Аннотация к рабочей программе Родной язык (русский) 10-11

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Родной
язык (русский)» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся
муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 п.
Сосновка
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, модулю и
тематическому
(поурочному)
планированию
в
муниципальном
автономном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе
№ 24 п.
Сосновка
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому родному языку на
личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
предмета «Родной язык (русский)».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Родной язык (русский)». Содержание программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка,
обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом.
Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культу- рам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;

- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным
языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет
нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал
социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый
статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на
качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует
овладению будущей профессией.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной
язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский)
родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не
может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский
язык».

В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству
языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и
культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые
аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)» являются
приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей
русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях
русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской
языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на
формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных
характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма
учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного
взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических
образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин
естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Формы организации учебной деятельности:
различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по
заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с
заданием, самостоятельная работа, сочинение.
Формы контроля знаний:
тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания
дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим
написанием сочинения-рассуждения

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».