Рабочая программа основы безопасности жизнедеятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от «28» августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

ФГОС ООО

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ГО Карпинск
2020 г.

Одной из ключевых образовательных задач в основной школе является
«формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах».
Особенность курса — в его практической направленности.
Главными методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных
жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические
занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного
предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они
произошли.
В процессе изучения данного курса не только расширяются представления
учащихся 8—9 классов о правилах безопасности в повседневной жизни человека.
Обсуждаются конкретные реальные ситуации, связанные с бытовыми, природными и
социальными явлениями, которые могут быть опасными для здоровья и жизни человека.
Многие проблемы, раскрываемые в программе ОБЖ, особенно актуальны для старших
подростков, так как связаны с вредными привычками, асоциальным поведением,
чрезвычайными ситуациями социального характера. На практических занятиях у
обучающихся развивается способность предвидеть опасность той или иной, казалось бы,
обычной жизненной ситуации, происходит становление умений оказывать первую
помощь (психологическую, организационную, медицинскую) в различных чрезвычайных
ситуациях. Школьники получают элементарные знания о законах Российской Федерации,
касающиеся безопасности граждан и противодействия чрезвычайным ситуациям.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
Основы комплексной безопасности
• классифицировать и описывать потенциально
опасные бытовые ситуации и объекты экономики,
расположенные
в
районе
проживания;
чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера, наиболее вероятные для региона
проживания;
• анализировать и характеризовать причины
возникновения различных опасных ситуаций в
повседневной жизни и их последствия, в том числе
возможные причины и последствия пожаров,
дорожно-транспортных
происшествий
(ДТП),
загрязнения окружающей природной среды,
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние
человеческого фактора в возникновении опасных
ситуаций, обосновывать необходимость повышения
уровня культуры безопасности жизнедеятельности
населения страны в современных условиях;
• формировать
модель
личного безопасного
поведения по соблюдению правил пожарной
безопасности в повседневной жизни; по поведению
на дорогах в качестве пешехода, пассажира и

Выпускник
получит
возможность научиться:
• систематизировать
основные
положения нормативно-правовых
актов Российской Федерации в
области
безопасности
и
обосновывать их значение для
обеспечения
национальной
безопасности
России
в
современном мире; раскрывать на
примерах влияние последствий
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера
на
национальную
безопасность
Российской
Федерации;
• прогнозировать
возможность
возникновения
опасных
и
чрезвычайных ситуаций по их
характерным признакам;
• характеризовать
роль
образования
в
системе
формирования
современного
уровня культуры безопасности
жизнедеятельности у населения

