Рабочая программа по изобразительному искусству

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от « 28 » августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС НОО

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1 - 4 класс

ГО Карпинск
2020 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1. Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­ познавательные и внешние мотивы;
– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно ­ познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно ­ познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
2

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
2. Метапредметные результаты
2.1. Регулятивные
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
2.2. Познавательные
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково­ символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
3

–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно­следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
2.3. Коммуникативные
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;

4

– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
2.4. Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
5

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
2.5. Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­
двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­ зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых
данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию
набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном
языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания
сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш- карты);
6

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты
ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно- научных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а
также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления
текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в
сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную
информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать,
оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности
слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной
организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и
результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых
средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения;
7

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического
проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
3. Предметные результаты
1 класс
Восприятие искусства и виды
Обучающийся научится:
1) различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, декоративно­
прикладное искусство);
2) эмоционально­ ценностно относиться к природе, человеку;
3) узнавать, воспринимать, описывать шедевры своего национального, российского искусства,
изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, )окружающего
мира;
Обучающийся получит возможность научиться:
1) воспринимать произведения изобразительного искусства;
2) видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины), в природе, на
улице, в быту.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
1) создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
2) использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, линию,
цвет; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно­ творческого замысла;
3) различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
4) изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, художественном конструировании;
5) использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) пользоваться средствами выразительности языка декоративно­ прикладного
искусства, художественного конструирования в собственной художественно­
творческой деятельности.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство.
Обучающийся научится:
1) осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­
творческой деятельности;
2) выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы,
сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, выражая своё отношение
к качествам данного объекта) с опорой на правила цветоведения, усвоенные способы
действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
3) видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
8

2 класс
Восприятие искусства и виды
Обучающийся научится:
1)
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
декоративно­ прикладное искусство) и участвовать в художественно­ творческой деятельности,
используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
1)
эмоционально­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
2)
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных
явлений;
3)
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучающийся получит возможность научиться:
1)
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств;
2)
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, скульптура
и т. д.), в природе, на улице, в быту;
3)
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу
Азбука искусства. Как говорит искусство.
Обучающийся научится:
1)
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно­ творческого замысла;
2)
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
3)
создавать средствами живописи образ человека: передавать характерные черты
внешнего облика, одежды, украшений человека;
4)
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, художественном конструировании;
5)
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента.
Обучающийся получит возможность научиться:
1)
пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно­
прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­
творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя
различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
2)
моделировать различные ситуации путём трансформации известного, создавать
новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного
искусства.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
1)
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­ творческой деятельности;
2)
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним.
9

Обучающийся получит возможность научиться:
1)
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
2)
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира;
3)
изображать пейзажи, натюрморты, выражая своё отношение к ним.
3 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
1)
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование, декоративно­ прикладное искусство) и
участвовать в художественно­ творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
2)
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
3)
эмоционально­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
4)
узнавать, воспринимать шедевры своего национального, российского и мирового
искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту,
трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
5)
приводить примеры ведущих художественных музеев России.
Обучающийся получит возможность научиться:
1)
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в
знакомых произведениях;
2)
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
3)
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
1)
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
2)
использовать выразительные средства изобразительного искусства: форму, ритм,
линию, цвет; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно­ творческого замысла;
3)
различать цвета; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно­ творческой деятельности;
4)
создавать средствами живописи, скульптуры, декоративно­ прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
5)
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, художественном конструировании;
6)
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно­ творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом
местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
1)
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно­ прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
10

художественно­ творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на
заданные темы;
2)
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
1)
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­ творческой деятельности;
2)
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, выражая своё отношение к
качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные
способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
1)
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
2)
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
3)
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним.
4 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
1)
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­ прикладное искусство) и
участвовать в художественно­ творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
2)
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
3)
эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно­ творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и
своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
4)
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных
явлений;
5)
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
6)
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в
знакомых произведениях;
7)
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
8)
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
11

