Рабочая программа по родному языку

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № __1__11
от «28» августа
2020г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г.№174-д

Основная образовательная программа
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС СОО

«РОДНОЙ ЯЗЫК (русский)»
10-11 класс
ФГОС СОО

ГО Карпинск
2020 г.

Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Родной
язык (русский)» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся
муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 п.
Сосновка
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, модулю и
тематическому
(поурочному)
планированию
в
муниципальном
автономном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе
№ 24 п.
Сосновка
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому родному языку на
личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
предмета «Родной язык (русский)».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Родной язык (русский)». Содержание программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка,
обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Планируемые личностные результаты:
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.

– ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; - воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
- понимать роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- соблюдать основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- использовать
особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи;
- распознавать
основные единицы языка, их признаки;
- соблюдать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого
этикета.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
- различать разговорную речь и язык художественной литературы;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в
соответствии с изученным языковым материалом;

- извлекать информацию из различных источников;
- находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и
исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться
орфографическими словарями;
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить
знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
предложении в соответствии с изученными правилами;
- производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов,
синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения.
Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании
единого культурно-образовательного пространства страны и формировании российской
идентичности у ее граждан. В системе общего образования родной язык (русский)
является не только учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение
неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего образования.
Изучение родного языка (русского) способствует восприятию и пониманию родной
художественной литературы (русской), освоению иностранных языков, формирует умение
общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет
социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению
профессионального образования на родном языке (русском).
Язык и культура
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и
межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари.
Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности Понятие речевого (риторического)
идеала. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской
культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие
эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности
импровизации. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения,
антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и
тактика спора. Речевое поведение спорящих. Текст как единица языка и речи. Категория
монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи.
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли
участников, возможная типология ситуаций спора. Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи.
Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические
энциклопедии, словари и справочники. Официально-деловой стиль речи. Основные
признаки
официально-делового
стиля:
точность,
неличный
характер,
стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий
характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.
Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности
русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного
слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п

Название раздела
Темы
Язык и культура

Кол. час.
9

1

Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире

1

2

Система русского языка, его единицы и
уровни.

1

3

Русский язык как развивающееся явление

1

4

Основные тенденции активных процессов
в современном русском языке.

1

5

«Неологический бум» русского языка в 21
веке, его причины

1

6

Изменение значений и переосмысление
имеющихся в русском языке слов, их
стилистическая переоценка

1

7

Р/р Творческая работа «Неологизмы в
жизни современного общества»

1

8

Контрольная работа по теме «Развитие
современного русского языка».

1

9

Анализ контрольной работы

1

10

11

12

13

Виды деятельности

Культура речи

13

Основные орфоэпические нормы
современного русского языка. Типичные
акцентологические ошибки в современной
речи

1

Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка.

1

Речевая избыточность и точность.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.

1

Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической
сочетаемости

1

Знакомство
с
системой
русского
языка,
с
его
единицами
и
уровнями,
переосмысление
имеющихся в русском
языке
слов,
их
стилистическойперео
ценки

Совершенствование
владения
всеми
видами
речевой
деятельности
и
культурой устной и
письменной
речи;
умений и навыков
использования языка
в различных сферах и
ситуациях общения,
соответствующих
опыту,
интересам,
психологическим
особенностям
учащихся
старшей
школы

Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка

1

Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.

1

Типичные ошибки в построении сложных
предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.

1

Этика и этикет в электронной среде
общения. Понятие нетикета. Интернетдискуссии, Интернетполемики.

1

18

Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения

1

19

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое
культура речи?»

1

20

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое
культура речи?»

1

21

Контрольная работа по теме
«Современные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы
русского языка»

1

Анализ контрольной работы

1

14

15

15

17

22

Речь. Речевая деятельность. Текст.
23
24

25

26
27

28
29

Понятие речевого (риторического) идеала,
эффективности речевого общения.
Оратория: мастерство публичного
выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи.
Средства речевой выразительности:
«цветы красноречия».
Риторика остроумия
Категория монолога и диалога как формы
речевого общения
Риторика делового общения. Спор,
дискуссия,
Полемика
Р/р Публичное выступление (практическое
занятие)
Функциональные разновидности языка.
Публицистический, научный стили речи.

