Рабочая программа по физике

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от «28» августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

ФГОС ООО

«ФИЗИКА»

ГО Карпинск
2020 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА»
Личностными результатами обучения физике в 7-9 классах являются:
 сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
 формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в 7-9 классах являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и
оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей процессов или явлений;
 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых информационных
технологий для решения познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в 7-9 классах являются:
 формирование представлений о закономерной связи и познаваемости
явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики
для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения
как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

 знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
 формирование первоначальных представлений о физической сущности
явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах
материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение
основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов
электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком физики;
 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков
и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов
измерений;
 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;
 умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств
передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических
процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния
технических устройств на окружающую среду;
 осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.
 осознание необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования;
 овладение основами безопасного использования естественных и
искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн,
естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного
воздействия на окружающую среду и организм человека;
 формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
 развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с
применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и
тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
 формирование представлений о нерациональном использовании природных
ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства
машин и механизмов.
 коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и другие источники информации.
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических

методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать
проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные
приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи
показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние,
масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха,
напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом
выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки
погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции,
вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной
точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в
них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования
физических величин с использованием различных способов измерения физических
величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений,
обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить
оценку достоверности полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и
неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение,
относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение
по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления
твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие
твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс,
волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса
тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость
ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования
частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема
тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи
(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение
энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя
физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя
основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон
сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения
газов, жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах
и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания,
тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых
процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

 составлять схемы электрических цепей с последовательным и
параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов
электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр,
вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском
зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического
поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила
тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы
расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения
атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:

массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон
сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной
модели атомного ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его
использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании
атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза
Элементы астрономии
Выпускник научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные
признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет
относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической
системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой
звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура)
соотносить цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса физики.
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой»
на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на
обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук.
Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с
систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные)
умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной
школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем
содержательном и деятельностном материале.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

 Сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
 Убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры;
 Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
 Мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно ориентированного подхода;
 Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
 Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и
оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
 Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей процессов или явлений;
 Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
 Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых информационных
технологий для решения познавательных задач;
 Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
 Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
 Формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.
 Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены
в разделе 6. Планируемые результаты изучения курса физики.
Общими предметными результатами изучения курса являются:
 умение пользоваться методами научного исследования явлений природы:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и
делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений

устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели,
выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В 7-9 КЛАССАХ.
7 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
I. Введение (4 часа)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение
физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств
(зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов.
Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и
техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность
движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и
твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание
молекул. Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Измерение размеров малых тел.
III. Взаимодействие тел. (23 часа)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути
и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел.
Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по
его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука.
Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил,
направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Фронтальные лабораторные работы.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (20 часов)
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных
высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес
воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и
стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание
тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. (16 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение
закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых
механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
I. Тепловые явления (23 часа)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость
процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его
частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты.
Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых
процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления
и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые
двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового
двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
II. Электрические явления (27 часов). Электромагнитные явления (7 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида
электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения
электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение
электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие
электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных
электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные
части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение.
Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от
напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет
сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и
параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля - Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической
энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой
бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество
теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применения. Постоянные
магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие
магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальные лабораторные работы.
4.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6.Регулирование силы тока реостатом.
7.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
III. Световые явления. (7 часов)

Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения
света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и
зрение. Очки.
Фронтальные лабораторные работы.
11.Изучение законов отражения света
12.Наблюдение явления преломления света
13.Получение изображения при помощи линзы.
9 класс
(102 часов, 3 часа в неделю)
I. Законы взаимодействия и движения тел. (38 часа)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение
координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность
механического движения. Инерциальная система отсчета.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное
падение Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение Движение по
окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения
импульса.
Реактивное движение. Движение тела брошенного вертикально вверх.
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного
горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2.Измерение ускорения свободного падения.
II. Механические колебания и волны. Звук. (15 часов)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания.
Колебательные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от
длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные
волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/
Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического
маятника от его длины.
III. Электромагнитные явления. (25 часа)
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение
магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение
магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный
поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение
переменного электрического тока.
Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического
и магнитного полей. Электромагнитные
волны. Скорость распространения
электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор. Свет – электромагнитная
волна.
Фронтальная лабораторная работа.
4.Изучение явления электромагнитной индукции.
I V. Строение атома и атомного ядра (19 часов)

