Рабочая программа по родному языку

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 17
от «28» августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020г. № 174-д

Основная образовательная программа
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС НОО

«Родной (русский) язык»
1 – 4 класс

ГО Карпинск
2020г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1 - 4 классах должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и
коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык». Предметные результаты изучения
учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях.

1 класс

Предметные результаты
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
 распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом,
одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
 использовать
словарные статьи учебного
пособия
для определения
лексического значения слова;
 понимать значение
русских
пословиц
и
поговорок, связанных с
изученными темами;
●
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 осознавать смыслоразличительную роль ударения;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
 владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём
наиболее существенные факты.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- понимание важности нового социального статуса «ученик»;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие
образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
- понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне,
соответствующем возрасту);
- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
- осознание языка как основного средства общения людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа,
культуры России;

- осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории
своего народа, своей семьи;
- познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
- осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в
русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных
заданиях);
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- оценивать правильность выполнения задания;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики,
содержание);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, фотографий;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под
руководством учителя);
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение) на языковом материале.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий;
- использовать рисунки для решения конкретных языковых задач;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получать возможность научиться:
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям.

2 класс
Предметные результаты
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и
настоящее»:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки);
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать
словарные
статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
- понимать
значение
русских
пословиц
и поговорок,
связанных
с
изученными темами;
- понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
- осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
●
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- пользоваться
учебными
толковыми
словарями
для определения
лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
●
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать
этикетные
формы
обращения
в
официальной
и
неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть
различными
приёмами слушания научно-познавательных
и
художественных
текстов об истории языка и
о культуре русского
народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать
логическую связь между фактами;
- создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать текстыповествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как
интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и
здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической
красоты и точности русского слова;
- осознания русского языка как основного средства общения народов России;
- осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание
разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа,
понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;
- понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям
народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная
мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию,
просить, доказывать и т.д.).
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- понимать цель выполняемых действий;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
- понимать важность планирования работы;
- осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи
(орфограммы в корне слов);
- выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с
выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
- осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с
заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при
списывании, письме по памяти.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании
творческой работы, создании проектов;
- объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
- осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
- оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без
ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
- ориентироваться в учебнике;
- использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и
др.;
- свободно ориентироваться в книге;
- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам
плана);
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
- уметь слышать, точно реагировать на реплики;
- понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся получат возможность научиться:

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(обращение, вежливые слова);
- озаглавливать текст;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
(обратиться с просьбой, поздравить);
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

3 класс
Предметные результаты
В
конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:
●
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей;
слова, называющие музыкальные инструменты);
- распознавать
русские традиционные
сказочные
образы, эпитеты и
сравнения;
- наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы;
- использовать
словарные
статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
- понимать
значение
русских
пословиц
и поговорок,
связанных
с
изученными темами;
- понимать
значение
фразеологических
оборотов,
связанных
с
изученными
темами;
осознавать
уместность
их употребления
в
современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
●
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
- пользоваться
учебными
толковыми
словарями
для определения
лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
●

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

- различать
этикетные
формы
обращения
в
официальной
и
неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать
в речи языковые средства для свободного
выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественных
текстов об истории языка и о культуре русского

народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
- соотносить
части
прочитанного
или
прослушанного
текста:
- устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами
текста;
приводить объяснения заголовка текста;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной
деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего
познавательной активностью, инициативностью;
- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и
здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие
русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что
изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям
народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным
средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
- осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание
разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками,
учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
- восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи
развития языка с развитием культуры и общества;
- понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств,
внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительной мотивации к созданию собственных текстов;
- положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению
различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
- способности к адекватной самооценке.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения
заданий;
- осознавать цели и задачи урока, темы;
- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим
стандартные действия;
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая
конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в
соответствии с ними;
Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
- планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и
др.;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- строить словосочетания и предложения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в
справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
- по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
- преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(обращение, вежливые слова);
- озаглавливать текст;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
(обратиться с просьбой, поздравить);
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять,
высказывать свою точку зрения);
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст по основной мысли текста.

4 класс
Предметные результаты

В
конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:
●

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; с качествами
и
чувствами людей; родственными отношениями);
- распознавать
русские традиционные
сказочные
образы, эпитеты и
сравнения в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской
художественной
литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и
сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического
значения слова;
- понимать значение русских
пословиц и поговорок, связанных
с изученными
темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
- осознавать уместность их
употребления в
современных
ситуациях
речевого
общения;

- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
●

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

- соотносить
собственную
и чужую речь с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- заменять
синонимическими
конструкциями
отдельные
глаголы,
у
которых
нет
формы
1-го лица единственного
числа настоящего и
будущего времени;
- выявлять
и исправлять
в устной речи типичные
грамматические
ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и
сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего
времени);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического
значения слова;
- пользоваться
орфографическим
словарём
для
определения
нормативного написания слов;
- пользоваться
учебным
этимологическим
словарём
для уточнения
происхождения слова;
●
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать
этикетные
формы
обращения
в
официальной
и
неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать
в речи языковые средства для свободного
выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть
различными приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов
об истории
языка
и
о культуре
русского
народа;
- анализировать
информацию прочитанного
и
прослушанного
текста:
отделять
главные
факты
от второстепенных,
выделять
наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- пересказывать текст с изменением лица;
- создавать
тексты-повествования
о посещении
музеев, об участии в
народных
праздниках, об
участии
в
мастер-классах,
связанных с
народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно
следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить
объяснения заголовка текста.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития
языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа,
семейных отношений;
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание
богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей
народной русской речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и
письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и
неуспешности в учёбе;
- эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными
нормами и этическими требованиями;
- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия
для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач,
корректировать работу по ходу выполнения;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при
выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные
действия (памятки в справочнике учебника);
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над
ошибками;
- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной
деятельности) и удерживать ее.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать
устные и письменные высказывания;
- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с
опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными
ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
- регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и
этическими требованиями.
Познавательные
Обучающиеся научатся:

- ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания,
осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
- предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого
материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию,
полученную из различных источников;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания
слушателем;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений,
текстов);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей; самостоятельно делать выводы;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг,
определять главную мысль, озаглавливать тексты;
- передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
- владеть диалоговой формой речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных
задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс
Раздел 1. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма
устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать
взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?)
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим ударением в
предложении.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1)
дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т. д.);
2)
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан,
лапти и т. д.).
Проектное задание. Словарь в картинках.

2 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова,
называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик,
ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова,
называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки,
сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Проектное задание. Почему это так называется?
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых
есть слова с необычным произношением и ударением. Наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения
слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова.

Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстовповествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных
праздниках.

3 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,
правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра,
дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу.
Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. И т. д.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную
оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка,
книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.)
(на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа
имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или
только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение
нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например,
форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением,
образования предложно-падежных форм существительных.
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в
рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы
(в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

4 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например,
от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в
языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И.
Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных
текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в
процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3

1
2
3

1
2
3

1
2
3

Тема
1 класс
Секреты речи и текста
Язык в действии
Русский язык: прошлое и настоящее
Итого
2 класс
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Итого
3 класс
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Итого
4 класс
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Итого

Количество часов
7
5
4
16
8
5
4
17
10
4
3
17
8
3
6
17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».