водителя
велосипеда,
по
минимизации страны;
отрицательного
влияния
на
здоровье • проектировать
план
по
неблагоприятной окружающей среды;
повышению
индивидуального
• разрабатывать
личный
план
по
охране уровня культуры безопасности
окружающей
природной
среды
в
местах жизнедеятельности
для
проживания; план самостоятельной подготовки к защищённости личных жизненно
активному отдыху на природе и обеспечению важных интересов от внешних и
безопасности отдыха; план безопасного поведения в внутренних угроз.
условиях чрезвычайных ситуаций с учётом
особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов
в области безопасности по правилам безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
• характеризовать в общих чертах организационные • формировать основные задачи,
основы по защите населения Российской стоящие перед образовательным
Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и учреждением,
по
защите
военного времени; объяснять необходимость обучающихся и персонала от
подготовки граждан к защите Отечества; последствий
чрезвычайных
устанавливать взаимосвязь между нравственной и ситуаций мирного и военного
патриотической
проекцией
личности
и времени;
необходимостью обороны государства от внешних • подбирать материал и готовить
врагов;
занятие на тему «Основные
• характеризовать
РСЧС:
классифицировать задачи гражданской обороны по
основные задачи, которые решает РСЧС по защите защите населения от последствий
населения страны от чрезвычайных ситуаций чрезвычайных ситуаций мирного и
природного
и
техногенного
характера; военного времени»;
обосновывать предназначение функциональных и • обсуждать тему «Ключевая
территориальных
подсистем
РСЧС; роль МЧС России в формировании
характеризовать силы и средства, которыми культуры
безопасности
располагает РСЧС для защиты населения страны от жизнедеятельности у населения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного Российской Федерации»;
характера;
• различать
инженерно• характеризовать гражданскую оборону как технические
сооружения,
составную
часть
системы
обеспечения которые используются в районе
национальной
безопасности
России: проживания,
для
защиты
классифицировать основные задачи, возложенные населения
от
чрезвычайных
на гражданскую оборону по защите населения РФ ситуаций
техногенного
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного характера, классифицировать их
времени; различать факторы, которые определяют по предназначению и защитным
развитие гражданской обороны в современных свойствам.
условиях;
характеризовать
и
обосновывать
основные обязанности граждан РФ в области
гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать
основные задачи, которые решает МЧС России по
защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени; давать
характеристику силам МЧС России, которые
обеспечивают немедленное реагирование при
возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые
проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени;
• анализировать
систему
мониторинга
и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и
основные мероприятия, которые она в себя
включает;
• описывать основные задачи системы инженерных
сооружений, которая существует в районе
проживания,
для
защиты
населения
от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
• описывать существующую систему оповещения
населения при угрозе возникновения чрезвычайной
ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС
России,
по
использованию
современных
технических средств для информации населения о
чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из
основных способов защиты населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; различать виды эвакуации; составлять
перечень необходимых личных предметов на
случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в очагах поражения как
совокупность первоочередных работ в зоне
чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые
проводятся при аварийно-спасательных работах в
очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые
проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам
оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе
проживания при нахождении в школе, на улице, в
общественном месте (в театре, библиотеке и др.),
дома.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
• негативно
относиться
к
любым
видам • формировать
индивидуальные
террористической и экстремистской деятельности;
основы правовой психологии для
• характеризовать терроризм и экстремизм как противостояния
идеологии
социальное явление, представляющее серьёзную насилия;
угрозу личности, обществу и национальной • формировать личные убеждения,
безопасности России;
способствующие
профилактике
• анализировать основные положения нормативно- вовлечения в террористическую
правовых
актов
РФ
по
противодействию деятельность;
терроризму и экстремизму и обосновывать • формировать
индивидуальные
необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ качества,
способствующие
по противодействию терроризму;
противодействию экстремизму и

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, терроризму;
которые
способствуют
формированию • использовать знания о здоровом
антитеррористического
поведения
и образе жизни, социальных нормах
антиэкстремистского мышления;
и
законодательстве
для
• обосновывать значение культуры безопасности выработки
осознанного
жизнедеятельности в противодействии идеологии негативного отношения к любым
терроризма и экстремизма;
видам нарушений общественного
• характеризовать основные меры уголовной порядка, употреблению алкоголя и
ответственности за участие в террористической и наркотиков, а также к любым
экстремистской деятельности;
видам
экстремистской
и
• моделировать последовательность своих действий террористической деятельности.
при угрозе террористического акта.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
• характеризовать здоровый образ жизни и его • использовать
основные составляющие как индивидуальную здоровьесберегающие технологии
систему поведения человека в повседневной жизни, (совокупность
методов
и
обеспечивающую совершенствование его духовных процессов) для сохранения и
и физических качеств; использовать знания о укрепления
индивидуального
здоровье и здоровом образе жизни как средство здоровья, в том числе его
физического совершенствования;
духовной, физической и социальной
• анализировать состояние личного здоровья и составляющих.
принимать меры по его сохранению, соблюдать
нормы и правила здорового образа жизни для
сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах,
разрушающих здоровье; характеризовать факторы,
потенциально опасные для здоровья (вредные
привычки, ранние половые связи и др.), и их
возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном
здоровье как единой составляющей здоровья
личности и общества; формировать личные
качества, которыми должны обладать молодые
люди, решившие вступить в брак;
• анализировать
основные
демографические
процессы в Российской Федерации; описывать и
комментировать
основы
семейного
законодательства
в
Российской
Федерации;
объяснить роль семьи в жизни личности и
общества, значение семьи для обеспечения
демографической безопасности государства.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
• характеризовать различные повреждения и • готовить и проводить занятия
травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их по обучению правилам оказания
возможные последствия для здоровья;
само- и взаимопомощи при
• анализировать
возможные
последствия наиболее часто встречающихся в
неотложных состояний в случаях, если не будет быту повреждениях и травмах.
своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи
пострадавшим;
классифицировать
средства,
используемые при оказании первой помощи;