Радиоактивность. Альфа -, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфачастиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.
Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения.
Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление
и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Открытие
протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре.
Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование
Внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные
реакции. Биологическое действие радиации.
Фронтальная лабораторная работа.
5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
6.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
V. Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие тела Солнечной
системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и
звезд. Строение и эволюция Вселенной.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ 7-9 КЛАССЫ
7 класс
Тема (раздел)

Основные виды учебной деятельности

Физика и физические методы изучения природы (4 часа)
Что изучает физика.
- объяснять, описывать физические явления, отличать физические
Некоторые физические
явления от химических явлений;
термины. Наблюдения и
- проводить наблюдения физических явлений, анализировать и
опыты.
классифицировать их, различать методы изучения физики;
- измерять расстояния, промежутки времени, температуру;
Физические величины.
- определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;
Измерение физических
- определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;
величин. Точность и по- переводить значения физических величин в СИ, определять
грешность измерений.
погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом
Лабораторная работа № 1
погрешности;
«Измерение физических
- находить цену деления любого измерительного прибора,
величин с учетом
абсолютной погрешности». представлять результаты измерений в виде таблиц;
- анализировать результаты по определению цены деления
Физика и техника.
измерительного
прибора, делать выводы;
- работать в группе;
- выделять основные этапы развития физической науки и называть
имена выдающихся ученых;
- определять место физики как науки, делать выводы о развитии
физической науки и ее достижениях;
- составлять план презентации;
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)
Строение вещества.
- объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение
Молекулы.
вещества, броуновское движение;
Броуновское движение.
- схематически изображать молекулы воды и кислорода;
Диффузия в газах,
- определять размер малых тел;

жидкостях и твердых телах
Лабораторная работа №2
«Измерение
размеров
малых тел»
Взаимное притяжение и
отталкивание молекул
Агрегатные состояния
вещества. Свойства газов,
жидкостей и твердых тел.

- сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;
- объяснять: основные свойства молекул, физические явления на
основе знаний о строении вещества;
- объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания
от температуры тела;
- приводить примеры диффузии в окружающем мире;
- наблюдать процесс образования кристаллов;
- анализировать результаты опытов по движению молекул и
диффузии;
- проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов,
делать выводы;
- измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы
измерения размеров малых тел;
- представлять результаты измерений в виде таблиц;
- выполнять исследовательский эксперимент по определению
размеров
малых тел, делать выводы;
- работать в группе;
- проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного
притяжения и отталкивания молекул;
- наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел,
объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии
молекул;
- доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых
тел, жидкостей и газов;
- приводить примеры практического использования свойств веществ
в различных агрегатных состояниях;
- выполнять исследовательский эксперимент по изменению
агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы;
Взаимодействие тел (23 часа)
Механическое движение.
- определять траекторию движения тела;
Равномерное и
- переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;
неравномерное движение.
- различать равномерное и неравномерное движение;
Скорость. Единицы
- доказывать относительность движения тела;
скорости.
- определять тело, относительно которого происходит движение;
Расчет пути и времени
- использовать межпредметные связи физики, географии,
движения.
математики;
Инерция. Взаимодействие - проводить эксперимент по изучению механического движения,
тел.
сравнивать опытные данные, делать выводы;
Масса. Единицы массы.
- рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость
Решение задач
при неравномерном движении;
- выражать скорость в км/ч, м/с;
Контрольная работа №1
- анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;
«Механическое движение,
- определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;
строение вещества».
Лабораторная работа № 3 - графически изображать скорость, описывать равномерное
«Измерение массы тела на движение;
- применять знания из курса, географии, математики;
рычажных весах».
- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и
Лабораторная работа №4
графиков;
«Измерение объема тела».
- определять: путь, пройденный за данный промежуток времени,
Плотность вещества.
скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения
Лабораторная работа №5
от времени;
«Определение плотности

твердого тела».
Расчет массы и объема тела
по его плотности.
Решение задач по темам
«Масса», «Плотность
вещества».
Сила. Явление тяготения.
Сила тяжести.
Сила упругости. Закон Гука
Вес тела. Единицы силы.
Динамометр.
Лабораторная работа №6
«Исследование
зависимости силы
упругости от удлинения
пружины. Измерение
жёсткости пружины»
Графическое изображение
силы. Сложение сил.
Сила трения. Трение покоя.
Лабораторная работа № 7
«Измерение силы трения с
помощью динамометра»
Трение в природе и
технике.
Решение задач
Обобщающее занятие по
теме «Взаимодействие
тел».
Контрольная работа
№2«Взаимодействие тел».

