Рабочая программа по технологии (1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от « 28 » августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС НОО

«ТЕХНОЛОГИЯ»
1 - 4 класс

ГО Карпинск
2020 г.

I ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ТЕХНОЛОГИЯ"
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ
гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих
в себя конкретные учебные предметы:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
3

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и
проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемые результаты учебного предмета:
1. Личностные результаты.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно ­ познавательные и внешние мотивы;
– учебно­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­ познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно­ познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
4

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
2. Метапредметные результаты.
2.1. Регулятивные
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.

5

2.2. Познавательные.
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково ­ символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
_- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно ­ следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно ­
следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
2.3. Коммуникативные.
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
6

коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов
и позиций всех участников;
– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
2.4. Чтение. Работа с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
7

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
2.5. Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­
двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­ зарядку);
8

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных.
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию,
набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном
языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
использовать
программу
Выпускник
получит
возможность
научиться
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации.
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш- карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты
ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно - научных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео - и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления
текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе
с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при
поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений.
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать,
оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио - и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука,
текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
9

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной
организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать
ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых
средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые
алгоритмы)
в
несколько
действий,
строить
программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного
выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического
проектирования
- моделировать объекты и процессы реального мира.
3. Предметные результаты.
1 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
1) иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных
народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях
своих родителей)
2) выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) уважительно относиться к труду людей.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
1) узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
2) узнавать и называть технологические приёмы ручной обработки материалов,
использовавшихся на уроках;
3) выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приёмы
их ручной обработки;
4) применять приёмы безопасной работы с инструментами: чертёжными (линейка),
режущими (ножницы), колющими (швейная игла).
10

Конструирование и моделирование.
Обучающийся научится:
1) выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
2) изменять вид конструкции;
3) анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
4) изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
1) понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
2) наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые
демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) понимать значение компьютера в жизни человека;
2) понимать смысл слова «информация»;
3) наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по
предмету «Технология»;
4) бережно относиться к техническим устройствам;
5) соблюдать режим и правила работы на компьютере.
2 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
1)воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;
2) иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных
народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях
своих родителей) и описывать их особенности;
3)понимать правила создания рукотворных предметов;
4) понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в практической деятельности;
5)организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы;
6)отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
7)соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
1)узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
2) на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать
доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
3)подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с
поставленной задачей;
4)узнавать и называть технологические приёмы ручной обработки материалов;
5)отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их
выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
6)применять приёмы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертёжными
(линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);
7)распознавать простейшие чертежи;
8)изготавливать плоскостные и объёмные изделия по рисунку.
Конструирование и моделирование.
11

Обучающийся научится:
1)анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения деталей;
2)решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
3) анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу;
4)изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
1)понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
2) выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим
средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с
компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
3)понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни;
4)пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
5)с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»;
6)бережно относиться к техническим устройствам
7)работать с мышью и клавиатурой;
8) соблюдать режим и правила работы на компьютере.
3 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
1) иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных
народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях
своих родителей) и описывать их особенности;
2)понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в практической деятельности;
3)планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
4)выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
1)уважительно относиться к труду людей;
2)понимать культурно­историческую ценность традиций, отражённых в предметном
мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и
уважать их;
3)понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
1)на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и конструктивным
свойствам в соответствии с поставленной задачей;
12

2)отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их
выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
3)применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
Обучающийся получит возможность научиться:
1) отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
2) прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
Конструирование и моделирование.
Обучающийся научится:
1)анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения деталей;
2)решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
Обучающийся получит возможность научиться:
1) соотносить объёмную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением
развёртки;
2) создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
1)выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим
средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с
компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
2)пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
3)пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными
ресурсами).
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться доступными
приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети
Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения,
переработки.
4 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Выпускник научится:
1)иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных
народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях
своих родителей) и описывать их особенности;
2)понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в практической деятельности;
3)планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
13

