Рабочая программа по географии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1 .
от « 28 » августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ 31.08.2020г. № 174-д

Основная образовательная программа
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС СОО

«География»
10-11 класс

ГО Карпинск
2020 г.

Рабочая программа учебного предмета «География» (далее Программа)
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (далее – ФГОС ООО) и с учетом требований примерной
основной образовательной программы среднего общего образования.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы География.
Рабочая программа. Учебно-методический комплект В. П. Максаковского. 10—11 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Сост. К. Н. Вавилова]. — М. :
Просвещение, 2015. Изучение курса географии ориентировано на использовании
учебника География. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций:
базовый уровень / В.П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2020.
Большой вклад в достижение главных целей среднего общего образования
вносит изучение географии. География — это единственный учебный предмет, который
рассматривает прямые и обратные связи между природными и социальноэкономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной
цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей
географическую действительность.
В учебный предмет «География» органически вплетены вопросы геологии,
метеорологии, почвоведения, антропологии, этнографии, социологии, экономики и
многих других наук. Именно благодаря географии, обладающей огромным
мировоззренческим потенциалом, обучающиеся получают об объектах этих наук
определённое представление. Расширение и углубление взаимодействия человека с
окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и
природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных
дисциплин в познании географического пространства.
I. Планируемые результаты учебного предмета «География»
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для

жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать
принципы
выделения
и
устанавливать
соотношения
между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
Выпускник на углубленном уровне научится:
определять роль современного комплекса географических наук в решении
современных научных и практических задач;
выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов;
прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических источников
информации;
использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки
информации;
составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных
систем;
создавать
простейшие
модели
природных,
социально-экономических
и
геоэкологических объектов, явлений и процессов;
интерпретировать
природные,
социально-экономические
и
экологические
характеристики различных территорий на основе картографической информации;
прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных
факторов;
анализировать причины формирования природно-территориальных и природнохозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;
прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных
регионов;
анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе
динамики его изменений;
оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать
принципы
выделения
и
устанавливать
соотношения
между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической
среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого
взаимодействия в странах и регионах мира;
выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на
различных иерархических уровнях географического пространства;
выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории,

региона, страны;
формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о
взаимодействии компонентов природно-хозяйственных территориальных систем;
моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных
географических явлений и процессов.
II. Содержание учебного предмета «География»
В системе образования география как учебный предмет занимает важное место
в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для
повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды
образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования
собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из
СМИ и других источников. География формирует географическое мышление –
целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами
областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и углубленном
уровнях.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на
формирование целостного восприятия мира.
Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное освоение
базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания,
ориентированных на подготовку к последующему профессиональному образованию;
развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это
предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний;
формирование умения применять полученные знания для решения практических и
учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение
предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение
анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной
деятельности
человека,
моделировать
и
проектировать
территориальные
взаимодействия различных географических явлений и процессов.
Программа учебного предмета составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала.
Программа учитывает возможность получения знаний в том числе через
практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень
практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из
перечня те работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом
необходимости достижения предметных результатов.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей
среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и
нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения

экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая
политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения
(половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население).
Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и
занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных
отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран
Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы
освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация
крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов
продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная
политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные
организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и
проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Углубленный уровень
География в современном мире
География в системе естественно-научных и гуманитарных знаний. История географии
как науки. Основные теории и концепции современной географии. Значение
географической науки для современного общества. Методы географической науки
(описательный, сравнительно-географический, картографический, статистический,
полевой, математический,
моделирования, районирования,
аэрокосмический,
геоинформационный). Целостность географического пространства. Географические
оболочки. Ноосфера. Географическая картина мира. Пространственная дифференциация
объектов и явлений. Основные подходы к районированию территории.
Территориальные
системы.
Иерархия
природно-хозяйственных
систем.
Пространственные модели в географии. Геоинформационные системы. Географические
прогнозы.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении

глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.
Физическая география
Физическая география. Дисциплины, входящие в физическую географию:
геоморфология, метеорология и климатология, науки о природных водах (гидрология,
океанология,
гидрогеология,
гляциология),
геокриология
(мерзлотоведение),
почвоведение, биогеография, фенология.
Географические
объекты,
процессы
и
явления.
Физико-географическая
дифференциация. Важнейшие факторы физико-географической дифференциации
(суммарная солнечная радиация, атмосферные осадки).
Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени. Геологическая
хронология. Этапы геологической истории земной коры. Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические,
экологические. Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф. Антропогенный фактор
рельефообразования.
Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства.
Группировка природных комплексов по размерам и сложности организации. Физикогеографическое районирование. Природно-антропогенные комплексы. Природноантропогенные комплексы разного ранга.
Катастрофические и неблагоприятные природные процессы. География природного
риска.
Социально-экономическая география мира
Экономическая и социальная география. Дисциплины, входящие в социальноэкономическую географию (география населения, география мирового хозяйства,
география сельского хозяйства, география промышленности, география сферы
обслуживания, география внешнеэкономических связей, в том числе география
внешней торговли, география транспорта, региональная экономическая география,
политическая география география культуры (культурная география). Представление о
геополитике, геоэкономике, географии потребления).
Экономико-географическое положение. Методы оценки экономико-географического
положения.
Природные условия жизни общества. Теории географического детерминизма.
Природно-ресурсный
потенциал
территории.
Виды
природных
ресурсов.
Природопользование. Рациональное и нерациональное использование природных
ресурсов. Изменение значения отдельных ресурсов на различных исторических этапах.
Территориальные сочетания природных ресурсов. Обеспеченность природными
ресурсами отдельных территорий.
География населения. Расселение человека по планете. Численность, воспроизводство,
динамика
изменения
численности
населения.
Демографический
переход.
Демографическая политика. Демографические кризисы. Размещение и плотность
населения. Факторы, влияющие на размещение и плотность населения. Состав и
структура населения (половозрастной, этнический, религиозный составы, городское и
сельское население). География религий. Этногеография. Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов. Миграции населения. География рынка труда и
занятости. Расселение населения. Сельское и городское расселение. Урбанизация.
Геоурбанистика.
География мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства. Географическое разделение труда. Развитие географического разделения
труда. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Факторы размещения производства. Изменение отраслевой структуры. Развитие сферы
услуг.
География внешнеэкономических связей. Международные экономические отношения.
Мировой рынок товаров и услуг. Особые экономические зоны. Международные

