Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 Принято с пролонгацией: Педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 24 Протокол № 1. от «28» августа 2020 г. О.А.Глухова Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д Основная образовательная программа основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ФГОС ООО «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ГО Карпинск 2020 г. Одной из ключевых образовательных задач в основной школе является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах». Особенность курса — в его практической направленности. Главными методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они произошли. В процессе изучения данного курса не только расширяются представления учащихся 8—9 классов о правилах безопасности в повседневной жизни человека. Обсуждаются конкретные реальные ситуации, связанные с бытовыми, природными и социальными явлениями, которые могут быть опасными для здоровья и жизни человека. Многие проблемы, раскрываемые в программе ОБЖ, особенно актуальны для старших подростков, так как связаны с вредными привычками, асоциальным поведением, чрезвычайными ситуациями социального характера. На практических занятиях у обучающихся развивается способность предвидеть опасность той или иной, казалось бы, обычной жизненной ситуации, происходит становление умений оказывать первую помощь (психологическую, организационную, медицинскую) в различных чрезвычайных ситуациях. Школьники получают элементарные знания о законах Российской Федерации, касающиеся безопасности граждан и противодействия чрезвычайным ситуациям. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Выпускник научится: Основы комплексной безопасности • классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и Выпускник получит возможность научиться: • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения водителя велосипеда, по минимизации страны; отрицательного влияния на здоровье • проектировать план по неблагоприятной окружающей среды; повышению индивидуального • разрабатывать личный план по охране уровня культуры безопасности окружающей природной среды в местах жизнедеятельности для проживания; план самостоятельной подготовки к защищённости личных жизненно активному отдыху на природе и обеспечению важных интересов от внешних и безопасности отдыха; план безопасного поведения в внутренних угроз. условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе; • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций • характеризовать в общих чертах организационные • формировать основные задачи, основы по защите населения Российской стоящие перед образовательным Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и учреждением, по защите военного времени; объяснять необходимость обучающихся и персонала от подготовки граждан к защите Отечества; последствий чрезвычайных устанавливать взаимосвязь между нравственной и ситуаций мирного и военного патриотической проекцией личности и времени; необходимостью обороны государства от внешних • подбирать материал и готовить врагов; занятие на тему «Основные • характеризовать РСЧС: классифицировать задачи гражданской обороны по основные задачи, которые решает РСЧС по защите защите населения от последствий населения страны от чрезвычайных ситуаций чрезвычайных ситуаций мирного и природного и техногенного характера; военного времени»; обосновывать предназначение функциональных и • обсуждать тему «Ключевая территориальных подсистем РСЧС; роль МЧС России в формировании характеризовать силы и средства, которыми культуры безопасности располагает РСЧС для защиты населения страны от жизнедеятельности у населения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного Российской Федерации»; характера; • различать инженерно• характеризовать гражданскую оборону как технические сооружения, составную часть системы обеспечения которые используются в районе национальной безопасности России: проживания, для защиты классифицировать основные задачи, возложенные населения от чрезвычайных на гражданскую оборону по защите населения РФ ситуаций техногенного от чрезвычайных ситуаций мирного и военного характера, классифицировать их времени; различать факторы, которые определяют по предназначению и защитным развитие гражданской обороны в современных свойствам. условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; • характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций; • характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; • описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; • анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; • характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации; • анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения; • описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ; • моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации • негативно относиться к любым видам • формировать индивидуальные террористической и экстремистской деятельности; основы правовой психологии для • характеризовать терроризм и экстремизм как противостояния идеологии социальное явление, представляющее серьёзную насилия; угрозу личности, обществу и национальной • формировать личные убеждения, безопасности России; способствующие профилактике • анализировать основные положения нормативно- вовлечения в террористическую правовых актов РФ по противодействию деятельность; терроризму