Аннотация к программе по русскому языку

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе
следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования" (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
3. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ
СОШ № 24 п. Сосновка.
4.УМК Русский язык. Предметная линия учебников под редакцией М. Л.
Рыбченковой, О. М. Александровой, А. Г. Нарушевича и других для
общеобразовательных организаций, М. «Просвещение», 2019
5. Рабочая программа «Русский язык 10-11 классы» (авторы-составители: Л.М.
Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др., 2019 г.).
6. ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 п.
Сосновка
7. ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе по учебному предмету, курсу, модулю и
тематическому
(поурочному)
планированию
в
муниципальном
автономном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе
№ 24 п.
Сосновка
Целями изучения русского языка на углублённом уровне в средней школе
являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям
национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как
части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры
русского и других народов;
• расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как
науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах
каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функциональностилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах
и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных
видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования,
говорения и письма;
• совершенствование умений анализировать единицы различных языковых
уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную
интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации,
повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений
лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей
художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и
второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов,
разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в
том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

• существенное расширение используемых языковых и речевых средств;
формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм
словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в
соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и
письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
•
приобретение
опыта
исследовательской
деятельности,
проведения
лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на
интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла;
развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической
речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных
умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного
общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования,
готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Программа содержит планируемые результаты изучения предмета, содержание
предмета, тематическое планирование.
Общая характеристика курса
Содержание курса русского языка на профильном уровне в средней (полной)
школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что
возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в
10—11 классах филологического профиля и обеспечивает совершенствование
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения
видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и
письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от
определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и
продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого
общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие
способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать
коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации,
оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному
изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения
содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка
этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные
универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом
школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями,
входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский
язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне,
отража ющих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных
действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на
основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и
ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об
основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка,
формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных

сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников,
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание
старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление
взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной
сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской
языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и
других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Независимо от избранной теории и методики обучения должное внимание в учебном
процессе необходимо уделять каждой из названных компетенций. В то же время
профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего
филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является
формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
Методы и формы оценки результатов освоения.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
- входной контроль в начале учебного года;
- текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных
диктантов, творческих, свободных («проверяю себя»), диктантов с грамматическими
заданиями, тестов, проверочных работ, самостоятельных работ, комплексного анализа
текстов, а также диагностических работ;
- итоговый - контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ
текста.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».