организации (интеграционные экономические союзы). Транснациональные корпорации.
Географические аспекты глобализации.
География транспорта. Основные преимущества различных видов транспорта.
Транспортная инфраструктура. Мировая транспортная система. Транспорт и
окружающая среда.
География мировой торговли. Пространственная структура мировой торговли.
Основные направления оборота наиболее важных товаров и услуг.
Региональная экономическая география. Определение специализации отдельных стран
и районов. Комплексная географическая характеристика крупнейших стран и регионов
мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры, культуры, современных проблем
развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки. Международная специализация крупнейших стран и регионов
мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Политическая география и геополитика. Территориально-политическая организация
общества. Формирование мирового геополитического пространства.
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии
экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты
решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Геоэкология
Окружающая среда как геосистема. Экологические процессы. Динамика развития
важнейших экологических процессов. Антропогенное воздействие. Особенности
воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Состояние
окружающей среды в зависимости от степени и характера антропогенного воздействия.
Экологический кризис, экологическая катастрофа. Региональные и глобальные
изменения географической среды в результате деятельности человека. Роль географии в
решении геоэкологических проблем. Особо охраняемые природные территории.
Концепция устойчивого развития.
Примерный перечень практических работ
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами
ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив
развития альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты
мира.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям
мира.
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия,
Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и
нематериальной сферы.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении
труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны,
города.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ
и
объяснение
особенностей
современного
геополитического
и
геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических,
культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных
проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем
человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм,
картосхем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРАДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
10 класс 35 часов
Базовый уровень
Темы, раскрывающие
Основное содержание
данный раздел
по темам
программы. Количество
часов, отводимых
на данную тему
Раздел I. Общая характеристика мира (6 ч)
Экономическая и
Предмет и структура
социальная география
экономической и социальной
мира (1)
географии мира, уровни и
методы её изучения.
Основные источники
географической информации.
Различные виды карт и
методы работы с ними.
Картографический метод в
исследовании процессов и
явлений. Н.Н. Баранский и
А.И. Витвер основоположники
отечественной экономической
и социальной географии

Характеристика основных
видов деятельности
ученика
(на уровне учебных
действий)
Формирование
представлений о
географических знаниях как
компоненте научной
картины мира, их
необходимости для решения
современных практических
задач человечества и своей
страны.
Определение роли
современной
географии. Знакомство с
учебником,
атласом, другими
источниками

зарубежных стран. Методы
географического сравнения
территорий. Количественные
и качественные
характеристики территории.
Аэрокосмические методы
географических
исследований. Метод
моделирования.
Геоинформационные системы.
Раздел II. Современная политическая карта мира (5 ч)
Многообразие стран
Политическая карта мира как
современного мира (1)
предмет изучения
политической географии.
Количество, типология и
группировки стран.
Экономически развитые
страны, их подгруппы.
Развивающиеся страны, их
подгруппы. Страны с
переходным типом экономики.
На к/к отметить государств и
их столицы упомянутые в
лекции.
Влияние международных Политическая карта мира
после второй мировой войны.
отношений на
политическую карту мира Новый этап международных
(1)
отношений и политическая
карта мира. Современная
политическая карта
мира как итог нескольких
тысячелетий её формирования.
Изменения политического
облика мира на рубеже XX—
XXI вв. Количественные
и качественные сдвиги на
карте мира. Распад СССР (1991
г.) — эпохальное событие на
политической
карте мира последних
десятилетий. Региональные и
локальные конфликты
Государственный строй Территория и границы
стран мира (1)
государства. Делимитация и
Практическая работа №1. демаркация границ.
Составление таблицы
Международные территории и
«Формы
территории с неопределённым
государственного
статусом. Группировка стран
правления и
мира. Формы правления
административно –
государств — монархическая
территориального деления и республиканская. Формы
стран
административно-

географической
информации.

