Рабочая программа по литературному чтению на родном языке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от « 28 » августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС НОО

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
1-4 класс

ГО Карпинск
2020 г.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном
языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной
истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке
для обеспечения культурной самоидентификации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют

требованиям

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы начального общего образования, сформулированным в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных
результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание
важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных
результатов:
1)

познавательные

универсальные

действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

учебные

3

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить
свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2)

коммуникативные

универсальные

учебные

действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения,
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3)

регулятивные

универсальные

учебные

действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных
результатов:
1) Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность
народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой
культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития;
для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста,
позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;

4

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и

видеть

в тексте данные средства художественной

выразительности;
совершенствовать

в

процессе

чтения

произведений

русской

литературы

читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть
стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
2) Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать

художественную

литературу как

один

из

видов

искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного)
произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих
лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:

5

совершенствовать

в

процессе

чтения

произведений

русской

литературы

читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных текстов;
применять опыт чтения произведений

русской литературы для речевого

самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и

видеть

в тексте данные средства художественной

выразительности;
совершенствовать

в

процессе

чтения

произведений

русской

литературы

читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих
лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознавать

значимость

чтения

русской

литературы

для

национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

познания

мира,

6

совершенствовать

в

процессе

чтения

произведений

русской

литературы

читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
пользоваться

справочными

источниками

для

понимания

и

получения

дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать

художественную

литературу как

один

из

видов

искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение
на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
совершенствовать

в

процессе

чтения

произведений

русской

литературы

читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

7

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать

художественную

литературу как

один

из

видов

искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным

темпом

чтения,

позволяющим

осознать

текст).

Соблюдение

орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный
текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся
в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные

8

ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя
русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира
героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре,
морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в
русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и
настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания,

отражающие

специфику

русской

художественной

литературы.

Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного
текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий,
выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения

9

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое
фольклорные

разнообразие

формы;

изучаемых

литературная

произведений:

сказка;

рассказ,

малые

притча,

и

большие

стихотворение.

Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой
произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и
метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация

литературного

произведения

в

творческой

деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и
письменного

текста

на

основе

художественного

произведения

с

учетом

коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к
произведению, на репродукции картин русских художников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование первого года обучения (1 класс)
Блок

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги
Я взрослею

часов
9

Не красна книга письмом, красна умом

3

Без друга в жизни туго

2

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто
честный

Я фантазирую и мечтаю

Количество

Необычное в обычном

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1
3
7

Что мы Родиной зовём

С чего начинается Родина?

2

О родной природе

Одним костром весь свет согрет

1

Выше облака ходячего

3

В синем море белые гуси

1

Проверочная работа

1

Итого:

16

Тематическое планирование второго года обучения (2 класс)
Блок

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги

Не торопись отвечать, торопись
слушать.
О. С. Бундур . «Я слушаю»
Е. Н. Егорова. «Детство Александра
Пушкина» (глава «Нянины сказки»)
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню,
как умею» (фрагмент)
Как аукнется, так и откликнется. В. В.
Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком»

Я взрослею

Количество
часов
10
1
1
1
1

Кто идёт вперёд, того страх не берёт. С.
П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин.
«Этот мальчик».
1
В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят
камень»

11

Воля

и

труд

дивные

всходы

дают. Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и
его дети». Б. В. Шергин. «Пословицы в

1

рассказах»
Семья крепка ладом. С. Г. Георгиев.
«Стрекот кузнечика.
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» 1

Я и моя семья

(фрагмент)
М. В. Дружинина. «Очень полезный
1
подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья»
Мечты, зовущие ввысь. Н. К.
1
Абрамцева. «Заветное желание»

Я фантазирую и мечтаю

Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н.
Толстой.

«Воспоминания»

(глава 1

«Фанфаронова гора»)
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Родная

страна

во

времена сынами сильна

все

7

Люди земли русской. В. А. Бахревский.
«Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.
А.
Булатов,
В.
И.
Порудоминский. «Собирал
слова…

Повесть

о

В.

человек 1
И.

Дале»

(фрагмент)
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский
приходит на помощь» (фрагмент)
Хорош праздник после трудов
Народные
праздники, праведных. Л. Ф. Воронкова. «Девочка
связанные с временами года из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок»

1

1

А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелёв.
1
«Лето Господне» (фрагмент главы
«Масленица»).
К зелёным далям с детства взор
О родной природе

приучен. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые
колокольчики». И.

С.

Никитин.

«В

1

чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В.
А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. 1
Тютчев. «Тихой

ночью,

поздним

12

летом…»
Резерв на вариативную часть программы

1

Итого:

17

Тематическое планирование третьего года обучения (3 класс)
Блок

Количество

Тема

часов

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

10

Пишут не пером, а умом. В. И.

Я и книги

Воробьев. «Я ничего не придумал»
В.

П.

Крапивин.

Сказки

Севки

Глущенко (глава «День рождения»)
Жизнь дана на добрые дела. Пословицы
о доброте. Ю. А. Буковский.
Н.

Я взрослею

Г.

Волкова.

«Дреби-Дон».

Пословицы о совести
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». П.
В. Засодимский. «Гришина
В дружной семье и в холод тепло О. Ф.

Я и моя семья

Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых
яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на
воздушных шариках» (фрагмент).
Детские фантазии.

Я фантазирую и мечтаю

В. П. Крапивин.

«Брат, которому семь» (фрагмент
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней
Чуковский» (фрагмент).

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная

страна

во

все О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор»

времена сынами сильна

(фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей»
(фрагмент).

От праздника к празднику

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
7
1

1

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» 1

13

(фрагмент).
С.

Чёрный.

«Пасхальный

визит»

(фрагмент).
В. П. Астафьев. «Зорькина песня»

О родной природе

(фрагмент).В. Д. Берестов. «У реки».
М. М. Пришвин. «Как распускаются
разные деревья». И. П. Токмакова.
И.

С.

Никитин.

«Лес».

Паустовский. «Клад».

К.

1

1

1

Г.

Проверочная 1

работа
Итого:

17

Тематическое планирование четвёртого года обучения (4 класс)
Блок

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

Количество
часов
13

Испокон века книга растит человека

2

Скромность красит человека

2

Любовь всё побеждает

2

Я и моя семья

Такое разное детство

5

Я фантазирую и мечтаю

Придуманные миры и страны

1

Я и книги
Я взрослею

Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная

страна

во

все

1
4

Люди земли русской

1

Что мы Родиной зовём

Широка страна моя родная

1

О родной природе

Под дыханьем непогоды

1

времена сынами сильна

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

Итого:

17

15

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».