Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка Принята Педагогическом советом УТВЕРЖДЕНО: Протокол № 1 Директор МАОУ СОШ №24 от 30.08.2023 г. _________О.А. Глухова Приказ от 01.09.2023 № 219-д Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Современные агробиотехнологии» Возраст обучающихся: 10-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель Прудникова М.Н. педагог дополнительного образования п. Сосновка 2023 г. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современные агробиотехнологии» для основного общего образования (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков в современной биологии. Программа «Современные агробиотехнологии» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 2 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Направленность (профиль) программы: естественнонаучная Актуальность программы: Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений. Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь обучающимися, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла, естественных наук и технологий. В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении современных способов решения глобальных проблем современности. Программа преследует не только образовательные, но и воспитательные цели, поскольку она способствует формированию экологического и биотехнологичного мышления у подрастающего поколения. Отличительные особенности программы, новизна: Особенности программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Таким образом, вовлеченность обучающихся в данную программу позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах естественнонаучных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности Адресат программы: Обучающие в возрасте 10-14 лет ГО Карпинск 3 Характеристика возрастов: 10 лет Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность. 11-12 лет Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение. 13-14 лет Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. 4 Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Объем программы: Объем программы 167 учебных часов в год. Программа рассчитана на один учебный год. Формы обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Формы реализации программы: Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в одной образовательной организации; Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной краткосрочной программы: проект, учебно-исследовательская работа, семинар, мастер-класс, презентация, практическое занятие, открытое занятие и т.д. Цель программы: привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания по природоведению, ботанике вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур, получить начальные профессиональные навыки по агробиотехнологиям. Задачи краткосрочной программы: углубить знания по ботанике в соответствии с возрастом и способностями обучающихся; привить навыки исследовательской работы как в природе, так и в лаборатории; научиться применять на практике полученные на занятиях знания; научить работать с определителем растений; научить обращаться с микроскопом, приготовлять препараты. развивать интерес к исследованиям и опытничеству; развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге воспитывать любовь и бережное отношение к природным богатствам; воспитывать экологически грамотных исследователей природы; воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. Планируемые результаты Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. 5 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в сфере гражданского воспитания: готовность к совместной творческой деятельности при выполнении биологических экспериментов; способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее; готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания; в сфере патриотического воспитания: ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям России в науке; способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества; в сфере духовно-нравственного воспитания: способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; в сфере эстетического воспитания: понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценность; в сфере физического воспитания: понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курения); в сфере трудового воспитания: готовность к активной деятельности биологической и экологической направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; в сфере экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования; повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы); активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; в сфере научного познания: понимание специфики биологии как науки, осознание ее роли в формировании рационального научного мышления, создание целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия; 6 убежденность в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечение нового уровня развития медицины; создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества; поиск путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни; заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии; понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нем изменений; умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках; базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; работа с информацией: 7 ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать ее достоверность и непротиворечивость; в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями: общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии); развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; совместная деятельность: принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение владеть системой биологических знаний, которая включает основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, биосинтез белка, наследственность, изменчивость, рост и развитие и др.); владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; умение устанавливать взаимосвязи между строением и функциями: клеток разных тканей; органами и системами органов у растений; этапами клеточного цикла и жизненных циклов организмов; генотипом и фенотипом; умение решать поисковые биологические задачи; выявлять причинноследственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов; умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; анализировать полученные результаты и делать выводы; умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); Содержание учебного (тематического) плана 1. Биотехнология как наука (28 ч) История возникновения науки, основные разделы, связь биотехнологии с другими науками (биологией, ботаникой, зоологией, микробиологией, биохимией, физиологией, генетикой, медициной) и отраслями промышленности (пищевая, легкая), сельского хозяйства (животноводство, растениеводство) и здравоохранением. Современные направления развития агробиотехнологий. Методы биотехнологии в науке и практике. Демонстрация видеороликов. Исследовательская работа «Создание биологически активного раствора, 8 добавок, витаминов для жизнедеятельности растений». «Выведение новых сортов растений с заданными свойствами». Исследовательская работа 2. Общие понятия биотехнологии (16 ч) Понятие биотехнологии. Зачем человеку биотехнологии, в чем их преимущество перед химическим синтезом. Основные объекты биотехнологии: промышленные микроорганизмы, клетки и ткани растений, животных. Практическая работа «Примеры применения биологических объектов в твоей жизни». 3. Особенности агробиотехнологии (31 ч) Цели и задачи агробиотехнологии. Основные объекты агробиотехнологии. Биотехнологические подходы для надежного сохранения коллекций генетических ресурсов растений. Рост и развитие растения в замкнутой системе в контролируемых условиях: как это возможно. Основные помещения для полноценной работы лаборатории биотехнологии: их функционал и особенности. Основные приборы для организации лаборатории биотехнологии, их функции и возможности (рН-метр, весы, гидропонника, гроубокс, световая установка, «Амперка» УФ-ионизатор, хранения питательных сред и др.). Инструменты для применения методов биотехнологии растений. Основы техники безопасности при работе с приборами. Практическая работа «Культурное растение в сосуде: опиши растение в пробирке». Исследовательская работа «Рост черенков растений в воде с разным уровнем рН». 4. Питательные среды для агробиотехнологий (34 ч) Макро- и микроэлементы, источники роста, цветения, витамины. Типы питательных сред – жидкие и твердые. Питательные среды для биотехнологии растений. Разработка новых питательных сред, в том числе включающих биостимуляторы и другие регуляторы роста. Методы оптимизации питательных сред. Основные компоненты питательных сред (макроэлементы, микроэлементы). Уровень рН питательной среды и его влияние на развитие растений. Весы, рН-метр. Лабораторная работа «Питательные среды и условия культивирования, культуры растительных клеток и тканей». Практическая работа «Приготовление растворов макро- и микроэлементов питательной среды». Практическая работа «Приготовление питательных сред для растений». 5. Регуляторы роста как факторы успеха биотехнологии растений (32 ч) Рост и развитие растений. Остальные этапы онтогенеза. Общие закономерности роста растений. Основные этапы роста и их функции на разных этапах развития растения. Известные генетические механизмы, контролирующие рост и развитие растений. Эндогенные и экзогенные регуляторы роста растений в пробирке. Лабораторная работа «Цифровая оценка роста и развития растений в зависимости от питательной среды». 6. Биотехнология растений (26 ч) Возможности применения агробиотехнологий в семеноводстве и питомниководстве. Болезни и иммунитет растений. Ускоренная и традиционная селекция: сокращаем сроки получения новых сортов. Основные методы селекции. Гибридизация. Формы отбора. 