Объяснять и оценивать
изменения на политической карте мира.
Составлять таблицу
«Этапы формирования
политической карты мира».
Наносить на контурную
карту страны,
образовавшиеся в
результате распада СССР
и мировой
социалистической системы

Систематизировать
информацию о территории,
границах, формах
правления и
государственного
устройства стран мира.
Составлять таблицу
«Государственный строй
стран мира».
Представлять информацию

мира»

территориального
устройства — унитарные и
федеративные государства.
Основные типы стран;
критерии их выделения

в вербальном и
невербальном виде
(сообщения, диаграммы,
картосхемы, электронные
презентации). Наносить
на контурную карту
крупнейшие по площади
и населению страны мира и
их столицы
Политическая география и Территориальная
Характеризовать политикогеополитика (1)
дифференциация политических географическое
Практическая работа №2. явлений и процессов. Понятие положение стран и
Характеристика политико о политической
регионов. Оценивать
– географического
географии. Политикотекущие геополитические
положения страны ( на
географическое положение
процессы в мире на основе
выбор)
стран и регионов.
материала учебника,
Основные политические и
ресурсов библиотек
военные
и Интернета.
союзы в современном мире.
Характеризовать основные
Геополитика. Организация
геополитические проблемы,
Объединённых Наций, её
определять причины их
структура и роль в
возникновения и
современном мире. Специфика последствия развития.
России как евразийской страны Отбирать,
интерпретировать и
представлять
информацию в разных
формах (тезисы, сообщение, репортаж,
аналитическая справка,
реферат, обзор). Выявлять и
обсуждать в группе роль и
место России в наиболее
значимых
геополитических ситуациях
современности.
Отличать факты от
суждений, мнений, оценок.
Формулировать
собственное мнение,
аргументировать и
отстаивать свою точку
зрения, сотрудничать при
выработке общего решения
Контрольная работа №1
«Политическая карта
мира» (1)
Раздел III. Природа и человек в современном мире (7 ч)
Взаимодействие общества Географическая оболочка и ее
Устанавливать
границы, составные части и
и природы.
местонахождение (с
свойства
географической
Практическая работа №3.
указанием государственной
оболочки. Этапы формирования
Нанесение на контурную
принадлежности)

карту мира основных
топливно-рудных
бассейнов Земли
Минеральные и
земельные ресурсы
Водные ресурсы суши,
биологические ресурсы
Ресурсы Мирового
океана, климатические и
космические
ресурсы, рекреационные
ресурсы.

Антропогенное
загрязнение и охрана
окружающей среды.
Практическая работа №4.
Оценка
ресурсообеспеченности
отдельных стран мира (на
выбор)
Обобщение знаний по
теме «Природа и человек
в современном мире»

ГО. Обмен вещества и энергии в
географической оболочке. Закон
географической зональности, его
влияние на природу, население и
хозяйство. Природно-ресурсный
потенциал мира. Понятие
«географическая среда». Рост
масштабов воздействия человека
на географическую оболочку.
Учения В. И. Вернадского и А. А.
Григорьева. Классификация
природных ресурсов. Виды
природных ресурсов по
исчерпаемости: исчерпаемые
(возобновимые и невозобновимые)
и неисчерпаемые.
Ресурсообеспеченность. Методы
определения
ресурсообеспеченности стран и
регионов мира. Анализ
ресурсообеспеченности отдельных
стран и регионов мира
важнейшими видами природных
ресурсов. Минеральные ресурсы
мира. Характерные черты
размещения минеральных
ресурсов. Страны - лидеры по
запасам основных видов
минеральных ресурсов: нефти,
природного газа, каменного и
бурого угля, железных,
алюминиевых, медных,
никелевых, полиметаллических,
оловянных руд, золота,
фосфорного сырья, калийных
солей и алмазов. Сырьевая
проблема человечества и пути её
преодоления. География
важнейших видов неминеральных
ресурсов. Земельные и почвенные
ресурсы мира. Структура
земельного фонда мира, главных
регионов и крупнейших стран.
Эффективность территории.
Проблемы опустынивания и
эрозии почв. Лесные ресурсы
мира. Неравномерность
распределения лесных ресурсов.
Северный и Южный лесные пояса
Земли. Страны - лидеры по
запасам лесных ресурсов.
Проблема обезлесения и пути её
преодоления. Водные и
гидроэнергетические ресурсы
мира. Неравномерность
распределения запасов пресной
воды на Земле. Водная проблема
человечества и пути её решения.
Гидроэнергетический потенциал
мира и главных регионов. Страны

интенсивно осваиваемых в
настоящее время:
а) пустынных и
полупустынных районов
Азии, Африки и Австралии;
б) арктических
и субарктических
территорий; в) предгорных
и горных районов мира; г)
территорий,
занятых влажными
тропическими лесами и
саваннами; д) шельфовых
акваторий Мирового
океана. Подбирать и
систематизировать
информацию, строить
поисковый запрос
по изучаемой теме.
Устанавливать с помощью
географических карт
страны, располагающие
наиболее широким
ассортиментом природных
ресурсов. Составлять
конспективно-справочную
таблицу с примерами
ресурсоизбыточных,
ресурсодостаточных и
ресурсонедостаточных
стран. Определять по
формуле
ресурсообеспеченность
(общую и на душу
населения) конкретных
стран каким-либо видом
природных ресурсов.
Осуществлять поиск
статистической
информации в Интернете,
оценивать её достоверность.
Составлять картосхему
крупнейших
нефтегазоносных
провинций мира.
Определять с помощью
почвенной карты мира
страны и регионы,
обладающие наиболее
плодородными почвами.
Составлять сравнительную
характеристику

-лидеры по запасам
гидроэнергоресурсов.
Агроклиматические ресурсы мира
и характерные черты их
размещения. Геотермальные
ресурсы мира. Сейсмические и
вулканические пояса Земли.
Страны - лидеры по запасам
геотермальных ресурсов.
Рекреационные ресурсы мира, их
виды ( природные и историкокультурные ) и размещение.
Крупнейшие рекреационные
районы и центры мира. Ресурсы
Мирового океана, их виды (
биологические, энергетические,
минеральные, водные ),
особенности их размещения и
использования. Взаимодействие
общества и природы.
Природопользование и его виды:
рациональное и нерациональное.
Антропогенные ландшафты.
Экологическая проблема
человечества и пути её решения.
Экологическая политика. Меры по
рациональному
природопользованию. Природные
ресурсы и охрана окружающей
среды.

