Рабочая программа по окружающему миру

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1
от « 28 » августа _ 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с задержкой
психического развития
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Окружающий мир»
1 – 4 классы

ГО Карпинск
2020 г.

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе нормативных
документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Приказ МО РФ
№1598 от 19.12.2014г.
2. Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического
развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2
3. Авторская программа «Окружающий мир» А.А Плешакова (УМК «Школа Росии»)
Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических
для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета
раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в
распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом
планировании.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и
естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у обучающихся
формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и
способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые
в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны
с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по
варианту программы 7.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен
практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными
объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем,
изучаемых в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность
видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в
качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для
детей.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании
начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра
учебных предметов в основной школе.
Определяются общие задачи предмета:
 сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
 сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,
заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
 способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между
миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и
происходящими изменениями в окружающей среде;
 развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития
познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации,
коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития,
обучения и социализации;
 способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений
в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной
актуализации.
2

II.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа ориентирована на использование учебника, который входит в
УМК «Школа России», «Окружающий мир», для 1 класса для общеобразовательных
учреждений с приложением на электронном носителе, в 2 частях. Первый год обучения
будет реализовано обучение по первой части учебника, т.к. предполагается
пролонгированное обучение сроком на пять лет.
Обучение в 1 классе по варианту 7.2 во многом представляет собой коррекцию
недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для
дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и
социальном мире. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют вести отдельные
наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и
словесно обозначить даже то, что они многократно видели, задавать вопросы и
рассказывать о своих наблюдениях, целенаправленно сравнивать предметы, объекты,
явления, выделять существенные и несущественные признаки в различных объектах и
явлениях окружающей действительности.
Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему
предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной
(аналитико-синтетической) деятельности становится малый объем знаний и
представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет
«Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной
компетенции
Обучаясь в 1 классе, обучающиеся получают первый опыт систематизации и
обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому
содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их
взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью.
Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть IT-технологии,
в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и
расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы
жизненной компетенции обучающихся детей.
Начало программы представляют разделы, позволяющие обучающимся стать более
социально адаптированными: осведомленными о реалиях жизни и общественного
устройства страны, элементарных правилах безопасного поведения (правила поведения в
транспорте и на дороге, при контакте с незнакомыми людьми, противопожарной
безопасности, телефоны экстренной помощи).
В основу обучения обучающихся положены реальные наблюдения в природе,
действия с предметами. Изучение различных тем дополняется раскрашиванием,
рисованием, лепкой, вырезанием фигур из бумаги. Благодаря практической деятельности
представления детей о растениях и животных становятся более полными и точными.
Следует уточнить представления о временах года, сезонных изменениях в природе.
Соответственно, в ходе изучения материала предмета «Окружающий мир» происходит
пополнение, расширение и уточнение имеющихся у обучающихся знаний, формируется
информационно-содержательный
компонент
познавательной
деятельности,
совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности
связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных
знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический
опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу
усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также
упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
3