9 Основные направления селекции: улучшение урожайности, устойчивости к биотическим и абиотическим факторам. Оздоровление растений от вирусов с помощью методов биотехнологии. Практическая работа «Размножение плодовых растений черенкованием и микроразмножением – пример малины (или земляники, ежевики, смородины)». Практическая работа «Размножение картофеля в пробирке». Исследовательская работа «Как получают потомство вегетативно размножаемых культур, если не семенами?» Исследовательская работа «Выращивание растений в пробирке». Тематическое планирование Темы занятий Количество Основное содержание часов Биотехнология как (28 ч) История возникновения наука науки, основные разделы, связь биотехнологии с другими науками (биологией, ботаникой, зоологией, микробиологией, биохимией, физиологией, генетикой, медициной) и отраслями промышленности (пищевая, легкая), сельского хозяйства (животноводство, растениеводство) и здравоохранением. Современные направления развития агробиотехнологий. Методы биотехнологии в науке и практике. Демонстрация видеороликов. Исследовательская работа «Создание биологически активного раствора, добавок, витаминов для жизнедеятельности растений». Исследовательская работа «Выведение новых сортов растений с заданными свойствами». Общие понятия биотехнологии (16 ч) Понятие биотехнологии. Зачем человеку биотехнологии, в чем их преимущество перед химическим синтезом. Основные объекты биотехнологии: промышленные микроорганизмы, клетки и ткани растений, животных. Виды деятельности обучающихся Раскрывать содержание терминов и понятий: наука, биотехнология, агробиотехнологии. Описывать процесс выполнения исследований и прогнозировать результаты экспериментов. Характеризовать основные научные школы в области биотехнологии. Различать разделы биотехнологии как науки. Сравнивать связь биотехнологии с различными отраслями науки и промышленности. Выявлять различия между разделами биотехнологии. Формулировать и объяснять принцип развития науки. Раскрывать содержание терминов и понятий: объекты биотехнологии, клетки и ткани растений, животных, микроорганизмы. Описывать процесс биотехнологического производства. Характеризовать 10 Практическая работа «Примеры применения биологических объектов в твоей жизни». различные объекты биотехнологий. Особенности агробиотехнологии (31 ч) Цели и задачи агробиотехнологии. Основные объекты агробиотехнологии. Биотехнологические подходы для надежного сохранения коллекций генетических ресурсов растений. Рост и развитие растения в замкнутой системе в контролируемых условиях: как это возможно. Основные помещения для полноценной работы лаборатории биотехнологии: их функционал и особенности. Основные приборы для организации лаборатории биотехнологии, их функции и возможности (рН-метр, весы, гидропонника, гроубокс, световая установка, «Амперка» УФ-ионизатор, хранения питательных сред и др.). Инструменты для применения методов биотехнологии растений. Основы техники безопасности при работе с приборами. Практическая работа «Культурное растение в сосуде: опиши растение в пробирке». Исследовательская работа «Рост черенков растений в воде с разным уровнем рН». Описывать процесс сохранения и размножения растений в контролируемых условиях среды. Характеризовать фазы роста и развития растений в замкнутой системе. Различать преимущества и недостатки различных типов коллекций. Сравнивать этапы работы в лаборатории биотехнологии. Выявлять наиболее эффективные приёмы для сохранения образцов растений и животных. Характеризовать особенности строения и функции образцов растений. Питательные среды для агробиотехнологий (34 ч) Макро- и микроэлементы, источники роста, цветения, витамины. Типы питательных сред – жидкие и твердые. Питательные среды для биотехнологии растений. Разработка новых питательных сред, в том Раскрывать содержание терминов и понятий: питательная среда, компоненты питательной среды, рН раствора. Описывать процесс приготовления питательных сред для разных объектов. 11 числе включающих биостимуляторы и другие регуляторы роста. Методы оптимизации питательных сред. Основные компоненты питательных сред (макроэлементы, микроэлементы). Уровень рН питательной среды и его влияние на развитие растений. Весы, рН-метр. Лабораторная работа «Питательные среды и условия культивирования, культуры растительных клеток и тканей». Практическая работа «Приготовление растворов макро- и микроэлементов питательной среды». Практическая работа «Приготовление питательных сред для растений». Регуляторы роста как факторы успеха биотехнологии растений (32 ч) Характеризовать процесс приготовления питательных сред в зависимости от выбранного объекта исследования. Различать типы питательных сред в зависимости от задачи культивирования. Сравнивать растворимость веществ во время приготовления питательных сред. Сравнивать типы питательных сред в зависимости от их состава. Выявлять наиболее важные компоненты питательной среды и прогнозировать эффект от нехватки каждого из компонентов. Характеризовать функции компонентов питательных сред. Формулировать и объяснять принцип культивирования растений на питательных средах различного состава Рост и развитие Раскрывать содержание растений. терминов и понятий: Остальные этапы фитогормоны, онтогенеза. регуляторы роста Общие закономерности растений. роста растений. Основные Описывать процесс роста этапы роста и их функции и развития растений. на разных этапах развития Характеризовать процесс растения. Известные роста генетические механизмы, и развития растений в контролирующие рост и зависимости от генотипа развитие растений. и окружающих условий. Эндогенные и экзогенные Различать функции регуляторы роста растений в регуляторов роста. пробирке. Лабораторная Сравнивать функции работа «Цифровая оценка регуляторов роста. роста и развития растений в Выявлять функции зависимости от питательной регуляторов роста по среды». предложенным эффектам. 