рабочая программа по русскому языку

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1
от « 28 » августа _ 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Русский язык»
1 – 4 классы

ГО Карпинск
2020 г.

I Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на
основе следующих нормативно-правовых и программно – методических документов:
1. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ СОШ №
24, утвержденная приказом директора от 31 августа 2020 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на учебный год;
6. Постановление от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
7. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»;
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
10. Учебные программы ОО, реализующие АООП
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4
классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2013.
2. В.В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь» 1 класс: для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2016 г.
11. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ № 24
Рабочая программа обеспечена учебными пособиями, рекомендованными
(допущенными) приказом Минобрнауки РФ. Настоящая программа будет реализована в
условиях классно-урочной системы обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним
подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание
программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и
упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В системе предметов образовательной школы курс «Русский язык» входит в
обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную
цель: развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых
орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.
Для достижения поставленной цели необходимо формирование академических и
жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

1. Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на
этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
2. Формирование
первоначальных
«дограмматических»
понятий
и
развитие
коммуникативно-речевых навыков;
3. Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для
решения практико-ориентированных задач;
4. Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
5. Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию;
6. Развитие навыков устной коммуникации;
7. Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

II Общая характеристика учебного предмета

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает
формирование речевых умений, владение которыми поможет выпускникам специальных
(коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни,
занять адекватное социальное положение в обществе. Нарушения всех сторон психики
умственно отсталых детей, особенно дефекты мышления и речи, обуславливают
специфику их обучения русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе
обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его
размещения. Согласно программе весь процесс обучения в специальной школе носит
элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом,
объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является
развитие речи школьников, особенно – ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда
одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного
наращивания сведений по теме (дробность, «пошаговость»), для постоянного повторения
пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу пропедевтических
этапов (добукварного периода - перед изучением букваря, практических грамматических
упражнений – перед изучением систематического курса практической грамматики в
старших классах) обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта обучающихся, в
том числе - исправления различных нарушений речи школьников.
1 класс
Обучение грамоте – важнейший раздел курса русского языка в образовательных
учреждениях. Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной
недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха,
коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы:
зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук.
Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.
В 1 классе выделяется добукварный (пропедевтический) период, рассчитанный на
два месяца, в течение которого реализуются следующие направления работы:
преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать
с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении
бытовых задач; развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные
речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания; коррекция недостатков и
развитие сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений
по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной
моторики, движений кистей рук и пальцев; уточнение и расширение представлений
школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время

экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде; практическое
овладение понятиями слово и предложение, формирование умения правильно оформлять
предложение, состоящее из 2 - 4 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или
проведенные ранее наблюдения.
Подготовка учащихся к письму осуществляется в процессе выполнения различных
по характеру упражнений: раскрашивание по трафарету геометрических фигур, рисование
несложных орнаментов, обведение контуров рисунков, в том числе аналогичных
буквенным знакам, письмо элементов букв и др.
Все упражнения в чтении и подготовке к письму реализуются в пределах одного
урока русского языка. Это дает возможность изменять виды деятельности детей,
предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке должен
быть широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические
средства обучения. Не менее важно следить за сменой динамических поз детей, используя
для этой цели физкультпаузы, попеременную работу учащихся за конторкой и за партой.
Создание необходимых гигиенических условий предупреждает утомление школьников,
повышает их умственную и речевую активность.
Обучение грамоте (букварный период) осуществляется на основе звукового
аналитико-синтетического метода. Речевым материалом для обучения грамоте являются
звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Порядок
изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе. Он является
наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их
фонематического восприятия и мыслительной деятельности, уровень сформированности
произносительных навыков.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие общей ее формы, узнавание элементов буквы и их
расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Для лучшего
запоминания графического знака используются цветные буквы, буквы, вырезанные из
наждачной или бархатной бумаги, разборные буквы, различные игровые задания и т.д.
Важным моментом в этом процессе является постоянное соотнесение звука и буквы:
собрал букву – произнеси звук, обвел пальчиком в воздухе контур буквы – произнеси
звук, произнес звук – покажи букву и т.д.
При переходе на письменный шрифт важно научить детей правильному
начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов,
предложений опираются на звуко-буквенный (март, музыка, рыбак) или буквенный анализ
(яма, заяц), на обязательное интонирование каждого звука слова или проговаривание слов
по слогам, предварительное составление условно-графической схемы и составление
слогов и слов из букв разрезной азбуки.
В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смыслового
содержания речевого материала, с которым работают дети. Дети учатся воспринимать
звук и слог как часть слова и дополнять недостающую часть до полного слова. Например:
назови имена детей, которые начинаются со звука /М/; я назвала слог СЫ, дополни слог
до слова. Какой звук надо добавить на конце? и др. При организации таких видов работы
большое значение имеют игровые приемы.
Обучение грамоте предполагает обязательное использование различных видов
наглядности: настенная касса букв, «городок букв» (который заполняется по мере
прохождения азбуки), таблицы оппозиционных слогов, касса слогов, слоговые таблицы,
индивидуальные наборы букв и слогов, наборы полосок для условно-графического
обозначения звуков, слогов, слов и предложений.
Подбирая разнообразные методы, приемы, виды работы, речевой материал для
упражнений, учителю следует помнить о том, что коррекция всех сторон психики

