Программа курса внеурочной деятельности Развитие читательской грамотности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 8 111
от «30» мая 2022 г.

О.А. Глухова
Приказ от 20.06.2022 № 109-д

Основная образовательная программа
начального общего, основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ГО Карпинск
2022

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие читательской грамотности»
разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с
изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования».
4. Авторская программа «Развитие функциональной грамоты обучающихся» курс
«Читательская грамотность» (авторы О.Ю.Ерофеева, к.п.н., зав.кафедрой преподавания языков и
литературы СИПКРО, Н.А.Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литературы
СИПКРО, одобрена решением Ученого Совета СИПКРО, протокол от 18.03.2019 г. № 3,
рекомендована Министерством образования и науки Самарской области)
5. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 24

I. Планируемые результаты
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности, патриотизм, уважение к Отечеству;
• основ социальных компетенций;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника (под руководством учителя);
 понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
 группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по
заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
 вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
 сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать
очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
 участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Регулятивные УУД:
 организовывать свое рабочее место;
 осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
 вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном
(образцом);

· в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на
иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать читательские навыки на уроках различных
предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный
кругозор.
Ученик научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять
назначение рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
 выделять главную и избыточную информацию;
 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
 анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
 выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с
информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры
текста);
 критически относиться к рекламной информации;
 находить способы проверки противоречивой информации;
 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.

II. Содержание внеурочного курса
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах,
инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использование
полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия
решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной
темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание заголовка,
соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка тезиса, выражающего
общий смысл текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте.
Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление соответствия

между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом. Нахождение в тексте
требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопоставление
формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или
синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте. Решение учебнопознавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания
текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на
поиск полезной в данный момент информации. Различение темы и подтемы специального текста.
Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности изложения
идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной
теме. Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей.

III. Тематическое планирование
1 класс

№
п/п

Наименование темы

1

Вводное занятие «Почему чтение
книг так важно для человека»

2

Фонематический анализ слов

1

3

Определение ударных слогов

1

4

Составление предложений

3

5

Составление
текста
по
картинному
плану,
подбор
заголовка к тексту
Чтение стихов З. Александровой

2

7

Чтение стихов С. Маршака и А.
Барто

2

8

Чтение русских народных сказок

3

9

Чтение сказок разных народов
мира

2

6

10
11

Колич
ество
часов
1

2

1
Проверочная

работа

по

1

Виды учебной деятельности
Высказывают свои суждения о важности чтения
Работают с иллюстрациями сказок (называют
персонажей, определяют первую букву в их
имени).
Определяют начальную и конечную буквы слова.
Называют парные согласные (по глухостизвонкости). Проводят фонематический анализ
слов, чертят схему этих слов. Игра «Угадай звук».
Определяют на какой слог в слове падает
ударение.
Учатся
осмысленно
соединять
слова
в
предложения. Читают предложения. Отвечают на
вопросы.
Составляют текст по картинному плану,
подбирают заголовок к тексту
Читают осмысленно, выразительно. Учатся
понимать содержание текста.
Находят в тексте информацию для ответа на
вопросы по содержанию текста.
Заучивают четверостишие наизусть
Читают осмысленно, выразительно. Учатся
понимать содержание.
Находят в тексте стихотворения информацию для
ответа на вопросы по содержанию текста.
Составляют вопросы по тексту, готовят
иллюстрации к содержанию
Читают сказки, выявляют главных героев,
оценивают их поступки
Отвечают
на
вопросы,
восстанавливают
последовательность сказок,
Читают
тексты.
Отвечают
на
вопросы.
Дополняют рассказы. Конкурс на лучшего чтеца.
Выполняют проверочную работу.