Раздел IV. Население мира (7)

обеспеченности отдельных
регионов и стран
пахотными землями.
Выявлять масштабы
опустынивания, используя
интернет- ресурсы и
космические снимки.
Устанавливать
с помощью различных
источников информации
обеспеченность крупных
регионов мира ресурсами
пресной воды. Составлять
сравнительную
характеристику
гидроэнергетического
потенциала крупных
регионов мира. Составлять
классификационную схему
«Природные
ресурсы Мирового океана».
Оценивать обеспеченность
отдельных стран
минеральными ресурсами.
Формулировать выводы о
роли природных ресурсов в
жизни человечества.
Представлять информацию
в виде сообщений
и презентаций. Обсуждать в
группах проблемы
рационального
использования природных
ресурсов и применения
сберегающих технологий.
Формулировать,
аргументировать и
отстаивать свою точку
зрения

Численность и
воспроизводство
населения.

Численность населения мира и
динамика изменения
численности. Факторы,
влияющие на воспроизводство
населения. Типы
воспроизводства населения, их
особенности.
Демографический взрыв,
демографический кризис и
демографическая политика.
Рост численности населения
Земли — от медленного до
ускоренного. Воспроизводство
населения. Суть и причины
«демографического взрыва» в
ХХ в. Численность
и размещение населения в
разных регионах и странах
мира. Депопуляционные
процессы в развитых
странах. Теория
демографического перехода.
Демографическая ситуация в
России. Демографическая
политика

Объяснять динамику
численности населения
мира в разные исторические
периоды. Строить
столбиковую диаграмму
«Рост численности
населения Земли от
древности до наших дней».
Выявлять особенности
размещения населения
в разных регионах и странах
мира. Сравнивать процессы
воспроизводства населения
в разных регионах мира.
Прогнозировать тенденции
и последствия изменения
демографической
ситуации на основе анализа
статистических данных
Определять по
статистическим данным
возрастной и половой
состав населения стран
мира. Сравнивать и
объяснять различия между
возрастно-половыми
пирамидами стран
первого и второго типов
воспроизводства населения.
Устанавливать с помощью
географических карт ареалы
проживания крупнейших
народов и распространения
основных языков, мировых

Половой и возрастной
состав населения

Структура населения мира.
Половой состав населения
мира, главных регионов и
отдельных стран и факторы
его
определяющие.
Возрастной состав населения
и
причины
различий
в
возрастном составе населения
в странах разных типов.
Половозрастная пирамида и её
виды в странах различных
типов.
Возрастно-половой
состав
населения мира.

религий. Сравнивать
качество жизни
населения в отдельных
странах. Анализировать
различия в Индексе
развития человеческого
потенциала (ИРЧП) на
основе статистических
данных. Отбирать и
сравнивать статистические
показатели, используя
материалы учебника,
ресурсы библиотек и
Интернета и оценивать
достоверность информации

Этнический и
религиозный состав
населения

Расовый,
этнический,
языковой, социальный состав
населения мира, крупных
стран и регионов. Особенности
уровня и качества жизни
населения в разных странах и
регионах мира. Индекс
развития человеческого
потенциала (ИРЧП)
Взаимосвязь культур и
религий.
Территориальное
распространение
христианства, ислама,
буддизма, крупных
национальных религий
Взаимосвязь культур и
религий.
Территориальное
распространение
христианства, ислама,
буддизма,
крупных национальных
религий. Мировые и
национальные религии. Роль
религии в развитии общества.
География крупнейших
религий мира. Главные
духовные центры мира.
Проблемы межнациональных и
межрелигиозных отношений.
Крупнейшие расы и народы
мира. Государственный язык.

Устанавливать с помощью
географических
карт ареалы
распространения мировых и
крупных национальных
религий. Наносить на
контурную карту наиболее
известные религиозные
центры мира (Ватикан,
Мекка, Медина, Сергиев
Посад, Лхаса, Вифлеем,
Иерусалим, Солт-ЛейкСити, Пушкар и др.)

Размещение и миграции
населения
Практическая работа №5.
Сравнительная оценка
трудовых ресурсов и
занятости населения в
основных сферах
хозяйства стран и
регионов мира.

Городское население.
Урбанизация
Практическая работа №6.
Крупнейшие агломерации
и мегалополисы мира.
Сельское население.
Население и окружающая
среда

Типы стран по национальному
составу населения. Языковые
семьи и их распространение .
Размещение и плотность
населения. Миграции
населения — внутренние и
внешние. Современные
миграционные процессы в
мире. Основные миграционные
потоки. Проблема социальной
адаптации иммигрантов в
разных странах мира и в
России. Понятие
мультикультурализма.
”Утечка мозгов”. Страны с
преобладанием эмиграции и
иммиграции.

