Рабочая программа по ОРКСЭ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от « 28 » августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС НОО

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
1 - 4 класс

ГО Карпинск
2020 г.

I ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени
начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как
явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное
эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и
произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников
основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и
будет способствовать:
- их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
- становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
- осознанию ими ценности человеческой жизни;
- развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет формироваться
потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как
средстве познания и понимания культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как
произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на
прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они
получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид
искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на
формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции;
социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира.
2

1. Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
2. Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств, представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
3

том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
3. Предметные результаты:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
1. Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
4

–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
–
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­ познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­ познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
5

–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
2. Метапредметные результаты
2.1. Регулятивные
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
2.2. Познавательные
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;

6

–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково­ символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
–
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно­следственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
2.3. Коммуникативные
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
7

–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнёра;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов
и позиций всех участников;
–
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

2.4. Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
–
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
–
определять тему и главную мысль текста;
–
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
–
вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
–
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
8

–
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
–
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
–
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
–
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
–
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
–
работать с несколькими источниками информации;
–
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
–
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
–
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
–
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
–
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
–
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
–
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
–
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
–
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
–
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
–
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
–
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
–
сопоставлять различные точки зрения;
–
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
–
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
9

2.5. Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
–
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­
двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­ зарядку);
–
организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
–
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию
набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном
языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
–
рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
–
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания
сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
–
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш- карты);
–
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты
ИКТ;
–
собирать числовые данные в естественно- научных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления
текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе
с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при
поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять

10

найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать,
оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука,
текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной
организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать
ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
–
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых
средах (создание простейших роботов);
–
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые
алгоритмы)
в
несколько
действий,
строить
программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного
выполнения и повторения;
–
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
–
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического
проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
3. Предметные результаты
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
1) понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
11

2) поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в
российском обществе нравственных нормах и ценностях;
3) осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
4) развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и
современности, становлении российской государственности, российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
5) ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
1) раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и
места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и
праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство,
отношение к труду и др.);
2) ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории её формирования в России;
3) на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, в истории России;
4) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
5) соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
8) устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
10) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.

7)

12

Основы исламской культуры
Выпускник научится:
1) раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений
между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
2) ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции,
истории её формирования в России;
3) на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, в истории России;
4) излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
5) соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной
морали;
6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
7) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
8) устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
10) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
1) раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений
между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
2) ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции,
истории её формирования в России;
3) на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, в истории России;
4) излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
5) соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной
морали;
13

6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
7) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
8) устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
10) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится:
1) раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений
между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
2) ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции,
истории её формирования в России;
3) на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, в истории России;
4) излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
5) соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной
морали;
6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
7) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
8) устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
10) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
14

Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
1) раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур
(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи
и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к
другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
2) ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия,
ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
3) понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;
4) излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
5) соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
7) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
8) устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
9) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
10) акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:
1) раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе,
историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения
детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и
др.);
2) на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
3) излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
4) соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
5) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
15

Выпускник получит возможность научиться:
6) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в
российском обществе норм светской (гражданской) этики;
7) устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями;
8) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
9) акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет
собой единый комплекс, структурно и содержательно связанных друг с другом учебных
модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей)
обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское
летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности
ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
16

Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его
учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и её
ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.
Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в
буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная
книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и
праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции
иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский
дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские
праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий
мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и
мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в
религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и
отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
17

Любовь и уважение к Отечеству.
многоконфессионального народа России.

Патриотизм

многонационального

и

III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный модуль «Основы светской этики»
N

Тема

1

Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль
гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности,
идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в
школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России.
Основные виды деятельности:
Знакомство с общественными нормами нравственности и морали, с
основными определениями понятий этики, культуры.
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к
человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе
религиозных традициях.
Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных
норм, жизненных ситуаций с выбором нравственных форм поведения,
сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.
Сравнение явлений светской культуры, искусства и различных
религиозных традиций.
Моделирование
ситуаций
общения
с
людьми
разных
вероисповеданий.
Овладение навыками составления синквейнов и кластеров.
Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом.
Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со
сверстниками, членами семьи.
Поиск необходимой информации в различных источниках, в том
числе в сети Интернет.
Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё
мнение)
Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам
курса.
Итого:
18