- находить связь между взаимодействием тел и скоростью их
движения;
- приводить примеры проявления явления инерции в быту;
- объяснять явление инерции;
- приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению
их скорости;
- проводить исследовательский эксперимент по изучению явления
инерции; анализировать его и делать выводы;
- устанавливать зависимость изменения скорости тела от его массы;
- переводить основную единицу массы в т, г, мг;
- работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать
и обобщать полученные сведения о массе тела;
- различать инерцию и инертность тела;
- определять: путь, пройденный за данный промежуток времени,
скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения
от времени;
- применять знания к решению задач;
- взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять
массу тела;
- пользоваться разновесами;
- применять и вырабатывать практические навыки работы с
приборами;
- измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;
- анализировать результаты измерений и вычислений, делать
выводы;
- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;
- работать в группе;
- определять плотность вещества;
- анализировать табличные данные;
- переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;
- измерять плотность твердого тела с помощью весов и
измерительного цилиндра;
- анализировать результаты измерений и вычислений, делать
выводы;
- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;
- работать в группе;
- определять массу тела по его объему и плотности;
- записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и
плотности вещества;
- работать с табличными данными;
- использовать знания из курса математики и физики при расчете
массы тела, его плотности или объема;
- анализировать результаты, полученные при решении задач;
- графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;
- определять зависимость изменения тела от приложенной силы;
- анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого
тела и делать выводы;
- приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;
- находить точку приложения и указывать направление силы
тяжести;
- выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов
(различие и общие свойства);

- работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать
сведения о явлении тяготения и делать выводы;
- отличать силу упругости от силы тяжести;
- графически изображать силу упругости, показывать точку
приложения и направление ее действия;
- объяснять причины возникновения силы упругости;
- приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту;
- опытным путём определять зависимость удлинения пружины от
модуля приложенной силы;
- измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;
- различать вес тела и его массу;
- анализировать, делать выводы;
- работать в группе;
- экспериментально находить равнодействующую двух сил;
- анализировать результаты опытов по нахождению
равнодействующей силы, делать выводы;
- рассчитывать равнодействующую двух сил;
- называть способы увеличения и уменьшения силы трения;
- применять знания о видах трения и способах его изменения на
практике;
- объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения,
анализировать их и делать выводы;
-- измерять силу трения скольжения;
- измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;
- анализировать, делать выводы;
- работать в группе;
- объяснять влияние силы трения в быту и технике;
- приводить примеры различных видов трения;
- анализировать, делать выводы;
- измерять силу трения с помощью динамометра;
- использовать знания из курса математики и физики при расчете
силы;
- анализировать результаты, полученные при решении задач;
- применять знания из курса математики, физики, географии,
биологии к решению задач;
- переводить единицы измерения физических величин в СИ;
- применять теоретические знания к решению задач;
Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 час)
Давление. Единицы
- приводить примеры, показывающие зависимость действующей
давления.
силы от площади опоры;
Способы увеличения и
- вычислять давление по известным массе и объему;
уменьшения давления.
- переводить основные единицы давления в кПа, гПа;
Давление газа.
- проводить исследовательский эксперимент по определению
Передача давления
зависимости давления от действующей силы и делать выводы;
жидкостями. Закон
- приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения
Паскаля.
давления;
Давление в жидкости и в
- выполнять исследовательский эксперимент по изменению
газе. Расчет давления
давления, анализировать его и делать выводы;
жидкости на дно и стенки
- отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;
сосуда.
- объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории
Решение задач
строения вещества;
Сообщающиеся сосуды.
- анализировать результаты эксперимента по изучению давления