4)выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда.
Выпускник получит возможность научиться:
1)уважительно относиться к труду людей;
2)понимать культурно­историческую ценность традиций, отражённых в предметном
мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и
уважать их;
3)понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Выпускник научится:
1) на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным
свойствам в соответствии с поставленной задачей;
2) отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их
выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно
расходовать используемые материалы;
3) применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
4) выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и
объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
1) отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
2) прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование.
Выпускник научится:
1) анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения деталей;
2) решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также
другие доступные и сходные по сложности задачи;
3) изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
1) соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических
формах, с изображениями их развёрток;
2) создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической
информации, воплощать этот образ в материале.
14

Практика работы на компьютере.
Выпускник научится:
1) выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим
средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с
компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
2) пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
3) пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными
ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой
информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её
получения, хранения, переработки.
II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат
труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника,
предметы быта и декоративно-прикладного искусства.) разных народов России.
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства
разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия
конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из
учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной
деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам),
праздники..
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание
доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

15

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологически операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание) сборка изделия (клеевое, ниточное,
проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей
(окрашивание, вышивка, аппликация) Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный,
геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развёртка, схема (их
узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с
опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных). Изделие, деталь изделия (общее представление).
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным). Конструирование и
моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура,
общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
16

информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда
при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с
ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word и PowerPoint.
III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с
указанием распределения учебных часов. Содержание учебного материала программы
включает несколько обобщающих тем: общекультурные и общетрудовые компетенции,
основы культуры труда, самообслуживания; технология ручной обработки материалов,
элементы графической грамоты; конструирование и моделирование; практика работы на
компьютере.
1 класс
N п/п

Тема

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира
(архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства)
разных народов России (башкиры, татары, манси). Бережное отношение к природе
как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени.
Основные виды деятельности:
Наблюдение связи человека с природой и предметным миром, предметный мир
ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего
мира, традиции и творчество мастеров родного края.
Сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта, их
связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимание
особенностей декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной
деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах (бумаге, пластилине, ткани), их происхождении.
Исследование элементарных физических, механических и технологических
свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов, их использование и способы обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (ножницы, стека),
выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

2

17

Колво
часов
11

16

3

4

Общее представление о технологическом процессе: анализ изделия; выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций; подбор
материалов и инструментов; экономная разметка; сборка; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и
выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, с помощью линейки,
угольника),
выделение
деталей
(отрывание,
резание
ножницами),
формообразование деталей (сгибание, складывание), сборка изделия (клеевое),
отделка изделия (окрашивание, аппликация). Выполнение отделки в соответствии
с особенностями орнаментов из геометрических фигур.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, шаблон.. Назначение линий
чертежа (контур, линия надреза, сгиба, разрыва). Чтение условных графических
изображений. Разметка деталей с опорой на эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, шаблону.
Основные виды деятельности:
Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) доступных материалов: их
видов, физических свойств (цвет, прочность), технологических свойств - способов
обработки материалов (разметка, выделение деталей) конструктивных
особенностей используемых инструментов (ножницы, стека, игла), чертёжных
инструментов (линейка, угольник), приёмов работы приспособлениями (шаблон,
трафарет). Анализирование своей деятельности, выделение известного и
неизвестного. Осуществление
совместной практической деятельности;
анализирование плана работы над изделием. Создание мысленного образа
конструкции и воплощение его в материале с опорой (при необходимости) на
графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда
при работе с бумагой и пластилином.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий. Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции
изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы
соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме.
Основные виды деятельности:
Сравнение различных видов конструкций и способов
их сборки.
Характеризование основных требований к изделию.
Моделирование несложных
изделий
с разными конструктивными
особенностями.).
Конструирование объекта с учётом технических и художественно-декоративных
условий: определение особенности конструкции, подбор материалов и
инструментов, чтение простейшей технической документации и выполнение по
ней работы.
Проектирование изделия: создание образа в соответствии с замыслом.
Практика работы на компьютере.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск
программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура,
общее
представление о правилах клавиатурного письма. Работа мышью. Соблюдение
безопасных приёмов труда при работе на компьютере.
Основные виды деятельности:
Наблюдение мира образов на экране компьютера, образов
18