Устанавливать с помощью
географических
карт регионы с высокой
плотностью населения;
объяснять причины их
возникновения.
Выявлять виды
экстремальных условий,
неблагоприятных для
расселения населения.
Устанавливать с помощью
географических карт и
объяснять направления
основных миграционных
потоков. Объяснять влияние
миграций
на рынок труда.
Характеризовать
миграционные процессы на
примере отдельных стран
и регионов. Отбирать и
систематизировать
информацию о социальной
адаптации иммигрантов в
разных странах мира и в
России. Анализировать эту
проблему, используя разные
источники информации.
Отличать факты
от суждений, мнений,
оценок. Формулировать
предложения по решению
проблемы, обсуждать их в
группе. Аргументировать и
отстаивать свою точку
зрения, сотрудничать при
выработке общего решения.
Составлять словарик
новых
терминов
по
изученной теме
Занятость населения мира,
Сравнивать структуру
крупных стран и регионов.
занятости экономически
Расселение населения. Понятие активного населения в
об урбанизации. Уровни и
крупных странах и регионах
темпы урбанизации.
мира. Оценивать тенденции
Специфика городских и
изменения
сельских поселений.
структуры занятости
Масштабы и темпы
населения в экономиках
урбанизации различных стран
различных стран мира на

и регионов мира. Влияние
урбанизации на окружающую
среду. Судьба мегалополисов.
Особенности городского и
сельского населения мира.
Урбанизация, уровни и темпы
урбанизации и их особенности
в различных регионах и
странах мира. Факторы,
влияющие на уровень
урбанизации. Ложная
урбанизация. Субурбанизация.
Крупнейшие города и
городские агломерации мира.
Виды городских агломераций:
моноцентрическая,
полицентрическая и
мегалополис. Мегалополисы
мира. Виды сельского
расселения (групповое,
рассеянное и кочевое) и их
географические аспекты.
Трудовые ресурсы мира.
Структура занятости населения
в странах разных типов.
Количественные и
качественные характеристики
трудовых ресурсов
крупнейших стран и регионов
мира. Экономически активное
население. Трудовая нагрузка
населения в странах разных
типов. Население и
окружающая среда

Контрольная работа №2
по теме «Население
мира».
Научно-техническая революция и мировое хозяйство (3)
НТР: характерные черты
НТР: основные черта и
и составные части.
составные части: наука,
производство, техника и
технология, управление.
Эволюционный и
революционный пути развития
техники и технологии в период
НТР. Основные этапы
формирования мирового
хозяйства. Природноресурсный потенциал
территории и его влияние на
развитие хозяйства и
специализацию.

основе статистических
данных. Выявлять
закономерности развития и размещения
городского и сельского
населения. Строить на
контурной карте мира
картодиаграмму
численности городского
населения крупных
регионов мира. Объяснять
различия в темпах и
уровнях урбанизации
отдельных территорий.
Составлять таблицу
ведущих
признаков понятия
«урбанизация». Оценивать
влияние урбанизации на
окружающую среду.
Наносить на контурную
карту крупнейшие
городские агломерации
мира

Анализировать динамику
функциональной
структуры мировой
экономики на протяжении
исторического периода.
Представлять информацию
о структуре мировой
экономики в виде схемы
или диаграммы. Сравнивать
функциональную и
отраслевую структуру
экономику различных стран
мира на основе
статистических данных.

Современное мировое
хозяйство. Отраслевая и
территориальная
структура.

Географическая «модель»
современного мирового
хозяйства, его основные
центры. Международное
географическое разделение
труда и международная
экономическая интеграция.
Международная
специализация. Изменение
мирового хозяйства в период
НТР. Влияние НТР на
отраслевую и
территориальную структуру
мирового хозяйства. Факторы
размещения производства в
период НТР. Аграрные,
индустриальные и
постиндустриальные страны.
Виды регионов по уровню их
развития: столичные,
технополисы, депрессивные,
отсталые аграрные, районы
нового освоения. Виды
международных
экономических организаций.
Крупнейшие интеграционные
объединения мира: ЕС,
НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,
АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,
ОПЕК и их состав.
Региональная политика.
Экономическая и социальная
неоднородность мира. Типы
стран. Государства аграрные,
аграрно-сырьевые,
индустриальные,
постиндустриальные. Развитые
и развивающиеся страны.
Государства — центры
экономической
мощи и «аутсайдеры»;
«полюсы» бедности;
высокоразвитые страны
Западной Европы; страны
переселенческого типа; новые
индустриальные страны;
страны
внешнеориентированного
развития. Экономические и
социальные контрасты

Составлять таблицу
«Главные направления
развития производства в
эпоху НТР». Наносить на
контурную карту главные
центры мирового хозяйства.
Обсуждать тенденции
изменения и перспективы
развития структуры
мировой экономики

Объяснять различия в
темпах и уровнях
экономического развития
стран и регионов мира.
Характеризовать различные
социально-экономические
модели на примерах
типичных стран мира.
Составлять таблицу,
отражающую связь уровня
социально-экономического
развития страны с
функциональной
структурой
национальной экономики.
Выявлять географические
аспекты экономической и
социальной неоднородности
стран и регионов мира,
используя статистические
данные и географические

Факторы размещения
производства.
Практическая работа №7.
Анализ основных
факторов размещения
производства в мире.
Раздел V. География мирового хозяйства (10)
География
Отрасли мировой экономики.
промышленности.
Добывающая и
Топливно-энергетический обрабатывающая
комплекс
промышленность. Сельское
хозяйство: растениеводство и
живототноводство. Понятие
«зелёная революция».
Электроэнергетика.
Сельское хозяйство и
Горнодобывающая
окружающая среда.
промышленность.
Географические различия в
мировой транспортной
Металлургия,
системе. Транспорт и
машиностроение,
окружающая среда. Всемирные
химическая
экономические отношения.
промышленность.
Мировая торговля. Мировой
рынок капитала.
Легкая, лесная и
Международный туризм.
деревообрабатывающая.
Информационная,
Промышленность и
консалтинговая и научная
окружающая среда.
деятельность.
Международное
промышленности мира.
географическое разделение
труда. Отрасли
География сельского
хозяйства и рыболовства. международной специализации
стран и регионов мира

