Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от «28» августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС СОО

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
10 -11 классы

ГО Карпинск
2020 г.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным
планом среднего общего образования изучается в 10–11 классах из расчёта 1 час в неделю
для каждой параллели (70 часов). После окончания 10 класса планируется прохождение
учебных сборов в объёме 35 часов.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
- безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
- безопасно использовать бытовые приборы;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
- безопасно использовать средства коммуникации;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
- безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства правила поведения на транспорте (наземном, в том
числе железнодорожном, воздушном и водном);
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
- готовиться к туристическим походам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
- добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
- добывать и очищать воду в автономных условиях;

- добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера
для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и
государства;
- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за
правонарушения;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
- безопасно использовать ресурсы интернета;
- анализировать состояние своего здоровья;
- определять состояния оказания неотложной помощи;
- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

- классифицировать средства оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Выпускник получит возможность научиться:
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
- готовиться к туристическим поездкам;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять права покупателя;
- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность;
- анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и
защищающих права ребенка;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
- оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
- оказывать первую помощь при коме;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая
интернет-ресурсы и другие базы данных;
- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные
эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. От культуры реагирования к культуре предотвращения
Наука о безопасности жизнедеятельности. Понятия опасности, риска и безопасности
жизнедеятельности. Классификация проблем современного мира.
Окружающая среда и опасности, которые она таит.
Системный и средовый подходы в изучении проблем окружающей среды. Природная,
техногенная и социальная среды.
От знаний о безопасности к культуре безопасности.
Информация и информирование. От информации к знаниям. Культура безопасности
жизнедеятельности как часть общей культуры человека.

Раздел 1. Безопасность человека
в условиях чрезвычайных ситуаций
Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Опасные природные явления. Степень природной опасности. Природные опасные явления
на территории России. Последствия природных катастроф.
Тема 2. Как действовать в условиях чрезвычайных природных ситуаций
Общие правила поведения в случае чрезвычайной ситуации. Порядок действий в случаях
возникновения наиболее опасных природных чрезвычайных ситуаций. Землетрясения.
Цунами. Лесной пожар. Наводнения. Оползни, сели, обвалы, сход снежной лавины. Буря,
ураган, смерч.
Тема 3. Автономное пребывание человека в природной среде
Автономное существование. Вынужденная автономия. Выживание. Проблемы
автономного существования и способы их преодоления. Временные укрытия. Сигналы
бедствия.
Тема 4. Научно-технический прогресс и риски
Положительные и отрицательные стороны научно-технического прогресса. Риски.
Техногенные опасности.
Тема 5. Правила поведения в случае техногенных чрезвычайных ситуаций
Техногенные опасности и чрезвычайные ситуации. Пожары. Взрывы. Аварии с выбросом
опасных химических веществ. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Гидродинамические чрезвычайные ситуации.
Тема 6. Основы российского законодательства по защите населения
Защита населения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Роль государства в обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан. Основные
федеральные законы, касающиеся вопросов безопасности населения Российской
Федерации.
Тема 7. Медицина катастроф: мероприятия по оказанию первой помощи при массовых
поражениях
Служба медицины катастроф и её задачи. Структура Службы медицины катастроф.
Организация работы Службы медицины катастроф.
Раздел 2. Военная служба — обязанность и право
Тема 1. Защита Отечества — что говорит закон?
Военная служба и воинская обязанность. Призыв на военную службу и освобождение от
неё. Отсрочка от призыва на военную службу. Уклонение от призыва на военную службу.
Альтернативная гражданская служба.
Тема 2. Организация обороны Российской Федерации Федеральный закон «Об обороне».
Задачи, стоящие перед Вооружёнными Силами Российской Федерации. Руководство
Вооружёнными Силами Российской Федерации. Состав и структура Вооружённых Сил
Российской Федерации. Реформа Вооружённых Сил Российской Федерации.
Тема 3. Организация Вооружённых Сил Российской Федерации
Сухопутные войска. Воздушно-космические силы. Военноморской флот. Ракетные войска
стратегического назначения. Воздушно-десантные войска. Тыл Вооружённых Сил. Войска
и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской
Федерации.
Тема 4. Военная подготовка
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Получение начальных знаний в
области обороны. Подготовка по основам военной службы. Военно-патриотическое
воспитание. Подготовка по военно-учётным специальностям. Добровольная
подготовка граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта.
Подготовка офицеров запаса на военных кафедрах. Обучение по дополнительным
программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних. Обучение по
программе военной подготовки в учебных военных центрах.

