Рабочай программа по финансовой грамотности 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от «28» августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

ФГОС ООО

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

ГО Карпинск
2020 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
. Курс «Финансовая грамотность» не является стандартизированным предметом. Его цель
— формирование общей функциональной финансовой грамотности, овладение методами
и инструментами финансовых расчетов для решения практических задач. Результаты
курса в целом относятся к базовому уровню.
Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»
на уровне основного общего образования.









Личностные
результаты
сформированность
у выпускника гражданской позиции
как активного и
от-ветственного
чле-на
российского
общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные
и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
сформированность
основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общ-ва;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность выпускника к саморазви-

Метапредметные
результаты
Метапредметные
результаты включают три
группы универсальных
учебных
действий
(УУД): регулятивные,
познавательные,
коммуникативные:
1. Регулятивные УУД:
 умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать
для
себя новые задачи в
учебе
и
познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение
самостоятельно
планировать пути достижения личных финансовых целей, в том
числе альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения финансовых
задач;
 умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результата-ми,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе достижения

Предметные результаты
Выпускник научится:
 характеризовать и иллюстрировать
конкретными
примерами
группы
потребностей человека;
 различать экономические явления и
процессы общественной жизни;
 выполнять несложные практические
задания по анализу состояния личных
финансов;
 понимать влияние инфляции на
повседневную жизнь;
 применять способы анализа индекса
потребительских цен;
 анализировать несложные ситуации,
связанные с гражданскими, трудовыми
право-отношениями в области личных
финансов;
 объяснять проблему ограниченности
финансовых ресурсов;
 знать и конкретизировать примерами
виды налогов;
 различать
сферы
применения
различных форм денег;
 характеризовать экономику семьи;
анализировать структуру семейного
бюджета;
 формулировать финансовые цели,
предварительно
оценивать
их
достижимость;
 грамотно обращаться с деньгами в
повседневной жизни;
 различать виды ценных бумаг;
 находить, извлекать и осмысливать
информацию правового характера
относительно личной финансовой
безопасности,
полученную
из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные;
 определять практическое назначение













тию и личностному самоопределению;
выявление и мотивация к раскрытию
лидерских и предпринимательских
качеств;
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию,
на
протяжении
всей жизни; сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной
и
общественной
деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
мотивация к труду,
умение оценивать
и аргументировать
собственную точку
зрения по финансовым проблемам,
стремление строить свое будущее
на основе целеполагания и планирования;
осознание ответственности за настоящее и будущее
собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и
государства.

результата,
определять
способы
действий в рамках
предложенных
условий
и
требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 формирование
навыков
принятия
решений на основе
сравнительного
анализа финансовых
альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов
и расходов личного
бюджета,
навыков
самоанализа
и
самоменеджмента.
2.
Познавательные
УУД:
 умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы на
примере материалов
данного курса;
 умение
создавать,
применять
и
преобразовывать
знаки и символы,
модели и схемы для
решения
задач
данного курса;
 находить и приводить
критические
аргументы
в

основных
элементов
банковской
системы;
 различать виды кредитов и сферу их
использования;
 уметь рассчитывать процентные ставки
по кредиту;
 разумному
и
безопасному
финансовому поведению;
 применять правовые нормы по защите
прав потребителей финансовых услуг;
 выявлять признаки мошенничества на
финансовом рынке в отношении
физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать состояние финансовых
рынков,
используя
различные
источники информации;
 применять теоретические знания по
финансовой
грамотности
для
практической
деятельности
и
повседневной жизни;
 анализировать
и
извлекать
информацию, касающуюся личных
финансов из источников различного
типа и источников, созданных в
различных знаковых системах (текст,
таблица,
график,
диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
 сопоставлять свои потребности и
возможности,
оптимально
распределять свои материальные и
трудовые
ресурсы,
составлять
семейный
бюджет
и
личный
финансовый план;
 грамотно
применять
полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя,
члена
семьи
и
гражданина;
 применять полученные экономические
знания для эффективного исполнения
основных
социально-экономических
ролей заемщика и акционера;
 использовать приобретенные знания
для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с
покупкой и продажей валюты;
 определять воздействие факторов,
влияю-щих на валютный курс;
 применять полученные теоретические

отношении действий и
суждений
другого;
спокойно и разумно
относиться
к
критическим
замечаниям
в
отношении
собственного
суждения, рассматривать их как ресурс
собственного
развития.
3. Коммуникативные
УУД:
 осуществлять деловую
коммуникацию как со
сверстниками, так и со
взрослыми
(как
внутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать
партнеров для деловой
коммуникации исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия, а не
личных симпатий;
 формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования ИКТтехнологий
(ИКТкомпетенции),
навыков работы со
статистической,
фактической
и
аналитической финансовой информацией;
 координировать и выполнять
работу в
условиях реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия.












