Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка Принято с пролонгацией: Педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 24 Протокол № __1__11 от «28» августа 2020г. О.А.Глухова Приказ от 31.08.2020 г.№174-д Основная образовательная программа среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ФГОС СОО «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10-11 класс ГО Карпинск 2020 г. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе следующего перечня документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)) 2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ № 24 п. Сосновка. 4.УМК Русский язык. Предметная линия учебников под редакцией М. Л. Рыбченковой, О. М. Александровой, А. Г. Нарушевича и других для общеобразовательных организаций, М. «Просвещение», 2020 5. Рабочая программа «Русский язык 10-11 классы» (авторы-составители: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др., 2019 г.). 6. ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 п. Сосновка 7. ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе по учебному предмету, курсу, модулю и тематическому (поурочному) планированию в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 п. Сосновка ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы углублённого уровня по русскому языку являются: 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; 2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; 3) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы углублённого уровня по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме; • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на уроках по предметам гуманитарного профиля); 3) готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе; 4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. Предметные результаты освоения выпускниками средней школы программы углублённого уровня по русскому языку Выпускник на углубленном уровне научится: воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; оценивать стилистические ресурсы языка; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; выделять и описывать социальные функции русского языка; проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности; анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка; проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме; проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью; критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст; выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка; проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка; определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Основные содержательные линии учебного предмета Направленность курса русского языка углублённого уровня на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. Как и в примерной программе для основной школы, в ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Первая содержательная линия включает разделы «Введение в науку о языке», «Языковая система», «Функциональная стилистика» и «Культура речи». Изучение этих разделов даст возможность углубить и расширить лингвистические знания учащихся, их лингвистический кругозор, усовершенствовать основные умения и навыки проведения языкового анализа разных единиц языка и углубиться в область функциональной стилистики, культуры речи, теории речевого воздействия, что позволит сформировать навыки целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является необходимой базой для развития на профильном уровне коммуникативной компетентности учащихся. Вторая содержательная линия представлена в программе разделом «Речь. Речевое общение», изучение которого направлено на сознательное и целенаправленное совершенствование навыков речевого общения. Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, что обеспечивает культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Язык как знаковая система и общественное явление Русский язык как объект научного изучения. Язык и его функции. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Язык и культура Раздел 2. Язык и общество Русский язык в Российской Федерации выполняет ряд социальных функций: - является национальным языком русского народа, средством накопления, хранения и передачи от поколения к поколению социального, культурно-исторического опыта народа; - служит средством межнационального общения народов России; - является государственным языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Формы существования русского национального языка. Словари русского языка. Словари делят на энциклопедические и лингвистические. Одноязычный толковый словарь – наиболее распространённый тип. Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Система языка. Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Интонационные особенности русской речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Исторические изменения в словарном составе языка. Лексические средства выразительности речи. Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем. Этимология как раздел лингвистики. Система современного русского словообразования. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфология. Морфологические нормы. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Проблема классификации частей речи в русистике. Морфологические средства выразительности речи. Орфографические нормы русского языка. Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне. Правописание приставок. Буквы и, ы после приставок. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Правописание предлогов, союзов, частиц. Раздел 4. Речь. Речевое общение. Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Речевая стратегия. Речевая тактика. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронное виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин образовательной области «Филология»), социально-культурной и деловой сферах общения. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Условия удачной коммуникации. Раздел 5. Текст. Виды его преобразования. Признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей, наличие смысловой и грамматической связи между частями, смысловая цельность. Тема текста. Цепная и параллельная связь предложений. Информационная переработка текста – процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. План – наиболее важный вид сокращения текста. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада. Конспект – краткое письменное связное изложение содержания текста. Реферат. Аннотация. Оценка текста – выражение отношения читателя к тому, что и как написано автором произведения. Рецензия – жанр литературной критики. Раздел 6. Язык и речь. Синтаксис. Синтаксические нормы. Пунктуационные нормы русского языка. Знаки препинания и их функции в письменной речи. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Раздел 7. Функциональная стилистика и культура речи. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации. Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Интервью. Очерк. Язык рекламы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № п/п 1 Название раздела и основные виды деятельности Повторение изученного в основной школе Количество часов 10 ч. (актуализация знаний учащихся о тексте, теме, идее, способах ее реализации, типах и стилях речи; о лексических, морфологических и синтаксических средствах, используемых в текстах-описаниях) 2 Язык как знаковая система и общественное явление 14 ч. (актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о производном и производящем словах, о словообразовательной цепочке и основных способах образования слов в русском языке. Совершенствование и закрепление навыка различения производного и производящего слов, актуализация знаний учащихся о смысловой стороне слова, о его лексическом и грамматическом значениях) 3 Язык и общество 10 ч. (создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения; участие в дискуссии) 4 Язык и речь. Культура речи 35 ч. (совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах языковых норм. Ознакомление с двумя уровнями речевой культуры: 1) владение нормами устного и письменного литературного языка; 2) использование выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи) 5 Речь. Речевое общение 10 ч. (формирование и совершенствование умений видеть нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять ошибки) 6 Текст. Виды его преобразования 14 ч. (лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей зыка) 7 Повторение изученного в 10 классе 12 ч. (работа с различными информационными источниками (учебно – научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленной в электронном виде, конспектирование) Итого 105 ч. 11 класс № п/п Название темы Количество часов 1 Повторение изученного в 10 классе 10 ч. (актуализация знаний учащихся о тексте, теме, идее, способах ее реализации, типах и стилях речи; о лексических, морфологических и синтаксических средствах, используемых в текстах-описаниях. Совершенствование и закрепление аналитических, орфографических и пунктуационных навыков учащихся) 2 Русский язык в современном мире 1 ч. (знать понятие «мировой язык»; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении, толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы) 3 Экология языка 1 ч. (актуализация знаний о том, что язык – зеркальное отражение состояния общества) 4 Язык и речь 42 ч. ( использование разговорной речи, знать сферы ее использования, назначение, признаки разговорной речи, невербальные средства общения, совершенствование культуры разговорной речи) 5 Функциональная стилистика и культура речи 38 ч. (определять стиль и тип речи текста) 6 Повторение изученного в 10 и 11 классах ( работа над речевым общением как формой взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности, видами речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное) 13 ч. Итого 105 ч. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)