рабочая программа речевая практика

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1_
от « 28 » августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020г. № 147-д

Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Речевая практика»
1 – 4 классы

ГО Карпинск
2020г

I Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана на
основе следующих нормативно-правовых и программно – методических документов:
1. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ №
24, утвержденная приказом директора от 31 августа 2020 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на учебный год;
6. Постановление от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
7. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»;
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
10. Учебные программы ОО, реализующие АООП
- Программы образовательных учреждений 1- 4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой
(раздел «Речевая практика», авторы А.К Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская) –
Москва «Просвещение», 2011 год.
11. Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 24.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы
обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним
подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание
программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и
упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В системе предметов образовательной школы курс «Речевая практика» входит в
обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную
цель: развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является
речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые
условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях,
переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.

II Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая
практика» учебного плана МАОУ СОШ № 24 п. Сосновка, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы. Рабочая программа по речевой практике
рассчитана в 1 классе на 2 часа в неделю, 66 часов; во 2-4 классах на 2 часа в неделю, 68
часов.

III Общая характеристика учебного предмета

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» обусловлено
несовершенством речевой практики школьников с нарушением интеллекта, что
задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в
разнообразные нормы коммуникации. Раздел «Речевая практика» включает в себя четыре
подраздела с постепенным расширением и усложнением программного материала по
каждому из них.
Подраздел «Аудирование» включен в программу 1 – 4 классов. Его содержание
нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним
речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности
которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном
высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся,
развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному
восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также
упражнения в слушании и понимании речи в магнитофонной записи. Это важное
направление работы, в ходе которого учащиеся должны научиться вслушиваться в речь,
ориентируясь на ее вербальный компонент, а не только на мимику и артикуляцию
говорящего, что поможет им лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации
на автоответчике в справочной службе и др.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке
устной разговорной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или
сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем
картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение
практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого
учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи,
телепередачах т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» нацеливает учителя на выработку у
школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной
выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и
задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова,
чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных
средств выразительности: силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и
жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной
выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к
процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»
определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание

подраздела включен перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам,
связанным с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя
«проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя, таким образом, различные варианты
речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
В течение учебного года важно ввести детей в круг каждой из обозначенных
лексических тем, при этом предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций
является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни
и интересов школьников.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений,
учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к
участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и
обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному
высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале
накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений,
отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного
высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на
наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к
каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение
правильно оценивать себя
в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные
требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен
подраздел «Культура общения». Его содержание нацеливает учителя на проведение
специальной работы по обогащению речи обучающихся словами, оборотами и другими
языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности,
просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к
собеседнику.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме,
определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях
последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются
детьми в речевых ситуациях.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
1 - 4 класс
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
1 – 4 классы
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с
опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец
чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и
телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы
на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой
ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

II. Содержание учебного предмета

1 класс
Аудирование. Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию
учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их»,
«Возьми вазу и поставь в нее цветы». Слушание, запоминание и отчётливое
воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в
рифмованной форме: Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Ша - ша - ша — мама моет
малыша. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Шура вытирает пыль. Шура вытирала пыль; Лена
поднималась на горку. Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном
изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи. Игры и упражнения на подвижность и чёткость
движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя,

отчётливое и выразительное произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания.
Пение слоних цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2—
3) на одном выдохе с указанием эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в
сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или в специально
созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в
индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда
звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной
ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты... куда... идёшь... внучка?» Внучка
быстро отвечает: «Я бегу к подружке». Разучивание детских стихотворений, минидиалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и
восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по
подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной
интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение
лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения
лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях
с заданным содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы:
«Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои
товарищи», «Мойдодыр», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций:
«Давайте полакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; «Прогулка и машине», «Весёлый
оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», Колобок»; «Мой адрес». Выявление представлений
детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный
материал. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету,
величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам
учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их
изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка .... Дерево высокое, а
куст .... и т. д. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей.
Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации. Внятное
выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу. Коллективное
составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием
картинно - символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске,
макетного театра.
Культура общения. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов
здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания пока. Использование как
выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон
речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру).
Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой
ситуацией.
2-4 класс
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор
картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по
подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших
литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на
вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса,
тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки

в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное
общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения. Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это
…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий
школы).
Недопустимость
дублирования этикетных
формул,
использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)
еще», «Заходи (те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …»,
«Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты
…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно
…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за
поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на
выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя
(Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,
утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!»,
«Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в
экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и
речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках
лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на
уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!»,
«Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование
вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета
игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме
ситуации.