и
практические
знания
для
эффективного
использования
основных
социально-экономических
ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
применять полученные теоретические
и
практические
знания
для
определения
эко-номически
рационального поведения;
оценивать
и
принимать
ответственность
за
рациональные
решения и их возможные последствия
для себя, своего окружения и общества
в целом;
разрабатывать
и
реализовывать
проекты
междисциплинарной
направленности на основе полученных
знаний по финансовой грамотности и
ценностных ориентиров;
на основе правовых знаний в области
защиты
прав
потребителей
финансовых услуг, полученных в
результате изучения данного курса,
учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от
мошенничества на финансовом рынке;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

- исполнения типичных экономических

ролей;
- решения практических задач, связанных с
жиз-ненными ситуациями;
совершенствования
собственной
познаватель-ной деятельности;
- оценки происходящих событий и
поведения людей с экономической точки
зрения;
- осуществления самостоятельного поиска,
анализа и использования экономической и
финансовой
информации,
для
диверсификации
своей
финансовой
деятельности, использования в случае
необходимости банковских ячеек, банковских карт, банковских переводов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Тема 1. Личное финансовое планирование (6 час)
Человеческий капитал. Определение целей. Принятие решений. Бюджет семьи.
Определение финансовой цели. Стратегия достижения финансовой цели. Личный
финансовый план.
Тема 2. Депозит (4 час)
Инфляция. Банковская система. Депозит. Условия депозита. Депозитный договор. Риски.
Тема 3. Кредит (5 час)
Банковский кредит. Виды кредитов. Условия кредитов. Автокредит. Ипотека. Сравнение
кредитных предложений.
Тема 4. Расчетно-кассовые операции (3 час)
Валюта. Банковская ячейка. Банковская карта. Дорожный чек. Овердрафт. Электронные
деньги. Банкинг.
Тема 5. Страхование (4 час)
Страховая компания. Виды страхования. Условия страхования. Риски. Выбор страховой
компании. Страховой полис и правила страхования. Страховое возмещение.
Тема 6. Инвестиции (4 час)
Инвестиции. Инвестиционные инструменты. Инвестиционные риски. Стратегия
инвестирования. Инвестиционные портфель и правила его формирования. Типичные
ошибки инвестора.
Тема 7. Пенсии (2 час)
Пенсия. Государственная пенсионная система и ее устройство. Корпоративные
инвестиционные программы. Размер пенсии. Накопление и преумножение пенсионных
сбережений.
Тема 8. Налоги (2 час)
Налоги. Виды налогов. Налоговая система России. НДФЛ. Имущественный налог.
Налоговая декларация.
Тема 9. Финансовые махинации (4 час)
Виды финансовых махинаций. Защита банковской карты. Махинации с кредитами.
Мошеннические инвестиционные предложения. Действия при попадании в
мошенническую схему.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
9 класс. 34 часа.
№ п/п
Тема урока
Деятельность учащихся
Глава 1 Личное финансовое планирование
1
Введение в предмет
Анализ потребностей
современного человека.
Обсуждение способов
зарабатывания денег. Выявление
мотивации для управления
личными финансами
2
Человеческий капитал
Выяснение составляющих
человеческого капитала. Анализ
способов распоряжения своими
человеческим капиталом
3
Принятие решений
Обсуждение способов принятия
финансовых решений. Изучение
алгоритма покупки какой-либо
вещи

4

Использование SWOT-анализа для
выбора карьеры

5

Домашняя бухгалтерия

6

Составление личного финансового
плана

Глава 2
7

Депозит.
Накопления и инфляция

8

Что такое депозит и какова его
природа

9

Условия депозита

10

Преимущества и недостатки
депозита

Глава 3
11

Кредит
Как работает кредит

12

Характеристика кредита

13

Практикум. Принятие решения о
взятии кредита

14

Как выбрать наиболее подходящий
кредит

Изучение методики SWOTанализа. Проведение SWOTанализа привлекательности
определённой профессии
Анализ типичных активов и
пассивов семьи. Изучение
основных источников дохода и
категорий расходов
Изучение этапов составления
личного финансового плана.
Обсуждение трех групп целей и
трех типов капитала
Выявление мотивации для
накоплений. Обсуждение
преимуществ и недостатков
различных способов хранения
денег. Расчет инфляции
Разбор примеров банковских
продуктов и услуг. Обсуждение
видов вкладов. Расчет дохода по
депозиту
Обсуждение влияния условий
депозита на ставку. Расчет дохода
по валютному депозиту.
Выяснение причин различий
ставок по депозитам в разных
банках
Сравнение ставки по депозитам с
уровнем инфляции. Анализ
доходности, ликвидности и
надежности вложений в депозит.
Обсуждение принципов системы
страхования вкладов
Выявление целей взятия кредита.
Обсуждение плюсов и минусов
покупки в кредит
Выяснение типичных
характеристик банковского
кредита. Обсуждение и расчет
составляющих платы по кредиту.
Анализ способов обеспечения
банком возврата кредита
Подготовка в группе и
обсуждение в классе решения
кейса по автокредиту
Выяснение причин различий
ставок по кредитам в разных
банках. Анализ различий между
разными видами кредитов.
Изучение алгоритма действий для

