Приложение 1 к приказу от 01.04.2022 г № 67-д Положение об организации наставничества в ОО Рассмотрено на педагогическом совете МАОУ СОШ № 24 протокол № 5 от 10.03.2022 г Утверждено: Приказом от 01.04. 2022 г. № 67-д Директор МАОУ СОШ № 24 _________________О.А.Глухова Положение о наставничестве педагогических работников в МАОУ СОШ № 24 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет понятия и содержание совместной деятельности наставников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющими стабильные показатели в работе, способными и готовыми делиться своим профессиональным опытом, и молодых педагогов. 1.2. Наставничество - одна из центральных тем национального проекта «Образование» и федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы». В организации наставничества МАОУ СОШ № 24 города Карпинска руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, нормативными правовыми актами Министерства просвещения РФ, приказами Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, приказами отдела образования Администрации городского округа Карпинск, настоящим Положением. 1.3. Основные термины и понятия настоящего Положения: Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Наставничество в образовательной организации – разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательной организации или имеющих трудовой стаж не более 5-ти лет. Наставничество является одним из способов повышения профессионализма молодого педагога. Наставник – опытный педагог, обладающий профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Молодой педагог – учитель, педагог дошкольного образования, владеющий теоретическими знаниями основ педагогики, психологии и методики преподавания учебного предмета (проведения занятия), проявляющий желание к дальнейшему совершенствованию своих профессиональных навыков и умений. Он целенаправленно повышает профессиональную квалификацию под непосредственным руководством наставника по разработанному плану профессионального становления. Метакомпетенции – «гибкие» навыки, позволяющие формировать новые знания и компетенции. Например: способность к саморазвитию и самообразованию, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др. 1.4. Настоящее Положение вступает в действие с момента его утверждения соответствующим Приказом и действует до его отмены либо до момента введения в действие нового положения. 2. Цели и задачи наставничества в образовательной организации 2.1. Целями наставничества являются осуществление методического сопровождения молодых педагогических работников в их профессиональном становлении; формирование высококвалифицированного и стабильного педагогического коллектива. 2.2. Основными задачами наставничества являются: привитие молодым педагогам интереса к педагогической деятельности; ускорение процесса профессионального становления молодого педагога, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; содействие успешной адаптации к организационной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в МАОУ СОШ № 24, выработка сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей. 3. Организационные организации основы наставничества в образовательной 3.1. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель руководителя (далее – ответственный). 3.2. Ответственный подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих способностью и готовностью делиться профессиональным опытом, коммуникативными и гибкими навыками общения, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные результаты в работе, со стажем педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.3. Кандидатуры наставников утверждаются приказом руководителя образовательной организации. 3.4. Приказ об утверждении кандидатуры наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого педагога на должность. 3.5. Наставник может осуществлять наставничество над одним или двумя молодыми педагогами одновременно. 3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии наставника и молодого педагога, за которым он закреплен. 3.7. Замена наставника производится приказом руководителя в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу молодого педагога или наставника; - несовместимости наставника и молодого педагога. 3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение молодым педагогом запланированных результатов в период наставничества. Оценка производится в ходе промежуточного и итогового контроля. 3.9. За деятельность и успешную работу наставник поощряется в соответствии с действующей в образовательной организации системой поощрения и стимулирования. 4. Обязанности и права наставника образовательной организации 4.1. Наставник должен: знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности; разрабатывать совместно с молодым педагогом план его профессионального становления с учетом уровня его педагогической, методической и профессиональной подготовки по занимаемой должности; изучать профессиональные и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению учебных занятий и воспитательных мероприятий, коллективу образовательной организации, обучающимся (воспитанникам) и их родителям (законным представителям); знакомить молодого педагога с образовательной организацией, спецификой её деятельности, содержанием основной образовательной программы общего образования и требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы; вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); осуществлять методическое сопровождение при проведении молодым педагогом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления; оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; способствовать профессиональной адаптации молодого педагога, развитию у него положительных качеств, общекультурного и профессионального кругозора, корректировать его поведение в образовательной организации, привлекать к участию в общественной жизни коллектива; участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого педагога, в представлении результатов работы наставнических пар (групп) по итогу учебного года на методическом совете образовательной организации (педагогическом совете и др.), формат предоставления отчета определяется ежегодно образовательной организацией. 