карты. Объяснять
статистические показатели,
характеризующие
экономику
стран и регионов.
Характеризовать
типологические группы
стран («развитые страны»,
«развивающиеся страны»,
«новые индустриальные
страны»). Подбирать и
систематизировать
информацию, строить
поисковый запрос по
изучаемой теме.
Отображать и
комментировать
информацию о центрах
экономической мощи в
мире в картографической и /
или табличной форме

Характеризовать отрасли
мировой экономики,
отмечая их специфические
черты. Объяснять
факторы размещения
отраслей, используя
географические карты.
Сравнивать страны мира
по показателю душевого
потребления первичных
энергоресурсов. Выделять
первую десятку странлидеров в добыче и
производстве основных
видов продукции (нефти,
газа, производстве
электроэнергии, выплавке
металла). Характеризовать
основные нефтяные,
железорудные мосты,
газопроводы. Составлять
характеристику отдельных
отраслей, используя
типовой план

География транспорта.
Практическая работа №8.
Составление
экономикогеографической
характеристики одной из
отраслей

характеристики отрасли
мирового
хозяйства, карт атласа,
Интернета. Составлять
таблицу «Группировка
стран мира по уровню
развития машиностроения».
Выделять страны — лидеры
по производству основных
видов
сельскохозяйственной
продукции, используя
географические карты,
статистический материал.
Характеризовать состав и
основные черты
размещения сухопутного,
водного и воздушного
транспорта мира.
Сравнивать страны мира
по показателю
обеспеченности
транспортной сетью.
Составлять диаграмму
«Страны, занимающие
первое — третье места в
мире по производству
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции». Определять по
различным источникам
информации главные
страны — экспортёры
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции. Составлять
таблицу, отражающую
воздействие
промышленности,
сельского хозяйства и
транспорта на окружающую
среду. Устанавливать
зависимость специализации
районов (стран) в
международном и
межрайонном
географическом разделении
труда от особенностей их
природных условий и
ресурсов. Выявлять
основные
мировые промышленные

Всемирные
экономические
отношения.

районы и центры;
основные районы зернового
хозяйства мира;
крупнейшие мировые
транспортные узлы
(железнодорожные,
морские, воздушные).
Представлять информацию
в виде картосхем
(наносить на контурную
карту) и обоснований
в устной или письменной
(тезисы, справки) форме.
Объяснять
последовательность
логических операций,
аргументируя и оценивая
правильность своих
действий. Определять
страны — экспортёры и
импортёры основных видов
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции и главных видов
сырья; страны,
предоставляющие
банковские и другие виды
международных услуг;
районы международного
туризма и отдыха.
Использовать материалы
учебника, ресурсы
библиотек и Интернета,
оценивать достоверность
информации. Объяснять
факторы специализации
стран и регионов мира и
определять их участие
в международном
географическом разделении
труда
Экономическая интеграция как Характеризовать различные
сотрудничество национальных формы мирохозяйственных
экономик разных стран.
связей. Объяснять причины
Крупнейшие международные
возникновения
отраслевые и региональные
международных отраслевых
союзы в экономической сфере и региональных союзов.
(ЕС, НАФТА, АСЕАН).
Наносить на контурную
Крупнейшие мировые фирмы и карту региональные
транснациональные
экономические
корпорации
группировки.
(ТНК). Внешние связи —
Систематизировать

экономические, научнотехнические.
Производственное
сотрудничество, создание
свободных экономических зон
(СЭЗ). Международная
торговля — основные
направления и структура.
Главные центры
мировой торговли.
Глобализация мировой
экономики. Место России в
глобальной экономике

Контрольная работа № 3
по теме «География
Мирового хозяйства»
Повторение и обобщение знаний по курсу.
Повторение и обобщение знаний по курсу.

информацию о крупнейших
мировых фирмах и ТНК
в табличной форме. Строить
поисковые запросы по
изучаемой теме.
Характеризовать
основные направления и
структуру международной
торговли. Наносить на
контурную карту главные
центры мировой торговли,
первые десять стран по
объёму внешней торговли.
Показывать на контурной
карте крупнейшие
международные
двусторонние товарные
потоки. Использовать
материалы СМИ,
Интернета, GPS-навигатора,
ГИС для сбора и обобщения
информации о мировом
рынке капитала. Оценивать
тенденции создания
единых энергетических,
транс портных,
информационных систем в
мировой экономике.
Оценивать по
статистическим данным и
тематическим картам место
и роль России в мировой
торговле. Подготавливать и
обсуждать учебные проекты
в рамках изучаемой темы.
Планировать пути и
оценивать необходимый
ресурс для достижения
поставленной цели.
Контролировать время и
оценивать правильность
выполнения своих
действий. Аргументировать
и отстаивать свою точку
зрения, сотрудничать при
выработке общего решения

11 класс 35 часов
Базовый уровень
Темы, раскрывающие
Основное содержание
данный раздел
по темам
программы.
Количество
часов, отводимых
на данную тему
Раздел II. Региональная характеристика мира(28)
Географические
Понятие о географическом
регионы
регионе. Основные варианты
регионального деления мира.
Культурно-исторические
регионы мира, их основные
характеристики. Многообразие
стран. Различия стран
современного мира по размерам
территории, численности
населения, особенностям
населения и географического
положения. Экономические и
социальные контрасты