13
1
1

1

1
1
1
1

Восприятие речевого
общения как формы
взаимодействия
людей в процессе их
познавательнотрудовой
деятельности. Виды
речевого общения:
официальное и
неофициальное,
публичное и
непубличное. Речевая
ситуация и ее
компоненты

31

Официально-деловой стиль речи
(практическое занятие)
Язык художественной литературы.

32

Разговорная речь

1

33

Контрольная работа по теме
«Функциональные разновидности языка»

1

34

Анализ контрольной работы

1

Защита проекта по предложенной теме

1

30

35

1
1

11 класс
№

п/п

Название раздела
Темы

Язык и культура
1

Язык и речь. Язык и художественная
литература

2

Тексты художественной литературы как
единство формы и содержания
Р/р Практическая работа с текстами
русских писателей (А. Пушкин «Скупой
рыцарь»)
Р/р Практическая работа с текстами
русских писателей (А. Пушкин «Скупой
рыцарь»)

3

4

5

Н. Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи

6

7

8
9

Основные нормы современного
литературного произношения и ударения
в русском языке.
Написания, подчиняющиеся
морфологическому,
фонетическому, традиционному
принципам русской орфографии
Русская лексика с точки зрения ее
происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина,
Н. Гоголя и др. русских писателей

Коли
чество
часов

Виды
деятельности

5
1
1
1

1

Знакомство с
текстами
художественной
литературы как
единством формы и
содержания, с
языком
художественной
литературы

1
19
1

1

1

1

Работа
над
основными
нормами
современного
литературного
произношения
и
ударением
в
русском языке, над
ролью
русской
фразеологии,
работа
со
словарями,
выполнение

10

11
12

13

14
15

16
17

18

19

20

21
22
23

24

25

26

27

Р/р Творческая работа «Употребление
фразеологизмов в художественной
литературе»
Словари русского языка. Словари языка
писателей.
Лексический анализ текста. Статья К.
Бальмонта «Русский язык как основа
творчества»
Контрольная работа в форме теста по
теме «Орфоэпические и лексические
нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Морфологические нормы как выбор
вариантов морфологической формы
слова и ее сочетаемости с другими
формами.
Определение рода аббревиатур. Нормы
употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор
вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений.
Синтаксические нормы. Предложения, в
которых однородные члены связаны
двойными союзами.
Способы оформления чужой речи.
Цитирование. Синтаксическая
синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи
Этика и этикет в деловом общении.
Функции речевого этикета в деловом
общении
Этапы делового общения
Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом общении.
Контрольная работа в форме теста по
теме «Грамматические нормы русского
языка»
Анализ контрольной работы

1

заданий
лексическому
анализу текста

по

1
1

1
1
2

1
1

1

1

1
1
1
1
1

Речь. Речевая деятельность. Текст.

11

Речевые жанры монологической речи:
доклад,
поздравительная речь, презентация

1

Речевые жанры диалогической речи:
интервью,
научная дискуссия, политические дебаты

1

Признаки текста. Виды связей
предложений в

1

Работа
над
речевыми жанрами
монологической и
диалогической
речи, признаками
текста, способами
изложения
и
т
ипами
текстов
Составление

Тексте. Способы изложения и типы
текстов.
28

29
30
31
32

Особенности композиции и
конструктивные приемы текста. Абзац.
Виды преобразования текста.
Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект.
Реферат
Р/р Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом
Р/р Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по
теме
«Функциональные разновидности языка»

сложного плана и
тезисов
статей.
Защита проектов по
предложенной теме
1

1
1
1
1

33

Анализ контрольной работы

1

34

Защита проекта по предложенной теме

1

35

Защита проекта по предложенной теме

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».