Применение
сообщающихся сосудов.
Вес воздуха. Атмосферное
давление.
Измерение атмосферного
давления. Опыт
Торричелли.
Барометр – анероид.
Атмосферное давление на
различных высотах.
Манометры.
Поршневой жидкостный
насос. Гидравлический
пресс.
Действие жидкости и газа
на погруженное в них тело.
Закон Архимеда.
Лабораторная работа №8
«Определение
выталкивающей силы,
действующей на
погруженное в жидкость
тело»
Плавание тел. Плавание
судов. Воздухоплавание.
Лабораторная работа №9
«Выяснение условий
плавания тел в жидкости»
Решение задач по темам
«Архимедова сила»,
«Плавание тел», «Плавание
судов. Воздухоплавание»
Контрольная работа №3 по
теме «Давление твердых
тел, жидкостей и газов»
Зачет по теме «Давление
твердых тел, жидкостей и
газов»

газа,
делать выводы;
- объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все
стороны одинаково;
- анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять
его результаты;
- выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки
сосуда;
- работать с текстом учебника;
- составлять план проведения опытов;
- решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда;
- приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;
- проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися
сосудами, анализировать результаты, делать выводы;
- вычислять массу воздуха;
- сравнивать атмосферное давление на различных высотах от
поверхности Земли;
- объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;
- проводить опыты по обнаружению атмосферного давления,
изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их
результаты и делать выводы;
- применять знания из курса географии при объяснении зависимости
давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета
давления;
- вычислять атмосферное давление;
- объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки
Торричелли;
- наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать
выводы;
- измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;
- объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения
высоты над уровнем моря;
- применять знания из курса географии, биологии;
- измерять давление с помощью манометра;
- различать манометры по целям использования;
- определять давление с помощью манометра;
- приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и
гидравлического пресса;
- работать с текстом учебника;
- доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование
выталкивающей силы, действующей на тело;
- применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы
на практике;
- выводить формулу для определения выталкивающей силы;
- рассчитывать силу Архимеда;
- указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;
- работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;
- анализировать опыты с ведерком Архимеда;
- опытным путем обнаруживать, выталкивающее действие жидкости
на погруженное в нее тело;
- определять выталкивающую силу;
- работать в группе;

- объяснять причины плавания тел;
- приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;
- конструировать прибор для демонстрации гидростатического
давления;
- применять на практике знания условий плавания судов и
воздухоплавания;
- применять знания из курса биологии, географии, природоведения
при объяснении плавания тел;
- на опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает,
тонет в жидкости;
- работать в группе;
- применять знания из курса математики, географии при решении
задач;
- применять теоретические знания к решению задач;
- применять теоретические знания к решению задач различных типов
по теме;
Работа и мощность. Энергия (16 часов)
Механическая работа.
- вычислять механическую работу;
Единицы работы.
- определять условия, необходимые для совершения механической
Мощность. Единицы
работы;
мощности.
- вычислять мощность по известной работе;
Простые механизмы.
- приводить примеры единиц мощности различных приборов и
Рычаг. Равновесие сил на
технических устройств;
рычаге.
- анализировать мощности различных приборов;
Момент силы.
- выражать мощность в различных единицах;
Решение задач по теме
- проводить исследования мощности технических устройств, делать
«Момент силы. Правило
выводы;
моментов»
- применять условия равновесия рычага в практических целях:
Рычаги в технике, быту и
подъём и перемещение груза;
природе. Лабораторная
- определять плечо силы;
работа №10 «Выяснение
- решать графические задачи;
условия равновесия
- приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы
рычага»
характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее
Блоки. «Золотое правило»
плеча;
механики.
- работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об
Решение задач по теме
условиях равновесия рычага;
Коэффициент полезного
- применять знания из курса математики, биологии;
действия механизма.
- анализировать результаты, полученные при решении задач;
Лабораторная работа № 11 - проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч
«Определение КПД при
рычаг находится в равновесии;
подъеме тела по наклонной - проверять на опыте правило моментов;
плоскости»
- применять знания из курса биологии, математики, технологии;
Энергия. Потенциальная и
- работать в группе;
кинетическая энергия.
- приводить примеры применения неподвижного и подвижного
Решение задач
блоков на практике;
ИТОГОВАЯ контрольная
- сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;
работа
- применять знания из курса математики, биологии;
Превращение одного вида
- анализировать результаты, полученные при решении задач;
механической энергии в
- опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с
другой.
помощью простого механизма, меньше полной;
От великого заблуждения к - анализировать КПД различных
великому открытию.
механизмов;