и экстремизму и обосновывать • формировать индивидуальные необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ качества, способствующие по противодействию терроризму; противодействию экстремизму и • воспитывать у себя личные убеждения и качества, терроризму; которые способствуют формированию • использовать знания о здоровом антитеррористического поведения и образе жизни, социальных нормах антиэкстремистского мышления; и законодательстве для • обосновывать значение культуры безопасности выработки осознанного жизнедеятельности в противодействии идеологии негативного отношения к любым терроризма и экстремизма; видам нарушений общественного • характеризовать основные меры уголовной порядка, употреблению алкоголя и ответственности за участие в террористической и наркотиков, а также к любым экстремистской деятельности; видам экстремистской и • моделировать последовательность своих действий террористической деятельности. при угрозе террористического акта. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни • характеризовать здоровый образ жизни и его • использовать основные составляющие как индивидуальную здоровьесберегающие технологии систему поведения человека в повседневной жизни, (совокупность методов и обеспечивающую совершенствование его духовных процессов) для сохранения и и физических качеств; использовать знания о укрепления индивидуального здоровье и здоровом образе жизни как средство здоровья, в том числе его физического совершенствования; духовной, физической и социальной • анализировать состояние личного здоровья и составляющих. принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи • характеризовать различные повреждения и • готовить и проводить занятия травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их по обучению правилам оказания возможные последствия для здоровья; само- и взаимопомощи при • анализировать возможные последствия наиболее часто встречающихся в неотложных состояний в случаях, если не будет быту повреждениях и травмах. своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Несъедобные для человека грибы. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Правила грибной кулинарии. Первая помощь при отравлении грибами. Дикие животные. Насекомые. Гроза в лесу. Правила поведения при грозе. Расширение кругозора. Ядовитые растения. Мифы о грибах. Опасные земноводные. Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде, причины возникновения. Правила отдыха на воде, правила катания на лодке. Помощь утопающему. Помощь человеку, оказавшемуся в полынье. Правила зимней рыбалки. Современный транспорт и безопасность Транспорт в современном мире. Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Транспорт как источник опасности. Опасные игры на дорогах. Дорожно- транспортное происшествие: причины и последствия. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при травмах: как остановить кровотечение, как наложить шину. Расширение кругозора. Водитель в чрезвычайной ситуации. Опасные ситуации в метро. Правила поведения в метро: движение на эскалаторе; ожидание поезда; в вагоне. Авиакатастрофы. Подготовка к полёту. Правила поведения на борту авиалайнера. Пожар на борту самолёта. Разгерметизация самолёта. Аварийная посадка. Расширение кругозора. Права командира авиалайнера в экстренных ситуациях. Железнодорожная катастрофа. Действия в случае крушения поезда. Безопасный туризм Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм — отдых, связанный с преодолением трудностей. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Безопасное место для бивуака. Правила безопасного поведения в случае, когда турист отстал от группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Подготовка к походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Узлы в туристском походе. Расширение кругозора. Как правильно выбрать для похода рюкзак. Вязание узлов (исторический экскурс). Практические работы Отработка правил поведения при аварийной посадке самолёта. Составление графика движения в туристском походе; составление программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в ситуации автономного пребывания в природе. Освоение разных видов узлов. Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах. Навыки работы с документами: понятие «чрезвычайная ситуация», виды ЧС. Самооценка: развитие волевых качеств. Источники шума в современной городской квартире. Аварийная посадка самолёта. Распределение снаряжения между участниками турпохода. График движения по туристскому маршруту. Освоение разных типов узлов. 9 класс Когда человек сам себе враг Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым. Почему курение мешает учению. Физическое состояние подростков-курильщиков. Расширение кругозора. История табака и курения. Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Как уберечь себя от алкоголизма. Расширение кругозора. Как на Руси относились к алкоголю. Скажем наркотикам — нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотика на организм человека. Токсикомания. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Чрезвычайные ситуации и их классификация. Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила эвакуации. Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и оползни. Снежные лавины. Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные пожары. Правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях. Расширение кругозора. Ураган Фифи. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно-опасных объектов. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида. Расширение кругозора. Из истории техногенных катастроф. Чрезвычайные ситуации характера Национальная безопасность Федерации. социального Российской Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, его истоки и причины. Крайние проявления экстремизма. Что такое терроризм, его проявления. Правила поведения во время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во время спецоперации по освобождению заложников. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Национальная безопасность Российской Федерации. Что такое национальная безопасность. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практические работы Анализ положений Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Анализ положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Первая помощь при кровотечениях. Навыки работы с документами: Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму». Ознакомление с устройством и порядком использования огнетушителей. Психологическая готовность к встрече с преступником. Использование подручных средств самообороны. Линия поведения в чрезвычайных ситуациях. Проектная деятельность Примерные темы проектов: «Программа закаливания», «Витамины — это жизнь», «Медиасреда — не навреди!», «Опасные игры», «Растения и грибы таят опасность», «Безопасное поведение на природе», «История великих кораблекрушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле», «Как укрыться от непогоды», «Отношение к пьянству в России», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикатуре»; «Наркотикам — нет!»; «Как смягчить последствия природных ЧС?», «Техногенные катастрофы», «Самые опасные заболевания, принимающие форму эпидемии: чума («чёрная смерть»), холера, грипп, тиф, сибирская язва», «Служба в Вооружённых Силах — почётная обязанность гражданина России». III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс Раздел Тема урока Опасности, с которыми мы cталкиваемся на природе Ядовитые растения и грибы Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Умение отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду. Обобщающее повторение. Современный транспорт и безопасность Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Помощь пострадавшим при ДТП Метро — транспорт повышенной опасности. Авиакатастрофы Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, возникновении пожара. Обобщающее повторение. Безопасный туризм Виды активного туризма Обеспечение безопасности в туристических походах. Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристическом походе. Требования к составлению графика движения туристской группы. Преодоление естественных препятствий Обеспечение безопасности при выборе места для бивуака. Если турист отстал от группы Подготовка к водному туристскому походу. Обеспечение безопасности в водном Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 туристском походе. Узлы в туристском походе. Обобщающее повторение. Итоговое тестирование Обобщающее повторение за курс "ОБЖ" 8 кл. 1 1 1 1 9 класс Кол-во часов Раздел Тема урока Когда человек сам себе враг Почему курят подростки? 1 Чем опасен сигоретный дым. 1 Влияние курения на растущий организм 1 Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. 1 Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. 1 Что такое наркотики и наркомания? 1 Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания 1 Обобщающее повторение. 1 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их Определение чрезвычайной ситуации. классификация и Классификация характеристика чрезвычайных ситуаций. 1 Система оповещения. Общие правила эвакуации. 1 Что такое землетрясение, его признаки. Правила поведения во время землетрясения. 1 Извержение вулкана. Поведение во время извержения вулкана. 1 Что такое сели и оползни. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней. 1 Ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения. 1 Причины возникновения наводнений. Действия перед наводнением и при наводнении. 1 Природные пожары, их причины. 1 Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. 1 Обобщающее повторение. 1 Противодействие экстремизму и терроризму Причины и виды техногенных ЧС. 1 Аварии на коммунальных системах 1 жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. 1 Аварии на гидродинамических объектах. 1 Правила поведения при авариях различного вида 1 Обобщающее повторение 1 Что такое экстремизм и терроризм. 1 Как снизить угрозу теракта. 1 Правила поведения во время взрыва и после 1 него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. 1 Особенности проведения спецопераций. 1 Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. 1 Что такое национальная безопасность Российской Федерации. 1 Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации 1 Итоговое тестирование 1 Обобщающее повторение за курс "ОБЖ" 9 класс 1 Итого: №п\п Наименование раздела 1 2 3 1 2 3 8 класс Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе Современный транспорт и безопасность Безопасный туризм Всего 9 класс Когда человек сам себе враг Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Чрезвычайные ситуации социального характера Всего Колво час Контрольная работа 7 11 16 34 1 1 9 15 10 34 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)