Географические
особенности стран
и регионов

Зарубежная Европа(6)

Характеристика основных
видов деятельности
ученика
(на уровне учебных
действий)

Объяснять критерии
выделения географических
регионов. Характеризовать
культурно-исторические
регионы мира (Лондон,
Париж и др.). Готовить
проект «Двухнедельные
каникулы в зарубежной
Европе». Определять
различия стран
современного мира по
размерам территории,
численности населения,
особенностям населения,
географического положения.
Создавать ментальные карты
стран и регионов мира.
Представлять информацию в
табличной или
картографической форме
Специфические и
Определять социальнотипологические черты стран и
экономические параметры
регионов, играющие
развития конкретных стран.
видную роль в функциональном Обсуждать в группах
механизме мировой политики
географические аспекты
и экономики.
проблем, связанных с ролью
Австралия и Океания.
различных стран в системе
Российская Федерация и
мировой экономики и
постсоветский регион.
политики. Оценивать
Общие географические
природно-, политико- и
характеристики стран (по
экономико-географическое
выбору)
положение отдельных стран
мира (имеющих выход к
Зарубежная Европа:
морю и
территория,
внутриконтинентальных),
границы, географическое
положение, природные условия используя географические
карты. Отбирать и
и ресурсы, население.
анализировать
Хозяйство: место в мире,
статистические показатели,
различия между странами.
используя материалы
Географический рисунок
учебника, ресурсов
расселения и хозяйства.
библиотек и Интернета,
Регионы Западной Европы и

Зарубежная Азия(7)

Африка(4)

Центрально-Восточной
Европы. Германия,
Великобритания, Франция.
Особенности географического
положения, истории открытия
и освоения, природноресурсного потенциала,
населения, хозяйства,
культуры, современных
проблем развития стран
Европы. Региональные
различия.
№1. Составление
сравнительной экономикогеографической
характеристики двух стран
«большой семерки
Общая характеристика
зарубежной Азии.
Межэтнические и религиозные
конфликты. Роль региона в
мировом хозяйстве. КНР,
Япония.
Регионы Юго-Восточной,
Южной (Индия), Юго-Западной
Азии. Особенности
географического положения,
истории открытия и освоения,
природно-ресурсного
потенциала, населения,
хозяйства, культуры,
современных проблем
развития стран Зарубежной
Азии. Внутренние
географические различия
стран.
№2. Отражение на картосхеме
международных
экономических связей Японии
Общая характеристика Африки.
Континентальный тип
отраслевой структуры
хозяйства. Монокультурная
специализация хозяйства.
Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР — страна
с двойной экономикой.
Особенности географического
положения, истории открытия
и освоения, природноресурсного потенциала,
населения, хозяйства,

и оценивать достоверность
информации.
Составлять социальноэкономическую
характеристику от дельной
страны. Определять роль
страны в функциональном
механизме мировой
политики и экономики.
Строить картодиаграмму
«Доля индейцев в населении
отдельных стран Латинской
Америки» на контурной
карте. Составлять таблицу
«Уровень урбанизации в
странах зарубежной Азии».
Сопоставлять страны
(регионы) по богатству и
разнообразию топливных,
рудных и нерудных
полезных ископаемых.
Наносить на контурную
карту главные страны,
специализирующиеся на
производстве, добыче и
экспорте основных видов
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции. Строить
столбиковую и круговую
диаграммы, показывающие
долю страны в мировом
промышленном и
сельскохозяйственном
производстве по отдельным
видам продукции; проводить
анализ. Составлять таблицу
«Главные районы чёрной
металлургии США».
Наносить на контурную
карту главные
промышленные центры,
сельскохозяйственные
районы, транспортные
магистрали и морские порты
региона (страны).
Сопоставлять по
экономической мощи
(общий объём ВВП)
ведущие страны мира,
представляя информацию в
виде столбиковой

Северная Америка(6)

Австралия(1)

Латинская Америка(4)

культуры, современных
проблем развития стран
Африки. Внутренние
географические различия стран
Общая характеристика США.
Городские агломерации и
мегалополисы.
Североамериканский тип
транспорт ной системы.
Промышленные районы и пояса
США. Макрорегионы США.
Канада Особенности
географического положения,
истории открытия и освоения,
природноресурсного
потенциала, населения,
хозяйства, культуры,
современных проблем
развития стран Северной
Америки. Внутренние
географические различия
стран.
№3. Составление картосхемы
районов
загрязнения
окружающей среды США,
выявление
источников
загрязнений,
предложение
путей решения экологических
проблем.
№4. Составление комплексной
экономико-географической
характеристики Канады
Особенности географического
положения, истории открытия
и
освоения,
природноресурсного
потенциала,
населения,
хозяйства,
культуры,
современных
проблем развития Австралии.
Внутренние
географические
различия стран Океании
№5. Составление картосхемы,
отражающей международные
экономические связи
Австралийского Союза,
объяснение полученного
результата.
Общая характеристика
Латинской Америки.
Латиноамериканский
тип города. Понятие «ложная
урбанизация». Страны

