рабочая программа по ИЗО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1
от « 28 » августа _ 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Рисование»
1 – 4 классы

ГО Карпинск
2020 г.

I Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» разработана на основе
следующих нормативно-правовых и программно – методических документов:
1. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ СОШ №
24, утвержденная приказом директора от 31 августа 2020 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на учебный год;
6. Постановление от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
7. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»;
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
10. Учебные программы ОО, реализующие АООП
- Программы образовательных учреждений 1- 4 классы, под редакцией В.В.Воронковой
(раздел «Изобразительное искусство», автор И.А.Грошенков) – Москва «Просвещение»,
2011 год.
11. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ № 24.
Рабочая программа обеспечена учебными пособиями, рекомендованными
(допущенными) приказом Минобрнауки РФ. Настоящая программа будет реализована в
условиях классно-урочной системы обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним
подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание
программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и
упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании,
лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции,
цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
4

Основные задачи изучения предмета:
1. Воспитание интереса к изобразительному искусству.
2. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
3. Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса.
4. Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
5. Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их
содержание и формулировать своего мнения о них.
6. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
7. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа
в нетрадиционных техниках.
8. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
9. Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
10. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению.
11. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
12. Воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности, учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои
действия;
коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации.
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.

II Общая характеристика учебного предмета

Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого
ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы
пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики
пальцев и кистей рук, на формирование познавательной деятельности и навыков работы с
художественными материалами и др.
5

Программой предусмотрены следующие виды работы: рисование с натуры и по
образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению;
рисование на заданные темы, декоративное рисование; лепка объёмного и плоскостного
изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению;
лепка на тему; лепка декоративной композиции; выполнение аппликаций без фиксации
изображений на изобразительной плоскости («подвижная» аппликация); с фиксацией
изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по
представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в
технике аппликации; проведение беседы с учащимися 1—3 классов о содержании
рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки,
произведения народного творчества. Работа с натурой является ведущей и в лепке, и в
рисовании, и при составлении аппликации. Школьники учатся приёмам исследования
предмета для более точного его изображения. При обучении рисованию с натуры
целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям
увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов. Чтобы
научить школьников рассматривать предмет, выделять в нём конструктивно важные
части, полезно использовать разборные игрушки. Разборка и сборка такой игрушки
помогает ребятам понять её строение в целом, определить место каждой её составной
части. Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности признаков
предмета самые важные; для передачи сходства с натурой при её изображении
рекомендуется использовать приём совместного поэтапного изображения. Учитель рисует
на доске предмет, затем учащиеся рисуют этот предмет на листах бумаги (или в альбомах)
– так называемый «графический диктант». Этот приём можно использовать как после
поэтапного рассматривания натуры, так и до него. В последнем случае этот приём
принимает вид игры «Угадай, что мы рисуем». Например, рисуя на доске игрушку
«Мишка», учитель проговаривает: «Сначала нарисуем большой круг — вот здесь (выше
середины листа), потом нарисуем овал — вот так...» и т. д. Для формирования
графического образа таких сложных объектов, как человек, животное, дерево, дом, в
программе рекомендуется сочетать работы в определённой последовательности,
например: игра с разборной игрушкой – лепка – аппликация по представлению и по
воображению. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах: а) составление
«подвижной» аппликации, где части целого объекта или композиции не приклеиваются на
изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их,
чтобы наглядно показать последовательность операций при составлении композиции,
правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно
изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко; б)
составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого
изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или
учащимися).
В композиционной деятельности, начиная с 1 класса, нужно учить детей
устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю предлагается
широко использовать методики работы с «подвижной» аппликацией, с правильными и
ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые
учитель заранее проставляет в тетради. Работа над декоративной композицией при
составлении полоски орнаментального узора развивает у детей чувство ритма, цвета,
формы, величины элементов. Работа над тематической композицией начинается с
формирования умений графически изображать такие объекты, как, например, дерево, дом,
человек. В программном содержании от 1 к 4 классу характер заданий постепенно
усложняется и сочетания видов работ для совершенствования графических образов
объектов становятся более разнообразными. Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с 1 по 4
6

