Аннотация к рабочей программе по литературному чтению на родном языке

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся»;
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
№ 1666»;
Приказ
Министерства
образования
и
науки
РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3
июня 2017 г. № 1155-р;
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р.
Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной
язык и литературное чтение на родном языке».
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований,
заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке».1 Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и
литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском
языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской
литературы в разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6
декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что
«общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной
доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное
российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576)
URL: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/
1



основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и
культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие
основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций
народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений
в единую российскую культуру»2.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль
о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и
передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской
литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение
обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его
культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской
культуры.
В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национальнокультурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской
литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.
Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на
родном (русском) языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в
предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована
благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный
характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б)
вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского
детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками
и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному
историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие
от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику
лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений
русской литературы.
Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия
на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим
потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
овладению культурой межнационального общения.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный на тех же
принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство
младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко
отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи,
традиции русского народа.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение
следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
2

URL: https://base.garant.ru/72120010







национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;

воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых
для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан
с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их
речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого
выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемнотематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие
духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще
одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг
интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в
специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с «Примерной
программой по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных
организаций, реализующих программы начального общего образования» на уровне:
целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов отбора
содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет
права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного
чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не
предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе
литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного
кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики,
современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших
школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для
национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и
изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные
стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро,
сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке» составлена на
основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной
программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 67,5
часов из расчета:

- 16,5 часов в 1 классе (по 0,5 часа в неделю);
- по 17 часов во 2 - 4 классах (по 0,5 часа в неделю).
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание
основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с
включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.
В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и
читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая
пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся».
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном
пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например,
доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми
понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной
школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную
специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями
помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции,
ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного
количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их
восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурноисторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир
детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера,
формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами
сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе
представлено значительное количество произведений современных
авторов,
продолжающих в своем творчестве национальные традиции русской литературы, эти
произведения близки и понятны современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов
искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает
два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом разделе
выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя
семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле».
Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что
позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы
произведения, темы или проблемы).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».