обучающихся в значительной мере зависит от выбранных способов и средств
специального педагогического воздействия.
2 класс
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с
интеллектуальными нарушениями средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения русского языка. Программа по русскому языку определяет содержание предмета
и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной
деятельности детей. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся,
способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное,
эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся
достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с
нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта
специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании
материала, в структуре его размещения. Ведущим коррекционным принципом,
объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является
развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции. Структурно и
содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности
детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в
течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме
(поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых
умений.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и
неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Специальная задача
коррекции речи, мышления и правописания, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Основной формой
организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах
коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы
проведения урока: урок-игра, урок - виртуальная экскурсия, урок-диалог, видеоурок.
3 класс
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная
направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся,
получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически
значимыми для их социальной адаптации познавательной и речевой деятельности
умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской
(родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого
развития, имеющихся психофизических функций.
Главным принципом, является развитие речи. Обучающиеся с интеллектуальными
нарушениями в большинстве случаев начинают говорить позже, чем их нормально
развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий.
Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие
неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения
они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное
усвоение знаний и навыков в области языка.
Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для
приобретения практических навыков устной и письменной речи. Формирования основных
орфографических и пунктуальных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики,
морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому

1.
2.
3.
4.
5.
6.

развитию. Обучение грамматики будет действенным при установлении тесной связи
между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный
языковой материал, давать простейшие объявления должны способствовать коррекции
мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
4 класс
Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В
процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать,
обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие
объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о
звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,
ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д.
Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается
мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между
собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся
овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса,
восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном
речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении
предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах
предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний.
Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ
является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В
процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий
предметов, действий, признаков.
В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и
письменных высказываний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные
работы и диктанты) и устный опрос.
Цель: расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в
старших классах.
Задачи:
обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам
связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
совершенствование произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к
языку;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

III Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая
практика» учебного плана Муниципального автономного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 24 п.Сосновка, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы». Рабочая программа по русскому языку
рассчитана в 1 классе на 3 часа в неделю, 99 часов; во 2-4 классах на 3 часа в неделю, 102
часа.

IV Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

1.
2.
1.
2.
3.
4.

1.
2.
1.
2.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
1 - 4 класс
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
1 класс
Минимальный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении
писать строчные и прописные буквы
списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разнообразные слова и
предложения
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которыхх не расходится с
произношением.
2 класс
Минимальный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении
писать строчные и прописные буквы

3. списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разнообразные слова и
предложения
4. писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которыхх не расходится с
произношением.
3-4 класс
Минимальный уровень:
1. различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
2. деление слов на слоги для переноса;
3. списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
4. запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
5. обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и
буквой Ь (после предварительной отработки);
6. дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
7. составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
8. выделение из текста предложений на заданную тему;
9. участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
1. различение звуков и букв;
2. характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
3. списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
4. запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35
слов);
5. дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому
значению (название предметов, действий и признаков предметов);
6. составление и распространение предложений, установление связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
7. деление текста на предложения;
8. выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
9. самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

