнонаучная
Актуальность программы:
 Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня
знаний, а также практического опыта работы с лабораторным оборудованием,
овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации
образовательной и научно-исследовательской деятельности предусматривают
формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы
самовыражения и индивидуальности суждений. Для полного учета потребностей
обучающихся в программе используется дифференцированный подход, что
стимулирует обучающегося к увеличению потребности в индивидуальной,
интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь
обучающимися, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к
изучению предметов естественно-научного цикла, естественных наук и технологий.
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам
высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют
нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве
ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые
в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При
этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный
предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых
заключается в изучении современных способов решения глобальных проблем
современности. Программа преследует не только образовательные, но и
воспитательные цели, поскольку она способствует формированию экологического и
биотехнологичного мышления у подрастающего поколения.
Отличительные особенности программы, новизна:
 Особенности программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность.
Таким образом, вовлеченность обучающихся в данную программу позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в
различных сферах естественнонаучных знаний, переосмыслить свои связи с
окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы
вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности
Адресат программы:
 Обучающие в возрасте 10-14 лет ГО Карпинск
3

Характеристика возрастов:
10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным
стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в
психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают
приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их
увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения
и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать
себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и
доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает
эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь
неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость,
находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы
соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения,
поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и
символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с
доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие
вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со
сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах
авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности,
формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит
прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим
повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить
волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому
легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и,
таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.
13-14 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют
характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность
противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то,
что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования
и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной
деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно
преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более
она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к
расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать
от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон
взаимоотношений.

4

Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объем программы:
Объем программы 167 учебных часов в год.
Программа рассчитана на один учебный год.
Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации программы:
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в одной образовательной организации;
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное
занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной краткосрочной
программы: проект, учебно-исследовательская работа, семинар, мастер-класс, презентация,
практическое занятие, открытое занятие и т.д.
Цель программы:
привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания
по природоведению, ботанике вооружить их практическими умениями и навыками по
изучению и выращиванию овощных культур, получить начальные профессиональные
навыки по агробиотехнологиям.
Задачи краткосрочной программы:












углубить знания по ботанике в соответствии с возрастом и способностями
обучающихся;
привить навыки исследовательской работы как в природе, так и в лаборатории;
научиться применять на практике полученные на занятиях знания;
научить работать с определителем растений;
научить обращаться с микроскопом, приготовлять препараты.
развивать интерес к исследованиям и опытничеству;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать
потребности ребят в содержательном и развивающем досуге
воспитывать любовь и бережное отношение к природным богатствам;
воспитывать экологически грамотных исследователей природы;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и
проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Планируемые результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
5

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере гражданского воспитания:
 готовность к совместной творческой деятельности при выполнении
биологических экспериментов;
 способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять ее;
 готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения к мнению
оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
в сфере патриотического воспитания:
 ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
 достижениям России в науке;
 способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие биологии,
понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и
современного общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
в сфере эстетического воспитания:
 понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценность;
в сфере физического воспитания:
 понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курения);
в сфере трудового воспитания:
 готовность к активной деятельности биологической и экологической направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
в сфере экологического воспитания:
 экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования;
 повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения
при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием
(соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в
экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы);
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
в сфере научного познания:
 понимание специфики биологии как науки, осознание ее роли в формировании
рационального научного мышления, создание целостного представления об
окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании
природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
6



убежденность в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечение
нового уровня развития медицины; создание перспективных биотехнологий,
способных решать ресурсные проблемы развития человечества; поиск путей выхода
из глобальных экологических проблем и обеспечение перехода к устойчивому
развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию
новых стандартов жизни;
 заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей
культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной
грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
 понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нем изменений; умение делать обоснованные
заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения
достоверных выводов;
 способность самостоятельно использовать биологические знания для решения
проблем в реальных жизненных ситуациях;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
 готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными
потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
 использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий
(выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
 определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
 использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой
природы;
 строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;
 применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода,
выявленных в различных информационных источниках;
базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; работа с информацией:
7



ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия,
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных
видов и форм представления, критически оценивать ее достоверность и
непротиворечивость;
в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге
или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы,
высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать
интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
совместная деятельность:
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 умение
владеть
системой
биологических
знаний,
которая
включает
основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань, орган,
организм, вид, популяция, биосинтез белка, наследственность, изменчивость, рост и
развитие и др.);
 владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в
биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение,
проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в
природе;
 умение устанавливать взаимосвязи между строением и функциями: клеток разных
тканей; органами и системами органов у растений; этапами клеточного цикла и
жизненных циклов организмов; генотипом и фенотипом;
 умение решать поисковые биологические задачи; выявлять причинноследственные
связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями;
делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;
 умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования; анализировать полученные результаты и делать
выводы;
 умение оценивать этические аспекты современных исследований в области
биотехнологии и генетических технологий (направленное изменение генома и
создание трансгенных организмов);
Содержание учебного (тематического) плана

