рабочая программа Мир природы и человека

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1
от « 28 » августа _ 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Мир природы и человека»
1 – 4 классы

ГО Карпинск
2020 г

I Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
разработана на основе следующих нормативно-правовых и программно – методических
документов:
1. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
23.07.2013 №203-ФЗ);
2. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от
19.12.2014;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ СОШ № 24, утвержденная приказом директора от31 августа
2020 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
5. Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях на учебный год;
6. Постановление от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
7. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных
планов образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии»;
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
10. Учебные программы ОО, реализующие АООП
- Программы образовательных учреждений 1- 4 классы, под редакцией И.М.
Бгажноковой (раздел «Мир природы и человека», авторы А.К Аксенова, С.В.
Комарова, Э.В. Якубовская) – Москва «Просвещение», 2011 год.
11. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ № 24.
Рабочая программа обеспечена учебными пособиями, рекомендованными
(допущенными) приказом Минобрнауки РФ. Настоящая программа будет реализована в
условиях классно-урочной системы обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним
подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание
программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и
упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
«Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении является
начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о
живой и неживой природе. Программный материал по «Мир природы и человека»
базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю
возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные,

временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. В
процессе освоения программы создаются условия: для изучения в дальнейшем таких
базовых предметов, как «Естествознание» и «География»; преемственная система знаний
между названными предметами.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный
характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое
внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников,
наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и
способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими
учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Мир природы и человека»
вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших
школьников.
В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека»
входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует
познавательную и социокультурную цели: формирование естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного
мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь
и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека»
необходимо формирование следующих задач:
1. уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые
знания об основных её элементах;
2. на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к
условиям внешней среды;
3. вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
4. формирует знания учащихся о природе своего края;
5. формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит
детей бережному отношению к природе.

II Общая характеристика учебного предмета

У обучающихся формируются элементарные представления и понятия,
необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается
представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые
представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся,
коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся
соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол,
трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием
(роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов,
обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных
наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации
беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности.
Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений,
собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных

уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде
людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных
кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит
речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать
внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать
связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании
ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения;
описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному
высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной
обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных
восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать
простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению
полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в
природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание,
наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения
способствуют развитию речи и мышления учащихся.

III Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область
«Естествознание» учебного плана МАОУ СОШ № 24 п.Сосновка, реализующей
адаптированные основные общеобразовательные программы. Рабочая программа
рассчитана в 1 классе на 2 часа в неделю, 66 часов; во 2-4 классах на 2 часа в неделю, 68
часов.

IV Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
1 - 4 класс
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
1 – 4 классы
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых
и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с
детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

V Содержание учебного предмета
1 класс

Неживая природа
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром. Живые и неживые объекты природы.
Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро. Занятия взрослых и детей в течение суток.

Звезды, луна, Солнце, Земля. Значение Солнца для планеты Земля, животных, растений,
человека.
Сезонные изменения (времена года)
Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев); признаки
осени, зимы, весны, лета. Понятие «листопад». Выбор одежды по погоде. Занятия людей
в разные времена года.
Растения
Деревья, кустарники, травы, цветы. Строение растений: корень, лист, стебель, цветок.
Полевые и садовые цветы. Семена растений, определение растений по семенам. Плоды
растений, их польза, фрукты и овощи. Условия жизни ля растений (свет, тепло, вода).
Способами приспособления растений к разным условиям жизни.
Животные
Мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Части
тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Различия
животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания). Детёныши
животных. Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем
кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными. Дикие животные.
Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение в природе.
Помощь птицам зимой и весной. Способы приспособления (окраска, размеры) животных
к различным условиям жизни. Способы приспособления животных к разным временам
года.
Человек
Различие людей по возрасту, полу. Части тела человека (голова, туловище, шея, руки,
ноги). Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и
чистки зубов. Строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос,
рот, уши и т.д.). Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения
глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Правила бережного
отношения к глазам, забота о зрении. Строение, работа и назначение органов слуха для
человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Орган обоняния и
дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика
простудных заболеваний. Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий
различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. Кожа, осязание.
Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и
средства защиты кожи от ожогов, порезов. Представления об опорно-двигательном
аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. Проведение исследования
– сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.
2-4 класс
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце
(по результатам наблюдений). Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни.
Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека)
Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с
января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло –холодно,
жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –
теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –
маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –заморозки).

Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор
листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка
птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, Игры детей в разные сезоны года.
Неживая природа
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов
неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Внешний вид, место произрастания,
использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Значение растений в природе. Охрана, использование
человеком.
Животные Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные. Животные дикие. Звери. Названия.
Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в
природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к
дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод.
Человек
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в
схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа,
ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости
рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши,
нос, язык, кожа).
Безопасное поведение
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где
болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.

VI Учебно-тематическое планирование
№

Раздел
программы
1 класс

1
2

3
4
5

1
2

3
4
5

Количество
часов за
год

Неживая
природа
Сезонные
изменения
(времена года)
Растения
Животные
Человек
Итого:
2– 4 классы
Неживая
3
природа
Сезонные
4
изменения
(времена года)
Растения
3
Животные
3
Человек
3
Итого:
1
6

10ч.
20ч.
10ч.
10ч.
16ч.
66ч.
3 5

3

3 4

3

3
3
3
1
5

3
3
4
1
6

4
4
4
2
1

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметный
Базовые учебные действия
Личностный
Познава- Регулятивные Коммуникативные
тельные

Базовый уровень:
Иметь представление о временах года и
сезонных изменениях в природе;
Знать названия изучаемых объектов, их
частей;
Характеризовать знакомые предметы по
основным свойствам (цвету, форме,
величине, вкусу, запаху, материалу и
др.);
Уметь сравнивать предметы по
вопросам учителя (находить отличие и
сходство);
Отвечать на поставленный вопрос
полным ответом, используя слова
данного вопроса;
Использовать в межличностном
общении простую полную фразу из 3-4
слов.
Минимально достижимый уровень:
Называть времена года и сезонные
изменения в природе;
Знать названия изучаемых объектов, их
частей;
Характеризовать знакомые предметы по
основным свойствам (цвету, форме,
величине, вкусу, запаху, материалу и
др.);
Уметь сравнивать предметы (находить
отличие и сходство);
Отвечать на поставленный вопрос
полным ответом, используя слова
данного вопроса;
Использовать в межличностном
общении простую полную фразу из 5-6
слов.

Ориентироват
ься в учебнике
и у доски под
руководством
учителя;
Уметь
слушать и
отвечать на
простые
вопросы
учителя;
Сравнивать
предметы,
объекты:
находить
общее и
различие.
Группировать
предметы,
объекты на
основе
существенных
признаков.
Пересказыват
ь под
руководством
учителя
прочитанное
или
прослушанное
; определять
тему.

Организовывать
свое рабочее место
под руководством
учителя.
Определять цель
выполнения
заданий на уроке,
во внеурочной
деятельности, в
жизненных
ситуациях под
руководством
учителя.
Определять план
выполнения
заданий на уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных
ситуациях под
руководством

Участвовать в диалоге на
уроке и в жизненных
ситуациях.
Отвечать на вопросы
учителя, товарищей по
классу.
Соблюдать простейшие
нормы речевого этикета:
здороваться, прощаться,
благодарить.
Слушать и понимать речь
других.
Участвовать в паре.
Плавно читать по слогам
слова, предложения,
короткие тексты заданий.

Ценить и
принимать
следующие
базовые ценности:
«добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа»,
«семья».
Уважение к своей
семье, к своим
родственникам,
любовь к
родителям.
Освоить роли
ученика;
формирование
интереса
(мотивации) к
учению.
Знакомить с
профессиями
учитель,
воспитатель, повар,
библиотекарь.
Оценивать
жизненные
ситуаций и
поступки героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм.
формировать
представления о
здоровом образе
жизни:
элементарные
гигиенические
навыки;

Виды
деятельности
обучающихся
Рассматривание
выставки книг
(автора или по
тематике),
прослушивание
рассказа учителя о
выставке.
Прослушивание
рассказа учителя или
заранее
подготовленных
обучающихся по
теме урока 5. Чтение
выписанных
учителем из текста
сложных для чтения
или понимания слов.
Чтение ключевых
слов текста с
построением
предположений о
теме или событиях
произведения.
Выполнение
артикуляционных
упражнений.
Отгадывание
загадок, обсуждение
пословиц и
поговорок,
проговаривание
чистоговорок.
Чтение текста вслух.
Чтение текста
вполголоса.
Поочередное чтение
текста в парах.
Чтение текста
цепочкой по
предложению, по
абзацу.

охранительные
режимные
моменты
(пальчиковая
гимнастика,
физминутка)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».