рабочая программа по математике

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1
от « 28 » августа _ 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Математика»
1 – 4 классы

ГО Карпинск
2020 г

I Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на
основе следующих нормативно-правовых и программно – методических документов:
1. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
23.07.2013 №203-ФЗ);
2. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от
19.12.2014;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ СОШ № 24, утвержденная приказом директора от 31 августа
2020 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
5. Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях на учебный год;
6. Постановление от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
7. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных
планов образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии»;
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
10. Учебные программы ОО, реализующие АООП
- Программы образовательных учреждений 1- 4 классы, под редакцией И.М.
Бгажвой (раздел «Математика», авторы М.Н. Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова) –
Москва «Просвещение», 2011 год.
11. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ № 24.
Рабочая программа обеспечена учебными пособиями, рекомендованными
(допущенными) приказом Минобрнауки РФ. Настоящая программа будет реализована в
условиях классно-урочной системы обучения.
В системе предметов образовательной школы курс «Математика» входит в
обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и
социокультурную цели: социальная реабилитация и адаптация учащихся с
интеллектуальным нарушением в современное общество.
Для достижения поставленных целей изучения математики необходимо формирование
академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически
применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов, подготовка
учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета,
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с
учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

воспитание у обучающихся целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности,
навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике
является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и
овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
1.
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых
для
решения
учебно-познавательных,
учебно-практических,
житейских
и
профессиональных задач и развитие способности их использования при решении
соответствующих возрасту задач;
2.
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
3.
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним
подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание
программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и
упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

II Общая характеристика учебного предмета

Содержание математики как учебного предмета в 1-4 классах включает
пропедевтику обучения математике, т.е. развитие дочисловых представлений, нумерацию
натуральных чисел в пределах 100, нуля, единицы измерения величин (стоимости, длины,
массы, времени), их соотношений, измерения в указанных мерах, четыре арифметических
действия с натуральными числами, элементы геометрии. Каждый раздел включает
решение текстовых арифметических задач.
В зависимости от подготовки учащихся к обучению в школе они могут быть
зачислены в пропедевтико-диагностический или первый класс. В 1 классе пропедевтика
математики продолжается первую учебную четверть.
В каждом классе весь математический материал представлен в программе
основными выше перечисленными разделами математики. В зависимости от
возможностей учащихся, этот материал распределяется целесообразно учителем по
учебным четвертям с учетом актуального уровня и «зоны ближайшего развития» каждого
ученика. Распределение математического материала по классам представлено
концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому
в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в
младших классах к практико – теоретическому – в старших. Повторение изученного
материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе математического материала учитывались индивидуальные возможности
учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их
применять. Поэтому в каждом классе математический материал усваивается учащимися на
различном уровне, т.е. программа предусматривает необходимость дифференцированного
подхода к учащимся в обучении.
После изложения программного материала в конце каждого класса четко
обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все

учащиеся и два уровня умений применять полученные знания на практике.
Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладеть и самостоятельно
применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень) и те, которые в
силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с
точки зрения их практической значимости (минимальный уровень) и поэтому в программе
предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий "с помощью учителя",
опираясь на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения,
деления, соотношения единиц измерения и др.).
Понижать уровень обучения нужно в случае крайней необходимости, только тогда,
когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.

III Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика» учебного
плана МАОУ СОШ № 24, реализующей адаптированные основные общеобразовательные
программы. Рабочая программа по предмету «Математика» рассчитана в 1 классе на 3
часа в неделю, 99 часов; во 2-4 классах на 4 часа в неделю, 136 часов.

IV Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
1 - 4 класс
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
1 класс
Минимальный уровень:
1. различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
2. сравнивать предметы по одному признаку;

определять положение предметов на плоскости;
определять положение предметов в пространстве относительно себя;
образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10;
решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10;
решать простые арифметические задачи, записывать решение в виде
арифметического примера с помощью учителя;
9. заменять несколько монет по 1 рублю одной монетой по 2 рубля;
10. строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
11. обводить геометрические фигуры по трафарету;
12. усвоить представления о временах года, о частях суток, о смене дней, о днях
недели.
Достаточный уровень:
1. сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2-4 предмета;
2. сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;
3. называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно
себя, друг друга;
4. образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
5. считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах
10;
6. решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10;
7. отображать точку на листке бумаге, на классной доске;
8. решать простые арифметические задачи, записывать решение в виде
арифметического примера с помощью учителя;
9. заменять несколько монет по 1 рублю одной монетой по 2 рубля;
10. строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
11. обводить геометрические фигуры по трафарету;
12. усвоить представления о временах года, о частях суток, о смене дней, о днях
недели.
2 класс
Минимальный уровень:
1. сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2-4 предмета;
2. сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;
3. называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно
себя, друг друга;
4. образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
5. считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах
10;
6. решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10;
7. отображать точку на листке бумаге, на классной доске;
8. решать простые арифметические задачи, записывать решение в виде
арифметического примера с помощью учителя;
9. заменять несколько монет по 1 рублю одной монетой по 2 рубля;
10. строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
11. обводить геометрические фигуры по трафарету;
12. усвоить представления о временах года, о частях суток, о смене дней, о днях
недели.
Достаточный уровень:
1. образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;
2. считать по единице и равным числовым группам в пределах 20 в прямом и
обратном порядке;
3. сравнивать числа в пределах 20;
4. использовать при сравнении чисел знаки больше, меньше, равно;
5. определять время по часам с точностью до часа;
6. складывать и вычитать числа в пределах 20;
3.
4.
5.
6.
7.
8.