1. Биотехнология как наука (28 ч)

История возникновения науки, основные разделы, связь биотехнологии с другими
науками (биологией, ботаникой, зоологией, микробиологией, биохимией, физиологией,
генетикой, медициной) и отраслями промышленности (пищевая, легкая), сельского хозяйства
(животноводство, растениеводство) и здравоохранением. Современные направления
развития агробиотехнологий. Методы биотехнологии в науке и практике. Демонстрация
видеороликов. Исследовательская работа «Создание биологически активного раствора,

8

добавок, витаминов для жизнедеятельности растений».
«Выведение новых сортов растений с заданными свойствами».

Исследовательская

работа

2. Общие понятия биотехнологии (16 ч)
Понятие биотехнологии. Зачем человеку биотехнологии, в чем их преимущество
перед химическим синтезом. Основные объекты биотехнологии: промышленные
микроорганизмы, клетки и ткани растений, животных. Практическая работа «Примеры
применения биологических объектов в твоей жизни».

3. Особенности агробиотехнологии (31 ч)
Цели и задачи агробиотехнологии. Основные объекты агробиотехнологии.
Биотехнологические подходы для надежного сохранения коллекций генетических ресурсов
растений. Рост и развитие растения в замкнутой системе в контролируемых условиях: как
это возможно. Основные помещения для полноценной работы лаборатории биотехнологии:
их функционал и особенности. Основные приборы для организации лаборатории
биотехнологии, их функции и возможности (рН-метр, весы, гидропонника, гроубокс,
световая установка, «Амперка» УФ-ионизатор, хранения питательных сред и др.).
Инструменты для применения методов биотехнологии растений. Основы техники
безопасности при работе с приборами. Практическая работа «Культурное растение в
сосуде: опиши растение в пробирке». Исследовательская работа «Рост черенков растений в
воде с разным уровнем рН».

4. Питательные среды для агробиотехнологий (34 ч)
Макро- и микроэлементы, источники роста, цветения, витамины. Типы питательных сред –
жидкие и твердые. Питательные среды для биотехнологии растений. Разработка
новых питательных сред, в том числе включающих биостимуляторы и другие
регуляторы роста. Методы оптимизации питательных сред. Основные компоненты
питательных сред (макроэлементы, микроэлементы). Уровень рН питательной среды и его
влияние на развитие растений. Весы, рН-метр. Лабораторная работа «Питательные среды и
условия культивирования, культуры растительных клеток и тканей». Практическая работа
«Приготовление растворов макро- и микроэлементов питательной среды». Практическая
работа «Приготовление питательных сред для растений».

5. Регуляторы роста как факторы успеха биотехнологии растений (32 ч)
Рост и
развитие
растений.
Остальные этапы онтогенеза. Общие
закономерности роста растений. Основные этапы роста и их функции на разных этапах
развития растения. Известные генетические механизмы, контролирующие рост и развитие
растений. Эндогенные и экзогенные регуляторы роста растений в пробирке. Лабораторная
работа «Цифровая оценка роста и развития растений в зависимости от питательной среды».

6. Биотехнология растений (26 ч)

Возможности применения агробиотехнологий в семеноводстве и питомниководстве.
Болезни и иммунитет растений. Ускоренная и традиционная селекция: сокращаем сроки
получения новых сортов. Основные методы селекции. Гибридизация. Формы отбора.
9

Основные направления селекции: улучшение урожайности, устойчивости к биотическим и
абиотическим факторам. Оздоровление растений от вирусов с помощью методов
биотехнологии. Практическая работа «Размножение плодовых растений черенкованием и
микроразмножением – пример малины (или земляники, ежевики, смородины)».
Практическая работа «Размножение картофеля в пробирке». Исследовательская работа
«Как получают потомство вегетативно размножаемых культур, если не семенами?»
Исследовательская работа «Выращивание растений в пробирке».
Тематическое планирование
Темы занятий
Количество Основное содержание
часов
Биотехнология как
(28 ч)
История возникновения
наука
науки, основные разделы,
связь биотехнологии с
другими науками
(биологией, ботаникой,
зоологией, микробиологией,
биохимией, физиологией,
генетикой, медициной) и
отраслями промышленности
(пищевая, легкая), сельского
хозяйства (животноводство,
растениеводство) и
здравоохранением.
Современные направления
развития
агробиотехнологий. Методы
биотехнологии в науке и
практике. Демонстрация
видеороликов.
Исследовательская работа
«Создание биологически
активного раствора,
добавок, витаминов для
жизнедеятельности
растений».
Исследовательская работа
«Выведение новых сортов
растений с заданными
свойствами».
Общие понятия
биотехнологии

(16 ч)

Понятие биотехнологии.
Зачем человеку
биотехнологии, в чем их
преимущество перед
химическим синтезом.
Основные объекты
биотехнологии:
промышленные
микроорганизмы, клетки и
ткани растений, животных.