3

3

информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео,
интерактивное видео).
Осуществление поиска информации о компьютере, его составных частях.
Освоение работы на компьютере (включить, выключить, находить информацию в
Интернете с помощью взрослого), работа с тренажёрами электронных приложений
к учебнику.
Самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности
Итого:

33 ч

2 класс
N п/п

Тема

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции.
культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный
мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира. Особенности тематики, материалов, внешнего вида
изделий декоративного искусства разных народов, отражающие
природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира
(удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как
источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии (садовод,
овощевод, гончар, пекарь); традиции и творчество мастера в создании
предметной среды.
Анализ задания. Организация рабочего места в зависимости от
вида работы, планирования трудового процесса.
Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из
учебника) её использование в организации работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных
ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Культура межличностных отношений
в совместной деятельности. Результат проектной деятельности –
изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию
(пришивание пуговицы), домашнему труду, оказание доступных видов
помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Основные виды деятельности:
Поиск, отбор и использование
необходимой информации из
учебника.
Планирование предстоящей практической деятельности
в
соответствии с её целью, задачами.
Организация своей деятельности: подготовка своего рабочего места,
рациональное размещение материалов и инструментов, соблюдение
приёмов безопасного труда; работа в малых группах,
осуществление сотрудничества,
исполнение разных социальных ролей (уметь слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать со
19

Кол-во
часов
9
Основы

2

3

сверстниками и взрослыми).
Оценивание результата деятельности.
Обобщение нового, что усвоено на уроке.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование
элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов (бумага, пластилин,
солёное тесто, картон, крупа, яичная скорлупа, нитки, ткань) и их
практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.
Выбор материалов
по их
декоративно-художественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (ножницы,
стеки, иглы), выполнение приемов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства
и назначения изделия; выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций; подбор материалов и
инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии,
внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и
выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов: разметка деталей (по шаблону, трафарету, с помощью
линейки, угольника), выделение деталей (отрывание, резание
ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание),
сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное), отделка изделия или
его деталей (аппликация). Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов разных народов России
(растительный, геометрический и другие орнаменты).
Основные виды деятельности:
Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление)
доступных материалов: физических свойств (цвет, пластичность,
форма.), технологических свойств способов обработки материалов
(разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка),
используемых инструментов (ножницы, игла, стека), чертёжных
инструментов линейка, угольник), приёмов работы
приспособлениями (шаблон, трафарет).
Анализ особенностей предлагаемых изделий,
выделение известного и неизвестного,
осуществление открытия нового знания и умения;
анализ и чтение графических изображений.
Создание мысленного образа конструкции с учётом поставленной
задачи. Соблюдение приёмов безопасного труда.
Планирование последовательности практических действий.
Участие в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических задач.
Осуществление самоконтроля и корректировка хода работы и
конечного результата.
Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке.
Конструирование и моделирование.
20

21

1

4

Общее представление о конструировании как создании конструкции
каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных). Изделие, деталь
изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия.
Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию
(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления
назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов
по образцу, рисунку.
Основные виды деятельности:
Сравнение различных видов конструкций.
Характеристика основных требований к изделию.
Моделирование несложных изделий с разными конструктивными
особенностями.
Конструирование объекта с учётом технических и художественнодекоративных условий:
Определение особенностей конструкции, подбор соответствующих
материалов
и инструментов, чтение
простейшей технической
документации и выполнение по ней работы.
Проектирование
изделия: создание образа в соответствии с
замыслом.
Корректировка
конструкции и технологии её изготовления.
Планирование последовательности практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи.
Участие в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических работ и реализации несложных проектов:
принятие идеи, отбор необходимой информации, создание и
практическая реализация окончательного
образа объекта.
Осуществление самоконтроля и корректировки
хода работы и
конечного результата.
Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке.
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор и хранение. Назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и
выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма,
пользование мышью, использование простейших средств текстового
редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым
словам, каталогам. Правила набора простейшего текста. Соблюдение
безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам.
Основные виды деятельности:
Наблюдение мира образов на экране компьютера.
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление)
материальных
и
информационных
объектов;
инструментов
материальных
и
информационных
технологий;
элементов
информационных объектов (текст)); их свойств: размер и начертание
текста;
отступ,
интервал
и
выравнивание
абзацев;
создание образа в соответствии с замыслом,
реализация
замысла,
используя
необходимые
элементы,
корректировка замысла и готовой продукции в зависимости от
возможностей конкретной среды.
Поиск, отбор и использование необходимых составных элементов
21