В 1 классе рекомендуется пользоваться 1 часть учебника, следует использовать
дополнительные пособия.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор
обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской
компетентности, преодоления инактивности.
В соответствии с ФГОС именно в 1 дополнительном классе обучение предполагает
усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут,
закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей
страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется
уточнению представлений о семье, а также современных условиях ее существования.
В 1 дополнительном классе обучение происходит с опорой на учебник А. А.
Плешакова «Окружающий мир», 2 часть, соответствующих ему рабочих тетрадей.
Содержание изучаемого учебного материала следует приводить в максимальное
соответствие с сезонным состоянием окружающей среды. Для получения более точных
представлений педагог обязательно планирует экскурсии, где ребенок через чувственное
восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях
явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира и образа жизни
животных в конкретный сезон.
Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако учитель
всегда может разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые знания и
дополнив его новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике живой природы,
получая сведения о растениях и животных, а также начальные экологические знания.
Обучающиеся учатся различать части растений (лист, стебель, корень и т.д.),
узнают об их назначениях (корень поит растения влагой из земли и кормит питательными
веществами). В процессе изучения программы у обучающихся
формируется
представление об изменениях состояния растений в разные времена года. Очень важно в
данный период обучения дать знания об элементарной охране растений. В программе
предусмотрены темы, которые знакомят школьников с наиболее часто встречающимися
животными, птицами, насекомыми. Основная задача данных уроков – научить детей
выделять основные характерные признаки групп животных. Обучающиеся знакомятся с
неживой природой, с явлениями природы (снегопад, листопад, рассвет, закат и т.д.), у них
формируются знания о смене дня и ночи, они учатся распознавать состояние погоды и
обозначать ее термином – словом. Вместе с тем некоторые разделы учебника,
посвященные неживой природе, рекомендуется изучать выборочно, только на уровне
первичных представлений. Темы, связанные с Солнцем, Луной, звездами и пр., можно
предложить исключительно в ознакомительном ключе, связав их с освоением космоса.
Следует уделить большое внимание иллюстративной натурализованной наглядности, не
ограничиваясь учебником или схематическими изображениями. Целесообразно повторно
обратиться к космической тематике в более старшем возрасте, так как у обучающихся с
ЗПР еще не сформированы возможности запоминания информации объемной и
избыточной по отношению к решению актуальных задач.
При ознакомлении с тематикой бытовых приборов, средств связи, транспорта
также следует избегать избыточной терминологии, в том числе связанной с выделением
функциональных частей объекта. Первоочередное внимание следует уделять тем
объектам, с которыми дети встречаются в повседневной жизни. Информация о них может
быть более развернутой (однако доступной детскому пониманию, функционально
целесообразной).
Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно важна.
В учебнике в большинстве случаев она дана без дополнительных разъяснений, в которых
обучающиеся с ЗПР очень нуждаются. Учителю следует постоянно помнить о том, что
формирование жизненной компетенции является одной из приоритетных задач.
4

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический
опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу
усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также
упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
III.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы
отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 336 ч: 1 и 1 дополнительный классы
— 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

IV.

Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты освоения:
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.
Познавательные УУД:
5

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Коммуникативные УУД:
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему научнопопулярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
1 класс
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и
естествознание» по окончании обучения в начальной школе позволяет получить:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных
народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах
семейных традиций;
- осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,
окружающим людям;
- личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для
будущего России;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах
народного творчества;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных
традиций здорового образа жизни народов своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения
предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
- оперировать со знаково-символическими изображениями;
находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
- понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде
схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением
- отличительных признаков и классифицировать их;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
6

Регулятивные УУД позволяют:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться
к своим успехам/неуспехам;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
- формулировать ответы на вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции должны проявиться в
перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении проявляется:
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым
окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений
об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других;
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в
пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
7

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются как:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего
мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и
неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в
окружающей среде;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми.
1 дополнительный класс
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и
естествознание» по окончании обучения в начальной школе позволяет получить:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных
формах семейных традиций;
-осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
-готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,
окружающим людям;
- личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для
будущего России;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах
народного творчества;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных
традиций здорового образа жизни народов своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения
предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
- оперировать со знаково-символическими изображениями;
- находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
- понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде
схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков и классифицировать их;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
-планировать свои действия в течение урока;
8

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться
к своим успехам/неуспехам;
-контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
-формулировать ответы на вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции должны проявиться в
перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении проявляется:
– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи;
– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляется:
– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым
окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений
об опасности и безопасности;
– в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других;
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в
пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются как:
9

