Положение о наставничестве педагогических работников в МАОУ СОШ №24

Приложение 1 к приказу
от 01.04.2022 г № 67-д

Положение об организации наставничества в ОО
Рассмотрено
на педагогическом совете МАОУ
СОШ № 24
протокол № 5 от 10.03.2022 г

Утверждено:
Приказом от 01.04. 2022 г. № 67-д
Директор МАОУ СОШ № 24
_________________О.А.Глухова

Положение о наставничестве педагогических работников в
МАОУ СОШ № 24
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет понятия и содержание совместной
деятельности наставников, обладающих высокими профессиональными
качествами, имеющими стабильные показатели в работе, способными и
готовыми делиться своим профессиональным опытом, и молодых педагогов.
1.2. Наставничество - одна из центральных тем национального проекта
«Образование» и федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого
ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».
В организации наставничества МАОУ СОШ № 24 города Карпинска
руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, нормативными правовыми актами
Министерства просвещения РФ, приказами Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области, приказами отдела образования
Администрации городского округа Карпинск, настоящим Положением.
1.3. Основные термины и понятия настоящего Положения:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество в образовательной организации – разновидность
индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательной организации или имеющих
трудовой стаж не более 5-ти лет. Наставничество является одним из способов
повышения профессионализма молодого педагога.
Наставник – опытный педагог, обладающий профессиональными и
нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и
воспитания.
Молодой педагог – учитель, педагог дошкольного образования, владеющий
теоретическими знаниями основ педагогики, психологии и методики преподавания
учебного предмета (проведения занятия), проявляющий желание к дальнейшему
совершенствованию своих профессиональных навыков и умений. Он
целенаправленно
повышает
профессиональную
квалификацию
под

непосредственным руководством наставника по разработанному плану
профессионального становления.
Метакомпетенции – «гибкие» навыки, позволяющие формировать новые
знания и компетенции. Например: способность к саморазвитию и
самообразованию, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект,
критическое мышление и др.
1.4. Настоящее Положение вступает в действие с момента его утверждения
соответствующим Приказом и действует до его отмены либо до момента
введения в действие нового положения.
2.
Цели и задачи наставничества в образовательной организации
2.1. Целями наставничества являются
осуществление методического сопровождения молодых педагогических
работников в их профессиональном становлении;
формирование
высококвалифицированного
и
стабильного
педагогического коллектива.
2.2.
Основными задачами наставничества являются:
привитие молодым педагогам интереса к педагогической деятельности;
ускорение процесса профессионального становления молодого педагога,
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на
него обязанности по занимаемой должности;
содействие успешной адаптации к организационной культуре, усвоение
лучших традиций коллектива и правил поведения в МАОУ СОШ № 24,
выработка сознательного и творческого отношения к выполнению
профессиональных обязанностей.
3. Организационные
организации

основы

наставничества

в

образовательной

3.1. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель
руководителя (далее – ответственный).
3.2. Ответственный подбирает наставника из наиболее подготовленных
педагогических работников, обладающих способностью и готовностью делиться
профессиональным опытом, коммуникативными и гибкими навыками общения,
имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные результаты
в работе, со стажем педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.3. Кандидатуры наставников утверждаются приказом руководителя
образовательной организации.
3.4. Приказ об утверждении кандидатуры наставника издается не позднее
двух недель с момента назначения молодого педагога на должность.
3.5. Наставник может осуществлять наставничество над одним или двумя
молодыми педагогами одновременно.
3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии
наставника и молодого педагога, за которым он закреплен.
3.7. Замена наставника производится приказом руководителя в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу молодого педагога или наставника;
- несовместимости наставника и молодого педагога.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является

достижение молодым педагогом запланированных результатов в период
наставничества. Оценка производится в ходе промежуточного и итогового
контроля.
3.9. За деятельность и успешную работу наставник поощряется в
соответствии с действующей в образовательной организации системой
поощрения и стимулирования.
4. Обязанности и права наставника образовательной организации

