Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1
от «28» августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от «31»08. 2020г.№ 174-д

Основная образовательная программа
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС ООО

«Обществознание»
5-9 класс

ГО Карпинск
2020 г.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в
обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает
проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология,
политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на
современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной
картины мира и жизни человека в нем.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования
опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным
предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура»,
«География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по
указанным учебным предметам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

2

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
3

 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
4

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
5

исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся
сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
6

эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
7

В результате изучения обществознания в основной школе выпускник научится
следующими знаниями, представлениями, умениями:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека
как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т.п.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1.Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни
человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Человек в системе общественных отношений. Правомерное поведение – как
жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень
правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного поведения.
2.Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис
и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Коррупция как
вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные
последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция –
социально опасное явление.
3.Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные
ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.
8

Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный
выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль:
общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
4.Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в
России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система
образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная
итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии.
Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
5.Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный
статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные
ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты
и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
6.Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Политика и право.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения. Политика как общественное явление. Политические гарантии защиты
от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой
информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
7.Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя
Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное
государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в
Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
8.Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды
9

правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под
защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав
детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
9.Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы
и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда.
Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги
и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный
работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства
в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.Банковские услуги,
предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги,
денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:
банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни,
здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы.Электронные деньги. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и
расходы: навыки планирования. Формирование государственного бюджета в Российской
Федерации и его исполнение.
Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные
статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период.
Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура денежных расходов.
Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в контроле за
доходами и расходами бюджета. Причины и следствия возникновения государственного
долга, пути решения.
Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды
налогов и методика их расчётов. Региональные, муниципальные бюджеты.
Территориальные, целевые бюджетные фонды. Понятие кредитно- денежной политики.
Цели и задачи кредитно- денежной политики. Инструменты кредитно- денежной
политики. Страхование.
Операции на открытом рынке. Политика изменения учётной ставки. Нормы
обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешёвых» денег. Социальная политика
государства (социальная поддержка граждан). Составление налоговой декларации.
Кредитование: его роль в современной экономике для домохозяйств, фирм, государств.
Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан.
10

Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых
махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный
финансовый план. Сбережения. Инфляция.Экономические издержки коррупции.
Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические
предпосылки коррупционных явлений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
При разработке содержания учебного предмета учтён национальный (региональный)
компонент, при этом содержание дополнено соответствующими дидактическими
единицами.
5 класс
№
Разделы, темы, познавательная и практическая деятельность
Количество
часов
1. Человек.
2
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек –
биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста.
Размышления подростка о будущем.
2
3
Семья.
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства.
Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейные ценности и нормы. Распределение обязанностей.
Обязанности подростка.
3
4
Школа.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для
общества. Ступени школьного образования. Свободное время. Занятия
физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Учение вне стен
школы. Умение учиться. Отношение младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
4

5

3
Труд.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты
труда. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.
5
Родина.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык
– государственный. Государственные символы России.
Герб, государственные праздники. История государственных символов.
Москва – столица России Гражданин – Отечества достойный сын
Россия – многонациональное государство. Народы России – одна
семья.
Всего часов
17

6 класс
№
1.

Разделы, темы, познавательная и практическая деятельность

Человек. Деятельность человека
Содержание
11

Количество
часов
9

2.

3.

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между
поколениями. Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение.
Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в
жизни человека и общества.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.Человек в
системе общественных отношений. Правомерное поведение – как
жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий
уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы
коррупционного поведения.
Основные виды деятельности
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Выполнение творческих работ по обществоведческой тематике.
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе,
микрорайоне, населенном пункте.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта с участием обучающихся, учителя, родителей,
подбор материала, информационное сопровождение (презентация).
4
Общество
Содержание
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимосвязь общества и природы. Современные средства связи и
коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Развитие общества. Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых
учебных задачах и в реальной жизни.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта с участием обучающихся, учителя, родителей,
подбор материала, информационное сопровождение (презентация).
6
Социальные нормы
Содержание
12

4.

5.

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
социальные нормы.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение
социального многообразия.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и
нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества.
Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых
учебных задачах и в реальной жизни.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта с участием обучающихся, учителя, родителей,
подбор материала, информационное сопровождение (презентация).
6
Сфера духовной культуры
Содержание
Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества.
Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования.
Государственная
итоговая
аттестация.
Самообразование.
Религия как форма культуры. Мировые религии.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых
учебных задачах и в реальной жизни.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта с участием обучающихся, учителя, родителей,
подбор материала, информационное сопровождение (презентация).
2
Социальная сфера жизни общества
Содержание
Семья и семейные отношения. Функции семьи.
13

Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг
семьи
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Умение раскрывать на конкретных примерах ценность общества для
человека.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
6. Гражданин и государство
Содержание
Наше государство – Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
7. Основы российского законодательства
Содержание
Семья под защитой государства. Права ребенка и их защита
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
8. Экономика
Содержание
Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Формулирование собственных оценочных суждений о современном
обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации.
Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной
жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические,
культурологические знания.
Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта (бизнес-проекта), информационное сопровождение
(презентация).
ВСЕГО часов:

2

2

3

34

7 класс
№
1.

Разделы, темы, познавательная и практическая деятельность
Человек. Деятельность человека
Содержание
Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения
Основные виды деятельности
14

Количество
часов
3

2.

3.

4.

5.

Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Выполнение творческих работ по обществоведческой тематике.
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе,
микрорайоне, населенном пункте.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта с участием обучающихся, учителя, родителей,
подбор материала, информационное сопровождение (презентация).
Общество
Содержание
Взаимосвязь общества и природы.
Экологический кризис и пути его разрешения.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Социальная сфера жизни общества
Содержание
Социальная структура общества.
Социальные общности и группы.
Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом
возрасте. Социальная мобильность.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Умение раскрывать на конкретных примерах ценность общества для
человека.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Гражданин и государство
Содержание
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах
ребенка.
Основные виды деятельности Получение социальной информации из
разнообразных источников, осмысление представленных в них
различных подходов и точек зрения.
Умение раскрывать на конкретных примерах ценность общества для
человека.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Экономика
15

2

6

3

20

Содержание
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.
Товары и услуги.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производство - основа экономики.
Распределение.
Обмен.
Потребление.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
специализация.
Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия.
Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства.
Государственный
бюджет.Электронные
деньги.
Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы:
навыки планирования. Формирование государственного бюджета в
Российской Федерации и его исполнение. Муниципальные органы
власти: формирование местного бюджета и расходные статьи.
Возможности участия граждан в этом процессе.
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на
плановый период. Основные статьи доходов государственного
бюджета. Структура денежных расходов. Дефицит и профицит
государственного бюджета. Роль государства в контроле за доходами
и расходами бюджета. Причины и следствия возникновения
государственного долга, пути решения. Региональные, муниципальные
бюджеты. Территориальные, целевые бюджетные фонды.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен
валюты.Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,
мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Понятие кредитно- денежной
политики. Цели и задачи кредитно- денежной политики. Инструменты
кредитно- денежной политики. Страхование.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план.Социальная политика
государства (социальная поддержка граждан). Кредитование: его роль
в современной экономике для домохозяйств, фирм, государств. Плюсы
и минусы (риски) кредитования граждан.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Формулирование собственных оценочных суждений о современном
обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации.
Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной
жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические,
культурологические знания.
Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности.
16

Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта (бизнес-проекта), информационное сопровождение
(презентация).
ВСЕГО часов:
34
8 класс
№
1.

2.

Разделы, темы, познавательная и практическая деятельность

Кол-во
часов
5

Общество
Содержание
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Типы обществ.
Усиление взаимосвязей стран и народов.
Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма.
Современное
российское
общество,
особенности
его
развития.Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию
современного общества. Негативные последствия коррупционных
факторов для общественных институтов. Коррупция – социально
опасное явление.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых
учебных задачах и в реальной жизни.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта с участием обучающихся, учителя, родителей,
подбор материала, информационное сопровождение (презентация).
5
Социальные нормы
Содержание
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Моральные
нормы и нравственный выбор. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть
Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества.
Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
17

3.

4.

5.

Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых
учебных задачах и в реальной жизни.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта с участием обучающихся, учителя, родителей,
подбор материала, информационное сопровождение (презентация).
3
Социальная сфера жизни общества
Содержание
Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство.
Социальная политика Российского государства.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Умение раскрывать на конкретных примерах ценность общества для
человека.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
4
Сфера духовной культуры
Содержание
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в
современном обществе.
Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых
учебных задачах и в реальной жизни.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта с участием обучающихся, учителя, родителей,
подбор материала, информационное сопровождение (презентация).
17
Экономика
Содержание
Роль экономики в жизни общества.
Типы экономических систем.
Рынок и рыночный механизм. Виды рынков.
Рынок капиталов.
Рынок труда.
Экономические цели и функции государства.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных
эпох.Налоговая система Российской Федерации: принципы построения,
основные виды налогов и методика их расчётов. Составление
налоговой декларации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен
валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,
18

мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы.Операции на открытом рынке.
Политика изменения учётной ставки. Нормы обязательных резервов.
Политика «дорогих» и «дешёвых» денег.
Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций.
Семейный бюджет.
Сбережения. Инфляция.Экономические издержки коррупции. Влияние
коррупции на экономическую систему государства. Экономические
предпосылки коррупционных явлений.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Формулирование собственных оценочных суждений о современном
обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации.
Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной
жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические,
культурологические знания.
Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта (бизнес-проекта), информационное сопровождение
(презентация).
ВСЕГО часов:
34
9 класс
№

Разделы, темы, познавательная и практическая деятельность

1.

Политическая сфера жизни общества
Содержание
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Политика и
право. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Государство, его существенные признаки.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства.
Формы
правления.
Формы
государственно-территориального
устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и
ценности. Выборы и референдумы.
Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического
экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление.
Межгосударственные
отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.Политика
как общественное явление. Политические гарантии защиты от
коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств
массовой информации; право граждан участвовать в управлении
делами государства.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
19

Кол-во
часов
11

2.

3.

осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Формулирование собственных оценочных суждений о современном
обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации.
Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной
жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические,
культурологические знания.
Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности.
8
Гражданин и государство
Содержание
Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное
государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Умение раскрывать на конкретных примерах ценность общества для
человека.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта, информационное сопровождение (презентация).
15
Основы российского законодательства
Содержание
Система российского законодательства.
Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей.
Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные правонарушения. Виды административного
наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Дееспособность
малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до
20

18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности
уголовной
ответственности
и
наказания
несовершеннолетних.
Международное
гуманитарное
право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Основные виды деятельности
Получение социальной информации из разнообразных источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.
Умение раскрывать на конкретных примерах ценность общества для
человека.
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации.
Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание
конечного продукта, информационное сопровождение (презентация).
ВСЕГО часов:
34

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».