1)
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
2)
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно­ творческого замысла;
3)
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­ творческой
деятельности;
4)
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­ прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
5)
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
6)
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно­ творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
1)
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно­ прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно­ творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на
заданные темы;
2)
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
3)
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
1)
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­ творческой деятельности;
2)
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая
своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
1)
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
2)
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
3)
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
4)
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры
(рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на
темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное
конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной
грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как
средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно
проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных
галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они
рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их
изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем,
пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и
представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и
декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к
литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и
закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций,
конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы
окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование
различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о
художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно,
цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения
в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные
задания направлены на формирование у учащихся умения видеть
гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами
использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения
изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети
учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами
цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных
художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а
также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих
декоративных композиций, составления эскизов оформительских
работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного
искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе
декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек
ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая
роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных
листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством
эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными
13

изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит
видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение,
эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у
школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические
особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта,
птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти
и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся
знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами
для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический
способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого
интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями
отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся
знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание
картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры
способствует знакомство с ведущими художественными музеями
России и мира.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 класс

№
1

Количество
часов

Раздел/ Тема

10ч.

В мире волшебных красок.
Радуга и праздник красок.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство».
Волшебные листья и ягоды.
Красота орнаментов из геометрических фигур.
Волшебные превращения геометрических фигур.
Красота орнаментов из растительных форм.
Волшебные краски осеннего дерева.
Золотые краски осени.
Лепка овощей и фруктов
Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми красками,
лепить из пластилина. Называть цвета спектра.
Определять названия простых и сложных цветовых состояний поверхности
предметов.
Выполнять простые композиции.
Выполнять простейшие узоры в полосе из геометрических форм и
декоративных форм растительного мира.
Учиться выполнять простейшие приёмы народной кистевой росписи.

2

Мы готовимся к празднику.
Осенние подарки. Овощи.
Осенние подарки. Фрукты.
Сказка про осень.
Первый снег.
Красота обычных вещей. Треугольник.
Украшения для ёлки.
Новогодняя ёлка.
Пользоваться простейшими приемами лепки.
Овладевать приемами работы различными графическими и живописными
материалами.
Изготавливать эскизы и модели новогодних игрушек.
Эмоционально откликаться на красоту праздников.
Использовать выразительные возможности различных художественных
материалов для передачи собственного замысла в сюжетной композиции.

7ч.

3

Красота вокруг нас.
В мире красоты.
В гостях у сказки.
Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектуры.
Мы рисуем зимние деревья.
Красавица зима.

8ч.

2

4

Летняя сказка зимой.
Красота обычных вещей. Круг, кольцо, овал.
Герои любимых сказок.
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы
природы, сказочного героя.
Изображать портреты персонажей народных сказок литературных
произведений, передавать своё отношение к персонажу.
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и
окружающим миром.
Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Осознавать, что декоративно-прикладные искусства во все времена
украшали повседневную жизнь человека.
Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой
деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений.
Встреча с весной.
Встречаем Весну-красну.
Птицы прилетели.
Весенний день.
Праздничные краски узоров.
Красота вокруг нас.
Весенние цветы.
Мой любимый цветок.
Здравствуй, лето.
Красота обычных вещей. Квадрат, прямоугольник, ромб.
Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаковосимволический язык декоративно-прикладного искусства.
Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой
деятельности разнообразие и красоту природных форм.
Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам народных
промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель).
Использовать различные средства живописи для создания выразительных
образов природы.
Использовать простые формы для создания выразительных образов птиц в
скульптуре.

8ч.

2 класс.
№ Раздел/Тема

1

Количество
часов
9ч.

Мы рисуем осень.
Моё лето. И снова осень к нам пришла.
Осень–пора грибная.
Сыплются с дерева листья поблёкшие…
Осень. Музыка дождя.
Красота обычных вещей. Цилиндр.
Осенние подарки природы.
Осенний натюрморт.
3

