рабочая программа ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1
от « 28 » августа _ 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса

«Логопедические занятия»
2 класс

ГО Карпинск
2020 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для
обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года
N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья";
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками
для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки
научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание
эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау, Визель Т.Г.,
Баряевой Л.Б., Архиповой Е.Ф., Нищевой Н.В., Мазановой Е.В., и др., которые
базируются на учениях Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре
речевой деятельности.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,
способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации обучающихся.
В ходе реализации данной программы важным является решение следующих задач:
1.Развитие общих речевых навыков (дыхание, сила голоса, ритма, темпа, интонационной
выразительности речи).
2.Развитие моторики, координация движений (речь с движениями, пальчиковые игры,
штриховка и т.д).
3. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
4. Развитие артикуляционной моторики. Уточнение, автоматизация поставленных звуков.
5. Работа над слоговой структурой слова.
6.Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
7.Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных,
глаголов…).
8.Развитие связной речи (простые, распространённые предложений, пересказ, составление
рассказов по картинке…).
9.Развитие грамматического строя речи.
10.Совершенстврвание графомоторных умений.
Основными направлениями логопедической работы являются:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка,
дифференциация звуков речи);

автоматизация

и

2

- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение
работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в
развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной
работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и
приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип
вариативности
предполагает
создание
вариативных
программ
коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий
взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в
деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в общество.
Характеристика особенностей речевого развития обучающихся с интеллекуальными
нарушениями.
Затруднения в психическом развитии детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной
деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным
формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением
взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве
случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах
онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный
характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны
психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социальноличностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные
процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью темпа психических процессов, их слабой под-вижностью и
переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя
наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и
обобщению.

3

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются
недостатки в развитии речевой деятельности:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются нарушения
последовательности событий);
- бедный словарный запас;
- недостаточно сформирован грамматический строй речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с
нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие
дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при
этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционноразвивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об
окружающей действительности, создает положительные условия для овладения
обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в
увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными
конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу,
устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более
сложной формой речи ― письменной.
Организация логопедической работы
Форма логопедических заданий – индивидуальная, 2 раза в неделю.
На занятия отводится 20 минут.
Диагностика основных умений и навыков проводится 2 раза в год.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических
процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических
компонентов.
Планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа
осуществлялась над речевой системой в целом.
В структуру занятия входят:
1. Формирование фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза.
2. Формирование звукопроизношения.
3. Развитие лексико-грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие познавательных процессов.
6. Развитие мелкой моторики.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые,
методы ролевого моделирования, словесные.
Планируемые результаты освоения программы по логопедии
Освоение обучающимися программы по логопедии, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Предметные результаты:

4

Минимальный уровень:
-использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием
(слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное
воспроизведение слов и коротких фраз);
-различать и узнавать речевые и неречевые звуки;
-воспроизводить и различать звукоподражания;
-соотносить предметы с их словесным обозначением;
-выполнять одно -двухступенчатые инструкции;
-понимать вопросы: кто это? что это? у кого? где это?
-дифференцировать существительные, глаголы и прилагательные ( как признак предмета с
вопросом «какой?»);
-вслушиваться в речь взрослого;
-обобщать слова по основным лексическим темам;
-выражать свои желания с помощью просьб и обращений;
-способность выделять определённые звуки из слов, называть их , слышать в слове;
-умение удерживать заданную позу в процессе упражнений артикуляционной гимнастики;
-возможности воспроизводить ритм простых усвоенных слов, ударность слова;
-слушать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-различать гласные и согласные звуки;
-повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова;
-возможность согласовывать свои действия с действиями учителя;
-соотносить образ буквы с её звучанием.
Достаточный уровень:
-дифференцировать формы существительных единственного и множественного числа
мужского и женского рода;
-классифицировать предметы по темам;
-называть существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
-удерживать заданную позу в процессе упражнений артикуляционной гимнастики;
-воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной структуры речи
(слитность, паузы, краткое и долгое произнесение гласного);
-воспринимать, воспроизводить ритм усвоенных слов;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-различать гласные и согласные звуки;
- способность выделять определенные звуки из слов, называть их, слышать в слове;
- называть слова с заданным звуком;
-повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельные слова, предложения;
-согласовывать свои действия с действиями учителя;
-способность к дифференцированному произношению звуков, звуков родственных по
артикуляции в ходе их усвоения;
-воспринимать и воспроизводить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями;
-возможности называть существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
-усвоение навыков письма.
Личностные результаты:
-принимает статус «ученик» на уровне положительного отношения к школе;
-заинтересован посещением школы;
- адекватно соблюдает и выполняет ритуалы школьного поведения;
-принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
-положительно относится к окружающей действительности, готов к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
-положительно относится к коррекционным занятиям;
-проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий;

5

-проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в обществе;
- доброжелательно относится к окружающим людям;
-умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-осознаёт себя как члена семьи, одноклассника.

Содержание логопедических занятий для 2 класса
Работа по развитию ручной моторики, речевого дыхания и голоса, артикуляции,
слухового восприятия и внимания к звуковой стороне речи. Продолжение работы по
постановке и автоматизации нарушенных звуков. Уточнение пространственных и
временных представлений, определение последовательности в пространстве. Узнавание и
вычленение гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Анализ слов с опорой
на цифровой ряд.
Гласные звуки и буквы, сходство и различие. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда и буквой Ь. Слогообразующая роль
гласных. Ударение. Работа со схемами слов, над слоговой структурой слова.
Дифференциация парных согласных, твердых и мягких, Р-Л. Правописание ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация свистящих – шипящих, аффрикат. Дифференциация
оптически
сходных
букв.
Словообразование.
Практическое
знакомство
с
существительными, употребленными в разных падежах. Подбор к предмету действий и
признаков. Многозначность слов, антонимы, сравнение предметов и признаков (простые
случаи). Развитие лексики и грамматического строя. Темы: «Лес.Сад.Огород», «Осень»,
«Фрукты-овощи», «Мебель», «Посуда», «Насекомые», «Зимующие птицы», «Профессии»,
«Рыбы», «Животные леса и их детеныши», «Весна. Труд в селе», «Растения весной»,
Семья».
Формирование простого предложения.
Построение, составление из слов, изменяя слова по смыслу; дополнение предложений;
ответы на вопросы, пользуясь словами вопроса. Накопление словаря слов, по темам,
изучаемым в классе. Развитие связной речи (восстановление несложного
деформированного текста; последовательное расположение предложений по смыслу;
коллективное составление коротких рассказов по картинкам, опорным словам с
последующей записью под руководством логопеда).

6

Тематическое планирование
№п/п Раздел
1
Обследование
2
Речь.Предложение.Слово
3
Слоги. Слоговой анализ. Предлоги
4
Ударение
5
Звуко-буквенный состав слова
6
Связная речь
7
Обследование

Кол-во часов
3
6
14
5
33
4
3
итого 68

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».