Виды деятельности
обучающихся
Раскрывать содержание
терминов и
понятий: наука,
биотехнология,
агробиотехнологии.
Описывать процесс
выполнения
исследований и
прогнозировать
результаты
экспериментов.
Характеризовать
основные научные
школы в области
биотехнологии.
Различать разделы
биотехнологии
как науки.
Сравнивать связь
биотехнологии
с различными отраслями
науки и
промышленности.
Выявлять различия
между
разделами
биотехнологии.
Формулировать и
объяснять
принцип развития науки.
Раскрывать содержание
терминов и понятий:
объекты биотехнологии,
клетки и ткани растений,
животных,
микроорганизмы.
Описывать процесс
биотехнологического
производства.
Характеризовать
10

Практическая работа
«Примеры применения
биологических объектов в
твоей жизни».

различные
объекты биотехнологий.

Особенности
агробиотехнологии

(31 ч)

Цели и задачи
агробиотехнологии.
Основные объекты
агробиотехнологии.
Биотехнологические
подходы для надежного
сохранения коллекций
генетических ресурсов
растений. Рост и развитие
растения в замкнутой
системе в контролируемых
условиях: как это возможно.
Основные помещения для
полноценной работы
лаборатории биотехнологии:
их функционал и
особенности. Основные
приборы для организации
лаборатории биотехнологии,
их функции и возможности
(рН-метр, весы,
гидропонника, гроубокс,
световая установка,
«Амперка» УФ-ионизатор,
хранения питательных сред
и др.). Инструменты для
применения методов
биотехнологии растений.
Основы техники
безопасности при работе с
приборами. Практическая
работа «Культурное
растение в сосуде: опиши
растение в пробирке».
Исследовательская работа
«Рост черенков растений в
воде с разным уровнем рН».

Описывать процесс
сохранения и
размножения растений
в контролируемых
условиях среды.
Характеризовать фазы
роста и развития
растений в замкнутой
системе.
Различать преимущества
и недостатки различных
типов коллекций.
Сравнивать этапы работы
в лаборатории
биотехнологии. Выявлять
наиболее эффективные
приёмы для сохранения
образцов растений и
животных.
Характеризовать
особенности строения и
функции образцов
растений.

Питательные среды
для
агробиотехнологий

(34 ч)

Макро- и микроэлементы,
источники роста, цветения,
витамины. Типы
питательных сред – жидкие
и твердые. Питательные
среды для
биотехнологии растений.
Разработка новых
питательных сред, в том

Раскрывать содержание
терминов и понятий:
питательная среда,
компоненты питательной
среды, рН раствора.
Описывать процесс
приготовления
питательных сред для
разных объектов.
11

числе включающих
биостимуляторы и другие
регуляторы роста.
Методы оптимизации
питательных сред.
Основные компоненты
питательных сред
(макроэлементы,
микроэлементы). Уровень
рН питательной среды и его
влияние на развитие
растений. Весы, рН-метр.
Лабораторная работа
«Питательные среды и
условия культивирования,
культуры растительных
клеток и тканей».
Практическая работа
«Приготовление растворов
макро- и микроэлементов
питательной среды».
Практическая работа
«Приготовление
питательных сред для
растений».

Регуляторы роста
как факторы успеха
биотехнологии
растений

(32 ч)

Характеризовать процесс
приготовления
питательных сред в
зависимости от
выбранного
объекта исследования.
Различать типы
питательных сред в
зависимости от задачи
культивирования.
Сравнивать
растворимость веществ
во время приготовления
питательных сред.
Сравнивать типы
питательных сред в
зависимости
от их состава.
Выявлять наиболее
важные компоненты
питательной среды и
прогнозировать эффект
от нехватки каждого из
компонентов.
Характеризовать
функции компонентов
питательных сред.
Формулировать и
объяснять принцип
культивирования
растений на питательных
средах различного
состава
Рост и
развитие
Раскрывать содержание
растений.
терминов и понятий:
Остальные этапы
фитогормоны,
онтогенеза.
регуляторы роста
Общие закономерности
растений.
роста растений. Основные
Описывать процесс роста
этапы роста и их функции
и развития растений.
на разных этапах развития
Характеризовать процесс
растения. Известные
роста
генетические механизмы,
и развития растений в
контролирующие рост и
зависимости от генотипа
развитие растений.
и окружающих условий.
Эндогенные и экзогенные
Различать функции
регуляторы роста растений в регуляторов роста.
пробирке. Лабораторная
Сравнивать функции
работа «Цифровая оценка
регуляторов роста.
роста и развития растений в Выявлять функции
зависимости от питательной регуляторов роста по
среды».
предложенным эффектам.
12