2

3

4

Мы рисуем сказочную веточку.
Изображать живописными средствами с натуры, по памяти и по
представлению осенние цветы, листья, букеты, грибы.
Иметь представление о композиции рисунка.
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние
природы. Видеть и понимать многообразие видов художественной
деятельности человека, связанной с конструированием.
Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного
обобщения форм растительного и животного мира. Использовать
стилизацию форм для создания орнамента.
Создавать объемные изображения из пластилина, используя
конструктивный и пластический способы лепки.
Мы рисуем сказку.
-Весёлые узоры.
-Сказка про осень.
-Мы готовимся к рисованию сказки.
Мы рисуем сказку.
Мы рисуем сказочную птицу.
Архангельский рождественский пряник.
Готовимся к встрече сказки-празднику Нового года.
Беседа К. Юон «Русская зима».
Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов
(Дымково, Филимоново, Каргополь). Выбирать сюжет для
иллюстрирования сказки. Передавать характерные черты внешнего
облика сказочного героя, его одежды, украшений.
Освоить элементарные приемы иллюстрирования литературного
произведения: передавать сюжет, композиционно правильно
располагать элементы рисунка.
Мои друзья.
Зимние развлечения с друзьями.
Богородская игрушка.
Наши друзья – животные.
Любимые сказки моих друзей.
Красота обычных вещей. Куб, параллелепипед.
Защитники русской земли.
Красота обычных вещей. Конус.
Моя семья – забота и любовь.
Мои друзья – птицы.
Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы
зимней природы, детей, зверей, птиц.
Использовать знания о пропорциях фигуры человека.
С чего начинается Родина...

4

8ч.

9ч.

10ч.

Беседа «Главные художественные музеи страны».
Весенний солнечный день.
Мы готовимся к рисованию сказки.
Мы рисуем русскую народную сказку.
Красота окружающего мира. Насекомые.
Цветы нашей Родины.
Проект детской площадки.
С чего начинается Родина…
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства.
Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства.
Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам.
Называть ведущие художественные музеи России и своего
региона.
3 класс.
№ Раздел/Тема
1

2

Количество
часов
11ч.

В гостях у красавицы осени.
Мой прекрасный сад.
Летние травы.
Прощание с летом.
Дивный сад на подносах.
Осенние фантазии.
Осенний букет.
Линии и пространство.
Портрет красавицы осени.
Дорогие сердцу места.
Машины на службе человека.
Труд людей осенью.
Овладеть приемами смешения основных красок для получения более
холодных и тёплых оттенков.
Овладеть элементарными приемами перспективного построения
изображения (дороги, реки), сознательно использовать приёмы
загораживания.
Изображать графическими и живописными средствами растения,
реальных и фантастических насекомых.
Уметь рисовать симметричные формы.
Иметь представление об известных центрах народных
художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.).
Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного
обобщения форм растительного и животного мира.
Использовать стилизацию форм для создания орнамента.
Выражать свое отношение к труду и быту русского народа в
художественно-творческой деятельности.
В мире сказок.
7ч.
Мы рисуем животных.
Лепка животных.
Животные на страницах книг
Где живут сказочные герои.
5

3

4

Сказочные кони.
По дорогам сказки.
Сказочное перевоплощение.
Соблюдать последовательность выполнения рисунка животного,
передавать движение.
Использовать пластический и конструктивный способы лепки,
приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных
образов животных.
Создавать графическими и живописными средствами выразительные
образы архитектуры.
Применять простейшие приемы народной кистевой росписи
(Городецкая роспись и др.).
Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов,
литературных произведений, передавать своё отношение к персонажу.
Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры
еловека при создании иллюстрации к сказке.
Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений
искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости и т. д.
Конструировать маску, карнавальный костюм или костюм сказочного
персонажа из подручных материалов.
Красота в умелых руках.
9ч.
Дорогая моя столица!
Звери и птицы в городе.
«Видим терем расписной..»
Создаём декорации.
Великие полководцы России.
Красота в умелых руках.
Самая любимая.
Подарок маме-открытка.
Забота человека о животных.
Правильно определять и изображать форму зданий, их
пропорции, конструктивное строение, цвет. Соблюдать
последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка,
уточнение общих очертаний и форм), передавать красоту зимнего
пейзажа, состояние солнечного зимнего дня.
Чувствовать гармоничное сочетание цветов, силуэтов архитектуры,
изящество их форм, очертаний.
Изображать зверей и птиц в движении, передавать их пропорции,
строение.
Различать произведения ведущих народных художественных промыслов
России и называть известные центры художественных ремёсел России.
Создавать узор в квадрате для декоративного оформления платка,
салфетки.
Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и
зарубежных художников, посвящённые образу женщины, матери.
Создавать макет открытки, компоновать рисунок и текст.
7ч.