3

информационной
продукции
(изображения,
тексты).
Планирование последовательности практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи,
отбор способов реализации замысла.
Освоение работы на компьютере (включить, выключить, находить
информацию в Интернете с помощью взрослого), работа с тренажёрами
электронных приложений к учебнику.
Самоконтроль и самооценка
результатов своей учебной
деятельности.
Итого:

34ч.

3 класс
N п/п

Тема

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции.
культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный
мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства) народов России. Особенности
тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и
социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира
(удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как
источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (строитель, прораб,
дизайнер, дворник, озеленитель, модельер, закройщик).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида
работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение
на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего
времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других
дидактических материалов), её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей
(руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в
совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия
(изготовление дома по развёртке, создание ландшафта
детской
площадки из крупы).
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию
(выполнение на ткани петельных, стебельчатых, крестообразных
стежков), домашнему труду (приготовление бутербродов, лёгкого
завтрака), оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и
сверстникам.
Основные виды деятельности:
Наблюдение связи человека с природой и предметным миром,
предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы
22

Кол-во
часов
8
Основы

2

объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество
мастеров родного края.
Сравнивание конструктивных
и декоративных особенностей
предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми утилитарными
функциями,
понимание особенностей
декоративно-прикладных изделий и
материалов для рукотворной деятельности.
Анализ предлагаемых заданий:
понимание поставленной цели,
прогнозирование
получения
практических результатов в
зависимости от характера выполняемых действий,
нахождение и использование в соответcтвии с этим оптимальных
средств и способов работы.
Отбор и использование необходимой информации (из учебника и
других справочных и дидактических материалов,
использование информационно-компьютерных технологий)
Планирование предстоящей практической деятельности
в
соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого
задания, отбор оптимальных способов его выполнения.
Организация своей деятельности:
подготовка своего рабочего места,
рациональное размещение материалов и инструментов,
соблюдение приёмов безопасного и рационального труда;
работа в малых группах, о
существление сотрудничества,
исполнение разных социальных ролей (уметь слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно
взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Исследование
конструкторско-технологических
и декоративнохудожественных особенностей предлагаемых изделий,
поиск наиболее целесообразных способов решения задач прикладного
характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.
Оценивание результата деятельности:
проверка изделия в действии,
корректировка при необходимости его конструкции и технологии
изготовления.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование
элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.
Выбор материалов
по их
декоративно-художественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание
названий используемых инструментов), выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности
практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов;
23

18

3

экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений. Назначение линий чертежа (контур, линия
надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение
условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку,
простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Основные виды деятельности:
Называние и выполнение основных технологических операций
ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону,
трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника,
циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание,
складывание), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное,
винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей
(окрашивание, вышивка, аппликация, вязание).
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и
другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических
задач. Виды условных графических изображений: рисунок,
простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание).
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная,
осевая, центровая, разрыва).
Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции
каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных). Изделие, деталь
изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия;
различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы
соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов
по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным
условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным). Конструирование и моделирование на компьютере и
в интерактивном конструкторе.
Основные виды деятельности:
Сравнивание различных видов конструкций и способов их сборки.
Характеристика основных требований к изделию.
Моделирование несложных изделий с разными конструктивными
особенностями, используя разную художественную технику (в
пределах изученного).
Конструирование объектов с учётом технических и художественнодекоративных условий:
определение особенностей конструкции,
подбор соответствующих материалов и инструментов,
чтение простейшей технической документации и выполнение по ней
работы.
24