Тема 5. Права и обязанности защитника Отечества
Правовое положение военнослужащего. Общие обязанности военнослужащих.
Должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина.
Поощрения и дисциплинарные взыскания.
Тема 6. Мы на военной службе
Постановка на учёт. Категории годности к военной службе. Призыв на военную службу.
Порядок прохождения военной службы. Размещение военнослужащих. Распределение
времени и повседневный порядок. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Тема 7. Особенности военной службы по контракту
Понятие военной службы по контракту. Заключение контракта. Служба по контракту.
Тема 8. Дружба и войсковое товарищество — основа боеготовности
Дружба и товарищество в армии: история и современность. Неуставные
взаимоотношения, их виды. Профилактика и предупреждение преступлений против
личности.
Тема 9. Суточный наряд
Понятие суточного наряда. Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного
наряда, его состав и вооружение.
Обязанности дежурного по роте. Порядок приёма и сдачи дежурства. Подчинённость и
обязанности дневального по роте.
Тема 10. Строй. Строевые приёмы и движение без оружия
Понятие строя. Необходимость строевой подготовки. Строевая стойка. Повороты на
месте. Движение. Повороты, перемена направления движения.
Тема 11. Воинское приветствие. Выход из строя.
Строй взвода Выполнение воинского приветствия без оружия на месте
и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход
к начальнику и отход от него. Развёрнутый строй взвода. Походный строй взвода.
Тема 12. Автомат Калашникова
Необходимость огневой подготовки. Автомат Калашникова. Разборка автомата. Порядок
сборки автомата после неполной разборки.
Тема 13. Огневая подготовка.
Порядок хранения и выдачи оружия
Изготовка к стрельбе из положения лёжа. Производство стрельбы. Меры безопасности
при обращении с оружием. Порядок хранения оружия и боеприпасов. Порядок выдачи
оружия и боеприпасов.
Тема 14. Организация караульной службы
Несение караульной службы. Состав караула. Часовой и его пост. Обязанности часового.
Тема 15. Современный бой.
Передвижение солдата в бою Тактическая подготовка. Современный бой. Виды боя.
Обязанности военнослужащего в бою. Передвижение солдата в бою.
Тема 16. Самоокапывание и маскировка.
Солдат-наблюдатель
Выбор места и скрытое расположение на нём для наблюдения и ведения огня.
Самоокапывание и маскировка. Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения.
Занятие, оборудование, оснащение и маскировка наблюдательного поста.
Тема 17. Боевые традиции и воинские ритуалы
Вооружённых Сил Российской Федерации
Экскурс в историю воинских традиций. Как возникают
традиции. Воинские ритуалы. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения
Боевого знамени воинской части.
Порядок (ритуал) вручения личному составу вооружения и военной техники. Ритуал
подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.

Приказ Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и
науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении
Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
и учебных пунктах», раздел IV «Организация обучения граждан начальным знаниям в
области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях и учебных пунктах», пункт 17, гласит: «Обучение граждан женского пола
начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы
осуществляются в добровольном порядке».
В связи с вышеуказанным девушки, не желающие проходить обучение по военной
подготовке совместно с юношами, имеют возможность освоить учебный модуль
«Женщины и армия» в режиме самостоятельной работы
и проектной деятельности. Содержание модуля включает следующие вопросы.
Женщины в армиях мира. Женщины в российской армии: история и современность.
Женские профессии в армии. Военные учебные заведения для девушек. Психологические
особенности женщин-военнослужащих. Статус семьи военнослужащего. Роль женщины в
армии. Женщина — жена и подруга военнослужащего. Общественное движение
солдатских матерей.
Женщины в учреждениях спорта и культуры Вооружённых Сил
Российской Федерации. Участие женщин в спортивно-оборонных мероприятиях, играх.
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации военного характера
Тема 1. Оружие массового поражения и защита от него. Ядерное оружие Оружие
массового поражения и проблема сокращения его запасов. Защита от оружия массового
поражения. Поражающие факторы ядерного взрыва. Влияние облучения на организм
человека.
Тема 2. Химическое и биологическое оружие
Отравляющие вещества и их подразделение. Отравляющие вещества нервнопаралитического, кожно-нарывного, удушающего, общеядовитого, психохимического,
раздражающего действия. Защита от отравляющих веществ. Биологическое оружие.
Применение биологического оружия. Карантинные мероприятия.
Тема 3. Современные и перспективные виды вооружений
Осколочные боеприпасы. Боеприпасы объёмного взрыва.
Фугасные боеприпасы. Кумулятивные боеприпасы. Зажигательное оружие. Высокоточное
оружие. Геофизическое оружие. Лазерное оружие. Генетическое оружие. Инфразвуковое
оружие. Информационное оружие.
Тема 4. Гражданская оборона на защите населения
Гражданская оборона. Задачи гражданской обороны. Оповещение и информирование
населения. Организация и проведение аварийно-спасательных работ. Инженерная защита
населения от чрезвычайных ситуаций.
Тема 5. Индивидуальные средства защиты.
Защита органов дыхания
Индивидуальные средства защиты. Противогазы. Респираторы и простейшие средства
защиты.
Тема 6. Средства защиты кожи.
Медицинские средства защиты
Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты. Их виды и порядок
использования.
Учебные сборы для юношей (35 часов)
Тактическая подготовка (4 часа).