12 Биотехнология растений (26 ч) Характеризовать особенности строения и функции различных фитогормонов. Формулировать и объяснять принцип воздействия фитогормонов на рост и развитие растений Возможности применения Раскрывать содержание агробиотехнологий в терминов и понятий: семеноводстве и селекция, семеноводство, питомниководстве. Болезни питомниководство, и иммунитет растений. микроразмножение Ускоренная и традиционная растений, оздоровление селекция: сокращаем сроки растений. получения новых сортов. Описывать процесс Основные методы селекции. микроразмножения Гибридизация. Формы растений, создания отбора. Основные нового исходного направления селекции: материала для селекции, улучшение урожайности, отбора, оздоровления устойчивости к биотическим растений и получения и абиотическим факторам. оздоровленного Оздоровление растений от посадочного материала. вирусов с помощью методов Характеризовать процесс биотехнологии. ускоренной и Практическая работа традиционной селекции, «Размножение плодовых микроразмножения, растений черенкованием и оздоровления растений. микроразмножением – Различать методы пример малины (или селекции, способы земляники, ежевики, оздоровления растений. смородины)». Практическая Сравнивать методы работа «Размножение селекции, способы картофеля в пробирке». оздоровления растений. Исследовательская работа «Как получают потомство вегетативно размножаемых культур, если не семенами?» Исследовательская работа «Выращивание растений в пробирке». 13 Календарный учебный график: № Основные характеристики образовательного процесса 1 2 3 4 5 Количество учебных дней Количество часов Начало занятий Выходные дни Окончание занятий Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение №п/п Наименование 170 167 часов 1 сентября 2023 года Суббота, воскресенье 31 мая 2024 года Кол-во, шт. Компьютер 1 Ноутбук 4 Проектор 1 Экран 1 Принтер 1 Цифровая лаборатория 5 Весы лабораторные 1 Микроскоп 5 Инвентарь для работы на учебно-опытном участке: лопаты, тяпки, грабли, секатор лейка ведро садовый набор Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования, среднее профессиональное образование Методические материалы ✓ курс лекций, бесед; ✓ тестовые материалы, дидактические материалы по теме занятия, распечатанные на листе формата А4 для выдачи каждому обучающемуся; ✓ лаборатории. Информационные материалы: Наглядные и раздаточные пособия: ✓ аудио и видео записи; Методы обучения и воспитания • словесный • дискуссионный • наглядно-практический • поисковый, проектный, исследовательский проблемный при работе над проектом, • мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия, • убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения, • упражнение в репродуктивной деятельности, • поощрение успешного достижения положительного результата Педагогические технологии • Технология личностно-ориентированного обучения • Технология индивидуализации обучения (метод проектов). • Технология коллективного обучения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 14 Список литературы 1. Агрономия /Под ред. В.Д. Мухи. – М.: Колос, 2001. – 428 с. 2. Ващенко И.М. Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: Просвещение, 1991. 3. Ганжара Н.Ф., Борисов Б.А., Байбеков Р.Ф. Практикум по почвоведению. – М.: Агроконсалт, 2002. – 280 с. 4. Доспехов, Б.А. Методика полевого опыта / Б.А. Доспехов. – М., 1985. 5. Доспехов, Б.А. Планирование полевого опыта и статистическая обработка его данных / Б.А. Доспехов. – М., 1972 6. Растениеводство: практикум / В.А. Федотова, В.В. Коломейченко, Г.И. Дурнев и др. – Воронеж, 1996 7. Вавилов, П.П. Растениеводство / Вавилов, П.П. и. - М.: Колос; Издание 2-е, перераб. и доп., 2019. 8. Вавилов, П.П. Полевые сельскохозяйственные культуры в России / П.П. Вавилов, Л.Н. Балышев. - М.: Колос, 2018. 9. Васько, В.Т. Теоретические основы растениеводства и земледелия / В.Т. Васько. М.: Профи-информ, 2017. 10. Жуковский Г.М. Культурные растения и их сородичи / Г.М. Жуковский. - Л.: Колос, 2017. 11. Основы опытного дела в растениеводстве. - М.: КолосС, 2017. \ 12. Практикум по агробиологическим основам производства, хранения и переработки продукции растениеводства. - М.: Колос, 2017. 13. Растениеводство. Лабораторно-практические занятия. Том 2. Технические и кормовые культуры. Учебное пособие / А.К. Фурсова и др. - М.: Лань, 2019. 15