6

4

Проектирование изделия: создавать образ в соответствии с замыслом.
Реализация замысла, используя необходимые конструктивные формы
и декоративно-художественные образы, материалы и виды
конструкций, при необходимости корректировка конструкции и
технологии её изготовления.
Планирование последовательности практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи.
Участие в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных и практических работ и реализации несложных проектов:
принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и
практическая реализация окончательного образа объекта, определение
своего места в общей деятельности.
Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и
конечного результата.
Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке.
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения,
хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о
правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование
простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных
приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к
техническим
устройствам.
Работа
с
ЦОР
(цифровыми
образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица,
схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод
текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word.
Основные виды деятельности:
Наблюдение
мира образов на экране компьютера, образы
информационных объектов различной природы (графика, тексты,
видео, интерактивное видео), процессы создания информационных
объектов с помощью компьютера.
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление)
материальных
и
информационных
объектов;
инструментов
материальных
и
информационных
технологий;
элементов
информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их
свойства: цвет, ширина и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и
начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;
-технологические свойства - способы обработки элементов
информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка
текста.
Создание образа в соответствии с замыслом,
Реализация замысла, используя необходимые элементы и
инструменты информационных технологий,
корректировка замысла и готовой продукции в зависимости от
возможностей конкретной инструментальной среды.
25

2

Поиск, отбор и использование необходимых составных элементов
информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео).
Планирование последовательности практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи;
отбор наиболее эффективных способов
реализации замысла в
зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды.
Осуществление самоконтроля
и корректировки хода работы и
конечного результата.
Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке.
Итого:

34 ч.

4 класс
N п/п
1

Тема

Кол-во
часов
8
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры
труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный
мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства) разных народов России.
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий
декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира
(удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как
источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида
работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение
на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего
времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других
дидактических материалов), её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей
(руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в
совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия,
услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам),
праздники. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,
домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
взрослым и сверстникам.
Основные виды деятельности:
Наблюдение связи человека с природой и предметным миром,
предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы
объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество
мастеров родного края.
Сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов
26

2

быта,
их связь с выполняемыми утилитарными функциями,
понимание особенностей
декоративно-прикладных изделий и
материалов для рукотворной деятельности; мастера, их профессии и
виды изготавливаемых изделий.
Анализ предлагаемые задания: понимание поставленной
цели,
отделение известное от неизвестного,
прогнозирование получение практических результатов в зависимости
от характера выполняемых действий.
Анализ предлагаемые задания: понимание поставленной
цели,
отделение известного от неизвестного,
прогнозирование получения практических результатов в зависимости
от характера выполняемых действий, оптимальных средств и способов
работы.
Поиск, отбор и использование необходимой информации
(из
учебника и других справочных и дидактических материалов,
использование информационно-компьютерных технологий)
Планирование
предстоящей
практической деятельности
в
соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого
задания, отбор оптимальных способов его выполнения.
Организация своей деятельности: подготовка своего рабочего места,
рациональное размещение материалов и инструментов,
соблюдение приёмов безопасного и рационального труда;
работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
исполнение разных социальных ролей (умение слушать и вступать в
диалог, участие в коллективном обсуждении, продуктивное
взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Исследование
конструкторско-технологических
и декоративнохудожественных особенностей предлагаемых изделий,
поиск наиболее целесообразных способов решения задач прикладного
характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.
Оценивание результата деятельности:
проверка изделия в действии,
корректировка при необходимости его конструкции и технологии
изготовления. Обобщение нового, что усвоено на уроке.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование
элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.
Выбор
материалов
по
их
декоративно-художественным
и
конструктивным свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание
названий используемых инструментов), выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства
и назначения изделия; выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций; подбор материалов и
инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии,
27