Кол-во
часов
34

34 часа

Учебный модуль «Основы православной культуры»
N

Тема

1

Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в
православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие
и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие
святыни. Символический язык православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники. Христианская семья и её
ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России.
Основные виды деятельности:
Знакомство
с историей возникновения и распространения
православной культуры, с содержанием священных книг, описанием
священных сооружений, религиозных праздников и святынь
православной культуры,
основы духовной традиции православия, с развитием православной
культуры в истории России
Работа с определениями основных понятий православной культуры
Установление взаимосвязи между религиозной (православной)
культурой и поведением людей.
Анализ жизненных ситуаций с выбором нравственных форм
поведения, сопоставление их с нормами религиозной культуры
(православной и д.р.)
Моделирование
ситуаций
общения
с
людьми
разных
вероисповеданий.
Овладение навыками составления синквейнов и кластеров.
Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом.
Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со
сверстниками, членами семьи.
Поиск необходимой информации в различных источниках, в том
числе в сети Интернет.
Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё
мнение)
Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам
курса.
Итого:

19

Кол-во
часов
34

34 часа

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
N

Тема

1

Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные
книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари
религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы
общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России.
Основные виды деятельности:
Знакомство
с историей возникновения и особенностями
религиозных культур, с содержанием священных книг, описанием
священных сооружений, религиозных праздников и святынь, с
развитием различных религиозных культур в истории России.
Работа с определениями основных понятий православной культуры
Установление взаимосвязи между религиозной (православной)
культурой и поведением людей.
Анализ жизненных ситуаций с выбором нравственных форм
поведения, сопоставление их с нормами религиозной культуры
разных традиций.
Сравнение различных религиозных традиций, явлений духовной
культуры.
Моделирование
ситуаций
общения
с
людьми
разных
вероисповеданий.
Овладение навыками составления синквейнов и кластеров.
Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом.
Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со
сверстниками, членами семьи.
Поиск необходимой информации в различных источниках, в том
числе в сети Интернет.
Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё
мнение)
Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам
курса.
Итого:

20

Кол-во
часов
34

34 часа

Учебный модуль «Основы исламской культуры»
N

Тема

1

Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и
зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие
и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности
мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в
исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских
народов России: их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России.
Основные виды деятельности:
Знакомство с историей возникновения и распространения исламской
культуры, с описанием основных содержательных составляющих
священных книг, описанием священных сооружений, религиозных
праздников и святынь исламской культуры, с развитием исламской
культуры в истории России.
Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения,
сопоставление их с нормами религиозной культуры (исламской и
др.).
Установление взаимосвязи между религиозной культурой и
поведением людей.
Сравнение различных религиозных традиций, явлений духовной
культуры.
Моделирование
ситуаций
общения
с
людьми
разных
вероисповеданий.
Овладение навыками составления синквейнов и кластеров.
Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом.
Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со
сверстниками, членами семьи.
Поиск необходимой информации в различных источниках, в том
числе в сети Интернет.
Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё
мнение)
Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам
курса.
Итого:

21

Кол-во
часов
34

34 часа

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
N

Тема

1

Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья
в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в
буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.
Буддийские
святыни.
Буддийские
священные
сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской
культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России.
Основные виды деятельности:
Знакомство с историей возникновения и распространения
буддийской
культуры, с описанием основных содержательных
составляющих священных книг, описанием священных сооружений,
религиозных праздников и святынь буддийской культуры, с развитием
буддийской культуры в истории России.
Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения,
сопоставление их с нормами религиозной культуры (буддийской и
др.).
Установление взаимосвязи между религиозной (буддийской)
культурой и поведением людей.
Сравнение различных религиозных традиций, явлений духовной
культуры.
Моделирование
ситуаций
общения
с
людьми
разных
вероисповеданий.
Овладение навыками составления синквейнов и кластеров.
Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом.
Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со
сверстниками, членами семьи.
Поиск необходимой информации в различных источниках, в том
числе в сети Интернет.
Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё
мнение)
Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам
курса.
Итого:

22

Кол-во
часов
34

34 часа

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
N

Тема

1

Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции
иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его
устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России.
Основные виды деятельности:
Знакомство с историей возникновения и распространения иудейской
культуры, с описанием основных содержательных составляющих
священных книг, описанием священных сооружений, религиозных
праздников и святынь иудейской культуры, с развитием иудейской
культуры в истории России.
Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения,
сопоставление их с нормами религиозной культуры (иудейской и
др.).
Установление взаимосвязи между религиозной (иудейской)
культурой и поведением людей.
Сравнение различных религиозных традиций, явлений духовной
культуры.
Моделирование
ситуаций
общения
с
людьми
разных
вероисповеданий.
Овладение навыками составления синквейнов и кластеров.
Работа с ключевыми словами курса, с иллюстративным материалом.
Пересказ текста учебника и обсуждение прочитанного со
сверстниками, членами семьи.
Поиск необходимой информации в различных источниках, в том
числе в сети Интернет.
Участие в диспутах (учатся слушать собеседника и излагать своё
мнение)
Подготовка сообщений, презентаций, творческих проектов по темам
курса.
Итого:

23

Кол-во
часов
34

34 часа

24

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».