класс, с учётом особенностей развития познавательной деятельности детей с нарушением
интеллекта. Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка — аппликация
— рисунок в названной последовательности. В лепке ребёнок воссоздаёт объёмные части
и соединяет их в целое объёмное изображение. Аппликация является переходным этапом
от объёмного к плоскостному изображению — рисунку. С помощью лепки и аппликации
ребёнок не только осознаёт наличие частей в предмете, но и определяет их место в его
конструкции, их соединения в целом, т. е. осознаёт структуру объекта. После лепки и
работы над аппликацией ребёнку легче понять приёмы изображения предмета. Одна из
задач учителя при подборе натуры или образцов для воспроизведения — выдержать
последовательность усложнения объектов изображения. Сначала предлагаются объекты с
простой формой, затем они постепенно усложняются: сначала шарик, флажок, матрёшка,
лист сирени, затем изображение более сложных листьев и веточек, таких, как акация,
крапива, и таких объектов со сложной формой, как дерево, человек, дом, животные.
Работа над объектами, которые являются основными в сюжетном изображении (человек,
дерево, дом), ведётся с усложнением задач на протяжении всего обучения, с 1 по 4 класс.
Учитывая трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта при обучении
изобразительному искусству, следует всегда положительно оценивать их работы.
Несмотря на зависимость детей от помощи учителя, необходимо побуждать их к
самостоятельной деятельности, к проявлению творчества. С этой целью нужно показывать
им разнообразные формы предметного мира, композиций, что будет препятствовать
образованию стереотипов изображения, характерных для этой категории детей. В разделе
работы над развитием цветовосприятия учащихся и формированием у них умений
работать красками важно в первую очередь уделить внимание обучению детей правильно
организовывать своё рабочее место, пользоваться красками и кистью. Закрепление этих
умений осуществляется постоянно, с 1 по 4 класс. Знакомство детей со свойствами цвета
(цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности.
Здесь первостепенную роль играет демонстрация приёмов, раскрывающих свойства цвета
(например, приёмы получения смешанных цветов из главных, приёмы осветления цвета
путём добавления белил или разведения краски водой, приём затемнения цвета чёрной
краской для уменьшения его яркости, насыщенности). Среди приёмов обучения
цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод
демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод
совместных действий учителя и учеников. Обучение восприятию произведений искусства
начинается с формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предмет
народного творчества. На занятиях в 1-3 классах рекомендуется рассматривать 1-2
объекта, в 4 классе — не более 3 объектов. Сначала дети учатся называть изображённые
на картине предметы, их признаки, действия, затем — устанавливать различные связи,
отражённые в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Важно добиться,
чтобы дети не просто смотрели на демонстрируемые объекты, нужно научить их
рассматривать картину, понимать её содержание, сходство с реальностью, высказывать
своё отношение к изображённому. Подбираемый к занятию материал для демонстрации
должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам. На
уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи
учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов,
словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по
изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года
можно отводить на уроке по 10—15 мин для проверки накопленного лексического
материала. Для этого в 1—3 классах рекомендуется использовать игры «Угадай, что у
меня есть», «Угадай, как называется», «Угадай, какой по цвету», а также «подвижную»
аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных
7

геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т. д. (вазы, листья, цветы и
др.).

III Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Рисование» входит в образовательную область «Искусство» учебного
плана МАОУ СОШ № 24 п.Сосновка, реализующей адаптированные основные
образовательные программы». Рабочая программа по рисованию рассчитана в 1 классе на
1 час в неделю, 33 часа; во 2-4 классах на 1 часа в неделю, 34 часа.

IV Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
1 - 4 класс
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
1 – 4 классы
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
8

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий, и корректировка хода
практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке
и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.

V Содержание учебного предмета

9

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
Программой предусмотриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по
образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного
искусства.
Введение
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания
и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в
аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия
объекта при подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; расположение деталей
предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих
пространственных положениях; составление по образцу композиции из нескольких
объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами; раскладывание деталей аппликации на плоскости листа
относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу,
наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине; приемы соединения деталей
10

аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина; приемы
наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); рисование
разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных,
горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных,
спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам
предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); рисование без
отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш.
Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами;
рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой,
трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой
кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв,
цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь»,
«часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент»,
«скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей,
вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по
контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, аппликации, рисунке.
11

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый
и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок
в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо Ї примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись
(лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю.
Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В.
Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения
скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

12

VI Учебно-тематическое планирование
№

1
2
3

Раздел
программы

Количество
часов по
четвертям
1 2 3
4

1 класс
Приемы лепки
2
Приемы
3
аппликации
Приемы
3
рисования
Итого:
8
2-4 классы
Приемы лепки
2
Приемы
3
аппликации
Приемы
3
рисования