15

3

внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и
выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу,
копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение
деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка
изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды
соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,
аппликация.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов разных народов России (растительный,
геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических
задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий
чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка
деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий
по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Основные виды деятельности:
Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) доступных
материалов: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.),
технологических свойств - способы обработки материалов (разметка,
выделение
деталей,
формообразование,
сборка,
отделка),
конструктивных особенностей
используемых инструментов
(ножницы, канцелярский нож), чертёжных инструментов (линейка,
угольник, циркуль), приёмов работы приспособлениями (шаблон,
трафарет, лекало, выкройка) и инструментами.
Анализ
конструкторско-технологических
и
декоративнохудожественных особенностей предлагаемых изделий,
выделение известного и неизвестного,
осуществление информационного, практического поиска и открытия
нового знания и умения;
анализ и чтение графических изображений (рисунки, простейшие
чертежи и эскизы, схемы).
Создание мысленного образа конструкции с учётом поставленной
конструкторско-технологической задачи или целью передачи
определённой
художественно-стилистической
информации;
воплощение мысленного образа в материале с опорой на графические
изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда.
Планирование последовательности
практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее
эффективных способов решения конструкторско-технологических и
декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных
условий.
Участие в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических работ и реализации несложных проектов:
принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и
практическая реализация окончательного образа объекта, определение
своего места в общей деятельности. Осуществление самоконтроля и
корректировка хода работы и конечного результата.
Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке.
Конструирование и моделирование.
28

7

4

Общее представление о конструировании как создании конструкции
каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных). Изделие, деталь
изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия;
различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы
соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов
по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным
условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным). Конструирование и моделирование на компьютере и
в интерактивном конструкторе.
Основные виды деятельности:
Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.
Характеристика основных требований к изделию.
Моделирование несложных изделий с разными конструктивными
особенностями, используя разную художественную технику (в
пределах изученного).
Конструирование объектов с учётом технических и художественнодекоративных условий:
определение особенностей конструкции,
подбор соответствующих материалов и инструментов,
чтение простейшей технической документации и выполнение по
ней работы.
Проектирование изделия: создание образа в соответствии с замыслом.
Сравнивание различных видов конструкций и способов их сборки.
Характеристика основных требований изделию.
Моделирование несложных изделий с разными конструктивными
особенностями, используя разную художественную технику (в
пределах изученного).
Конструирование объектов с учётом технических и художественнодекоративных условий:
определение особенностей конструкции,
подбор соответствующих материалов и инструментов,
чтение простейшей технической документации и выполнение по
ней работы .
Проектирование изделия: создание образа в соответствии с замыслом.
Планирование последовательности
практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее
эффективных способов решения конструкторско-технологических и
декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных
условий.
Участие в совместной творческой деятельности при выполнении
учебных практических работ и реализации несложных проектов:
принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и
практическая реализация окончательного образа объекта, определение
своего места в общей деятельности.
Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и
конечного результата.
Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке.
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения,
хранения, переработки информации.
29

4

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о
правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование
простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных
приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к
техническим
устройствам.
Работа
с
ЦОР
(цифровыми
образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица,
схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод
текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word и PowerPoint.
Основные виды деятельности:
Наблюдение
мира образов на экране компьютера, образов
информационных объектов различной природы (графика, тексты,
видео, интерактивное видео), процессов создания информационных
объектов с помощью компьютера.
Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление)
материальных
и
информационных
объектов;
инструментов
материальных и информационных технологий;
элементов
информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их
свойств: цвет, ширина и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и
начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;
технологических свойств - способов обработки элементов
информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка
текстов.
Проектирование информационных изделий:
создание образа в соответствии с замыслом,
реализация замысла, используя необходимые элементы и инструменты
информационных технологий,
корректировка замысла и готовой продукции в зависимости от
возможностей конкретной инструментальной среды.
Поиск, отбор и использование необходимых составных элементов
информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео).
Планирование последовательности практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи;
отбор наиболее эффективных
способов реализации замысла в
зависимости от особенностей конкретной среды.
Осуществление самоконтроля и корректировка хода работы и
конечного результата.
Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке.
Итого:

30

34 ч.

31

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».