4.1.
Наставник должен:
знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов,
определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым педагогом план его профессионального
становления с учетом уровня его педагогической, методической и
профессиональной подготовки по занимаемой должности;
изучать профессиональные и нравственные качества молодого педагога, его
отношение к проведению учебных занятий и воспитательных мероприятий,
коллективу образовательной организации, обучающимся (воспитанникам) и их
родителям (законным представителям);
знакомить молодого педагога с образовательной организацией, спецификой
её деятельности, содержанием основной образовательной программы общего
образования и требованиям федерального государственного образовательного
стандарта общего образования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка,
охраны труда и техники безопасности);
осуществлять методическое сопровождение при проведении молодым
педагогом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального
становления;
оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении
практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
способствовать профессиональной адаптации молодого педагога, развитию у
него положительных качеств, общекультурного и профессионального кругозора,
корректировать его поведение в образовательной организации, привлекать к
участию в общественной жизни коллектива;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью молодого педагога, в представлении результатов
работы наставнических пар (групп) по итогу учебного года на методическом совете
образовательной организации (педагогическом совете и др.), формат
предоставления отчета определяется ежегодно образовательной организацией.
4.2. Наставник с согласия заместителя руководителя может подключать других
сотрудников образовательной организации к развитию профессиональных
компетенций молодого педагога.
4.3. Наставник имеет право в случае выявленной в процессе совместной
деятельности профессиональной и психологической несовместимости,
причин, связанных с участием в работе предметных комиссий по проверке

работ государственной итоговой аттестации обучающихся, региональном и
муниципальном тьюторстве, с состоянием собственного здоровья и здоровья
своих близких, иными личными обстоятельствами, обращаться к руководству
образовательной организации о снятии с него полномочий наставника.
5. Обязанности и права молодого педагога
5.1.
В период наставничества молодой педагог обязан:
- выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия,
предусмотренные индивидуальным планом обучения;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с исполнением своих
функциональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного выполнения функциональных обязанностей;
- совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки;
- сообщать наставнику о возникших трудностях;
- проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в
профессиональной деятельности.
- изучать законы и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность в
области образования и воспитания;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- профессионально строить свои взаимоотношения с наставником, учиться у
него передовым методам и формам работы;
- повышать свой образовательный и культурный уровень;
- посещать мероприятия, направленные на повышение профессионального
мастерства;
5.2.
Молодой педагог имеет право:
- пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и
учебно-методической литературой;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью
по профессиональным вопросам;
- вносить на рассмотрение администрации образовательной организации
предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- повышать свою квалификацию вне рамок наставничества;
- в случае выявленной в процессе совместной деятельности профессиональной и
психологической несовместимости обращаться к руководству образовательной
организации о замене наставника или иными личными обстоятельствами,
обращаться к руководству образовательной организации о снятии с него
полномочий наставника.
6. Руководство работой наставника в образовательной
организации
6.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности
возлагается на заместителя руководителя образовательной организации или
лицо, назначенное за организацию наставничества.
Заместитель руководителя обязан:
- представить назначенного молодого педагога педагогическому коллективу
образовательной организации, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создавать необходимые условия для совместной работы молодого педагога с

закрепленным за ним наставником;
- посещать отдельные уроки (занятия) и внеклассные мероприятия, проводимые
наставником и молодым педагогом;
- организовывать обучение наставников передовым формам и методам
индивидуальной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им
методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми
педагогами;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в
образовательной организации;
- определять формы поощрения наставников.
6.2.
Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
педагогами несет лицо, ответственное за организацию наставничества.
6.3.
Ответственный за организацию наставничества обязан:
- рассмотреть и утвердить индивидуальный план работы наставника;
- провести инструктаж наставников и молодых педагогов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять методическое сопровождение деятельности наставника;
- участвовать в обсуждении результатов работы наставнических пар,
проводить мониторинг ежегодно.

7. Процесс формирования пар наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
7.1. Формирование наставнических пар осуществляется по основным
критериям:
– профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого и наставляемых;
- у наставнической пары должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
7.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары утверждаются приказом руководителя образовательной
организации.
8. Документы, регламентирующие деятельность наставников в
образовательной организации
8.1. К
документам, регламентирующим деятельность наставников в
образовательной организации, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ руководителя образовательной организации об организации
наставничества;
- план мероприятий («дорожная карта») по реализации положения о
наставничестве;
- приказ о формировании наставнических пар;

- индивидуальный план совместной работы наставника и молодого педагога;
- отчет о выполнении индивидуального плана совместной работы наставника и
молодого педагога.
9. Мониторинг и оценка эффективности результатов
программы наставничества
9.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается
как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества, её элементах.
9.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных
этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценкам
мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального
роста
участников, динамика образовательных результатов.
9.3. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
9.4. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
9.5. Итогом мониторинга и оценки эффективности работы по программе
наставничества являются адресные рекомендации.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
10.1. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций
наставников на школьном уровне.
10.2. Создание на школьном сайте методической копилки с программами
наставничества
10.3. Награждение школьными грамотами «Лучший наставник».
10.4. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства
«Наставник года», «Лучшая пара».
10.5. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
10.6. Предоставить наставникам возможность участия в формировании
предложений, касающихся развития школы.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
11.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами федерального, регионального, муниципального значения, а также
локальными нормативными актами образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».