«Пусть всегда будет солнце..»
Полёт на другую планету.
Головной убор русской красавицы.
Рисуем сказки А. Пушкина.
Весенняя веточка.
6

Праздничный салют.
Красота моря.
«Пусть всегда будет солнце..»
Эмоционально откликаться на красоту природы, отражённую в
произведениях художников, выражать свои эстетические
переживания, рассказывать о том, что изображено на картинах-пейзажах.
Передавать цветовые отношения неба, земли, воды, деревьев и т. д.
Создавать живописную (графическую) композицию правильно
определяя величину её отдельных элементов, чередуя светлые и тёмные
цвета.
Помнить о героях Великой Отечественной войны.
Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников
Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину.

4 класс.
№ Раздел/Тема
1

Осень на пороге.
Путешествие по земному шару.
Летние впечатления
Фрукты и овощи.
.Конструкция предметов. Ваза.
Чудо кувшины.
Дивный сад хозяйки Медной горы.
Соединение искусства и природы.
Мир любимых вещей.
Дверь, ведущая в сказку.
«И посуда убежала..»
Красота обычных вещей.
Странные лица.
Анализировать изображаемые предметы, выделяя особенности
конструкции, формы, пространственного положения, а также цвета и
распределения светотени на поверхности предмета.
Использовать в работах начальные представления о светотени (свет,
тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости
освещения предмета от силы и удалённости источника освещения.
Использовать различную штриховку для выявления объёма,
формы изображаемых объектов.
Использовать основные средства композиции: высота горизонта, точка
зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение
главного
центра.
Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы
природы, человека, сказочного героя.
Владеть элементарными приёмами работы пластическими
скульптурными материалами для создания моделей предметов
бытового окружения человека.
Моделировать простейшие архитектурно-ландшафтные комплексы:
макеты
7

Количество
часов
11ч.

3

сада, парка.
Город чудный, город славный
8ч
Беседа «Ландшафтная архитектура.»
Красота моего города.
Утро, день, вечер.
Сказочный лес.
Старинные города России.
Городской пейзаж.
Построй свой дом.
Праздничный наряд моего города.
Замечать разнообразие цвета в природе.
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в
художественно-творческой деятельности.
Выполнять цветовые композиции на передачу характера природных
явлений.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами
живописи (цвет, колорит, цветовой контраст, гармония цветовых
оттенков).
Иметь представление о живописных пейзажах русских и
зарубежных художников.
Применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени,
цвете.
Изображать здания различной формы, использовать простые формы для
создания сложных выразительных образов в рисунке и живописи.
Моделировать архитектурные формы из различных материалов.
Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы
природы, архитектуры.
В мире искусства
8ч.

4

Автопортрет.
Вглядываясь в человека.
Рисунки мастеров слова.
Беседа «Литература, музыка, театр,»
Литература, музыка, театр.
Образы балета.
Лепим героев сказки.
Сказки на шкатулках.
Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства.
Проводить анализ произведения искусства (содержания,
художественной формы), определять его принадлежность к тому или
иному
виду или жанру искусства.
Создавать графическими и живописными средствами выразительные
образы человека.
Передавать в рисунках и лепных изделиях объёмную форму,
конструктивно-анатомическое строение фигуры человека.
Иметь представление о деятельности художника- иллюстратора.
Понимать изобразительную природу театра и роль художника в театре.
Называть ведущие центры лаковой миниатюры.
Наш красивый дом.
7ч.

2

8

Город будущего.
Интерьер – образ эпохи.
Беседа «Утро, день, вечер. Иллюзия света».
Удобство и красота.
«Этот день Победы…»
Печка.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности
человека, связанной с моделированием и конструированием.
Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного
искусства и дизайна, об украшении домов и предметов быта.
Овладеть начальными сведениями о наглядной перспективе, линии
горизонта, точке схода и т. д.
Выполнять изображения интерьера и отдельных предметов с
использованием фронтальной и угловой перспективы.
Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников
Отечества.
Давать эстетическую оценку произведений художественной культуры,
предметов быта, архитектурных построек, сопровождающих жизнь
человека.
Создавать средствами компьютерной графики изображения интеръера,
эскизы плакатов предметов быта, транспорта.

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».