12

выявлению уровня читательской
грамотности
Работа над техникой чтения.
Итого

1
20

Читают тексты, придерживаясь всех требований

2 класс

№
п/п

Тема

Колич
ество
часов

Вид деятельности

Знакомятся с планом работы. Отвечают на
вопросы
анкеты.
Отгадывают
название
произведений
(игра
«Кораблекрушение»).
Определяют, в какой сборник можно их
поместить.
Читают по предложениям или по абзацам.
Определяют тему произведения. Придумывают
название. Соотносят заголовок с содержанием
произведения.
Читают до первой ошибки (прием «Поймай
ошибку»). Определяют тему и главную мысль
текста, его абзацев.
Читают по кругу. Придумывают вопросы по
содержанию и отвечают на них. (прием «Батарея
вопросов»). Кратко пересказывают. Выполняют
задания по тексту: подбирают пословицы,
выбирают
качества
героев,
подбирают
синонимы, антонимы. Пересказывают по
цепочке
(прием
«Следующий…»)
Пересказывают понравившийся отрывок.
Читают в парах. Отвечают на вопросы по тексту
(прием «Ты-мне, я-тебе»). Читают по абзацам.
Определяют главную мысль каждого абзаца.
Делают «раскадровку». Составляют план текста.
Выборочно
пересказывают.
Дают
характеристику героям.
Прогнозируют содержание текста по его
названию (прием (Ассоциации»).
Дают характеристику персонажам (прием
«Создай паспорт»). Читают отрывки с
указанным настроением (прием «Настроение»).
Оценивают поступки героев (прием «Хорощо –
плохо»). Дают совет героям. Читают по ролям.
Пересказывают от лица героя.
Работают
с
деформированным
текстом:
самостоятельно читают полученный текст,
восстанавливают последовательность событий,
составляют
план,
подбирают
заголовок,
пересказывают по плану, создают начало и

1.

Введение. Анкетирование

1

2.

Определение темы текста.
Озаглавливание текста

5

3

Определение главной мысли всего
текста и его отдельных абзацев

4

4

Составление вопросов по тексту.
Пересказ

5

5

Составление плана произведения

3

6

Прогнозирование содержания
текста
Характеристика персонажей
художественного текста

2

Работа по восстановлению
деформированного текста

4

7

6.

4

7.

Комплексный анализ текста

6

Итого

34

концовку текста, подбирают иллюстрации.
Оценивают поступки героев.
Соотносят название произведения с его
содержанием. Определяют особенности
учебного и научно-популярного текстов
(передача информации). Определяют главную
мысль текста. Делят текст на части. Находят
ключевые или опорные слова. Составляют план
по воспроизведению текста. Воспроизводят
текст с опорой на ключевые слова, модель,
схему. Подробно или кратко (выделение
главного в содержании текста). пересказывают
текст. Работают с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным
материалом.

3 класс

№
п/п
1
2

Наименование темы

Колич
ество
часов
разных 2 ч

Водный урок. Тексты
видов
Сплошные тексты и несплошные 4 ч
тексты

3

Ориентация в содержании текста и
понимание его целостного смысла

3ч

4

Интепретация текста

3ч

5

Рефлексия содержания текста и
его оценка
Стратегия работы с текстом.
Стратегия
предтекстовой
деятельности
Стратегия текстовой деятельности

3ч

Стратегия
послетекстовой
деятельности
Моя любимая книга
Сжатое изложение
Подробное изложение
Выполнение проверочной работы
Анализ проверочной работы
Итого

2ч

6

7
8
9
10
11
12
13

4ч
6ч

3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
34 ч

Виды учебной деятельности
Работают с текстами разных видов: печатные
и аудиозаписи
Читают тексты без визуальных изображений
(описание, повествование, рассуждение) и с
визуальными
изображениями
(картами,
таблицами, схемами)
Читают тексты, выявляют очевидную и
неочевидную информацию, формулируют
выводы
Читают тексты и объясняют, как поняли его
смысл
Читают тексты, оценивают их содержание
(понравился или не понравился, почему?)
Прогнозируют
содержание
текста
по
заголовку,
забегают
мыслью
вперёд,
обосновывают свой прогноз
Читают тексты по абзацам, задают друг другу
вопросы. Игра «Чтение в кружок»
Обсуждают в парах содержание текстов,
обсуждают в кругу содержание текстов
Представляют свою любимую книгу
Пишут сжатое изложение
Пишут подробное изложение
Выполняют проверочную работу
Анализируют проверочную работу

4 класс

№
п/п
1
2

Наименование темы
Вводное занятие. Что такое тема,
главная мысль и идея текста
Определение микротемы абзацев
текста

Колич
ество
часов
2ч
2ч

Составление цепочек ключевых
слов текста
План к тексту. Пересказ по плану

2ч

Составление текстов по заданным
заголовкам
Чтение текстов разных типов

2ч

3ч

10

Восстановление
деформированного текста
Чтение художественного текста,
описание главных героев текста
Тексты сплошные и несплошные

11

Чнение текстов разных стилей

4ч

12
13
14
15

Подробное изложение
Сжатое изложение
Проверочная работа
Анализ проверочной работы
Итого

1ч
1ч
1ч
1ч
34 ч

4
5
6
7
8
9

4ч

3ч

Виды деятельности
Читают тексты, определяют темы, идею и
главную мысль текстов
Читают тексты, определяют микротемы
абзацев текстов, сопоставляют содержание
абзацев
Читают тексты, определяют ключевые слова,
составляют их цепочки
Читают текст, составляют план,
пересказывают текст
Составляют тексты по заданным заголовкам
Читают тексты разных типов: описание,
повествование, рассуждение
Восстанавливают деформированный текст

4ч
4ч

Читают художественные тексты, описывают
главных героев
Читают сплошные и несплошные тексты (с
картами, схамами, таблицами)
Читают тексты разных стилей
(публицистический, художественный,
научный)
Пишут подробное изложение
Пишут сжатое изложение
Выполняют проверочную работу
Анализируют проверочную работу

5 класс

№
п/п

Наименование темы

1

Вводное занятие. Умеем ли мы
читать? Что такое тема текста?
Ознакомительное чтение.