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего
мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и
неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в
окружающей среде;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми.
В конце 1 класса обучающемуся доступно:
- различение флага и герба России, знание названий места своего проживания, столицы,
фамилии Президента;
- понимание сигналов светофора, правил перехода улицы, знание простейших правил
поведения в общественном транспорте, противопожарной безопасности, безопасности на
воде, на льду, на скользкой дороге, представление о существовании ядовитых грибов и
растений, знаний о предупреждении простудных заболеваний, номеров телефонов
экстренной помощи;
- различение лиственных и хвойных деревьев, деревьев и кустарников, грибов,
расширение перечня названий овощей и фруктов (10-12), понятие о ядовитых ягодах и
грибах;
- различение насекомых, рыб, птиц, зверей, диких и домашних зверей и птиц.
Элементарные обобщающие признаки, некоторые конкретные знания, расширение
перечня названий различных зверей и птиц;
- закрепление знаний о временах года (последовательность) и их основных признаках,
сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и отлет птиц, появление и
исчезновение листвы, снега, дождь, радуга).
1 дополнительный класс
В конце 1 дополнительного класса обучающийся может обнаружить:
- знание смысла слов «Россия», «Москва», «Президент», «Родина»;
- знание профессий, в том числе профессий близких людей;
- умение выделять и называть части растений;
- знание обобщающих признаков для выделения классов животных (насекомые, птицы,
рыбы);
- зимующие животные и птицы;
- знание правил безопасного поведения, обозначенных в учебнике;
- знания о материальных изученных объектах.
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в
природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной
одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе
представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника
на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
10

• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения,
приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их
последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным,
окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных
сооружений
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в
семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия
при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и
работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного
поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми
людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей
между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек,
осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых
ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при
выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе
совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих
тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения
заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемырисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
11

• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в
природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в
соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять
роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут
учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
12

• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи
между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила
культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической
карте мира разные страны.
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, знающего и любящего еѐ природу и культуру;
-проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историкокультурным наследием городов Золотого кольца России;
-формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе
знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том
числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное
рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой
и человеком, между разными странами и народами;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе
знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в
политическом устройстве государств;
-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной
жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
-внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного
ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание
личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и
социуме;
-осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к
своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии,
знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов
России и разных стан мира;
-этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его
душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами,
соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к
13

окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению,
в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов
человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире,
доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности
в повседневной жизни;
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения
работы на различных этапах урока);
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
-планировать свои действия в течение урока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться
к своим успехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки»
и критерии, заданные учителем;
-соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
-использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и
схемы для решения учебных задач;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
-анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с
выделением отличительных признаков;
-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
-сравнивать объекты по различным признакам;
-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды
в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных
знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
-моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в
природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и
вопросов;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
14

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
-проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в
общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В 3 классе научатся:
-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;
-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
-находить на карте страны — соседи России и их столицы;
-определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
-осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного
отношения к природе;
-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления
внутреннего мира человека;
-различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать
круговорот воды в природе;
-классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и
другим изученным группам;
-пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с
помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
-приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска
ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
-устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов
человека;
-использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;
-оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
-вырабатывать правильную осанку;
-выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
-понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие
правила;
-правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
-соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных
групп, следовать их указаниям;
15

-понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую
опасность и избегать её;
-соблюдать правила безопасного поведения в природе;
-понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической
безопасности в повседневной жизни;
-раскрывать роль экономики в нашей жизни;
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,
необходимость бережного отношения к природным богатствам;
-понимать, как ведётся хозяйство семьи;
-обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические
прогнозы;
-приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные,
добрососедские отношения между странами и народами;
-использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска
информации о человеке и обществе.
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
-умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих
представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о
государственном устройстве Российской Федерации;
-чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости
за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с
достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
-осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской
гражданственности «Единство в многообразии»;
-понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и
всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное
наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и
сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
-уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание
их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в
жизни общества;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том
числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её
современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
-осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в
соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной
деятельности и личностный смысл учения;
-самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность
объектов природы, будущее России;
-эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и
родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и
родного края в различные периоды истории;
-этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей
16

Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные
исторические периоды;
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе
при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном
разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным
достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и
духовых ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
-сохранять учебную задачу в течение всего урока;
-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом
урока;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
-планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
-планировать свои действия;
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными
знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для
передачи информации;
-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека,
Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
-выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов
(художественных и познавательных);
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
учебных задач;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
-строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными
нормами;
17

-проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении
рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
-ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических
задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
-моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и
вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать
вопросы;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
-формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
-аргументировать свою позицию;
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться
на позицию партнера в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его
участников;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
-достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую
партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В 4 классе научатся:
-понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных
свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
-находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской
Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать
по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
-называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни
страны;
-называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как
главы государства;

