Технология

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Отдел образования администрации ГО Карпинск
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 148978)
учебного предмета «Технология»
для обучающихся 1-4 классов

ГО Карпинск
2023

Рабочая программа по учебному предмету «Технология».
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (предметная область
«Технология») (далее соответственно – программа по технологии, технология) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по технологии.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно
формировать средствами технологии с учётом возрастных особенностей обучающихся на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по технологии включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
Пояснительная записка.
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по технологии является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром
природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;

развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по технологии включает характеристику основных
структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
Технологии, профессии и производства.
Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и
картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с
природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии
работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга,
солома).
Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной
организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации).
Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают
основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт
личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать
информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с
учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов,
вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими
фигурами,
телами,
именованными
числами),
«Изобразительное
искусство»
(использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративноприкладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и
конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера;
природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование
важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе
анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное
чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).

Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии – 135 часов: в 1
классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание обучения в 1 классе.
Технологии, профессии и производства.
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых
ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в
изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия
создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых
материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его
организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании
работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами
и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка
деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия
или его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с
использованием рисунков, графических инструкций, простейших схем. Чтение условных
графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы,
последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки.
Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы
соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и
другие. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей
(окрашивание, вышивка, аппликация и другие).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в
зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,
линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и
безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приёмы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение
части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие
способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание,
обрывание, склеивание и другие. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы,
передачи и хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки,
семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в
соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание,
склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).

Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки
в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование.
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы,
бумага, текстиль и другие) и способы их создания. Общее представление о конструкции
изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции.
Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ
конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку.
Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и
результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого
(необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого
результата (замысла).
ИКТ.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
Изучение технологии в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом
уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их
устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в
учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию
(схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение,
отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к
одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию
изученных тем).
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;

действовать по плану, предложенному учителем, работать с использованием
графических инструкций учебника, принимать участие в коллективном построении
простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в
процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего
места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку
по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу,
к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе
изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
Содержание обучения во 2 классе.
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об
основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство
использования,
эстетическая
выразительность.
Средства
художественной
выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом
данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства
и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка,
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление
изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность Новая жизнь древних профессий. Совершенствование
их технологических процессов. Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные
традиции. Техника на службе человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни.
Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических
свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки
(угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона
и плотных видов бумаги и другие), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение
деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
схема. Чертёжные инструменты – линейка (угольник, циркуль). Их функциональное
назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль)
инструментами.

Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур,
линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений.
Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка
деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений
и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона
и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку,
толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и
продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения
(полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж,
нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка
прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её
варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала
(простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание
деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины
и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания
гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования
симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение
элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
Изучение технологии во 2 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или
письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом
указанных критериев;
строить рассуждения, проводить умозаключения, проверять их в практической
работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:

получать информацию из учебника и других дидактических материалов,
использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз,
рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять
ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя,
о выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать
их в работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления
изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу,
договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к
чужому мнению.
Содержание обучения в 3 классе.
Технологии, профессии и производства.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы
прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные
с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы,
размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония
в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее
представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в
жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения
природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как
устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
и идей для технологий будущего.

Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных
ролей (руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов.
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических
материалов Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных
видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного
материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов
по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и
другие), называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства
и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка.
Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных
форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки
изделия. Разметка деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Решение
задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз.
Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение
отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого
стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения
деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями).
Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов
в одном изделии.
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов
«Конструктор»
по
заданным
условиям
(технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного
соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и
устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач
на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
ИКТ.

1. Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные
технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение,
радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный
информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила
пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера
для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги,
музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым
редактором Microsoft Word или другим.
Изучение технологии в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в
ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также
графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов
выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её
решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и
по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению,
отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей
части работы.
Содержание обучения в 4 классе.
Технологии, профессии и производства.
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в
развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических
материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань,
пенопласт и другие).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на
окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление
изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание,
шитьё, вышивка и другие).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или
собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений).
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала,
изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания
конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов.
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства.
Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических
задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в
соответствии с дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с
замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов
разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.

Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью
чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о
видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей
использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор
текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции
изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным.
Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и другие), её назначение (соединение
и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков
(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки
изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен.
Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их
обработки в сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов «Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск
оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на
всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении
индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы
робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота.
Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота.
Преобразование конструкции робота. Презентация робота.
ИКТ.
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами.
Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ,
использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие.
Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.
Изучение технологии в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в
ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных
обозначений и по заданным условиям;

выстраивать последовательность практических действий и технологических
операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку,
отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в
действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов
(изделий) с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной
или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и
проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и
доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать
своё отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов
Российской Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при
работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в
жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления
праздников.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и
выполнять её в соответствии с планом;

на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их
результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого
результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять
продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других
обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих
достижений.
Планируемые результаты освоения программы по технологии на уровне
начального общего образования.
Личностные результаты освоения программы по технологии на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное
отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты
форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной
культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;

готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения,
проявление толерантности и доброжелательности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
проводить обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике
и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для
решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения
и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля
как часть регулятивных универсальных учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера)
и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания,
оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения,
предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по технологии:
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать
рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с
клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной
разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для
ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать
их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон,
фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки
(сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные
технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка
деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки, выделение
деталей способами обрывания, вырезания и другие, сборку изделий с помощью клея,
ниток и другие;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка»,
«материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с использованием готового плана;

обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте,
ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и
дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды
соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага,
тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость
и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления
(шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по
линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью
клея, пластических масс и другие, эстетично и аккуратно выполнять отделку
раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с
использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах
под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по технологии:
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж»,
«эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология»,
«технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической
деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия,
равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные
особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного
мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или
инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с использованием
инструкционной (технологической) карты;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать
свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки,
проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и
надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного
прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с
использованием простейшего чертежа (эскиза), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической
формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить
объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять
подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической
деятельности;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый
продукт;
называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по технологии:
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках
изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;

выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению
вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать
комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или
декоративно-художественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов
«Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих,
творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала
на основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по технологии:
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о
творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и
искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую
работу) с использованием инструкционной (технологической) карты или творческого
замысла, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия
по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов
(например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные
способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический
рисунок, схему) и выполнять по ней работу;

решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению
конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с
изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта,
размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, Power Point;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный
замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения,
аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности,
предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей,
договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу
в общем процессе.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
Итого
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
Итого
3 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
Итого
4 класс
№ п/п

Наименование этапов и разделов
Давайте познакомимся
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация

Количество часов
3
21
3
3
3
33

Наименование этапов и разделов
Здравствуй дорогой друг
Человек и земля
Человек и вода. Рыболовство
Человек и воздух
Человек и информация. Книгопечатание

Количество часов
1
23
3
3
4
34

Наименование этапов и разделов

Количество часов

Знакомство с учебником
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация

Наименование этапов и разделов

2
23
3
2
4
34

Количество часов

1
2
3
4
5
Итого

Знакомство с учебником
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация

1
20
3
3
7
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс.
2.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс.
3.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 3 класс.
4.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология.
Учебник. 4 класс.
5.Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Учебник. 1 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Интернет
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://nachalka.info
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru
http://interneturok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».