Рабочая программа по русскому языку

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № __1__11
от «28» августа
2020г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г.№174-д

Основная образовательная программа
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС СОО

«РУССКИЙ ЯЗЫК»
10-11 класс

ГО Карпинск
2020 г.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе
следующего перечня документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования" (с изменениями и дополнениями))
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
3. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ
СОШ № 24 п. Сосновка.
4.УМК Русский язык. Предметная линия учебников под редакцией М. Л.
Рыбченковой, О. М. Александровой, А. Г. Нарушевича и других для
общеобразовательных организаций, М. «Просвещение», 2020
5. Рабочая программа «Русский язык 10-11 классы» (авторы-составители: Л.М.
Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др., 2019 г.).
6. ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 п.
Сосновка
7. ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе по учебному предмету, курсу, модулю и
тематическому
(поурочному)
планированию
в
муниципальном
автономном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе
№ 24 п.
Сосновка

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
программы углублённого уровня по русскому языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной
основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости
успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся
социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего
филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях
человеческой деятельности;
2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры,
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
3)
представление
о
речевом
идеале;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный,
этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального
словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы углублённого уровня по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных
условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять
прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии
с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с
различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать
реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно
излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять
коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления
ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в
совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать
и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной,
групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в
разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде
всего на уроках по предметам гуманитарного профиля);
3) готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к
различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты освоения выпускниками средней школы программы
углублённого уровня по русскому языку
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями
языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;

проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.
Основные содержательные линии учебного предмета
Направленность курса русского языка углублённого уровня на формирование и
развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. Как и в
примерной программе для основной школы, в ней выделяются три сквозные
содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия включает разделы «Введение в науку о языке»,
«Языковая система», «Функциональная стилистика» и «Культура речи». Изучение этих
разделов даст возможность углубить и расширить лингвистические знания учащихся, их
лингвистический кругозор, усовершенствовать основные умения и навыки проведения
языкового анализа разных единиц языка и углубиться в область функциональной
стилистики, культуры речи, теории речевого воздействия, что позволит сформировать
навыки целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых
механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является
необходимой базой для развития на профильном уровне коммуникативной
компетентности учащихся.
Вторая содержательная линия представлена в программе разделом «Речь. Речевое
общение», изучение которого направлено на сознательное и целенаправленное
совершенствование навыков речевого общения.
Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и
культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой
народа, что обеспечивает культурно-исторический компонент курса русского языка в
целом. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны
и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и
совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные
умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном
феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт
использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно
связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов,
выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык как знаковая система и общественное явление
Русский язык как объект научного изучения. Язык и его функции. Лингвистика как
наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин.
Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи
мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная),
кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в
развитии русского языка.
Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических
дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о
происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками.
Язык и культура
Раздел 2. Язык и общество
Русский язык в Российской Федерации выполняет ряд социальных функций:
- является национальным языком русского народа, средством накопления, хранения
и передачи от поколения к поколению социального, культурно-исторического опыта
народа;
- служит средством межнационального общения народов России;
- является государственным языком, способствующим взаимопониманию,
укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином
многонациональном государстве.
Формы существования русского национального языка.
Словари русского языка. Словари делят на энциклопедические и лингвистические.
Одноязычный толковый словарь – наиболее распространённый тип.
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи.
Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Система языка. Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических
единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи.
Интонационные особенности русской речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,
пословицы и поговорки, крылатые выражения.
Исторические изменения в словарном составе языка. Лексические средства
выразительности речи.
Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем.
Этимология как раздел лингвистики.
Система современного русского словообразования.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфология.
Морфологические
нормы.
Грамматические
категории,
грамматические значения и грамматические формы. Проблема классификации частей
речи в русистике. Морфологические средства выразительности речи.
Орфографические нормы русского языка. Принципы русской орфографии.
Правописание гласных в корне. Правописание приставок. Буквы и, ы после приставок.
Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни.
Правописание предлогов, союзов, частиц.