Огневая подготовка (9 часов).
Радиационная, химическая и биологическая защита (2 часа).
Общевоинские уставы (8 часов).
Строевая подготовка (4 часа).
Физическая подготовка (5 часов).
Военно-медицинская подготовка (2 часа).
Основы безопасности военной службы (1 час).
В ходе пятидневных учебных сборов изучаются вопросы размещения и быта
военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой,
огневой, тактической и военно-медицинской подготовки, а также вопросы радиационной,
химической и биологической защиты войск, выполняется первичная военнопрофессиональная ориентация учащихся. «Учебные сборы проводятся на базе соединений
и воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов. В местах, где нет соединений и воинских частей, учебные сборы
организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодёжи к
военной службе, военно-патриотических молодёжных и детских общественных
объединений, оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных
учреждениях» (из Инструкции Министерства обороны
Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. «Об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки
по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования, образовательных учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования и учебных пунктах»).
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Тема 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
Значение здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни. Уровни
формирования здорового образа жизни. Правильное питание — основа здорового образа
жизни. Сахарный диабет и его профилактика. Движение и его роль в формировании
здорового образа жизни. Неврозы и их профилактика.
Тема 2. Вредные привычки: дань моде или путь к самоуничтожению?
Табакокурение и его профилактика. Алкоголизм и его профилактика. Профилактика
зависимостей.
Тема 3. Сердечно-сосудистые заболевания
Опасности сердечно-сосудистых заболеваний. Ишемическая болезнь сердца.
Ишемическая болезнь мозга. Гипертоническая болезнь (артериальная гипертония).
Атеросклероз. Причины сердечно-сосудистых заболеваний. Стрессы.
Тема 4. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Аллергические заболевания. Основные
источники загрязнения окружающей среды. Обеспечение безопасности пищевых
продуктов. Меры предосторожности при употреблении пищевых продуктов.
Тема 5. Инфекционные заболевания и их профилактика
Инфекционные заболевания и пути их распространения. Значение профилактики
инфекционных заболеваний. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
Укрепление иммунитета. Карантинные мероприятия.
Тема 6. Нехарактерные для России инфекционные заболевания и пути их распространения
Редкие инфекционные заболевания. Новые инфекционные заболевания. Профилактика
экзотических инфекций.
Тема 7. Сексуальные отношения и здоровье
Любовь как основа сексуальных отношений. Проблема ранних сексуальных отношений.
Инфекции, передающиеся половым путём (ИППП). Профилактика ИППП.
Ответственность за умышленное заражение ИППП.

