Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка Принято с пролонгацией: Педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 24 Протокол № 1. от « 28 » августа 2020 г. О.А.Глухова Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д Основная образовательная программа начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ФГОС НОО «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 1 - 4 класс ГО Карпинск 2020 г. I ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать: - их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести; - осознанию ими ценности человеческой жизни; - развитию их коммуникативных качеств. В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства. Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции; социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. 2 1. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 2. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в 3 том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. 3. Предметные результаты: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. 1. Личностные результаты У выпускника будут сформированы: 4 – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; – учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; 5 – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. 2. Метапредметные результаты 2.1. Регулятивные Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. 2.2. Познавательные Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; 6 – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. 2.3. Коммуникативные Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; 7 – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. 2.4. Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака; 8 – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); – понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; – ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: – пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; – составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: – делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; – составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: – высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; – на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; – участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. 9 2.5. Формирование ИКТ компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: – использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку); – организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: – вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов; – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете; – сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится: – подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш- карты); – описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; – собирать числовые данные в естественно- научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; – редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; – пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста; – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять 10 найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: – создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; – создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; – готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; – создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; – создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); – размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации; - пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: – представлять данные; – создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: – создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах (создание простейших роботов); – определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; – планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: – проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования моделировать объекты и процессы реального мира. 3. Предметные результаты В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: 1) понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 11 2) поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; 3) осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; 4) развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; 5) ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; Планируемые результаты по учебным модулям. Основы православной культуры Выпускник научится: 1) раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); 2) ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России; 3) на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; 4) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; 5) соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; 6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; 8) устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; 9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; 10) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. 7) 12 Основы исламской культуры Выпускник научится: 1) раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); 2) ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории её формирования в России; 3) на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; 4) излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; 5) соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали; 6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: 7) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; 8) устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями; 9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; 10) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы буддийской культуры Выпускник научится: 1) раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); 2) ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории её формирования в России; 3) на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; 4) излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; 5) соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали; 13 6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: 7) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; 8) устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями; 9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; 10) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы иудейской культуры Выпускник научится: 1) раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); 2) ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории её формирования в России; 3) на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; 4) излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; 5) соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали; 6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: 7) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; 8) устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями; 9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; 10) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. 14 Основы мировых религиозных культур Выпускник научится: 1) раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); 2) ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России; 3) понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; 4) излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; 5) соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали; 6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: 7) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; 8) устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями; 9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; 10) акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы светской этики Выпускник научится: 1) раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); 2) на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; 3) излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; 4) соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; 5) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам. 15 Выпускник получит возможность научиться: 6) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; 7) устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; 8) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; 9) акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс, структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Основы православной культуры Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы исламской культуры Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 16 Основы буддийской культуры Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы иудейской культуры Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы мировых религиозных культур Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы светской этики Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. 17 Любовь и уважение к Отечеству. многоконфессионального народа России. Патриотизм многонационального и III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебный модуль «Основы светской этики» N Тема 1 Основы светской этики Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные виды деятельности: Знакомство с общественными нормами нравственности и морали, с основными определениями понятий этики, культуры. Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм, жизненных ситуаций с выбором нравственных форм поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Сравнение явлений светской культуры, искусства и различных религиозных традиций. Моделирование ситуаций общения с людьми разных вероисповеданий. Овладение навыками составления синквейнов и кластеров. Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом. Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со сверстниками, членами семьи. Поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет. Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё мнение) Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам курса. Итого: 18 Кол-во часов 34 34 часа Учебный модуль «Основы православной культуры» N Тема 1 Основы православной культуры Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные виды деятельности: Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры, с содержанием священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры, основы духовной традиции православия, с развитием православной культуры в истории России Работа с определениями основных понятий православной культуры Установление взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций с выбором нравственных форм поведения, сопоставление их с нормами религиозной культуры (православной и д.р.) Моделирование ситуаций общения с людьми разных вероисповеданий. Овладение навыками составления синквейнов и кластеров. Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом. Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со сверстниками, членами семьи. Поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет. Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё мнение) Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам курса. Итого: 19 Кол-во часов 34 34 часа Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» N Тема 1 Основы мировых религиозных культур Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные виды деятельности: Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных культур, с содержанием священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь, с развитием различных религиозных культур в истории России. Работа с определениями основных понятий православной культуры Установление взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций с выбором нравственных форм поведения, сопоставление их с нормами религиозной культуры разных традиций. Сравнение различных религиозных традиций, явлений духовной культуры. Моделирование ситуаций общения с людьми разных вероисповеданий. Овладение навыками составления синквейнов и кластеров. Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом. Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со сверстниками, членами семьи. Поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет. Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё мнение) Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам курса. Итого: 20 Кол-во часов 34 34 часа Учебный модуль «Основы исламской культуры» N Тема 1 Основы исламской культуры Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные виды деятельности: Знакомство с историей возникновения и распространения исламской культуры, с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры, с развитием исламской культуры в истории России. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами религиозной культуры (исламской и др.). Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей. Сравнение различных религиозных традиций, явлений духовной культуры. Моделирование ситуаций общения с людьми разных вероисповеданий. Овладение навыками составления синквейнов и кластеров. Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом. Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со сверстниками, членами семьи. Поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет. Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё мнение) Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам курса. Итого: 21 Кол-во часов 34 34 часа Учебный модуль «Основы буддийской культуры» N Тема 1 Основы буддийской культуры Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные виды деятельности: Знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры, с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь буддийской культуры, с развитием буддийской культуры в истории России. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами религиозной культуры (буддийской и др.). Установление взаимосвязи между религиозной (буддийской) культурой и поведением людей. Сравнение различных религиозных традиций, явлений духовной культуры. Моделирование ситуаций общения с людьми разных вероисповеданий. Овладение навыками составления синквейнов и кластеров. Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом. Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со сверстниками, членами семьи. Поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет. Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё мнение) Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам курса. Итого: 22 Кол-во часов 34 34 часа Учебный модуль «Основы иудейской культуры» N Тема 1 Основы иудейской культуры Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные виды деятельности: Знакомство с историей возникновения и распространения иудейской культуры, с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской культуры, с развитием иудейской культуры в истории России. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами религиозной культуры (иудейской и др.). Установление взаимосвязи между религиозной (иудейской) культурой и поведением людей. Сравнение различных религиозных традиций, явлений духовной культуры. Моделирование ситуаций общения с людьми разных вероисповеданий. Овладение навыками составления синквейнов и кластеров. Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом. Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со сверстниками, членами семьи. Поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет. Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё мнение) Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам курса. Итого: 23 Кол-во часов 34 34 часа 24 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)