15

Как сэкономить при использовании
кредита

Глава 4
16

Расчетно- кассовые операции
Хранение, обмен и перевод денег

17

Платежные средства

18

Электронные деньги и
дистанционное банковское
обслуживание

Глава 5
19

Страхование
Способы защиты от рисков

20

Виды страхования

21

Практикум. Принятие решения о
покупке страховки

22

Как использовать страхование в
повседневной жизни

Глава 6
23

Инвестиции
Основы инвестирования

выбора наиболее подходящего
кредита
Анализ того, как банк выясняет
кредитоспособность
потенциального заемщика.
Обсуждение методов проверки
банком достоверности сведений о
заемщике. Выяснение способов
уменьшения переплаты по
взятому кредиту
Разбор преимуществ и
недостатков хранения ценностей в
банковской ячейке. Сравнение
выгоды предложений различных
банков по операциям с валютой.
Изучение разных видов денежных
переводов
Обсуждение функций и видов
денег. Анализ особенностей
дебетовой и кредитной карт
Разбор преимуществ и
недостатков электронных денег.
Сравнение различных форм
дистанционного банковского
обслуживания
Выявление ключевых рисков,
угрожающих активам семьи.
Анализ способов управления
этими рисками. Обсуждение сути
страхования
Изучение принципов работы
основных видов страхованияличного, имущественного и
ответственности. Сравнение
накопительного страхования
жизни с комбинацией двух
продуктов: страхования риска
смерти и банковского депозита
Подготовка в группе и
обсуждение в классе решения
кейса по страхованию жизни
Обсуждение критериев выбора
страховой компании. Изучение
ключевых пунктов договора и
правил страхования. Анализ
типичных ошибок при
страховании
Выяснения мотивации для
инвестирования. Разбор

24

Основы инвестирования

25

Практикум по инвестициям

26

Процесс инвестирования

Глава 7
27

Пенсии
Пенсионная система

28

Частная пенсия

Глава 8
29

Налоги
Как работает налоговая система

30

преимуществ и недостатков
инвестирования в реальные и
финансовые активы. Обсуждение
особенностей инвестиций в
бизнес, в том числе через ценные
бумаги. Анализ эффекта сложных
процентов
Сравнение
привлекательности
различных
активов
для
инвестиций. Расчет доходности от
инвестирования,
оценка
надежности
и
ликвидности
разных активов. Разбор способов
управления рисками и типов
финансовых
посредников
на
фондовом рынке
Выбор подходящего финансового
посредника. Подготовка в группе
и обсуждение в классе решения
кейса об инвестициях
Изучение
этапов
процесса
инвестирования. Подбор вопросов
инвестору
для
выяснения
подходящей
стратегии
инвестирования.
Обсуждение
видов инвестиционных стратегий.
Разбор принципов формирования
и
перебалансировки
инвестиционного
портфеля.
Анализ типичных ошибок при
инвестировании
Выяснение
мотивации
для
пенсионного обеспечения. Разбор
видов
государственных
и
корпоративных
пенсионных
систем
Расчет необходимого размера
пенсии. Изучение возможностей
приобретения
пожизненной
пенсии.
Обсуждение
правил
пенсионных накоплений

Выяснение роли налогов в
современном
государстве.
Изучение
основных
видов
налогов. Расчет НДФЛ для
обычных видов дохода
Правила расчета налогов на физлиц Расчет НДФЛ для нестандартных
в России
видов дохода, налоговый вычет
при продаже и приобретении
имущества. Изучение правил

Глава 9
31

Финансовые махинации
Махинации с банковскими картами

32

Махинации с кредитами

33

Финансовые пирамиды

34

Практикум по махинациям

подачи налоговой декларации и
видов имущественного налога

Разбор примеров финансового
мошенничества
и
причин
трудностей жертв махинаций.
Анализ типичных махинаций с
банковскими картами и способов
защиты
Анализ типичных махинаций с
кредитами и способы защиты.
Изучение алгоритма действий на
случай, если человек стал жертвой
мошенничества
Обсуждение сути мошеннических
инвестиционных
предложений.
Анализ схемы работы и признаков
финансовой пирамиды. Изучение
алгоритма действий на случай,
если человек стал жертвой
мошенничества
Подготовка
в
группе
и
обсуждение в классе решения
кейса о махинациях в сфере
инвестиций
Итого
34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».