2
3
4

Стилистические
особенности
текстов.
Диалог с текстом («Толстые и

Колич
ество
часов
1
2
4
2

Виды учебной деятельности
Читают
тексты
различных
стилей,
определяют их темы.
Работают над ознакомительным чтением,
передают общее содержание текстов
Читают тексты различных стилей, выявляют
отличительные особенности текстов
Составляют «толстые и тонкие» вопросы

5
6

7

8
9
10

11
12
13

14
13

тонкие» вопросы)
Аналитическое чтение. Тактика
аналитического чтения.
Чтение и учебная деятельность.
Маркировка информации

Работают над аналитическим чтением, то
есть над детальным восприятием текста
Работают над формированием читательской
компетенции
(формирование
навыков
чтения)
Устанавливают смысловые связи в тексте,
выделяют главное и неглавное в тексте

2
2

Смысловые связи в тексте Главное
и неглавное в тексте (виды
информации в учебном тексте)
Чтение «между строк» (понимание
скрытой информации в тексте)
Работа
с
деформированным
текстом.
Составление планов к текстам
различных
стилей
и
воспроизведение тестов
Шифровка и дешифровка текста

3

2

Выявляют скрытую информацию в тексте

2

Работают над деформированным текстом

5

Работают над составлением плана к текстам,
воспроизводят тексты

5

Составляют схемы, таблицы, кластеры

Погружение в текст

2

Проверочная работа по выявлению
уровня читательской грамотности
Анализ проверочной работы
Итого

1

Устанавливают
причинно-следственные
связи, определяют замысел автора, извлекают
из текста информацию важную для себя
лично
Выполняют проверочную работу
Анализируют работу

1
34

6 класс

№
п/п

Наименование темы

1

Повторение изученного в 5 классе

2

Отличительные признаки текстов
разных стилей
Тексты с разными типами речи

3

Определение авторской позиции
текста, доказательств к позици
Сплошные и несплошные тексты

3

Интерпретация
текста

4

3
4
5

6

информации

Колич
ество
часов
3

3

3

Виды учебной деятельности
Читают тексты, шифруют и дешифруют
тексты, работают с деформированным
текстом,
устанавливают
верную
последовательность текстов
Определяют
стили
текстов
по
стилистическим признакам
Работают над текстами разных типов речи:
повествование, описание, рассуждение
Определяют авторскую позицию в текстах,
подбирают к ней доказательство
Работают
над
сплошными
текстами.
Работают над несплошными текстами с
включёнными
в
них
иллюстрациями,
схемами, таблицами, диаграммами
Сравнивают
и
противопоставляют
заключенную в тексте информацию разного
характера, восстанавливают её

7

8
9

10
11
12
13
14

Оценивание прочитанного текста

2

Сопоставление
содержания
текстов одного и того же стиля

2

Формулировка
тезиса,
выражающего
общий
смысл
текста, аргументация к тезису
Определение темы и идеи текстов
художественного стиля
Прогнозирование
частей
неоконченного текста
Итоговая проверочная работа
Анализ проверочной работы
Итого

3

3
3
1
1
34

Осуществляют оценивание прочитанного
текста, выражают своё мнение, согласие
несогласие с мнением автора, что в тексте
лишнее, чего не хватает
Читают тексты одного и того же стиля и
сопоставляют их содержание, определяют,
выдержан ли стиль
Определяют тезисы текстов и подбирают из
текста доказательства к ним
Определяют
темы
и
идеи
текстов
художественного стиля
Работают над продолжением текстов
Выполняют проверочную работу
Анализируют работу

7 класс

№
п/п

Наименование темы

Колич
ество
часов
3

1

Повторение изученного в 6 классе

2

1

3

Знакомство
с
основными
приёмами текстовой стратегии
Предтекстовая
деятельность.
Включение
механизма
антиципации,
метода,
«Ассоциативный куст»

4

Текстовая деятельность

3

5

Послетекстовая деятельность

4

6

Работа с текстом. Приёмы «Чтение
в кружок», «Чтение в парах –
обобщение в парах», «Чтение с
пометками»