III. Учебно-тематическое планирование
№

1
2

3

4

1
2

3
4

Раздел
программы

1 класс
Аудирование
Дикция и
выразительность
речи
Подготовка
речевой ситуации
и организация
высказывания
Культура общения
Итого:
2 – 4 класс
Аудирование и
понимание речи.
Дикция и
выразительность
речи.
Общение и его
значение в жизни.
Организация
речевого общения
Итого:

Количество
часов по
четвертям
1 2 3 4

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

4

1
7

1
6

17

1
6

5 4 5

4

4 4 5

4

4 4 5

4

4 4 4

4

1
7

1
6

1
6

1
9

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметный
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с
использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии
с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов;
ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на
иллюстративный материал;
выразительное произнесение
чистоговорок, коротких стихотворений
с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие
личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по
содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по
объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радиои телепередач, ответы на вопросы
учителя;
выбор правильных средств интонации с
опорой на образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам
речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний;
выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и
т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении

Познавательные

ориентировать
ся в своей
системе
знаний:
отличать
новое от уже
известного с
помощью
учителя;
выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифициров
ать на
наглядном
материале;
наблюдать

Базовые учебные действия
Личностный
Регулятивные Коммуникативные
входить и выходить
из учебного
помещения со
звонком;
ориентироваться в
пространстве класса
(зала, учебного
помещения);
пользоваться
учебной мебелью;
адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать выходить
из-за парты и т. д.);
работать с учебными
принадлежностями и
организовывать
рабочее место;
передвигаться по
школе, находить свой
класс, другие
необходимые
помещения;
принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем
темпе;
активно участвовать

слушать и понимать речь
других;
учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика);
вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс,
учитель-класс);
использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и
принимать помощь;
слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию в разных видах
деятельности быту;
договариваться и изменять
свое поведение с учетом
поведения других
участников в спорной
ситуации.

определять и
высказывать под
руководством
педагога самые
простые общие для
всех людей
правила поведения;
в предложенных
педагогом
ситуациях общения
и сотрудничества,
опираясь на общие
для всех простые
правила поведения,
делать выбор, при
поддержке других
участников группы
и педагога, как
поступить.
осознать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением,
занятиями, как
члена семьи,
одноклассника,
друга;
проявлять
самостоятельность
в выполнении
учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
понимание личной
ответственности за

Виды
деятельности
обучающихся

Рассматривание
выставки книг
(автора или по
тематике),
прослушивание
рассказа учителя о
выставке.
Прослушивание
рассказа учителя или
заранее
подготовленных
обучающихся по
теме урока 5. Чтение
выписанных
учителем из текста
сложных для чтения
или понимания слов.
Чтение ключевых
слов текста с
построением
предположений о
теме или событиях
произведения.
Выполнение
артикуляционных
упражнений.
Отгадывание
загадок, обсуждение
пословиц и
поговорок,
проговаривание
чистоговорок.
Чтение текста вслух.
Чтение текста
вполголоса.
Поочередное чтение

рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на
картинный или картинносимволический план.

в деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и действия
одноклассников;
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами.

свои поступки на
основе
представлений об
этических нормах
и правилах
поведения в
современном
обществе;
готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и
обществе.

текста в парах.
Чтение текста
цепочкой по
предложению, по
абзацу.

VII Система оценки достижения результатов

В 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в
четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом
работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что
содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания,
к самоконтролю.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в
рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит
от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой
моторики.
Во 2-4 классах в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

VIII Материально-технического обеспечения образовательной
деятельности

Учебные пособия:
1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. . Программа для 0-4 кл. Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред.
И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.
2. Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2015г.
3. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс.
(VIII вид). М.: Просвещение, 2011г.
Наглядный учебный материал:
иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их
получения);
трафареты;
учебные модели;
DVD-фильмы;
раздаточные карточки;
Технические средства:
Персональный компьютер
Принтер
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/; https://nsportal.ru/; www.uchportal.ru/; http://pedsovet.su/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».