18

-объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них —
Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные
примеры прав ребёнка;
-раскрывать значение государственных символов России, находить их среди
государственных символов других стран;
-называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны,
рассказывать о традициях и праздниках народов России;
-изготавливать модели планет и созвездий;
-использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
-анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
-приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной
Красной книги;
-находить и показывать на физической карте России различные географические объекты,
на карте природных зон России — основные природные зоны;
-объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
-приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых
в Красную книгу России;
-выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с
помощью моделей; оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать
возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры
заповедников и национальных парков России;
-давать краткую характеристику своего края;
-различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласомопределителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
-давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
-выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с
помощью моделей;
-оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных
сообществах;
-рассказывать об охране природы в своём крае;
-различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике
своего края;
-приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники
информации о прошлом;
-соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте
времени»;
-читать историческую карту;
-перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко
характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым
сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
-с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
-описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по
иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
-показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные
периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
-рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях
истории России;
-соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых
важных событий в истории России;
-составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения
о них;
19

-описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их
достопримечательности;
-называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
-находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
-раскрывать связь современной России с её историей;
-использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и
подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни
общества в прошлом и настоящем.
V.

Содержание учебного предмета
1 КЛАСС (66 ч.)

Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление
о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае
на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные
ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит,
кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения
цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности
питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и
отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности).
Правила поведения в природе.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (66 ч.)

Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура
общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и
фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня;
20

личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила
пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб,
гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон
РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные
достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные
сведения из истории родного края.
2 КЛАСС (68 ч)
«ГДЕ МЫ ЖИВЁМ» Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная
символика России: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим
народам. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Особенности
труда людей родного края. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Личная ответственность каждого
человека за сохранность природы.
«ПРИРОДА» Неживая и живая. Природа. Примеры явлений природы: смена времён года,
снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,
гроза. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Времена года, их особенности
(на основе наблюдений). Звёзды и планеты. Полезные ископаемые. Бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Воздух. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Охрана
природных богатств (воды, воздуха). Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники,
травы. Дикорастущие и культурные растения. Этическое и эстетическое значение
природы в жизни человека. Условия, необходимые для жизни растения. Бережное
отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Дикие и домашние
животные. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Бережное отношение человека к животным.
Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества.
Зависимость жизни человека от природы. Красная книга России, её значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране
природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
«ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» Значение труда в жизни человека и общества. Профессии
людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное
мастерство. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек —
член общества, носитель и создатель культуры. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений). Времена года, их
21

особенности (на основе наблюдений). Родной город (село). Посильное участие в охране
природы. Профессии людей.
«ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» Общее представление о строении тела человека.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и
отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Правила
безопасного поведения на дорогах. Дорога от дома до школы. Правила безопасного
поведения на дорогах. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила противопожарной безопасности. Номера телефонов экстренной помощи. Правила
безопасного поведения в природе. Личная ответственность каждого человека за
сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера
телефонов экстренной помощи. «ОБЩЕНИЕ» Семья — самое близкое окружение
человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг
каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы
родословного древа, истории семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на
уроке. Классный и школьный коллективы, совместная учёба, игры, отдых. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, куль тура поведения в школе и других
общественных местах. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах.
«ПУТЕШЕСТВИЯ» Общее представление о форме и размерах Земли. Ориентирование на
местности. Компас. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги.
Особенности поверхности родного края. Водоёмы, их разнообразие, использование
человеком. Водоёмы родного края. Смена времён года в родном крае на основе
наблюдений. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Географическая
карта и план. Россия на карте, государственная граница России. Города России. Москва —
столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (строительство Кремля). Санкт-Петербург: достопримечательности
(Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе
и карте. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Страны и
народы мира. Общее представление о многообразии стран. Знакомство с несколькими
странами: название, расположение на
политической карте, столица, главные
достопримечательности. Родословная. Города России. Страны и народы мира.
3 класс (68 часов)
«КАК УСТРОЕН МИР» Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в
жизни человека. Человек — часть природы. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах. Общество — совокупность людей,
которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества, носитель и создатель
культуры. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической
деятельности. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в
охране природы.
«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА» Вещество — это то, из чего состоят все природные
объекты и предметы. Твёрдые тела, жидкости, газы. Разнообразие веществ в окружающем
мире. Примеры веществ. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
22