Раздел 4. Речь. Речевое общение.
Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их
соотнесенность с функциональными разновидностями языка.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение,
письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Речевая стратегия. Речевая
тактика.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и
создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание
содержания устного и письменного высказывания, дополнительной, явной и скрытой
информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в
зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую
информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронное виде на различных
информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.
Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов
и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин образовательной области «Филология»), социально-культурной и деловой
сферах общения. Владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на
лингвистическую тему. Условия удачной коммуникации.
Раздел 5. Текст. Виды его преобразования.
Признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей,
наличие смысловой и грамматической связи между частями, смысловая цельность.
Тема текста. Цепная и параллельная связь предложений. Информационная
переработка текста – процесс извлечения необходимой информации из текста-источника.
План – наиболее важный вид сокращения текста.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада.
Конспект – краткое письменное связное изложение содержания текста.
Реферат. Аннотация.
Оценка текста – выражение отношения читателя к тому, что и как написано
автором произведения.
Рецензия – жанр литературной критики.
Раздел 6. Язык и речь.
Синтаксис. Синтаксические нормы. Пунктуационные нормы русского языка.
Знаки препинания и их функции в письменной речи.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в
предложениях с обособленными членами. Знаки препинания в предложениях с вводными
конструкциями. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания
в сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Раздел 7. Функциональная стилистика и культура речи.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного
русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Особенности
речевого
этикета
в
официально-деловой,
научной
и
публицистической сферах общения.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.),
публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового
(резюме, характеристика и др.) стилей.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и
функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств.
Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект,
отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в
спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.
Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в
публицистических и художественных текстах.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Интервью. Очерк. Язык рекламы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс

№ п/п
1

Название раздела и основные виды деятельности
Повторение изученного в основной школе

Количество
часов
10 ч.

(актуализация знаний учащихся о тексте, теме, идее,

способах ее реализации, типах и стилях речи; о
лексических,
морфологических
и
синтаксических
средствах, используемых в текстах-описаниях)
2

Язык как знаковая система и общественное явление 14 ч.
(актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся
о
производном
и
производящем
словах,
о

словообразовательной цепочке и основных способах
образования слов в русском языке. Совершенствование и
закрепление
навыка
различения
производного
и
производящего слов, актуализация знаний учащихся о
смысловой стороне слова, о его лексическом и
грамматическом значениях)
3

Язык и общество
10 ч.
(создание устных высказываний различных типов и жанров
в учебно – научной, социально – культурной и деловой
сферах общения, с учетом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского
литературного языка, применяемых в практике речевого
общения;
участие в дискуссии)

4

Язык и речь. Культура речи

35 ч.

(совершенствование, расширение и углубление знаний
учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах
языковых норм. Ознакомление с двумя уровнями речевой
культуры: 1) владение нормами устного и письменного
литературного языка; 2) использование выразительных
языковых средств в разных условиях общения в
соответствии с целями и содержанием речи)

5

Речь. Речевое общение

10 ч.

(формирование и совершенствование умений видеть
нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять
ошибки)
6

Текст. Виды его преобразования

14 ч.

(лингвистический анализ языковых явлений и текстов
различных функциональных стилей и разновидностей
зыка)
7

Повторение изученного в 10 классе

12 ч.

(работа с различными информационными источниками
(учебно – научными текстами, справочной литературой,
средствами массовой информации, в том числе
представленной в электронном виде, конспектирование)
Итого

105 ч.

11 класс

№ п/п

Название темы

Количество
часов

1

Повторение изученного в 10 классе

10 ч.

(актуализация знаний учащихся о тексте, теме, идее,
способах ее реализации, типах и стилях речи; о
лексических,
морфологических
и
синтаксических
средствах,
используемых
в
текстах-описаниях.
Совершенствование
и
закрепление
аналитических,
орфографических и пунктуационных навыков учащихся)
2

Русский язык в современном мире

1 ч.

(знать понятие «мировой язык»; иметь представление о
русском языке как родном и русском языке как
государственном, понятие о функциях русского языка как
государственного, его функциях в школьном изучении,
толковать слова и обороты из текста, комментировать
орфограммы и пунктограммы)
3

Экология языка

1 ч.

(актуализация знаний о том, что язык – зеркальное
отражение состояния общества)
4

Язык и речь

42 ч.

( использование разговорной речи, знать сферы ее
использования, назначение, признаки разговорной речи,
невербальные средства общения, совершенствование
культуры разговорной речи)

5

Функциональная стилистика и культура речи

38 ч.

(определять стиль и тип речи текста)
6

Повторение изученного в 10 и 11 классах
( работа над речевым общением как формой
взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности, видами речевого общения:
официальное и неофициальное, публичное и непубличное)

13 ч.

Итого

105 ч.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».