Биотехнология
растений

(26 ч)

Характеризовать
особенности строения и
функции различных
фитогормонов.
Формулировать и
объяснять
принцип воздействия
фитогормонов на рост и
развитие растений
Возможности применения
Раскрывать содержание
агробиотехнологий в
терминов и понятий:
семеноводстве и
селекция, семеноводство,
питомниководстве. Болезни питомниководство,
и иммунитет растений.
микроразмножение
Ускоренная и традиционная растений, оздоровление
селекция: сокращаем сроки
растений.
получения новых сортов.
Описывать процесс
Основные методы селекции. микроразмножения
Гибридизация. Формы
растений, создания
отбора. Основные
нового исходного
направления селекции:
материала для селекции,
улучшение урожайности,
отбора, оздоровления
устойчивости к биотическим растений и получения
и абиотическим факторам.
оздоровленного
Оздоровление растений от
посадочного материала.
вирусов с помощью методов Характеризовать процесс
биотехнологии.
ускоренной и
Практическая работа
традиционной селекции,
«Размножение плодовых
микроразмножения,
растений черенкованием и
оздоровления растений.
микроразмножением –
Различать методы
пример малины (или
селекции, способы
земляники, ежевики,
оздоровления растений.
смородины)». Практическая Сравнивать методы
работа «Размножение
селекции, способы
картофеля в пробирке».
оздоровления растений.
Исследовательская работа
«Как получают потомство
вегетативно размножаемых
культур, если не семенами?»
Исследовательская работа
«Выращивание растений в
пробирке».

13

Календарный учебный график:
№

Основные характеристики
образовательного процесса

1
2
3
4
5

Количество учебных дней
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Окончание занятий

Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
№п/п Наименование

170
167 часов
1 сентября 2023 года
Суббота, воскресенье
31 мая 2024 года

Кол-во, шт.

Компьютер
1
Ноутбук
4
Проектор
1
Экран
1
Принтер
1
Цифровая лаборатория
5
Весы лабораторные
1
Микроскоп
5
Инвентарь для работы на учебно-опытном участке:
лопаты, тяпки, грабли, секатор лейка ведро садовый набор
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, среднее профессиональное образование
Методические материалы
✓ курс лекций, бесед;
✓ тестовые материалы, дидактические материалы по теме занятия, распечатанные на листе
формата А4 для выдачи каждому обучающемуся;
✓ лаборатории.
Информационные материалы:
Наглядные и раздаточные пособия:
✓ аудио и видео записи;
Методы обучения и воспитания
• словесный
• дискуссионный
• наглядно-практический
• поисковый, проектный, исследовательский проблемный при работе над проектом,
• мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия,
• убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения,
• упражнение в репродуктивной деятельности,
• поощрение успешного достижения положительного результата
Педагогические технологии
• Технология личностно-ориентированного обучения
• Технология индивидуализации обучения (метод проектов).
• Технология коллективного обучения.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

14

Список литературы
1. Агрономия /Под ред. В.Д. Мухи. – М.: Колос, 2001. – 428 с.
2. Ващенко И.М. Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: Просвещение,
1991.
3. Ганжара Н.Ф., Борисов Б.А., Байбеков Р.Ф. Практикум по почвоведению. – М.:
Агроконсалт, 2002. – 280 с.
4. Доспехов, Б.А. Методика полевого опыта / Б.А. Доспехов. – М., 1985.
5. Доспехов, Б.А. Планирование полевого опыта и статистическая обработка его
данных / Б.А. Доспехов. – М., 1972
6. Растениеводство: практикум / В.А. Федотова, В.В. Коломейченко, Г.И. Дурнев и
др. – Воронеж, 1996
7. Вавилов, П.П. Растениеводство / Вавилов, П.П. и. - М.: Колос; Издание 2-е,
перераб. и доп., 2019.
8. Вавилов, П.П. Полевые сельскохозяйственные культуры в России / П.П. Вавилов,
Л.Н. Балышев. - М.: Колос, 2018.
9. Васько, В.Т. Теоретические основы растениеводства и земледелия / В.Т. Васько. М.: Профи-информ, 2017.
10. Жуковский Г.М. Культурные растения и их сородичи / Г.М. Жуковский. - Л.:
Колос, 2017.
11. Основы опытного дела в растениеводстве. - М.: КолосС, 2017. \
12. Практикум по агробиологическим основам производства, хранения и переработки
продукции растениеводства. - М.: Колос, 2017.
13. Растениеводство. Лабораторно-практические занятия. Том 2. Технические и
кормовые культуры. Учебное пособие / А.К. Фурсова и др. - М.: Лань, 2019.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».