Итого:

1 1
3 3

2

4 5

6

8 9

8

1 1
3 2

1

4 7

7

8 8 10

8

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметный
Минимальный уровень:
знание названий художественных
материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения,
обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
знание элементарных правил
композиции, цветоведения, передачи
формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных
средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность»,
«точка», «линия», «штриховка»,
«пятно», «цвет»;
пользование материалами для
рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов,
подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
знание названий некоторых народных и
национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково,
Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в
зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы
инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной
деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и
заключительного контроля
выполняемых практических действий и

Познавательные

ориентировать
ся в своей
системе
знаний:
отличать новое
от уже
известного с
помощью
учителя;
выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифициров
ать на
наглядном
материале;
наблюдать.

Базовые учебные действия
Регулятивные
Коммуникативные
входить и выходить
из учебного
помещения со
звонком;
ориентироваться в
пространстве класса
(зала, учебного
помещения);
пользоваться
учебной мебелью;
адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать выходить
из-за парты и т. д.);
работать с учебными
принадлежностями и
организовывать
рабочее место;
передвигаться по
школе, находить
свой класс, другие
необходимые
помещения;
принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;

слушать и понимать речь
других; учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика); вступать в
контакт и работать в
коллективе (учитель ученик, ученик - ученик,
ученик - класс, учителькласс); использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем; обращаться за
помощью и принимать
помощь; слушать и
понимать инструкцию к
учебному заданию в
разных видах деятельности
и быту; договариваться и
изменять свое поведение с
учетом поведения других
участников спорной
ситуации.

Личностный
осознание себя как
гражданина
России;
формирование
чувства гордости
за свою Родину;
воспитание
уважительного
отношения к
иному мнению,
истории и культуре
других народов;
сформированность
адекватных
представлений о
собственных
возможностях, о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
овладение
социальнобытовыми
навыками,
используемыми в
повседневной

Виды
деятельности
обучающихся

рисование с натуры и
по образцу (готовому
изображению);
рисование по памяти,
представлению и
воображению;
рисование на
свободную и
заданную тему;
декоративное
рисование.
лепка объемного и
плоскостного
изображения
(барельеф на
картоне) с натуры
или по образцу, по
памяти,
воображению; лепка
на тему; лепка
декоративной
композиции;
выполнение
плоскостной и
полуобъемной
аппликаций (без
фиксации деталей на
изобразительной
поверхности
(«подвижная
аппликация») и с
фиксацией деталей
на изобразительной
плоскости с

13

корректировка хода практической
работы;
владение некоторыми приемами лепки
(раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации
(вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по
памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и
конструкции; передача в рисунке
содержания несложных произведений в
соответствии с темой;
применение приемов работы
карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры
предмета;
ориентировка в пространстве листа;
размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной
поверхности;
адекватная передача цвета
изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение
смешанных цветов и некоторых
оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров
изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и
национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей
некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств
изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность»,
«точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени,
перспективы; построения орнамента,

активно участвовать
в деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и действия
одноклассников;
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами.

жизни;
владение навыками
коммуникации и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных
ролей;
принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
проявление
социально
значимых мотивов
учебной
деятельности;
сформированность
навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях;
воспитание
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств;
развитие этических
чувств, проявление
доброжелательност
и, эмоциональнонравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,

помощью пластилина
и клея) с натуры, по
образцу,
представлению,
воображению;
выполнение
предметной,
сюжетной и
декоративной
аппликации;
проведение беседы о
содержании
рассматриваемых
репродукций с
картины художников,
книжной
иллюстрации,
картинки,
произведения
народного и
декоративноприкладного
искусства.

14

стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная,
сюжетная, декоративная);
знание способов лепки
(конструктивный, пластический,
комбинированный);
нахождение необходимой для
выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы
инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других
информационных источниках;
оценка результатов собственной
изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных
технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после
предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств
изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке
эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье
и обществу;
различение произведений живописи,
графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного
искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.

проявление
сопереживания к
чувствам других
людей;
сформированность
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни, наличие
мотивации к
творческому труду,
работе на
результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным
ценностям;
проявление
готовности к
самостоятельной
жизни.

15

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».