- работать в группе;
- приводить примеры тел, обладающих потенциальной,
кинетической энергией;
- работать с текстом учебника;
- применять знания из курса математики, биологии;
- анализировать результаты, полученные при решении задач;
- применять теоретические знания к решению задач различных типов
по теме;
- приводить примеры: превращения энергии из одного вида в
другой; примеры тел, обладающих одновременно и кинетической
и потенциальной энергией;
- работать с текстом учебника;
- демонстрировать презентации;
- выступать с докладами;
- участвовать в обсуждении докладов и презентаций;
8 класс
Тема (раздел)

Основные виды учебной деятельности

Тепловое движение.
Температура.
Внутренняя энергия.
Способы изменения
внутренней энергии.
Теплопроводность.
Конвекция.
Излучение.
Количество теплоты.
Единицы количества
теплоты.
Удельная теплоемкость.
Расчет количества теплоты,
необходимого для
нагревания тела или
выделяемого им при
охлаждении.
Лабораторная работа №1
«Сравнение количеств
теплоты при смешивании
воды разной температуры»
Лабораторная работа №2
«Измерение удельной
теплоемкости твердого
тела»
Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания.
Закон сохранения и превращения энергии в
механических и тепловых
процессах.

Тепловые явления (23ч)
- различать тепловые явления;
- анализировать зависимость температуры тела от скорости движения
его
молекул;
- наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических
процессах;
- приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при
его падении;
- объяснять зависимость внутренней энергии тела;
- приводить примеры изменения энергии тела от различных
факторов ;
- проводить опыты по изменению внутренней энергии;
- объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним
совершают
работу или тело совершает работу;
- перечислять способы изменения внутренней энергии;
- приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем
совершения работы и теплопередачи;
- проводить опыты по изменению внутренней энергии;
- объяснять тепловые явления на основе молекулярно - кинетической
теории;
- приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности;
- проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности
различных веществ и делать выводы;
- приводить примеры теплопередачи путем конвекции;
- анализировать, как на практике учитываются различные виды
теплопередачи;
- сравнивать виды теплопередачи;
- приводить примеры теплопередачи путем излучения;
- анализировать, как на практике учитываются различные виды
теплопередачи;

Решение задач
Подготовка к контрольной
работе. Решение задач.
Контрольная работа №1
«Тепловые явления»
Агрегатные состояния
вещества. Плавление и
отвердевание.
График плавления и отвердевания кристаллических
тел. Удельная теплота
плавления.
Испарение. Насыщенный и
ненасыщенный пар.
Конденсация. Поглощение
энергии при испарении
жидкости и выделение ее
при конденсации пара.
Кипение. Удельная теплота
парообразования и
конденсации.
Решение задач на расчет
удельной теплоты
парообразования,
количества теплоты,
отданного (полученного)
телом при конденсации
(парообразовании).
Влажность воздуха.
Способы определения
влажности воздуха.
Лабораторная работа №3
«Измерение влажности
воздуха»
Работа газа и пара при
расширении. ДВС
Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Решение задач. Подготовка
к контрольной работе.
Контрольная работа №2
«Агрегатные состояния
вещества»

- сравнивать виды теплопередачи;
- находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж,
кал, ккал;
- работать с текстом учебника;
- объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества;
- анализировать табличные данные;
- приводить примеры применения на практике знаний о различной
теплоемкости веществ;
- рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания
тела или выделяемое им при охлаждении;
- разрабатывать план выполнения работы;
- определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей
водой и полученное холодной при теплообмене;
- объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц;
- анализировать причины погрешностей измерений;
- разрабатывать план выполнения работы;
- определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и
сравнивать ее с табличным значением;
- объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц;
- анализировать причины погрешностей измерений;
- объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и
рассчитывать ее;
- приводить примеры экологически чистого топлива;
- приводить примеры превращения механической энергии во
внутреннюю,
перехода энергии от одного тела к другому;
- приводить примеры, подтверждающие закон сохранения
механической энергии;
- определять количество теплоты;
- получать необходимые данные из таблиц;
- применять знания к решению задач;
- применять знания к решению задач;
- применять знания к решению задач;
- приводить примеры агрегатных состояний вещества;
- отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности
молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел;
- отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить
примеры этих процессов;
- проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления,
делать отчет и объяснять результаты эксперимента;
- анализировать табличные данные температуры плавления, график
плавления и отвердевания;
- рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при
кристаллизации;
- объяснять понижение температуры жидкости при испарении;
- приводить примеры явлений природы, которые объясняются
конденсацией пара;
- проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения
и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы;
- работать с таблицей 6 учебника;
- приводить примеры, использования энергии, выделяемой при
конденсации водяного пара;

