Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка Принято с пролонгацией: Педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СОШ № 24 Протокол № 1. от « 28 » августа 2020 г. О.А.Глухова Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д Основная образовательная программа начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ФГОС НОО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» 1-4 класс ГО Карпинск 2020 г. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов: осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов: 1) познавательные универсальные действия: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; учебные 3 совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; 2) коммуникативные универсальные учебные действия: развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 3) регулятивные универсальные учебные действия: развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов: 1) Выпускник научится: понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения; самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 2) Выпускник получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями. Достижение предметных результатов по годам обучения: К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: 5 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. Обучающийся получит возможность научиться: создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения. К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц. К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознавать значимость чтения русской литературы для национальной истории и культуры; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; познания мира, 6 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); 7 самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные 8 ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. Библиографическая культура Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. Круг чтения 9 Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Жанровое фольклорные разнообразие формы; изучаемых литературная произведений: сказка; рассказ, малые притча, и большие стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование первого года обучения (1 класс) Блок Тема Раздел 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Я взрослею часов 9 Не красна книга письмом, красна умом 3 Без друга в жизни туго 2 Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Я фантазирую и мечтаю Количество Необычное в обычном Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 1 3 7 Что мы Родиной зовём С чего начинается Родина? 2 О родной природе Одним костром весь свет согрет 1 Выше облака ходячего 3 В синем море белые гуси 1 Проверочная работа 1 Итого: 16 Тематическое планирование второго года обучения (2 класс) Блок Тема Раздел 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Не торопись отвечать, торопись слушать. О. С. Бундур . «Я слушаю» Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки») Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент) Как аукнется, так и откликнется. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком» Я взрослею Количество часов 10 1 1 1 1 Кто идёт вперёд, того страх не берёт. С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». 1 В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень» 11 Воля и труд дивные всходы дают. Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». Б. В. Шергин. «Пословицы в 1 рассказах» Семья крепка ладом. С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика. В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» 1 Я и моя семья (фрагмент) М. В. Дружинина. «Очень полезный 1 подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья» Мечты, зовущие ввысь. Н. К. 1 Абрамцева. «Заветное желание» Я фантазирую и мечтаю Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава 1 «Фанфаронова гора») Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во времена сынами сильна все 7 Люди земли русской. В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал слова… Повесть о В. человек 1 И. Дале» (фрагмент) М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент) Хорош праздник после трудов Народные праздники, праведных. Л. Ф. Воронкова. «Девочка связанные с временами года из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский. «Жаворонок» 1 1 А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелёв. 1 «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). К зелёным далям с детства взор О родной природе приучен. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В 1 чистом поле тень шагает». М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. 1 Тютчев. «Тихой ночью, поздним 12 летом…» Резерв на вариативную часть программы 1 Итого: 17 Тематическое планирование третьего года обучения (3 класс) Блок Количество Тема часов Раздел 1. МИР ДЕТСТВА 10 Пишут не пером, а умом. В. И. Я и книги Воробьев. «Я ничего не придумал» В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения») Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. Н. Я взрослею Г. Волкова. «Дреби-Дон». Пословицы о совести Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». П. В. Засодимский. «Гришина В дружной семье и в холод тепло О. Ф. Я и моя семья Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Детские фантазии. Я фантазирую и мечтаю В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» времена сынами сильна (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). От праздника к празднику 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» 1 13 (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). В. П. Астафьев. «Зорькина песня» О родной природе (фрагмент).В. Д. Берестов. «У реки». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. И. С. Никитин. «Лес». Паустовский. «Клад». К. 1 1 1 Г. Проверочная 1 работа Итого: 17 Тематическое планирование четвёртого года обучения (4 класс) Блок Тема Раздел 1. МИР ДЕТСТВА Количество часов 13 Испокон века книга растит человека 2 Скромность красит человека 2 Любовь всё побеждает 2 Я и моя семья Такое разное детство 5 Я фантазирую и мечтаю Придуманные миры и страны 1 Я и книги Я взрослею Проверочная работа по итогам изучения раздела Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все 1 4 Люди земли русской 1 Что мы Родиной зовём Широка страна моя родная 1 О родной природе Под дыханьем непогоды 1 времена сынами сильна Проверочная работа по итогам изучения раздела 1 Итого: 17 15 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)