Раздел 5. Первая помощь при неотложных состояниях
Тема 1. Первая помощь при кровотечениях
Кровотечения. Венозное кровотечение. Артериальное кровотечение. Способы остановки
наружных кровотечений. Внутренние кровотечения. Проникающее ранение грудной
клетки.
Тема 2. Первая помощь при переломах
Переломы. Первая помощь при переломах. Переломы конечностей. Правила транспортной
иммобилизации конечностей. Переломы костей черепа, шейных позвонков. Переломы
позвоночника. Переломы костей таза.
Тема 3. Первая помощь при вывихах и растяжениях
Вывихи. Растяжения. Первая помощь при вывихах. Первая помощь при растяжениях.
Тема 4. Транспортировка пострадавшего
Проблема доставки пострадавшего. Перенос пострадавших на носилках. Изготовление
носилок из подручных средств.
Безносилочные способы переноса пострадавших.
Тема 5. Первая помощь при угрожающих жизни состояниях
Угрожающие жизни состояния. Шок. Первая помощь при
шоковом состоянии. Обморок. Первая помощь при обмороке.
Кома. Первая помощь пострадавшему, находящемуся в коме.
Клиническая смерть. Первая помощь при клинической смерти.
Тема 6. Сердечно-лёгочная реанимация.
Помощь при утоплении Сердечно-лёгочная реанимация. Непрямой массаж сердца.
Искусственное дыхание способом «рот в рот». Утопление, его виды. Первая помощь при
утоплении.
Тема 7. Первая помощь при приступе стенокардии, инфаркте и инсульте
Стенокардия. Первая помощь во время приступа стенокардии. Инфаркт миокарда. Первая
помощь при инфаркте миокарда. Инсульт. Первая помощь при инсульте.
Тема 8. Инфекционные заболевания: профилактика и первая помощь
Основные меры профилактики инфекций. Помощь при инфекционных заболеваниях
дыхательных путей. Помощь больным с кишечными инфекциями. Инфекционные
заболевания нервной системы. Профилактика клещевого энцефалита.
Тема 9. Первая помощь при ожогах и обморожениях
Ожоги. Термические ожоги. Первая помощь при термическом ожоге. Химические ожоги.
Первая помощь при химическом ожоге. Обморожения. Первая помощь при
обморожениях.
Тема 10. Первая помощь при интоксикациях
Интоксикации (отравления). Признаки интоксикации и первая помощь. Пищевые
отравления. Первая помощь при отравлениях. Отравление продуктами горения. Первая
помощь при отравлении продуктами горения. Укусы змей. Укусы насекомых и пауков.
Первая помощь при укусах.
Тема 11. Медико-психологическая помощь пострадавшим
Влияние неординарных ситуаций на психику человека.
Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций.
Первая помощь пострадавшим с признаками психического расстройства. Медикопсихологическая помощь при массовых поражениях.
Раздел 6. Чрезвычайные ситуации социального характера
Тема 1. Опасность толпы и меры безопасности
Виды массовых мероприятий. Подготовка к массовому мероприятию. Правила поведения
на массовых мероприятиях.
Неуправляемая толпа. Поведение в неуправляемой толпе.
Тема 2. Криминальные опасности

Как уберечься от мошенников. Как обезопасить себя от воров. Как избежать нападения.
Безопасное поведение полов.
Правила поведения при нападении. Необходимая оборона.
Тема 3. Экстремизм и терроризм
Экстремизм. Террористическая деятельность. Факторы, способствующие вовлечению в
экстремистскую деятельность.
Духовно-нравственные основы противодействия экстремизму и терроризму. Поведение в
плену у террористов. Правила безопасного поведения при взрыве жилого дома.
Тема 4. Информационная безопасность человека
Информационная безопасность. Средства массовой информации и их влияние на
человека. Ответственность за распространение недоброкачественной информации.
Конфиденциальность информации. Негативные последствия неограниченного доступа к
информации.
Раздел 7. Национальная безопасность России
Тема 1. Национальная безопасность — что это?
Понятие национальной безопасности. Национальные интересы.
Тема 2. Нормативная правовая основа национальной безопасности России и приоритетные
направления её обеспечения
Обеспечение национальной безопасности. Концептуальные положения в области
обеспечения национальной безопасности. Федеральные документы по обеспечению
национальной безопасности России. Стратегические национальные приоритеты.
Тема 3. Военная и экономическая безопасность
Военная безопасность. Внутренние и внешние угрозы военной безопасности. Обеспечение
военной безопасности России. Возможность применения Вооружённых Сил.
Экономическая безопасность. Внутренние и внешние угрозы экономической
безопасности. Обеспечение экономической безопасности
России.
Тема 4. Информационная безопасность
Информационная безопасность и её составляющие. Ответственность за сокрытие
информации. Доктрина информационной безопасности России. Важнейшие задачи
обеспечения информационной безопасности. Сферы охвата национальной безопасности.
Раздел 8. Глобальные проблемы современного мира и устойчивое развитие
Тема 1. Глобальный экологический кризис
Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические проблемы.
Экологические кризисы: история и оценки. Признаки современного экологического
кризиса. Антропогенный фактор. Экологический след.
Тема 2. Антропогенные изменения окружающей среды
«Предостережение человечеству». Проблема разрушения озонового слоя. Проблема
парникового эффекта. Проблема кислотных дождей. Проблема снижения биологического
разнообразия.
Тема 3. Взгляд в будущее
Глобальное моделирование. Работы Римского клуба. «Зелёная» экономика будущего.
Устойчивое развитие — путь в завтра.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс 35 часов
Введение. От культуры реагирования к культуре предотвращения (3 часа)
Урок 1. Наука о безопасности жизнедеятельности.
Урок 2. Окружающая среда и опасности, которые она таит.
Урок 3. От знаний о безопасности к культуре безопасности.
Раздел 1. Безопасность человека в условиях чрезвычайных ситуаций (7 часов)