7. решать простые и составные текстовые задачи;
8. измерять отрезки, строить отрезки, лучи;
9. строить треугольники, квадраты, прямоугольники.
3-4 класс
Минимальный уровень:
1. знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в
пределах 100, с использованием счетного материала;
2. знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
3. понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
4. знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
5. понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
6. знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
7. знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
8. выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
9. знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
10. различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа,
полученного при измерении двумя мерами;
11. пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах;
12. определение времени по часам (одним способом);
13. решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических
задач;
14. решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
15. различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
16. узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых,
кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
17. знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника
(квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с
помощью учителя);
18. различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
1. знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
2. счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми
группами в пределах 100;
3. откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного
материала;
4. знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
5. понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух
видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и
записи каждого вида деления;
6. знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
7. понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
8. знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
9. знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
10. выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 100;

11. знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
12. различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел,
полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких
мерах);
13. знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание
количества суток в месяцах;
14. определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
15. решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых
арифметических задач;
16. краткая
запись,
моделирование
содержания,
решение
составных
арифметических задач в два действия;
17. различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
18. узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения
двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение
точки пересечения;
19. знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника
(квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
20. вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

V Содержание учебного предмета
1 класс

Пропедевтический период
Представления о величине: большой – маленький (больше – меньше,
одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий –
низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий – узкий (шире –
уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый – тонкий (толще – тоньше,
одинаковые (равные) по толщине), глубокий – мелкий (глубже – мельче, одинаковые
(равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2-4 предметов.
Представления о массе: тяжелый – легкий (тяжелее – легче, одинаковые
(равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по тяжести 2-4 предметов.
Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного,
одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с
предметами, сыпучими и жидкими веществами). Сравнение количества предметов
путем установления взаимно однозначного соответствия больше, меньше,
одинаковое, равное количество, столько же, лишние, недостающие предметы.
Временные представления: времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки:
утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на
следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно рано,
поздно.
Возраст: молодой – старый (моложе – старше).
Пространственные представления: вверху – внизу, впереди – сзади, слева –
справа, далеко – близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над, под, перед, за,
напротив, между.
Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине
(центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между.
Геометрические материал: шар, куб, брус, круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько
частей (по упрощенной схеме). Составление геометрических фигур из счетных
палочек.
Нумерация

Отрезок числового ряда 1-10. Число и цифра 0. Образование, чтение, запись чисел
первого десятка.
Счет в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в
пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом
ряду. Число, предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее).
Счет по 2, по 5, по 3 в пределах 10.
Сравнение чисел (больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих
единицы в двух сравниваемых числах) без обозначения знаком.
Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10ед.=1дес., 1дес=10ед.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения стоимости – рубль, копейка. Обозначение: 1р., 1к.
Монеты: 1р., 2р., 5р., 1к., 5к., 10к., бумажная купюра: 10р. Замена нескольких монет
по 1р. (1к.) одной монетой достоинством 2р., 5р. (5к., 10к.), бумажной купюрой 10р.;
размен монет достоинством 2р., 5р. (5к., 10к.), бумажной купюры 10р. по одному
рублю (копейке) и другими возможными способами (не более 3-х монет).
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределе 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Знаки +, -,
=. Таблицы сложения и вычитания.
Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания в речи
учителя. Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнения двух действий
(одинаковых и разных).
Арифметические задачи
Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка).
Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение
числовых данных в задаче. Запись решения. Наименования при записи решения.
Формулировка ответа (устно).
Геометрический материал
Точка, линия: прямая и кривая, отрезок.
Ознакомление с линейкой, как чертежным инструментом. Построение
произвольной прямой с помощью линейки, изображение точки, кривой линии.
Построение прямой через одну и две точки.
Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка,
закрашивание по заданию (в разных направлениях).
2-4 класс

Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина),
назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький,
больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же
величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий
(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее,
короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые
по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины
(ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине
(ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже,

глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий,
узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные,
одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного,
одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу):
тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало,
больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько,
один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше,
одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие
предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова:
больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после
изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по
отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу,
выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри,
перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре);
верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя,
правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на
следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды.
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения.
Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя,
месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр,
метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление
неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий,
знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические
действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение
неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки.
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование
свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство
сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения
и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на

несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения,
частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в
несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на
нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на
(в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—
справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые
кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница
многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных
инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение
отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки
пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб,
шар.