соблюдать последовательность действий при
оказании
первой помощи при
различных
повреждениях,
травмах,
наиболее
часто
случающихся
в
быту;
определять
последовательность оказания первой помощи и
различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в
условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера и систему
мер по защите населения в условиях чрезвычайных
ситуаций и минимизации массовых поражений;
выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и
взаимопомощи в зоне массовых поражений.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Несъедобные для человека грибы. Правила
сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Правила грибной кулинарии.
Первая помощь при отравлении грибами.
Дикие животные. Насекомые. Гроза в лесу. Правила поведения при грозе.
Расширение кругозора. Ядовитые растения. Мифы о грибах. Опасные земноводные.
Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде, причины возникновения. Правила
отдыха на воде, правила катания на лодке. Помощь утопающему. Помощь человеку,
оказавшемуся в полынье. Правила зимней рыбалки.
Современный транспорт и безопасность
Транспорт в современном мире.
Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Транспорт как источник опасности. Опасные
игры на дорогах. Дорожно- транспортное происшествие: причины и последствия.
Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при
травмах: как остановить кровотечение, как наложить шину.
Расширение кругозора. Водитель в чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации в метро. Правила поведения в метро: движение на эскалаторе;
ожидание поезда; в вагоне.
Авиакатастрофы. Подготовка к полёту. Правила поведения на борту авиалайнера.
Пожар на борту самолёта. Разгерметизация самолёта. Аварийная посадка.
Расширение кругозора. Права командира авиалайнера в экстренных ситуациях.
Железнодорожная катастрофа. Действия в случае крушения поезда.
Безопасный туризм

Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм — отдых, связанный с
преодолением трудностей. Объективные и субъективные трудности туристского похода.
Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий.
Безопасное место для бивуака. Правила безопасного поведения в случае, когда турист
отстал от группы. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Подготовка к походу.
Правила безопасного поведения в водном походе. Узлы в туристском походе.
Расширение кругозора. Как правильно выбрать для похода рюкзак. Вязание узлов
(исторический экскурс).
Практические работы
Отработка правил поведения при аварийной посадке самолёта. Составление
графика движения в туристском походе; составление программы поиска потерявшегося
туриста и программы его действий в ситуации автономного пребывания в природе.
Освоение разных видов узлов. Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах,
переломах, ушибах. Навыки работы с документами: понятие «чрезвычайная ситуация»,
виды ЧС. Самооценка: развитие волевых качеств.
Источники шума в современной городской квартире. Аварийная посадка
самолёта. Распределение снаряжения между участниками турпохода. График движения по
туристскому маршруту. Освоение разных типов узлов.
9 класс
Когда человек сам себе враг
Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым.
Почему курение мешает учению. Физическое состояние подростков-курильщиков.
Расширение кругозора. История табака и курения.
Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь
при отравлении алкоголем. Как уберечь себя от алкоголизма.
Расширение кругозора. Как на Руси относились к алкоголю.
Скажем наркотикам — нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие
наркотика на организм человека. Токсикомания.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Определение чрезвычайной ситуации.
Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных
ситуациях. Общие правила эвакуации.
Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и
оползни. Снежные лавины. Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные
пожары. Правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях.

Расширение кругозора. Ураган Фифи.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных
ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой
химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно-опасных объектов. Аварии
на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида.
Расширение кругозора. Из истории техногенных катастроф.
Чрезвычайные
ситуации
характера
Национальная
безопасность
Федерации.

социального
Российской

Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, его истоки и причины. Крайние
проявления экстремизма. Что такое терроризм, его проявления. Правила поведения во
время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во
время спецоперации по освобождению заложников.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.
Национальная безопасность Российской Федерации. Что такое национальная
безопасность.
Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Практические работы
Анализ положений Федерального закона «Об охране здоровья граждан от
воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Анализ положений Федерального закона «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Первая помощь при кровотечениях.
Навыки работы с документами: Федеральные законы «О противодействии экстремистской
деятельности», «О противодействии терроризму».
Ознакомление с устройством и порядком использования огнетушителей.
Психологическая готовность к встрече с преступником. Использование подручных
средств самообороны.
Линия поведения в чрезвычайных ситуациях.
Проектная деятельность
Примерные темы проектов: «Программа закаливания», «Витамины — это жизнь»,
«Медиасреда — не навреди!», «Опасные игры», «Растения и грибы таят опасность»,
«Безопасное поведение на природе», «История великих кораблекрушений», «Правила
поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле», «Как укрыться от непогоды»,
«Отношение к пьянству в России», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы
пьянства в карикатуре»; «Наркотикам — нет!»;
«Как смягчить последствия природных ЧС?», «Техногенные катастрофы», «Самые
опасные заболевания, принимающие форму эпидемии: чума («чёрная смерть»), холера,
грипп, тиф, сибирская язва», «Служба в Вооружённых Силах — почётная обязанность
гражданина России».