4.2. Наставник с согласия заместителя руководителя может подключать других сотрудников образовательной организации к развитию профессиональных компетенций молодого педагога. 4.3. Наставник имеет право в случае выявленной в процессе совместной деятельности профессиональной и психологической несовместимости, причин, связанных с участием в работе предметных комиссий по проверке работ государственной итоговой аттестации обучающихся, региональном и муниципальном тьюторстве, с состоянием собственного здоровья и здоровья своих близких, иными личными обстоятельствами, обращаться к руководству образовательной организации о снятии с него полномочий наставника. 5. Обязанности и права молодого педагога 5.1. В период наставничества молодой педагог обязан: - выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом обучения; - выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с исполнением своих функциональных обязанностей; - совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения функциональных обязанностей; - совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки; - сообщать наставнику о возникших трудностях; - проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной деятельности. - изучать законы и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность в области образования и воспитания; - выполнять план профессионального становления в установленные сроки; - профессионально строить свои взаимоотношения с наставником, учиться у него передовым методам и формам работы; - повышать свой образовательный и культурный уровень; - посещать мероприятия, направленные на повышение профессионального мастерства; 5.2. Молодой педагог имеет право: - пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и учебно-методической литературой; - в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по профессиональным вопросам; - вносить на рассмотрение администрации образовательной организации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; - повышать свою квалификацию вне рамок наставничества; - в случае выявленной в процессе совместной деятельности профессиональной и психологической несовместимости обращаться к руководству образовательной организации о замене наставника или иными личными обстоятельствами, обращаться к руководству образовательной организации о снятии с него полномочий наставника. 6. Руководство работой наставника в образовательной организации 6.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя руководителя образовательной организации или лицо, назначенное за организацию наставничества. Заместитель руководителя обязан: - представить назначенного молодого педагога педагогическому коллективу образовательной организации, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создавать необходимые условия для совместной работы молодого педагога с закрепленным за ним наставником; - посещать отдельные уроки (занятия) и внеклассные мероприятия, проводимые наставником и молодым педагогом; - организовывать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми педагогами; - изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в образовательной организации; - определять формы поощрения наставников. 6.2. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми педагогами несет лицо, ответственное за организацию наставничества. 6.3. Ответственный за организацию наставничества обязан: - рассмотреть и утвердить индивидуальный план работы наставника; - провести инструктаж наставников и молодых педагогов; - обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; - осуществлять методическое сопровождение деятельности наставника; - участвовать в обсуждении результатов работы наставнических пар, проводить мониторинг ежегодно. 7. Процесс формирования пар наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество 7.1. Формирование наставнических пар осуществляется по основным критериям: – профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого и наставляемых; - у наставнической пары должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества. 7.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары утверждаются приказом руководителя образовательной организации. 8. Документы, регламентирующие деятельность наставников в образовательной организации 8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников в образовательной организации, относятся: - настоящее Положение; - приказ руководителя образовательной организации об организации наставничества; - план мероприятий («дорожная карта») по реализации положения о наставничестве; - приказ о формировании наставнических пар; - индивидуальный план совместной работы наставника и молодого педагога; - отчет о выполнении индивидуального плана совместной работы наставника и молодого педагога. 9. Мониторинг и оценка эффективности результатов программы наставничества 9.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества, её элементах. 9.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценкам мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 9.3. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 9.4. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы. 9.5. Итогом мониторинга и оценки эффективности работы по программе наставничества являются адресные рекомендации. 10. Механизмы мотивации и поощрения наставников. 10.1. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. 10.2. Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества 10.3. Награждение школьными грамотами «Лучший наставник». 10.4. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара». 10.5. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 10.6. Предоставить наставникам возможность участия в формировании предложений, касающихся развития школы. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем образовательной организации и действует бессрочно. 11.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами федерального, регионального, муниципального значения, а также локальными нормативными актами образовательной организации.