Электризация тел при
соприкосновении. Взаимодействие заряженных
тел. Электроскоп.
Электрическое поле.
Делимость электрического
заряда. Электрон.
Строение атома.
Объяснение электрических
явлений.
Проводники,
полупроводники и
непроводники
электричества.
Электрический ток. Источники электрического тока.
Электрическая цепь и ее
составные части.
Электрический ток в
металлах. Действия
электрического тока.
Направление
электрического тока.
Сила тока. Единицы силы
тока.
Амперметр. Измерение
силы тока.
Лабораторная работа №4
«Сборка электрической
цепи и измерение силы
тока в ее различных
участках»
Электрическое
напряжение. Единицы

- находить в таблице необходимые данные;
- рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом,
удельную теплоту парообразования;
- приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и
деятельности человека;
- измерять влажность воздуха;
- работать в группе;
- объяснять принцип работы и устройство ДВС;
- приводить примеры применения ДВС на практике;
- объяснять устройство и принцип работы паровой турбины;
- приводить примеры применения паровой турбины в технике;
- сравнивать КПД различных машин и механизмов;
- находить в таблице необходимые данные;
- рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления,
парообразования жидкости тела, удельную теплоту плавления,
парообразования;
- применять знания к решению задач;
Электрические явления (27 ч)
- объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух
родов электрических зарядов;
- обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле;
- пользоваться электроскопом;
- изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и
приближении его к заряженному телу;
- объяснять электризацию тел при соприкосновении;
-доказывать существование частиц, имеющих наименьший
электрический заряд;
- объяснять образование положительных и отрицательных ионов;
- применять межпредметные связи химии и физики для объяснения
строения атома;
- устанавливать перераспределение заряда при переходе его с
наэлектризованного тела на не наэлектризованное при
соприкосновении;
- на основе знаний строения атома объяснять существование
проводников, полупроводников и диэлектриков;
- приводить примеры применения проводников, полупроводников и
диэлектриков в технике, практического применения
полупроводникового диода;
- наблюдать работу полупроводникового диода;
- объяснять устройство сухого гальванического элемента;
- приводить примеры источников электрического тока, объяснять их
назначение;
- собирать электрическую цепь;
- объяснять назначение источника тока в электрической цепи;
- различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи;
- приводить примеры химического и теплового действия
электрического тока и их использования в технике;
- объяснять тепловое, химическое и магнитное действия тока;
работать с текстом учебника;
- объяснять зависимость силы тока от заряда и времени;
- рассчитывать по формуле силу тока;
- выражать силу тока в различных единицах;

напряжения. Вольтметр.
Измерение напряжения.
Зависимость силы тока от
напряжения .Электрическое сопротивление
проводников. Единицы
сопротивления.
Лабораторная работа №5
«Измерение напряжения на
различных участках электрической цепи»
Закон Ома для участка
цепи.
Расчет сопротивления проводника. Удельное
сопротивление.
Решение задач на расчет
сопротивления проводника, силы тока и
напряжения.
Реостаты.
Лабораторная работа№6
«Регулирование силы тока
реостатом»
Лабораторная работа №7
«Измерение
сопротивления проводника
при помощи амперметра и
вольтметра»
Последовательное
соединение проводников.
Параллельное соединение
проводников.
Решение задач
«Соединение проводников.
Закон Ома для участка
цепи»
Работа и мощность электрического тока.
Лабораторная работа №8
«Измерение мощности и
работы тока в
электрической лампе»
Нагревание проводников
электрическим током.
Закон Джоуля - Ленца.
Конденсатор.
Решение задач. Подготовка
к контрольной работе.
Контрольная работа №3
«Электрические явления»
Лампа накаливания. Элект-

