Аннотация ОДНКР

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» 5 класс разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки РФ
от 17.12.2010 г. №1897);
3. Примерной основной образовательной программы: основная школа - М.: Вентана-Граф,
2012, Система учебников «Алгоритм успеха», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко,
А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
4. Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»
5. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №
24
6. Учебного плана МАОУ СОШ № 24
В соответствии с ФГОС основного общего образования в результате изучения новой
обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в 5 классе продолжается формирование первоначальных представлений о
светской этике, религиях России, их роли в культуре, истории и современности России.
Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других
народов, проявление толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию.
В процессе изучения данного предмета в 5 классе у обучающихся углубляется осознание
идеи духовности человека как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных
интересов над материальными. Предмет призван обогатить процесс воспитания в школе
новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав
национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого, особое значение
заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют светскость и
духовность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями. У них наблюдается большой интерес к
социальному миру, событиям, они открыты для общения на различные темы.
Срок реализации программы - 1 год
Цели изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»:
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры;
- углубление и расширение представлений о средствах и методах хранения и передачи
общечеловеческих ценностей;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является
прямым наследником истории его народа, его страны;
- становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в
доминировании нравственных ценностей над материальными;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Основными
задачами реализации курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в 5 классе остаются:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к
нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному
саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,
культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,
религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является
прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и
др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в
том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к
определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером
поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.
Учебный предмет разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны
(разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные
ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и
культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной
школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с
содержанием других предметов:
«Обществознания», «Литературы», «Истории»,
«Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения, можно использовать средства ИКТ, что обогатит
содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным
искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в предмете занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это
позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и
воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального
государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный
опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к

эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности.
Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде
всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и
фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог
различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный
разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в
религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка
начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать
условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:
организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением
проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей,
нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической
среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть
большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи.
В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом «Основы духовнонравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в объеме 17 часов.
Предмет «ОДНКНР» развивает общую культуру школьника, формирует гражданскую
идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, общности.
Исходя из этого, главной особенностью этой области является представление
культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».