растений, животных, человека. Охрана природных богатств (воздуха). Вода. Свойства
воды. Значение воды для живых организмов. Состояния воды, её распространение в
природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для хозяйственной жизни человека.
Охрана природных богатств (воды). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей.
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Роль растений в природе и жизни
людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Охрана природных богатств (растительного мира). Отдельные представители растений
Красной книги. Правила поведения в природе. Животные, их разнообразие. Особенности
питания разных животных. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений. Животные родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений. Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Роль
животных в природе и жизни людей. Положительное и отрицательное влияние
деятельности человека на природу. Охрана природных богатств (животного мира).
Отдельные представители животных Красной книги. Правила поведения в природе.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Круговорот веществ.
«МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ» Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма.
Гигиена систем органов. Первая помощь при лѐгких травмах. Личная ответственность
каждого человека за состояние своего здоровья. Измерение частоты пульса. Закаливание,
игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Ценность здоровья и
здорового образа жизни. Внутренний мир человека. Растения родного края. Животные
родного края.
«НАША БЕЗОПАСНОСТЬ» Правила противопожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой. Дорога от дома до школы, правила
безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей
— нравственный долг каждого человека. Личная ответственность каждого человека за
состояние своего здоровья. Правила безопасного поведения в природе. Положительное и
отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности).
«ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА» Значение труда в жизни человека и общества.
Зависимость жизни человека от природы. Значение труда в жизни человека и общества.
Профессии людей. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Дикорастущие и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей. Профессии людей. Дикие и домашние животные. Роль
животных в природе и жизни людей. Особенности труда людей родного края, их
профессии. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Охрана природных богатств. Семья — самое близкое окружение человека. Хозяйство
семьи.
«ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ» Города Золотого кольца России (по
выбору). Наша Родина - Россия. Города России. Родной край - частица России. Страны и
народы мира. Россия на карте, государственная граница России. Знакомство с
несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности. Охрана памятников истории и культуры. Забота о здоровье и
безопасности окружающих людей. Особенности труда людей родного края.
4 КЛАСС (68 ч)
«ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на Земле. Смена дня и ночи на Земле. Вращение
Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времён года. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. История
Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Счёт лет в истории. Человек — часть
природы. Охрана природных богатств.
23

«ПРИРОДА РОССИИ» Важнейшие природные объекты своей страны. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Природные зоны России: общее
представление, основные природные зоны: (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охра на
природы). Охрана природных богатств. Отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
«РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» Родной край — частица России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края. Почва, её состав, значение для живой природы и для
хозяйственной жизни человека. Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы.
Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества.
Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Дикорастущие
и культурные растения. Дикие и домашние животные. Значение труда в жизни человека и
общества. Человек и природа.
«СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» Понимание того, как складывается и
развивается культура общества и каждого её члена. Духовно-нравственные и культурные
ценности - основа жизнеспособности общества. Понимание того, как складывается и
развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в
культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ» История Отечества. Картины быта, труда, духовнонравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Наиболее
важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ» Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка. Россия – многонациональная страна. Президент
Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Государственная символика
России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный
гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Праздник в жизни общества
как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных
связей между соотечественниками. Города России. Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и
другим народам. Человек и общество
Тематическое планирование
1 класс
Наименование разделов и тем

VI.
№ п/п
1
2
3
4
№ п/п
1.
2.
3.

Кто и что?
Как, откуда и куда?
1 дополнительный класс
Где и когда?
Почему и зачем?

30
36
30
36

2 класс
Наименование разделов и тем
Где мы живём
Природа
Жизнь города и села

4
20
10
24

Здоровье и безопасность
Общение
Путешествия

4.
5.
6.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

9
7
18

3 класс
Наименование разделов и тем

Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествие по городам и странам

6
18
10
7
12
15

4 класс
Наименование разделов и тем
Земля и человечество
Природа России
Родной край-часть большой страны
Страницы всемирной истории
Страницы истории России
Современная Россия

9
11
12
6
21
9

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».