Программа курса внеурочной деятельности Развитие математической грамотности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 8 111
от «30» мая 2022 г.

О.А. Глухова
Приказ от 20.06.2022 № 109-д

Основная образовательная программа
начального общего, основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ГО Карпинск
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце
60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход
исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования
связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих
знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие
обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого
диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И
функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих
мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую,
естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в
число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее
развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга
PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним
Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому
обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым
принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются
на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому
актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты
образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных
достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие математической грамотности
учащихся 1-8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
2

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Метапредметные и предметные

1 класс
Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает математическую информацию

2 класс
Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает математическую информацию

3 класс
Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает математическую информацию

4 класс
Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает математическую информацию

5 класс
Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает математическую информацию в
различном контексте

6 класс
Уровень понимания и применения

применяет математические знания для решения
разного рода проблем

7 класс
Уровень анализа и синтеза

формулирует математическую проблему на основе
анализа ситуации

8 класс
Уровень оценки (рефлексии) в
рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в
контексте лично значимой ситуации

Личностные результаты
1– 4 классы

чувствует ответственность за качество и результат выполняемой работы

5-8 классы

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей

3

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ
ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов»
(алгоритм) решения задачи. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие
точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
2 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
Мир занимательных задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи.
Геометрическая мозаика
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части
фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в
соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
3 класс
Числа. Арифметические действия. Величины
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного
счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час,
минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем
(запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Мир занимательных задач.
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление
при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление
при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических
4

ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и
купюр. Оплата проезда.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных,
пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов
отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств
для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том
числе неверных.
Геометрическая мозаика
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по
образцу, по собственному замыслу).
4 класс
Числа. Арифметические действия. Величины
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Числа от 1
до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.).
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы
массы. Литр.
Мир занимательных задач.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи
о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Анализ и оценка готовых
решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти
цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование
выполняемых и выполненных действий.
Геометрическая мозаика
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части
и составление модели. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
5-й класс
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о
«мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии.
Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные
задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
6-й класс
5

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы
логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности.
7-й класс
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную
работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих
в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач
реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст,
таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
8-й класс
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное
расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного
события. Решение типичных
математических
задач, требующих прохождения
этапа моделирования.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1

Модуль «Основы математической грамотности»
1 класс
Входной контроль
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Задачи, допускающие несколько способов решения.
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным
составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Обратные
задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин).
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→
1↓, указывающие направление движения.
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
Итоговый контроль
2 класс
Входной контроль
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Кол-во
часов
33 ч.
1
2
3
3
3
3
3
3
5
6

1
34 ч.
1
5
6

2
3
4
5
6
7
8

9

1

2

3

4
5

6

7

8
9

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы
в ответе получилось заданное число, и др.
Старинные задачи. Логические задачи.
Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным
контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Итоговый контроль
3 класс
Входной контроль
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные
приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры
от 1 до 50.
Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами
(циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения
с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры,
которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических
действий: отгадывание задуманных чисел
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до
1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы
«у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление
при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что
такое математический ребус. Решение математических ребусов.
Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен
монет и купюр. Оплата проезда.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор
необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или
в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте
задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел
(величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом
условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые»,
«отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на
установление временных, пространственных и функциональных
отношений.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные
по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение
задач, формирующих геометрическую наблюдательность
Итоговый контроль

3
3
3
3
4
4
7

1
34 ч.
1
3

5

3

4
5

5

4

3
1
7

1

2

3
4
5
6

7
8
9

1
2
3
4
5
6
7

8
9

1
2
3
4

4 класс
Входной контроль
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число,
которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом
шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду. Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Анализ и
оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование
выполняемых и выполненных действий.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели. Объёмные фигуры:
цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Итоговый контроль
5 класс
Входной контроль
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных
частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего
мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Итоговый контроль
6 класс
Входной контроль
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура,
расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

34 ч.
1
3

5

4
4
3
4

5
4
1
34 ч.
1
4
5
4
3
3
4
4

5
1
34 ч.
1
4
4
5
4
8

5
6
7
8
9

1
2
3
4

5
6
7
8
9

1
2
3
4

5
6
7
8
9

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности.
Итоговый контроль
7 класс
Входной контроль
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и
принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания.
Решение
задач на вероятность событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст,
таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
Итоговый контроль
8 класс
Входной контроль
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы
решения.
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора,
соотношения между сторонами треугольника), относительное
расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах.
Интерпретация
трёхмерных
изображений, построение
фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления
того или иного события.
Решение
типичных
математических
задач, требующих
прохождения этапа моделирования.
Итоговый контроль

4
4
4
3
1
34 ч.
1
4
4
5
5

3
3
4
4
1
34 ч.
1
3
3
4
5

4
4
4
5
1

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».