Рабочая программа биология

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от «28» августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС ООО

« Биология»

ГО Карпинск
2020 г.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» (далее Программа)
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и с учетом требований основной
образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Биология. 5—9 классы.

Концентрическая структура». Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой :
учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. :
ВентанаГраф, 2017; учебников «Биология. 5 класс» (И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А.
Корнилова), «Биология. 6 класс» (И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко), «Биология.
8 класс» (А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш), «Биология. 9 класс» (И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова,
Н. М. Чернова).

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой
природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор
содержания проведен с учет ом культурологического подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохр анения окружающей среды и собственного
здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Распределение содержания по годам обучения данной программы осуществляется
следующим образом:
курс биологии в 5 классе рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю. Он
представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о
разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания,
о роли человека в живой природе.
Курс биологии в 6 классе рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю и посвящен
изучению растений.
Курс биологии в 7 классе который рассчитан на изучение биологии 1 часа в неделю,
посвящен изучению животного мира.
Курс биологии в 8 классе содержит сведения о строении и функциях человеческого
организма. На изучение этого курса отводится 2 часа в неделю.
Курс биологии в 9 классе рассчитан на изучение биологии 2 часа в неделю. Обобщает и
углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.
С целью более качественного достижения требований образовательного стандарта 1 час
на изучение учебного предмета «биология» в 7 классе введён из части, формируемой
участниками образовательных отношений. Таким образом, календарно-тематическое
планирование рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю).

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
Учащийся научится:
• пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать
научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их
роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами,
собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
• Выпускник овладеет системой биологических знаний — понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
сведениями по истории становления биологии как науки.
• Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации
труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного

организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
• Выпускник приобретет навыки использования научнопопулярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового
образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию
биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой
информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Учащийся научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и
бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,
грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и
животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи,
представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приемы оказания первой помощи при
отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с
определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за
домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для
организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения
осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их
результаты;

• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе,
интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных
сообщений и докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и в жизни человека; значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию о
живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
5 класс
Биология – наука о живом мире (9 ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни
первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и
скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе –
биологи.
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание,
дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой
природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов,
обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие
методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой
природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое
применение микроскопа Р.Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком.
Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.
Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа №1
«Изучение устройства увеличительных приборов».
Строение клетки
Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма,
вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение
частей клетки.
Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Лабораторная работа №2
«Знакомство с клетками растений»
Химический состав клетки
Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества,
их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества
клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ,
рост, развитие, размножение. Деление клетки – процесс размножения (увеличение числа
клеток). Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность.
Великие естествоиспытатели
Великие учёные естествоиспытатели (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч.Дарвин,
В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов).
Многообразие живых организмов (11 ч)
Царства живой природы
Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы —
неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных
заболеваний.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерии: цитоплазма,
клеточная мембрана и клеточная стенка. Бактерии как самая древняя группа организмов.
Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.
Значение бактерий в природе и для человека
Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение
плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий
усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие
бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие
разными типами обмена веществ. Полезные бактерии: их использование при создании
пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие
отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств
борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения
Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии —
прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений.
Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их
основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами,
остальных групп растений спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.
Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением растения»
Животные
Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных —
гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания:
вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Лабораторная работа № 4
«Наблюдение за передвижением животных».
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у
грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная
гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение
спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов
Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы.
Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование. Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора и употребления грибов в пищу. Роль грибов в природе: участие в
круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.
Лишайники
Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение,
местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение
лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения.
Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные,
уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и
вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни
человека.
Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Многообразие условий обитания на планете
Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и
организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды.
Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего
обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.
Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков,
наличия соцветий у растений.
Природные сообщества
Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы
— пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные —
потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о
круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов,
связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес,
тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели.
Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие
живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие
и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной
Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне.
Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие
и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов
на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Человек на планете Земля (7 ч)
Как появился человек на Земле
Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник
человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ
жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня.
Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга,
общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и
скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменил природу
Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка
лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины
освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего
влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание
законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных
последствий деятельности человека.
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины
исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани
исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире.
Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов
и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры
участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе.
Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых
территориях.
Экскурсия «Многообразие живого мира»
6 класс
Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с
биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и
жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные
формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого.
Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки.
Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние
явления в жизни растений».

Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и
двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о
жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней.
Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение
корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней.
Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки.
Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.
Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее
строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль
листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов.
Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по
стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище,
клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление.
Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их
многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление.
Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение
опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
«Строение семени фасоли»
«Строение вегетативных и генеративных почек»
«Внешнее строение листьев»
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»
«Изучение строения соцветий»
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в
минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания
растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у
цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми,
корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами.
Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском
хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного
размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные
изменения в жизни растений.
Практические работы
«Черенкование комнатных растений»
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»
Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические
категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений.
Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания
водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в
сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как
продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение
водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере
кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в
промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и
размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений.
Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение
голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных.
Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных
(Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика
семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки
растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход
растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их
приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные
и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение внешнего строения мхов»
Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура
природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом
фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»
7 класс
«Биология. Животные»
Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в
природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние
человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».
1.
Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
2.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип
Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».
3.
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные.
Разнообразие кишечнополостных.
К.р. № 1 по теме: «Общие сведения о мире животных. Подцарство Простейшие. Тип
Кишечнополостные».
4.
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и
цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс
Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
5.
Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс
Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
6.
Тип Членистоногие (6 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс
Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые.
Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики
заболеваний человека.
Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого».
К.р. № 2 по теме: «Беспозвоночные животные».
7.
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее
строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные
систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
8.
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и
деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных.
Многообразие и значение земноводных.
9.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее
строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся.
Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
К.р. № 3 по теме: «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся».
10.
Класс Птицы (8 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц.
Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и
сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц.
Происхождение птиц.

Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"
11.
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих.
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и
многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и
Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и
Китообразные, Парнокопытные и
Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.
Значение млекопитающих для человека.
Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".
Экскурсия №2: «Разнообразие Млекопитающих».
К. р. № 4: «Класс Птицы. Класс Млекопитающие».
12.
Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира
на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Итоговая к.р.: «Биология. Животные».
Экскурсия № 3: " Жизнь природного сообщества весной".
8 класс
Человек и его здоровье. Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека
дляcамопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм
человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,
эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека
и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение
современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека.
Клетка - основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органыи системы органов
организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема.
Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного
мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и
половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение.
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение,
рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и
образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических
упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия.
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата.

Кровь и кровообращение.
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.
Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет.
Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов.
Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс.
Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы
оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы.
Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред
табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и
соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь
при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты,
роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за
ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок.
Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в
пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом
кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания,
предотвращение желудочнокишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их
предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы
тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции.
Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика.
Выделение.
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения
мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их
предупреждения.
Размножение и развитие.
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие.
Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических
знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и
функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы:
палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и
функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства,
осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических
факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А.
А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и
бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики
человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология
и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная
активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие
здоровье (гиподинамия,
курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура
отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и
энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика
основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил
поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа
безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды.
9 класс
Общие биологические закономерности. Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание,
эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной
жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной
картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы.
Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка.
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая
мембрана,
цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение
энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток
- одна из причин заболевания организма. Деление клетки - основа размножения, роста и
развития организмов.
Организм.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и
органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов
обмена,координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост
и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые
клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость - свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к
условиям среды.
Вид.

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция
как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин
- основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных
систематических групп растений и животных. Применение
знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении
новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы.
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура
экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в
экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как
искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в
биогеоценозах. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник
учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в
биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы
для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и
жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
5 класс
№ п/п

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел, тема

Количество
часов
8

1

Биология – наука о живом мире

2

Многообразие живых организмов

11

3

Жизнь организмов на планете Земля

9

4

Человек на планете Земля.

6

Итого

34

6 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Итого

Раздел, тема
Наука о растениях - ботаника
Органы растений
Основные процессы жизнедеятельности растений
Многообразие и развитие растительного мира
Природные сообщества
Итоговое повторение
Итоговый контроль

Количество
часов
4
9
6
9
3
3
34

7 класс
№
п\п

Раздел, тема

Количество
часов

1
2
3

Общие сведения о мире животных.
Строение тела животных.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

6
2
4

4

Подцарство Многоклеточные животные

3

5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

6
7
8
9

Тип Моллюски
Тип Членистоногие
Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы.
Класс Земноводные, или Амфибии

4
6
6
4

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

5

11
12

Класс Птицы
Класс Млекопитающие, или Звери

8
10

13

Развитие животного мира на Земле
Итого

5
68

8 класс
№

Разделы, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Общий обзор организма человека
Опорно- двигательная система
Кровеносная система. Внутренняя среда организма
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии
Мочевыделительная система
Кожа
Эндокринная и нервная системы
Органы чувств. Анализаторы
Поведение человека и высшая нервная деятельность
Половая система. Индивидуальное развитие организма
Итоговый контроль
Итого

Количество
часов
5
8
7
7
7
4
2
3
5
6
8
4
2
68

9 класс
№

Разделы, темы
Общие закономерности жизни
Явления и закономерности жизни на клеточном уровне
Закономерности жизни на организменном уровне
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле
Закономерности взаимоотношений организмов и среды
Итого

Количество
часов
3
12
18
10
16
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».