VI Учебно-тематическое планирование
№

Раздел
программы

Количество
часов по
четвертям
1 2 3 4

1

1 класс
Пропедевтически
й период

4 - -

-

2

Нумерация

4 5 5

-

3

Единицы
измерения и их
соотношения

4 4 5

5

4

Арифметические
действия

4 5 7

6

5

Арифметические
задачи

4 5 6

6

6

Геометрический
материал

4 5 5

6

1
2
3

4

Итого: 2
4
2 – 4 класс
Свойства
5
предметов
Нумерация
5
Единицы
5
измерения и их
свойства
Арифметические 7
действия

2 2
4 8

2
3

4 6

5

5 6
5 6

5
5

6 9

7

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного курса
Предметный
Минимальный уровень:
различать 2 предмета по
цвету, величине, размеру,
массе;
сравнивать предметы по
одному признаку;
определять положение
предметов на плоскости;
определять положение
предметов в пространстве
относительно себя;
образовывать, читать и
записывать числа первого
десятка;
считать в прямом и
обратном порядке по
единице в пределах 10;
решать примеры в одно
действие на сложение и
вычитание в пределах 10;
решать простые
арифметические задачи,
записывать решение в
виде арифметического
примера с помощью
учителя;
заменять несколько монет
по 1 рублю одной
монетой по 2 рубля;
строить прямую линию с
помощью линейки,
проводить кривую линию;
обводить геометрические

Базовые учебные действия
ПознаваРегулятивные Коммуникат
тельные
ивные

ориентироватьс
я в своей
системе знаний:
отличать новое
от уже
известного с
помощью
учителя;
перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать и
группировать
предметы по
признакам, а
также такие
математические
объекты, как
числа, плоские
геометрические
фигуры.
преобразовыват
ь информацию
из одной формы
в другую:
составлять
задачи на
основе
простейших
математических
моделей
(предметных,
рисунков);

входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком;

ориентироваться
в пространстве
класса (зала,
учебного
помещения);
пользоваться
учебной
мебелью;
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать
выходить из-за
парты и т. д.);
работать с
учебными
принадлежностя
ми и
организовывать
рабочее место;
передвигаться по
школе, находить

слушать и
понимать речь
других;

учиться
выполнять
различные
роли в группе
(лидера,
исполнителя,
критика);
вступать в
контакт и
работать в
коллективе
(учитель ученик, ученик
- ученик,
ученик - класс,
учитель-класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействи
яс
одноклассника
ми и учителем;
обращаться за

Личностный
осознание себя как
гражданина России;
формирование
чувства гордости за
свою Родину;
воспитание
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов;
сформированность
адекватных
представлений о
собственных
возможностях, о
насущно необходимом
жизнеобеспечении;
овладение
начальными навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми навыками,
используемыми в
повседневной жизни;
владение навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия;

Виды
деятельности
обучающихся

Слушание
объяснений
учителя.
Самостоятель
ная работа с
учебником.
Решение
текстовых
задач.
Наблюдение
за
демонстрация
ми учителя.
Работа с
раздаточным
материалом.
Измерение
величин.
Выполнение
фронтальных
работ.

Арифметические
задачи
6 Геометрический
материал
Итого:
5

5 6 8

5

5 5 6

5

3 3 4
2 1 1

3
2

фигуры по трафарету;
усвоить представления о
временах года, о частях
суток, о смене дней, о
днях недели.
Достаточный уровень:
сравнивать по цвету,
величине, размеру, массе,
форме 2-4 предмета;
сравнивать предметы по
одному и нескольким
признакам;
называть положение
предметов на плоскости и
в пространстве
относительно себя, друг
друга;
образовывать, читать и
записывать числа первого
десятка;
считать в прямом и
обратном порядке по
единице, по 2, по 5, по 3 в
пределах 10;
решать примеры в одно
действие на сложение и
вычитание в пределах 10;
отображать точку на
листке бумаге, на
классной доске;
решать простые
арифметические задачи,
записывать решение в
виде арифметического
примера с помощью
учителя;
заменять несколько монет
по 1 рублю одной
монетой по 2 рубля;
строить прямую линию с
помощью линейки,
проводить кривую линию;
обводить геометрические
фигуры по трафарету;

находить и
формулировать
решение задачи
с помощью
простейших
моделей
(предметных,
рисунков).
выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицирова
ть на наглядном
материале;
пользоваться
знаками,
символами,
предметамизаместителями;
выполнять
элементарные
арифметически
е действия;
наблюдать.

свой класс,
другие
необходимые
помещения;
принимать цели
и произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать
в общем темпе;
активно
участвовать в
деятельности,
контролировать
и оценивать свои
действия и
действия
одноклассников;
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою
деятельность с
учетом
выявленных
недочетов.

помощью и
принимать
помощь;
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному
заданию в
разных видах
деятельности и
быту;
договариваться
и изменять
свое поведение
с учетом
поведения
других
участников
спорной
ситуации.

способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
проявление социально
значимых мотивов
учебной
деятельности;
сформированность
навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях;
воспитание
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
развитие этических
чувств, проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания к
чувствам других
людей;
сформированность
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни, наличие
мотивации к
творческому труду,
работе на результат,

усвоить представления о
временах года, о частях
суток, о смене дней, о
днях недели.

бережному
отношению к
материальным и
духовным ценностям;
проявление
готовности к
самостоятельной
жизни.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».