Урок 4. Чрезвычайные ситуации природного характера.
Урок 5. Как действовать в условиях чрезвычайных природных ситуаций.
Урок 6. Автономное пребывание человека в природной среде.
Урок 7. Научно-технический прогресс и риски.
Урок 8. Правила поведения в случае техногенных чрезвычайных ситуаций.
Урок 9. Основы российского законодательства по защите населения.
Урок 10. Медицина катастроф: мероприятия по оказанию первой помощи при массовых
поражениях.
Раздел 2. Военная служба — обязанность и право (17 часов)
Урок 11. Защита Отечества — что говорит закон?
Урок 12. Организация обороны Российской Федерации.
Урок 13. Организация Вооружённых Сил Российской Федерации.
Урок 14. Военная подготовка.
Урок 15. Права и обязанности защитника Отечества.
Урок 16. Мы на военной службе.
Урок 17. Особенности военной службы по контракту.
Урок 18. Дружба и войсковое товарищество — основа боеготовности.
Урок 19. Суточный наряд.
Урок 20. Строй. Строевые приёмы и движение без оружия.
Урок 21. Воинское приветствие. Выход из строя. Строй
взвода.
Урок 22. Автомат Калашникова.
Урок 23. Огневая подготовка. Порядок хранения и выдачи оружия.
Урок 24. Организация караульной службы.
Урок 25. Современный бой. Передвижение солдата в бою.
Урок 26. Самоокапывание и маскировка. Солдат-наблюдатель.
Урок 27. Боевые традиции и воинские ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации.
Альтернативный учебный модуль для девушек (17 часов) —
«Женщины и армия».
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации военного характера (6 часов)
Урок 28. Оружие массового поражения и защита от него. Ядерное оружие.
Урок 29. Химическое и биологическое оружие.
Урок 30. Современные и перспективные виды вооружений.
Урок 31. Гражданская оборона на защите населения.
Урок 32. Индивидуальные средства защиты. Защита органов дыхания.
Урок 33. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты.
Урок 34. Итоговое тестирование.
Урок 35. Обобщение.
11 класс 35 часов
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 часов)
Урок 1. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Урок 2. Вредные привычки: дань моде или путь к самоуничтожению?
Урок 3. Сердечно-сосудистые заболевания.
Урок 4. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Урок 5. Инфекционные заболевания и их профилактика.
Урок 6. Нехарактерные для России инфекционные заболевания
распространения.
Урок 7. Сексуальные отношения и здоровье.
Раздел 5. Первая помощь при неотложных состояниях (14 часов)
Урок 8. Первая помощь при кровотечениях.
Урок 9. Первая помощь при переломах.

и

пути

их

Урок 10. Первая помощь при вывихах и растяжениях.
Урок 11. Учебная тренировка: оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях
и механических травмах.
Урок 12. Транспортировка пострадавшего.
Урок 13. Учебная тренировка: способы транспортировки пострадавших.
Урок 14. Первая помощь при угрожающих жизни состояниях.
Урок 15. Сердечно-лёгочная реанимация. Помощь при утоплении.
Урок 16. Учебная тренировка: первая помощь при угрожающих жизни состояниях.
Урок 17. Первая помощь при приступе стенокардии, инфаркте и инсульте.
Урок 18. Инфекционные заболевания: профилактика и первая помощь.
Урок 19. Первая помощь при ожогах и обморожениях.
Урок 20. Первая помощь при интоксикациях.
Урок 21. Медико-психологическая помощь пострадавшим.
Раздел 6. Чрезвычайные ситуации социального характера (4 часа)
Урок 22. Опасность толпы и меры безопасности.
Урок 23. Криминальные опасности.
Урок 24. Экстремизм и терроризм.
Урок 25. Информационная безопасность человека.
Раздел 7. Национальная безопасность России (4 часа)
Урок 26. Национальная безопасность — что это?
Урок 27. Нормативная правовая основа национальной безопасности России и
приоритетные направления её обеспечения.
Урок 28. Военная и экономическая безопасность.
Урок 29. Информационная безопасность.
Раздел 8. Глобальные проблемы современного мира и устойчивое развитие (4 часа)
Урок 30. Глобальный экологический кризис.
Урок 31. Антропогенные изменения окружающей среды.
Урок 32. Практикум «Экологический след».
Урок 33. Взгляд в будущее.
Урок 34. Итоговое тестирование.
Урок 35. Обобщение.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».