6

3

Виды учебной деятельности
Интерпретируют
информацию
текста,
формулируют
тезис,
подбирают
аргументацию к тезису, определяют тему и
идею текстов художественного стиля
Знакомятся с предтекстовой, текстовой,
послетекстовой стратегиями
Воспринимают
установку
на
чтение,
предугадывают
содержание
текста,
объясняют значение незнакомых слов,
выражений, подбирают фразеологизмы или
выражения к абзацам текста
Читают с остановками, размышляют вслух,
осуществляют прогноз, подтверждают или
отклоняют выдвиную гипотезу
Восстанавливают текст по опорным словам,
восстанавливают текст в сокращённом виде.
Применяют содержание в самых различных
ситуациях: создание кластера, синквейна,
фишбоуна,
создание
словаря
слов
(«Глоссарий»)
Читают тексты вслух друг за другом, задают
вопросы друг другу. Каждый ученик
поочередно выполняет две роли: докладчик –
читает и обобщает содержание в виде одного
тезиса; респондент – слушает докладчика и
задает ему два вопроса по существу. Далее

7
8
9

10
11
12

происходит смена ролей. Читают вдумчиво,
оценивают информацию
Пишут подробное изложение
Пишут сжатое изложение

Подробное изложение по текстам
Сжатое изложение по текстам

2
2

Научно-популярные
Просмотровое,
изучающее чтение

тексты.
поисковое,

6

Типы
текстов
(инструкция,
правила, уставы)
Проверочная работа по выявлению
уровня читательской грамотности
Анализ проверочной работы
Итого

2

Получают общее представление о круге
вопросов,
рассматриваемых
в
тексте,
осуществляют
поиск
необходимой
информации, добиваются полного и точного
понимания основных и второстепенных
фактов текста
Знакомятся с текстами разных типов

1

Выполняют проверочную работу

1
34

Анализируют работу

8 класс

№
п/п

Наименование темы

1

Повторение изученного в 7 классе

2

Тактика аналитического чтения

Колич
ество
часов
3

7

Виды учебной деятельности
Восстанавливают текст по опорным словам,
восстанавливают текст в сокращённом виде.
Используют содержание текста в самых
различных ситуациях: создание кластера,
синквейна, фишбоуна, создание словаря слов
(«Глоссарий»)
Действуют
по
алгоритму:
1)
выявить «ключевые» слова
в
каждом
предложении,
2)
составить
из
них смысловые ряды, 3) выделить основную
мысль
абзаца,
4)
выделить
1-2
второстепенные мысли абзаца, принимают
к сведению
все, что содержится в тексте, анализируют
его, размышляют над ним. Читают по плану:
обзор – просмотр – вопрос – чтение –
повторение – вывод. Обзор (просмотр) –
выделение заголовков и рубрик текста с тем,
чтобы получить общее представление о
содержании и структуре текста. Просмотр –
чтение первого и последнего абзацев текста
(параграфа, главы и т.п.) с тем, чтобы
получить общее представление о содержании.
Вопрос – постановка к тексту вопросов типа:
Что мне известно по данной теме? Какие
основные темы, вопросы или идеи вынесены

3

Работа с информацией, заданной в
тесте неявно

6

4

Работа
текстом

научно-популярным

6

5
6
7

Подробное изложение
Сжатое изложение
Основные
разновидности
информационных текстов

2
2
3

Работа с не сплошным текстом
(анкеты, договоры)
Проверочная работа по выявлению
уровня читательской грамотности
Анализ проверочной работы
Итого

3

в заголовок? Что мне предстоит узнать?
Чтение – чтение текста, с целью нахождение
ответов
на
поставленные
вопросы.
Повторение
–
повторное
чтение
текста. Резюме – вывод из данного текста.
Работают над вычитыванием трёх видов
информации: 1.фактуальной (сообщается в
явном виде).
2.подтекстовой ( в неявном виде)
3.концептуальной
(информация,
представленная в явном виде, какие чувства
испытали, определить, какими мыслями
хотел поделиться автор)
Осуществляют первичное чтение (определить
тему,
«схватить» общее содержание),
вторичное чтение (установление связей,
поиск ключевых слов, выборочное чтение
главного), перечитывание (просмотровое
чтение), составление плана, завершение
работы (пересказ), рефлексия (личностное
отношение к тексту)
Пишут подробное изложение
Пишут сжатое изложение
Работают над информационными статьями:
новости, официальное письмо, доклад,
меморандум.
Анализируют анкеты, договоры

1

Выполняют проверочную работу

1
34

Анализируют работу

8
9
10

с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».