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс

Раздел
Тема урока
Опасности, с которыми мы
cталкиваемся на природе Ядовитые растения и грибы
Поведение в лесу при встречах с опасными
животными.
Гроза в лесу.
Причины возникновения опасных ситуаций на
воде.
Умение отдыхать на воде. Правила катания на
лодке.
Помощь утопающему. Приёмы проведения
искусственного дыхания.
Правила поведения на льду.
Обобщающее повторение.
Современный транспорт и
безопасность
Транспорт в современном мире.
Чрезвычайные ситуации на дорогах.
Причины и последствия дорожно-транспортных
происшествий.
Помощь пострадавшим при ДТП
Метро — транспорт повышенной опасности.
Авиакатастрофы
Правила поведения пассажиров на борту
авиалайнера.
Особенность железнодорожного транспорта.
Правила поведения при крушении поезда,
возникновении
пожара.
Обобщающее повторение.
Безопасный туризм
Виды активного туризма
Обеспечение безопасности в туристических
походах.
Движение по туристскому маршруту.
Правила безопасности в туристическом походе.
Требования к составлению графика движения
туристской
группы.
Преодоление естественных препятствий
Обеспечение безопасности при выборе места
для
бивуака.
Если турист отстал от группы
Подготовка к водному туристскому походу.
Обеспечение
безопасности
в
водном

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

2
1

1
1
2
1

туристском походе.
Узлы в туристском походе.
Обобщающее повторение.
Итоговое тестирование
Обобщающее повторение за курс "ОБЖ" 8 кл.

1
1
1
1

9 класс
Кол-во
часов

Раздел
Тема урока
Когда человек сам себе
враг
Почему курят подростки?
1
Чем опасен сигоретный дым.
1
Влияние курения на растущий организм
1
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к
употреблению спиртных напитков.
1
Воздействие алкоголя на организм человека.
Первая
помощь при отравлении алкоголем.
1
Что такое наркотики и наркомания?
1
Воздействие наркотиков на организм человека.
Токсикомания
1
Обобщающее повторение.
1
Чрезвычайные ситуации
природного и техногенного
характера,
их Определение
чрезвычайной
ситуации.
классификация и
Классификация
характеристика
чрезвычайных ситуаций.
1
Система
оповещения.
Общие
правила
эвакуации.
1
Что такое землетрясение, его признаки.
Правила
поведения во время землетрясения.
1
Извержение вулкана. Поведение во время
извержения
вулкана.
1
Что такое сели и оползни. Поведение при угрозе
схода
селей, снежных лавин и оползней.
1
Ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они
опасны.
Поведение при угрозе их приближения.
1
Причины возникновения наводнений. Действия
перед
наводнением и при наводнении.
1
Природные пожары, их причины.
1
Виды лесных пожаров. Действия при лесном
пожаре.
1
Обобщающее повторение.
1

Противодействие
экстремизму
и терроризму

Причины и виды техногенных ЧС.
1
Аварии
на
коммунальных
системах
1
жизнеобеспечения.
Аварии с утечкой химических и радиоактивных
веществ.
1
Аварии на гидродинамических объектах.
1
Правила поведения при авариях различного
вида
1
Обобщающее повторение
1
Что такое экстремизм и терроризм.
1
Как снизить угрозу теракта.
1
Правила поведения во время взрыва и после
1
него.
Взятие в заложники и правила поведения в этом
случае.
1
Особенности проведения спецопераций.
1
Законодательство России о противодействии
экстремизму
и терроризму.
1
Что
такое
национальная
безопасность
Российской Федерации.
1
Условия
обеспечения
национальной
безопасности в Российской Федерации
1
Итоговое тестирование
1
Обобщающее повторение за курс "ОБЖ" 9
класс
1

Итого:
№п\п Наименование раздела

1
2
3

1
2
3

8 класс
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на
природе
Современный транспорт и безопасность
Безопасный туризм
Всего
9 класс
Когда человек сам себе враг
Чрезвычайные
ситуации
природного
и
техногенного характера
Чрезвычайные ситуации социального характера
Всего

Колво
час

Контрольная
работа

7
11
16
34

1
1

9
15
10
34

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».