- включать амперметр в цепь;
- определять цену деления амперметра и гальванометра;
- чертить схемы электрической цепи;
- измерять силу тока на различных участках цепи;
- работать в группе;
- выражать напряжение в кВ, мВ;
- анализировать табличные данные,
-определять цену деления вольтметра;
- включать вольтметр в цепь;
работать с текстом учебника;
- строить график зависимости силы тока от напряжения;
- объяснять причину возникновения сопротивления;
- анализировать результаты опытов и графики;
- собирать электрическую цепь, измерять напряжение, пользоваться
вольтметром;
- - рассчитывать напряжение по формуле;
- измерять напряжение на различных участках цепи;
- чертить схемы электрической цепи;
- устанавливать зависимость силы тока в проводнике от
сопротивления этого проводника;
- записывать закон Ома в виде формулы;
- решать задачи на закон Ома;
- анализировать результаты опытных данных, приведенных в
таблице;
- исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и материала проводника;
- вычислять удельное сопротивление проводника;
- чертить схемы электрической цепи;
- рассчитывать электрическое сопротивление;
- собирать электрическую цепь;
- пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи;
- работать в группе;
- представлять результаты измерений в виде таблиц;
- собирать электрическую цепь;
- измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и
вольтметра;
- представлять результаты измерений в виде таблиц;
- работать в группе;
- приводить примеры применения последовательного соединения
проводников;
- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при
последовательном соединении;
- приводить примеры применения параллельного соединения
проводников;
- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при
параллельном соединении;
- рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при
параллельном и последовательном соединении проводников;
- применять знания к решению
задач;
- выражать работу тока в Вт • ч; кВт *ч;
- измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр,

рические нагревательные
приборы. Короткое
замыкание, предохранители.

вольтметр, часы;
- рассчитывать работу и мощность электрического тока;
- выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы
тока;
- работать в группе;
- объяснять нагревание проводников током с позиции молекулярного
строения вещества;
- рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с
током по закону Джоуля - Ленца;
- объяснять назначения конденсаторов в технике;
- объяснять способы увеличения и уменьшения емкости
конденсатора;
- рассчитывать электроемкость кон, работу, которую совершает
электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора;
- находить в таблице необходимые данные;
- рассчитывать параметры электрической цепи по закону Ома.
- применять знания к решению задач;
- различать по принципу действия лампы, используемые для
освещения, предохранители в современных приборах;
Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле.
- выявлять связь между электрическим током и магнитным полем;
Магнитное поле прямого
- объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля
тока. Магнитные линии.
тока с направлением тока в проводнике;
Магнитное поле катушки с - приводить примеры магнитных явлений;
током. Лабораторная
- называть способы усиления магнитного действия катушки с током;
работа №9 «Сборка
- приводить примеры использования электромагнитов в технике и
электромагнита и
быту;
испытание его действия»
- работать в группе;
Постоянные магниты.
- объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа;
Магнитное поле постоян- получать картины магнитного поля полосового и дугообразного
ных магнитов. Магнитное магнитов;
поле Земли.
- описывать опыты по намагничиванию веществ;
Действие магнитного поля - объяснять принцип действия электродвигателя и области его
применения;
на проводник с током.
Электрический двигатель. - перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с
Лабораторная работа №10 тепловыми;
«Изучение электрического - собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели);
двигателя постоянного то- - определять основные детали электрического двигателя постоянного
тока;
ка (на модели)»
- работать в группе;
Световые явления (11 ч)

Источники света.
Распространение света.
Отражение света. Закон
отражения света.
Плоское зеркало.
Преломление света. Закон
преломления света.
Линзы. Оптическая сила
линзы.
Изображения, даваемые
линзой.
Лабораторная работа № 11
«Получение изображения
при помощи линзы»
Решение задач. Подготовка
к контрольной работе.
Контрольная работа №4
«Законы отражения и
преломления света»
Глаз и зрение.
Видимое движение светил.
Повторение материала
курса физики 8 класса.

Тема (раздел)

- наблюдать прямолинейное распространение света;
- объяснять образование тени и полутени;
- проводить исследовательский эксперимент по получению тени и
полутени;
- наблюдать отражение света;
- проводить исследовательский эксперимент по изучению
зависимости угла отражения света от угла падения;
- применять закон отражения света при построении изображения в
плоском зеркале;
- строить изображение точки в плоском зеркале;
- наблюдать преломление света;
- работать с текстом учебника;
- проводить исследовательский эксперимент по преломлению света
при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы;
- различать линзы по внешнему виду;
- определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями
дает большее увеличение;
- строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей,
собирающей) для случаев: F>f; 2F                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».