диаграммы. Составлять
характеристику природных
предпосылок для развития
промышленности
конкретной
страны. Составлять таблицу
«Классификация стран
Африки по степени их
богатства полезными
ископаемыми».
Анализировать
(по картам атласа)
экономическую
специализацию конкретных
стран в мировой экономике,
обосновывая её
предпосылки и используя
материалы учебника,
ресурсов библиотек и
Интернета. Составлять и
анализировать таблицу
«Черты сходства и различий
между Мексикой, Бразилией
и Аргентиной». Составлять
комплексную
географическую
характеристику стран
разных типов и крупных
регионов мира, отмечая их
географическую специфику,
в устной или письменной
(тезисы, справки)
форме. Отбирать и
представлять информацию
о странах мира в виде
электронных презентаций.
Готовить учебный проект
«Переброска речного стока в
Африке». Разрабатывать
индивидуальные проекты
путешествий «Экскурсия
по Китаю», «Путешествия
по США», «Путешествие на
автомашине по
Панамериканскому шоссе».
Планировать пути и
оценивать необходимый
ресурс для достижения
поставленной цели.
Контролировать время и
оценивать правильность
выполнения своих действий.

Латинской Америки (Бразилия, Аргументировать и
Мексика).
отстаивать свою точку
Особенности географического зрения, сотрудничать при
положения, истории открытия
выработке общего решения
и освоения, природноресурсного потенциала,
населения, хозяйства,
культуры, современных
проблем развития стран
Латинской Америки.
Внутренние географические
различия стран.
Россия в современном
Россия на политической карте
мире(2)
мира, в мировом хозяйстве,
системе международных
финансовоэкономических и
политических отношений
(изменение границ в связи с
присоединением республики
Крым). Отрасли
международной специализации
России. Особенности
географии экономических,
политических и культурных
связей России с наиболее
развитыми странами мира.
Географические аспекты
важнейших социальноэкономических проблем
России. Анализ и объяснение
особенностей современного
геополитического и
геоэкономического положения
России. Определение
основных направлений
внешних экономических
связей России с наиболее
развитыми странами мира.
Раздел III. Современные глобальные проблемы человечества(4)
Глобальные процессы
Глобальные процессы и
Систематизировать
человечество.
информацию о проявлении
Континентальные,
глобальных процессов
региональные, зональные,
разного уровня.
локальные проявления
Объяснять критерии
глобальных процессов.
выделения и причины
Понятие о глобальных
возникновения глобальных
проблемах
проблем человечества.
современности — естественно- Строить поисковые запросы
научных и общественных.
по изучаемой теме
Старые и новые глобальные
проблемы
Приоритетные
Энергетическая, сырьевая,
Характеризовать масштабы

глобальные проблемы

продовольственная,
демографическая,
эко логическая проблемы.
Проблемы мира и разоружения,
международного терроризма.
Проблема отсталости.
Характер, масштабы,
острота, региональные
проявления глобальных
проблем
Геоэкология — фокус
глобальных проблем
человечества. Общие
и специфические экологические
проблемы разных регионов
Земли.
Взаимосвязь глобальных
проблем человечества,
наиболее прочные звенья,
связывающие их воедино.
Возможные пути решения
(смягчения) глобальных
проблем. Стратегия
устойчивого развития:
понятие, главные компоненты.
Место и роль России в
появлении, обострении и
возможном решении
(«смягчении») отдельных
глобальных проблем.
Необходимость переоценки
человечеством некоторых ранее
устоявшихся экономических,
политических, идеологических
и культурных ориентиров.
Роль географии в исследовании
глобальных проблем
человечества

и остроту приоритетных
глобальных проблем.
Составлять характеристику
географических аспектов
глобальных проблем
человечества. Строить
логическое рассуждение и
устанавливать связи и
обобщения; составлять
графический конспект темы.
Составлять графическую
схему «Альтернативные
источники энергии»,
комментировать её, объясняя
преимущества
альтернативных источников
перед традиционными.
Отбирать из разных
источников информацию о
развитии атомной
энергетики в современном
мире. Формировать
собственную
позицию по перспективам
развития отрасли и путям
решения имеющихся
проблем. Отбирать
информацию для подготовки
реферата на тему «На пути к
безъядерному и безопасному
миру». Составлять схему
«Факторы и формы
воздействия общества на
окружающую среду».
Готовить проекты,
отражающие
демографический портрет
планеты в наши дни и в
середине XXI в. и
демонстрирующие
взаимосвязь проблемы
преодоления отсталости
развивающихся стран с
другими глобальными
проблемами человечества.
Обсуждать в группах разные
точки зрения,
аргументировать и
отстаивать свою позицию,
сотрудничать при выработке
общего решения. Применять
полученные знания,

Мир в XXI веке.
Обобщение знаний по
курсу (3)

разнообразные источники
географической информации
для подготовки и
проведения диспута на тему
«Проблемы здоровья
и долголетия человека».
Формулировать и
обосновывать полученные
выводы. Представлять
в графической, справочнотабличной или табличной
формах информацию (с
комментариями) о наименее
развитых странах
современного мира (по
объёму ВВП на душу
населения). Сравнивать
остроту продовольственной
проблемы в разных странах
мира на основе данных о
калорийности питательного
рациона населения
отдельных стран. Создавать
устное или письменное
высказывание / текст
(тезисы, сообщение,
реферат, доклад, обзор)
об общих и специфических
экологических проблемах
разных регионов Земли.
Отмечать социальноэкономические аспекты
экологических проблем.
Составлять графическую
схему взаимосвязей
глобальных проблем
человечества с письменным /
устным объяснением их
характера. Составлять
конспективно-справочную
таблицу «Характеристика
глобальных проблем
человечества»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».