V Содержание учебного предмета

1 класс
Добукварный период. Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению
первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.
Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова −
«слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части.
Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на
слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного
восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и
развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма.
Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных
словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к

различным
грамматическим
категориям.
Активизация
словаря.
Составление
нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе
различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и
т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на
вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметнопрактической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте. Формирование элементарных навыков чтения. Звуки речи.
Выделение звука на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места
звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.
Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной,
закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми
и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка
правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и
небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса
коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное
списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога
после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических
правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов;
обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на
письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций
предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой
на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
2-4 класс
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные
по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета.
Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов,

обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья»
и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия.
Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать?
Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами.
Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление
предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов,
сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание
парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания
безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных
слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения.
Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и
письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по
вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на
предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа
с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из
нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным
текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.
Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4
предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

VI Учебно-тематическое планирование
№

1
2

1

Раздел
программы

1 класс
Добукварный
период
Букварный
период
Итого:

Количество
часов за
год

10ч.
89ч.
99ч.

2 – 4 класс
Фонетика
3 4 3

3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметный
- различение гласных и согласных
звуков и букв; ударных и безударных
согласных звуков; оппозиционных
согласных по звонкости-глухости,
твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми
словами с рукописного и печатного
текста с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких
предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
-обозначение мягкости и твердости
согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой Ь (после
предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов,
обозначающих предметы, действия,
признаки;
- составление предложений,
восстановление в них нарушенного
порядка слов с ориентацией на серию
сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на
заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и
выбора заголовка к нему.
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных

Познавательные

- писать;
- читать;
- выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
- наблюдать;

Базовые учебные действия
Личностный
Регулятивные Коммуникативные
- входить и выходить
из учебного
помещения со
звонком;
- ориентироваться в
пространстве класса
(зала, учебного
помещения);
- пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать выходить
из-за парты и т. д.);
- работать с
учебными
принадлежностями и
организовывать
рабочее место;
- передвигаться по
школе, находить
свой класс, другие
необходимые
помещения;
- принимать цели и
произвольно
включаться в

- слушать и понимать речь
других;
- учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика);
- вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс,
учитель-класс);
- использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем;
- обращаться за помощью и
принимать помощь;
- слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию в разных видах
деятельности быту;
- договариваться и
изменять свое поведение с
учетом поведения других
участников спорной
ситуации.

- определять и
высказывать под
руководством
педагога самые
простые общие для
всех людей
правила поведения;
- в предложенных
педагогом
ситуациях общения
и сотрудничества,
опираясь на общие
для всех простые
правила поведения,
делать выбор, при
поддержке других
участников группы
и педагога, как
поступить;
- осознать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением,
занятиями, как
члена семьи,
одноклассника,
друга;
- проявлять
самостоятельность
в выполнении

Виды
деятельности
обучающихся

Беседа
Упражнения
Инсценировка

2
3
4
5
6
7
8
9

Графика
Слово
Предлог
Имена
собственные
Правописание
Родственные
слова
Предложение
Развитие речи
Итого:

3
3
3
3

4
3
2
3

3
4
3
3

3
3
3
3

3 3 3
2 2 3

3
2

2
2
2
4

2
2
2
4

2
2
2
5

4
3
2
9

звуков с опорой на образец и опорную
схему;
-списывание рукописного и печатного
текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста,
включающего слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
-дифференциация и подбор слов
различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название
предметов, действий и признаков
предметов);
-составление и распространение
предложений, установление связи
между словами с помощью учителя,
постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет
речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4
предложений из составленного текста
после его анализа.

деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;
- активно
участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и действия
одноклассников;
- соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать свою
деятельность с
учетом выявленных
недочетов

учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
- понимание
личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений об
этических нормах
и правилах
поведения в
современном
обществе;
- готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и
обществе.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».